УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-3-25-32
ОТНОШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Г. ХАБАРОВСКА
С.В. Галицын, В.В. Вдовина, А.В. Конобейская, Е.В. Лифарь
Изучен интерес студентов к физкультурно-оздоровительным и физкультурно-спортивным занятиям. Выявлены основные побуждающие факторы к осуществлению физкультурно-спортивной деятельности студентов и причины, препятствующие активным занятиям физическими упражнениями. Определены основные информационные источники студентов о необходимости заниматься физической культурой и спортом и виды их деятельности в свободное от учебы время.
Ключевые слова: студенческая молодежь, физическая культура и спорт, отношение к занятиям физическими упражнениями.
ATTITUDE TO PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS OF STUDENTS KHABAROVSK
Galitsyn S.V., doctor of pedagogical sciences, professor, rector, [email protected], Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture,
Vdovina V.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, acting head of department, [email protected], Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture,
Konobeyskaya A.V., senior lecturer, Kandel [email protected], Russia, Khabarovsk, Pacific State University,
Lifar E.V., senior lecturer, eivan250581@ ya.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture
The students' interest in health-improving and physical-sports activities was studied. The main motivating factors for the implementation of physical culture and sports activities of students and the reasons that prevent active physical exercises are revealed. The main information sources of students about the need to engage in physical culture and sports and their activities in their free time are determined.
Key words: student youth, physical culture and sports, attitude to physical exercises.
Галицын Сергей Викторович, д-р пед. наук, проф., ректор, [email protected], Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры,
Вдовина Валентина Владимировна, канд. пед. наук, доц., и.о. зав. кафедрой, [email protected], Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры,
Конобейская Анжела Владимировна, старший преподаватель, Kandel [email protected], Россия, Хабаровск, Тихоокеанский государственный унивеситет,
Лифарь Евгения Викторовна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры
На фоне резко изменяющихся идеологических, политических, социально-экономических условий нашей жизнедеятельности, следует обращать пристальное внимание на систему взглядов, суждений студенческой молодежи. Особенно актуален вопрос, касающийся здоровья, интересов молодых людей в сфере физкультурно-оздоровительной, физкультурно-спортивной деятельности, поскольку физическая культура является
прочным фундаментом в подготовке будущих высококвалифицированных специалистов в различных отраслях национальной экономики [1, 2, 4, 7].
Изучению мотивации, а также отношения к занятиям физической культурой и спортом студенческой молодежи посвящены многочисленные исследования [3, 5].
Проблема исследования заключается в существующих стереотипах об отношении студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом. При этом последние геополитические международные процессы стремительно изменяют мировоззренческие и идеологические взгляды современного молодого человека на образ будущего, традиции и ценности. Необходимо систематически изучать суждения, мнения, мотивы студентов и активно влиять на формирование традиционных российских духовно -нравственных ценностей [6, 8].
Цель исследования - выявить отношение к занятиям физической культурой и спортом студенческой молодежи г. Хабаровска.
Задачи исследования:
1) изучить интерес студентов к физкультурно-оздоровительным и физкультурно-спортивным занятиям;
2) выявить основные побуждающие факторы в физкультурно-спор-тивной деятельности студентов и причины, препятствующие активным занятиям физическими упражнениями;
3) определить доступность физкультурно-оздоровительных и физ-культурно-спортивных занятий для студентов.
4) изучить отношение студентов к выполнению нормативов ВФСК «ГТО».
Методика и организация исследования. Социологическое исследование было проведено с 01 по 08 декабря 2022 года в г. Хабаровске.
В исследовании приняли участие 388 студентов (75 % девушек и 25 % юношей) в возрасте 18-20 лет, обучающихся в Тихоокеанском государственном университете, Дальневосточном институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточном государственном медицинском университете и Дальневосточном государственном университете путей сообщения.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате опроса выявлено, что большая часть респондентов считают свое состояние здоро -вья удовлетворительным - 57,7 %, абсолютно здоровыми - 23,0 %, низкий уровень здоровья отметили 13,4 %, затруднились с ответом 5,9 %.
При этом в свободное время большая часть студентов предпочитает заниматься самообразованием (26,4 %), компьютерными играми (16,0 %), посещением магазинов (13,4 %) и художественно-эстетической деятельностью (13,0 %). Следует отметить, что спортивная и физкультурно-оздоровительная деятельность, посещение спортивных зрелищ в совокупности набрали 13,6 %. Это весьма негативный факт, который следует учитывать в дальнейшей работе (табл. 1).
Таблица 1
Виды деятельности, которыми занимаются студенты
в свободное время
Виды деятельности (варианты ответов) Показатель, %
Самообразование 26,39
Компьютерные игры (Интернет-общение и пр.) 15,99
Посещение магазинов 13,38
Художественно-эстетическая (музыка, рисование и пр.) 13,01
Спортивная 8,55
Просмотр телепередач 7,99
Настольные игры 3,53
Физкультурно-оздоровительная 3,35
Определенно ничем 3,16
Трудовая 2,97
Посещение спортивных зрелищ 1,67
До обучения в вузе большая часть студентов систематически занималась физической культурой и спортом (48,2 %), на нерегулярной основе - 41,9 % и совсем не занимались - 10,3 %.
Самыми популярными видами спорта и физкультурно-оздоровительной деятельности были баскетбол и волейбол, различные виды танцев, спортивное и оздоровительное плавание, легкая атлетика, гимнастика, карате.
В настоящее время студенты предпочитают в большей степени оздоровительные системы, чем спортивную деятельность. Многие из них отметили занятия фитнесом, общей физической подготовкой в тренажерных залах, йогой, оздоровительным плаванием и бегом, танцами, волейбо -лом и баскетболом.
Часть обучающихся (33,7 %) занимаются самостоятельно в «до-машних» условиях (дома, в общежитии), спортивные секции посещают 27,0 %, групповые и индивидуальные занятия в клубах - по 19,6 %.
Большинство студентов не используют платные спортивно-оздоровительные услуги (43,2 %) по причине их высокой стоимости. Из тех, кто оплачивает занятия физической культурой и спортом, отмечают, прежде всего, возможность занятий в любой время (когда удобно) - 9,6 %, возможность индивидуального подхода и нагрузки - 8,4 %, доступность желаемого вида спорта или системы упражнений - 6,6 %, отсутствие бесплатного аналога, лучшие условия для занятий - 5,7 %, удобное расположение спортивного клуба, где проходят занятия - 4,5 %.
Как правило, многие из тех, кто занимается физическими упражнениями, выделяют от 1-2 до 2-4 часов в неделю.
На появление интереса и приобщение к занятиям физической куль -турой и спортом студентов повлияли, в большей степени, совместные занятия с друзьями, родственниками (19,1 %), любимый вид спорта
(18,8 %), Интернет и социальные сети (16,5 %). Несколько в меньшей степени: советы врача - 10,3 %, примеры друзей - 10,0 %. Практически не оказали воздействия спортивные соревнования (7,0 %), работники образовательного учреждения (6,3 %), советы тренера (5,6 %) и родственников (4,9 %), передачи по телевидению (2,1 %).
Среди главных факторов, побуждающих заниматься физическими упражнениями, респонденты отметили:
- желание повысить физическую подготовленность, потребность в физической нагрузке, оптимизация двигательного режима (19,7 %);
- необходимость оптимизировать свою массу тела, улучшить фи-
- гармоничное развитие физических качеств, укрепление мышечного корсета (12,4 %).
В меньшей степени студенты используют занятия физическими упражнениями для сохранения и укрепления здоровья (10,1 %), улучшения настроения, смены обстановки (9,6 %), снятия усталости и повышения работоспособности (8,4 %).
Такие факторы, как общение с тренером и коллективом, повышение самооценки за счет достижения положительных результатов, воспитание волевых качеств, практически не являются побуждающими для большинства респондентов.
Основными информационными источниками о том, как заниматься физической культурой и спортом являются (рисунок):
- Интернет-сайты - 30,5 %;
- тренер, инструктор - 22,1 %;
- социальные сети, блоги - 20,7 %.
гуру (17,6 %);
Радио 0 Газеты, журналы 0.94 Не получаю такую информацию М 1.88 Информация вашего ОУ 2.82
Телевединие 4.46
Родственники, друзья Соцсети, блоги Тренер, инструктор Интернет-сайты
11.74
20.66
22.07
30.52
0
5
10
15
20
25
30 35
Основные информационные источники студентов о необходимости занятия физической культурой и спортом
Иногда родственники и друзья делятся со студентами информацией об эффективных занятиях физическими упражнениями (11,7%), при этом они практически не получают указанную информацию от врачей, по телевидению, в образовательной организации, из журналов, газет, радио.
Главной причиной, по мнению респондентов, препятствующей занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, является недостаток времени - 40,2 % (табл. 2).
Таблица 2
Причины, препятствующие занятиям студентов физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной
деятельностью
Варианты ответов Показатель, %
Недостаток времени 40,16
Нет желания и интереса 12,69
Не позволяет состояние здоровья 10,88
Отсутствие финансовых средств на занятия 10,36
О причинах не задумывалась (ся) 5,18
Плохие условия для занятий 3,89
Проведение физкультурно-спортивных мероприятий в неудобное время 3,63
Не знаю с чего начать 3,63
Нет друзей, которые активно занимаются 3,37
Отсутствие спортивной инфраструктуры рядом с домом/учебой 2,85
Отсутствие выбора вида спорта, физкультурно-оздоровительных услуг 1,81
Плохая организация физкультурно-оздоровительных услуг 1,04
Конфликт с тренером и коллективом 0,52
Значительно в меньшей степени студенты отмечали отсутствие интереса (12,7 %), слабое здоровье (10,9 %), отсутствие финансовых средств (10,4 %).
Наличие плохой организации физкультурно-оздоровительных услуг, отсутствие выбора вида и формы занятий, доступной спортивной инфраструктуры практически никто из опрошенных не отметил.
Важным фактором доступности занятий физическими упражне-ниями является наличие и возможность посещения спортивной инфраструктуры: лишь 6,2 % респондентов отметили недоступность для них спортивных залов и площадок и 14,4 % указали на их отсутствие. Самый распространенный ответ подтверждал наличие по месту жительства (проживания) спортивной площадки шаговой доступности, где можно было бы заниматься физическими упражнениями, но студентов это мало интересо-
вало (40,7 %). Конечно, в этом вопросе следует уточнять причину такого ответа. Возможно, спортивное сооружение не отвечает требованиям, запросам молодежи и пр.
Используют «доступные в шаге» спортивные залы и площадки 21,1 % обучающихся и 12,9 % - не обращают на это внимание. В целом, большая часть респондентов не задумывается о спортивных сооружениях по месту жительства (проживания). Вероятно, что этот вопрос не столь актуален для данной социальной группы.
Изучая вопрос об отношении студентов к сдаче нормативов ВФСК «ГТО», установлено, что среди опрошенных студентов 23 % выполнили нормативы на золотой знак, 12 % - на серебряный и 4 % - на бронзовый.
Большинство респондентов (50,5 %) не готовы в настоящий момент выполнять нормативы ГТО, 28,9 % - не задумывались об этом и только 20,6 % готовы пройти контрольные испытания. Основными факторами, побуждающими студентов к выполнению норм ГТО, являются увеличение стипендии (20,5 %), учет результатов ГТО при поступлении в вузы (18,5 %).
На вопрос, что же мешает активно включиться в данный физкуль-турно-спортивный комплекс?, прежде всего, студенты отмечают недостаток времени (26,9 %), отсутствие какого-либо желания (26,4 %), отсутствие моральной и финансовой мотивации (26,2 %). Недостаточные материально-технические условия для подготовки к выполнению нормативов практически не являются препятствующей причиной (12,3 %).
Полученные результаты достоверно отражают сложившуюся ситуацию в студенческом сообществе (низкая численность студентов, мотивированных к системе ГТО). Сейчас это 20-25 % активных обучающихся, нацеленных на участие в данной системе мониторинга физической подготовленности. Безусловно, необходимо учитывать основные мотивы студентов при дальнейшей реализации комплекса ГТО, а также следует проводить работу по формированию активной позиции студенческой молодежи в этом направлении.
Заключение. Следует отметить, что отношение студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом зависит от многих факторов: состояния здоровья, предыдущего опыта (детского, школьного), «моды» на здоровый образ жизни, развитости и доступности физкуль-турно-спортивной инфраструктуры, качества и разнообразия предоставляемых услуг, объема и качества информационных потоков, традиций образовательного учреждения и пр. Изучение системы взглядов, суждений, мнений студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спор -том является перспективным направлением дальнейшего развития образо -вательной организации высшего образования, поскольку именно студенты позволяют определить образ будущего в научно-образовательной и спортивно-молодежной среде.
Список литературы
1. Абдиев Н.А. Некоторые существующие вопросы управления физической культурой и спортом // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск: Аэтерна, 2018. С. 10-13.
2. Зеньков И.В. Менеджмент и маркетинг: учеб. пособие. Красноярск: Изд-во СГУНТиТ им. акад. М.Ф. Решетнева, 2022. 330 с.
3. Мартын И.А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи // Universum: психология и образование. 2017. № 6 (36) [Электронный ресурс]. URL: https://7uni-versum.com/ru/psy/archive/item/4887 (дата обращения: 06.03.2023).
4. Рощина А.С., Ткаченко П.А. Анализ статистических данных спортивных и физкультурных мероприятий, проводимых на территории хабаровского края // Современные проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов XXIV Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Е.А. Ветошкиной. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2020. С. 232-237.
5. Самарина Ю.Е., Демеш В.П. Отношение студентов к занятиям физической культурой в вузе // Молодой ученый. 2020. № 48 (338). С. 468471.
6. Сизова Н.В., Семиглазова Е.П. Формирование мотивации студен -тов к занятиям физической культурой и спортом // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии: сб. науч. трудов по итогам Междунар. науч.-практ.конф. Челябинск: ИЦ развития образования и науки, 2015. С. 35-39.
7. Ситникова Е.Л., Киндеркнехт А.А. Организационно-правовые особенности управления физической культурой и спортом: региональный аспект // Вектор экономики. 2021. № 8 (62). C. 48-54.
8. Слепченко А.Л.,Краснов Р.К., Вольский В.В. Мотивация как компонент занятий физической культурой // Молодой ученый. 2019. № 19 (257). С. 388-390.
References
1. Abdiev N.A. Nekotorye sushchestvuyushchie voprosy upravleniya fizicheskoj kul'turoj i sportom [Some existing issues of physical culture and sports management] // Information-educational and upbringing strategies in modern psychology and pedagogy: coll. articles of the International scientific-practical conf. Chelyabinsk: Aeterna, 2018/ P. 10-13.
2. Zen'kov I.V. Menedzhment i marketing [Management and marketing]: textbook. allowance. Krasnoyarsk: Publishing House of SGUNTiT im. acad. M.F. Reshetneva, 2022. 330 p.
3. Martyn I.A. Formirovanie motivacii k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom u studencheskoj molodezhi [Formation of motivation for physical culture and sports among student youth] // Universum: psihologiya i obrazovanie [Universum: psychology and education]. 2017. No. 6 (36) [Electronic resource]. URL: https://7universum.com/ru/psy/arc-hive/item/4887 (date of access: 03/06/2023).
4. Roshchina A.S., Tkachenko P.A. Analiz statisticheskih dannyh sportivnyh i fiz-kul'turnyh meropriyatij, provodimyh na territorii habarovskogo kraya [Analysis of statistical data of sports and physical culture events held on the territory of the Khabarovsk Territory] // Modern problems of physical culture and sports: coll. materials XXIV All-Russian. scientific-practical conf. / ed. E.A. Vetoshkina. Khabarovsk: DVGAFK Publishing House, 2020. P. 232-237.
5. Samarina Yu.E., Demesh V.P. Otnoshenie studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj v vuze [The attitude of students to physical education at the university] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2020. No. 48 (338). P. 468-471.
6. Sizova N.V., Semiglazova E.P. Formirovanie motivacii studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom [Formation of students' motivation for physical culture and sports] // Prospects for the development of science in the field of pedagogy and psychology: sat. scientific works following the results of the Intern. scientific-practical conf. Chelyabinsk: Information Center for the Development of Education and Science, 2015. P. 35-39.
7. Sitnikova E.L., Kinderknekht A.A. Organizacionno-pravovye osobennosti uprav-leniya fizicheskoj kul'turoj i sportom: regional'nyj aspekt [Organizational and legal features of physical culture and sports management: regional aspect] // Vektor ekonomiki [Vector of Economics]. 2021. No. 8 (62). P. 48-54.
8. Slepchenko A.L.,Krasnov R.K., Vol'skij V.V. Motivaciya kak komponent zanyatij fizicheskoj kul'turoj [Motivation as a component of physical culture classes] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2019. No. 19 (257). P. 388-390.