ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
СПОРТИВНО-МАССОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЛОЛОГИИ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА
SPORTS AND MASS ACTIVITY OF STUDENTS OF THE INSTITUTE OF PHILOLOGY OF THE Orel STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. S. TURGENEV
Шавырина Светлана Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Shavyrina Svetlana Vasilyevna Ph. D., assistant professor department of physical education Orel state university Orel, Russia Батова Елена Анатольевна кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Batova Elena Anatolyevna Ph. D., assistant professor department of physical education Orel state university Orel, Russia
Ильина Светлана Александровна
старший преподаватель кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия llina Svetlana Aleksandrovna senior lecturer department physical education Orel state university Orel, Russia
Аннотация. В работе рассмотрено усвоение и отношение студентов института филологии к развитию всех спортивных направлений и спорту в целом. Описана значи-мость спорта и физической культуры в обучении и подготовке будущих молодых специалистов. Показана работа преподавателей вуза, которая заключается в необходимости научить студентов выбирать правильные и подходящие средства и формы для укрепления своего здоровья. В статье учитывается ценностное отношение сту-дентов к своему здоровью. Ценностное отношение выражается в суждениях, в дей-ствиях,
которые проявляются в качестве сдаче контрольных нормативов. Авторы предлагают оригинальный подход к решению этого вопроса. Путем активного участия студентов во всех соревнованиях по различным видам спорта. Студенты успешно сдают в конце учебного года контрольные нормативы и свои учебные дисциплины. Участие спортивных соревнований формирует у студентов морально-волевые качест-ва и черт характера.
Abstract. The paper considers the assimilation and attitude of students of the Institute of Philology to the development of all sports areas and sports in general. The importance of sports and physical culture in the education and training of future young professionals is described. The work of university teachers is shown, which consists in the need to teach students to choose the right and appropriate means and forms to strengthen their health. The article takes into account the value attitude of students to their health. The value attitude is expressed in judgments, in actions that manifest themselves as the passing of control standards. The authors offer an original approach to solving this issue. By actively participating students in all competitions in various sports. Students successfully pass the control standards and their academic disciplines at the end of the academic year. Participation in sports competitions forms students ' moral and strong-willed qualities and character traits.
Ключевые слова: институт филологии, студенты, здоровье, спортивная деятельность, физическая культура, спорт.
Keywords: institute of philology, students, health, sports activity, physical culture, sport.
Актуальность. В наше время проблема здоровья становится глобальной. Но относится это не только к здоровью взрослого или пожилого человека, но и к молодому поколению. В связи с развитием информационных технологий здоровый образ жизни у современной молодежи отходит на второй план. Поэтому здоровью молодежи уделяется большое внимание в высших учебных заведениях. Как известно, здоровье определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям. Поэтому на плечи преподавателей вузов ложиться необходимость научить студентов выбирать правильные и подходящие средства и формы для формирования здорового тела.
Успех этой деятельности, устранение вредных воздействий и повышение устойчивости к ним, определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья. Именно поэтому значение спортивных соревнований особенно велико для формирования морально-волевых качеств и черт характера. [3]. Кроме внутренних и внешних воздействий на организм студентов. Должен быть духовный стержень у обучающего, по нашему мнению - это формирования ценностного отношения к своему здоровью. Помочь сформировать должны мы преподаватели. Создавать организационно-педагогические условия образовательного процесса студентам вуза для формирования ценностного отношения к своему здоровью. Показать свой пример, постоянную потребность в спортивной деятельности. Проводить систематически беседы с учебными группами. Результат данного метода должен заключаться в объяснении значимости здоровья студентов и его осознание как фундамента для реализации их жизненных целей. Как бы они не были интеллектуально подготовлены в своей будущей профессии, без наличия оптимального уровня здоровья, не получиться достичь своих запланированных амбиций. Только систематическая работа
над собой сформирует ценностное отношение к своему здоровью. Работа над собой заключается в следующем это самообразования и самовоспитания. Полу-чение специальных теоретических знаний по этой теме. К мотивам самовоспитания можно отнести понимание значения физкультурно-массовой деятельности и здоро-вого образа жизни для своей карьеры и успешной деятельности. Необходимо вырабатывать потребность в регулярной спортивно-массовой деятельности [4].
Мы делаем вывод, что все зависит от активной позиции самого человека и ценностное отношение тоже. С целью оценить их отношения к своему здоровью, мы предложили ответить на некоторые вопросы, на которые представлялись варианты ответов. Был проведен опрос среди первокурсников. Участвовало 61 чел. Опрос проводили в марте 2021 года. Например, был задан такой вопрос «Соблюдаете ли вы режим труда и отдыха?» Из них 22 % ответили, что обязательно соблюдают, планируют свое время на труд и на отдых. Не соблюдают 40%, не хотят и даже не планируют; 38% пытаются соблюдать, время от времени. На вопрос, почему не соблюдают режим труда и отдыха? Отвечают 26% «не получается, не могу»; 11% - «не важно для здоровья»; 11% - «лень»; 7% «нет силы воли». Полученные резуль-таты говорят о том, что половина опрошенных студентов не считает нужным плани-ровать свое время на труд и на свою деятельность. Это говорит о неумении современных молодых людей грамотно планировать свою жизнь и учебу.
На вопрос «Трудно ли дается учеба в вузе?» Радует, что только 15% студентов ответили «да» 18% ответили, что «нет» и 67% «иногда». Большой процент 67% отражает проблемы студентов, связанные с изучением запланированных учебных дисциплин. Необходимо ответить, что среди студентов, соблюдающих режим дня, и большинства из тех, кто умеет планировать свой день, нет ни одного, кто бы пожаловался на трудности в учебе.
На следующий вопрос «Сколько времени вы тратите на отдых и хобби?» ответили так, на полноценный отдых и хобби 40% студентов уходит 1-2 часа в день, 26% -3-4 часа полноценный отдых и хобби. А 36% студентов указывают на нехватку времени на отдых и хобби, но, а они отдыхают в выходные и праздничные дни.
На вопрос об оценке в общеобразовательной школе по предмету «физическая культура». Получены следующие данные: в школе были аттестованы на оценку «5» 65% обучающихся. Оценку «4» - 31 % имели опрошенных и «3» 4%. Занимались физической культурой в основной группе 69%. В специальной 14%, остальные 17% в подготовительной.
В положительном влиянии физических упражнений на здоровье студентов уверены 85%.
Влияние на здоровья оказывает семья. Формируется установка на здоровье, режим дня, привычки, двигательный режим.
Полученные данные указывают на снижение ценностного здоровья у молодежи. Преподавателям необходимо постоянно мотивировать студентов не только к занятиям по физической культуре, но и к активному участию в соревнованиях, которые проводятся в нашем вузе.
Студенты института филологии к занятиям физкультуры относятся достаточно ответственно. Каждый, кто не имеет противопоказаний к занятиям спортом под-
твержденных квалифицированным врачом (эти студенты имеют освобождения от занятий, либо занимаются в спец. группах, посещают занятия лечебной физкультуры), в обязательном порядке посещает пары и совершенствует такие навыки как: сила, быстрота, гиб-кость и выносливость.
Зимой развитие этих навыков происходит на лыжах. Ребята прокачивают навыки за счет разминочных упражнений на лыжах перед занятием, чтобы разогреть мышцы, а затем переходят к основной части, где они начинают скользящий шаг. С началом скольжения студенты выносят одну ногу вперед и переносят на нее массу своего тела. Продолжая скольжение в выпаде, они производят активное продвижение тела вперед над опорой и сгибают вторую ногу в колене. Из этого положения студенты начинают разгибание ноги в коленном суставе, и производит энергичное отталкивание палками. Отталкиваясь палками и перенося массу своего тела с ноги на ногу, студенты прокачивают силу мышц рук и ног, выносливость. А во время соревнований на скорость, студенты задействуют максимальное количество своей энергии и прокачивают навык быстроты.
Летом студенты занимаются на улице и в зале, в зависимости от погодных условий. Ребята проводят разминку совместно с преподавателем, бегают, прыгают, сдают нормативы и устраивают эстафеты на скорость. Все направлено на улучшение навыков. На занятиях в спортивном зале ребята прокачивают навыки играя в баскетбол и волейбол и участвуют в соревнованиях в этих видах спорта [2].
Поэтому ребята из института помимо плановых занятий занимаются еще и дополнительно, они формируют команды и защищают честь института и на соревнованиях, и на разных эстафетах, проходящих как внутри института, так и университета.
Парни играют в баскетбол, как спортивная игра он, характеризуется разнообразной двигательной деятельностью. Он включает бег, ходьбу, прыжки, броски, ловлю мяча, удары, различные силовые элементы. Все эти движения выполняются в условиях взаимодействия с игроками своей и противоположной команды.
Очень важно для баскетболистов, которым в игре приходится много раз пры-гать и приземляться, толкаться и продавливать защиту быть подготовленными и иметь все необходимые навыки. Им нужны сильные ноги для того, чтобы забивать мячи или просто прыгать выше всех. Ноги - это главное за счет чего студент защищается и оказывается на площадке в нужное время и в нужном месте. Также очень важно делать упражнения для развития мышц груди, чтобы совершать сильные броски и ставить защиту. Также студентам баскетболистам необходимо иметь сильные руки и плечи.
Успешность занятий во многом зависит от того, в каких режимах работают мышцы у ребят. Поэтому сила, которая развивается мышцами при приземлении с высоты, значительно больше той, которую можно развить при отталкивании вверх. Максимальные величины силы чаще всего проявляются в уступающих движениях, при этом, чем быстрее происходит растягивание активных мышц, тем большую силу они проявляют.
Обязательным качеством студентов баскетболистов еще является и быстрота. Быстрота движений зависит, в первую очередь, от скорости мышечного напряжения,
обеспечивающего мышечную тягу. Для развития быстроты студенты выполняют упражнения, в которых движения могут быть выполнены с большой скоростью. Упражнения скоростного характера хорошо осваиваются студентами и доводятся до автоматизма, чтобы не концентрировать внимание на преодолении сложностей построения движений. Ведь баскетбол требует высокого внимания и концентрации, нужно успеть передать мяч партнеру, пока противник не отнимет его у тебя.
Студенты выполняют упражнения на выносливость, которые предполагают последовательное выполнение непрерывных, повторных, переменных или интервальных физических нагрузок с заданной интенсивностью. И улучшают навык ловкости. Она нужна, чтобы можно было быстро ловить мяч, передавать его другому игроку и попасть в корзину.
Эти навыки и качества пригождаются нашим ребятам на соревнованиях, которые в институте проходят довольно часто. Студенты отстаивают честь своего института очень упорно и всегда стремятся показать хорошие результаты [1].
Поэтому юноши института в обязательном порядке все упражнения и нагрузки для поддержания тела и духа в тонусе.
Девушки нашего института принимают участие в соревнованиях по волейболу, легкой атлетике, настольному теннису и им тоже необходимо всегда быть готовыми.
Вот, например, волейбол - это игра смелых, темпераментных, решительных, а главное физически развитых и обладающих мгновенной реакцией. Именно поэтому в женскую команду по волейболу отбирают только самых сильных, ловких и быстрых девушек. На занятиях и отдельных тренировках перед соревнованиями девушки отрабатывают удары, скорость реакции, прыжки - все это необходимо для успешной игры с хорошими результатами [2, 4].
Спортивные мероприятия и сдача всевозможных нормативов в институте используются для проверки качества выполняемой студентами работы над собой и своим телом. Ребята показывают достойные результаты и всегда защищают честь института.
У многих студентов появляется осознанность того, что физическая культура и спорт имеет огромное значение в жизни, а навыки, приобретенные во время занятий, пригодятся и в дальнейшей жизни, например, при устройстве на работу журналисту необходимо иметь хорошую физическую форму для быстрого реагирования и передвижения [1, 5].
Не стоит забывать и о том, что физическая нагрузка улучшает и психическое состояние студентов. После занятий спортом мозг начинает работать гораздо продуктивнее, знания, получаемые, на других парах лучше усваиваются и надолго задерживаются в памяти. Конечно, ребята устают, но многие ученые считают, что эта усталость очень полезна. Через занятия спортом студенты выбрасывают накопившуюся негативную энергию, испытывают меньше стресса и успешнее сдают сессии. Так же было доказано, что у молодых людей, которые занимаются спортом, показатели интеллекта и креативности выше, чем у людей, которые этого не делают.
А еще некоторые студенты института филологии являются членами Студенческого Спортивного Клуба (ССК - Орел57). Они самостоятельно, без преподавателей, занимаются организацией спортивных мероприятий. Основными мероприятиями
ССК - Орел57 является организация чемпионатов ССК России, где ребята из нашего института активно принимают участие. Они проходят отборочные этапы на уровне вуза, лучшие выходят на региональный этап, где соревнуются с ребятами из других учебных заведений и самые лучшие выходят на всероссийский этап. Такие соревнования в институте устраиваются по волейболу, стритболу и мини-футболу.
Ребята филологического института прокачивают свои навыки не только в спорте. Клуб отправляет студентов на обучение управлением командами, развивать лидерские качества, обучает работе с болельщиками и, конечно, дает новому поколению студентов института филологии организаторские навыки.
Дух и тело студентов филологического института прокачивается постоянно, очень радует, что с приходом новых поколений студентов растет не только их информационная осознанность, но и понимание, что без спорта и физической культуры человек просто не может жить и функционировать правильно [5].
Провели небольшой опрос среди студентов института и выявила, что для большинства физкультура действительно важна и они заботятся о своем будущем здоровье, кроме того, некоторые отметили, что продолжат заниматься спортом и после окончания института в фитнес клубах. Планируют поддерживать и повышать свои физические и психические способности, ведь они взаимосвязаны между собой.
Литература
1. Гайникова П. А., Шавырина С. В. Физическая подготовка журналиста как основная часть его профессиональной пригодности в средствах массовой информации // Автономия личности, 2020. № 3 (23) С. 104-109.
2. Ильина С. А., Шавырина С. В. Развитие координационных способностей у студентов вуза на занятиях по физической культуре путем внедрения в учебный процесс элементов фитнес-аэробики // Автономия личности, 2020. № 1 (21) С. 31-36.
3. Прохоров Р. А., Шавырина С. В. Методика проведения занятий по силовому фит-несу в вузе // Ученые записки Орловского государствен-ного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 3 (84) июль-сентябрь. 2019 г. С. 335-358.
4. Шавырина С. В., Тюрина И. В. Проблема формирования у студентов мотива-ционно-ценностного отношения к собственному здоровью. // Наука-2020, 2020. № 6 (42). С. 45-49.
5. Шавырина С. В. Использование мотивации к занятиям физической культурой студентов филологического института // Наука-2020, 2019. № 5 (30). С. 91-95.
References
1. Gaynikova P. A., Shavyrina S. V. Fizicheskaya podgotovka zhurnalista kak osnovnaya chast' ego professional'noy prigodnosti v sredstvakh massovoy informatsii [Physical training of a journalist as the main part of his professional suitability in the media]. Avtonomiya lichnosti -Autonomy of personality, 2020, no. 3 (23), pp. 104-109.
2. Il'ina S. A., Shavyrina S. V. Razvitie koordinatsionnykh sposobnostey u stu-dentov vuza na zanyatiyakh po fizicheskoy kul'ture putem vnedreniya v uchebnyy protsess elementov fitnes-aerobiki [Development of coordination abilities among university students in physical culture lessons by introducing elements of fitness-aerobics into the educational process]. Avtonomiya
lichnosti - Autonomy of personality, 2020, no. 1 (21), pp. 31 -36.
3. Prokhorov R. A., Shavyrina S. V. Metodika provedeniya zanyatiy po silovomu fit-nesu v vuze [Methods of conducting classes on power fit-ness in the university]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki - Scientific notes of the Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2019, no. 3 (84), July-September, pp. 335-358.
4. Shavyrina S. V., Tyurina I. V. Problema formirovaniya u studentov motiva-tsionno-tsennostnogo otnosheniya k sobstvennomu zdorov'yu [The problem of the formation of students' motivational-value attitude to their own health]. Nauka-2020 - Science-2020, 2020, no. 6 (42), pp. 45-49.
5. Shavyrina S. V. Ispol'zovanie motivatsii k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy studentov filologicheskogo instituta [The use of motivation for physical education of students of the philological institute]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 5 (30), pp. 91-95.