УДК 796.011.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-3-33-41
МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В СПОРТИВНУЮ ЖИЗНЬ ВУЗА
И.А. Кабанова, В.П. Чичерин, Н.В. Терехова, Д.И. Савченко
Изучено мнение обучающихся об удовлетворенности учебными занятиями по физической культуре, физкультурно-массовой и спортивной работой кафедры физической культуры Государственного университета управления. Определены основные мотивационные предпосылки к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жжизни для создания примерной модели развития учебно-воспитательной работы кафедры.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, практические занятия, мотив, двигательная подготовленность.
Кабанова Ирина Александровна, канд. пед. наук, доц., ia [email protected], Россия, Москва, Государственный университет управления,
Чичерин Вадим Петрович, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, vp [email protected], Россия, Москва, Государственный университет управления,
Терехова Нина Васильевна, старший преподаватель, пу [email protected], Россия, Москва, Государственный университет управления,
Савченко Дмитрий Игоревич, старший преподаватель, Ш [email protected], Россия, Москва, Государственный университет управления
Изучению интересов и потребностей студенческой молодежи в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни уделено большое внимание в научных изданиях в различных областях знаний. Доказано, что двигательная активность снижает риск развития многих заболеваний, укрепляет иммунитет, стимулирует работу мозга, сохраняя ясность ума, повышая умственную и физическую работоспособность, снижает вероятность серьезных травм [9]. Конечно, занятия физической культурой и спортом - это источник хорошего настроения и бодрости. Неоспорима воспитательная роль физической культуры, формирующая многие качества личности, среди которых организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности и многие другие. Физическая культура как социальный феномен удовлетворяет потребности
MOTIVATIONAL PREREQUISITES FOR STUDENT INVOL VEMENT IN UNIVERSITY SPORTS LIFE
Kabanova I.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, ia kabanova@ guu.ru, Russia, Moscow, State University of Management,
Chicherin V.P., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair, vp [email protected], Russia, Moscow, State University of Management, Terekhova N.V., senior lecturer, nv terehova @guu.ru, Russia, Moscow, State University of Management,
Savchenko D.I., senior lecturer, di savchenko @guu.ru, Russia, Moscow, State University of Management
The opinion of students about satisfaction with training sessions in physical culture, mass physical culture and sports work of the Department of Physical Culture of the State University of Management was studied. The main motivational prerequisites for physical culture and healthy lifestyle were determined to create an exemplary model for the development of the educational work of the department.
Key words: students, physical education, practical classes, motive, motor readiness.
в общении, игре, развлечении в многообразии форм самовыражения личности через социально активную и полезную деятельность [2, 3, 10].
В различных учебных заведениях и обществе в целом активно внедряются различные форматы работы со всеми категориями населения для приобщения к различным видам двигательной активности, решения важных социальных задач и популяризации здорового образа жизни. Так, государством организуются различные социальные проекты и конкурсы, открываются специальные программы при финансовой поддержке феде -ральных и местных органов власти. На данный момент активно развиваются Национальные проекты России: «Социальная активность», «Здоровье», «Экология» и многие другие.
Организуются всевозможные пробеги, спортивные флэшмобы и конкурсы с привлечением известных людей и сертифицированных трене -ров, бесплатные занятия для всех желающих, спортивные праздники для старшего поколения, семей с детьми и молодежи, дни открытых дверей в спорткомплексах, бассейнах и фитнес-клубах. Создаются специальные условия финансовой поддержки различных социально незащищенных групп населения с целью предоставления им различных возможностей для поддержания здорового образа жизни. В школах и университетах регулярно организуются различные соревнования и товарищеские матчи среди непрофессиональных команд, мастер-классы по видам спорта, мероприятия по выполнению норм ГТО. Государство считает важным именно с дет -ства и юности привить любовь к активному образу жизни, движению и сформировать все самые важные привычки для ведения здорового образа жизни среди молодежи.
В частности, обучение в высшем учебном заведении, как правило, негативно влияет на двигательную активность студентов ввиду большого объема учебных программ [6]. Связанный с этим высокий уровень психоэмоциональных перегрузок вызывает синдром умственного и физического переутомления, пики которого приходятся на периоды сессий. Несмотря на то, что обучающаяся молодежь в основном ведет активный образ жизни, имеет большой круг общения и профессиональных интересов, уча -ствует в общественной жизни вуза, непосредственно на занятия физической культурой и спортом ими уделяется довольно мало времени. Очень часто студенты рассказывают о своей большой занятости и различных жизненных обстоятельствах, мешающих им посещать учебные занятия по предмету «Физическая культура». Ведь именно этот предмет решает, пожалуй, самую важную задачу в образовании - сбережение и укрепление физического и психического здоровья будущих специалистов [4].
Важным компонентом для успешного выполнения любой деятель -ности, в том числе и физкультурно-спортивной, является мотивация. Личная мотивация человека - это движущая сила человеческого поведения,
содержащаяся во всех его основных структурных образованиях: направленности личности и характера, эмоциях, способностях, психических про -цессах, деятельности индивида. Мотивация определяет динамику побуж -дения, интенсивность и длительность процесса [7, 9]. У каждого человека, несомненно, свои мотивационные предпосылки и шкала приоритетов. Влияние на мотивацию к занятиям физической культурой оказывают возраст, состояние здоровья, социальный статус, круг общения (друзья), семейные ценности, уровень интеллектуального развития и широта взгля -дов, личный жизненный опыт.
Исследованию мотивационно-ценностных потребностей студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом посвящены многие работы [1, 8]. Выявляются основные мотивы посещения учебных практических занятий дисциплины «Физическая культура», внеучебных спортивных и спортивно-массовых мероприятий, вопросы организации занятий физической культурой в вузе и др. Установлено, что основными мотивами систематических занятий физическими упражнениями являются улучшение состояния здоровья, улучшения фигуры, повышение физической подготовленности, получение зачета по дисциплине «Физическая культура», особенности организации практических занятий в вузе.
При этом считаем важной необходимостью продолжение изучения мотивационных потребностей студентов к занятиям физической культурой и спортом.
Цель исследования - создать примерную модель развития учебно-воспитательной работы кафедры физической культуры Государственного университета управления с учетом желаний, потребностей и представлений о предмете среди обучающихся вуза в современных условиях.
Задачи исследования:
- изучить отношения студентов университета к учебным занятиям по дисциплине «Физическая культура», построенным в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом;
- определить основные мотивационные стимулы к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Методика и организация исследования. Мнения обучающихся всех курсов бакалавриата очной формы обучения изучались методом анке -тирования. Результаты учитывались в процентном соотношении голосов. В опросе приняли участие 180 студентов 1-3-х курсов Государственного университета управления (ГУУ).
В исследовании были изучены мнения обучающихся об удовлетворенности учебными занятиями по физической культуре, физкультурно-массовой и спортивной работе кафедры физической культуры, определены основные мотивационные предпосылки к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе анкетирования определено, что 70 % респондентов регулярно посещают занятия по дисциплине «Физическая культура», 20 % - часто пропускают занятия и 10 % - не могут заниматься физической культурой по состоянию здоровья. При этом 90 % обучающихся из числа опрошенных удовлетворены качеством учебных занятий, проводимых на кафедре физической культуры в ГУУ.
Для изучения мотивации к занятиям физической культурой было предложено ответить на следующий вопрос: «С какой целью Вы посещаете занятия физической культурой в вузе?». Результаты ответов пред -ставлены на рис. 1.
17 %
| для улучшения самочувствия
для получения зачета по учебной дисциплине
для улучшения показателей своих физических качеств
35 %
48 %
Рис. 1. Процентное соотношение ответов студентов на вопрос: «С какой целью Вы посещаете занятия физической культурой в вузе?»
Так, 48 % респондентов систематически занимаются физическими упражнениями по учебному расписанию для улучшения самочувствия и здоровья, 35 % - для получения зачета по учебной дисциплине «Физическая культура», 17 % - хотят добиться улучшения показателей своих физических качеств.
Также был задан вопрос об участии в спортивной жизни университета (имелись ввиду спортивно-массовые мероприятия вуза). Результаты ответов представлены на рис. 2.
Анализ результатов показал, что 25 % студентов регулярно участвуют в различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях в университете, 55 % - не участвуют, а 20 % - посещают только учебные занятия физической культурой в вузе.
участвуют в спортивных мероприятиях вуза
не участвуют в спортивных мероприятияз вуза
занимаются только на учебных занятиях по физической культуре в вузе
25 %
55 %
Рис. 2. Процентное соотношение ответов студентов на вопрос: «Участвуете ли Вы в спортивно-массовых мероприятиях вуза?»
На вопрос: «На Ваш взгляд, Вы в достаточной мере занимаетесь физкультурой и спортом в настоящее время?» - были получены следующие ответы: 45 % обучающихся считают, что достаточно активно занимаются физической культурой для своего физического развития, 40 % -хотелось бы чаще уделять время занятиям физической культурой, 15 % -не имеют желания заниматься физической культурой дополнительно.
Также был задан вопрос: «Что мешает Вам активно заниматься физической культурой и спортом дополнительно?». Результаты ответов представлены на рис. 3.
Рис. 3. Процентное соотношение ответов студентов на вопрос: «Что мешает Вам активно заниматься физической культурой
и спортом дополнительно?»
Анализ полученных ответов показал, что основной проблемой для 45 % респондентов является отсутствие свободного времени, 37 % - ни что не мешает и они активно занимаются спортом и различными видами дви -гательной активности в университете помимо посещения учебных занятий по предмету «Физическая культура», 18 % - не нашли среди предложенных спортивных дисциплин в университете излюбленную для дополнительных занятий.
Для наиболее полного понимания мотивационных факторов, способствующих более активным занятиям физической культурой и спортом в университете, был предложен вопрос с открытым ответом, где обучающиеся могли выразить истинные причины, мотивирующие их к ведению активного образа жизни: «Что, мотивирует Вас к занятиям физической культурой?». Полученные ответы респондентов приведены к обобщающим формулировкам и представлены на рис. 4.
Способ иметь красивое телосложение
Возможность завести новые знакомства на фоне общих интересов
Средство избавления от стресса и депрессии
Средство закалить характер для будущей профессиональной деятельности
Средство повышения самооценки и уверенности в своих силах
17 %
14 %
18 %
20%
31 %
Рис. 4. Процентное соотношение ответов студентов на вопрос: «Что мотивирует Вас к занятиям физической культурой?»
Выводы
1. В результате проведенного исследования выявлен высокий процент студентов (65 %), заинтересованных в ведении здорового образа жизни: для поддержания хорошего самочувствия (48 %) и улучшения своей двигательной подготовленности (17 %). При этом 35 % респондентов занимаются физической культурой исключительно для получения зачета.
2. Несмотря на недостаточное количество практических занятий по учебному расписанию в недельном цикле, только 25 % студентов участвуют в различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях
вуза. При этом 20 % посещают только учебные занятия физической культурой в вузе. Основной причиной, мешающей студентам активнее зани -маться физической культурой и спортом дополнительно, является отсутствие свободного времени (45 %).
Для студентов вуза занятия физической культурой в наибольшей степени являются средством повышения самооценки и уверенности в своих силах. Мотивационную важность для обучающихся имеет фактор формирования личностных профессиональных качеств средствами физи -ческой культуры и спорта. По-прежнему актуальна необходимость включать новые формы проведения учебных занятий, спортивных и физкультурно-массовых мероприятий для повышения интереса у студенческой молодежи к ведению активного образа жизни.
Список литературы
1. Анализ отношений и мотиваций студентов к занятиям физической культурой и спортом в вузе / М.Ю. Мирза [и др.] // Magyar Tudo-manyos Journal. 2020. № 45 [Электронный ресурс]. URL: https:// cyber-leninka.ru/article/n/analiz-otnosheniy-i-motivatsiy-studentov-k-zanyatiyam-fizi-cheskoy-kulturoy-i-sportom-v-vuze (дата обращения: 10.12.2022).
2. Ашастин Б. В. Дискурсивный подход к исследованию некоторых аспектов здоровьесбережения современной молодежи // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 9 (163). С. 41-45.
3. Богданов В.М., Пономарев В.С., Седов И.Н. Исследование вовлеченности студентов Самарского университета в процесс занятий по дис -циплине «Физическая культура» // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 4 (158). С. 40-45.
4. Взаимосвязь физической активности и функциональной связанности мозга / И. Фекличева [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. 2020. № 19 (4). С. 50-59.
5. Данилова А.В., Попова А.И. Физическое воспитание как фактор формирования активности студентов вуза // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 2 (156). С. 54-58.
6. Кобелева Е.Г., Кизько А.П. Влияние уровня физической подготовленности студентов на динамику и мотивы посещения занятий по фи -зическому воспитанию // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 4 (170). С. 149-154.
7. Корреляционные взаимосвязи между личностными характеристиками, показателями физической подготовленности у здоровых студен -тов и студентов с хроническими заболеваниями / К. Сухинина [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. 2019. № 19 (2). С. 69-78.
8. Сафарова Н.А.К., Прокопенко Л.А. Анализ мотивации студентов к занятиям физической культурой (на примере вузов России) // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 11 (177). С. 387-392.
9. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию / Т.В. Бушма [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 7 (173). С. 27-31.
10. Fotynyuk V. On health protection and health related physical culture trainings of first year student // Physical education of students. 2017. № 21 (1). P. 17-21.
11. Individual health-improving and applied activity in the lifestyle of female students of a special medical group in the process of obtaining education / L. Bartnovskay [и др.] // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2017. № 21 (5). P. 207-212.
References
1. Analiz otnoshenij i motivacij studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom v vuze [Analysis of relations and motivations of students for physical culture and sports at the university] / M.Yu. Mirza [et al] // Magyar Tudomanyos Journal. 2020. No. 45 [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7analiz-otnosheniy-i-motivatsiy-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom-v-vuze (date of access: 12/10/2022).
2. Ashastin B. V. Diskursivnyj podhod k issledovaniyu nekotoryh aspektov zdorov'esberezheniya sovremennoj molodezhi [Discursive approach to the study of some aspects of health saving of modern youth] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No. 9 (163). pp. 41 -45.
3. Bogdanov V.M., Ponomarev V.S., Sedov I.N. Issledovanie vovlechennosti studentov Samarskogo universiteta v process zanyatij po discipline «Fizicheskaya kul'tura» [Study of the involvement of students of Samara University in the process of classes in the discipline "Physical culture"] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No. 4 (158). P. 40-45.
4. Vzaimosvyaz' fizicheskoj aktivnosti i funkcional'noj svyazannosti mozga [The relationship of physical activity and functional connectivity of the brain] / I. Feklicheva [et al.] // Chelovek. Sport. Medicina [Man. Sport. Medicine]. 2020. No. 19 (4). P. 50-59.
5. Danilova A.V., Popova A.I. Fizicheskoe vospitanie kak faktor formirovaniya aktivnosti studentov vuza [Physical education as a factor in the formation of the activity of university students] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No. 2 (156). P. 54-58.
6. Kobeleva E.G., Kiz'ko A.P. Vliyanie urovnya fizicheskoj podgotovlennosti studentov na dinamiku i motivy poseshcheniya zanyatij po fizicheskomu vospitaniyu [Influence of the level of physical fitness of students on the dynamics and motives of attending classes in physical education] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 4 (170). P. 149-154.
7. Korrelyacionnye vzaimosvyazi mezhdu lichnostnymi harakteristikami, poka-zatelyami fizicheskoj podgotovlennosti u zdorovyh studentov i studentov s hronicheskimi zabolevaniyami [Correlation relationships between personal characteristics, indicators of physical fitness in healthy students and students with chronic diseases] / K. Suhinina [et al.] // Chelovek. Sport. Medicina [Man. Sport. Medicine]. 2019. No. 19 (2). P. 69-78.
8. Safarova N.A.K., Prokopenko L.A. Analiz motivacii studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj (na primere vuzov Rossii) [Analysis of students' motivation for physical education (on the example of Russian universities)] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 11 (177). P. 387-392.
9. Sovershenstvovanie vnutrivuzovskoj sistemy organizacii uchebnogo processa po fizicheskomu vospitaniyu [Improving the intra-university system of organizing the educational process in physical education] / T.V. Bushma [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 7 (173). P. 27-31.
10. Fotynyuk V. On health protection and health related physical culture trainings of first year student // Physical education of students. 2017. № 21 (1). P. 17-21.
11. Individual health-improving and applied activity in the lifestyle of female students of a special medical group in the process of obtaining education / L. Bartnovskay [h gp.] // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2017. № 21 (5). P. 207-212.