УДК 796.19
СПОРТ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.И. Мансурова, В.С. Бородина, М.А. Лозовая
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» Российская Федерация,660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: gara.med@mail.ru
Статья, касающаяся физической культуры и спорта в системе высшего образования, является одной из главных в современном обществе. В статье объясняется важность физической культуры и спорта в вузах.
Ключевые слова: Физическая культура, студенты, здоровье, общество, спорт.
SPORT IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION N.I. Mansurova, V. S. Borodina, M.A. Lozovaya
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
Е-mail: gara.med@mail.ru
The topic of physical culture and sports in the system of higher education is one of the main ones in modern society. The article explains the importance of physical culture and sports in universities.
Keywords:Physical culture, students, health, society, sports.
В настоящее время спорт в системе высшего образования является одной из наиболее важных составляющих полноценного и здорового обучения, ведь при его отсутствии у человека не только начинают ослабевать мышцы, но и развиваются смертельно опасные болезни. Сюда относятся такие заболевания как: сколиоз, остеохондроз, сердечнососудистые нарушения, геморрой, ожирение и многое другое. Люди, которые ведут сидячий и малоподвижный образ жизни, стали предметом исследования клиники похудения Елены Морозовой. Эксперты наблюдали за распорядком дня и питанием свыше 500 сотрудников крупных российских компаний и пришли к выводу, что примерно 55% наблюдаемых набрали за это время от 3 до 10 кг. На эти влияет неправильное питание, отсутствие физических нагрузок и частые стрессы [1]. Студенты также подходят к этой группе, так как у многих из них ленты в вузе длятся с утра до самого вечера, а некоторые после учебы идут на работу .Во избежание таких серьезных проблем со здоровьем, необходимо активно развивать спортивную деятельность в системе высшего профессионального образования и прививать студентам любовь к спорту и активному отдыху.
Какие еще опасности ждут тех, в чьей жизни нет спорта? Например, отсутствие эмоциональной разгрузки, а вследствие чего стресс, депрессии и эмоциональное выгорание. Спорт отлично помогает расслабиться и отвлечься, выплеснуть негатив и набраться позитивныхэмоций, а также повышает умственные способности человека. Если же в жизни студента нет физической активности, то вышеперечисленные положительные ее качества не будут присутствовать в «рационе» обучающегося и его организм начнет разрушаться [2]. Помимо сказанного, спорт помогает студентам с интеграцией в общество. Сплочение коллектива происходит намного активнее за интересной спортивной игрой, в которой
Секция «Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании обучающихся образовательных ...»
каждый может показать свои качества и найти новых друзей. Так, создание эффективной системы здорового образа жизни, должно сформировать и развить среди студентов любовь к спорту, коммуникативные навыки и самодисциплину, помогающую заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких. Это приведет к оздоровлению обучающихся в вузах, повышению их умственных способностей и улучшению их эмоционального состояния.Для того чтобы выполнить поставленную задачу, необходимо сформировать постоянную потребность в спорте и физической активности, повысить уровень образования в области физической культуры и здорового образа жизни, научить применять в разных жизненных условиях различные жизненно важные спортивные умения, сформировать навыки повседневного двигательного режима, улучшить качество процесса физического воспитания и образования студентов.
Занятия со студентами вуза нужно основывать на том, чтобы применять средства физической культуры, использовать физическую подготовку для получения индивидуального и коллективного опыта спортивной деятельности. На занятиях физической культуры студенты должны научиться регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, учиться использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики заболеваний, умственной и эмоциональной разгрузки, предотвращения травматизма.Такой предмет как «физическая культура» является основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Занятия планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивают преподаватели кафедр физического воспитания [3].
Если помимо занятий в вузе, студенты будут заниматься самостоятельно, это позволит увеличить общее время занятий физическими упражнениями, и ускорит процесс физического совершенствования. Вместе с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия смогут обеспечить оптимальную эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.
Для того чтобы привлечь студентов к регулярным занятиям спортом, приучить их укреплять свое здоровье и совершенствовать свою физическую подготовку, необходимо проводить массовые спортивные мероприятия.Они организуются в свободное от учебных занятий время. Такие мероприятия проводятся при руководстве кафедр физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.
Теоретические занятия по физической культуре направлены на получение студентами знаний по основам теории и методики, что формирует у студентов сознание и убеждённость в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом. Однако стоит заметить, что неправильное комплектование учебных групп может привести к травмам и заболеваниям студентов. Например, если делить студентов только по полу, а не по степени подготовленности. Так же запоздалое ознакомление преподавателя с результатами медицинского осмотра занимающихся способно привести к травмам на занятии. Неправильное размещение занимающихся на стадионе или в зале, при неорганизованных занятиях, занятия на неприспособленной площадке, нерациональное составление расписания занятий: ранние или поздние часы занятий, все это может так же травмировать обучающихся и является одним из главных недочетов в формировании занятий по физической культуре. Если же спортивную деятельность студентов организовать надлежащим образом, это может не только способствовать улучшению их физического состояния, но и сможет скорректировать нарушения двигательной сферы и помочь студенту при социализации в вузе. Занятия спортом и любая физическая активность - это потребность любого живого организма, которая зачастую не удовлетворяется в современном мире. Но при помощи физической культуры, как наиболее эффективного фактора профилактической спортивной
терапии, студенты будут полностью удовлетворять свою потребность в двигательной деятельности и улучшать состояние здоровья своего организма [4].
Таким образом, физическая культура должна стать неотъемлемой частью жизни каждого студента и помогать ему в улучшении и поддержании своего здоровья. Преподаватели должны прививать студентам любовь к спорту и просвещать их. В интересах вуза воспитывать сильных и стойких специалистов, которые в дальнейшем будут передавать свой опыт новым поколениям. Более того, занятия спортом должны быть и в интересах студентов, ведь именно спорт поможет им лучше воспринимать информацию и расслабляться, заряжаться позитивной энергией и с еще большим энтузиазмом получать новые знания.
Библиографические ссылки
1. Авшалумова Р. Почему офисные служащие набирают вес [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2013/06/26/nasizhennye_kilogrammy (дата обращения 05.03.2022).
2. Шарман А. Чем опасно отсутствие физических нагрузок [Электронный ресурс]. URL: https://tengrinews.kz/mixnews/chem-opasno-otsutstvie-fizicheskih-nagruzok-356541/ (дата обращения 05.03.2022).
3. Эрдонов О. Л. Физическая культура и спорт в системе высшего образования. Молодой ученый, 2015. № 2 (82). С. 113-117.
4. Масляков В. А., Матяжов В. С. Массовая физическая культура в вузе. / Учебное пособие. - М.: «Высшая школа», 1991.240 с.
© Мансурова Н.И., Бородина В.С., Лозовая М.А., 2022