Научная статья на тему 'Спорт в непризнанных государственных образованиях как инструмент распространения сепаратистских настроений'

Спорт в непризнанных государственных образованиях как инструмент распространения сепаратистских настроений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
187
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА И СПОРТ / СЕПАРАТИЗМ / ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ СПОРТ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ / POLITICS AND SPORT / SEPARATISM / AMATEUR SPORTS / POLITICAL INSTRUMENT / POLITICAL TECHNOLOGIES / INSTRUMENT OF INFLUENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Грачев Сергей Иванович, Аксянов Алексей Сафович

Объектом исследования является взаимодействие спортивной сферы с политическим процессом, предметом использование спорта в политических практиках в качестве инструмента. Особый акцент сделан на применении платформы любит^ьского спорта, в частности футбола, для привития, культивирования и распространения сепаратистских настроений в среде малых народов, этносов и квазиэтносов, а также на территориях непризнанных государственных образований. Проведен сравнительный анализ спортивных общественных объединений международного и регионального уровней. Предложена классификация спортивных (футбольных) объединений при учете фактора их политического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS IN UNRECOGNIZED STATES AS AN INSTRUMENT OF POPULARIZATION OF SEPARATIST ATTITUDES

The research deals with the interaction of sport sphere with political process, its subject is the use of sport as a tool in political practices. Particular attention is paid to the application of the amateur sports, in particular football, to inculcate, nourish and popularize separatist attitudes in the communities of small-numbered peoples, ethnic groups, quasi ethnic groups, as well as in the territories of unrecognized states. The authors carry out a comparative analysis of international and regional sport public organizations. The article presents a classification of sport (football) organizations taking into account their political nature.

Текст научной работы на тему «Спорт в непризнанных государственных образованиях как инструмент распространения сепаратистских настроений»

УДК 323.173:796/799

Грачев Сергей Иванович

Grachev Sergey Ivanovich

доктор политических наук,

профессор кафедры социально-правовых дисциплин Приволжского института повышения квалификации ФНС РФ,

руководитель Центра изучения проблем национальной и международной безопасности, профессор кафедры прикладного политического анализа и моделирования Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Аксянов Алексей Сафович

D.Phil. in Political Science, Professor, Social and Legal Disciplines Department, Volga Institute for Advanced Training of the Federal Tax Service of the Russian Federation, Head of the Center of National and International Security Studies, Professor, Applied Political Analysis and Simulation Department, Institute of International Relations and World History, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Aksyanov Alexey Safovich

аспирант кафедры прикладного политического анализа и моделирования Института международных отношений и мировой истории

Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

СПОРТ В НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ КАК ИНСТРУМЕНТ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СЕПАРАТИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ

PhD student, Applied Political Analysis and Simulation Department, Institute of International Relations and World History, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

SPORTS IN UNRECOGNIZED STATES AS AN INSTRUMENT OF POPULARIZATION OF SEPARATIST ATTITUDES

Аннотация:

Объектом исследования является взаимодействие спортивной сферы с политическим процессом, предметом - использование спорта в политических практиках в качестве инструмента. Особый акцент сделан на применении платформы любительского спорта, в частности футбола, для привития, культивирования и распространения сепаратистских настроений в среде малых народов, этносов и квазиэтносов, а также на территориях непризнанных государственных образований. Проведен сравнительный анализ спортивных общественных объединений международного и регионального уровней. Предложена классификация спортивных (футбольных) объединений при учете фактора их политического характера.

Ключевые слова:

политика и спорт, сепаратизм, любительский спорт, политический инструмент, политические технологии, инструмент влияния.

Summary:

The research deals with the interaction of sport sphere with political process, its subject is the use of sport as a tool in political practices. Particular attention is paid to the application of the amateur sports, in particular football, to inculcate, nourish and popularize separatist attitudes in the communities of small-numbered peoples, ethnic groups, quasi ethnic groups, as well as in the territories of unrecognized states. The authors carry out a comparative analysis of international and regional sport public organizations. The article presents a classification of sport (football) organizations taking into account their political nature.

Keywords:

politics and sport, separatism, amateur sports, political instrument, political technologies, instrument of influence.

Спорт, спортивная и «околоспортивные» сферы в современном мире являются серьезными факторами политической, государственной и международной жизни и активно используются в политических сценариях и технологиях. Один из векторов данных процессов - эксплуатация спора в качестве инструмента продвижения, распространения и культивирования сепаратистских настроений в обществе, привития идей самостийности, культурных и политических различий. Сегодня спорт перестает быть исключительно соревновательным процессом, он становится фактором политического поведения индивидов, принятия политических решений и лоббирования политических интересов заинтересованных сил [1, с. 76-77].

Прецедентом рассмотрения спортивной сферы в качестве инструмента культивирования сепаратистских настроений, средства национальной идентификации и использования спорта как способа политического влияния на общество является деятельность таких структур, как N.F.Board (New Federation Board, Non FIFA Board - Совет новых федераций, Совет вне ФИФА) и

ConIFA (Confederation of Independent Football Associations - Конфедерация независимых футбольных ассоциаций).

Организация N.F.-Board, основанная в 2003 г., объединяет под своей эгидой футбольные ассоциации непризнанных автономий внутри отдельных государств. По юридическому статусу данное образование является неправительственной организацией (НПО) со штаб-квартирой в городе Льеж, Бельгия. Зарегистрирована в 2011 г. Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ) [2], который в свою очередь служит координационным центром секретариата ООН и имеет консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН. Приоритетными задачами ДЭСВ провозглашены: поддержка разных НПО и их сотрудничества с оОн, аккредитация НПО, содействие межправительственным процессам, а также проведение мероприятий для наращивания потенциала и активности совместно с организациями гражданского общества [3].

Область специализации и направление деятельности организации N.F.-Board, обозначенные в уставных документах, заключаются в социальном развитии и решении вопросов коренных народов. По географическому охвату организация является международной и включает в себя 76 «индивидуальных и сочувствующих» членов и 39 футбольных ассоциаций. Финансирование осуществляется посредством международных и правительственных грантов и членских сборов и взносов.

На основании устава, а также исходя из позиционирования организации в информационном поле, любая футбольная ассоциация, которая представляет интересы людей, наций, этнических меньшинств или населения изолированных территорий, может стать членом N.F.-Board [4]. Потенциально активными участниками данной федерации могут являться любые объединения, сформированные по разным признакам, в том числе по квазиэтническому. К примеру, организованная во Франции «Казачья федерация футбола» тоже состоит в рядах N.F.-Board [5].

Примечательно, что Международная федерация футбола (FIFA) согласно ст. 10 устава допускает к своим соревнованиям только те футбольные федерации, которые отвечают за организацию футбольной деятельности в стране и признаны международным сообществом [6, p. 68]. N.F.-Board в свою очередь предоставляет возможность несуверенным политическим образованиям де-факто участвовать в международной деятельности в качестве политического актора со всеми сопутствующими атрибутами (гимном, флагом, девизом и т. д.). Основной формой деятельности является регулярно организуемое соревнование VIVA World Cup, выявляющее сильнейшего среди членов N.F.-Board.

После очередного чемпионата мира по футболу альтернативных сборных команд в Курдистане в 2012 г. N.F.-Board исчезла из поля зрения общественности. Тем не менее год спустя от лица администрации «издан» документ, указывающий на существование организации в информационном пространстве, и сообщается о вновь включенных федерациях [7, p. 1-3]. Воспользовавшись административным замешательством N.F.-Board, швед П.-А. Блинд 7 июня 2013 г. основал альтернативную, схожую по задачам и функциям ConIFA - Конфедерацию независимых футбольных ассоциаций, которая впоследствии приняла в свои ряды основные ассоциации, ранее входившие в N.F.-Board.

По сути ConIFA является международной некоммерческой организацией, конфедерацией независимых футбольных ассоциаций вне юрисдикции FIFA, которая, как и N.F.-Board, объединяет под своей эгидой футбольные команды государственных образований, народов и этнических меньшинств из изолированных территорий. В информационном поле ее задачами провозглашены создание условий международного понимания и укрепление глобальных отношений. Основная цель ConIFA заключается в «строительстве мостов между людьми, нациями, меньшинствами и отдельными регионами по всему миру через дружбу, культуру и радость игры в футбол...», «...создании платформы культурного обмена» [8, p. 1]. Существенный аргумент учредителей состоит в том, что на данный момент это самое большое футбольное объединение за пределами FIFA, позволяющее футбольным ассоциациям - членам ConIFA получить доступ к широкому информационному освещению в обществе и, как следствие, признание со стороны мирового сообщества.

Деятельность конфедерации сводится к учреждению и проведению международных соревнований, в числе которых чемпионат мира по футболу среди непризнанных государств, континентальные соревнования, международные турниры и кубки, товарищеские матчи. Отдельным направлением является культурный и молодежный обмен. Так, в 2014 г. под знаменами данной организации проводился первый альтернативный чемпионат мира среди команд «непризнанных автономий» в Эстерсунде, Швеция [9]. Также мировое первенство прошло в Абхазии с 29 мая по 5 июня 2016 г.

ConIFA существует за счет спонсорских средств, природа которых не указывается в открытых источниках, а также членских взносов автономий-участниц, размер которых определяется в индивидуальном порядке [10, p. 5-7]. Головной офис организации находится на острове Мэн.

Турниры и матчи, проходящие между командами непризнанных автономий, находят широкий отклик в народных массах на тех территориях, которые представляют ассоциации. Данные мероприятия сопровождаются демонстрацией флагов, портретов политических лидеров, исполнением гимнов и «патриотических» песен регионов.

Для полноты понимания обозначенной проблемы, существующей в окружении организаций, подобных N.F.-Board и ConIFA, необходимо привести ряд примеров футбольных ассоциаций - членов данных структур. Так, объединения можно условно подразделить на следующие группы, учитывая при этом факторы политического характера.

Признанные государственные образования. Футбольная федерация Монако представляет команду из одноименного княжества. Микрогосударство признано ООН, но не входит в состав FIFA. При этом футбольный клуб «Монако» выступает во французской футбольной лиге.

Частично признанные государственные автономии. Футбольная федерация Абхазии основана в 2007 г. и представляет независимое государство Абхазия, находящееся в северозападной части южного склона Главного Кавказского хребта, признанное Россией, Никарагуа, Венесуэлой и т. д. Грузия имеет территориальные притязания на Абхазию.

Федерация футбола Республики Южная Осетия создана 1997 г. и представляет де-факто независимое государство, признанное Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Тувалу и т. д. Грузия также имеет политические претензии на данную территорию.

Турецкая республика Северного Кипра. Самопровозглашенное государственное образование, признанное только Турцией.

Непризнанные государственные образования с де-факто существующим внутриполитическим укладом. Луганский футбольный союз, основан в 2014 г., представляет Луганскую народную республику, объявившую об автономности от Украины в 2014 г. сразу после Донецкой народной республики. В свою очередь Украина продолжает утверждать, что территория находится в прерогативе ее политического поля.

Футбольная федерация Приднестровья создана в 2015 г., представляет территорию между Днестром и Украиной, именуемую Приднестровской Молдавской Республикой. Не признана ни одним членом ООН. Официально является частью Молдовы.

Футбольная федерация Арцаха (Нагорный Карабах) представляет де-факто независимое государство в Кавказском регионе. Лига создана в 2012 г. и имеет в активе несколько международных встреч со сборными Абхазии и Лапландии.

Секейская футбольная федерация, образованная в 2014 г., является одним из интеграторов секеев и непризнанной национально-территориальной автономии «Секейский край» на территории Румынии. Численность секеев около 670 тыс.

Квазиполитические образования, интегрированные по историко-географическому или этническому признаку. Футбольное объединение, представляющее этническую общность цыган. Исходя из позиционирования данной ассоциации в информационном поле, команда создана в целях установления этнической идентичности цыган по всему миру и борьбы с дискриминацией по отношению к данному народу.

Футбольная федерация Курдистана представляет территориальную единицу иранского Курдистана, а также объединяет народ курдов, проживающих на территории Сирии, Ирана, Турции.

Лезгинская футбольная федерация объединяет под своим флагом народ лезгинов Дагестана и севера Азербайджана и управляется Федеральной лезгинской национально-культурной автономией, центральный офис которой находится в Москве.

Тибетская национальная спортивная ассоциация также управляет сборной по футболу территориальной автономии. Представляет культурно-религиозную общность Тибет в Центральной Азии.

Федерация футбола Сампи (Лапландии) отстаивает цвета географического региона, разделенного между Норвегией, Россией, Швецией и Финляндией. Саамы имеют выраженные национальные самоидентичность, флаг и гимн.

Уйгурская команда по футболу представляет тюркскую этническую группу восточного Туркестана, Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.

Футбольная федерация графства Ницца - ассоциация, представляющая регион южной Франции.

Футбольная ассоциация Окситании объединяет территории Италии, Франции и Испании. Окситанский язык получил статус официального в некоторых долинах итальянских Альп, Пьемонта и т. д.

Следует отметить, что предлагаемый список не является исчерпывающим и может быть продолжен командами западной Армении, западной Сахары, Сомалиленда, Каскадии, Квебека и т. д.

ConIFA устанавливает возможным участие в соревнованиях только по правилам организации IFAB (Международного совета футбольных ассоциаций), которая осуществляет контроль, выработку и внедрение новых правил и регламентов в международном футбольном движении [11, p. 2]. В поле юрисдикции данной структуры находятся все официальные соревнования и команды, входящие в FIFA. Таким образом, интеграция всех футбольных объединений непризнанных или частично признанных автономий происходит на базе существующей системы норм. То есть совместная деятельность футбольных ассоциаций в рамках организации ConIFA не является качественно уникальной или новой. Один из главных мотивов ее существования - аспект политического позиционирования.

Стоит определить основные векторы данного процесса. Во-первых, обозначение и позиционирование историко-географического, национального или этнического объединения во внешнем мире, ориентированные главным образом на международное признание. Во-вторых, интеграционный процесс внутри самой общности, нацеленный на самоидентификацию этноса, культуры, языка, религиозных воззрений, истории и т. д. В-третьих, обоснование различий в основополагающих сферах социально-исторического уклада народа или этноса, подчас выделение, а в иных случаях - противопоставление с тем государственным образованием, в состав которого юридически входит та или иная общность. Отдельно стоит указать на явление признания независимости и легитимизации схожих государственных образований, к примеру Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии и Нагорно-Карабахской Республики.

Вполне обоснованно обстоятельство, что деятельность подобных организаций имеет влияние на политический процесс, поскольку по географическому или этническому признаку футбольные ассоциации непризнанных автономий в большинстве случаев совпадают с очагами сепаратистского движения в разных точках мира. Деятельность структур, подобных ConIFA и N.F.Board, несмотря на аполитический дискурс, имеет характерные политические последствия.

Во-первых, на базе спортивной риторики муссируются идеи самостийности, культурных и политических различий, что открывает потенциал для применения спорта, в частности футбола, в качестве канала поддержания сепаратистских воззрений с последующей их легализацией в обществе. Во-вторых, реализуется возможность использования спортивной сферы как средства мониторинга политических настроений. В-третьих, при помощи подобных организаций формируются и легализуются виртуальные автономии в информационном пространстве. Президент ConIFA на пресс-конференции, посвященной чемпионату мира по футболу в Абхазии, обозначил электоральный потенциал данных соревнований: «Прошлый чемпионат мира посмотрели более 300 миллионов зрителей, и мы надеемся, что чемпионат в Абхазии увидят еще большее количество любителей футбола» [12]. В-четвертых, выступление на международном соревновании команды из непризнанных автономий в статусе независимого политического актора создает политический прецедент, выражающийся в недовольстве со стороны того государства, которое имеет политические притязания на данную территорию. Впоследствии это может обусловить дальнейшую эскалацию политического конфликта и усилить нестабильность в регионе. Приведенные положения открывают возможность для осуществления политических манипуляций в отношении проблемных областей.

Электоральная сила и эмоциональное воздействие на широкие массы людей являются определяющими факторами использования спорта в политических практиках в силу того, что индивиду намного проще отождествлять себя с футбольной или спортивной командой, не вдаваясь в подробности политической ситуации. Спорт способен привить политическую идентификацию даже наименее политизированному человеку. В связи с этим вопросы, сопровождающие взаимодействие спорта, политики и безопасности, становятся злободневными и требуют постоянного детального мониторинга и глубочайшего научного анализа.

Ссылки:

1. Грачев С.И., Аксянов А.С. Спорт как фактор политической деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 8. С. 76-77.

2. NGO Branch, Department of Economic and Social Affairs [Электронный ресурс]. URL: http://esango.un.org/civilsoci-ety/showProfileDetail.do?method=showProfileDetails&profileCode=7369 (дата обращения: 21.06.2016).

3. Ibid.

4. N.F.-Board Constitution [Электронный ресурс]. URL: http://nfbwebsite.wix.com/nfboard#!ii-membership/cz4t (дата обращения: 21.06.2016).

5. Direction de l'information legale et administrative [Электронный ресурс] // Le Journal Officiel. URL: http://www.journal-offi-ciel.gouv.fr/association/index.php?ctx=eJwlzEEOwiAQQNE5iunWhQwDDOMBPIF70hCIJE-QqoOe3adcv*4cKuUP4vWEdo0UIH2g5l1hSrWlcYutb6!tMt9lTui*Pti0QIlxROesViWUlxKyJDB4gROy-FCQ1bZHJi5QxQi0YhrQ5X7L07wYhxzEYcoxild9pPrzIf31pBW*gDlMIpbw__&cref=%2B14174588382750857048&AC-TION=refine&WHAT=officielles (дата обращения: 21.06.2016).

6. Olympic Charter [Электронный ресурс] : in force as from 2 Aug. 2014. Lausanne, 2015. Ch. 4, pg. 29. P. 68. URL: http://www.olympic.org/Documents/olympic_charter_en.pdf (дата обращения: 21.06.2016).

7. N.F.-Board goes forward! [Электронный ресурс]. URL: http://me-dia.wix.com/ugd/f867c1_b337c55fe7edf64cbd13ff550212a0d8.pdf (дата обращения: 21.06.2016).

8. ConIFA. Constitution [Электронный ресурс]. URL: http://www.conifa.org/en/wp-content/uploads/2015/11/conifa-constitu-tion.pdf (дата обращения: 21.06.2016).

9. ConIFA. About Us [Электронный ресурс]. URL: http://www.conifa.org/en/about-us/ (дата обращения: 21.06.2016).

10. ConIFA. Constitution. P. 5-7.

11. Ibid. P. 2.

12. Пресс-конференция, посвященная проведению в 2016 г. чемпионата мира по футболу в Абхазии [Электронный ресурс]. URL: http://www.km-ra.org/index.php/ru/news/item/458-press-konferentsiya-posvyashchennaya-provedeniyu-chem-pionata-mira-po-futbolu-v-abkhazii-pod-egidoj-conifa (дата обращения: 21.06.2016).

References:

ConIFA. About Us 2016, viewed 21 June 2016, <http://www.conifa.org/en/about-us/>.

ConIFA. Constitution 2016, viewed 21 June 2016, <http://www.conifa.org/en/wp-content/uploads/2015/11/conifa-constitu-tion.pdf>.

'Direction de l'information legale et administrative' 2016, Le Journal Officiel, viewed 21 June 2016, <http://www.journal-offi-ciel.gouv.fr/association/index.php?ctx=eJwlzEEOwiAQQNE5iunWhQwDDOMBPIF70hCIJE-QqoOe3adcv*4cKuUP4vWEdo0UIH2g5l1hSrWlcYutb6!tMt9lTui*Pti0QNxROesViWUlxKyJDB4gROy-FCQ1bZHJi5QxQi0YhrQ5X7L07wYhxzEYcoxild9pPrzIf31pBW*gDlMIpbw__&cref=%2B14174588382750857048&ACTION=re-fine&WHAT=officielles>.

Grachev, SI & Aksyanov, AS 2015, 'Sport as a factor of political activity', Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i ob-shchestvennyye nauki, no 8, pp. 76-77, (in Russian).

N.F.-Board Constitution 2016, viewed 01 June 2016, <URL: http://nfbwebsite.wix.com/nfboard#!ii-membership/cz4t>.

N.F.-Board goes forward! 2016, viewed 21 June 2016, <http://me-

dia.wix.com/ugd/f867c1_b337c55fe7edf64cbd13ff550212a0d8.pdf>.

NGO Branch, Department of Economic and Social Affairs 2016, viewed 21 June 2016, <http://esango.un.org/civilsoci-ety/showProfileDetail.do?method=showProfileDetails&profileCode=7369>.

Olympic Charter: in force as from Aug. 2 2014 2015, Lausanne, ch. 4, pg. 29, p. 68, viewed 21 June 2016, <http://www.olym-pic.org/Documents/olympic_charter_en.pdf>.

Press conference on the in 2016 FIFA World Cup in Abkhazia 2016, viewed 21 June 2016, <http://www.km-ra.org/in-dex.php/ru/news/item/458-press-konferentsiya-posvyashchennaya-provedeniyu-chempionata-mira-po-futbolu-v-abkhazii-pod-egidoj-conifa>, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.