2 0 2 4' 0 5
ВЛАСТЬ
229
УДК 316.346.32-053.6
БРЫКОВА Светлана Сергеевна — аспирант Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова (671000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, [email protected]); ORCID: 0009-0007-0422-7658
СПОРТИВНАЯ МОЛОДЕЖЬ
КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
Аннотация. В статье анализируется спортивная молодежь как особая социальная группа. Спортивная молодежь рассматривается в качестве ключевой социальной группы для проведения государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Изучение данной социальной группы способствует выделению эффективного механизма для вовлечения в занятие физической культурой и спортом «неспортивной» молодежи. В исследовании проанализированы отечественный и зарубежный опыт исследования спортивной молодежи, выявлены проблемы и даны рекомендации. Ключевые слова: молодежь, спортивная молодежь, физическая культура и спорт, институт спорта, молодежная политика
В качестве молодежи в Российской Федерации законодательно1 определены граждане в возрасте от 14 до 35 лет включительно. Внимание государства к данной социально-демографической группе обусловлено тем, что это будущее страны. По этим причинам молодежь все чаще становится объектом научных исследований. В свою очередь, физическая культура и спорт (далее - ФКС) обладают рядом позитивных для общества и человека свойств. Известно, что не вся молодежь - спортивная, следовательно, существует отдельная социальная группа молодежи, на чью социализацию оказывает влияние институт спорта. Ее изучение может помочь органам государственной власти и местного самоуправления понять, как ради сохранения здоровья и работоспособности нации привить элементарные навыки соответствующей спортивной культуры и остальным молодым людям.
Согласно рекомендациям Минспорта РФ2 считается, что человек систематически занимается ФКС, если уделяет этому занятию в неделю не менее (по каждой группе возрастов): 75 мин. (3-5 лет), 90 мин. (6-15 лет), 125 мин. (1629 лет), 115 мин. (30-59 лет), 90 мин. (60-90 лет). Следовательно, молодым людям в основном надлежит заниматься не менее 2 ч. в неделю. Также в расчет берутся не только занятия в секциях с тренерами, но и самостоятельные.
По аналогии со спортсменами как социальной группой спортивную молодежь также можно разделить на две когорты - любителей и профессионалов. Есть и промежуточное звено ввиду того, что, согласно закону, молодежью считаются люди в возрасте от 14 до 35 лет, а в 14 лет в ряде видов спорта еще не ясно, сможет ли юный спортсмен выйти на профессиональный уровень. Тем не менее вышеперечисленные категории, несмотря на различия, образуют одну общую группу - спортивную молодежь.
Видный представитель отечественной социологии спорта Л.И. Лубышева,
1 Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Доступ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ (проверено 01.06.2024).
2 Абалян А.Г и др. 2023. Методические рекомендации субъектам Российской Федерации, направленные на повышение эффективности вовлечения населения в систематические занятия физической культурой и спортом. М.: ФГБУ ФНЦ ВНИИФК. 270 с.
230
ВЛАСТЬ
2 0 2 4' 0 5
говоря о важности социализации в формировании этой группы, отмечает: «Степень эффективности социализации посредством спортивной деятельности во многом зависит от того, насколько ценности спорта как социального института совпадают с общественно значимыми ценностями, разделяемыми и отдельными индивидами, представляющими в том числе молодежь как особую социально-демографическую группу» [Лубышева 2010: 142]. Таким образом, если в обществе занятия спортом становятся модными, то и спортивная молодежь будет пользоваться уважением сверстников. Мотивы для занятий спортом менялись с течением времени. От лозунга: «Спортсменом можешь ты не быть, но физкультурником - обязан», когда спортивную форму поддерживали, чтобы быть готовыми к труду и обороне, до более эгоистичных устремлений - для поддержания нужной физической формы, чтобы быть более конкурентоспособным и успешным в обществе. В современном мире функции социализации через спорт помогла и возросшая мода на ЗОЖ, в частности на определенные параметры тела. Кроме того, следует помнить, что социализация через спорт не обязательно может нести положительную окраску. Так, в 1990-е гг. социализация через спорт нередко проходила через вступление в организованные преступные группировки, где была востребована грубая физическая сила.
Спорту во многих исследованиях и документах по молодежной политике отводится роль инструмента воспитания характера, патриотичности, самодисциплины, физического развития, конкурентоспособности и умения работать в команде. В командных видах спорта человек привыкает выполнять определенную роль, что в теории должно помочь адаптироваться и к выполнению иных социальных ролей. На основании вышеперечисленного неоднократно делались предположения, что спортивная молодежь лучше социализирована, более конкурентоспособна и дисциплинирована в жизни. Подтверждают это и практические исследования отечественных и зарубежных ученых. Например, авторский коллектив из разных стран на основе теории самодетерминации провел исследование развития жизненных навыков у британской молодежи, занимающейся спортом. Систематические занятия спортом были определены как ключевой аспект, при помощи которого могут быть развиты жизненные навыки молодых людей за счет соревновательного, эмоционального и интерактивного элементов спорта. К жизненным навыкам относили: постановку целей, социальные и эмоциональные навыки, лидерство, управление временем, решение проблем и принятие решений, а также межличностное общение. Развитие этих навыков через спорт подтвердилось, но только в том случае, если использовалась поддерживающая модель тренерского поведения. Изучаемая молодежь была нацелена на приобретение устойчивых профессиональных спортивных навыков. В условиях же авторитарного контролирующего тренерского поведения часть вышеуказанных навыков не сформировывалась, в частности навык самостоятельного решения проблем [Сгошп et а1. 2022: 898].
Американские исследователи отмечали позитивную взаимосвязь между участием в школьных состязаниях и академической успеваемостью, а также уважением со стороны сверстников [Самыгин С.И., Самыгин П.С., Попов 2015: 76]. Отечественные исследователи также подтверждают, что спортивные ценностные ориентации оказывают значимое влияние на молодежь. Опрос ВЦИОМа1, опубликованный в октябре 2023 г., показал, что среди россиян несколько раз в неделю заниматься спортом удается преимущественно молодежи 18-24 лет (45%); любителей фитнеса и силовых тренировок больше
1 Спорт для всех. Опрос ВЦИОМ от 16 октября 2023 г. Доступ: https://wciom.ru/ aшlytical-reviews/aшliticheskii-obzor/sport-dlja-vsekh (проверено 01.06.2024).
2024'05
ВЛАСТЬ
231
среди молодежи 18-34 лет (46% и 31-28% соответственно); основная причина не заниматься спортом у этой возрастной категории - отсутствие времени (18-24 лет - 62%, 25-34 лет - 56%). Следовательно, сейчас спорт среди молодежи пользуется уважением.
В 2019 г. исследователи Белгородского государственного университета поставили вопрос о навыках, развиваемых в ходе занятий физкультурой и спортом. Кроме чисто спортивных, молодые респонденты указали на развитие таких умений, как взаимодействие в команде - 71,9%; контроль работоспособности и предупреждение утомления и перенапряжения - 62,2%; целенаправленное развитие физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности, - 58,3%, рациональное выстраивание распорядка дня -50,5% [Гончарук, Олейник, Рябчикова 2019: 113]. То есть, более половины респондентов считают, что спорт дисциплинирует и учит командной работе, правильному распределению нагрузки.
Часть отечественных исследователей видит в спорте молодежи возможность для преодоления инфантилизма. По итогам исследования В.А. Масленниковой, проведенного среди подростков-спортсменов и не спортсменов, были определены следующие различия в приоритете ценностей: спортсмены посчитали, что важной ценностью является уверенность в себе, а не спортсмены - материально обеспеченная жизнь. Была отмечена корреляция между увеличением значимости свободы у спортсменов и ростом доступности таких ценностей, как любовь и уверенность в себе, но, в свою очередь, менее доступными оказывались интересная работа, познание и счастливая семейная жизнь. Также, по данным опроса, спортсмены оказались в большей степени ориентированными на процесс жизни, на ее эмоциональную насыщенность. Кроме того, выяснилось, что спортсменам свойственно более ответственно относиться к себе, своему настоящему и будущему, к взаимоотношениям с окружающим миром. То есть, спорт дисциплинирует. Руководит же спортсменами стремление к достижению целей, быть востребованными в обществе. Таким образом, автор исследования отмечает, что вследствие систематических занятий спортом подростки становятся менее подверженными инфантилизму в будущем [Масленникова 2008: 162].
И.Н. Трофимова отмечает, что т.к. молодежный спорт воспроизводит доминирующие в конкретном обществе нормы, ценности и убеждения, то вовлеченность молодежи в спорт - это такой же институт социализации, как семья и школа. Также она отмечает, что в зависимости от меняющихся в жизни общества тенденций социализация через спорт может вести либо к участию и кооперации, либо к соперничеству, т.е. через спорт могут прививаться разные ценности [Трофимова 2013: 62]. Поэтому через преобладающий среди молодежи вид спорта можно изучать и ценности представителей данной социальной группы.
Анализ публикаций по теме показал, что в отечественных исследованиях чаще всего фигурирует учащаяся молодежь, в то время как представители работающей молодежи изучены в меньшей степени. Это обусловлено тем, что именно учащиеся в большей степени вовлечены в спортивную деятельность. И дело здесь не только в том, что работающая молодежь в качестве одной из причин отсутствия систематичности в занятиях спортом выставляет нехватку времени и сил. ФКС - это обязательная часть учебного процесса, при учебных заведениях организованы удобные секции, отлажен механизм выдвижения для участия в массовых спортивных мероприятиях. Однако далеко не все предприятия могут поддерживать тот же уровень организованности ФКС. Это
232
ВЛАСТЬ
2024'05
частично компенсируется тем, что в городах существует немало тренажерных залов, фитнес-центров коммерческой направленности. Отсюда третья причина отсутствия систематичности в занятиях - нехватка денежных средств. В сельской местности проблема чаще другая - слабая материально-ресурсная обеспеченность спортивными объектами. В последние годы по всей стране активно строятся спортивные площадки, повышается единовременная пропускная способность государственных и муниципальных объектов, однако наблюдается нехватка кадров первичного звена - инструкторов. Норматив 1 инструктор на 10 тыс. населения, особенно на территориях с низкой плотностью населения, несостоятелен. Также не хватает информационного сопровождения, чтобы граждане знали, когда и в какое время доступны бесплатные занятия спортом.
Для спортивной молодежи, которая не является любителями, данной проблемы не существует, т.к. она относится к профессиональной группе спортсменов. Также не ощущают на себе подобной проблемы и представители таких спортивных субкультур, которым не нужно особенное материально-техническое обеспечение, например бегуны - им достаточно иметь доступ в парковые зоны. Но для большей части работающей молодежи актуальна следующая проблема: в большинстве коммерческих фитнес-центров есть льготные абонементы для учащейся молодежи и пенсионеров, однако работающая молодежь только встает на ноги и зачастую не обеспечена жильем. Поэтому если бы государство субсидировало льготные абонементы по базовым тарифам для работающей молодежи, то это бы позволило улучшить психофизиологическое состояние этой категории граждан. Если бы больше молодых людей могли позволить себе ходить в тренажерный зал, это бы способствовало в т.ч. и демографическому росту, т.к. в данных местах часто происходит знакомство.
Интересным представляется исследование О.В. Ионовой, которая рассматривала влияние занятий ФКС на формирование привычки студенческой молодежи к ведению здорового образа жизни. Подобные исследования имеют особенную значимость, т.к. после освоения ступеней образования, где имеется элемент принудительных занятий физкультурой, каждый сам решает, заниматься ли ему ФКС. К сожалению, у нас нет практики, подобной той, что существовала в СССР и существует сейчас в Китае, - физкультурных пятиминуток на предприятиях.
Кроме того, О.В. Ионова проводила опрос студентов, согласно результатам которого можно сделать вывод, что спортсмены-профессионалы от занятий ФКС ожидают совершенствования качеств, необходимых для дальнейшей карьеры, а спортсмены-любители желают не только стать сильными, но и укрепить здоровье, подтянуть фигуру и улучшить уровень общения. Студенты, отнесенные исследователем к «не спортсменам», в гораздо меньшей степени выделяют «совершенствование силовых качеств», больше внимания уделяя «здоровью» и меньше - «общению», чем обе группы спортсменов [Ионова 2020: 74].
Таким образом, приходим к следующим выводам.
1. В целях формирования у населения привычки к ведению здорового образа необходимо наращивать усилия по изучению спортивной молодежи, чтобы выяснить, какие механизмы мотивации можно использовать в дальнейшем наиболее эффективно.
2. Для части работающей молодежи актуальна проблема малой доступности спортивных мест из-за нехватки денежных средств. Это вызывает необходимость субсидирования со стороны государства льготных абонементов
2 0 2 4 ' 0 5
ВЛАСТЬ
233
для работающей молодежи, что позволит улучшить психофизиологическое состояние этой категории граждан. Кроме того, у работающей молодежи не так много возможностей для поиска пары: не всем подходят знакомства в Интернете или на работе (коллектив может быть практически однополым), а занятия ФКС могут помочь совместить улучшение и поддержание физической формы для готовности к труду и обороне с улучшением демографии.
3. И отечественные, и западные исследователи придают институту спорта для вовлеченной молодежи почти то же значение в социализации, что и институтам семьи и учебных заведений, а также подтверждают, что молодежь, вовлеченная в спорт, в большей мере развивает такие жизненные навыки, как жизненное проектирование, целеполагание и самостоятельность. Вследствие этого спортивная молодежь характеризуется меньшим инфантилизмом, большей уверенностью в себе, конкурентоспособностью, а в ряде случаев - умением работать в команде и легче адаптироваться к новым социальным ролям.
Список литературы
Гончарук С.В., Олейник А.А., Рябчикова М.Г. 2019. Исследование отношения студенческой молодежи к дисциплине физическая культура и спорт. -Современные наукоемкие технологии. № 5. С. 111-115.
Ионова О.В. 2020. Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование здорового образа жизни студенческой молодежи. -Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. № 3(55). С. 71-79.
Лубышева Л.И. 2010. Социология физической культуры и спорта. М.: Академия. 269 с.
Масленникова В.А. 2008. Особенности развития юных спортсменов в условиях спортивной специализации. — Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. № 3. С. 160-162.
Самыгин С.И., Самыгин П.С., Попов М.Ю. 2015. Спорт как институт социализации современной российской молодежи. — Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 1. С. 76-82.
Трофимова И.Н. 2013. Молодежь группы риска и спорт. — Социологическая наука и социальная практика. № 2. С. 60-86.
Cronin L., Ellison P., Allen J., Huntley E., Johnson L., Kosteli M.C., Hollis A., Marchant D. 2022. A Self-determination Theory^ased Investigation of Life Skills Development in Youth Sport. - Journal of Sports Sciences. Vol. 40. No. 8. P. 886-898.
BRYKOVA Svetlana Sergeevna, postgraduate student at the Buryat State University named after D. Banzarov (24a Smolina St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 671000;[email protected]); ORCID: 0009-0007-0422-7658
SPORTS YOUTH AS A SPECIAL SOCIAL GROUP
Abstract. The article analyzes sports youth as a special social group. Sports youth should become a reference point for the implementation of state policy in the field of physical culture and sports. The study of this social group will contribute to the identification of an effective mechanism for involving «unsportsmanlike» youth in physical education and sports. The study analyzes the domestic and foreign experience of sports youth research, identifies problems and provides recommendations. Keywords: youth, athletic youth, physical culture and sports, institute of sports, youth policy