Научная статья на тему 'ДИСЦИПЛИНА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ": ПРЕИМУЩЕСТВА ЗАНЯТИЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ'

ДИСЦИПЛИНА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ": ПРЕИМУЩЕСТВА ЗАНЯТИЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ / ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / OUTDOOR TRAINING / SKI TRAINING / ORIENTEERING / MOTIVATION / INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Сергей Валерьевич, Близневская Валентина Степановна, Волкова Ольга Геннадьевна, Тарасенко Андрей Петрович, Тарасенко Юлия Вячеславовна

Рассматриваются актуальные аспекты подготовки студентов в области физической культуры и спорта. В контексте пандемии коронавируса обсуждаются подходы к проведению учебных занятий по физической культуре на открытом воздухе. Представлены результаты исследования мотивации студентов к занятиям на природе по комплексной специализации «Лыжный спорт и спортивное ориентирование». Показано, что регулярное изучение удовлетворенности, мотивации и заинтересованности студентов в занятиях физической культурой может использоваться как канал обратной связи, позволяющий корректировать программы обучения и объемы физической нагрузки, виды физических упражнений обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик Сергей Валерьевич, Близневская Валентина Степановна, Волкова Ольга Геннадьевна, Тарасенко Андрей Петрович, Тарасенко Юлия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE “PHYSICAL CULTURE AND SPORT” DISCIPLINE: ADVANTAGES OF OUTDOOR ACTIVITIES

Actual aspects of students ' training in the field of physical culture and sports are considered. In the context of the coronavirus pandemic, approaches to conducting outdoor physical education classes are discussed. The results of a study of students ' motivation for outdoor activities in the complex specialization "Skiing and orienteering" are presented. It is shown that regular study of students ' satisfaction, motivation and interest in physical culture can be used as a feedback channel that allows you to correct training programs and the amount of physical activity, types of physical exercises of students.

Текст научной работы на тему «ДИСЦИПЛИНА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ": ПРЕИМУЩЕСТВА ЗАНЯТИЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.20.11.P.41 УДК 796.011.3

С.В. Худик, В.С. Близневская, О.Г. Волкова, А.П. Тарасенко, Ю.В. Тарасенко,

Сибирский федеральный университет

Дисциплина «Физическая культура и спорт»: преимущества занятий на открытом воздухе

Самые большие невозвратные потери, которые несет современное общество, связаны с пренебрежением здоровьем и физическим развитием граждан, особенно представителей подрастающих поколений. В XXI веке здоровьесбережение стало проблемой номер один, которая в той или иной мере решается во всех экономически развитых странах. В высшей школе Российской Федерации создана современная система занятий физической культурой и спортом, которая может и должна способствовать укреплению здоровья студенческой молодежи.

Однако резервы повышения эффективности работы этой системы весьма значительны. Во многом их использование определяется массовостью занятий физкультурой и спортом, заинтересованностью в них обучающихся, последовательным учетом реальных условий. В частности, в условиях, когда в связи с пандемией коронавиру-са к системе обучения студентов предъявляются повышенные санитарно-гигиенические требования, преподавателям учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» нужно максимально использовать открытые пространства для проведения занятий.

Это тем более важно, что с 1 сентября 2020 года занятия по этой дисциплине в вузах страны согласно распоряжению Минобрнауки России временно разрешены только на улице. Организуя такие занятия, необходимо учитывать, что одной из важнейших задач процесса

физического самосовершенствования студентов является повышение эмоционального фона образовательной среды, который не только благотворно влияет на качество усвоения методико-практического материала, но и усиливает позитивное влияние физической нагрузки на общее состояние здоровья обучающихся [4].

Существующая спортивно-оздоровительная инфраструктура вузов страны позволяет большинству студентов посещать учебные занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» в спортивных залах или других крытых спортивных сооружениях. Задача педагогов сегодня состоит в том, чтобы привлекать

Сибирский федеральный университет

студентов к занятиям на улице в добровольном порядке. А значит, необходимо повысить интерес и усилить мотивацию студентов к этим занятиям. Ведь именно мотивация обучающихся играет основополагающую роль при системно-деятель-ностном подходе к процессу занятий физическими упражнениями, который направлен на стимулирование учебно-познавательной и развивающей деятельности [3, 5, 7].

Ключевыми элементами мотивации студентов в деле повышения эффективности занятий физическими упражнениями являются сознательность и активность [6]. Практика показывает, что они наиболее выражены на занятиях по

© Худик С.В., Близневская В.С., Волкова О.Г., Тарасенко А.П., Тарасенко Ю.В., 2020

Сергеи Валерьевич худик

Российская Федерация, г. Красноярск

доцент кафедры физической культуры института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета. Область научных интересов: модернизация физического воспитания в вузе, спортивная педагогика, образовательные технологии. Автор 16 опубликованных научных работ. Электронная почта: khudik83@mail.ru

SERGEY V. KHuDIK Krasnoyarsk, Russian Federation

Associate Professor of the Department of Physical Culture of the Institute of Physical Culture, Sport and Tourism of the Siberian Federal University. Research interests: modernization of physical education in higher education, sports pedagogy, educational tech-nologies.Author of 16 published scientific papers. Email address: khudik83@mail.ru

валентина степановна

близневская

Российская Федерация, г. Красноярск

профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета. Область научных интересов: модернизация физического воспитания в вузе, спортивная педагогика, образовательные технологии в сфере физической культуры и спорта. Автор 79 опубликованных научных работ. Электронная почта: bliznevskaya@mail.ru

Valentina s. bliznevsky

Krasnoyarsk, Russian Federation

Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Physical Culture of the Institute of Physical Culture, Sport and Tourism of the Siberian Federal University. Research interests: modernization of physical education in higher education, sports pedagogy, educational technologies in the field of physical culture and sports. Author of 79 published scientific papers. Email address: bliznevskaya@mail.ru

ольга геннадьевна волкова Российская Федерация, г. Красноярск

преподаватель кафедры физической культуры института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета. Область научных интересов: модернизация физического воспитания в вузе, образовательные технологии. Автор 4 опубликованных научных работ. Электронная почта: timofeeval2olga@ yandex.ru

olga g. volkova

Krasnoyarsk, Russian Federation

teacher of the Department of Physical Culture of the Institute of Physical Culture, Sport and Tourism of the Siberian Federal University. Research interests: modernization of physical education in higher education, educational technologies. Author of 4 published scientific papers. Email address: timofeeva12olga@yandex.ru

Андреи Петрович тарасенко

Российская Федерация, г. Красноярск

доцент кафедры физической культуры института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета. Область научных интересов: модернизация физического воспитания в вузе, спортивная педагогика, образовательные технологии. Автор 5 опубликованных научных работ. Электронная почта: pilotski-o@yandex.ru

ANDREY Р. TARASENKO Krasnoyarsk, Russian Federation

Associate Professor of the Department of Physical Culture of the Institute of Physical Culture, Sport and Tourism of the Siberian Federal University. Research interests: modernization of physical education in higher education, sports pedagogy, educational technologies. Author of 5 published scientific papers. Email address: pilotski-o@yandex.ru

юлия вячеславовна

тарасенко

Российская Федерация, г. Красноярск

доцент кафедры физической культуры института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета. Область научных интересов: модернизация физического воспитания в вузе, спортивная педагогика, образовательные технологии. Автор 5 опубликованных научных работ. Электронная почта: brski-o@yandex.ru

yulia V. tarasenko

Krasnoyarsk, Russian Federation

Associate Professor of the Department of Physical Culture of the Institute of Physical Culture, Sport and Tourism of the Siberian Federal University. Research interests: modernization of physical education in higher education, sports pedagogy, educational technologies.Author of 5 published scientific papers. Email address: brski-o@yandex.ru

Рассматриваются актуальные аспекты подготовки студентов в области физической культуры и спорта. В контексте пандемии коронавируса обсуждаются подходы к проведению учебных занятий по физической культуре на открытом воздухе. Представлены результаты исследования мотивации студентов к занятиям на природе по комплексной специализации «Лыжный спорт и спортивное ориентирование». Показано, что регулярное изучение удовлетворенности, мотивации и заинтересованности студентов в занятиях физической культурой может использоваться как канал обратной связи, позволяющий коректировать программы обучения и объемы физической нагрузки, виды физических упражнений обучаемых.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, учебные занятия на открытом воздухе, лыжная подготовка, спортивное ориентирование, мотивация, заинтересованность.

Actual aspects of students ' training in the field of physical culture and sports are considered. In the context of the coronavirus pandemic, approaches to conducting outdoor physical education classes are discussed. The results of a study of students ' motivation for outdoor activities in the complex specialization "Skiing and orienteering"are presented. It is shown that regular study of students ' satisfaction, motivation and interest in physical culture can be used as a feedback channel that allows you to correct training programs and the amount of physical activity, types of physical ex-ercises of students.

Key words: physical culture and sport, outdoor training, ski training, orienteering, motivation, interest.

избранным самими студентами видам спорта. Усиливать эти элементы мотивации необходимо, так как физическая культура является, по сути, единственной учебной дисциплиной для студентов нефизкультурных специальностей, которая способствует укреплению их здоровья и физическому развитию [8, 9, 11].

Мотивировать студентов к регулярному посещению занятий по физической культуре следует с первого курса обучения. Дело в том, что при поступлении в вуз и в первые месяцы учебных занятий самими студентами отмечается выраженный психологический дискомфорт. Его причины хорошо известны. Он возникает под влиянием внезапного нарушения привычного школьного ритма жизни и перехода к другому типу организации учебного процесса, а также из-за умственных перегрузок, бытовых проблем в связи с необходимостью самостоятельно решать вопросы проживания и питания, возможных материальных трудностей.

Сибирский федеральный университет реализует программы дисциплины «Физическая культу-

ра и спорт» на учебных занятиях по спортивным специализациям -отдельным видам спорта уже почти 15 лет. Среди этих специализаций - «Лыжный спорт» и «Спортивное ориентирование», занятия по которым организуются на улице, как правило, в непосредственной близости от лыжных баз университета.

С сентября 2017 года и в течение всего учебного года было осуществлено значительное число педагогических наблюдений, анкетирований и опросов студентов, занимающихся по каждой из этих специализаций, а также собеседований с педагогами, проводящими учебные занятия. На основании полученных данных в 2018 году было принято решение объединить две специализации и создать для них единую учебную программу [13, 14, 15, 16]. Сочетание двух видов спорта позволило не только круглогодично обеспечивать проведение практических занятий по дисциплине на природе, базируясь на одном спортивном объекте - лыжной базе, но и значительно усилить интерес к ним студентов.

Разумеется, задача мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом этим далеко не исчерпана. По мнению авторов, опреденный импульс к повышению интереса обучающихся к занятиям на природе могут дать правильно сформулированные аргументы в их пользу. Для реализации этого подхода в исследовании, результаты которого освещаются в настоящей статье, была разработана и представлена студентам анкета с перечнем преимуществ (факторов) занятий на природе. Использование этого перечня можно рассматривать как педагогический прием, направленный на привлечение студентов к физкультурно-оздоровительным занятиям на природе, естественно, в сочетании с методами убеждения и стимулирования, помогающими актуализировать потребность в соответствующих занятиях [12].

В исследовании приняли участие студенты второго курса обучения трех институтов Сибирского федерального университета. Это 45 студентов из Института инженерной физики и радиоэлек-

Лесной старт студентов на учебном занятии по спортивному ориентированию

троники, в том числе 15 девушек и 30 юношей; 90 студентов Политехнического института, из них 35 девушек и 55 юношей; 85 студентов Института космических и информационных технологий,среди них 35 девушек и 50 юношей. Таким образом, всего было охвачено социологическим исследованием 220 студентов, из них 85 девушек и 135 юношей, занимающихся по комплексной специализации «Лыжный спорт и спортивное ориентирование» учебных дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культура и спорт».

Студенты должны были субъективно оценить приведенные аргументы в пользу регулярного посещения занятий на природе по дисциплине «Физическая культура и спорт». Степень мотивации определялась на основе скорректированной с учетом специфики данного исследования методике Г.В. Лозовой [10], с применением анкеты шкального типа с диапазоном от 1 до 5 баллов. Полученные данные были обработаны с использованием метода средних величин (М ± т) и ранжированы по степени убывания заинтересованности студентов [2]. Кроме того, при приеме у студентов анкет с ними было проведено собеседование о мотивах и аргументах оценки (присвоения балла) по каждому пункту заполняемой анкеты. Полученные результаты позволяют установить уровень выраженности принимаемых студентами мотивов для посещения занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт», проводимых на открытых пространствах.

По мнению студентов, наиболее сильным мотиватором к занятиям физическими упражнениями на улице стал аргумент об их позитивной роли в повышении степени закаливания организма и устойчивости к простудным заболеваниям в процессе. В итоге именно этот мотив оказался самым значимым (4,б7±0,19).

Важным для студентов мотивом выступает стремление укрепить свое здоровье (4,09±0,43) в процессе занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт». Этот мотив назвали большинство юношей и девушек. Как правило, они в полной мере сознают, что для устранения влияния многих негативных факторов на общий уровень здоровья необходимо использовать огромные возможности и потенциал физической культуры, особенно при проведении занятий не в закрытых помещениях, а на открытом воздухе [1].

Существенным дополнительным мотивом в пользу выбора занятий на природе стала возможность свободного перемещения и соблюдения безопасного расстояния между занимающимися (4,б5±0,58). Студенты отдают отчет в том, что отсутствие тесного контакта препятствует распространению возможных инфекций, но при этом ценят, что сохраняется возможность общения друг с другом без создания неудобств для окружающих.

Ландшафтотерапия - общение с природой с целью оздоровления и получения эстетического удовольствия от ее созерцания - получила столь же высокую оценку студентов, как возможность побывать в лесном массиве (4,44±0,90), даже если это небольшой участок леса и непосредственно примыкает к городским кварталам.

Уместно вспомнить, что лыжные трассы, как правило, пролагают-ся в парках, скверах или рощах. По нормативам при профилировании и подготовке лыжных маршрутов не допускается грубых нарушений растительного покрова и невоспроизводимого уничтожения лесного фонда, отрицательно влияющих на среду обитания животных. По санитарным нормам исключается также загрязнение районов массового катания на лыжах отходами промышленного производства. Физические нагрузки в таких районах укрепляют нервную систему, улучшают сон, избавляют от депрессии и стрессов,

способствуют повышению общего психологического комфорта. Поэтому занятия физическими упражнениями в природных условиях отвлекают студентов от городской суеты, дают возможность слиться с живой природой, почувствовать ее и осознать необходимость здоровой окружающей среды.

Весомым для студентов мотивом, влияющим на их заинтересованность в занятиях, служит оценка успеваемости по дисциплинам «Физическая культура и спорт», «Прикладная физическая культура и спорт», учитываемая в показателях освоения образовательных программ высшего образования (3,66±0,б9). Респонденты понимают, что систематические занятия физической культурой являются необходимым компонентом обучения в вузе.

Студентов мотивируют к занятиям по специализации «Лыжный спорт и спортивное ориентирование» характерные для нее особенности двигательной активности. Как известно, самыми распространенными формами локомоций, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность человека, являются ходьба и бег. И студентов привлекает возможность без ограничения пространства повышать аэробные возможности сердечно-сосудистой системы организма посредством этих локомоций, а также ходьбы на лыжах (3,60+1,23). При этом перспектива лучше подготовиться на учебных занятиях к массовым физкультурно-оздоровительным всероссийским праздникам «Кросс наций», «Лыжня России», «Российский азимут» не вызвала большого энтузиазма среди студентов (2,26+1,27). Более того, 34 % респондентов не участвовали ни в одном из этих праздников.

Полученные результаты указывают на незначительные гендер-ные различия в значимости мотивов занятий на улице студентов и студенток. На взгляд авторов, это объясняется осознанным выбором комплексной специализации «Лыж-

ный спорт и спортивное ориентирование».

Исследование показало, что основное большинство респондентов положительно отнеслись к приведенным в анкете аргументам о пользе занятий на природе и понимают их значимость для укрепления здоровья. Высокий уровень выраженности мотивов студентов показал возможность организации их свободного перемещения в ходе этих занятий с соблюдением безопасного расстояния между занимающимися по санитарным нормам, что исключительно важно в условиях пандемии и обусловленных ею ограничительных мер.

Посредством собеседования со студентами при приеме у них анкет удалось выявить, что большин-

ство респондентов положительно относятся к включению в учебный процесс на бесснежном этапе учебного процесса одного вида спорта - спортивного ориентирования, позволяющего с помощью спортивной карты научиться ориентироваться на местности, а на снежном этапе другого - лыжного спорта, когда выполнение умеренной нагрузки аэробного характера оказывает стимулирующее воздействие на организм, вызывает ощущение «мышечной радости» после ее выполнения.

В заключение подчеркнем, что результаты проведенного социологического исследования позволяют рассматривать регулярное изучение удовлетворенности, мотивации и заинтересованности сту-

дентов в занятиях на открытом воздухе как элемент обратной связи, который может быть использован для корректировки программы обучения и объемов физической нагрузки, подбора видов физических упражнений. Как известно, кумулятивная положительная мотивация к занятиям физической культурой возникает и укрепляется только в периоды осмысленной деятельности, когда физическая нагрузка вызывает реальный интерес со стороны занимающихся. Это говорит о целесообразности разработки и использования методик и педагогических приемов, способствующих более глубокому осознанию студентами целей, ценностей и смыслов занятий физической культурой и спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреенко Т.А., Лукьянова Л.М., Попов А.П, Борисов Д.С., Тамаров И.С. Роль физической активности на открытом воздухе в повышении умственной работоспособности студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 11 (177). С. 15-17.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1982. 256 с.

3. Бондин В.И., Степанова Т.А., Белавина М.В. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом как основа формирования культуры здоровья в студенческой среде // Теория и практика физической культуры. 2020. № 1. С. 27-28.

4. Величко Т.И., Власов Г.В. Физическая подготовленность и здоровье современных студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 1. С. 16-20.

5. Гладышев А.А., Гладышева А.А., Климова Е.В. Эффективные формы занятий по физической культуре с учетом современных тенденций в организации учебной деятельности и состоянии здоровья студентов // Теория и практика физической культуры. 2018. № 7. С. 30-32.

6. ЕгиазарянА.А., Именхоев A.B., Межогских С.Л., Федичкина А.О. Реализация принципа сознательности и активности по дисциплине «физическая культура» в неспортивных вузах // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 5 (183). С. 148-152.

7. Изотов Е.А., Солдатова Г.В., Филатов А.О. Отношение к учебным занятиям по физической культуре студентов технических вузов // Теория и практика физической культуры. 2018. № 4. С. 14-16.

8. Колямина Н.В. Трудности формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у прогрессивной молодежи // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тез. докл. 77-й междунар. науч.-техн. конф. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. Т. 2. С. 402.

9. Кулешова М.В., Румба О.Г., Горелов А.А. Двигательная активность как средство социализации студентов // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 3-4. С. 79-88.

10. Лозовая ГВ. Методики изучения отношения к учебной деятельности // Психологические основы педагогической деятельности: материалы 30-й науч. конф. СПб.: ГАФК, 2003. С. 53-55.

11. Розенфельд А.С., Рямова К.А. Мотивация студентов к дисциплине «физическая культура»: проблемы, возможные пути решения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 4 (146). С. 181-187.

12. Русаков А.А., Павличенко А.В. Потребность как фактор физкультурно-оздоровительной деятельности студентов в условиях вуза // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 1 (179). С. 237-240.

13. Худик С.В., Близневская В.С., Худик А.А., Тарасенко Ю.В., Тарасенко А.П. Концепция комплексной специализации для курса дисциплины «Физическая культура и спорт» вузов // Физкультурное образование Сибири. 2018. № 2 (40). С. 9-17.

14. Худик С.В., Близневский А.Ю., Близневская В.С., Тарасенко А.П., Тарасенко Ю.В., Худик А.А. Программа методического обеспечения дисциплины «Физическая культура и спорт» для лыжной подготовки и спортивного ориентирования // Высшее образование сегодня. 2019. № 3. С. 58-63.

15. Худик С.В., Близневская В.С., Близневский А.Ю., Худик А.А., Тарасенко А.П., Тарасенко Ю.В., Волкова О.Г. Физическая культура и спорт. Лыжный спорт и спортивное ориентирование: учеб. пособие. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. 180 с.

16. Худик С.В., Близневская В.С., Худик А.А., Близневский А.Ю. Синергетический подход к формированию комплексной специализации для элективного курса дисциплины «физическая культура и спорт» в вузе // Теория и практика физической культуры. 2020. № 2. С. 27-29.

REFERENCES

1. Andreenko T.A., Luk"yanova L.M., Popov A.P., Borisov D.S., Tamarov I.S. (2019) Rol' fizicheskoj aktivnosti na otkry'tom vozduxe v povy'shenii umstvennoj rabotosposobnosti studentov [Role of outdoor physical exercise in improving the intellectual capacity of the students]. Lesgaft University Notes. No. 11 (177). Pp. 15-17.

2. Ashmarin B.A. (1982) Teoriya i metodika pedagogicheskix issledovanij vfizicheskom vospitanii [Theory and methods of Pedagogical studies in physical training] Moscow: Physical culture and sports. 256 p.

3. Bondin V.I., Stepanova T.A., Belavina M.V. (2020) Motivaciya k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom kak osnova formirovaniya kul'tury' zdorov'ya v studencheskoj srede [Motivation to physical training and sports as a foundation for forming the health culture in the student community]. Theory and practice of physical culture. No. 1. Pp. 27-28.

4. Velichko T.I., Vlasov G.V. (2018) Fizicheskaya podgotovlennost' i zdorov'e sovremenny'x studentov [Physical fitness and health of the modern students]. Tula State University Bulletin. Physical culture. Sports. No. 1. Pp. 16-20.

5. Glady'shev A.A., Glady'sheva A.A., Klimova E.V. (2018) E'ffektivny'e formy' zanyatij po fizicheskoj kul'ture s uchetom sovremenny'x tendencij v organizacii uchebnoj deyatel'nosti i sostoyanii zdorov'ya studentov [Efficient physical culture classes with account for the modern trends in academic activity arrangement and the state of students' health]. Theory and practice of physical culture. No. 7. Pp. 30-32.

6. Egiazaryan A.A., Imenkhoev A.V., Mezhogskix S.L., Fedichkina A.O. (2020) Realizaciya principa soznatel'nosti i aktivnosti po discipline «fizicheskaya kul'tura» v nesportivny'x vuzax [Implementation of the awareness and activeness principle in the "physical culture" discipline at non-sport colleges]. Lesgaft University Notes. No. 5 (183). Pp. 148-152.

7. Izotov E.A., Soldatova G.V., Filatov A.O. (2018) Otnoshenie k uchebny'm zanyatiyam po fizicheskoj kul'ture studentov texnicheskix vuzov [Attitude to physical culture classes of the technical college students]. Theory and practice of physical culture. No. 4. Pp. 14-16.

8. Kolyamina N.V. (2019) Trudnosti formirovaniya motivacii k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom u progressivnoj molodezhi [Challenges of motivating the progressive youth to physical culture and sports]. Actual problems of the contemporary science, technology, and education: proceedings of the 77th International scientific and practical conference. Magnitogorsk: Nosov Magnitogorsk State University Publishing House. V. 2. P. 402.

9. Kuleshova M.V., Rumba O.G., Gorelov A.A. (2016) Dvigatel'naya aktivnost' kak sredstvo socializacii studentov [Motor activity as a means of socialization of students]. Tambov University Bulletin, Series: Humanities. V. 21. No. 3-4. Pp. 79-88.

10. Lozovaya G.V. (2003) Metodiki izucheniya otnosheniya k uchebnoj deyatel'nosti [Methods of studying the attitudes to academic activities]. Psychological foundations for Pedagogical activity: proceedings of the 30th Scientific conference. St Petersburg: GAFK. Pp. 53-55.

11. Rozenfel'd A.S., Ryamova K.A. (2017) Motivaciya studentov k discipline «fizicheskaya kul'tura»: problemy', vozmozhny'e puti resheniya [Motivating students to "physical culture and sports" discipline: problems and possible solutions]. Lesgaft University Notes. No. 4 (146). Pp. 181-187.

12. Rusakov A.A., Pavlichenko A.V. (2020) Potrebnost' kak faktor fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti studentov v usloviyax vuza [A need as a factor for sports and wellness activity of students at a university]. Lesgaft University Notes. No. 1 (179). Pp. 237-240.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Khudik S.V., Bliznevskaya V.S., Khudik A.A., Tarasenko Yu.V., Tarasenko A.P. (2018) Koncepciya kompleksnoj specializacii dlya kursa discipliny' «Fizicheskaya kul'tura i sport» vuzov [Comprehensive specialization concept for the "physical culture and sports" university course]. Physical education of Siberia. No. 2 (40). Pp. 9-17.

14. Khudik S.V., Bliznevskij A.Yu., Bliznevskaya V.S., Tarasenko A.P., Tarasenko Yu.V., Khudik A.A. (2019) Programma metodicheskogo obespecheniya discipliny' «fizicheskaya kul'tura i sport» dlya ly'zhnoj podgotovki i sportivnogo orientirovaniya [Methodological support program for the "Physical culture and sports" discipline for the ski training and orienteering]. Higher education today. No. 3. Pp. 58-63.

15. Khudik S.V., Bliznevskaya V.S., Bliznevskij A.Yu., Khudik A.A., Tarasenko A.P., Tarasenko Yu.V., Volkova O.G. (2019) Fizicheskaya kul'tura isport. Ly'zhny'jsport isportivnoe orientirovanie [Ski sports and orienteering]: academic textbook. Krasnoyarsk: Siberian Federal University. 180 p.

16. Khudik S.V., Bliznevskaya V.S., Khudik A.A., Bliznevskij A.Yu. (2020) Sinergeticheskij podxod k formirovaniyu kompleksnoj specializacii dlya e'lektivnogo kursa discipliny' «fizicheskaya kul'tura i sport» v vuze [Synergy-based approach to the comprehensive specialization development for the elective course in physical culture and sports at university]. Theory and practice of physical culture. No. 2. Pp. 27-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.