УДК 37/ 796
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ткаченко Яна Валерьевна
Преподаватель колледжа, ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта» tka.4yana@mail. ш
В статье говориться о цели современного образования в области физической культуры и спорта. Физическая культура является одним из важнейших условий, а физическое воспитание -одним из важнейших средств всестороннего и гармоничного развития личности. Физическая культура, являясь частью общей культуры, способствует развитию и подготовке учащихся к дальнейшей самостоятельной жизни, а спорт является так называемой «школой жизни».
Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, современное образование.
PHYSICAL CULTURE IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION
Tkachenko Yana Valeryevna
Teacher of the college of Voronezh State Academy of Sports
tka.4yana@mail.ru
The article talks about the purpose of modern education in the field of physical culture and sports. Physical culture is one of the most important conditions, and physical education is one of the most important means of comprehensive and harmonious personal development. Physical culture, being part of the general culture, contributes to the development and preparation of students for further independent life, and sport is the so-called "school of life".
Keywords: physical culture, sports, healthy lifestyle, modern education.
ХХ1 век - век значительных инновационных преобразований в области науки и техники. Научно-технический прогресс внес в образ жизни современного человека много технологий, облегчающих ему жизнь (всевозможные телефоны, гаджеты, компьютеры, транспорт, электричество и т.д.) Что в свою очередь повлекло уменьшение двигательной деятельности и ряд неблагоприятных факторов, таких как гиподинамия, гипокинезия и др. А ведь движения являются естественной
потребностью людей самого возраста. Недостаток и ограниченность движения является причиной многих заболеваний. Движение, в период развития и роста человека, стимулирует энергетику и обмен веществ в организме, улучшает деятельность различных систем организма: мышц, легких, сердца и т.д.
Давно известно, что большая подвижность подростков и детей способствует развитию умственной их деятельности и оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг в целом.
В современных условиях отмечается существенный рост популярности
оздоровительных физических упражнений, никогда граждане так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры как индивидуально, так и всей семьей, как это происходит ныне.
Физическая культура являются одним из важнейших условий, а физическое воспитание - одним из важнейших средств всестороннего и гармоничного развития личности [1].
Физическая культура - это органическая часть общечеловеческой культуры, а также это средство и способ физического и психического совершенства личности, укрепления здоровья. Физическая культура воздействует на все жизненно важные стороны человека, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, окружающей среды и деятельности [4].
Физическая культура, являясь частью общей культуры, способствует развитию и подготовке учащихся к дальнейшей самостоятельной жизни, а спорт является так называемой «школой жизни». Занятия спортом и физической культурой формируют
работоспособность, усердие,
целеустремленность, способность держать удар, как в спортивном зале, так и в повседневной жизни, что чрезвычайно важно для подрастающего поколения.
Спорт - это форма физического совершенствования личности. Это
действенное средство физического развития и укрепления здоровья людей, подготовки их к трудовой деятельности, эстетического и нравственного воспитания, а так же развития волевых качеств. Отличительной чертой спорта является наличие соревновательной деятельности, что содействует более эффективному развитию волевых, физических и нравственных качеств. Спорт принято подразделять на массовый спорт и спорт высших достижений [2].
Спорт является неотъемлемым компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры характерен и для спорта. Но спорт в тоже время выходит за ее рамки, получая профессиональную самостоятельность.
Поэтому и существует сочетание «физическая культура и спорт». Основной целью занятий спортом является стремление к завоеванию максимально возможных результатов и побед в избранном виде спорта. Цель занятий физической культурой - укрепление здоровья, физическое совершенствование и
приобретение двигательных навыков и умений.
С давних времен проблема сохранения здоровья человека и общества была одной из главенствующих. В настоящее время, в связи с обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется большое внимание как во всем мире, так и в нашей стране.
Цель современного образования в области физической культуры и спорта состоит не только лишь в том, чтобы выпускник школы, вуза вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и в том, чтобы он был действительно образованным и грамотным в области физической культуры:
владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных возможностей основных система организма;
на должном уровне владел средствами и методами работы с собственным телом, знал его и умел использовать по назначению с максимальным извлечением пользы;
умел организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом [1].
Особую роль в процессе формирования индивидуальности человека играет физическое образование. Оно создает фундамент здоровья для развития других сторон культуры человека, обеспечивает его внутренние гарантии продуктивности в учебно-
познавательной деятельности. Одной из основных задач физического воспитания является формирование потребности школьника в занятиях физической культурой и спортом.
Физическая культура и спорт, как элементы культуры и часть социальной деятельности, включают в себя духовные и материальные ценности в совокупности, тем самым создавая для общества цели в физическом развитии каждого человека, укрепления здоровья каждого, что гармонично для каждой личности в отдельности, а также для страны в целом. Здоровая нация является целью и приоритетным направлением каждого государства. Физическая культура как понятие, относится к термину собирательному и общему, которое включает в себя все достижения и цели, накопившиеся в процессе общественно-исторических практик:
мастерство в спорте, уровень здоровья и подготовки, наука и произведения искусства, которые относятся к физическому воспитанию, а также материальные (технические) ценности (спортивный инвентарь, сооружения и техники) [4].
В условиях модернизации
образовательной системы и обеспечение ее успешности, повышение профессионализма учащейся молодежи, формирование здорового образа жизни играет важную роль и относится к физическому воспитанию. Охватывает широкий круг жизнедеятельности человека: разнообразные типы и формы занятия спортом, образовательная среда и быт, трудовая деятельность и досуг, лечебные профилактики, которые вовлекают различные категории населения, как здоровых, так и больных, нуждающихся в укреплении здоровья, физической и социальной реабилитации и адаптации [2].
Физическое воспитание формирует основу физической и духовной культуры личности, создавая систему ценностей, реализуемых в здоровом образе жизни. Актуальность рассмотрения проблемы физического воспитания связана со снижением общего уровня здоровья населения, что в целом может сказаться на национальной безопасности страны. Поэтому физическая культура учащихся на этапе высшего образования играет существенную роль, тем самым обеспечивая развитие физических, интеллектуальных и
нравственных качеств студентов, повышается их работоспособность и выносливость, стрессоустойчивость и психофизическая подготовка. В российских высших учебных заведениях физическая культура приобрела за последние годы принципиально важное значение, через обеспечение физического развития и укрепление молодого организма, а также развитие навыков здорового образа жизни в повседневной жизни. Сложившаяся за
последние годы системы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях, относится к составной части современного учебно-воспитательного
процесса. Однако, несмотря на проведение различного рода мероприятий по развития и укреплению физического здоровья со стороны Правительства РФ, министерств и ведомств, наметился спад физической активности, заболевания молодежи носят все более хронический характер.
В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года уделено внимание здоровому образу жизни населения страны, особо выделено и молодое поколение. Создание эффективной системы здорового образа жизни с участием государства, должно оказать влияние на оздоровление нации и переход России к устойчивому развитию [3].
Здоровый образ жизни является предпосылкой развития различных сторон жизни каждого человека, достижения им здорового и активного долголетия, полноценное выполнение социальных функций, активности в трудовой и общественной жизни, беспрепятственная реализация своих бытовых и досуговых форм жизнедеятельности. Другими словами, вновь возвращаясь к проблеме развития физической культуры и спорта, успешность их реализации возможна при совместной работе государственного и общественного управления, содействии со стороны их руководителей, специалистов, ученых, а также выборе правильной стратегии действий.
Важным аспектом в данной работе является выработка у населения четкого понимания, что физическая культура и спорт, например для студентов, является прямым и необходимым условием нормального развития не только здоровья, но и умственной активности, поэтому важно повышать физическую активность, что напрямую приведет к снижению стрессов, повысит работоспособность, снизит уровень агрессии, а также приостановит физическую деградацию людей и поднимет их общий уровень здоровья [3].
Современное понятие о качестве жизни должно формировать у каждого студента стремления к сохранению здоровья. Сейчас физическая культура рассматривается как уникальное средство по сохранению здоровья и увеличению его потенциала. Поэтому, важно развивать понимание отношения к физической культуре через неизбежное признание потребностей в занятии для использования собственного потенциала и реализации права на нее. С этой целью у студента должно быть сформировано устойчивое понятие потребности в физическом совершенствовании и поддержании здорового образа жизни, повешении уровня
образованности в системе занятия физической культурой и спортом, применение полученных навыков и умений в различных условиях, развитие двигательных техник и их качества, формирование ежедневного режима в занятиях физической культурой, что позволяет говорить о необходимости существенно улучшать качества промесса физического воспитания и образования молодого поколения [2].
Содержательная часть занятий физической культурой и спортом студентов базируется на применении умений и знаний с целью применения средств физической культуры для спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки как способ получить индивидуальный и коллективный опыт спортивной деятельности. Это позволяет учащимся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовки в период обучения, приобретать навыки по совершенствованию и коррекции индивидуального физического развития.
Основная цель физического воспитания базируется на подготовке гармонично развитых и
высококвалифицированных специалистов. Поэтому в процессе обучения в высших учебных заведениях студентов должны быть решены ряд задач:
- воспитание высоко моральных и этических, волевых и физических качеств, стремления к высокопроизводительному труду;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся ВУЗов, содействие правильному и всестороннему развитию каждому в физическом аспекте, поддержание высокой работоспособности в период обучения;
- всесторонняя физическая подготовка студентов;
- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности и нагрузки;
- воспитание у студентов убежденности и стремления в занятиях физической культурой и спортом как основного инструмента для поддержания своего здоровья и профилактики заболеваний [1].
Нельзя не отметить и тот факт, что в процессе обучения студенты сталкиваются с рисками, которые негативно оказывают влияние на здоровье: интенсивность образовательного процесса, зачастую образовательная деятельность
сопровождается стрессами, нерациональность учебно-методической работы.
Здоровье подрастающего поколения является одной из главных проблем современного общества. Выпустить здорового ребенка из школы - одна из важнейших задач
всех образовательных учреждений страны. Сегодня на школу, как на одно из важных звеньев в системе обучения детей и подростков, ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья и здорового образа жизни.
Важное место в системе оздоровительных мероприятий отводится образовательной системе, прежде всего за счет широкого внедрения в деятельность образовательных учреждений
здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии -это система мер по укреплению и охране здоровья учащихся, которые учитывают важнейшие характеристики образовательной среды: организации учебного процесса, факторы внешней среды. В связи с этим новые инновационные технологии обучения активно разрабатываются, в их основе лежит системно-деятельностный подход [3].
Системно-деятельностный подход сегодня - это реальность современного образования. Цитата К.Д. Ушинского «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» полностью отражают суть урока для нового поколения [1].
В школе на уроках физической культуры ученики получают представления о физической культуре, ее взаимосвязи с основами здорового образа жизни. Большое значение придается формированию привычки подрастающего поколения к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта в свободное время, ориентации на здоровый образ жизни людей. Ведь одной из основных задач ФГОС является формирование у молодых людей навыков самообучения, самовоспитания и
саморазвития.
В процессе урока (непосредственной деятельности) у обучающихся происходит формирование объективного, научного преставления о возможностях своего организма.
За последние годы физическая культура в высших учебных заведениях отошла на второй план и как возможное следствие -студенты имеют отклонения в состоянии здоровья (проблемы с опорно-двигательным аппаратом, избыточный вес и т.д.).
Но физическая культура очень важна и ее роль достаточно велика в образовательном процессе, она способствует всестороннему
физическому развитию студентов, укрепляет здоровье, стимулирует их поддерживать здоровый образ жизни, мотивирует их принимать участие в спортивных и массовых мероприятиях, формирует знания, навыки и умения в области физической культуры и спорта.
Были проведены исследования, которые показали, что у студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, повышается уверенность, выдержка, эмоциональная устойчивость, среди них больше решительных людей.
В средних учебных заведениях предмет «Физическая культура» приобретает особое значение. В подростковом и юношеском возрасте еще не завершено формирование организма и поэтому необходимо воздействовать на него целенаправленно. Значительное место в системе физического воспитания отводится развитию мышечной силы.
Целью физкультурного образования студентов средних учебных заведений является формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста.
На сегодняшний день физическая культура как дисциплина все интенсивнее выступает за формирование у студентов и учащихся ориентации на здоровый образ жизни. Для молодежи современного общества эта ориентация особенно актуальна в связи с высоким уровнем распространения и роста алкоголизма, наркомании и никотиновой зависимости. Занятия физической культурой и спортом учат самоконтролю, самокритике, умению ценить время и грамотным образом организовывать собственный распорядок дня.
Воспитание здорового молодого поколения является одной из основных задач учебных заведений. В рамках реализации этой проблемы возникает необходимость в организации образовательного пространства таким образом, чтобы обеспечить постоянную работу по сохранению здоровья обучающихся.
В заключении можно сделать вывод, что физическая культура и спорт - это неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает важное место в учебе и работе людей. Занятия физическими упражнениями играют существенную роль во всех сферах жизнедеятельности людей. Именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться во всех образовательных учреждениях страны и различного уровня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виленский, М.Я. Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 214 с.
2. Ежова, А.В. Педагогическое обеспечение эффективности процесса физического воспитания в вузе / А.В. Ежова, С.С. Артемьева, О.Н. Крюкова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2017. - №3. - С. 37-39.
3. Захарова, Л.В. Физическая культура: учебник / Л.В. Захарова. - Красноярск: СФУ, 2017. - 612 с.
4. Физическая культура: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под общ. ред. Н.Н. Маликова. - М.: Академия, 2016. - 525 с.