УДК 796.88 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-2-34-40
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ УНИВЕРСИТЕТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Ю.И. Никулин, В.Б. Рубанович
Рассмотрена проблема использования элементов атлетической гимнастики на элективных курсах по физической культуре и самостоятельных занятиях со студентками первого курса технологического института. Представлены показатели физической подготовленности первокурсниц до начала эксперимента и после его завершения, подтверждающие эффективность занятий атлетической гимнастикой на развитие физических качеств обучающихся.
Ключевые слова: атлетическая гимнастика, самостоятельные занятия, обучающиеся университета, физическая подготовленность.
Никулин Юрий Иванович, старший преподаватель, yura.nikulin.1993@mail.ru, Россия, Новосибирск, Новосибирский технологический институт (филиал) Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина,
Рубанович Виктор Борисович, д-р мед. наук, проф., rubanovich08@mail.ru, Россия, Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет
Согласно данным научной литературы, в настоящее время одной из важных проблем является снижение уровня физической подготовленности студенческой молодежи. Основной причиной сложившейся ситуации является малое количество занятий по физическому воспитанию и отсутствие мотивации у студентов к двигательной активности [1, 2]. Результаты исследований в данной сфере показывают, что для решения данной проблемы необходимо привлечение студентов к регулярным занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью в вузе, а также необходим поиск средств, форм и методов учебного процесса по физическому воспитанию [1-3]. Профильные специалисты отмечают, что физическая подготовленность обучающихся университета в процессе обучения в учебном заведении зависит от вида и режима физкультурно -спортивной деятельности.
DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY THROUGH THE ELEMENTS OF ATHLETIC GYMNASTICS
Nikulin Yu.I., senior lecturer, yura.nikulin. 1993@mail.ru, Russia, Novosibirsk, Novosibirsk Technological Institute (branch) The A.N. Kosygin State University of Russia, Rubanovich V.B., doctor of medical sciences, professor, rubanovich08@mail.ru, Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University
The problem of using the elements of athletic gymnastics in elective courses in physical culture and self-study with first-year students of the Institute of Technology is considered. The indicators of physical fitness of first-year girls before the start of the experiment and after its completion are presented, confirming the effectiveness of athletic gymnastics for the development of physical qualities of students.
Key words: athletic gymnastics, self-study, university students, physical fitness.
К таким средствам можно отнести атлетическую гимнастику, которая включает упражнения со свободными весами, на тренажерах, с массой собственного тела и использованием дополнительного инвентаря [4]. По данным ряда авторов атлетическая гимнастика является универсальным средством физической подготовленности студенческой молодежи. При использовании разных методов (круговой тренировки, интервальный, повторный и т. д.) в сочетании и регулировании интенсивности и объемов нагрузки данное средство позволяет комплексно развивать физические качества занимающихся [5, 6]. Наряду с этим многие исследователи в сфере применения атлетической гимнастики предпочтение отдают упраж -нениям и методам только силовой направленности, зачастую это происхо -дит за счет уменьшения числа упражнений, направленных на общую физи -ческую подготовку [7].
Ввиду недостаточной двигательной активности студентов в рамках учебного процесса по физическому воспитанию Новосибирского технологического института, так как на практические занятия отводится всего два академических часа в неделю, было решено организовать самостоятельные занятия для студентов. Данная форма физического воспитания является наиболее доступной и позволяет повысить двигательную активность студентов [8].
Целью исследования было определение эффективности использования элементов атлетической гимнастики в учебном процессе физиче-ского воспитания и самостоятельных занятиях на общую физическую под -готовленность обучающихся университета.
Задачи исследования:
1) изучить научную литературу по влиянию атлетической гимна -стики на физическую подготовленность студентов и возможности организации самостоятельных занятий физической культурой;
2) разработать экспериментальную методику занятий с использованием элементов атлетической гимнастики, направленную на комплексное развитие физических качеств занимающихся;
3) экспериментально доказать эффективность использования эле -ментов атлетической гимнастики на практических и самостоятельных занятиях в повышении уровня физической подготовленности обучаю -щихся университета.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в Новосибирском технологическом институте (филиале) Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина с сентября 2021 г. по май 2022 г. В исследовании приняли участие три группы девушек-студенток первого курса обучения в возрасте 18-20 лет, по состоянию здоровья определенных в основную медицинскую группу.
Занятия в контрольной группе (КГ, п=16) проводились один раз в неделю согласно учебному плану института по программе общей физиче -ской подготовки (ОФП).
Первая экспериментальная группа (ЭГ1, п=15) занималась по программе ОФП с элементами атлетической гимнастики (первое занятие в неделю согласно учебному плану и второе - самостоятельно).
Вторая экспериментальная группа (ЭГ2, п=15) также занималась по программе ОФП с элементами атлетической гимнастики (один раз в неделю согласно учебному плану и два раза самостоятельно).
Данные группы студентов были сформированы свободным методом на добровольной основе.
В качестве критерия оценки физической подготовленности студен -тов контрольной и экспериментальных групп использовались упражнения, включенные в комплекс ГТО: сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, бег на 60 м, бег на 2000 м, наклоны вперед из положения стоя на гимнастической скамье, челночный бег 3*10 м, прыжок в длину с места и поднимание туловища из положения лежа в сед за 1 минуту.
Статистическая обработка результатов исследования выполнялась с определением средних значений и ошибки средней. Различия оценивали по ^критерию Стьюдента и считали значимыми при р<0,05.
Особенностью организации занятий в экспериментальных группах было то, что в основную часть занятия включались элементы атлетической гимнастики, на которые отводились 25-30 минут. Подбор упражнений осуществлялся с учетом уровня сформированности двигательных навыков и физической подготовленности каждой девушки индивидуально. На занятиях использовались методы круговой тренировки и повторный метод. В течение 10 минут осуществлялось совершенствование ранее изученных упражнений, после трехминутного отдыха девушки приступали к выполнению комплекса упражнений, в котором нужно было выполнить максимально возможное количество кругов из 5 упражнений за 20 мин, интенсивность составляла 30-40 %, 20-25 повторений.
В самостоятельные занятия были включены упражнения с массой собственного тела на разные группы мышц, бег по пересеченной местности в медленном темпе 2-3 км и прыжковые упражнения. Для более эффективного выполнения упражнений самостоятельно студенты разучивали и выполняли данные комплексы упражнений на практических занятиях.
Результаты исследования и их обсуждение. Перед началом эксперимента (в сентябре 2021 г.) и по его завершении (в мае 2022 г.) было проведено тестирование показателей общей физической подготовленности студенток. В сентябре КГ статистически значимо (р<0,05) превосходила ЭГ2 в тесте «Поднимание туловища из положения лежа в сед за 1 минуту», в по остальным тестам достоверных различий между группами выявлено не было (р>0,05).
По окончании эксперимента выяснилось, что в КГ за время эксперимента в беге на 2000 м достоверно (р<0,05) ухудшился результат возможно из-за недостаточной двигательной активности студенток. В ЭГ1 значимых изменений результата в данном тесте не было установлено, но наблюдалась тенденция к его снижению. В ЭГ2 также достоверных изменений выявлено не было, но отмечено некоторое улучшение исследуемого результата. Наблюдалось статистически значимое различие (р<0,05) между показателями ЭГ1, ЭГ2 и КГ по окончании эксперимента. Динамика физической подготовленности студенток в процессе педагогического эксперимента приведена в таблице.
Показатели общей физической подготовленности студенток контрольной и экспериментальных групп (M±m)
Вид испытания Группа Период исследования
сентябрь 2021 г. май 2022 г.
Бег на 2000 м, с КГ 801,2±26,8 1025,9±100,7
ЭГ1 847,3±32,8 858,8±135,6
ЭГ2 850,9±26,5 775,5±49*
Бег на 60 метров, с КГ 10,41±0,3 11,4±0,6
ЭГ1 10,19±0,2 9,90±0,4
ЭГ2 10,40±0,2 10,20±0,2
Прыжок в длину с места, см КГ 144,08±9,02 149,3±8,2
ЭГ1 152,1±7,11 155,4±6,4
ЭГ2 149,8±3,1 157,9±2,2А
Поднимание туловища в сед за 1 мин, кол-во раз КГ 30,2±1,2 30,6±3,6
ЭГ1 28,6±2,2 33,3±1,5
ЭГ2 24,3±2,6* 34,3±1,5А
Челночный бег 3*10 м, с КГ 8,9±0,23 9,5±0,2
ЭГ1 9,18±0,25 9,4±0,3
ЭГ2 8,9±0,2 9,0±0,1*
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз КГ 5,5±1,76 6,0±2,1
ЭГ1 5,8±2,06 7,4±1,4
ЭГ2 5,1±1,6 10,9±1,2А*
Тест на гибкость, см КГ 12,08±2,03 13,50±2,2
ЭГ1 11,60±2,7 13,40±1,7
ЭГ2 10,10±1,2 14,00±1,4А
Примечание: * - значимое различие между ЭГ1, ЭГ2 и КГ в одинаковый период; л - между одинаковыми группами в разные периоды, при р<0,05.
В беге на 60 м достоверных изменений (р>0,05) во всех группах не было выявлено, но в КГ имеется тенденция к снижению результата, а в обеих ЭГ - к его повышению. В ЭГ2 (с двумя самостоятельными занятиями) в прыжке в длину с места достоверно (р<0,05) улучшился результат, а в КГ и ЭГ1 наблюдалось незначительное его улучшение.
При выполнении теста на координацию «Челночный бег 3*10 м» студентки ЭГ1 продемонстрировали незначимое (р>0,05) ухудшение показателей, в ЭГ2 данный показатель практически не изменился, в то время как в КГ ухудшение было достоверным (р <0,05). Отмечается значимое (р<0,05) улучшение исследуемого результата по окончании эксперимента между ЭГ2 и КГ.
В тесте на гибкость во всех трех группах произошло улучшение показателя, но только в ЭГ2 оно было статистически значимым (р<0,05). При выполнении теста «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» у девушек КГ и ЭГ1 результат улучшился не достоверно, а в ЭГ2 улучшение было достоверным (р<0,05). Кроме того, выявлено значимое различие между показателями ЭГ2 и КГ по окончании эксперимента. В КГ результат в поднимании туловища в сед за 1 минуту практически не изменился, в ЭГ1 было отмечено незначимое улучшение, а в ЭГ2 результат увеличился достоверно (р<0,05), наблюдалось значимое различие (р<0,05) между показателями ЭГ2 и КГ в начале эксперимента.
Заключение. У студенток, занимающихся один раз в неделю по программе общей физической культуры, положительных сдвигов в динамике показателей физической подготовленности не выявлено, а по некоторым показателям имеется тенденция к их ухудшению. На основании данного результата эксперимента можно заключить, что занятия по физиче -скому воспитанию в вузе, проводимые в течение 90 минут в неделю, не способствуют не только улучшению, но и поддержанию уровня физиче -ской подготовленности обучающихся университета.
При двухразовых занятиях за период эксперимента значимых изменений не выявлено, хотя по некоторым показателям наблюдалось недостоверное улучшение результата. Это говорит о том, что учебные занятия, на которые отводится 4 академических часа в неделю, также не способствуют положительному развитию физических качеств у студенток, а могут производить только поддерживающий эффект.
У занимающихся 3 раза в неделю наблюдалось достоверное улучшение (р<0,05) в таких тестах, как «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «Прыжок в длину с места», «Поднимание туловища в сед за 1 мин» и на гибкость. В беге на 2000 м результаты у девушек достоверно не изменились, но была отмечена тенденция к их улучшению.
Наряду с этим, проведя внутригрупповой анализ результатов выявлено, что у некоторых студенток ЭГ2 не наблюдалось улучшения изучаемых показателей, а в ЭГ1 у нескольких участниц эксперимента было достоверное улучшение результатов. При этом важными моментами остаются дальнейшее изучение организации самостоятельных занятий по физическому воспитанию студентов, улучшение вышеуказанных показателей, которое может происходить только при правильной и индивидуальной постановке задач и систематическом контроле данных занятий.
Список литературы
1. Рубанович В.Б., Жомин К.М. Динамика некоторых показателей физического здоровья студентов факультета физической культуры в про -цессе обучения // Физическая культура, здравоохранение и образование: сб. материалов XV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти В.С. Пи-русского / под ред. Е.Ю. Дьяковой. Томск: СТТ, 2021. С. 199-204.
2. Черкашин А.В., Гонштеин Д.П. Физическая подготовленность студентов по результатам контрольных тестов // Физическая культура и спорт в современном обществе: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., / под ред. С.С. Добровольского. Хабаровск: ДВГАФК, 2019. С. 305-309.
3. Греков Ю.А., Плеханова Е.В. Динамика основных показателей физической подготовленности студентов транспортного вуза // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 12. С. 3-8.
4. Давыдов О.Ю. Влияние занятий атлетической гимнастикой на общую физическую подготовленность студентов вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 11 (81). С. 48-52.
5. Никулин Ю.И. Влияние атлетической гимнастики на адаптацию сердечно-сосудистой системы // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 1 (191). С. 271-274.
6. Шутова Т.Н., Заппаров Р.И., Нуцалов Н.М. Атлетическая гимнастика в развитии физических качеств студентов // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 2 (7). С. 218-222.
7. Рычков С. Н., Чусовитина О.М. Технология построения занятий по элективной дисциплине «Атлетическая гимнастика» в вузе // Вестник Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. 2021. № 1 (1). С. 82-88.
8. Листкова М.Л., Сидоров Л.К. Самостоятельные занятия физической культурой студентов в системе физического воспитания вуза: монография. М.: Изд-во «Триумф», 2020. 172 с.
References
1. Rubanovich V.B., Zhomin K.M. Dinamika nekotoryh pokazatelej fizicheskogo zdorov'ya studentov fakul'teta fizicheskoj kul'tury v processe obucheniya [Dynamics of some indicators of physical health of students of the Faculty of Physical Culture in the learning process] // Physical culture, health care and education: sat. materials XV Intern. scientific-practical. conf., dedicated in memory of V.S. Pirussky / ed. E.Yu. Dyakova. Tomsk: STT, 2021. P. 199-204.
2. Cherkashin A.V., Gonshtein D.P. Fizicheskaya podgotovlennost' studentov po re-zul'tatam kontrol'nyh testov [Physical readiness of students according to the results of control tests] // Physical culture and sport in modern society: sat. materials Vseros. scientific-practical. conf., / ed. S.S. Dobrovolsky. Khabarovsk: DVGAFK Publ. House, 2019. P. 305-309.
3. Grekov Yu.A., Plekhanova E.V. Dinamika osnovnyh pokazatelej fizicheskoj pod-gotovlennosti studentov transportnogo vuza [Dynamics of the main indicators of physical fitness of students of a transport university] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universi-teta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2021. Iss. 12. P. 3-8.
4. Davydov O.Yu. Vliyanie zanyatij atleticheskoj gimnastikoj na obshchuyu fizicheskuyu podgotovlennost' studentov vuza [The influence of athletic gymnastics on the general physical fitness of university students] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2011. No. 11 (81). P. 48-52.
5. Nikulin Yu.I. Vliyanie atleticheskoj gimnastiki na adaptaciyu serdechno-sosudistoj sistemy [The influence of athletic gymnastics on the adaptation of the cardiovascular system] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 1 (191). P. 271-274.
6. Shutova T.N., Zapparov R.I., Nucalov N.M. Atleticheskaya gimnastika v razvitii fizicheskih kachestv studentov [Athletic gymnastics in the development of physical qualities of students] // Pedagogika i psihologiya: aktual'nye voprosy teorii i praktiki [Pedagogy and psychology: topical issues of theory and practice]. 2016. No. 2 (7). P. 218-222.
7. Rychkov S. N., Chusovitina O.M. Tekhnologiya postroeniya zanyatij po elektivnoj discipline «Atleticheskaya gimnastika» v vuze [Technology for building classes in the elective discipline "Athletic gymnastics" at the university] // Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury i sporta [Bulletin of the Siberian State University of Physical Culture and Sports]. 2021. No. 1 (1). P. 82-88.
8. Listkova M.L., Sidorov L.K. Samostoyatel'nye zanyatiya fizicheskoj kul'turoj studentov vsisteme fizicheskogo vospitaniya vuza [Independent lessons in physical culture of students in the system of physical education of the university]: monograph. M.: Triumph Publishing House, 2020. 172 p.