Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ТРАВМАТИЗМА СЛУШАТЕЛЕЙ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ'

ПРОБЛЕМА ТРАВМАТИЗМА СЛУШАТЕЛЕЙ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / слушатели МВД / травматизм / профилактические меры / physical training / students of the Ministry of Internal Affairs / injuries / preventive measures

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Асеев Сергей Викторович

Представлены результаты анализа научной литературы по проблеме травматизма на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России. Определены наиболее важные причины травматизма на занятиях с целью совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки. Предложены профилактические меры, способствующие снижению травматизма на занятиях по физической подготовке со слушателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Асеев Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INJURY OF STUDENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN PHYSICAL TRAINING CLASSES

The results of the analysis of scientific literature on the problem of injuries in physical training classes in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented. The most important causes of injuries in the classroom were determined in order to improve professional and applied physical training. Preventive measures are proposed to reduce injuries in physical training classes with students.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ТРАВМАТИЗМА СЛУШАТЕЛЕЙ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УДК 796.011.3:616 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-5-3-9

ПРОБЛЕМА ТРАВМАТИЗМА СЛУШАТЕЛЕЙ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

С.В. Асеев

Представлены результаты анализа научной литературы по проблеме травматизма на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России. Определены наиболее важные причины травматизма на занятиях с целью совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки. Предложены профилактические меры, способствующие снижению травматизма на занятиях по физической подготовке со слушателями.

Ключевые слова: физическая подготовка, слушатели МВД, травматизм, профилактические меры.

THE PROBLEM OF INJURY OF STUDENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN PHYSICAL TRAINING CLASSES

Асеев Сергей Викторович, старший преподаватель, poliglot.76@mail.ru, Россия, Владивосток, Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России

Aseev S.V., senior lecturer, poliglot.76@ mail.ru, Russia, Vladivostok, Vladivostok branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The results of the analysis of scientific literature on the problem of injuries in physical training classes in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented. The most important causes of injuries in the classroom were determined in order to improve professional and applied physical training. Preventive measures are proposed to reduce injuries in physical training classes with students.

Key words: physical training, students of the Ministry of Internal Affairs, injuries, preventive measures.

Достижению цели физической подготовки в органах внутренних дел способствует реализация ее задач: формирование навыка применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, совершенствование физических качеств, поддержание и укрепление своего здоровья. Несомненно, их решение способствует повышению профессионализма сотрудников ОВД, уровня физической подготовленности и в целом эффективности выполнения оперативно-служебных задач [1].

Учебная дисциплина «Физическая подготовка», наряду с другими дисциплинами, является очень важной и значимой, именно поэтому она изучается курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России на протяжении всего периода обучения.

По мнению А.В. Малиновского, решение проблемы совершенствования слушателями профессионально-прикладных навыков физической подготовки связано с особенностями освоения ими двигательных умений и

навыков, что в свою очередь может привести к получению травмы слушателями на занятиях по физической подготовке [2].

Как правило, повышенный травматизм характерен для соревновательной деятельности. Однако учебная программа дисциплины «Физическая подготовка» состоит в основном из раздела «боевые приемы борьбы», где слушатели выполняют разнообразные сложные двигательные действия в условиях максимального проявления своих физических возможностей, поэтому на занятиях по физической подготовке также следует особое внимание уделять профилактике травматизма.

Целью исследования является выявление профилактических мер, направленных на снижение травматизма на занятиях по физической подготовке со слушателями.

Задачи исследования:

- провести анализ основных причин травматизма на занятиях по физической подготовке;

- рассмотреть этапы соблюдения мер безопасности;

- определить действия преподавателей по снижению травматизма на каждом этапе занятия.

Методика и организация исследования. Для реализации достижения цели и решения задач использовался комплекс методов исследования: анализ научной литературы и накопленного опыта по данной проблеме, анкетирование, системный анализ, обобщение.

Анкетирование проводилось с целью определения характера и причин получения травм слушателями факультета профессиональной подготовки Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России за 2022 год.

В исследовании приняли участие различные категории слушателей профессиональной подготовки лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Россий -ской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное образование по должности служащего «Полицейский», в возрасте от 20 до 40 лет (средний показатель - 27 лет).

Результаты исследования и их обсуждение. В общем понимании травма - это нарушение анатомической целостности органов и тканей организма человека, а также их физиологических функций в результате внешнего воздействия [3].

Непосредственно в нашем случае, где речь идет о травмах, полученных слушателями на занятиях по физической подготовке, более правильным будет применение понятия «спортивная травма», которое характеризуется повреждением, сопровождающимся изменением функций травмированного органа и его анатомической целостности в результате воздействия физического фактора [4].

На занятиях по физической подготовке слушатели факультета профессиональной подготовки регулярно получают травмы различного рода тяжести. Основными причинами получения травм являются: нарушение организации учебного занятия, неправильная методика занятия, несоответствие материально-техническим требованиям, низкий уровень санитарно-гигиенического оснащения спортивных объектов и инвентаря, а также несоблюдение слушателями мер безопасности на занятиях при выполнении двигательных действий, упражнений [5].

Для того чтобы в максимальной степени снизить уровень травматизма на занятиях по физической подготовке, по мнению А.С. Пряхина, необходимо соблюдать меры безопасности, реализация которых делится на несколько этапов [6].

К первому этапу относятся базовые положения, а именно:

- инструктаж по соблюдению мер безопасности перед началом каждого практического занятия по физической подготовке;

- соблюдение слушателями требований к спортивной одежде с учетом погодных условий;

- соответствие установленным требованиям технического состояния спортивного инвентаря и оборудования;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований;

- овладение слушателями навыками контроля самочувствия во время занятий.

Второй этап включает непосредственно мероприятия по соблюдению мер безопасности перед началом проведения занятий:

- влажная уборка полов в спортивном зале, а также проверка и приведение в порядок всего спортивного инвентаря и оборудования;

- проветривание спортивного зала перед началом, соблюдение оптимального температурного режима.

Третий этап содержит все мероприятия по соблюдению мер безопасности непосредственно во время проведения занятия.

Учитывая то, что структура любого занятия по физической подготовке состоит из трех частей (подготовительной, основной и заключительной), необходимо акцентировать внимание на комплексе мероприятий по соблюдению мер безопасности в каждой части занятия.

Как отмечает С.В. Скрыгин, задача подготовительной части занятия состоит в подготовке организма занимающихся к выполнению основной работы, то есть достижение оптимального состояния, которое позволит слушателям эффективно заниматься в основной части занятия [7].

В связи с этим, преподаватель должен выполнить следующие действия:

- провести внешний осмотр слушателей, убедиться в отсутствии у них внешних признаков, которые говорили бы об их болезненном состоянии или неспособности эффективно заниматься, а также об отсутствии

посторонних предметов (ювелирные украшения, сотовые телефоны, жевательные резинки и т. д.);

- убедиться в наличии спортивной формы, которая должна быть комфортной и соответствовать теме занятия и погодным условиям;

- провести инструктаж по соблюдению мер безопасности на занятии в целом и особенно при выполнении упражнений в подготовительной части занятия, акцентируя внимание на упражнениях или элементах, которые наиболее часто приводят к травмам;

- проводить комплекс общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений с учетом возраста, пола и индивидуальной физической подготовленности обучающихся;

- контролировать интенсивность выполняемых упражнений, следить за соблюдением интервала, дистанции и при необходимости своевременно вносить коррективы во время выполнения разминки;

- определять визуально по внешним признакам самочувствие слушателей;

- оперативно вносить коррективы в методику подготовки для слушателей при невозможности выполнения ими сложных движений или упражнений без потери моторной плотности занятий как для всей группы, так и для «отстающих» обучающихся;

- обращать внимание и своевременно оказывать методическую помощь слушателям при выполнении приемов самостраховки, выполнение которых у слушателей вызывает сложности.

Задачи основной части занятия заключаются в изучении нового приема или совершенствовании ранее изученного элемента. Это очень важный и ответственный этап занятия, так как слушатели занимаются в полную силу, максимально задействуя функциональные резервы, где допущение даже небольшой ошибки может послужить причиной получения травмы [8].

Преподаватель перед выполнением заданий в основной части занятий обязан выполнить следующие действия:

- проинструктировать личный состав группы по соблюдению мер безопасности в зависимости от специфики изучаемого приема;

- уточнить порядок выполнения приемов, их направление, действия слушателей при появлении болевого ощущения в соответствии с программой физической подготовки, направленной на изучение и совершенствование боевых приемов борьбы, а также предупредить о выполнении имитации расслабляющего удара, силе и скорости выполнения боевых приемов борьбы;

- следить за оптимальным распределением усилий во время выполнения боевых приемов борьбы с макетами ножей, пистолетов, палок.

В заключительной части занятия, задачей которой является приведение всех функциональных показателей слушателей в нормальное, исходное состояние, преподаватель должен уметь по внешним признакам определять слушателей, получивших травму или плохо себя чувствующих, выявлять причины плохого самочувствия или получения травмы.

Анализ опыта организации и проведения занятий по физической подготовке у слушателей показал, что одной из главных причин травматизма является несоответствие физической подготовленности обучающихся требованиям программы по физической подготовке. В настоящее время физическая подготовленность слушателей находится на низком уровне, даже учитывая тот факт, что требования по физической подготовке, по сравнению с прошлыми годами, стали ниже.

В ходе проведенного анкетирования в трех учебных группах слушателей было установлено, что всего лишь 9 % из них самостоятельно занимаются физическим самосовершенствованием (отдельными видами спорта или в тренажерном зале), а остальные (91 %) за последние два года физическими упражнениями не занимались. Из 63 слушателей данного направления подготовки, прошедших обучение в 2022 году, всего 6 человек получили легкие травмы (три ушиба, два растяжения и один вывих): четыре травмы пришлись на слушателей-девушек при выполнении приемов самостраховки в конце подготовительной части занятия и две травмы - на слушателей-мужчин.

В конце обучения слушатели сдавали контрольные тесты: из тех, кто получил травму, никто не смог набрать минимального количества баллов за выполнение нормативов. Показанный неудовлетворительный результат свидетельствовал о низком уровне развития физических качеств и физической подготовленности обучающихся в целом.

Выводы. Одной из главных причин травматизма на занятиях по физической подготовке у слушателей, как отмечалось ранее, является несоответствие физической подготовленности тренировочным требованиям программы по физической подготовке.

Следует отметить, что в процессе физической подготовки слушателей необходимо со стороны преподавателей особое внимание уделять организации занятий, рациональному применению тех или иных методов подготовки, контролю состояния тренировочных мест, а также соблюдению дисциплины во избежание травматических случаев.

Список литературы

1. Дементьев В.Л., Платонов Д.А., Бычков В.М. Травматизм и его профилактика на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России // Экстремальная деятельность человека. 2014. № 4 (33). С. 71-75.

2. Малиновский А.В., Литасов П.П., Зеленин А.В. Основные факторы травматизма на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 4 (66). С. 133— 137.

3. Нечаев С.В., Еремин И.Г., Гордюшина А.В. Травмы при занятиях физической культурой, спортом, их причина и профилактика // Аспирант. 2020. № 5 (5б). С. 242-244.

4. Подлесных А.А., Ким Т.К. Профилактика спортивного травматизма в спортивных единоборствах // Проблемы и перспективы развития спортивного образования, науки и практики: сб. материалов Второй очно-заочной науч. конф. молодых ученых. М.: Изд-во МГПУ, 2018. С. 163-167.

5. Пищулин С.Н. Основные причины и профилактика травматизма на занятиях по физической подготовке со слушателями, проходящими профессиональное обучение // Электронный научный журнал. 2014. № 6. С. 24.

6. Пряхин А.С. Меры по предупреждению травматизма на занятиях по физической подготовке и боевым приемам борьбы // Лучшая научная статья 2019: сб. статей XXXI Междунар. науч.-иссл. конкурса. Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С. 234-237.

7. Скрыгин С.В. Структура учебно-тренировочного занятия по общей физической подготовке студентов // Электронный научный журнал. 2016. № 1 (4). С. 728-732.

8. Асеев С.В., Каленик Р.С. Особенности методики обучения слушателей профессиональной подготовки образовательных организаций МВД России // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений: сб. науч. статей по итогам работы седьмого круглого стола со Всерос. и междунар. участием. Шахты: КОНВЕРТ, 2020. С. 152-155.

References

1. Dement'ev V.L., Platonov D.A., Bychkov V.M. Travmatizm i ego profilaktika na zanyatiyah po fizicheskoj podgotovke v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii [Injuries and its prevention in physical training classes in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka [Extreme human activity]. 2014. No. 4 (33). P. 71-75.

2. Malinovskij A.V., Litasov P.P., Zelenin A.V. Osnovnye faktory travmatizma na zanyatiyah po fizicheskoj podgotovke v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii [The main factors of injury in physical training classes in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2021. No. 4 (66). P. 133-137.

3. Nechaev S.V., Eremin I.G., Gordyushina A.V. Travmy pri zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj, sportom, ih prichina i profilaktika [Injuries during physical culture, sports, their cause and prevention] // Aspirant [Postgraduate student]. 2020. No. 5 (56). P. 242-244.

4. Podlesnyh A.A., Kim T.K. Profilaktika sportivnogo travmatizma v sportivnyh edinoborstvah [Prevention of sports injuries in martial arts] // Problems and prospects for the development of sports education, science and practice: sat. materials of the Second part-time scientific. conf. young scientists. M.: MGPU Press, 2018. P. 163-167.

5. Pishchulin S.N. Osnovnye prichiny i profilaktika travmatizma na zanyatiyah po fizicheskoj podgotovke so slushatelyami, prohodyashchimi professional'noe obuchenie [The main causes and prevention of injuries in physical training classes with students undergoing vocational training] // Elektronnyj nauchnyj zhurnal [Electronic scientific journal]. 2014. No. 6. P. 24.

6. Pryahin A.S. Mery po preduprezhdeniyu travmatizma na zanyatiyah po fizicheskoj podgotovke i boevym priemam bor'by [Measures to prevent injuries in the classroom for physical training and fighting techniques] // Best scientific article 2019: coll. articles XXXI Int. scientific research competition. Penza: Science and Education, 2019. P. 234-237.

7. Skrygin S.V. Struktura uchebno-trenirovochnogo zanyatiya po obshchej fizicheskoj podgotovke studentov [The structure of the training session on the general physical training of students] // Elektronnyj nauchnyj zhurnal [Electronic scientific journal]. 2016. No. 1 (4). P. 728-732.

8. Aseev S.V., Kalenik R.S. Osobennosti metodiki obucheniya slushatelej professional'noj podgotovki obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Peculiarities of teaching methods for students of vocational training of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Legal science in the XXI century: current problems and prospects for their solutions: sat. scientific articles on the results of the seventh round table with Vseros. and international participation. Mines: ENVELOPE, 2020. P. 152-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.