Научная статья на тему 'СПОРТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
'

СПОРТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физкультурная деятельность / спортивная деятельность / травматизм / нарушение здоровья / тренер / спортсмен / physical education activities / sports activities / injuries / health disorders / trainer / athlete

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мамедов Адиль Шихамир Оглы

Рассмотрены вопросы спортивной безопасности, своевременной профилактики травматизма и нарушений здоровья при занятиях различными видами физкультурной и спортивной деятельности. Изучены понятия и охарактеризованы особенности физкультурно-спортивной деятельности. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление зависимости между количеством полученных травм и частотой проведения инструктажа по технике безопасности тренером или учителем физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS SAFETY AND INJURY PREVENTION IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article considers the issues of sports safety, timely prevention of injuries and health disorders during various types of physical education and sports activities. The concepts are studied and the features of physical education and sports activities are characterized. The article presents the results of an empirical study aimed at identifying the relationship between the number of injuries and the frequency of safety briefings by a trainer or physical education teacher.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ »

УДК 796.012.68 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-9-26-33

СПОРТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

А.Ш. Мамедов

Рассмотрены вопросы спортивной безопасности, своевременной профилактики травматизма и нарушений здоровья при занятиях различными видами физкультурной и спортивной деятельности. Изучены понятия и охарактеризованы особенности физкультурно-спортивной деятельности. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление зависимости между количеством полученных травм и частотой проведения инструктажа по технике безопасности тренером или учителем физической культуры.

Ключевые слова: физкультурная деятельность, спортивная деятельность, травматизм, нарушение здоровья, тренер, спортсмен.

SPORTS SAFETY AND INJURY PREVENTION IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Mammadov A.Sh., candidate of technical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow region, Staroteryaevo, Moscow regional branch Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Y. Kikot

The article considers the issues of sports safety, timely prevention of injuries and health disorders during various types of physical education and sports activities. The concepts are studied and the features of physical education and sports activities are characterized. The article presents the results of an empirical study aimed at identifying the relationship between the number of injuries and the frequency of safety briefings by a trainer or physical education teacher.

Мамедов Адиль Шихамир оглы, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Московская область, Старотеряево, Московский областной филиал Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя

Спортивная безопасность всегда имела большое значение при занятиях физической культурой и любой спортивной деятельностью, так как сохранение и укрепление здоровья спортсмена или обучающегося должны стоять на первом месте.

Конечно, спортивная деятельность привлекает зрителей, они смотрят на спортсменов завораженно, восхищаются ими и гордятся, но мало кто знает, что стоит за высоким спортивным ре-

зультатом, каким трудом он достигается

Key words: physical education activities,

sports activities, injuries, health disorders, и через что проходят спортсмены ради tram^ aftkte. достижения поставленной цели.

На самом деле, в любом виде спорта существует огромное количество проблем, одной из них является именно спортивный травматизм. При занятиях физкультурной или спортивной деятельностью от спортсменов и физкультурников требуется подготовка высокой степени в сле -дующих областях и направлениях: физической, психологической, технической и др. [8].

Тема обеспечения спортивной безопасности и профилактики травматизма и нарушений здоровья при занятиях различными видами физкуль -турной и спортивной деятельности является актуальной, как раньше, так и в настоящее время. Это связано с тем, что здоровье человека всегда должно быть на первом месте, а уже потом высокие результаты.

На данный момент существует достаточное количество научных исследований на эту тему, но для того чтобы удостовериться в их результативности и эффективности, авторами принято решение о проведении собственного исследования и изучении данной темы как с теоретической стороны, так и со стороны эмпирического исследования.

Цель исследования - изучить особенности влияния обеспечения спортивной безопасности и своевременной профилактики травматизма и нарушений здоровья при занятиях различными видами физкультурной и спортивной деятельности на здоровье спортсменов/обучающихся.

Задачи исследования:

- раскрыть понятия и описать особенности физкультурной и спортивной деятельности;

- изучить организационно-методические основы работы тренера и учителя физической культуры;

- провести эмпирическое исследование, направленное на выявление зависимости соблюдения техники безопасности и инструкции тренером и учителем физической культуры и наличие травматизма.

Методика и организация исследования. В работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования.

В анкетировании приняли участие учащиеся 9-б класса. Всего было опрошено 29 человек, из которых 17 мальчиков и 12 девочек.

Результаты исследования и их обсуждение. Для того чтобы достичь желаемого результата, спортсмен или обучающийся на занятиях физической культурой или самостоятельных занятиях должен в первую очередь ориентироваться на свои физические и психологические возможности, на свой уровень здоровья [7]. Соответственно, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья, при наличии рекомендаций врача не заниматься спортивной деятельностью или не превышать определенную дозировку физической нагрузки, то спортсмен/обучающийся должен строго соблюдать данные рекомендации, так как пренебрежение ими может привести к негативным последствиям:

- летальный исход;

- серьезное травмирование;

- снижение работоспособности и стресс;

- отсутствие желаемого результата [2].

Все эти последствия описаны вкратце, на самом деле они довольно-таки серьезные и об этом ни в коем случае нельзя забывать.

Так, спортсмен, пренебрегая рекомендациями специалистов, не только не сможет достичь желаемого результата, но еще и получить ряд негативных последствий для своего здоровья [1].

Занятия физической или спортивной деятельностью сами по себе направлены на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье человека. Это возможно только тогда, когда средства, методы, формы и многое другое методически грамотно подобраны.

К сожалению, очень много случаев, когда неправильно подобран -ные упражнения или методы занятия спортивной деятельностью прино -сили спортсмену/обучающемуся вред, вместо того чтобы укреплять его здоровье.

Поэтому при выборе упражнений, средств и способов выполнения определенных заданий необходимо обязательно учитывать:

- оптимальную нагрузку;

- индивидуальные особенности спортсмена/обучающегося;

- организацию проведения занятия;

- гигиенические требования и многое другое.

При реализации спортивной или физкультурной деятельности, в любом учебном или спортивном заведении, занимающиеся, педагоги, тренеры обязаны соблюдать технику безопасности. Поэтому занятие или изучение определенного упражнения, элемента необходимо начинать с подробного и внимательного изучения техники безопасности и только потом приступать к занятиям [3].

Также для тренера, педагога, спортсмена и обучающегося разрабатываются отдельные инструкции, с которыми они должны ознакомиться под роспись и знать ее суть, перед тем как приступить к занятию спортивной или физкультурной деятельностью [4].

Изучив большое количество научной и методической литературы по теме травматизма и его видов в спортивной и физкультурной деятельности, пришли к выводу, что, несмотря на большое количество информа -ции и исследований по этой теме, очень плохо освещена именно профилактика травматизма в физкультурной и спортивной деятельности, а также необходимость оказывать первую помощь в таких ситуациях. Данный факт еще раз подтверждает, что необходимости получения большей информации о профилактике травматизма и нарушениях здоровья у спортсменов и обучающихся [6].

В современном обществе приоритетной задачей является сохранение и укрепление здоровья людей, поэтому профилактика травматизма и нарушений здоровья является также основной задачей. Ученые, педагоги, психологи и другие специалисты активно работают над данной проблемой.

Как уже было сказано, данной проблемой занимаются также медицинские работники, преподаватели, тренеры и другие заинтересованные

лица. К сожалению, не все проводят необходимую работу по укреплению и сохранению здоровья вовремя, а иногда и совсем ее не проводят, что впоследствии приводит к травматизму, нарушениям здоровья и т. д.

Существует достаточно большое количество причин, которые приводят к травматизму, но рассмотрим лишь некоторые из них, наиболее распространенные :

- организационные и методические недостатки при проведении занятий. Данный вид травматизма предполагает неправильную или вовсе не организованное занятие или тренировку;

- плохая дисциплина на занятии;

- сломанный или плохо подготовленный инвентарь;

- отсутствие педагога или тренера во время занятия;

- неправильно подобранный методический материал и т. д. [5];

- нечетко составленные инструкции проведения занятий, тренировок или соревнований.

Также к причинам травматизма следует отнести следующее: нарушение правил игры или тренировки, неправильно составленная программа занятия или соревнований, слишком перегруженная программа урока, тренировки или соревнования, несоблюдение программы занятий, дополнительная физическая нагрузка и т. д.

Еще одной важной причиной травматизма и нарушения здоровья у спортсменов/обучающихся является недостаточная подготовленность педагога или тренера к проведению той или иной части урока, либо к выполнению элемента упражнения. Перечислим более подробно возможные причины: тренер или педагог недостаточно четко объяснили выполнение упражнения, неправильное распределение нагрузки во время занятия или тренировки, несоответствие средств или способов подобранных для занятия физкультурной или спортивной деятельностью и т. д.

В процессе реализации эмпирической части исследования был проведен анализ документальных материалов экспериментального наблюде -ния, который показал, что процент распределения учащихся 9-б класса на медицинские группы по состоянию здоровья подтверждает данные литера -турных источников по данному вопросу, а именно: 37 % школьников относятся к основной группе, 54 % - к подготовительной, 9 % - к специальной (рис. 1).

На основе анализа полученных данных при проведении анкетирования можно сделать вывод, что обучающиеся во время физической деятельности больше всего получают различные ушибы и растяжения связок. Конечно, встречаются случаи получения и более серьезных травм и нарушений здоровья, которые могут негативно проявиться в дальнейшем, однако в большей степени это мелкие травмы, но и их можно было бы избежать и не допустить.

Рис. 1. Распределение учащихся на медицинские группы по состоянию здоровья

Также было отмечено, что после прохождения обучающимися инструктажа и ознакомления с техникой безопасности количество полученных травм становится значительно меньше. Это говорит о том, что ответственная подготовка к занятиям и выполнению упражнений в целом уменьшает риск травматизма и нарушения здоровья.

Установлено, что учащиеся до проведения техники безопасного поведения на уроках физической культуры обозначили следующие виды травм: ушибы - 10 %, ранения - 3 %, растяжение связок - 2 %, вывихи -1 % и переломы костей - 1 %, после проведения значительно меньше: ушибы - 5 % и ранения 1 % (рис. 2).

Рис. 2. Процент травм у опрошенных старшеклассников

Ответы учащихся на вопрос: «Вам нравятся уроки физической культуры?» как до эксперимента, так и после его проведения распределились следующим образом: «да» - 86,2 %, «нет» - 13,8 %.

Большинство обучающихся (55,17 %) отметили, что не всегда занимаются в благоприятных условиях, остальная часть школьников (44,83 %) оценивают условия занятий как благоприятные. Кроме того, 41,37 % обучающихся отметили, что учитель физической культуры с ними постоянно проводит инструктаж по технике безопасности, на долю обучающихся, которые дали отрицательный ответ, пришлось 58,63 %. После проведения эксперимента положительный ответ дали 82,75 % обучающихся, отрицательный - 17,25 % (рис. 3).

Рис. 3. Частота проведения инструктажа по технике безопасности учителем физической культуры

Проведенное эмпирическое исследование доказало, что методически грамотно построенное и проведенное занятие, использование определенных средств и методов физической культуры, знание инструкции и техники безопасности непосредственно влияют на динамику травматизма и нарушений здоровья как обучающихся, так и спортсменов.

В процессе спортивной и физкультурной деятельности возможно получение различных травм, а именно во время занятий:

- атлетизмом, гимнастикой или единоборствами: растяжение, ссадины, ушибы и т. д.;

- баскетболом: повреждение коленного сустава, растяжение связок, ушибы и т. д.;

- волейболом: ушибы туловища, пальцев и т. д.;

- футболом: растяжение связок коленного сустава, возникновение артритов и т. д.

Соответственно, видим, что каждому виду спорта присущи травмы наиболее задействованных в работе мышц или частей тела.

Заключение. Для того чтобы обеспечить спортивную безопасность и профилактику травматизма и нарушений здоровья при занятиях различными видами физкультурной и спортивной деятельности необходимо, чтобы педагог, тренер, обучающийся или спортсмен обязательно соблю -дали технику безопасности, знали инструкцию, внимательно слушали наставника и правильно выполняли поставленные задачи. Только так возможно предотвратить травматизм и нарушение здоровья у обучающихся и спортсменов.

Список литературы

1. Бардина М.Ю. Техника безопасности при занятиях физкультурой и спортом // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреа -ция. 2018. Т. 3. № 1. С. 18-22.

2. Дифференцированный подход к профилактике травматизма при занятиях физической культурой и спортом в разные возрастные периоды / М.В. Санькова [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. 2021. Т. 21. № 4. С. 185-193.

3. Ларионов А.Ф., Зверев А.А., Андреев М.В. Травматизм при занятиях ударными видами спорта, его причины и меры профилактики // Вестник физической культуры и спорта. 2016. № 1(13). С. 137-145.

4. Магамадов Х.С. Основы техники безопасности и профилактики травматизма при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом // Известия Чеченского государственного университета. 2021. № 4(24). С. 158-164.

5. Проблемы и перспективы снижения спортивного травматизма спорт-специфичными средствами лечебной физкультуры / А.С. Самойлов [и др.] // Здравоохранение, образование и безопасность. 2019. № 2(18). С. 28-38.

6. Проскурина Е.Ф., Караба Д.Ю. Причины и профилактика травматизма во время занятий спортом // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 95-5. С. 115-117.

7. Сырников А.Ю. Профилактика травматизма на занятиях физической культурой и спортом // Правопорядок: история, теория, практика. 2018. № 1(2). С. 70-72.

8. Хархардин О.В. К вопросу о профилактике спортивного травматизма на занятиях по физической подготовке // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2019. № 9-2. С. 231-232.

References

1. Bardina M.Yu. Tekhnika bezopasnosti pri zanyatiyah fizkul'turoj i sportom [Safety precautions during physical education and sports] // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical Education. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2018. Vol. 3. No. 1. P. 18-22.

2. Differencirovannyj podhod k profilaktike travmatizma pri zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj i sportom v raznye vozrastnye periody [Differentiated approach to injury prevention during physical education and sports at different age periods] / M.V. Sankova [et al.] // Che-lovek. Sport. Medicina [Man. Sport. Medicine]. 2021. Vol. 21. No. 4. P. 185-193.

3. Larionov A.F., Zverev A.A., Andreev M.V. Travmatizm pri zanyatiyah udarnymi vidami sporta, ego prichiny i mery profilaktiki [Injuries during impact sports, their causes and preventive measures] // Vestnik fizicheskoj kul'tury i sporta [Bulletin of physical culture and sports]. 2016. No. 1(13). P. 137-145.

4. Magamadov H.S. Osnovy tekhniki bezopasnosti i profilaktiki travmatizma pri organizacii i provedenii sportivno-massovyh i individual'nyh form zanyatij fizicheskoj kul'tu-roj i sportom [Fundamentals of safety engineering and injury prevention in organizing and conducting mass sports and individual forms of physical education and sports] // Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chechen State University]. 2021. No. 4 (24). P. 158-164.

5. Problemy i perspektivy snizheniya sportivnogo travmatizma sport-specifichnymi sredstvami lechebnoj fizkul'tury [Problems and prospects for reducing sports injuries by sport-specific means of therapeutic exercise] / / A.S. Samoilov [et al.] // Zdravoohranenie, obrazovanie i bezopasnost' [Healthcare, education and safety]. 2019. No. 2(18). P. 28-38.

6. Proskurina E.F., Karaba D.Yu. Prichiny i profilaktika travmatizma vo vremya zanyatij sportom [Causes and prevention of injuries during sports] // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education]. 2023. No. 95-5. P. 115-117.

7. Syrnikov A.Yu. Profilaktika travmatizma na zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj i sportom [Prevention of injuries in physical education and sports classes] // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Law and order: history, theory, practice]. 2018. No. 1(2). P. 70-72.

8. Harhardin O.V. K voprosu o profilaktike sportivnogo travmatizma na zanyatiyah po fizicheskoj podgotovke [On the issue of preventing sports injuries in physical training classes] // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami [Actual problems of combating crimes and other offenses]. 2019. No. 9-2. P. 231-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.