Научная статья на тему 'Спортивная активность как фактор интеграции свойств в структуре индивидуальности студентов'

Спортивная активность как фактор интеграции свойств в структуре индивидуальности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / СИСТЕМА / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА / ИНТЕГРАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НЕЙРОДИНАМИКА / ПСИХОДИНАМИКА / ЛИЧНОСТЬ / STUDENT / SYSTEM / PERSONALITY / STRUCTURE / INTEGRATION / SPORT ACTIVITY / PHYSICAL FITNESS / NEURODYNAMICS / PSYCHODYNAMICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркелов Владимир Вениаминович

В статье показана роль активных занятий спортом в создании системы разноуровневых свойств в структуре интегральной индивидуальности студентов. Занятия спортом обеспечивают формирование и функционирование системы связей между свойствами нейродинамики, психодинамики и личности. Описывается сопряженность уровня спортивной квалификации и физической подготовленности студентов с эффективностью использования рациональных механизмов психологической защиты и саморегуляции, а также с успешностью их учебной деятельности. Полученные в исследовании факты позволяют рассматривать активные занятия спортом как важнейший фактор интеграции и творческой самоактуализации субъектов образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the role of active sports to create a system of multi-level properties in the structure of integral individuality of students. Sports ensure the formation and functioning of the relations between the properties of neurodynamics, psychodynamics and personality. We have discovered the associativity of level of sports skills and physical fitness of students with the efficiency of rational use of psychological defense mechanisms and self-regulation, but also with the success of their learning activities. These study facts allow the consideration of active sports as an important factor of integration and creative self-actualization of educational activities.

Текст научной работы на тему «Спортивная активность как фактор интеграции свойств в структуре индивидуальности студентов»

РАЗДЕЛ 1. НАУЧНАЯ ШКОЛА

1.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ

УДК 796:159.9

Маркелов Владимир Вениаминович

доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин, кафедр теоретической и прикладной психологии и практической психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 6140990, Пермь, Сибирская 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: markvv@rambler. ru

СПОРТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ СВОЙСТВ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Vladimir V. Markelov

PpD, Professor of the Chairs of Sport Disciplines, Theoretical and Applied and

Practical Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: markvv@rambler. ru

SPORTS ACTIVITY AS A FACTOR OF INTEGRATION OF PROPERTIES IN THE STRUCTURE OF INDIVIDUALITY OF

STUDENTS

Аннотация. В статье показана роль активных занятий спортом в создании системы разноуровневых свойств в структуре интегральной индивидуальности студентов. Занятия спортом обеспечивают формирование и функционирование системы связей между свойствами нейродинамики, психодинамики и личности. Описывается сопряженность уровня спортивной квалификации и физической подготовленности студентов с эффективностью использования рациональных механизмов психологической защиты и саморегуляции, а также с успешностью их учебной деятельности. Полученные в исследовании факты позволяют рассматривать активные занятия

© Маркелов В.В., 2016

спортом как важнейший фактор интеграции и творческой самоактуализации субъектов образовательной деятельности.

Ключевые слова: студент, система, индивидуальность, структура, интеграция, спортивная активность, физическая подготовленность, нейродинамика, психодинамика, личность,

Abstract. The article shows the role of active sports to create a system of multi-level properties in the structure of integral individuality of students. Sports ensure the formation and functioning of the relations between the properties of neurodynamics, psychodynamics and personality. We have discovered the associativity of level of sports skills and physical fitness of students with the efficiency of rational use of psychological defense mechanisms and self-regulation, but also with the success of their learning activities. These study facts allow the consideration of active sports as an important factor of integration and creative self-actualization of educational activities.

Key words: student, system, personality, structure, integration, sport activity, physical fitness, neurodynamics, psychodynamics, personality.

В процессе активных занятий физическими упражнениями и спортом совершенствуются двигательные способности человека и создаются условия для формирования социально ценных качеств личности, обеспечивающих адаптацию, интеграцию и самоактуализацию человека в социуме. В ходе занятий физическими упражнениями и спортом формируется комплекс позитивных качеств личности: оптимистичность, инициативность, креативность, стрессустойчивость, толерантность, чувство коллективизма и др. В последние годы Б.В. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой [2] широко внедряется система спортивно-ориентированной физической культуры, основанная на привлечении учащейся молодежи к активным занятиям спортом. Синтез теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского [3], теории историко-эволюционного развития А.Г. Асмолова [1], теории деятельности А.Н. Леонтьева [5], концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина [6] и концепции полисистемного взаимодействия Б.А. Вяткина [4] позволяет выдвинуть предположение о том, что в ходе высокомотивированной деятельности человек становится инициатором создания гармоничной индивидуальности как системы разноуровневых свойств, обеспечивающей высокий уровень функционирования. Спорт как особый вид экстремальной деятельности, требующей максимальной мобилизации творческого потенциала человека, содействует не только его максимальной самоактуализации, но и выполняет системообразующую функцию по установлению и функционированию в структуре его индивидуальности новой системы связей.

Целью настоящего исследования было сравнительное изучение особенностей подструктур индивидуальности и особенностей защитного и преодолевающего поведения у студентов, активно занимающихся спортом, и студентов, ограничивающихся занятиями физическими упражнениями

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

в соответствии с требованиями вузовских учебных программ. Исследование проводилось на базе вузов Москвы, Брянска и Перми. В каждой из участвующих в сравнительном исследовании групп было по 100 испытуемых в возрастном диапазоне от 18 до 22 лет.

Для диагностики разноуровневых свойств индивидуальности использовался комплекс методов, включающих тесты физической подготовленности, а также опросники свойств нейродинамки, психодинамики и личности. Изучение защитных механизмов и стратегий преодолевающего поведения осуществлялось с помощью опросников В.В. Бойко, Р. Плутчика -Г. Келлермана - Х. Конте и анкеты С. Хобфолла.

В результате эмпирического исследования нами было обнаружено, что студентов, активно и успешно занимающихся спортом, отличают от студентов-«неспортсменов» следующие личностные особенности: относительно низкая склонность к неоправданному риску ^ = - 2,53; р < 0,01), к общению ^ = - 2,61; р < 0,01), к управлению другими людьми ^ = - 3,08; р < 0,02) и к проявлению агрессии (/ = - 2,36; р < 0,02). По данным корреляционного анализа обнаружено, что у студентов - спортсменов в меньшей степени по сравнению с остальными выражено стремление к избеганию (- 0,18; р < 0,05) и к редукции профессиональных обязанностей (- 0,19; р < 0,05). Успешность учебной деятельности у студентов-спортсменов оказалась сопряженной с высокими показателями интернальности в области достижений и неудач. Следует отметить, что по обобщенным показателям учебной успеваемости представители группы «спортсменов» на статистически значимом уровне превосходят студентов, не занимающихся спортом (р =0,05).

В результате корреляционного анализа выявлено, что у представителей группы студентов, занимающихся спортом, обнаружен гораздо более объемный комплекс связей между всеми показателями физической подготовленности и разноуровневыми свойствами индивидуальности по сравнению с данными, полученными у представителей группы «неспортсменов» (156 против 78). При этом количество связей показателей физической подготовленности со свойствами личности у спортсменов значительно больше, чем у «неспортсменов» (127 - 81,4 % от общего количества связей против 46 -58,9 %). В исследовании обнаружено, что студенты, имеющие высокую спортивную квалификацию, достоверно отличаются от студентов, не занимающихся спортом, предпочтением рациональных моделей преодоления сложных ситуаций, что выражается в более высоких показателях ассертивного поведения и вступления в социальные контакты, а также в более низких показателях агрессивности и асоциальности. Студенты этого типа чаще используют непрямые действия, интеллектуализацию, а также поиск позитивного в эмоционально напряженных ситуациях. У них преобладает мотивация достижения успеха над мотивацией избегания неудач, готовность к активному противостоянию негативным факторам среды. Они в меньшей степени нуждаются в моральной поддержке, в положительном оценивании, в избегании, а также в принятии со стороны окружающих. Для студентов, не занимающихся спортом, в большей степени характерны стратегии пассивности

и поиска поддержки, которые в экстремальных ситуациях сменялись стратегиями деструктивизма, асоциального и даже агрессивного поведения. Вероятно, последние выполняют компенсаторные функции по преодолению внутреннего дискомфорта и комплексов неуверенности в себе и негативизма.

Студентов-спортсменов отличает относительно более высокий уровень интернальности при осознании и решении проблем. Поведение студентов-спортсменов характеризуется мысленным моделированием высказываний и поступков, а также целенаправленным управлением поведением, что указывает на сформированность навыков самоконтроля и саморегуляции. Студенты-спортсмены проявляют готовность к поиску новых способов разрешения стрессогенных ситуаций, к восприятию их как способствующих приобретению нового опыта и способностей к саморазвитию, что характеризует высокую степень их готовности к принятию ответственности за результаты своей деятельности.

Таким образом, студенты, занимающиеся спортом, отличаются от студентов-«неспортсменов» предпочтением конструктивных моделей преодоления сложных ситуаций. Студенты-спортсмены чаще используют непрямые действия, рационализацию и поиск позитивного в эмоционально напряженных ситуациях. Их отличает готовность к активному противостоянию негативным факторам среды и осознанная направленность копинг-поведения на источник стресса. Они в меньшей степени нуждаются в поиске поддержки, в положительном оценивании, в избегании неудач, также в принятии их как личности другими. Таким образом, полученные в исследовании факты можно интерпретировать как проявление феномена позитивного влияния занятий спортом на формирование структуры интегральной индивидуальности студентов, сопряженного с успешностью их самореализации в учебной деятельности.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл - Академия. 2007. 528 с.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 2005. № 4. С. 2-4.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 6. Вопросы теории и истории психологии. М., 1982. 488 с.

4. Вяткин Б.А. Индивидуальность как предмет интегрального исследования. Индивидуальность растущего человека в условиях современной школы. Пермь: ПГГПУ - институт психологии, 2015. С. 9-19.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 204 с.

6. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.