Научная статья на тему 'Спортивная компетентность специалистов по физической культуре как условие их профессиональной подготовки'

Спортивная компетентность специалистов по физической культуре как условие их профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖСЕТЕВОЕ ВЗАИМО ДЕЙСТВИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / GATEWAY INTERACTION / PHYSICAL CULTURE OF THE PERSONALITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / RESULTS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реутова Ольга Викторовна, Седов Иван Александрович, Замашкина Алевтина Евгеньевна

Предложены подходы к моделированию профессиональных компетенций педагогов по физической культуре в рамках модулей учебных дисциплин. Представлены результаты реализации профессионального и личностного роста студентов в практической деятельности педагога по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Реутова Ольга Викторовна, Седов Иван Александрович, Замашкина Алевтина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS COMPETENCE OF EXPERTS IN PHYSICAL CULTURE AS CONDITION OF THEIR VOCATIONAL TRAINING

The approaches to the modeling of professional competencies of teachers in physical culture in the framework of modules of educational disciplines are proposed. Presents the results of the implementation of professional and personal growth of students in the practice of a teacher in physical culture.

Текст научной работы на тему «Спортивная компетентность специалистов по физической культуре как условие их профессиональной подготовки»

PHYSICAL REHABILITATION OF PERSONS 40-45 YEARS WITH CHRONIC OBSTRUCTIVE LUNG DISEASE

T.V. Novikova

A program of physical rehabilitation for people aged 40-45 years with chronic obstructive pulmonary disease at the outpatient stage, aimed at improving the functionality of the cardio-respiratory system, was developed and tested.

Key words: physical rehabilitation, chronic obstructive pulmonary disease (COPD), means and methods of physical rehabilitation.

Novikova Tatyana Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, ddasler@ mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism

УДК 796.011

СПОРТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК УСЛОВИЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

О.В. Реутова, И.А. Седов, А.Е. Замашкина

Предложены подходы к моделированию профессиональных компетенций педагогов по физической культуре в рамках модулей учебных дисциплин. Представлены результаты реализации профессионального и личностного роста студентов в практической деятельности педагога по физической культуре.

Ключевые слова: профессиональное образование, межсетевое взаимодействие, физическая культура личности, профессиональная компетентность, результаты обучения.

Согласно нормативно-правовым основам функционирования образовательных организаций занятых подготовкой спортивного резерва национальных сборных по отдельным видам спорта (ДЮСШ, ДЮШОР) указано в частности, что к целевым основам их деятельности относят формирование компетентности, которые в совокупности представляют собой спортивную компетентность. В данном случае применение компетентностного подхода ориентировано на совершенствование самих спортсменов. Иная ситуация с целевыми основами профессионального и высшего образования в организациях осуществляющих подготовку специалистов физкультурно-спортивных профилей. В этом случае у студентов формируется профессиональная компетентность, которая будет ими реализована не в отношении себя, а в отношении других. Таким образом, вектор образования меняет направление с обучения по отношению к себе, на обучение по отношению к другим. В такой

ситуации, как указывает А.В. Скотникова, «формирование спортивной компетентности уходит на второй план и уступает место задачам формирования профессиональных компетенций» [1]. Согласно позиции М.Я. Виленского, «такое смещение акцентов мешает в полной мере развить у будущих специалистов в области физической культуры и спорта целевую основу их будущей преподавательской деятельности», наполнить ее достаточным содержательным контентом, развить индивидуальные творческие способности и склонности, что Ю.Ю. Раянова относит к «понятию педагогический менталитет» [2, 3]. Возникает проблема согласования моделей подготовки студентов к функциональным обязанностям тренера и спортсмена [4, 5]. Решение такой задачи лежит в плоскости самообразования молодых спортсменов, поскольку студент, совершенствуясь и обучаясь, формирует в себе функцию внутреннего тренера. Эта функция позволяет спортсмену смотреть на собственную деятельность изнутри процесса и снаружи, глазами руководителя. В связи с этим возникает необходимость не смещения акцентов со спортивной компетентности на профессиональную компетентность, а их согласованного формирования.

Рассмотрим возможности реализации спортивной компетентности представителей групп спортивного совершенствования и спортивного мастерства в структуре профессионального обучения в качестве значимого педагогического условия формирования у них всех совокупностей компетенций необходимых для их профессиональной деятельности. В качестве экспериментальной базы авторского исследования на протяжении нескольких учебных лет было выбрано ГБПОУ «Нижегородское областное училище олимпийского резерва имени В.С. Тишина».

Целевым компонентом подготовки обучающихся стало формирование педагогических ориентиров для выбора ими самостоятельного образовательного маршрута, в который включены, как задачи продолжения совершенствования спортивной компетентности, так и задачи по формированию у них профессиональной тренерской компетентности в рамках своего вида спорта. Таким образом, целью исследования является диагностика условий и факторов, способствующих повышению образовательной автономности и самостоятельности членов экспериментальной группы, усиление выявленных факторов и создания их вновь; формирование модели, разработки и реализации обучающимися интегрированной спортивно-педагогической траектории на основании инновационных интерактивных технологий обучения двигательным действиям, творческих, особенно эвристических методов.

Модель инновационного обучения предусматривает использование методов активного обучения; развитие творческих способностей обучающихся, осуществляемых через переработку учебной информации, а не через ее запоминание; возможность получения новой учебной

информации из различных источников и в различной форме. Широко применяются такие методы обучения как дискуссии, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, проекты. Указанные методы построены на взаимодействии всех участников процесса обучения, включая педагога.

Для реализации инновационной модели обучения используются виды активного обучения: проблемное обучение, модульное обучение, а с учетом особенностей нашей категорией обучающихся - спортсменов, которые постоянно находятся на тренировочных сборах и спортивных соревнованиях - дистанционное обучение. Дистанционное обучение - это достаточно самостоятельная разновидность заочного обучения, которое основано на современных компьютерных и интернет технологиях. Такой вид обучения минимизирует роль преподавателя в обсуждении учебного материала и предполагает самостоятельные действия студента, находящегося на тренировочных сборах или соревнованиях, в освоении знаний.

В авторской модели дистанционное обучение применялось не в традиционном контексте репродуктивной деятельности, когда студенту предлагается задание с алгоритмом его выполнения, снабженное критериями оценки ее деятельности, а в режиме проблемного подхода к образованию. Поясним. В режиме дистанционного обучения студентам-спортсменам предъявляется для решения в теоретическом и практическом плане значимая проблема в организации спортивной деятельности на примере одной из групп занимающихся. Эта проблема подбирается либо в соответствии с выполняемыми студентами обязанностями в соответствии учебного плана, а так же с целью и планами их тренировочной деятельности. Зачастую бывает, что студенты сами находят профессиональную и спортивно-значимую проблему и инициируют ее решение. Такая проблема, как правило, является многоаспектной и включает в себя компоненты знания теории и методики физического воспитания, владения психологическими основы работы с детьми, понимание социальной значимости работы тренера, а так же достаточный уровень организационно-управленческих компетенций, знание основ проектной деятельности.

В связи с тем, что обучающиеся - члены экспериментальной группы являются действующими спортсменами и имеют разнообразный график учебно-тренировочного процесса, то содержание материала для решения профессиональной и спортивно значимой проблемы было скомпоновано в программные модулю и крупные блоки на основании теории больших данных (big data). При этом модули построены не на основании структуры поступательного освоения информации, а подразумевают в своей структуре элементы сравнительно-сопоставительного анализа данных поступающих из различных источников, а так

же поисковые методы работы с информацией, которые не только повышают самостоятельность обучающихся, но и предусматривают включение творческих способностей. Кроме того поисковая работа по нахождению и разработке сразу нескольких способов решения спортивной и профессиональной значимой проблемы создает у участников экспериментальной группы значительный методический базис который в дальнейшем позволит им легче адаптироваться к условиям педагогической деятельности в сфере спорта. Не возбраняется в качестве исследования проблемы рассматривать те проблемы и трудности, которые возникают в собственной спортивной и образовательной деятельности студентов или представителей его команды. В таком случае эффективность решения представленной проблемы будущий тренер чувствует буквально на себе. Однако настоящая профессиональная компетентность всегда имеет тенденцию к расширению. В этом плане в авторской модели не заменима производственная педагогическая практика (в школе), которая структурирована в виде проектных модулей. Так при подготовке к практике студенты проводят мониторинг социальных проблем связанных с их видом спорта, определяют фокус группы проекта и разрабатывают эскиз проекта по решению социальной проблемы имеющей взаимосвязь со спортивной деятельностью. В этом виде образовательного процесса спортивная компетентность является значимым условием осуществления социального проекта. Как показали результаты исследования в ходе реализации проекта студенты с удовольствием выступают как в качестве организаторов деятельности, так и в качестве действующих спортсменов, например, участников, гала представлений.

Помимо учебной деятельности, наши обучающиеся активно включены в научно-практическую работу. Они участвуют в городской конференции научного общества учащихся «Эврика», Всероссийской научно-практической конференции «Мой профессиональный стартап», Международной научно-практической конференции «Прорывные научные исследования как двигатель науки», в областном конкурсе на лучшую научную работу студентов «Физическое воспитание и спорт». Являются не только участниками, но и победителями данных конкурсов.

Выпускники ГБПОУ «Нижегородского областного училища олимпийского резерва имени В.С. Тишина» продолжают свое профессиональное обучение в ФГБОУ ВО «НГПУ им.К.Минина» на факультете физической культуры и спорта. Данные организации являются сетевыми партнерами. Для абитуриентов проводится широкий спектр профориентационных мероприятий: день открытых дверей, форумы, научно-практические конференции, мастер-классы.

Формирование профессиональной компетентности процесс достаточно длительный и многофакторный. Он зависит, как от стремлений

самой личности достигнуть вершин профессионального мастерства, так и от условий и обстоятельств которых проходит профессиональное становление.

Определена структура повышения профессиональной компетентности специалиста в сфере физической культуре и спорта, которая зависит от исходного уровня профессионального образования и предполагает получение высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта.

Список литературы

1. Скотникова А.В. Типы учебных задач при реализации прогностического образования специалистов по физической культуре и спорту // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 6. '

2. Виленский М.Я., Шабалина О.Л. Концептуальный подход к общепедагогической подготовке специалиста физической культуры в контексте ее модернизации // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: тез. докл. 2-й науч.-практ. конф. М., 2004. С. 42-44.

3. Раянова Ю.Ю. Профессионально-педагогическая компетентность специалиста в сфере физической культуры и спорта // Физкультурное образование Сибири. 2009. № 2.

4. Гладышев А.А. Теоретическая модель подготовки специалистов физкультурно-спортивного профиля // Теория и практика физической культуры. 2015. № 2.

5. Романов В.А. Дидактическая модель как основа профессиональной подготовки спортсменов в системе физического воспитания в вузе // Теория и практика физической культуры. 2016. № 1.

Реутова Ольга Викторовна, старший преподаватель, olya.reutova2013@ yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

Седов Иван Александрович, старший преподаватель,1\'апмес1о1ауапс1ех.ги, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

Замашкина Алевтина Евгеньевна, магистрант, 89202585383@yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

SPORTS COMPETENCE OF EXPERTS IN PHYSICAL CULTURE AS CONDITION OF THEIR VOCATIONAL TRAINING

O.V. Reutova, I.A. Sedov, A.E. Zamashkina

The approaches to the modeling of professional competencies of teachers in physical culture in the framework of modules of educational disciplines are proposed. Presents the results of the implementation of professional and personal growth of students in the practice of a teacher in physical culture.

Key words: professional education, gateway interaction, physical culture of the personality, professional competence, results of training.

Reutova Olga Viktorovna, senior teacher, olya.reutova2013@yandex.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University,

Sedov Ivan Aleksandrovich, senior teacher, ivansedof@,yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University,

Zamashkina Alevtina Evgenyevna, undergraduate, 89202585383@yandex.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

УДК 796.015.686

ВЛИЯНИЕ CROSSFIT НА ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСАНТАМИ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ

Р.В. Романов, В.А. Синянский

Рассмотрен вопрос применения боевых приемов борьбы в деятельности сотрудников с помощью специальной программы (Crossfit). Разработана методика круговых тренировок, позволяющая совершенствовать уровень применения боевых приемов борьбы в специальной физической подготовке курсантов и сотрудников органов внутренних дел. Обоснована эффективность методики на основе проведенного педагогического эксперимента.

Ключевые слова: физическая подготовка, сила, выносливость, боевые приемы борьбы, физическая сила, методика, кроссфит, курсанты, сотрудники органов внутренних дел.

В последнее время происходит ужесточение требований к профессиональной подготовленности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, что обусловливается развитием экономики и научно-техническим прогрессом, который несет в себе новые технологии и способствует созданию новых угроз безопасности человека, а также совершенствуются виды и способы совершения преступных деяний.

Военнослужащие и сотрудники силовых ведомств принимают участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.