Научная статья на тему 'Интегральная характеристика надежности соревновательной деятельности в юношеском спорте'

Интегральная характеристика надежности соревновательной деятельности в юношеском спорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
255
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЕЖНОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА / RELIABILITY / COMPETITIVE RELIABILITY / COMPETITIVE ACTIVITY / INDIVIDUALITY / DIAGNOSIS / FACTOR STRUCTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Владимир Юрьевич

В статье представлены значимые компоненты факторных структур соревновательной надежности юных спортсменов, различных по специфике видов спорта. Определяются универсальные детерминанты надежности соревновательной деятельности в результате выделения общих компонент с показателями профессиональных спортсменов.Researchers successful personality in the sport say that in sports activities under independence, social boldness, strength of motivation to achieve group goals are based on a mental quality of the athlete as the reliability. Therefore, the objective reasons for increasing the reliability of sports activity demanded changes in certain provisions of sports training theories, planning, implementation of new, innovative technologies of sports training, the use of mathematical modeling for the construction of the theory of training of athletes. Identified circumstances impose strict requirements to the level of preparedness of the athlete for a competition that actualizes the list of science-based ways to optimize its athletic training. The purpose of the study is to determine the reliability of competitive athletes in adolescence, and the development of guidance and formation in pedagogical system reliability. The article presents the significant components of the factor structure of competitive reliability of young athletes on the specifics of the various sports. Determined universal determinants of reliability of competitive activity, as a result of allocation of common components with performance of professional athletes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегральная характеристика надежности соревновательной деятельности в юношеском спорте»

УДК 796:159.9

Алексеев Владимир Юрьевич

старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 6140990, Пермь, Сибирская 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: markvv@rambler. ru

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАДЕЖНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ

СПОРТЕ

Vladimir Yu. Alekseev

Senior Lecturer, Chair of Sports Disciplines

Federal State Budget Educational Institution of Higher Educational «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: markvv@rambler. ru

INTEGRAL CHARACTERISTICS RELIABILITY COMPETITIVE ACTIVITY IN YOUTH SPORTS

Аннотация. В статье представлены значимые компоненты факторных структур соревновательной надежности юных спортсменов, различных по специфике видов спорта. Определяются универсальные детерминанты надежности соревновательной деятельности в результате выделения общих компонент с показателями профессиональных спортсменов.

Ключевые слова: надежность, соревновательная надежность, соревновательная деятельность, индивидуальность, диагностика, факторная структура.

Abstract. Researchers successful personality in the sport say that in sports activities under independence, social boldness, strength of motivation to achieve group goals are based on a mental quality of the athlete as the reliability. Therefore, the objective reasons for increasing the reliability of sports activity demanded changes in certain provisions of sports training theories, planning, implementation of new, innovative technologies of sports training, the use of mathematical modeling for the construction of the theory of training of athletes. Identified circumstances impose strict requirements to the level of preparedness of the athlete for a competition that

© Алексеев В.Ю., 2016

actualizes the list of science-based ways to optimize its athletic training. The purpose of the study is to determine the reliability of competitive athletes in adolescence, and the development of guidance and formation in pedagogical system reliability. The article presents the significant components of the factor structure of competitive reliability of young athletes on the specifics of the various sports. Determined universal determinants of reliability of competitive activity, as a result of allocation of common components with performance of professional athletes.

Key words: reliability, competitive reliability, competitive activity, individuality, diagnosis, factor structure.

Модернизация системы спортивных соревнований в последние годы связана как с существенным расширением международного спортивного календаря, так и с пересмотром ряда устоявшихся положений о планировании деятельности квалифицированных спортсменов. Расширилась география проведения соревнований, что повышает актуальность проблемы соревновательной надежности как субъекта спортивной деятельности. Увеличилось количество международных соревнований с большой психической напряженностью. Мы рассматриваем надежность соревновательной деятельности как системную характеристику деятельности, обеспечивающую стабильную эффективность выступлений спортсмена в экстремальных условиях ответственных соревнований.

В большинстве исследований соревновательная надежность рассматривается как свойство, детерминированное преимущественно особенностями личности спортсмена. В качестве адекватной теоретической модели решения проблемы системной детерминации надежности соревновательной деятельности можно рассматривать теорию интегральной индивидуальности В.С. Мерлина [2]. Интегральная индивидуальность понимается как особый, выражающий индивидуальное своеобразие, характер связей между разноуровневыми свойствами биологической, психологической и метаиндивидуальной подсистем. Проблема целостной индивидуальности как функциональной системы, обеспечивающей надежность соревновательной деятельности рассматривается в исследованиях: Б.А. Вяткина (1981, 1983), Б.А. Вяткина и В.В. Маркелова (1986), В.А. Плахтиенко и Ю.М. Блудова (1983, 1987),

B.Э. Мильмана (1983), С.М. Гордона и А.Б. Ильина (2003), А.В. Еганова (1999), О.А. Сиротина (2000), О.В. Матыцина (2002), А.Т. Каландия (2010),

C.В. Сарычева (2009, 2011), А.В. Гончаровой (2008) и многих других. Уровень соревновательной надежности определяется широким комплексом качеств спортсмена, включая используемые технико-тактические средства и приемы; рациональность распределения задач, решаемых в ходе соревновательной деятельности; наличие различных видов избытка возможностей спортсмена, в частности, физических, технико-тактических, морфофункциональных, эмоционально-волевых, индивидуально-типологических и личностных качеств. Большинство исследований посвящено изучению влияния индивидуально-

типологических особенностей личности на надежность соревновательной деятельности спортсмена. В этой связи не определены универсальные факторы соревновательной надежности, обусловленные параметрами физической и технико-тактической подготовленности. В то же время очевидна взаимосвязь этих параметров со спортивным результатом, который помимо прочего определяется уровнем соревновательной надежности как способности спортсмена адекватно реализовывать уровень своей подготовленности при выступлении на соревнованиях. Впервые проблема сопряженного влияния на надежность соревновательной деятельности системы разноуровневых свойств индивидуальности была поставлена и решена в исследованиях Б.А. Вяткина в 1981 г.

Цель исследования состоит в определении детерминант соревновательной надежности спортсменов и разработке рекомендаций развития и формирования надежности в педагогической системе. Для решения проблемы детерминации соревновательной надежности мы обследовали спортсменов 16-17 лет, вошедших в сборную Пермского края, различных по специфике видов спорта (баскетбол, дзюдо, легкая атлетика). Надежность соревновательной деятельности диагностировали на основе интеграции экспертных оценок ведущих тренеров Пермского края. Свойства индивидуальности испытуемых изучались с помощью методик Р. Кеттелла, В. Русалова, А. Мехрабиана, В. Мильмана, и Д. Леонтьева. Также учитывались дополнительные показатели: результаты теста на физическую работоспособность (PWC 170), уровень максимального потребления кислорода (У02Мах), экспертная и собственная оценка уровня соревновательной надежности. Исследования проводились на статистически репрезентативных выборках с использованием корреляционного и факторного анализов. В результате анализа была составлена факторная структура надежности соревновательной деятельности в отдельных видах спорта.

Факторная структура надежности соревновательной деятельности

Показатели Б Д Л/А

Экспертная оценка уровня надежности 0,70 - 0,63

Ранжирование по степени надежности - - -

МО «адекватная самооценка - неадекватная самооценка» - - 0,65

А «замкнутость - общительность» - - -

В «интеллект» 0,60 0,68 -

С «эмоциональная нестабильность или стабильность» 0,42 0,45 -

Е «подчиненность - доминантность» 0,74 0,47 -

F «сдержанность - экспрессивность» 0,44 0,48 -

G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» 0,68 - -

Н «робость - смелость» 0,60 0,67 0,69

I «жесткость - чувствительность» - - -

L «доверчивость - подозрительность» - - 0,54

Окончание табл.

Показатели Б Д Л/А

М «практичность - мечтательность» - - 0,60

N «прямолинейность -дипломатичность» 0,62 0,73 0,74

О «спокойствие - тревожность» 0,44 0,43 -

Q1«консерватизм - радикализм» 0,70 - -

Q2 «конформизм - нонконформизм» - 0,44 -

Q3 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» 0,76 0,61 0,71

Q4«расслабленность - напряженность» - - 0,67

ЭРМ Эргичность психомоторная - 0,53 0,71

ЭРИ Эргичность интеллектуальная 0,70 - -

ЭРК Эргичность коммуникативная 0,67 - 0,56

(ПМ) Пластичность психомоторная 0,61 0,49 0,42

(ПИ) Пластичность интеллектуальная - 0,48 0,43

(ПК) Пластичность коммуникативная - - 0,60

(СМ) Скорость психомоторная - - 0,54

(СИ) Скорость интеллектуальная - 0,42 0,43

(СК) Скорость коммуникативная - - -

(ЭМ)Эмоциональность психомоторная - 0,67 0,54

(ЭИ) Эмоциональность интеллектуальная - 0,55 -

(ЭК) Эмоциональность коммуникативная - - -

(ДМД) Диагностика мотивации достижений - 0,45 0,44

(СЭУ) Соревновательная эмоциональная устойчивость 0,72 0,71 -

Саморегуляция - 0,63 -

(МЭ) Мотивационно-энергетическая сфера - - -

Стабильность - помехоустойчивость 0,60 0,43 -

Вовлеченность 0,60 0,60 -

Контроль - 0,42 -

Принятие риска - - 0,61

Жизнестойкость - - -

РОСТ 0,52 0,54 0,43

ВЕС 0,54 0,52 0,47

PWC 170 (сек/чсс) - - -

PWC_170(кгм/мин) - - -

(МПК) Максимальное потребление кислорода 0,60 0,75 -

(СОСФ) Собственная оценка спортивной формы - - 0,66

(ЭОСФ) Экспертная оценка спортивной формы 0,55 - -

При проведении факторного анализа нами были выделены наиболее значимые признаки соревновательной надежности (см. таблицу), которые представляют собой взаимообусловленные характеристики специальной подготовленности спортсменов. Сравним полученные нами факторные структуры с данными исследования соревновательной надежности профессиональных спортсменов В.В. Маркелова [11. В результате факторизации показателей соревновательной надежности группы баскетболистов нами получен фактор соревновательной надежности, отражающий 26,4 % дисперсии. В данный фактор со статистически значимыми весами вошли показатели: экспертная оценка уровня надежности (0,70), интеллект (0,60), эмоциональная

20

устойчивость (0,72), доминантность (0,74), самоконтроль (0,76), нормативность поведения (0,68), дипломатичность (0,62), консерватизм (0,70), интеллектуальная эргичность (0,70), коммуникативная эргичность (0,67), психомоторная пластичность (0,61), стабильность (0,50), вовлеченность (0,50), уровень МПК (0,50). Фактор соревновательной надежности группы дзюдоистов (22,1 %), полученный в результате исследования, включает показатели: интеллекта (0,68), смелости (0,67), дипломатичности (0,73), самоконтроля (0,61), психомоторной эмоциональности (0,67), эмоциональной устойчивости (0,71), саморегуляции (0,63), вовлеченности (0,60), уровень МПК (0,75). Выделим общие показатели с фактором надежности ведущих профессиональных дзюдоистов страны (18,8 %): самоконтроль (0,57), эмоциональная устойчивость (0,54), в сочетании с отрицательным показателем интеллекта (-0,41). Фактор надежности соревновательной деятельности, полученный в группе легкоатлетов (20,8 %), включает статистически значимые данные по показателям: экспертная оценка уровня надежности (0,63), адекватная самооценка (0,65), смелость (0,69), практичность (0,60), прямолинейность (0,74), самоконтроль (0,71), напряженность (0,67), психомоторная эргичность (0,71), коммуникативная пластичность (0,60), принятие риска (0,61), собственная оценка спортивной формы (0,66). Выделим общие показатели с фактором надежности ведущих профессиональных легкоатлетов страны, (18,5 %): интеллект (0,56), эмоциональная устойчивость (0,43) и самоконтроль (0,38).

В результате анализа результатов выявлены универсальные детерминанты надежности, присутствующие в факторных структурах молодых и опытных спортсменов: соревновательная эмоциональная устойчивость, уровень самоконтроля и уровень интеллекта, что позволяет интерпретировать их как основные показатели, обеспечивающие стабильное выполнение спортсменом заданных функций либо позволяющие сохранять высокую результативность независимо от возникающих обстоятельств. Большое значение в повышении надежности имеет показатель самоконтроля. Совершенствование самоконтроля является одним из способов повышения надежности поведения спортсмена в сложных психоэмоциональных соревновательных условиях, связанных с большим потоком информации. Поэтому огромные скрытые резервы организма, за счет которых спортсмены пытаются себя реализовать в экстремальных условиях, определяют самоконтроль как личностное свойство, особенность психического состояния, индивидуально-типологическую особенность, что в конечном итоге влияет на надежность спортсменов и представляет большой интерес для исследования. В качестве общих детерминант надежности выступают: экспертные оценки уровня соревновательной надежности, смелость спортсменов, практичность и прямолинейность, показатели общительности и чувствительности, достаточно высокие показатели напряженности - свойства, отражающие способности к самоконтролю и преодолению фрустрации. Показатели интеллекта имеют статистически значимые данные практически в каждой факторной структуре как у молодых спортсменов, так и у профессионалов. Свойства темперамента оказались тесно связанными с факторами надежности в дзюдо и легкой

21

атлетике. Представляется интересным факт специфичности комплексов детерминант надежности в различных видах спорта. Полученные данные позволяют по-новому взглянуть на проблему детерминации соревновательной надежности и предложить ряд путей ее повышения. Системная диагностика структуры индивидуальности позволит тренеру не только адекватно осуществлять спортивный отбор, но и применять систему психолого-педагогических воздействий, адекватных структуре индивидуальности конкретных спортсменов. В качестве путей оптимизации соревновательной деятельности предлагается формирование свойств личности и интеллекта в соответствии с модельными характеристиками соревновательной надежности, дозирование мотивации спортсменов с учетом комплекса свойств личности. Вместе с тем для оптимальной реализации принципов сознательности и индивидуализации эффективно овладение системой рациональных механизмов психической самозащиты и психической саморегуляции, которые способствуют преодолению стресса и обеспечивают интеграцию свойств индивидуальности в целях предельной мобилизации резервных возможностей спортсменов в ответственных соревнованиях.

Список литературы

1. Маркелов В.В. Развитие индивидуальности человека в физическом воспитании и спорте. Пермь, 2006. 244 с.

2. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 253 с.

3. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. М.: ФиС, 1983.

175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.