Научная статья на тему 'НОВЫЕ ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

НОВЫЕ ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / НОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русаков А.А., Кузекевич В.Р.

Проблема повышения интереса к занятиям физической культурой является значимой не только в современной школе, но и в обществе. Определено, что одним из демотивирующих факторов физкультурного образования является однообразность уроков и малое использование инновационных технологий. Нами предложено включить в содержание вариативной части программы по физической культуре в 8-9 классах упражнения с элементами фитнес-технологий, фрироупа, слэк-лайна и воркаута. В конце эксперимента мы определили, что число школьников с очень низким уровнем мотивации сократилось на 5%; количество обучающихся со средним уровнем выросло на 12%, а с высоким уровнем - на 13%. Исходя из результатов эксперимента можно сделать вывод, что организация физической культуры на основе новых видов физкультурно-спортивной деятельности существенно повышает мотивационную составляющую физкультурного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русаков А.А., Кузекевич В.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TYPES OFPHYSICAL CULTURE ACTIVITIES AS A MEANS OF INCREASING MOTIVATION TO ENGAGE IN PHYSICAL CULTURE

The problem of increasing interest in physical education is significant not only in modem schools, but also in society. It is determined that one of the demotivating factors of physical education is the monotony of lessons, and the small use of innovative technologies, new types of motor activity. We have proposed to include elements of fitness technologies, freeroup, slackline and workout in the content of the variable part of the physical culture program in grades 8-9. At the end of the experiment, we determined that the number of students with a very low level of motivation decreased by 5%; the number of students with an average level increased by 12%, and with a high level - by 13%. Based on the results of the experiment, it can be concluded that the organization of non-traditional sports based on physical education lessons significantly increases the motivational component of physical education.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Белых, С.И. Особенности тактики кикбоксинга / С.И. Белых, О.С. Олейник // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1(167). - С. 25-29.

2. Малков, О.Б. Принципиальные различия в тактике применения боевых действий по са-мо-приказу и по пусковым сигналам в боксе и тхэквондо / О.Б. Малков, А.А. Ромашов // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 7. - С. 56-58.

3. Совершенствование акцентированных ударов в боксе за счет повышения жесткости в кинематической цепи / С.Н. Неупокоев, Л.В. Капилевич, О.В. Достовалова, Ю.П. Бредихина // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 344. - С. 181-183.

4. Ромашов, А.А. Тактика подготовки атак у современных боксеров с использованием бокового маневрирования / А.А. Ромашов // Человек. Спорт. Медицина. - 2021. - Т. 21, № 2. - С. 114120.

5. Ромашов, А.А. Особенности использования ближней руки профессиональными боксерами для решения различных тактических задач / А. А. Ромашов // Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 15 октября 2020 года. - Москва : Лика, 2020. -С. 238-241.

REFERENCES

1. Belykh, S. and Oleinik, S. (2019), "Features of kickboxing tactics", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 1(167), pp. 25-29.

2. Markov, O. and Romashov, A. (2018), "Fundamental differences in the tactics of using combat actions by self-order and by trigger signals in boxing and taekwondo", Theory and practice of physics cultures, No. 7, pp. 56-58.

3. Neupokoev, S., Kapilevich L., Dostovalova O. and Bredikhina Yu. (2011), "Improvement of accentuated blows in boxing by increasing rigidity in the kinematic chain", Herald Tomsk state University, No. 344. pp. 181-183.

4. Romashov, A.A. (2021), "Tactics of preparing attacks in modern boxers using lateral maneuvering", Human. Sport. Medicine, Vol. 21. No. 2, pp. 114-120.

5. Romashov, A.A. (2020), "Features of using the near hand by professional boxers to solve various tactical tasks", Martial arts and martial arts: science, practice, education, Materials of the V All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Moscow, October 15, 2020, pp. 238-241.

Контактная информация: ab75@list.ru

Статья поступила в редакцию 01.03.2022

УДК 796.011.3

НОВЫЕ ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ

Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, ВосточноСибирский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск;

Владимир Робертович Кузекевич, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация

Проблема повышения интереса к занятиям физической культурой является значимой не только в современной школе, но и в обществе. Определено, что одним из демотивирующих факторов физкультурного образования является однообразность уроков и малое использование инновационных технологий. Нами предложено включить в содержание вариативной части программы по физической культуре в 8-9 классах упражнения с элементами фитнес-технологий, фрироупа, слэк-лайна и воркаута. В конце эксперимента мы определили, что число школьников с очень низким

уровнем мотивации сократилось на 5%; количество обучающихся со средним уровнем выросло на 12%, а с высоким уровнем - на 13%. Исходя из результатов эксперимента можно сделать вывод, что организация физической культуры на основе новых видов физкультурно-спортивной деятельности существенно повышает мотивационную составляющую физкультурного образования

Ключевые слова: мотивация, новые виды спорта, физкультурное образование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p416-420

NEW TYPES OF PHYSICAL CULTURE ACTIVITIES AS A MEANS OF INCREASING MOTIVATION TO ENGAGE IN PHYSICAL CULTURE

Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, docent, East Siberian branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk; Vladimir Robertovich Kuzekevich, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irkutsk State University

Abstract

The problem of increasing interest in physical education is significant not only in modern schools, but also in society. It is determined that one of the demotivating factors of physical education is the monotony of lessons, and the small use of innovative technologies, new types of motor activity. We have proposed to include elements of fitness technologies, freeroup, slackline and workout in the content of the variable part of the physical culture program in grades 8-9. At the end of the experiment, we determined that the number of students with a very low level of motivation decreased by 5%; the number of students with an average level increased by 12%, and with a high level - by 13%. Based on the results of the experiment, it can be concluded that the organization of non-traditional sports based on physical education lessons significantly increases the motivational component of physical education.

Keywords: motivation, non-traditional sports, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Мотивация является важным фактором, который пронизывает все аспекты образования, в том числе и физкультурное. Большинство теорий мотивации определяет мотивацию как одномерное явление, которое изменяется на континууме от очень низкого до очень высокого уровня. Целью нашего исследования было повышение мотивации обучающихся за счет применения новых видов физкультурно-спортивной деятельности в процессе обучения. Решающим был вопрос о том, определяют ли характеристики учебного процесса как мотивирующие или демотивирующие, и присутствуют ли действия, которые мотивируют или демотивируют, в рамках учебного процесса [3, 5].

Методика и организация исследования. В начале исследования был проведён опрос [4], цель которого заключалась в выявлении причин, которые не позволяли обучающимся в полной мере быть удовлетворёнными уроками физической культуры, а также понимании, с помощью каких факторов можно повысить мотивационный компонент на уроках (рисунок 1).

Результат опроса, в котором приняли участие обучающиеся 8-9 классов в количестве 85 человек показал, что:

- 28 % опрошенных склоняется к тому, что заниматься физической культурой на уроках мешает плохое материально-техническое обеспечение, то есть отсутствие современного инвентаря и оборудования;

- 13 % считает отрицательной причиной монотонность занятий, столько же процентов утвер-

13%

31%

15%

13%^ ^^^^28%

■ плохое материально-техническое оснащение

■ однообразность уроков

■ не используется музыкально-ритмическое сопровождение

■ монотонность занятий

■ отсутствие инновационных технологий

Рисунок 1 - Показатели причин, мешающих обучающимся полноценно заниматься на уроках

ждают, что им мешает однообразность уроков;

- 15 % опрошенных склоняются к мнению, что занятиям в полной мере мешает отсутствие музыкально-ритмического сопровождения;

- большинство опрошенных, 31%, думают, что улучшить организацию занятий поможет применение инновационных технологий, под которыми они подразумевают новые виды физкультурно-спортивной деятельности.

Перед педагогическим экспериментом и после его окончания были проведены анкетирование и опрос, первое направленно на изучение мотивационного уровня, второе -на определение уровня двигательной активности [6].

Для диагностики уровня заинтересованности в физкультурно-спортивной деятельности была использована авторская методика В.Р. Кузекевича, А.А. Русакова «Определение мотивации студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности».

Таблица - Определение мотивации в учебно-воспитательном процессе

№ Причины интереса Нет Верно Соверш. верно

а б в

Эмоциональный компонент

1 Я испытываю удовольствие от уроков физической культуры

2 Занятия физической культурой имеют для меня высокую личностную значимость

3 Я испытываю удовлетворенность, занимаясь на уроках физической культуры

4 Уроки физической культуры имеют для меня высокую общественную значимость

5 Считаю хорошим своё физическое развитие

6 Считаю хорошей свою физическую подготовленность

7 Я удовлетворен своей двигательной подготовленностью

8 Мне нравится заниматься физической культурой

Познавательный компонент

9 Я убежден в необходимости занятий физической культурой и спортом

10 Я осознаю необходимость занятий физической культурой и спортом

11 Я имею высокий уровень знаний в области физической культуры и спорта

12 Я стремлюсь узнать что - то новое о физической культуре и спорте

13 Я люблю беседы по здоровому образу жизни

14 Мне нравится связь занятия, тренировки с другими предметами или видами спорта

Коммуникативный компонент

15 На уроках физической культуры я активно общаюсь с одноклассниками

16 Я проявляю относительную самостоятельность на занятиях

17 Мне нравится высокий уровень дисциплины

18 Мне импонирует личность преподавателя

Материальный (внешний) компонент

22 Мне нравится, что на занятиях хороший и качественный инвентарь и оборудование

23 Мне нравится, что на занятиях хорошие санитарно-гигиенические условия

24 Мне удобно место расположения спортивного зала

25 Я имею возможность дополнительно заниматься в секции

Система оценивания: а) - 1 балл; б) - 2 балла; в) - 3 балла. Результат 61-75 баллов и выше - высокий уровень (вы очень активны, ваш организм вполне развит физически и здоров); 46-60 баллов - средний уровень. (вы в достаточной мере активны, поддерживаете состояние здоровья на приемлемом уровне); 36-45 баллов - низкий уровень (вам стоит больше времени уделять физической активности); 25-35 баллов и ниже - очень низкий уровень (вы пассивны, необходимо заняться физическими упражнениями).

Анкета включает в себя несколько компонентов, позволяющих выявить уровень мотивации в потребности к занятиям физической культурой: эмоциональный компонент, познавательный компонент, коммуникативный компонент и материальный (внешний компонент).

В ходе нашего исследования на втором этапе мы провели по 15 уроков в четырех 8 и трех 9 классах с элементами фитнес-технологий, фрироупа, слэклайна и воркаута, а также разработали и провели тематическую беседу по теме «Новые виды спорта» в кото-

рых раскрыли особенности пилатеса, фрироупа, слэклайна и воркаута [1, 2].

Результаты исследования и их обсуждение. Далее по плану проводилась оценка уровня мотивации к урокам физической культуры у обучающихся до и после проведения эксперимента рисунок 2.

ДО эксперимента ПОСЛЕ эксперимента

Рисунок 2 - Показатели уровня мотивации к учебным занятиям по физической культуре в 8-9 классах до и после эксперимента

Результаты сравнения анкетирования до и после эксперимента показали: обучающихся с очень низким уровнем мотивации стало меньше на 5%; с низким уровнем сократился на 13%; со средним и высоким уровнем выросло соответственно на 12% и 13%. Значение критерия х2 комплексной оценки мотивации составило 4.389. Критическое значение х2 при уровне значимости p=0.05 составляет 3.73. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима р<0.05. Уровень значимости p=0.029.

ВЫВОДЫ

Резюмируя, можно отметить, что важной составляющей повышения мотивации и осознанного приобщения школьников к занятиям физическими упражнениями становится использование в учебном физкультурном процессе новых видов спорта. Это позволяет существенно повысить интерес школьников к занятиям физической культурой за счет новизны двигательной активности.

Безусловно, что спектр новых видов физкультурно-спортивной деятельности, используемых в учебном процессе по физический культуре достаточно широк. Главное условие при их выборе, чтобы они были доступны и интересны для обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Морозова Л.В. Модернизация оздоровительных практик специальных медицинских групп средствами фитнеса / Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 213-217.

2. Русаков А.А. Игровые технологии как средство повышения интереса к занятиям физической культурой в старших классах / А.А Русаков., В.Р. Кузекевич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 395-398.

3. Русаков А.А. Потребность как фактор физкультурно-оздоровительной деятельности студентов в условиях вуза / А. А. Русаков, А. В. Павличенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 237-240.

4. Русаков А.А. Формирование потребности к физкультурно-оздоровительным занятиям студентов / А.А. Русаков, С.В. Романова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2019. - № 3 (136). - С. 64-68.

5. Русаков, А.А. Контроль и оценка успеваемости по физической культуре в старших классах общеобразовательной школы / А.А. Русаков, О.В. Кулешова // Педагогический имидж. -2018. - № 3 (40). - С. 119-125.

6. Дисциплина "Физическая культура и спорт": преимущества занятий на открытом воздухе / С.В. Худик, В.С. Близневская, О.Г. Волкова, А.П. Тарасенко, Ю.В. Тарасенко // Высшее образование сегодня. - 2020. - № 11. - С. 41-46.

REFERENCES

1. Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2021), "Modernization of health practices of special medical groups by means of fitness", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 2 (192), pp. 213217.

2. Rusakov, A.A. and Kuzekevich, V.R. (2021), "Gaming technologies as a means of increasing interest in physical education in high school", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 3 (193), pp. 395-398.

3. Rusakov, A.A. and Pavlichenko, A.V. (2020), "Need as a factor of physical culture and health-improving activity of students in the conditions of the university", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 1 (179), pp. 237-240.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Rusakov, A.A. and Romanova, S.V. (2019), "Formation of the need for physical culture and health classes of students", Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, Vol. 3 (136), pp. 6468.

5. Rusakov, A.A. and Kuleshova, O.V. (2018) "Control and assessment of progress in physical culture in high school", Pedagogical image, Vol. 3 (40), pp. 119-125.

6. Khudik, S.V., Bliznevskaya, V.S., Volkova, O.G., Tarasenko, A.P. and Tarasenko, Yu.V. (2020), "Physical culture and sport": advantages of outdoor activities", Higher education today, Vol. 11, pp. 41-46.

Контактная информация: irkrusakov@gmail.com

Статья поступила в редакцию 10.03.2022

УДК 796.964

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ХОККЕЯ С МЯЧОМ В РОССИИ

Ольга Викторовна Савельева, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет, Самара; Алла Михайловна Данилова, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Владимировна Авдеева, доцент, Ольга Владимировна Ко-стромина, доцент, Самарский государственный технический университет, Самара

Аннотация

На данный момент мы видим, что в русском хоккее есть много нерешенных проблемы, в прочем, как и во всей спортивной отрасли. Целью работы является исследование современного состояния и перспективы развития хоккея с мячом в России. В статье рассмотрено современное состояние русского хоккея на национальном и региональном уровнях, перспективы развития, а также выявлены его основные проблемы. Проведён анализ истории возникновения и дальнейшего развития хоккея с мячом в Самарской области. Определена степень вовлеченности населения в русский хоккей и степень развития бенди в Самарской области путем сравнения численности спортсменов и тренерского состава среди регионов Приволжского федерального округа. За последние десятилетия экономическая привлекательность «бенди» возрастает, что является вариантом бизнеса ключевой сферы экономики, в которой можно зарабатывать. В ходе работы были выявлены проблемы различного характера в данном виде спорта, а также рассмотрены стратегии его развития в долгосрочной перспективе. Общий вывод, сделанный авторами, говорит о том, что Самарская область является перспективным и конкурентоспособным регионом для дальнейшего развития хоккея с мячом среди детей и взрослых, в масштабах Приволжского федерального округа и Российской Федерации в целом.

Ключевые слова: хоккей с мячом, бенди, русский хоккей, Федерация хоккея с мячом России, Региональная федерация хоккея с мячом Самарской области.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p420-425

CURRENT STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF BALL HOCKEY DEVELOPMENT IN SAMARA REGION

Olga Viktorovna Savelyeva, the senior teacher, Samara State University of Economics; Alla Mikhailovna Danilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Vladimi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.