Научная статья на тему 'ПРОГРАММА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" ДЛЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ'

ПРОГРАММА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" ДЛЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЛЫЖНЫЙ СПОРТ / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / SKIING / ORIENTEERING / EDUCATIONAL DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE AND SPORT" / FUND OF EVALUATION MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Близневский Александр Юрьевич, Близневская Валентина Степановна, Тарасенко Андрей Петрович, Тарасенко Юлия Вячеславовна, Худик Анна Александровна

Представлена авторская программа дисциплины «Физическая культура и спорт» для студентов вузов, где реализовано методически обоснованное сочетание занятий лыжным спортом и спортивным ориентированием. Охарактеризован учебный план курса, который базируется на методиках освоения техники лыжных ходов и технических навыков для кроссовых дисциплин спортивного ориентирования, совершенствования мастерства в этих видах спорта. Приведены данные, основанные на исследовании тестирования спортивно-технической подготовленности студентов по кроссовым дисциплинам спортивного ориентирования, необходимого для создания фонда оценочных средств.The author's program of the discipline "Physical culture and sport" for University students, where the methodically justifi ed combination of skiing and orienteering is realized, is presented. The study plan of the course is characterized, which is based on the methods of mastering the technique of ski runs and technical skills for cross-country disciplines of orienteering, improving skills in these sports. The data based on the study of testing of sports and technical readiness of students in cross-disciplines of orienteering, necessary for the creation of a Fund of evaluation funds.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Близневский Александр Юрьевич, Близневская Валентина Степановна, Тарасенко Андрей Петрович, Тарасенко Юлия Вячеславовна, Худик Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" ДЛЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ»

Р01:10.25586/RNU.HET.19.03.P.58 УДК 159.9:28

А. Ю. Близневский, В. С. Близневская, А. П. Тарасенко, Ю. В. Тарасенко, А. А. Худик, С. В. Худик,

Сибирский федеральный университет

Программа методического обеспечения дисциплины «Физическая культура и спорт» для лыжной подготовки и спортивного ориентирования

Обязательные программы занятий дисциплины «Физическая культура и спорт» предполагают разнообразие спортивных специализаций в высших учебных заведениях, так как диапазон направлений физического развития и интереса к разным видам спорта весьма широк.

Конкретные виды спорта - то, что привлекает студентов более всего. Это возможность различных видов занятий, способствующих удовлетворению индивидуальных запросов молодых людей. Свободный выбор физкультурно-спортивной деятельности ведет к созданию положительного эмоционального фона и условий для реализации личностных интересов [1, 4, 5, 7].

Но далеко не каждый вид спорта может быть предложен студентам. Многое зависит от материально-технической базы, природно-климатических условий, кадрового потенциала образовательного учреждения по конкретным видам спорта. Целью данного исследования стала разработка программы комплексной специализации, включающей лыжный спорт и спортивное ориентирование, для реализации учебного плана дисциплины «Физическая культура и спорт» для студентов вузов. Сочетание этих двух видов спорта позволяет круглогодично обеспечивать проведение практиче-

Сибирский федеральный университет

ских занятий курса дисциплины на природе.

Лыжный спорт достаточно распространен в стране, включен во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО. Занятия лыжной подготовкой имеют несколько существенных преимуществ, от которых можно получить многогранную пользу. Они проводятся в зимний период, что благотворно сказывается на повышении иммунитета организма, так как пребывание в движении на холодном свежем воздухе

заставляет организм адаптироваться к условиям внешней среды и способствует закаливанию обучающихся [6].

Занятия спортивным ориентированием дополнительно к преимуществам, связанным с их проведением на природе, создают предпосылки для развития индивидуальности человека, так как методы достижения цели в ориентировании позволяют проявить свой индивидуальный стиль и индивидуальные способности. Это касается как физической,

© Близневский А. Ю., Близневская В. С., Тарасенко А. П., Тарасенко Ю.В., Худик А. А., Худик С. В., 2019

АЛЕКСАНДР

ЮРЬЕВИЧ

БЛИЗНЕВСКИЙ

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики спортивных дисциплин Института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета. Сфера научных интересов: модернизация физического воспитания в вузе, спортивная педагогика, образовательные технологии. Автор более 70 опубликованных научных работ. Электронная почта: bliznevsky58@mail.ru

ЮЛИЯ

ВЯЧЕСЛАВОВНА

ТАРАСЕНКО

старший преподаватель кафедры физической культуры Института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета. Сфера научных интересов: модернизация физического воспитания в вузе, спортивная педагогика, образовательные технологии. Автор 2 опубликованных научных работ.

ВАЛЕНТИНА

СТЕПАНОВНА

БЛИЗНЕВСКАЯ

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической культуры Института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета. Сфера научных интересов: модернизация физического воспитания в вузе, спортивная педагогика, образовательные технологии. Автор более 60 опубликованных научных работ.

АНДРЕЙ

ПЕТРОВИЧ

ТАРАСЕНКО

старший преподаватель кафедры физической культуры Института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета. Сфера научных интересов: модернизация физического воспитания в вузе, спортивная педагогика, образовательные технологии. Автор 2 опубликованных научных работ.

АННА

АЛЕКСАНДРОВНА ХУДИК

доцент кафедры физической культуры Института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета. Сфера научных интересов: модернизация физического воспитания в вузе, спортивная педагогика, образовательные технологии. Автор 7 опубликованных научных работ.

СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ ХУДИК

доцент кафедры физической культуры Института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета. Сфера научных интересов: модернизация физического воспитания в вузе, спортивная педагогика, образовательные технологии. Автор 7 опубликованных научных работ.

Представлена авторская программа дисциплины «Физическая культура и спорт» для студентов вузов, где реализовано методически обоснованное сочетание занятий лыжным спортом и спортивным ориентированием. Охарактеризован учебный план курса, который базируется на методиках освоения техники лыжных ходов и технических навыков для кроссовых дисциплин спортивного ориентирования, совершенствования мастерства в этих видах спорта. Приведены данные, основанные на исследовании тестирования спортивно-технической подготовленности студентов по кроссовым дисциплинам спортивного ориентирования, необходимого для создания фонда оценочных средств.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, лыжный спорт, спортивное ориентирование, учебная дисциплина «Физическая культура и спорт», фонд оценочных средств.

The author's program of the discipline "Physical culture and sport" for University students, where the methodically justified combination of skiing and orienteering is realized, is presented. The study plan of the course is characterized, which is based on the methods of mastering the technique of ski runs and technical skills for cross-country disciplines of orienteering, improving skills in these sports. The data based on the study of testing of sports and technical readiness of students in cross-disciplines of orienteering, necessary for the creation of a Fund of evaluation funds.

Key words: Federal state educational standard, skiing, orienteering, educational discipline "Physical culture and sport", Fund of evaluation means.

так и мыслительной деятельности обучающихся. Работа с картой и параллельное наблюдение за местностью способствуют приобретению новых знаний топографии, развитию памяти, концентрации внимания, совершенствованию навыков восприятия и представления, формированию чувства расстояния, чувства скорости, ощущения себя в пространстве [2, 3].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования первого поколения был разработан в 1995 году с учетом факторов формирования физически здоровой личности. В качестве ос-

новных задач дисциплины «Физическая культура и спорт» были определены:

• организация среды физической активности и специфического обучающего воспитательного процесса;

• овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, самоопределение в сфере физической культуры и спорта;

• приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-приклад-

ной физической подготовленности к будущей профессии и быту.

За минувшие годы этот стандарт неоднократно претерпевал изменения. С 19 сентября 2017 года для бакалавриата утвержден образовательный стандарт 3++ , на котором основан действующий учебный план. Он соответствует общей трудоемкости дисциплины в 400 академических часов (72 академических часа - физическая культура и спорт + 328 академических часов - прикладная физическая культура и спорт). В таблице 1 приведено общее распределение учебных часов дисциплины «Физическая культура и спорт» за весь пери-

Таблица 1

Распределение учебных часов по дисциплинам

«Физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культура и спорт», ч

Разделы дисциплины Семестры

1 2 3 4 5 6

Практический раздел

Методико-практические занятия (66) 16 14 12 12 6 6

Учебно-тренировочные занятия (256) 38 42 42 44 44 46

Всего 322 54 56 54 56 50 52

Теоретический раздел

Всего 24 4 4 4 4 4 4

Контрольный раздел

Всего 54: 10 8 10 8 10 8

Итого 400 учебных часов за курс 68 68 68 68 64 64

од обучения, охватывающий шесть семестров, или три учебных года.

Учебный план регламентирует объемы практических занятий разной направленности, небольшую образовательную программу и итоговую часть в форме проведения тестов и контрольных упражнений. В итоге студент должен:

• знать теоретические и методические основы техники избранных видов спорта, общие основы теории физической культуры и здорового образа жизни;

• уметь использовать разные виды физических упражнений и тренировочные средства видов спорта для профессионально-личностного развития и физического самосовершенство-

Таблица 2

Тематика и распределение учебных часов практического раздела курса дисциплины «Физическая культура и спорт» для студентов, специализирующихся на лыжной подготовке и спортивном ориентировании, ч

Тематика занятий Семестры

1 2 3 4 5 6

Методико-практические занятия (66) 16 14 12 12 6 6

1 Методика проведения учебного занятия, освоение комплекса общеразвиваю-щих упражнений, экипировка занимающихся, правила выбора и применения спортивного инвентаря в избранных видах спорта 4

2 Методика освоения техники лыжных ходов классическим стилем 4 4 2 2 2 2

3 Методика освоения техники лыжных ходов коньковым стилем - 2 2 4 - 2

4 Методика освоения техники выполнения имитационных упражнений лыжника для развития специальной выносливости в бесснежном периоде обучения студентов 4 - 2 - 2 -

5 Методика освоения содержания спортивной карты и сопоставления ее с объектами местности, чтения карты в движении и выбора вариантов прохождения дистанции 4 8 6 6 2 2

Учебно-тренировочные занятия (256) 38 42 42 44 44 46

1 Развитие общей и силовой выносливости средствами общей физической подготовки 6 12 10 12 10 8

2 Совершенствование техники выполнения имитационных упражнений лыжника и развития специальной выносливости в бесснежном периоде обучения студентов 12 - 14 - 14 -

3 Развитие специальной выносливости и совершенствование техники лыжных ходов классическим стилем 10 10 8 10 6 12

4 Развитие специальной выносливости и совершенствование техники лыжных ходов коньковым стилем - 4 2 4 2 4

5 Совершенствование навыков ориентирования на местности с постепенным повышением скорости движения 10 16 8 18 12 22

Всего 322 54 56 54 56 50 52

вания, поддержания здорового стиля жизни; • владеть методами применения средств физической культуры для укрепления индивидуального здоровья.

Представленный в данном исследовании цикл практических учебных занятий (табл. 2) как процесс предусматривает освоение правильной техники лыжных ходов разными стилями, освоение основных приемов техники ориентирования на местности, а также постепенное повышение функциональных нагрузок, решающих задачи развития специальных физических качеств для лыжного спорта и спортивного ориентирования на базе принципов системности, преемственности и вариативности.

Практический раздел учебного плана имеет два подраздела: ме-тодико-практический и учебно-тренировочный. Первый необходим для освоения техники любого вида спорта и своевременной ее коррекции, второй - для формирования навыка выполнения соревновательного упражнения избранного вида спорта и доведения движений в нем до автоматизма.

Термин «методика» означает совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы, определенную последовательность действий, приводящих к решению поставленной педагогической задачи. Методико-прак-тические занятия проводятся в основном на начальных стадиях освоения техники лыжных ходов и техники ориентирования на местности. В дальнейшем в рамках этого подраздела педагогу необходимо корректировать технику двигательных и технических действий студентов для повышения их эффективности. В последующем освоенная техника формируется в навык, который совершенствуется большим объемом учебно-тренировочных занятий. Таким образом, в результате выполнения данного практического раздела студенты должны овладеть техни-

кой ориентирования на местности с использованием спортивной карты, а также техникой лыжных ходов на лыжных трассах разной пересеченности и градации (подготовленной под классический или коньковый стиль лыжных ходов).

Итогом учебного процесса по практическому разделу курса является оценка уровня общей физической и спортивно-технической подготовленности студентов. В действующем образовательном стандарте 3++ комплекс таких контрольных нормативов носит название «фонд оценочных средств». Общий объем контрольных упражнений этого фонда за весь курс обучения составляет 54 часа. Для определения уровня общей физической подготовленности студентов используют тесты, отражающие жизненно необходимые физические качества: быстроту, выносливость, силу, гибкость. Это врожденные морфофункциональные данные человека, позволяющие проявлять физическую активность в разнообразной двигательной деятельности. В течение жизни их можно и нужно развивать.

Преподавтели вузов могут самостоятельно подбирать тесты для оценки физической подготовленности студентов. Но практика указывает, что наиболее распространенными являются тесты, оценивающие быстроту - бег 100 м; выносливость - бег 2000 и 3000 м; динамическую силу мышц ног - прыжок в длину с места; силы рук для юношей - подтягивание из виса на высокой перекладине, а для девушек - сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу; тест из комплекса общей физической подготовленности, оценивающий гибкость - наклон вперед, стоя, ноги вместе, выпрямлены, выполняемый на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20-25 см. Применяют и другие аналогичные тесты.

А вот спортивно-техническая подготовленность должна тестироваться выполнением соревно-

вательных упражнений в избранных видах спорта, в данном случае это дистанции по лыжным гонкам и кроссовому ориентированию. В таблице 3 приведены нормативы, разработанные для этих видов спорта.

Что касается лыжного спорта, то за основу взяты нормативы комплекса ГТО. Так, результаты в 5, 4 и 3 балла соответствуют результатам на золотой, серебряный и бронзовый значки этого комплекса для категории молодежи 18-25 лет. Сдача контрольного норматива студентами по лыжному спорту аналогична утвержденным правилам сдачи нормативов ГТО, где можно использовать все многообразие ходов лыжного спорта. Поэтому бег на лыжах можно проводить свободным стилем на дистанциях, подготовленных преимущественно на закрытой от ветра местности со слабо- и среднепересеченным рельефом. Это означает, что студенты могут использовать как классический стиль лыжных ходов, так и коньковый, применять их произвольно на протяжении всей контрольной дистанции. Сдача контрольного норматива может быть организована в форме индивидуального старта или одновременного масс-старта.

Для тестирования специальной подготовленности в кроссовых дисциплинах спортивного ориентирования студентам предлагаются разные контрольные дистанции по ориентированию в конце каждого весеннего семестра. При этом параметры дистанций по прямой варьируются у юношей в диапазоне 3,5-3,8 км, у девушек 3,0-3,2 км. Контрольные пункты дистанций устанавливаются исходя из возможностей местности и конкретных погодных условий. Задача студентов заключается в постепенном повышении скорости продвижения по дистанции при технически безошибочной реализации выбранного индивидуального маршрута между контрольными пунктами. В тесте оценивается средняя скорость по дистанции

(в минутах и секундах на один километр дистанции по прямой).

С целью определения показателей средней скорости для студентов на разных курсах обучения по пятибалльной системе в течение трех лет проводились исследования средней скорости на одном километре дистанции кроссового ориентирования студентов специализации «Спортивное ориентирование» Сибирского федерального университета разных курсов. Контроль скорости проводился с помощью электронной системы контроля прохождения дистанции, которая практически повсеместно применяется на соревнованиях по спортивному ориентированию разного уровня. Кроме этого, были проанализированы аналогичные показатели скорости по сплит-таймам результов соревнований регионального уровня среди групп начальной подготовки, спортивной специализации и спортивного совершенствования. В результате были определены средние скорости для дистанций по среднепересе-ченной местности при отсутствии осадков (см. табл. 3).

Но итоговая средняя скорость студентов по дистанции может быть снижена для определения оценочной скорости за счет поправочного коэффициента на реальные погодные условия, который определяется педагогом при подготовке контрольных дистанций на местности. Дистанции должны быть спланированы таким образом, чтобы студенты применили приобретенные навыки ориентирования на местности, читая карту в движении с использованием различных ориентиров. Сдача контрольного норматива должна быть организована только в форме индивидуального старта со стартовым интервалом не менее 1 мин.

Контрольное тестирование спортивно-технической подготовленности по лыжным гонкам и кроссовому ориентированию должно проводиться в каждом учебном году, так как необходимо не только для выявления уровня подготовленности студентов, но и для определения динамики их физического развития за период обучения. Перед выполнением любого из тестов нужна предварительная подготовка

в форме разминочной части занятия, а после завершения тестирования - активная разминка, поэтому для организации и проведения каждого тестирования в учебном плане должно отводиться отдельное учебное занятие.

Сочетание при выполнении учебного плана по дисциплине «Физическая культура и спорт» для вузов занятий по двум видам спорта: лыжным гонкам и спортивному ориентированию - позволяет расширить диапазон реализации интересов студентов, желающих круглогодично заниматься на улице. Представленный учебный план за весь период занятий способствует формированию необходимого уровня мастерства в этих видах спорта, который позволит студентам в будущем при желании полноценно принимать участие в массовых спортивных мероприятиях.

Оценка спортивно-технической подготовленности на основе разработанного фонда оценочных средств выявляет уровень развития кондиционных и координационных способностей, определяет качество технической и так-

Таблица 3

Фонд оценочных средств дисциплины «Физическая культура и спорт» студентов вузов для оценки мастерства в лыжном спорте и спортивном ориентировании (кроссовые дисциплины)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Оценочные средства Семестр Оценочные баллы

5 4 3 2 1

Юноши

1 Бег на лыжах 5 км (мин, с) 1, 3, 5 23.30 25.30 26.30 28.00 Без учета времени

2 Кросс с ориентированием 3,5-3,8 км, 8 КП (мин, с на 1 км) [К - коэффициент-поправка на погодные условия. К = 1 при отсутствии осадков, мороза, ветра, гололеда и т. п. В остальных случаях преподавателем устанавливается К >1 для конкретных погодных условий] 2 7.30 х К 7.50 х К 8.10 х К 8.30 х К

4 7.20 х К 7.40 х К 8.00 х К 8.20 х К

6 7.00 х К 7.20 х К 7.40 х К 8.00 х К

Девушки

1 Бег на лыжах 3 км (мин, с) 1, 3, 5 18.00 19.30 20.20 21.10 Без учета времени

2 Кросс с ориентированием 3-3,2 км, 6 КП (мин, с на 1 км) [К - коэффициент-поправка на погодные условия. К = 1 при отсутствии осадков, мороза, ветра, гололеда и т. п. В остальных случаях преподавателем устанавливается К >1 для конкретных погодных условий] 2 8.00 х К 8.20 х К 8.40 х К 9.00 х К

4 7.50 х К 8.10 х К 8.30 х К 8.50 х К

6 7.40 х К 8.00 х К 8.20 х К 8.40 х К

тической подготовленности. На основе результатов тестирования можно определять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий, а также стимулировать студентов к дальнейшему улучшению своего физического состояния. При этом контрольный раздел не должен превращаться в выполнение нормативов любой ценой.

Таким образом, в результате сочетания занятий лыжной подготовкой и спортивным ориентированием знания, полученные при их изучении, и те навыки, которые будут приобретены в ходе практической деятельности, окажут неоценимую услугу молодым людям на их дальнейшем жизненном пути.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов В. В. Физическая культура и спорт в университетском комплексе как факторы формирования конкурентного ресурса студента // Теория и практика физической культуры. 2013. № 4. С. 100-103.

2. Близневская В. С., Близневский А. Ю., Юдаков В. Н. Спортивное ориентирование летом и зимой: учеб. пособие. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2001. 94 с.

3. Близневская В. С. Оздоровительно-развивающая роль занятий спортивным ориентированием в студенческой среде // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292. С. 178-183.

4. Коваленко В. А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт). М.: Полиграф-сервис, 2002. С. 43-66.

5. Трефилов В. А., Дубровский А. В. Формирование физической готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2002. № 7. С. 49-50.

6. Физическая культура студента: учебник. М.: Гардарики, 2001. 448 с.

7 Чоговадзе А. В., Рыжак М. М. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. С. 8-10.

LITERATURA

1. Baranov V. V Fizicheskaya kuL'tura i sport v universitetskom kompLekse kak faktory* formirovaniya konkurentnogo resursa studenta // Teoriya i praktika fizicheskoj kuL4ury\ 2013. № 4. S. 100-103.

2. Btiznevskaya V.S., BtiznevskijA. Yu, YudakovV. N. Sportivnoe orientirovanie Letom i zimoj: ucheb. posobie. Krasnoyarsk: IPCz KGTU, 2001. 94 s.

3. Btiznevskaya VS. OzdoroviteL'no-razvivayushhaya roL* zanyatij sportivny'm orientirovaniem v studencheskoj srede// Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. № 292. S. 178-183.

4. Kovalenko V.A. Fizicheskaya kuL4ura v obespechenii zdorov'ya i professionaL'noj psikhofizicheskoj gotovnosti studentov// Fizicheskaya kuL4ura i sport v Rossijskoj Federacii (studencheskij sport). M.: PoLigraf-servis, 2002. S. 43-66.

5. Trefitov V.A., DubrovskijA. V. Formirovanie fizicheskoj gotovnosti vy'pusknikov vuza k professionaL'noj deyateL'nosti // Teoriya i praktika fizicheskoj kuL4ury\ 2002. № 7. S. 49-50.

6. Fizicheskaya kuL4ura studenta: uchebnik. M.: Gardariki, 2001. 448 s.

7 Chogovadze A. V., Ry'zhakM. M. Fizicheskoe vospitanie i formirovanie zdorovogo obraza zhizni studentov// Teoriya i praktika fizicheskoj kuL4ury\ 1993. № 7. S. 8-10.

На занятии по лыжной подготовке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.