Научная статья на тему 'СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
209
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«МЯГКАЯ СИЛА» / СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / СПОРТИВНАЯ РЕПУТАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Летяев В.А., Бернал А.М.А.

Авторы рассматривают спортивную дипломатию России на национальном и региональном уровнях (Российская Федерация и Республика Татарстан как один из динамично развивающихся субъектов Российской Федерации). Спортивная дипломатия воспринимается авторами как элемент стратегии «мягкой силы» России и как ресурс для отстаивания внешнеполитических и экономических интересов страны, проявляющийся в использовании масштабных мировых спортивных событий для формирования репутации Российской Федерации в мировом сообществе как страны с положительными достижениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS DIPLOMACY OF RUSSIA AND THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The authors consider the sports diplomacy of Russia through the national and regional levels (the Russian Federation and the Republic of Tatarstan, as one of the dynamically developing subjects of the Russian Federation). Sports diplomacy is perceived by the authors as an element of Russia's "soft power" strategy and as a resource for defending the country's foreign policy and economic interests, manifested in the use of large-scale world sports events to form the reputation of the Russian Federation in the world community as a country with positive achievements.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

© Летяев В.А., Бернал А.И.А., 2021

УДК 32.001

Научная статья Политические науки

СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В.А. Летяев1, А.М.А. Бернал2

казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия, 2Высшая школа экономики Москва, Россииская Федерация, 1valeri.letyaev@gmail.com, 2alejandro.chuikov@gmail.com

Аннотация. Авторы рассматривают спортивную дипломатию России на национальном и региональном уровнях (Россииская Федерация и Республика Татарстан как один из динамично развивающихся субъектов Россиискои Федерации). Спортивная дипломатия воспринимается авторами как элемент стратегии «мягкои силы» России и как ресурс для отстаивания внешнеполитических и экономических интересов страны, проявляющиися в использовании масштабных мировых спортивных событии для формирования репутации Россиискои Федерации в мировом сообществе как страны с положительными достижениями.

Ключевые слова: «мягкая сила», спортивная дипломатия, спортивная репутация, внешняя политика

Для цитирования: Летяев В.А., Бернал А.И.А. Спортивная дипломатия России и Республики Татарстан // Россииские исследования. 2021. Том 2. № 4. С. 38-51.

Original article Political Sciences

SPORTS DIPLOMACY OF RUSSIA AND THE REPUBLIC OF TATARSTAN

V.A. Letyaev1, A.M.A. Bernal2

1Kazan Federal University

Kazan, Russia 2High School of Economy Moscow, Russian Federation

Abstract. The authors consider the sports diplomacy of Russia through the national and regional levels (the Russian Federation and the Republic of Tatarstan, as one of the dynamically developing subjects of the Russian Federation). Sports diplomacy is perceived by the authors as an element of Russia's "soft power" strategy and as a resource for defending the country's foreign policy and economic interests, manifested in the use of large-scale world

38

sports events to form the reputation of the Russian Federation in the world community as a country with positive achievements.

Keywords: "Soft power". Sports diplomacy, Sports reputation, Russia's foreign policy, Sports policy and practices of the Republic of Tatarstan

For citation: Letyaev V.A., Bernal A.M.A. Sports diplomacy of Russia and the Republic of Tatarstan. Journal of Russian Studies. 2021;2(4):38-51. (In Russ.)

Многие страны используют спортивную дипломатию для продвижения своих интересов. Россия не является исключением из этого правила. Однако за последнее десятилетие эффективность этого дипломатического инструмента для Российской Федерации упала из-за масштабных проблем.

Из-за допингового скандала, согласно официальному решению Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) от 12 декабря 2019 года, Российская Федерация была отстранена от всех спортивных мероприятий на 4 года1. «Доклад Макларена»2 и решение ВАДА привели к тому, что целое государство было лишено возможности участвовать в Олимпийских играх, чемпионате мира по футболу и даже Параолимпийских играх3. Этот беспрецедентный случай отражает состояние напряженности на международной арене и политизацию спорта и актуализирует рассмотрение перспектив развития спортивной дипломатии России для восстановления репутации России как спортивной державы после удара по ее имиджу из-за санкций ВАДА.

Какие инструменты использует Россия, Республика Татарстан как один из ее динамично развивающихся регионов, для продвижения спорта как «мягкой силы»? И в связи с этим, с какими вызовами они сталкиваются, какой потенциал и перспективы у них для этого есть? Каковы возможные способы использования спорта в международных отношениях как средства восстановления и улучшения отношений между Россией и ее потенциальными партнерами. Изучение этих вопросов важно в научном и практическом плане.

Литература на эту тему обширна. В качестве теоретической основы мы использовали работу профессора Стюарта Мюррея «Спортивная дипломатия: происхождение, теория и практика» [1], которая содержит глубокий анализ возникновения и исторического развития спорта, а также спорта как дипломатического инструмента. Автор пишет о даль-

1 WADA Executive Committee unanimously endorses four-year period of non-compliance for the Russian Anti-Doping Agency. 09.12.2019 [Electronic resource] Access mode: URL: https://www.wada-ama.org/en/media/news/2019-12/wada-executive-committee-unanimously-endorses-four-year-period-of-non-compliance (date of application: 22.10.2021).

2 McLaren R.H. WADA investigation of the Sochi allegations. Part III 2016 [Electronic resource] - access mode: URL: https://www.wada-ama.org/en/resources/search?f%5B0%5D=field_topic%3A23 (date of application: 22.10.2021).

3 World Anti-Doping Agency (WADA) Compliance Review Committee Recommendation in Relation to RUSADA. 09 December 2019 [Electronic resource] Access mode: https://www.wada-ama.org/sites/default/files/20191209_crc_recommendation_final.pdf (date of application: 22.10.2021).

нейшем развитии спортивной дипломатии как теоретической дисциплины и о возможностях ее практического применения. Спортивная дипломатия входит в концепцию «мягкой силы», разработанную американским политологом, профессором Гарвардского университета Дж. Наем [2]. Особую роль в становлении спортивной дипломатии в России сыграла работа, в которой авторы исследовали взаимосвязь спорта и политики, различные формы применения спортивной дипломатии на практике в разных странах [3]. Статья Н.М. Боголюбовой «Красный спортивный интернационал и зарождение советской спортивной дипломатии» [4] доказывает, что СССР был первым государством в мире, которое использовало спортивную дипломатию для достижения внешнеполитических целей в 20-30-е годы XX века. Для понимания текущей ситуации в российской спортивной дипломатии и ее перспектив в XXI веке важна работа С.П. Евсеева [5]. Автор приходит к выводу, что ВАДА стало монопольной организацией, стоящей над спортом и способной влиять не только на результаты крупных международных соревнований, но и на политику спортивных регулирующих организаций, включая Международный олимпийский комитет. Есть серия статей об опыте Республики Татарстан в брендировании города как одной из спортивных столиц России, вносящей значительный вклад в продвижение спорта как мягкой силы в интересах города, агломерации, страны, о роли региональных программ в развитии современного спорта, о наследии Всемирной летней Универсиады 2013 года как фактора экономического роста региона на примере Казани, о роли спортивных мегасобытий в формировании внешнего и внутреннего имиджа Республики Татарстан и Казани (на примере Универсиады 2013 года, Чемпионата мира по водным видам спорта 2015) [7; 8; 9].

Основными материалами стали документы, принятые в различные периоды международными организациями: ООН, Советом Европы, ЮНЕСКО. Так, 21 ноября 1978 года была принята «Международная хартия физического воспитания и спорта», которая стала первым правовым документом, провозгласившим, что «физическая культура и спорт являются основным правом каждого человека»4. В 2015 году этот документ был обновлен и утвержден 18.12.2018 на заседании Генеральной конференции ЮНЕСКО. Резолюция 48/11 от 25 октября 1993 года о «Соблюдении Олимпийского перемирия» Генеральной Ассамблеи ООН призвала государства-члены соблюдать Олимпийское перемирие в течение периода, начинающегося за семь дней до открытия и заканчивающегося через семь дней после закрытия каждых Олимпийских игр5. В области устойчивого развития на

4 International Charter of Physical Education and Sports. [Electronic resource] Access mode: URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000114032_rus.page=29 (date of application: 22.10.2021).

5 The United Nations and the Olympic Truce [Electronic resource]. Access mode: URL: https://www.un.org/ru/events/olympictruce/ (date of application: 22.10.2021).

период до 20306 года мировые лидеры признали спорт одним из важнейших инструментов обеспечения устойчивого развития.

Особое внимание уделяется международно-правовым основам олимпийского движения. Идея спорта как инструмента мягкой силы закреплена в Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 года7. Принятый в 2009 году документ не носит исключительно внутрироссийского характера, в нем закреплены положения об усилении национальных сборных других стран и необходимости усиления сборной России на этом фоне.

Большое значение имели такие документы, как Концепции внешней политики Российской Федерации разных лет8, государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» 9 и программа развития спорта высших достижений10. Опубликованные в России документы говорят о спорте как инструменте внешней политики и спортивной дипломатии, о формах и возможностях его применения. Международные документы устанавливают общие правила и ограничения действий государств в этой области. Для получения объективных данных также использовались годовые отчеты ряда некоммерческих организаций. В частности, данные из отчетов ФИФА11, Всемирного антидопингового агентства WADA12 и маркетинговых отчетов Nielsen13.

В последние годы мы имели возможность наблюдать растущее влияние спорта как общественного института на всю систему международных отношений. В условиях обострения политической конкуренции между государствами, усиления информационной борьбы происходит

617 goals to transform our world [Electronic resource] Access mode: URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ (date of application: 22.10.2021).

7 Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2020. [Electronic resource] Access mode:URL: https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (date of application: 22.10.2021).

8 The Concept of the foreign Policy of the Russian Federation was approved by the President of the Russian Federation V.V. Putin on February 12, 2013. [Electronic resource] Access mode: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=142236&fld=134&dst=100000000 1,0&rnd=0.2530379926478221#00014735839555364283 (date of application: 22.10.2021), The Concept of the Foreign Policy of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation V.V. Putin on November 30, 2016) [Electronic resource] Access mode:URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-

/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248. (date of application: 22.10.2021).

9 Report on the Implementation of the State Program of the Russian Federation "Development of Physical Culture and Sports" for 2019 [Electronic resource] Access mode: URL: https://www.minsport.gov.ru/2019/doc/OtchetGP_RFKS_2019.pdf (date of application: 22.10.2021).

10 On the Improvement of the Sports Reserve Training System in the Russian Federation and the Introduction of Federal Standards of Sports Training [Electronic resource] Access mode: URL: min-sport.gov.ru/activities/federal programs/arkhiv8/3856/

11 2018 FIFA World Cup Russia Global Broadcast and Audience Summary [Electronic resource] Access mode: URL: https://resources.fifa.com/image/upload/2018-fifa-world-cup-russia-global-broadcast-and-audience-executive-summary.pdf?cloudid=njqsntrvdvqv8ho1dag5 (date of application: 22.10.2021).

12 WADA Executive Committee Unanimously Endorses Four-year Period of Non-compliance for the Russian Anti-Doping Agency. 09.12.2019 [Electronic resource] Access mode:URL: https://www.wada-ama.org/en/media/news/2019-12/wada-executive-committee-unanimously-endorses-four-year-period-of-non-compliance (date of application: 22.10.2021)

13 Nielsen Sports Report. 2018 FIFA World Cup Russia [Electronic resource] Access mode: URL: http://nielsensports.com/wp-content/uploads/2014/09/FIFAReport-2018.pdf (date of application: 22.10.2021)

актуализация спортивного дискурса как эффективного канала воздействия на массовое сознание и формирование международного имиджа стран и регионов.

Россия довольно активна в этой области, и ее спортивная дипломатия направлена не только на создание положительного имиджа самой себя, но и на наведение мостов с другими странами.

Россия довольно эффективно использует спортивную дипломатию в национальном брендинге. Вспомним Всемирную Универсиаду студентов в Казани в 2013 году, Олимпийские игры в Сочи в 2014 году, Чемпионат мира по футболу в 2018 году. В Сочи 62 пианиста и артиста балета выступили в унисон на церемонии закрытия, были использованы образы героев русской классической литературы. Как сказал в интервью президент Международного олимпийского комитета Томас Бах: «Мы приехали с большим уважением к богатой и разнообразной истории России. Мы уходим как друзья русского народа» 14.

Проведение международных спортивных чемпионатов мирового уровня является неотъемлемой частью брендинга России, направленной на продвижение ее идеи открытости миру и, судя по масштабу этих мероприятий, ее статуса великой державы.

Россия также рассматривает спорт как механизм диалога и разрешения конфликтов, поскольку спорт может позволить стране влиять на отношения с гражданским обществом. Например, визит трех российских олимпийцев (борца Александра Карелина, гимнастки Светланы Хорки-ной и пловца Александра Попова) в Тбилиси в 2016 году для презентации фильма «Чемпионы: быстрее. Выше. Сильнее». Мероприятие было организовано Российско-грузинским общественным центром Примакова при поддержке Фонда публичной дипломатии Александра Горчакова15. Один из гостей, депутат российского парламента, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин предложил установить добрососедские отношения между двумя странами. Четырехкратный олимпийский чемпион и шестикратный чемпион мира по плаванию Александр Попов согласился с ним и сказал, что, несмотря на политические разногласия, спортсмены и простые люди продолжают сердечно общаться. Стоит отметить, что Россия и Грузия не имеют дипломатических отношений с 2008 года. Двусторонний диалог поддерживается в рамках Женевских дискуссий по безопасности и стабильности на Южном Кавказе, а также регулярных переговоров между заместителями министров иностранных дел.

14 Almasy S. Olympics Closing Ceremony is Trip through Russian Culture. 24 February 2014, CNN [Electronic resource] Access mode: URL: https://edition.cnn.com/2014/02/23/sport/olympics-closing-ceremony/index.html (date of application: 22.10.2021)

15 Olympic champions Khorkina, Popov and Karelin showed the film in Georgia. Sputnik. TBILISI, June 23. Sputnik. [Electronic resource] Access mode: URL: https://sputnik-georgia.ru/society/20160623/232267648.html (date of application: 22.10.2021)

Еще одним инструментом, влияющим на эффективность продвижения спортивной дипломатии, является финансовая поддержка их спортивных команд, или спонсорство, что является еще одним инструментом государственной политики «мягкой силы» в России. Так, «Газпром» занимает одно из самых значительных мест в спонсорстве и есть международная направленность его спонсорской деятельности. В футболе спонсор не просто покупает место на спортивной форме или на вращающейся вывеске. Обычно приобретается пакет льгот, включающий законное право на использование названия объекта недвижимости и доступ, например, к корпоративным гостиничным объектам внутри стадионов. «Газпром» участвует в спонсорской поддержке УЕФА и ФИФА, поскольку они предоставляют компании доступ к ключевым лицам, принимающим решения в правительстве, и энергетическим компаниям на ключевых территориях, где футбол очень популярен. Аналогичным образом, ВТБ (один из крупнейших государственных банков России) и Аэрофлот (крупнейшая государственная авиакомпания России) также участвуют в российских программах спонсорства.

Спонсорские сделки обычное дело в футболе. Но, в отличие от большинства компаний, спонсирующих футбольные команды, «Газпром» контролируется российским государством, чьи геополитические цели выходят далеко за рамки футбольного поля. В то время как другие компании используют спонсорство для продажи потребительских товаров, «Газпром» использует его как способ расширения своей газовой сети в Западной Европе, и, соответственно, расширения влияния России. Команда ФК "Шальке 04" из Германии имеет давнюю спонсорскую сделку с «Газпромом». Эта команда, получившая прозвище «Die Knappen», или «Шахтеры», является одним из самых известных клубов Германии. Родиной клуба является Рурская область, расположенная в самом сердце немецкой энергетической промышленности. А с 2007 года на их футболках появился логотип «Газпрома». Германия является крупнейшим потребителем российского газа и старейшим партнером «Газпрома». Г-н Герхард Шредер, бывший канцлер Германии, является председателем комитета акционеров «Северного потока» в Германию. Перед уходом с поста Шредер одобрил секретный кредит для «Газпрома», который предусматривал финансирование проекта в размере более миллиарда евро. Вскоре история крупного проекта в Германии превратилась в историю скандала, коррупции и растущего влияния России. Но все изменилось с поддержкой «Газпромом» «Шальке 04».

Ложи гостеприимства на матчах UCL и на матчах Чемпионата мира - это места, которые часто занимают бывшие игроки, знаменитости, влиятельные лица, принимающие решения, и, самое главное, политики. Это, вероятно, тоже объяснение увлечения «Газпрома» футболом. У игры

огромное количество фанатов, которые не смогут устоять перед соблазном посмотреть матч.

Футбольная группа Абу-Даби Сити, с ее быстрорастущей сетью франчайзинговых клубов и катарскими холдингами и политическими интересами, сосредоточенными вокруг Пари Сен-Жермен (ПСЖ), предоставляет достаточно дополнительных доказательств того, как футбол становится средством достижения цели. Поэтому, когда вы смотрите матч UCL, спонсируемый «Газпромом», возможно, с «Зенитом», играющим, например, с «Манчестер Сити», помните, что на самом деле матч является микрокосмом гораздо более масштабной геополитической игры. «Газпром» участвует в спонсорстве УЕФА и ФИФА, поскольку они предоставляют компании доступ к ключевым лицам, принимающим решения в правительстве, и энергетическим компаниям на ключевых территориях, где футбол очень популярен.

Примером применения спортивной дипломатии, является использование мега-спортивных мероприятий в качестве площадок для неформальных переговоров между главами государств и другими почетными лицами. Здесь выявлены две тенденции: положительная, когда благодаря таким мероприятиям углубляются отношения и решаются вопросы или устанавливается контакт для дальнейшей совместной работы; и отрицательная, когда из-за политических разногласий приглашенные лица отказываются принимать участие в официальных открытиях или соревнованиях в знак протеста против принимающей страны, создавая своего рода полу-бойкот таких мероприятий. Учитывая сложную внешнеполитическую ситуацию, принимая во внимание события на Украине, сирийский кризис, а также ряд продолжающихся локальных конфликтов, можно предположить, насколько важна для России площадка с благоприятными внешними условиями для обсуждения существующих проблем, обмена мнениями и формирования внешнеполитического курса.

Вспомним зимние Олимпийские игры в России в Сочи в 2014 году. Трудно оценить эффективность «спортивных саммитов», которые прошли в Сочи, но, исходя из количества глав государств, приехавших на Олимпиаду (60 гостей), можно сделать вывод, что результат был положительным. В частности, президент России обсудил существующие проблемы с премьер-министром Японии, главой Китая, президентами Ирана, Афганистана, Кыргызстана, Беларуси. Другое мега-спортивное событие - это Чемпионат мира по футболу в России в 2018 году. Этот чемпионат вошел в историю как самый успешный чемпионат мира в истории, даже согласно президенту ФИФА Джанни Инфантино и финансовым отчетам ФИФА за 2018 год16. Восприятие России радикально изменилось

16 Чемпионат мира в России назвали самым красивым в истории // Lenta.ru - February 7, 2019 Electronic resource] Access mode: URL: https://lenta.ru/news/2019/02/07/beauty/ (date of application: 22.10.2021)

среди футбольных фанатов (почти половина населения земного шара), приехавших в Россию поддержать свои национальные сборные. Чемпионат углубил отношения между народами благодаря так называемой народной дипломатии17. Кроме того, прибыло много высокопоставленных VIP-персон, состоялись встречи Президента России с главами государств. Группа лидеров зарубежных стран (Абхазии, Азербайджана, Армении, Беларуси, Боливии, Казахстана, Кыргызстана, Ливана, Молдовы, Панамы, Парагвая, Руанды, Таджикистана, Узбекистана, Южной Осетии) прибыла в Москву на открытие чемпионата мира по футболу18. С некоторыми из гостей были проведены официальные переговоры, например, с президентом Руанды Полем Кагане, с президентом Боливии Эво Мора-лесом, с премьер-министром Ливана Саадом Харири, а также с премьер-министром Армении Николо Пашиняном. Также с президентами Азербайджана, с председателем Президиума Верховного Народного Собрания КНДР Ким Ен Намом и с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом. Как сказал Владимир Путин: «Я желаю вам провести время в России с интересом и пользой... С интересом - потому что игра красивая, и с пользой - потому что приезжает много коллег из разных стран, и есть возможность со всеми поговорить, с кем-то встретиться, познакомиться»29.

Во время финального матча президент России Владимир Путин встретился с главой Международного олимпийского комитета Томасом Бахом20. Впервые после допингового скандала на финальный матч чемпионата мира 2018 года приехали президенты Франции и Хорватии Эммануэль Макрон и Колинда Грабар-Китарович, которые накануне матча встретились с Владимиром Путиным. С президентом Франции Владимир Путин обсудил, в частности, ситуацию в Сирии и на Украине, а также отношения с Ираном. Согласно стенограмме встречи, размещенной на сайте президента России, во время ее публичной части Путин говорил в основном о торгово-экономических отношениях между странами, в то время как Макрон в основном говорил о футболе и поздравил с такой великолепной организацией этого мероприятия. Президент Франции также отметил, что «все это

16 Финансовый отчет ФИФА 2018 Electronic resource] Access mode: URL: https://resources.fifa.com/image/upload/xzshsoe2ayttyquuxhq0.pdf (date of application: 22.10.2021)

17 Чемпионат мира по футболу 2018 года посмотрели рекордные 3,5 миллиарда человек // Sportbox.ru December 21, 2018 [Electronic resource] Access mode: URL: https://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Futbol/world_cup/spbnews_NI945109_ChM_2018_posmotreli_reko rdnyje_35_milliarda_zritelej (date of application: 22.10.2021)

18 Латухина К. В Кремле назвали иностранных лидеров - гостей чемпионата мира по футболу 2018 года // RG.Ru 13.06.2018 [Electronic resource] Access mode: URL: https://rg.ru/2018/06/13/v-kremle-nazvali-inostrannyh-liderov-gostej-chm-2018.html (date of application: 22.10.2021)

19 Замахина Т. Путин начал серию встреч с лидерами, приехавшими на чемпионат мира 2018 года / / RG.Ru 13.06.2018 [Electronic resource] Access mode: URL: https://rg.ru/2018/06/13/putin-nachal-seriiu-vstrech-s-liderami-priehavshimi-na-chm-2018.html. (date of application: 22.10.2021)

20 Президент России. Встреча с главой МОК Томасом Бахом // Moscow. June 15 2018 [Electronic resource] Access mode: URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58008 (date of application: 22.10.2021)

было организовано в отличных условиях безопасности»21. Накануне Путин провел в Москве двусторонние встречи с президентами Судана, Габона, Молдовы и главой Палестинской автономии, которые также стали зрителями финального матча. Кроме них, как и ожидалось, на игре присутствовали президенты Беларуси и Армении, премьер-министры Венгрии, Кыргызстана, Сан-Томе и Принсипи, эмир Катара, а также главы самопровозглашенных республик Абхазия и Южная Осетия. Среди гостей чемпионата мира были представители ряда африканских государств, которые приехали не просто «поддержать своих», поскольку их национальные сборные не были участниками чемпионата. Мы предполагаем, что они были приглашены, и год спустя проводится первый в истории саммит Россия-Африка, который состоялся в Сочи в октябре 2019 года. Спорт перестал быть простым развлечением для людей, а превратился во всеобъемлющий инструмент продвижения политических и экономических интересов государств.

Результаты спортивной дипломатии в России в основном положительные. Однако в последнее время российскому спорту был нанесен мощный имиджевый удар (многочисленные допинговые скандалы, неоднозначные решения международных организаций о недопуске спортсменов к соревнованиям, информационные антироссийские кампании в западных СМИ).

Чтобы повысить рейтинг одобрения правительства, в ближайшем будущем России придется искать альтернативные инструменты публичной дипломатии и ресурсы «мягкой силы». Например, Россия может сосредоточиться на альтернативных спортивных дисциплинах, которые не включены в Кодекс ВАДА. В то же время в тех дисциплинах, где Россия зарекомендовала себя как спортивная сверхдержава, ей придется поддерживать российских спортсменов, которые будут соревноваться под нейтральным флагом. В стране также могут проводиться менее масштабные спортивные мероприятия (например, региональные соревнования вместо международных). Приоритетом сегодня является разработка эффективной имиджевой стратегии и определение концепции национального брендинга, призванной продвигать позитивный имидж Российской Федерации по всем каналам коммуникации. Первый из каналов, по которому Россия может продвигать свою спортивную дипломатию, - это взаимодействие с зарубежной аудиторией напрямую, через организацию спортивных мероприятий среди молодежи.

Сосредоточимся на региональном опыте использования спортивной дипломатии на примере Республики Татарстан (Российская Федерация). В Республике большое значение имеют задачи, стоящие перед регионом и страной, решаемые путем инициирования масштабных спор-

21 The President of Russia. Meeting with French President Emmanuel Macron // Moscow, July 15, 2018 [Electronic resource] - access mode: URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58007 (date of application: 22.10.2021).

тивных проектов. И Республика Татарстан стремится максимально использовать их для развития своего человеческого капитала.

Опыт Республики Татарстан свидетельствует о применении комплексного подхода в интересах города, агломерации, страны и характеризуется следующим.

1. Создается материально-техническая база для проведения спортивных соревнований международного уровня, студенческого городка для проживания спортсменов, инфраструктура для развития профессионального спорта (хоккей, игровые виды спорта, конный спорт, гребля, плавание, стендовая стрельба, борьба, гимнастика, легкая атлетика), которая успешно используется для развития массового спорта. В Казани быстрыми темпами строились спортивные объекты (Ледовый дворец «Татнефть Арена», Баскет-холл, Казанский международный конноспортивный комплекс, футбольный стадион на 45 000 мест, Дворец водных видов спорта, Академия тенниса, Дворец единоборств «Ак Барс», Центр волейбола, Центр бокса и настольного тенниса, гребной канал на озере Средний Кабан, стрелковый стендовый комплекс «Свияга»), которые стали местом проведения многочисленных международных и всероссийских соревнований. Была построена Деревня Универсиады вместимостью 14,5 тыс. человек.

2. Была модернизирована транспортная и дорожная инфраструктура города Казани. Было построено 11 транспортных развязок и несколько новых автомагистралей, проведены работы по благоустройству и озеленению. Открыт пассажирский терминал Международного аэропорта Казань. Построен железнодорожный пересадочный узел с терминалом на 600 пассажиров.

3. Был создан культурно-рекреационный кластер для туристов с современным и многоуровневым гостиничным и сервисным предложением. Гостиничный фонд увеличился в 1,5 раза, в город пришли известные гостиничные бренды: «Ибис», «Парк Инн», «Мариотт» и др. Въездной туризм приобретает все большее значение в региональной экономике и социально-общественной жизни.

4. Для организации крупных соревнований и форумов была создана инфраструктура проектирования и управления, например, АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов». В дни проведения международных соревнований численность персонала насчитывала более 5 тысяч человек при содействии около 20 тысяч волонтеров. В XXVII Всемирной летней универсиаде студентов, проходившей с 6 по 17 июля 2013 года в Казани, приняли участие 7,98 тысячи спортсменов и 3,798 тысячи членов официальных делегаций из 160 стран мира. Гостями и болельщиками Универсиады стали около 150 тысяч человек. Соревно-

вания проводились по 27 видам спорта. Согласно сообщению, на официальном сайте мэрии Казани был разыгран 351 комплект наград 22.

Это привело к значительному улучшению качества жизни населения, стимулировало развитие многих отраслей экономики и сферы услуг.

В ходе подготовки и проведения летней Универсиады 2013 года Казань уже начала позиционировать себя как спортивная столица России и мировая столица студенческого спорта. Значимым событием для Республики Татарстан в 2015 году стал чемпионат мира по водным видам спорта. В соревнованиях приняли участие около 2,5 тысяч спортсменов из 190 стран. Согласно исследованию, проведенному британской компанией Kantar Media, общая аудитория зрителей Чемпионата мира по футболу в Казани составила 6,8 миллиарда зрителей, сообщает РИА Новости. В 2016 году в Казани прошли чемпионат мира по керлингу в смешанной дисциплине, чемпионаты Европы по дзюдо, самбо и бадминтону, Кубки мира по хоккею среди молодежных команд и тайскому боксу, международное ралли «Шелковый путь». В 2017 году Казань принимала матчи Кубка конфедераций (футбольный турнир среди национальных сборных, проводимый под эгидой ФИФА), а в 2018 году город принял шесть матчей Чемпионата мира по футболу.

Таким образом, в Республике Татарстан накоплен опыт проведения международных мероприятий. По данным РИА Новости, полтора миллиона татарстанцев систематически занимаются спортом, в республике работают около 10 тысяч специалистов физической культуры и спорта. Достижения спортсменов из Республики Татарстан на крупных российских и международных соревнованиях внесли значительный вклад в формирование международного имиджа Татарстана, способствовали узнаваемости региона, формированию положительного имиджа России в мире [10].

Республика Татарстан наладила рабочие отношения с российскими и международными спортивными федерациями, что было подробно изучено в монографии «Международные и внешнеэкономические связи российских регионов: опыт Республики Татарстан», опубликованной в Казани в 2017 году (11). В июле 2017 года в столице Татарстана состоялась VI Международная конференция министров и высших должностных лиц, ответственных за физическую культуру и спорт (МИНЕПС VI). По данным информационных агентств, в мероприятии приняли участие руководители и представители спортивных ведомств 117 государств-членов ЮНЕСКО, а также заинтересованных международных организаций, в том числе Генеральный директор Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) Оливье Ниггли.

Россия обладает значительным потенциалом как спортивная держава, она добилась успешных результатов в нескольких областях. Стра-

22 Официальный сайт казанской мэрии. [Electronic resource] - access mode: URL: http://www.kzn.ru

48

на готова взаимодействовать с зарубежными партнерами, а также соответствовать самым высоким стандартам. Однако ей следует продолжать изучать свои ошибки, разрабатывать новые подходы к использованию спорта в качестве инструмента «мягкой силы» и таким образом продвигать свои внешнеполитические интересы.

Результаты, достигнутые Республикой Татарстан в области спортивной дипломатии, значительно повышают конкурентоспособность региона и страны в мире. Они позволили считать международные спортивные связи и спортивную дипломатию России неотъемлемым элементом «мягкой силы» Российской Федерации.

Для России спорт является одной из ключевых площадок для взаимодействия с зарубежной аудиторией, особенно в современный период и в нынешних условиях обострения конфронтации с западными странами. Заслуживает внимания опыт Республики Татарстан, который способствует повышению конкурентоспособности региона и позитивному брендингу России в мире.

Список источников

1. Murray, Stewart. Sports diplomacy: origins, theory and practice. Routledge, 2018.

2. Nye J.S. Soft Power. A means of achieving success in world politics. New York: Public Affairs, 2004. 192 p.

3. Боголюбова Н.М., Николаева Ю. В. Спорт в палитре международных отношений: гуманитарные, дипломатические и культурные аспекты. Санкт-Петербург: Факультет международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, 2011. 317 с.

4. Боголюбова Н.М. Красный спортивный интернационал и происхождение советской спортивной дипломатии // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2012. № 2. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n7krasnyy-sportivnyy-internatsional-i-zarozhdenie-sovetskoy-sportivnoy-diplomatii. Проверено 20.10.2021.

5. Евсеев С.П. Критический анализ основных концепций антидопингового кодекса// Ученые записки Университета имени Лесгафта. Москва: 2016. № 9 (139). [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskiy-analiz-bazovyh-ponyatiy-antidopingovogo-kodeksa. Проверено 20.10.2021.

6. Тимофеев Р.А., Филиппова Л.А. О роли региональных программ в развитии современного спорта // Транспорт. Экономика. Социальная сфера (актуальные проблемы и пути их решения) / Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 237-241.

7. Мифтахов М.Р., Бариев М.М., Крамин Т.В. Спортивная активность региона как фактор экономического роста региона (на примере Казани) // Теория и практика физической культуры. 2017. № 5. С. 49-52.

8. Зотова Ф.Р., Мифтахов М.Р., Бурцева Е.В. Наследие Всемирной летней Универсиады 2013 года как фактор социокультурного развития региона // Наука и спорт: современные тенденции. 2017. Т. 16. № 3 (16). С. 92-97.

9. Ермолаева Е.П., Демкина Е.П., Прыгунов М.И., Шакиров А. Ф. Роль спортивного мегасобытия в формировании внешнего и внутреннего имиджа Республики Татарстан и Казани (на примере Универсиады 2013 года, чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года). Казань, 2015.

10. Насыров И.Р., Савельев И.Л. Положительный имидж территории как драйвер социально-экономического развития: на примере Татарстана // Вестник КГТУ им. А.Н.Туполева. 2015. № 1. С.187-192.

11. Международные и внешнеэкономические связи российских регионов: опыт Республики Татарстан. Казань: Изд-во Казанского федерального университета, 2017. 432 с.

References

1. Murray, Stewart. Sports diplomacy: origins, theory and practice. Routledge, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Nye J.S. Soft Power. A means of achieving success in world politics. New York: Public Affairs, 2004. 192 p.

3. Bogolyubova N.M., Nikolaeva Yu.V. Sport in the palette of international relations: humanitarian, diplomatic and cultural aspects. St. Petersburg: Faculty of International Relations of St. Petersburg State University, 2011. 317 p. (In Russian).

4. Bogolyubova N.M. The Red Sports International and the origin of Soviet sports diplomacy // Bulletin of St. Petersburg State University. Series 6. Political Science. International relations. 2012. No. 2. [Electronic resource] Access mode: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krasnyy-sportivnyy-internatsional-i-zarozhdenie-sovetskoy-sportivnoy-diplomatii (date of application: 22.10.2021) (In Russian).

5. Evseev S.P. Critical analysis of the basic concepts of the anti-doping Code// Scientific notes of Lesgaft University. Moscow: 2016. No. 9 (139). [Electronic resource] Access mode: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskiy-analiz-bazovyh-ponyatiy-antidopingovogo-kodeksa. (date of application: 22.10.2021) (In Russian).

6. Timofeev R.A., Filippova L.A On the role of regional programs in the development of modern sports // Transport. Economy. Social sphere (actual problems and ways to solve them) / Collection of articles of the VIII International Scientific and Practical Conference. Penza, 2021. Pp. 237-241. (In Russian).

7. Miftakhov M.R., Bariev M.M., Kramin T.V. Sports activity of the region as a factor of economic growth of the region (on the example of Kazan) // Theory and practice of physical culture. 2017. No. 5. pp. 49-52. (In Russian).

8. Zotova F.R., Miftakhov M.R., Burtseva E.V. The legacy of the 2013 World Summer Universiade as a factor of socio-cultural development of the region // Science and Sport: modern trends. 2017. Vol. 16. No. 3 (16). Pp.9297. (In Russian).

9. Ermolaeva E.P., Demkina E.P., Prygunov M.I., Shakirov A. F. The role of a sports mega-event in the formation of the external and internal image of the Republic of Tatarstan and Kazan (on the example of the Universiade 2013, the World Aquatics Championships 2015). Kazan, 2015. (In Russian).

10. Nasyrov I.R., Saveliev I.L. Positive image of the territory as a driver of socio-economic development: on the example of Tatarstan // Bulletin of the KSTU named after A.N.Tupolev. 2015. No. 1. Pp.187-192. (In Russian).

11. International and foreign economic relations of Russian regions: the experience of the Republic of Tatarstan. Kazan: Publishing House of Kazan Federal University, 2017. 432 p. (In Russian).

Авторы публикации

Летяев Валерий Алексеевич,

профессор, Институт международных отношений Казанского федерального университета, жоктор юридических наук, Член ИКОМОС.

Бернал Александр Мануэль Альварес, бакалавр Института международных отношений Казанского федерального университета, студент магистратуры ВШЭ, Москва, Россия.

Authtors of the publication

Valery A. Letyaev, Professor, Institute of International Relations of Kazan Federal University, Doctor of Law. Member of the International Organization ICOMOS (International Council for the Protection of Monuments and Places of Interest).

Alejandro Manuel Alvarez Bernal,

graduated with a bachelor's degree in International Relations in 2020, Institute of International Relations of Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation. Now he is a 2nd year graduate student at the HSE, Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию 02.10.2021; одобрена после рецензирования 08.10.2021; принята к публикации 14.10.2021.

The article was submitted 02.10.2021; approved after reviewing 08.10.2021; accepted for publication 14.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.