Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ УНИВЕРСИТЕТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ'

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ УНИВЕРСИТЕТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
79
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
атлетическая гимнастика / самостоятельные занятия / обучающиеся университета / физическая подготовленность / athletic gymnastics / self-study / university students / physical fitness

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никулин Юрий Иванович, Рубанович Виктор Борисович

Рассмотрена проблема использования элементов атлетической гимнастики на элективных курсах по физической культуре и самостоятельных занятиях со студентками первого курса технологического института. Представлены показатели физической подготовленности первокурсниц до начала эксперимента и после его завершения, подтверждающие эффективность занятий атлетической гимнастикой на развитие физических качеств обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никулин Юрий Иванович, Рубанович Виктор Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY THROUGH THE ELEMENTS OF ATHLETIC GYMNASTICS

The problem of using the elements of athletic gymnastics in elective courses in physical culture and self-study with first-year students of the Institute of Technology is considered. The indicators of physical fitness of first-year girls before the start of the experiment and after its completion are presented, confirming the effectiveness of athletic gymnastics for the development of physical qualities of students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ УНИВЕРСИТЕТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ»

УДК 796.88 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-2-34-40

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ УНИВЕРСИТЕТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Ю.И. Никулин, В.Б. Рубанович

Рассмотрена проблема использования элементов атлетической гимнастики на элективных курсах по физической культуре и самостоятельных занятиях со студентками первого курса технологического института. Представлены показатели физической подготовленности первокурсниц до начала эксперимента и после его завершения, подтверждающие эффективность занятий атлетической гимнастикой на развитие физических качеств обучающихся.

Ключевые слова: атлетическая гимнастика, самостоятельные занятия, обучающиеся университета, физическая подготовленность.

Никулин Юрий Иванович, старший преподаватель, yura.nikulin.1993@mail.ru, Россия, Новосибирск, Новосибирский технологический институт (филиал) Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина,

Рубанович Виктор Борисович, д-р мед. наук, проф., rubanovich08@mail.ru, Россия, Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет

Согласно данным научной литературы, в настоящее время одной из важных проблем является снижение уровня физической подготовленности студенческой молодежи. Основной причиной сложившейся ситуации является малое количество занятий по физическому воспитанию и отсутствие мотивации у студентов к двигательной активности [1, 2]. Результаты исследований в данной сфере показывают, что для решения данной проблемы необходимо привлечение студентов к регулярным занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью в вузе, а также необходим поиск средств, форм и методов учебного процесса по физическому воспитанию [1-3]. Профильные специалисты отмечают, что физическая подготовленность обучающихся университета в процессе обучения в учебном заведении зависит от вида и режима физкультурно -спортивной деятельности.

DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY THROUGH THE ELEMENTS OF ATHLETIC GYMNASTICS

Nikulin Yu.I., senior lecturer, yura.nikulin. 1993@mail.ru, Russia, Novosibirsk, Novosibirsk Technological Institute (branch) The A.N. Kosygin State University of Russia, Rubanovich V.B., doctor of medical sciences, professor, rubanovich08@mail.ru, Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University

The problem of using the elements of athletic gymnastics in elective courses in physical culture and self-study with first-year students of the Institute of Technology is considered. The indicators of physical fitness of first-year girls before the start of the experiment and after its completion are presented, confirming the effectiveness of athletic gymnastics for the development of physical qualities of students.

Key words: athletic gymnastics, self-study, university students, physical fitness.

К таким средствам можно отнести атлетическую гимнастику, которая включает упражнения со свободными весами, на тренажерах, с массой собственного тела и использованием дополнительного инвентаря [4]. По данным ряда авторов атлетическая гимнастика является универсальным средством физической подготовленности студенческой молодежи. При использовании разных методов (круговой тренировки, интервальный, повторный и т. д.) в сочетании и регулировании интенсивности и объемов нагрузки данное средство позволяет комплексно развивать физические качества занимающихся [5, 6]. Наряду с этим многие исследователи в сфере применения атлетической гимнастики предпочтение отдают упраж -нениям и методам только силовой направленности, зачастую это происхо -дит за счет уменьшения числа упражнений, направленных на общую физи -ческую подготовку [7].

Ввиду недостаточной двигательной активности студентов в рамках учебного процесса по физическому воспитанию Новосибирского технологического института, так как на практические занятия отводится всего два академических часа в неделю, было решено организовать самостоятельные занятия для студентов. Данная форма физического воспитания является наиболее доступной и позволяет повысить двигательную активность студентов [8].

Целью исследования было определение эффективности использования элементов атлетической гимнастики в учебном процессе физиче-ского воспитания и самостоятельных занятиях на общую физическую под -готовленность обучающихся университета.

Задачи исследования:

1) изучить научную литературу по влиянию атлетической гимна -стики на физическую подготовленность студентов и возможности организации самостоятельных занятий физической культурой;

2) разработать экспериментальную методику занятий с использованием элементов атлетической гимнастики, направленную на комплексное развитие физических качеств занимающихся;

3) экспериментально доказать эффективность использования эле -ментов атлетической гимнастики на практических и самостоятельных занятиях в повышении уровня физической подготовленности обучаю -щихся университета.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в Новосибирском технологическом институте (филиале) Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина с сентября 2021 г. по май 2022 г. В исследовании приняли участие три группы девушек-студенток первого курса обучения в возрасте 18-20 лет, по состоянию здоровья определенных в основную медицинскую группу.

Занятия в контрольной группе (КГ, п=16) проводились один раз в неделю согласно учебному плану института по программе общей физиче -ской подготовки (ОФП).

Первая экспериментальная группа (ЭГ1, п=15) занималась по программе ОФП с элементами атлетической гимнастики (первое занятие в неделю согласно учебному плану и второе - самостоятельно).

Вторая экспериментальная группа (ЭГ2, п=15) также занималась по программе ОФП с элементами атлетической гимнастики (один раз в неделю согласно учебному плану и два раза самостоятельно).

Данные группы студентов были сформированы свободным методом на добровольной основе.

В качестве критерия оценки физической подготовленности студен -тов контрольной и экспериментальных групп использовались упражнения, включенные в комплекс ГТО: сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, бег на 60 м, бег на 2000 м, наклоны вперед из положения стоя на гимнастической скамье, челночный бег 3*10 м, прыжок в длину с места и поднимание туловища из положения лежа в сед за 1 минуту.

Статистическая обработка результатов исследования выполнялась с определением средних значений и ошибки средней. Различия оценивали по ^критерию Стьюдента и считали значимыми при р<0,05.

Особенностью организации занятий в экспериментальных группах было то, что в основную часть занятия включались элементы атлетической гимнастики, на которые отводились 25-30 минут. Подбор упражнений осуществлялся с учетом уровня сформированности двигательных навыков и физической подготовленности каждой девушки индивидуально. На занятиях использовались методы круговой тренировки и повторный метод. В течение 10 минут осуществлялось совершенствование ранее изученных упражнений, после трехминутного отдыха девушки приступали к выполнению комплекса упражнений, в котором нужно было выполнить максимально возможное количество кругов из 5 упражнений за 20 мин, интенсивность составляла 30-40 %, 20-25 повторений.

В самостоятельные занятия были включены упражнения с массой собственного тела на разные группы мышц, бег по пересеченной местности в медленном темпе 2-3 км и прыжковые упражнения. Для более эффективного выполнения упражнений самостоятельно студенты разучивали и выполняли данные комплексы упражнений на практических занятиях.

Результаты исследования и их обсуждение. Перед началом эксперимента (в сентябре 2021 г.) и по его завершении (в мае 2022 г.) было проведено тестирование показателей общей физической подготовленности студенток. В сентябре КГ статистически значимо (р<0,05) превосходила ЭГ2 в тесте «Поднимание туловища из положения лежа в сед за 1 минуту», в по остальным тестам достоверных различий между группами выявлено не было (р>0,05).

По окончании эксперимента выяснилось, что в КГ за время эксперимента в беге на 2000 м достоверно (р<0,05) ухудшился результат возможно из-за недостаточной двигательной активности студенток. В ЭГ1 значимых изменений результата в данном тесте не было установлено, но наблюдалась тенденция к его снижению. В ЭГ2 также достоверных изменений выявлено не было, но отмечено некоторое улучшение исследуемого результата. Наблюдалось статистически значимое различие (р<0,05) между показателями ЭГ1, ЭГ2 и КГ по окончании эксперимента. Динамика физической подготовленности студенток в процессе педагогического эксперимента приведена в таблице.

Показатели общей физической подготовленности студенток контрольной и экспериментальных групп (M±m)

Вид испытания Группа Период исследования

сентябрь 2021 г. май 2022 г.

Бег на 2000 м, с КГ 801,2±26,8 1025,9±100,7

ЭГ1 847,3±32,8 858,8±135,6

ЭГ2 850,9±26,5 775,5±49*

Бег на 60 метров, с КГ 10,41±0,3 11,4±0,6

ЭГ1 10,19±0,2 9,90±0,4

ЭГ2 10,40±0,2 10,20±0,2

Прыжок в длину с места, см КГ 144,08±9,02 149,3±8,2

ЭГ1 152,1±7,11 155,4±6,4

ЭГ2 149,8±3,1 157,9±2,2А

Поднимание туловища в сед за 1 мин, кол-во раз КГ 30,2±1,2 30,6±3,6

ЭГ1 28,6±2,2 33,3±1,5

ЭГ2 24,3±2,6* 34,3±1,5А

Челночный бег 3*10 м, с КГ 8,9±0,23 9,5±0,2

ЭГ1 9,18±0,25 9,4±0,3

ЭГ2 8,9±0,2 9,0±0,1*

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз КГ 5,5±1,76 6,0±2,1

ЭГ1 5,8±2,06 7,4±1,4

ЭГ2 5,1±1,6 10,9±1,2А*

Тест на гибкость, см КГ 12,08±2,03 13,50±2,2

ЭГ1 11,60±2,7 13,40±1,7

ЭГ2 10,10±1,2 14,00±1,4А

Примечание: * - значимое различие между ЭГ1, ЭГ2 и КГ в одинаковый период; л - между одинаковыми группами в разные периоды, при р<0,05.

В беге на 60 м достоверных изменений (р>0,05) во всех группах не было выявлено, но в КГ имеется тенденция к снижению результата, а в обеих ЭГ - к его повышению. В ЭГ2 (с двумя самостоятельными занятиями) в прыжке в длину с места достоверно (р<0,05) улучшился результат, а в КГ и ЭГ1 наблюдалось незначительное его улучшение.

При выполнении теста на координацию «Челночный бег 3*10 м» студентки ЭГ1 продемонстрировали незначимое (р>0,05) ухудшение показателей, в ЭГ2 данный показатель практически не изменился, в то время как в КГ ухудшение было достоверным (р <0,05). Отмечается значимое (р<0,05) улучшение исследуемого результата по окончании эксперимента между ЭГ2 и КГ.

В тесте на гибкость во всех трех группах произошло улучшение показателя, но только в ЭГ2 оно было статистически значимым (р<0,05). При выполнении теста «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» у девушек КГ и ЭГ1 результат улучшился не достоверно, а в ЭГ2 улучшение было достоверным (р<0,05). Кроме того, выявлено значимое различие между показателями ЭГ2 и КГ по окончании эксперимента. В КГ результат в поднимании туловища в сед за 1 минуту практически не изменился, в ЭГ1 было отмечено незначимое улучшение, а в ЭГ2 результат увеличился достоверно (р<0,05), наблюдалось значимое различие (р<0,05) между показателями ЭГ2 и КГ в начале эксперимента.

Заключение. У студенток, занимающихся один раз в неделю по программе общей физической культуры, положительных сдвигов в динамике показателей физической подготовленности не выявлено, а по некоторым показателям имеется тенденция к их ухудшению. На основании данного результата эксперимента можно заключить, что занятия по физиче -скому воспитанию в вузе, проводимые в течение 90 минут в неделю, не способствуют не только улучшению, но и поддержанию уровня физиче -ской подготовленности обучающихся университета.

При двухразовых занятиях за период эксперимента значимых изменений не выявлено, хотя по некоторым показателям наблюдалось недостоверное улучшение результата. Это говорит о том, что учебные занятия, на которые отводится 4 академических часа в неделю, также не способствуют положительному развитию физических качеств у студенток, а могут производить только поддерживающий эффект.

У занимающихся 3 раза в неделю наблюдалось достоверное улучшение (р<0,05) в таких тестах, как «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «Прыжок в длину с места», «Поднимание туловища в сед за 1 мин» и на гибкость. В беге на 2000 м результаты у девушек достоверно не изменились, но была отмечена тенденция к их улучшению.

Наряду с этим, проведя внутригрупповой анализ результатов выявлено, что у некоторых студенток ЭГ2 не наблюдалось улучшения изучаемых показателей, а в ЭГ1 у нескольких участниц эксперимента было достоверное улучшение результатов. При этом важными моментами остаются дальнейшее изучение организации самостоятельных занятий по физическому воспитанию студентов, улучшение вышеуказанных показателей, которое может происходить только при правильной и индивидуальной постановке задач и систематическом контроле данных занятий.

Список литературы

1. Рубанович В.Б., Жомин К.М. Динамика некоторых показателей физического здоровья студентов факультета физической культуры в про -цессе обучения // Физическая культура, здравоохранение и образование: сб. материалов XV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти В.С. Пи-русского / под ред. Е.Ю. Дьяковой. Томск: СТТ, 2021. С. 199-204.

2. Черкашин А.В., Гонштеин Д.П. Физическая подготовленность студентов по результатам контрольных тестов // Физическая культура и спорт в современном обществе: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., / под ред. С.С. Добровольского. Хабаровск: ДВГАФК, 2019. С. 305-309.

3. Греков Ю.А., Плеханова Е.В. Динамика основных показателей физической подготовленности студентов транспортного вуза // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 12. С. 3-8.

4. Давыдов О.Ю. Влияние занятий атлетической гимнастикой на общую физическую подготовленность студентов вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 11 (81). С. 48-52.

5. Никулин Ю.И. Влияние атлетической гимнастики на адаптацию сердечно-сосудистой системы // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 1 (191). С. 271-274.

6. Шутова Т.Н., Заппаров Р.И., Нуцалов Н.М. Атлетическая гимнастика в развитии физических качеств студентов // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 2 (7). С. 218-222.

7. Рычков С. Н., Чусовитина О.М. Технология построения занятий по элективной дисциплине «Атлетическая гимнастика» в вузе // Вестник Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. 2021. № 1 (1). С. 82-88.

8. Листкова М.Л., Сидоров Л.К. Самостоятельные занятия физической культурой студентов в системе физического воспитания вуза: монография. М.: Изд-во «Триумф», 2020. 172 с.

References

1. Rubanovich V.B., Zhomin K.M. Dinamika nekotoryh pokazatelej fizicheskogo zdorov'ya studentov fakul'teta fizicheskoj kul'tury v processe obucheniya [Dynamics of some indicators of physical health of students of the Faculty of Physical Culture in the learning process] // Physical culture, health care and education: sat. materials XV Intern. scientific-practical. conf., dedicated in memory of V.S. Pirussky / ed. E.Yu. Dyakova. Tomsk: STT, 2021. P. 199-204.

2. Cherkashin A.V., Gonshtein D.P. Fizicheskaya podgotovlennost' studentov po re-zul'tatam kontrol'nyh testov [Physical readiness of students according to the results of control tests] // Physical culture and sport in modern society: sat. materials Vseros. scientific-practical. conf., / ed. S.S. Dobrovolsky. Khabarovsk: DVGAFK Publ. House, 2019. P. 305-309.

3. Grekov Yu.A., Plekhanova E.V. Dinamika osnovnyh pokazatelej fizicheskoj pod-gotovlennosti studentov transportnogo vuza [Dynamics of the main indicators of physical fitness of students of a transport university] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universi-teta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2021. Iss. 12. P. 3-8.

4. Davydov O.Yu. Vliyanie zanyatij atleticheskoj gimnastikoj na obshchuyu fizicheskuyu podgotovlennost' studentov vuza [The influence of athletic gymnastics on the general physical fitness of university students] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2011. No. 11 (81). P. 48-52.

5. Nikulin Yu.I. Vliyanie atleticheskoj gimnastiki na adaptaciyu serdechno-sosudistoj sistemy [The influence of athletic gymnastics on the adaptation of the cardiovascular system] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 1 (191). P. 271-274.

6. Shutova T.N., Zapparov R.I., Nucalov N.M. Atleticheskaya gimnastika v razvitii fizicheskih kachestv studentov [Athletic gymnastics in the development of physical qualities of students] // Pedagogika i psihologiya: aktual'nye voprosy teorii i praktiki [Pedagogy and psychology: topical issues of theory and practice]. 2016. No. 2 (7). P. 218-222.

7. Rychkov S. N., Chusovitina O.M. Tekhnologiya postroeniya zanyatij po elektivnoj discipline «Atleticheskaya gimnastika» v vuze [Technology for building classes in the elective discipline "Athletic gymnastics" at the university] // Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury i sporta [Bulletin of the Siberian State University of Physical Culture and Sports]. 2021. No. 1 (1). P. 82-88.

8. Listkova M.L., Sidorov L.K. Samostoyatel'nye zanyatiya fizicheskoj kul'turoj studentov vsisteme fizicheskogo vospitaniya vuza [Independent lessons in physical culture of students in the system of physical education of the university]: monograph. M.: Triumph Publishing House, 2020. 172 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.