Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ '

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / спорт / мотивация / потребность / интерес / форма занятий / физическое воспитание / физические качества / показатель / здоровье / физическая нагрузка / тренировка / physical education / sport / motivation / need / interest / form of classes / physical education / physical qualities / indicator / health / physical activity / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Н. Колчина, К.Э. Пахарь, Н.П. Трофимова

В статье рассматриваются принципы и способы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Отношение студентов к физкультурной и спортивной деятельности, двигательной активности является одной из актуальных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса, дальнейшего развития и расширения массовой, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в ВУЗе. В организации занятий физической культурой и спортом нельзя игнорировать, сложившиеся у студентов личные мотивы, интересы, потребности, а также нужно находить разумные формы занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.Н. Колчина, К.Э. Пахарь, Н.П. Трофимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION CLASSES AMONG STUDENTS

The article discusses the principles and methods of formation of motivation for physical culture and sports. The attitude of students to physical culture and sports activity, physical activity is one of the urgent social and pedagogical problems of the educational process, further development and expansion of mass, health-improving, physical culture and sports work in the university. In the organization of physical education and sports, one cannot ignore the personal motives, interests, needs of students, and it is also necessary to find reasonable forms of training.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ »

Секция «Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании обучающихся образовательных ...»

УДК 796.045

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У СТУДЕНТОВ

М.Н. Колчина, К.Э. Пахарь, Н.П. Трофимова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп.им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: tatianya.martirosova@mail.ru

В статье рассматриваются принципы и способы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Отношение студентов к физкультурной и спортивной деятельности, двигательной активности является одной из актуальных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса, дальнейшего развития и расширения массовой, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в ВУЗе. В организации занятий физической культурой и спортом нельзя игнорировать, сложившиеся у студентов личные мотивы, интересы, потребности, а также нужно находить разумные формы занятий.

Ключевые слова: физическая культура; спорт; мотивация; потребность; интерес; форма занятий; физическое воспитание; физические качества; показатель; здоровье; физическая нагрузка, тренировка.

FORMATION OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION CLASSES

AMONG STUDENTS

M. N. Kolchina, K. E. Plakhar, N. P. Trofimova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tatianya.martirosova@mail.ru

The article discusses the principles and methods of formation of motivation for physical culture and sports. The attitude of students to physical culture and sports activity, physical activity is one of the urgent social and pedagogical problems of the educational process, further development and expansion of mass, health-improving, physical culture and sports work in the university. In the organization of physical education and sports, one cannot ignore the personal motives, interests, needs of students, and it is also necessary to find reasonable forms of training.

Keywords: physical education; sport; motivation; need; interest; form of classes; physical education; physical qualities; indicator; health; physical activity, training.

Анализ содержания Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» показал, что в нашей стране предпринимаются конкретные шаги по развитию спорта и физической культуры.

Успешно проведенные спортивные соревнования мирового уровня (зимняя Олимпиада в г. Сочи (2014 г.), чемпионат мира по футболу (2018 г.), студенческие Универсиады, ряд чемпионатов мира по отдельным видам спорта) являются свидетельством развития спортивной инфраструктуры и высоких организаторских способностей страны. При этом

наблюдается приоритетное отношение к спорту высших достижений в то время, как система организации массового спорта, особенно на уровне школ и учебных заведений среднего и высшего образования, оставляет желать лучшего.

Формирование мотивации к занятиям спортом является важнейшим фактором повышения успешности спортивной деятельности. [8]. Успех в любом виде деятельности, в том числе и спортивной, зависит не только от способностей, умений, знаний, но и от особенностей психических процессов и состояний, в том числе особенностей программирования, планирования деятельности и оценки ее результатов, мотивационных процессов, особенностей эмоциональной сферы.

В процессе формирования потребности в занятиях физической культурой у студентов выделяется три фазы:

1. Формирование знаний, относящихся к конкретному явлению. Это словесные знания, они не используются на собственных занятиях, они быстро исчезают;

2. Формирование практических навыков;

3. Формирование культурных потребностей [4].

Факторами, определяющими потребности, интересы и мотивы студентов к занятиям физической культурой и спортом, являются:

- состояние материальной спортивной базы;

- содержание занятий;

- уровень требований;

- личность преподавателя, тренера;

- состояние здоровья студентов;

- уровень физической подготовленности;

- частота проведения;

- продолжительность и эмоциональность занятий [2].

Процесс формирования интереса к физическому воспитанию и спорту - это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и умений (в детстве) до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивного спорта.

Мотивация - это основная составляющая успешного выполнения любой деятельности, в том числе физической культуры и спорта.

Любой мотив - это предопределенная потребность, возникающая на его основе[6].

В связи с этим имеет смысл подробно рассмотреть основные потребности, возникающие из мотивов физической активности.

Условно выделяют три основные группы:

- потребности в движении;

- потребности в выполнении обязанностей студента;

- потребности в выполнении спортивных занятий.

Отдельно стоит рассмотреть внутреннюю и внешнюю мотивацию физкультурно-спортивной деятельности.

Внешняя мотивация возникает, если цели и мотивы соответствуют возможностям обучающегося.

Внутренняя мотивация возникает тогда, когда мотивы и цели успешно реализуются, когда студенты воодушевлены, хотят учиться, заинтересованы в самостоятельной работе, а также когда студент удовлетворен самим процессом, условиями занятий (отношениями) с преподавателем, тренером, товарищами по группе.

Внешняя и внутренняя мотивация физических упражнений существуют в единстве, и они приобретают особое значение при организации самостоятельной физической подготовки. При этом, как правило, отсутствует влияние внешних факторов (тренерские рекомендации и инструкции, расписание занятий физкультурой и т. д.) [5].

Секция «Здоровьесберегающие технологии в физичеаком воспитании обучающааая образователыаьаа ...»

При рассмотрении мотивирующих компонентов мы выделили:

1. Укрепление здоровья и профилактика:

а) формирование здорового образа жизни и снижение вероятности заболеваний, в том числе профессиональных;

б) лечебное действие физических упражнений при многих видах заболеваний.

2. Удовольствие от самого процесса выполнения физических упражнений. В процессе физических упражнений в организме человека происходят изменения в деятельности всех систем, в первую очередь сердечнососудистой и дыхательной. Определенные виды физических упражнений являются незаменимым средством их разрядки и нейтрализации негативных эмоций. Удовольствие от тренировок связано с высвобождением гормонов надпочечников адреналина и норадреналина.

3. Спортивная мотивация. Этот тип мотивации основан на желании человека улучшить свои спортивные достижения. Желание быть лучшим среди себе подобных - мощная мотивация для самостоятельных упражнений.

4. Эстетическая мотивация. Суть эстетической мотивации - следовать моде на здоровье, на красивое человеческое тело. Она довольно часто присутствует там, где занимаются аэробикой, атлетической гимнастикой, системой йоги и т. д.

5. Стремление к общению. Самостоятельные физические упражнения с группой подвижников, например, в клубах по интересам (оздоровительный бег, туризм, велоспорт), были одним из основных мотивов в нашей стране более десяти лет назад и носили массовый характер. В настоящее время ситуация несколько изменилась, и эта мотивация не имеет такого эффективного эффекта.

6. Желание познать свое тело, свои возможности. Эта мотивация - желание максимально использовать физические возможности своего организма, улучшить свое физическое состояние, повысить физическую подготовленность.

7. Случайные мотивации. К ним относятся все другие мотивы, имеющие узкую специфическую направленность. Во многих отношениях случайные мотивации являются производными от перечисленных ранее, часто они представляют собой сложные «величины». Наиболее распространенной случайной мотивацией к занятиям спортом является желание похудеть [8].

Для того чтобы сохранить и укрепить здоровье студентов необходимо создать положительную мотивацию к физической активности, особенно оздоровительной направленности [2].

Одной из задач преподавателя по физической культуре является формирование у студентов в процессе учебной деятельности мотивации к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Знание является базой для формирования потребности. Благодаря информации о значении какого-либо рода деятельности для человека, образуется потребность в данной деятельности, в частности, в двигательной активности. Именно поэтому существует зависимость между информированностью студентов о воздействии физических упражнений на организм, состояние здоровья, работоспособность и их мотивацией к занятиям физической культурой. В процессе занятий физическими упражнениями приобретаются теоретические знания, и практический опыт, расширяющий кругозор занимающегося в области физической культуры и потребности в ней.

Арсенал таких потребностей разнообразен: это потребность в движениях и физических нагрузках, в общении и проведении времени среди единомышленников, в эмоционально-психологической разрядке, а также в познании и в физическом совершенствовании. Приобретение и осмысление знаний по практическим аспектам спорта помогает формировать устойчивую психофизическую уверенность, применять средства и методы физической культуры для восстановления своих духовных сил в ходе напряженного учебного процесса.

Таким образом, ориентируясь на выявленные мотивы на занятиях физической культурой и активно используя индивидуальный подход, учитывая различные типы личности студентов, отношение к физической культуре, индивидуальные предпочтения, а также факторы, препятствующие занятиям физическими упражнениями, необходимо разработать оптимальные формы и методы организации занятий, максимально отвечающие интересам студентов[3].

Вывод. Анализ научной литературы позволил выявить то обстоятельство, что активный интерес к занятиям физической культурой возникает в результате внутренней мотивации. Внутренняя мотивация взаимосвязана с чувством удовлетворения от самого процесса занятий физическими упражнениями. Помимо этого, внутренняя мотивация образуется, когда занимающийся получает удовлетворение, как от самого процесса занятия, так и от характера взаимоотношений с преподавателем и другими занимающимися.

Для привлечения студентов к занятиям физической культурой не стоит рассчитывать на осознанную потребность студентов в физическом самосовершенствовании. В связи с тем, что основной мотив студентов актуален, прежде всего, необходима своевременная аттестация. Через этот мотив можно также начать формирование оздоровительных мотивов. Однако к оценке успеваемости необходимо подходить осторожно.

Для повышения мотивации студентов к регулярным самостоятельным занятиям спортом необходимо предоставить достаточный объем информации о методах использования средств физической культуры при формировании личностных качеств, способствующих дальнейшему профессиональному росту и возможности найти свое место в жизни. Повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом позволит показ социальной значимости физической культуры, как для общества в целом, так и для отдельной личности[1].

На современном этапе развития необходимо эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс студентов, который будет способствовать разностороннему физическому развитию, и обеспечивать оптимальный уровень работоспособности, психологической устойчивости и здоровья. Физическое воспитание в вузе должно быть систематизировано и направлено на формирование у молодежи убежденных взглядов на здоровый образ жизни, базирующийся на регулярной физической активности, занятиях спортом не только во время учебы в вузе, но и на протяжении всей жизни[7].

Библиографические ссылки

1. Бабушкин, Г. Д. Психология физической культуры и спорта [Текст]: учебник / Г. Д. Бабушкин, В. Н. Смоленская; Омск: СибГУФК, 2016. 147 с.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура для студентов [Текст]: учебник / М.Я. Виленский, А.И. Зайцев, В.И. Ильинич; Москва: Гардарики, 2019. 275 с.

3. Гиссен, Л. Д. Психология и психогигиена в спорте [Текст]: учебное пособие / Л. Д. Гиссен; М.: Советский спорт, 2016. 74 с.

4. Головина, Т. В. Психология управления в спорте [Текст]: учебное-методическое пособие / Т. В. Головина, В. Н. Смоленцева; Омск. : СибГУФК, 2018. 82 с.

5. Иванова, А. А. Психология чемпиона [Текст]: практическое руководство / А. А. Иванова; Москва: Спорт, 2016. 96 с.

6. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст]: учебное пособие /Е. П. Ильин; СПб.: Питер, 2000. 512 с.

7. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта [Текст]: учебное пособие / Л. И. Лубышева; М.: Академия, 2020. 272 с.

8. Яковлев, Б. П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности [Текст]: учебное пособие / Б. П. Яковлев; М.: Советский спорт, 2016. 45 с.

© Колчина М.Н., Пахарь К.Э., Трофимова Н.П., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.