ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СТРЕССПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ
Е.Л. КОМАРОВСКАЯ, Московский государственный университет МВД России; В.В. МАРКЕЛОВ, Пермский государственный педагогический университет
Аннотация
В статье анализируются особенности характера и структуры механизмов преодолевающего поведения студентов в связи с фактором их вовлеченности в активные занятия спортом. Также исследовались особенности предпочтения копинг-стратегий и их взаимосвязь с личностными свойствами студентов. С этой целью к эксперименту привлекались 50 ведущих спортсменов вузов и 90 студентов, профессионально не занимающихся спортом. По результатам исследования была выявлены существенные различия в детерминации успешности физической подготовленности студентов разноуровневыми свойствами индивидуальности. Обнаружена гораздо более высокая роль свойств личности в детерминации физической подготовленности студентов-спортсменов, чем у студентов, не занимающихся спортом.
Ключевые слова: стресспреодолевающее поведение, копинг-стратегии, стрессоустойчивость, индивидуальные свойства, личностные особенности, детерминация физической подготовленности.
Abstract
In article are analysed the structure and character of the mechanisms copying students’ behavior in connection with factor of their involvement in active sports. Particular preferences of coping strategies and their relationship with personality characteristics of students were also investigated. To this end the experiment involved the top 50 athletes and 90 high schools students, not professionally involved in for sports. By results of research it was revealed significant differences in the determination of student’s success by different level of physical characteristics of individuality. According to the survey it was found a much higher role of individuality in determination of the physical efficiency of student-athletes than students who are not involved in sports.
Key words: stress-coping behavior, coping strategies, stress resistance, individual peculiarities, personal features, determination of physical fitness.
Высокомотивированная деятельность студентов-спортсменов характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов, поэтому предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим стресспреодолевающее поведение и высокую эффективность деятельности. В связи с этим проблема совершенствования процессов саморегуляции эмоциональных состояний и поведения студентов-спортсменов представляется чрезвычайно актуальной. С целью выявления факторов, детерминирующих копинг-стратегии, нами проведено диагностическое исследование разноуровневых свойств индивидуальности студентов москов-
ских и пермских вузов (нервная система, темперамент, личностные особенности). Сравнение результатов, полученных при исследовании 50 ведущих спортсменов вузов и 50 студентов, не занимающихся спортом, выявило следующие особенности.
Студенты, выступающие за сборные команды вузов и имеющие спортивную квалификацию не ниже кандидата в мастера спорта, отличаются от студентов-«неспортсменов» предпочтением конструктивных моделей преодоления сложных ситуаций, что выражается в более высоких показателях ассертивного поведения, вступления в социальные контакты, а также в более низких показателях агрессивных и асоциальных действий.
Эти студенты чаще используют непрямые действия, рационализацию и поиск позитивного в эмоционально напряженных ситуациях. У них преобладает мотивация достижения успеха над мотивацией избегания неудач, готовность к активному противостоянию негативным факторам среды и осознанная направленность копинг-поведения на источник стресса. Они в меньшей степени нуждаются в поиске поддержки, в положительном оценивании, а также в принятии и избегании.
Для студентов, не занимающихся спортом, характерными оказались стратегии пассивности (осторожные действия, уход от разрешения проблем), а также стратегии асоциального и агрессивного поведения (конфронтация, соперничество и др.). Вероятно, это является компенсаторным механизмом преодоления внутреннего дискомфорта или преодоления психологических комплексов неуверенности в себе и негативного отношения к окружающим.
При сравнении результатов Т-критериального анализа копинг-поведения у представителей двух групп
(табл. 1) обнаруживается, что наиболее выраженными стратегиями поведения всех студентов являются «планирование» (12,60; 11,85) и «контроль за чувствами» (11,67; 11,60). У студентов, не занимающихся спортом, преобладает также копинг-стратегия «положительная оценка» (11,96). Данные стратегии являются общими для представителей участвующих в исследовании групп. Вместе с тем Т-критериальный анализ показал, что статистически значимые межгрупповые различия обнаружены в применении стратегии «положительная оценка» (1 = 5,88, р = 0,05). Это свидетельствовует о том, что спортсмены значительно реже выбирают данную копинг-стратегию как действенный метод выхода из сложной ситуации, а в группе «неспортсменов», наоборот, данную стратегию рассматривают как одну из основных. Сравнительный анализ обнаружил статистически значимые различия в использовании стратегии «поиска социальной поддержки» (1 = 2,52; р = 0,01).
Таблица 1
Т-критериальный анализ Неспортсмены Спортсмены ^УЯІие Р
М1 М2
Конфронтация 7,64 7,85 -0,24 0,80
Поиск соц. поддержки 9,21 7,25 2,52 0,01
Планирование 11,85 12,60 -0,94 0,35
Контроль за чувствами 11,60 11,67 -0,09 0,92
Дистанцирование 9,00 7,39 2,89 0,005
Положительная оценка 11,96 6,89 5,88 0,05
Принятие 6,00 9,39 -3,85 0,003
Избегание 8,17 6,25 2,51 0,01
Результаты анализа достоверности различий в стратегиях преодолевающего поведения
Студенты-«неспортсмены» в сложной ситуации гораздо чаще ищут помощи у окружающих, в то время как спортсмены, напротив, в сходной ситуации не стремятся обращаться за помощью к другим.
Существенные различия были обнаружены в применении стратегии «дистанцирование» (1 = 2,89, р = 0,005). Студенты-спортсмены гораздо реже по сравнению с студентами, не занимающимися спортом, дистанцируются от проблем, а предпринимают конструктивные действия по разрешению субъективно сложных ситуаций.
Существуют значительные межгрупповые различия в применении копинг-стратегии «принятие» (1 = -3,85, р = 0,003). Это может свидетельствовать о том, что спортсменов отличает большая субъектность и интер-нальность при осознании и решении проблем. Студенты-«неспортсмены», наоборот, склонны в своих проблемах обвинять окружающих и внешние факторы, из-за чего своевременно не предпринимают конструктивных действий для решения возникающих проблем. Статистически значимые различия были обнаружены также в применении копинг-стратегии «избегание» (1 = 2,51,
р = 0,01), которая более характерна для «неспортсменов» по сравнению со студентами-спортсменами.
По данным наблюдений нами обнаружено, что поведение студентов-спортсменов характеризуется целенаправленным управлением, мысленным моделированием высказываний и поступков, что указывает на проявление у них в стрессовой ситуации навыков самоконтроля и саморегуляции. Студенты-спортсмены проявляют готовность к поиску новых способов разрешения стрессовой ситуации, к восприятию ее как полезной, способствующей саморазвитию, приобретению нового опыта, что характеризует их высокую степень готовности к принятию ответственности за полученный ими результат деятельности.
Результаты исследования показали, что студенты-спортсмены отличаются более высоким уровнем саморегуляции по сравнению с остальными обучающимися. Это означает, что они более самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большей степени осознанны. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние некоторых индивидуальных психологических особенностей, препят-
а
ствующих достижению цели. Они в большей степени, по сравнению со студентами-«неспортсменами», способны выделять условия, значимые для достижения целей. Для них характерна адекватность самооценок, сфор-мированность и устойчивость субъективных критериев оценки успешности результатов. Они чаще используют адаптивные стратегии совладания, такие, как принятие ответственности, планирование решения проблемы, положительная переоценка ситуации. Так, студенты-спортсмены в большей степени способны принимать на себя ответственность за исход соревнований, просчитывать варианты решения проблемы, выносить положительный опыт из экстремальной ситуации и активизировать волевые усилия для совладания с ней. Они чаще выбирают и используют такие средства саморегуляции, как актуализация положительных эмоций (создание положительного образа ситуации), концентрация внимания, идеомоторная тренировка, т.е. достаточно сложные виды произвольной активности.
Студентов, занимающихся спортом, отличает специфический комплекс личностных особенностей, отражающий отношение к людям, к самому себе и к профессиональной деятельности. Для них характерна значительно меньшая склонность к неоправданному риску, к общению, к управлению деятельностью других, а также меньшая выраженность агрессивности и само-интереса. Наличие у них данного симптомокомплекса можно объяснить значительным утомлением, которое сопровождает серьезные занятия спортом и отражает стремление студентов-спортсменов к экономии адаптационной энергии в целях одинаково успешной самореализации в учебной и спортивной деятельности. Следует отметить, что учебная успеваемость у студентов-спортсменов оказалась в целом несколько выше, чем у студентов-«неспортсменов». Успешность учебной деятельности оказалась сопряженной у студентов-спортсменов с ин-тернальностью в области достижений и неудач, а также с низкой агрессивностью. У студентов-спортсменов более выражен мотивационно-энергетический компонент, являющийся одним из показателей надежности учебной и спортивной деятельности. Они отличаются высокими показателями психодинамической активности и низкими показателями сензитивности, что свидетельствует
о высоком энергетическом потенциале и обусловливает высокий уровень стрессоустойчивости.
Нами обнаружены существенные различия в структуре индивидуальных свойств у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
Таблица 2
Свойства Спортсмены Неспортсмены
Общее количество свойств 156 78
Свойства личности 127 (81,4%) 46 (58,9%)
Корреляции разноуровневых свойств индивидуальности с показателями физической подготовленности
Обнаружено значительно большее количество корреляционных связей свойств индивидуальности с показателями эффективности физической подготовленности студентов-спортсменов по сравнению с показателями студентов, не занимающихся спортом (156 против 78). Таким образом, обнаружена тенденция более активного включения разноуровневых свойств индивидуальности в детерминацию успешности физической подготовленности спортсменов. При этом в структуре индивидуальности представителей группы спортсменов ведущая роль принадлежит свойствам личности, роль которых в детерминации физической подготовленности студентов-спортсменов гораздо выше, чем у «неспортсменов» (127-81,4% корреляций против 46-58,9%). Полученные в исследовании результаты можно рассматривать как феномен интегрирующей функции занятий спортом в формировании структуры личности студентов.
Таким образом, сравнительный анализ полученных данных свидетельствует о качественном различии в особенностях копинг-поведения и их детерминации разноуровневыми свойствами индивидуальности у студентов, занимающихся спортом, и остальных обучающихся.
Результаты нашего исследования позволяют рассматривать занятия спортом как средство формирования личности и конструктивных стратегий преодолевающего поведения в структуре интегральной индивидуальности студентов. Полученные данные имеют практическое значение при организации внеучебной деятельности студентов в целях разработки психолого-педагогических условий, содействующих формированию позитивного отношения к занятиям спортом, а также повышению уровня внутренней интеграции и стрессоустойчивости студентов.
Литература
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-18.
2. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека. - СПб., 1999. - 86 с.
3. Белан Е.А. Психология совладающего поведения. -Краснодар: КГУ - СПИ, 2004. - 82 с.
4. Кубланов А.М., Непопалов В.Н. Взаимосвязь локуса контроля и предпочитаемой стратегии поведения в конфликтной ситуации сотрудников милиции / Материалы
VI Международной научной конференции «Психология физического воспитания и спорта: Рудиковские чтения». -М.: РГУФК, 2010. - С. 326-329.
5. Либина А.В. Совладающий интеллект: успешное разрешение сложных жизненных ситуаций // Дифференциальная психология: наука о сходстве и различиях между людьми / А.В. Либина. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.
6. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): учеб. пособие. - Казань, 2003. - 102 с.
7. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - № 5. - С. 1-30.
8. Попова В.В. Личность и совладающее поведение спортсмена каратэ киокушинкай в связи с постоянным преодолением соревновательного стресса / Материалы VI Международной научной конференции «Психология физического воспитания и спорта: Рудиковские чтения». - М.: РГУФК, 2010. - С. 225-228.
9. Психология экстремальных ситуаций / под ред. В.В. Рубцова, С.Б. Малых. - 2-е изд. - М.: Психологический институт РАО, 2008. - 260 с.
10. Сергиенко Е.А., Крюкова Т.Л. (ред.). Психология совладающего поведения: материалы междунар. научно-
практич. конф. /отв. ред. Т.Л. Крюкова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.
11. Фетискин Н.П. Психотехнологии стрессо-совладающего поведения - М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - С. 64-66.
12. Шагаев Ш.К. Зависимость стрессоустойчивости спортсменов от уровня индивидуальных достижений / Материалы VI Международной научной конференции «Психология физического воспитания и спорта: Рудиковские чтения». - М.: РГУФК, 2010. - С. 312-314.
13. Lazarus R. Emotion and Adaptation. - New York: Oxford University Press, 1991. - С. 609-637.
14. Lazarus R. & Folkman S. Stress, appraisal and coping. -New York: Springer, 1984. - 14 с.
References
1. Anzyferova L.I. Person in hard life situations: rethinking, remodeling of life situations, psychological selfdefence // Psihologicheskij zhurnal. - 1994. - V. 15. - № 1. -P. 3-18.
2. Apchel V.Y., Tzigan V.N. Stress and stress durability in human. - SPb., 1999. - 86 p.
3. Belan E.A. Psychology of controlling behavior. - Krasnodar: KGU-SPI, 2004. - 82 p.
4. Kublanov A.M., Nepopalov V.N. Interaction between control locus and preferential behavior of police officers during conflict situations / Materialy VI Mezhdunarodnoi nauchnoi konferencii «Psihologia fizicheskogo vospitaniya i sporta: Rudikovskie chteniya». - M.: RGUFK, 2010. -P. 326-329.
5. Libina A.V. Controlling intellect: successful resolvation of difficult life situations // Differencialnaya psihologia: nauka o shodstve i razlichiyah mezhdu ludmi. - M.: Exmo, 2008. - 400 p.
6. Nabiullina R.R., Tuchtarova I.V. Mechanisms of psychological self-defense and stress cjping: definition, structure, functions, types, psychoterapeutical correction: manual. -Kazan, 2003. - 102 p.
7. Nartova-Bochaver S.K. «Coping behavior» in system of person psychology concepts // Psihologicheskij zhurnal. -1997. - № 5. - P. 1-30.
8. Popova V.V. Person and controlling behavior in kio-kushinkai karate athletes in connection with constant coping of competition stress / Materialy VI Mezhdunarodnoi nauchnoi konferencii «Psihologia fizicheskogo vospitaniya
i sporta: Rudikovskie chteniya». - M.: RGUFK, 2010. -P.225-228.
9. Psychology of extreme situations / ed. by V.V. Rubt-zov, S.B. Malykh. - 2nd edition. - M.: Psihologicheskij institut RAO, 2008. - 260 p.
10. Sergienko E.A., Krukova T.L. (ed). Psychology of controlling behavior: mat. mezhd. nauch.-prakt. konf. -Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2007.
11. Fetiskin N.P. Psychotechnics of controlling behavior. - M.; Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2007. -P. 64-66.
12. Shagaev S.K. Dependence of stress dusability in athletes form personal achievments level / Materialy VI Mezh-dunarodnoi nauchnoi konferencii «Psihologia fizicheskogo vospitaniya i sporta: Rudikovskie chteniya». - M.: RGUFK, 2010. - P. 312-314.
13. Lazarus R. Emotion and Adaptation. - New York: Oxford University Press, 1991. - C. 609-637.
14. Lazarus R. & Folkman S. Stress, appraisal and coping. -New York: Springer, 1984. - 14 c.