Научная статья на тему 'Роль и влияние спорта на национальную безопасность'

Роль и влияние спорта на национальную безопасность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
598
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ / СПОРТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / FIFA WORLD CUP / SPORT / HOMELAND SECURITY / POLITICAL INFLUENCE / INTERNATIONAL COOPERATION / POLITICAL TOOL / POLITICAL POTENTIAL / MASS MEDIA / INTERNATIONAL SPORTING EVENTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ароян Ашхен Сергеевна, Довгань Евгений Александрович, Довгань Юлия Евгеньевна

В статье авторы изучают роль и влияние спорта и спортивных мероприятий на уровень национальной безопасности. Отмечены различные концепции спортивного влияния на государственное развитие, спорт проанализирован как инструмент политического воздействия и средство преодоления современных конфликтов. В качестве практического примера проанализирована сфера национальной безопасности в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года, а также рассмотрены различные примеры международного сотрудничества в рамках проведения спортивных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND INFLUENCE OF SPORT ON THE HOMELAND SECURITY

In the article the authors study the role and influence of sports and sporting events on the level of national security. Various concepts of sports influence on state development are noted, sports are analyzed as a tool of political influence and a means of overcoming modern conflicts. As a practical example, the sphere of national security during the 2018 FIFA world Cup is analyzed, as well as various examples of international cooperation in the framework of sports events are considered.

Текст научной работы на тему «Роль и влияние спорта на национальную безопасность»

РУБРИКА НОМЕРА: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

УДК 334.01 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-222-227

РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Ароян кандидат политических наук, доцент кафедры политологии

Ашхен и этнополитики, Южно-Российский институт управления -

Сергеевна филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Довгань полковник полиции, зам. начальника кафедры специальных

Евгений дисциплин, Волгодонский филиал Ростовского юридического

Александрович института МВД РФ (347360, Россия, г. Волгодонск, ул. Степная, 40).

E-mail: [email protected] Довгань магистрант, Южно-Российский институт управления -

Юлия филиал Российской академии народного хозяйства

Евгеньевна и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия,

г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Аннотация

В статье авторы изучают роль и влияние спорта и спортивных мероприятий на уровень национальной безопасности. Отмечены различные концепции спортивного влияния на государственное развитие, спорт проанализирован как инструмент политического воздействия и средство преодоления современных конфликтов. В качестве практического примера проанализирована сфера национальной безопасности в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года, а также рассмотрены различные примеры международного сотрудничества в рамках проведения спортивных мероприятий.

Ключевые слова: Чемпионат мира по футболу, спорт, национальная безопасность, политическое влияние, международное сотрудничество, политический инструмент, политический потенциал, средства массовой информации, международные спортивные мероприятия.

На современном этапе развития в контексте геокультурной парадигмы совершенствования глобального мира очевиден процесс оформления и формирования измерения мировой политики с гуманитарной точки зрения. Большое значение в современных отношениях между различными государствами занимают гуманитарные проблемы. Решение данных проблем зависит от уровня конфликтности и напряженности, состояния международных отношений, вовлеченности в данный процесс, как представителей общественности и спортивной элиты, так и государственных представителей на официальном уровне.

Спорт выступает явлением глобального масштаба. Именно спорт, в своем лучшем качестве, обладает способностью сплачивать людей независимо от их воспитания, происхождения, экономического положения и религиозных взглядов. На сегодняшний день спорт выступает инструментом политического воздействия, который обладает большими возможностями и мощным потенциалом. В международных отношениях спорт является неотъемлемой частью. Он выступает механизмом разрешения разнообразных конфликтных ситуаций

и сложных конфликтов, а также инструментом мобилизации международного сотрудничества, посредством которого обеспечивается межкультурный диалог [1].

Спорт понятен всем независимо от цвета кожи, расы, идеологических взглядов и является одним из самых захватывающих явлений, так по данным известной транснациональной компании Nielsen, которая проводила маркетинговое исследование в странах и регионах мира, телевизионные трансляции Олимпиады в Пекине посмотрело около 4,5 миллиардов человек и опередили по количеству просмотров Олимпиаду в Сиднее 3,3 миллиарда просмотров. В Афинах в 2004 году установился новый рекорд - 3,9 миллиарда. По данным организационного комитета лишь одно открытие Олимпиады в Сочи в 2014 году посмотрело около 3 миллиардов человек1.

В международных отношения спорт играть особую роль, ведь можно с уверенностью утверждать, что спорт содержит в себе мощнейший политический потенциал во внешней политике и современных международных отношениях. Политика и спорт оказывают огромное взаимовлияние друг на друга, что зачастую способствует развитию или становлению межгосударственных и внешнеполитических отношений государств или же развитию дипломатии между ними, не только в области спортивной деятельности.

В качестве примера Баранов В.В.[2] говорит о том, что иногда даже соревновательный элемент находится во взаимосвязи с понятием «высокой политики» и обращает внимание на случай на чемпионате мира по футболу в 1998 году, когда в турнирной сетке появились сборные двух стран, которые находились в сложных взаимоотношениях друг с другом - США и Иран. Комментируя данный матч, средства массовой информации указали на возможность данных спортивных мероприятий оказывать влияние на процесс восстановления нормальных взаимоотношений между государствами.

Стоит отметить, что спорт обладает разнообразными характеристиками воздействия на отношения между государства на мировой арене. Государства, а также их объединения вправе обращаться к спорту для показа своих преимущественных качеств и продвижения политических процессов. Наглядной иллюстрацией к вышесказанному может служить ситуация в международном спорте в период холодной войны, для которой была характерна как гонка вооружений, так и гонка спортивных побед и достижений.

Также спорт выступает естественным партнером международной системы ООН. Спорт находится в тесной взаимосвязи с правами человека и гражданина, которые являются во многих странах высшей ценностью.

На сегодняшний день именно спорт признается одним из чрезвычайно важных и необходимых инструментов функционирования и развития государства, не только для организаций системы ООН, но и для неправительственных организаций, агентств развития, средств массовой информации и спортивных федераций. В современной спортивной системе занятия физической культурой и спортом больше оцениваются, как привилегия наиболее обеспеченных и высших слоев общества. Спорт выступает важнейшей инвестицией в настоящее и будущее развитие общества, особенно в специфике развития развивающихся государств [3, с. 78].

В контексте государственного развития, спорт характеризуется как спектр разнообразных видов деятельности для различных социальных слоев и возрастных групп. Так, еще в 2003 году Международная рабочая группа по спорту как средству содействия развитию и миру охарактеризовала его как целеполагающую основу развития, которая способствует физическому развитию, социальному взаимодействию и умственному благополучию. К основным формам деятельности спорта относят физическую культуру, игры и традиционные виды спорта. Подобное определение было поддержано многими сторонниками спорта. И уже в 2014 году на пленарном заседании 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция «Спорт как средство содействия воспитанию, здоровью и миру» [4].

В ходе работы над проектом данной резолюции российской делегацией были внесены поправки и дополнения, основным вектором которых являлся принцип «спорт вне политики» с учетом выявления попыток использовать спорт и крупнейшие международные

1 How Different Genders, Ages, Races and Regions Watch the Olympics. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [Электронный ресурс] - Режим доступа www.melsen.com/us/en/insights/news/2010/how-different-genders-ages-races-and-regions-watch-the-olympics.html

спортивные мероприятия в качестве механизма обеспечения конъюнктурных интересов и политического давления.

Спорт сегодня выступает особым механизмом привлечения, вдохновения и мобилизации. По своей сущности он поддерживает и формирует такие основополагающие человеческие качества, как принятие обязательных правил поведения, уважение оппонента, справедливость и командную работу, которые созвучны с основными принципами Устава ООН.

На сегодняшний день, спорт рассматривается как мощнейший и уникальный инструмент:

- пропаганды, сбора средств, роста и мобилизации осведомленности общественности о наиболее значимых проблемах международных отношений. Это обеспечивается в основном назначением популярных спортсменов «представителями» государства или «послами доброй воли».

Статус и известность данных спортсменов используется как особая информационная платформа, с помощью которой мировое сообщество обращает внимание на такие проблемы общества, как защита прав детей, борьба со СПИДом, система образования, охрана окружающей среды и т.д. Ярким примером является ситуация с российской двукратной олимпийской чемпионкой Еленой Исинбаевой, которая в 2014 году являлась послом Олимпийских игр 2014 года в китайском Наньцзине.

- продвижение и развитие мира. Спорт выступает во многих ситуациях средством развития здоровья и мира, так как является инструментом социального и экономического развития в различных культурных, политических и географических контекстах. Это средство укрепления общественных связей, продвижения принципов братства, солидарности и мира.

Идея использовать спорт как фактор развития международных отношений не является новой, так как можно выделить четыре его основные характеристики в качестве фактора влияния [5]:

1. Спорт - инструмент развития.

2. Спорт - инструмент «мягкой силы».

3. Спорт - инструмент сближения и диалога мультикультурных обществ.

4. Спорт - обеспечение миропорядка в сфере международных отношений.

Для того чтобы оценить влияние спорта на развитие межгосударственных отношений, необходимо остановиться на данных характеристиках более подробно.

Спорт как инструмент развития характеризуется тем, что обеспечивает достижение целей социально-экономического развития общества, предопределяя возможности для социально обделенных групп населения.

Существующая практика «олимпийского перемирия» в условиях конфликтных ситуаций позволяют различным странам оказывать гуманитарную помощь. Неправительственная организация «Спорт без границ» считает, что спорт и физическая культура выступают неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, его благополучия и роста.

Спорт в качестве инструмента «мягкой силы» характеризуется формой политической власти, которая способна добиваться на основе добровольного участия в спортивных соревнованиях, необходимых результатов [6].

В Концепции внешней политики Российской Федерации определение «мягкой силы» трактуется как комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на информационно-коммуникационные, гражданские и гуманитарные технологии и методы дипломатии1.

В данном документе указывается, что накопление кризисного потенциала и усиление глобальной конкуренции ведут к возникновению риска противоправного и деструктивного использования «мягкой силы» в целях оказания политического воздействия, дестабилизации общества, вмешательства во внутренние дела государств, манипулирования общественным сознанием и мнением, в том числе в рамках финансирования проектов, которые связаны с защитой прав человека.

1 Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12.02.2013) // СПС Консультант Плюс.

Положительным фактором применения «мягкой силы» выступает возможность государств использовать спорт для продвижения истории, культурного наследия, демонстрации экономических достижений и национальной гордости.

Примером реализации подобной возможности выступают Олимпийские игры, проводимые в 2008 году в Пекине, во время проведения которых Китаю удалось продемонстрировать всему миру свой потенциал и самобытную культуру.

В последние десятилетия прослеживается связь «мягкой силы» со спортом как практика приглашения доверенных лиц между народами, что выступает стимулом взаимоотношений между людьми. Участники соревнований демонстрируют открытость и уважение друг к другу, не обращая внимания на вероисповедание, расовую принадлежность и иные различия.

В случае если спортсмены имеют предубеждения или предвзятости по отношению друг к другу, во время и после соревнований они, как правило, исчезают. Спортивные соревнования являются средством укрепления единства между спортсменами, снимают различные барьеры, которые характерны для мультикультурных обществ. Одним из примеров выступает интеграция спортсменов-мигрантов в спортивные команды, что демонстрирует эффективность метода расовой гармонии.

Следует отметить, что предотвратить многие нежелательные ситуации в мире, а также в целях обеспечения национальной безопасности можно выявить множество инициатив институтов гражданского общества в области спортивной деятельности. К примеру, различные волонтерские организации и движения сегодня способствуют сближению этнических групп, улучшению их взаимодействия. Тем самым они оказывают положительное влияние на самих участников спортивных организаций [3].

Идея вовлечения большого количества людей в международные спортивные соревнования, характеризует то, что спорт открыт для всех и не выступает полем сражения культур и рас для демонстрации своего превосходства.

Одним из наиболее значимых и обсуждаемых спортивных соревнований выступал Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Для Российской Федерации прошедший чемпионам был особенным, так как наша страна впервые была организатором подобных соревнований. В связи с этим обсуждались многие вопросы, которые напрямую были связаны с международной политикой и национальной безопасностью.

В данном исследовании будут рассмотрены основные аспекты изменения стратегии обеспечения безопасности в период проведения Чемпионата мира по футболу.

В России впервые при проведении Чемпионата мира по футболу на аренах полностью отсутствовали полицейские. Их основным местом дислокации являлась прилегающая к стадиону территория, а работой с болельщиками на стадионах занималась контрольно-распорядительная группа и волонтеры. Данная стратегия была использована в таких городах проведения Чемпионата как Москва, Ростов-на-Дону, Волгоград. Чемпионат мира фактически стал вершиной функционирования и развития системы обеспечения безопасности на крупных спортивных мероприятиях.

Также, Российская Федерация в целях обеспечения национальной безопасности впервые ввела паспорт болельщика, до этого ни одно государство еще подобного не делало. Подобное ноу-хау, значительно повысило безопасность каждого посетителя стадиона.

Еще одним фактором обеспечения безопасности являлась сортировка болельщиков по секторам. В момент продажи билетов зрители проходили сортировку, так если заявка на приобретение билета поступала от французов, то они попадали в французский сектор. Шанс попадания случайного болельщика в противоположный сектор не исключался, то по итогам проведения Чемпионата подобные случаи были не зарегистрированы.

Сотрудники российской полиции взаимодействовали при обеспечении безопасности и с зарубежными партнерами. Так, МВД совестно с международным полицейским центром, на период проведения чемпионата мира в подмосковном Домодедове, выявило интернациональную группу карманников. Система международных полицейских центров полностью оправдала и показала свою эффективность, потому что были выявлены международные группы карманников, специально приехавшие на мундиаль для совершения преступлений.

Кроме практических моментов обеспечения национальной безопасности непосредственно при проведении Чемпионата, стоит обратить внимание, что подобное спортивное

мероприятие позволило организовать серию контактов с иностранными лидерами, приехавшими по этому случаю в РФ.

Так, президент Владимир Путин за эти дни провел два десятка встреч с зарубежными коллегами и высокими представителями таких стран, как Израиль и Палестина, Саудовская Аравия и Катар, КНДР и Республика Корея, Франция и Португалия, Хорватия и Венгрия. Состоялись его беседы с высокопоставленными гостями из Молдавии и Киргизии, Парагвая, Панамы, Сенегала, Габона, Судана. Также Путин принял генерального секретаря Совета Европы Турбьёрна Ягланда, генсека ООН Антониу Гутерриша и главу Международного олимпийского комитета Томаса Баха. Кроме того, российский лидер общался по телефону с королем Испании Филиппом VI и королем бельгийцев Филиппом.

Таким образом, спорт и спортивные мероприятия можно рассматривать в качестве особого развивающегося направления как гуманитарной, так и внешнеполитической деятельности. Вызовы и риски 21-го века ставят перед человечеством задачу выработать новые принципы и формы сотрудничества, которые обладали бы определенной эффективностью в решении вопросов национальной безопасности.

Литература

1. Щепинов А.О. Политический потенциал спорта в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 3. С. 121-126.

2. Баранов В.В. Спортивная печать Российской Федерации. Формирование новой системы (1990-е годы): дис. ... канд. филол. наук. - М., 2001. 200 с.

3. Грачев С.И., Аксянов А.С. Спорт как фактор политической деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 8. С. 76-80.

4. Нужденков К.Э. Международные спортивные соревнования как инструмент воздействия на современный политический процесс // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». 2012. № 2. С. 70-77.

5. Иглин А.В. Роль международных принципов в развитии спортивного права // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. № 4. С. 150-154.

6. Понкина А.И. Автономность спорта как теоретико-правовая проблема // Право и современные государства. 2013. № 1. С.24-38.

Aroyan Ashkhen Sergeyevna, candidate of political sciences, associate professor of department of political science and ethnopolicy, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Dovgan Evgeny Aleksandrovich, police colonel, deputy chief of department of special disciplines, Volgodonsk branch of Rostov legal institute of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (40, Stepnaya St., Volgodonsk, 347360, Russian Federation). E-mail: [email protected] Dovgan Yulia Evgenyevna, undergraduate, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

ROLE AND INFLUENCE OF SPORT ON THE HOMELAND SECURITY

Abstract

In the article the authors study the role and influence of sports and sporting events on the level of national security. Various concepts of sports influence on state development are noted, sports are analyzed as a tool of political influence and a means of overcoming modern conflicts. As a practical example, the sphere of national security during the 2018 FIFA world Cup is analyzed, as well as various examples of international cooperation in the framework of sports events are considered. Keywords: FIFA World Cup, sport, homeland security, political influence, international cooperation, political tool, political potential, mass media, international sporting events.

References

1. SHCHepinov A.O. Politicheskij potencial sporta v sovremennoj Rossii // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. 2010. № 3. P. 121-126.

2. Baranov V.V. Sportivnaya pechat' Rossijskoj Federacii. Formirovanie novoj sistemy (1990-e gody): dis. ... kand. filol. nauk. - M., 2001. 200 p.

3. Grachev S.I., Aksyanov A.S. Sport kak faktor politicheskoj deyatel'nosti // Gumanitarnye, so-cial'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2015. № 8. P. 76-80.

4. Nuzhdenkov K.EH. Mezhdunarodnye sportivnye sorevnovaniya kak instrument vozdejstviya na sovremennyj politicheskij process // EHlektronnyj zhurnal «Vestnik Moskovskogo gosudar-stvennogo oblastnogo universiteta». 2012. № 2. P. 70-77.

5. Iglin A.V. Rol' mezhdunarodnyh principov v razvitii sportivnogo prava // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. 2015. № 4. P. 150-154.

6. Ponkina A.I. Avtonomnost' sporta kak teoretiko-pravovaya problema // Pravo i sovremennye gosudarstva. 2013. № 1. P. 24-38.

УДК 351 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-227-235

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СО В ЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Келарев доктор экономических наук, профессор кафедры экономической

Владимир теории и предпринимательства, Южно-Российский институт Викторович управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Лесникова кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физвоспитания, Галина Южно-Российский институт управления - филиал Российской

Николаевна академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Сеин магистрант, Южно-Российский институт управления - филиал

Сергей Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Геннадьевич при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Аннотация

Развитие физической культуры и спорта (ФКиС) в нашей стране имеет особое значение. Эта значимость определена тем, что они определяют качество жизни россиян и служат основным социальным ресурсом социально-экономического развития общества. Для этого необходима вымеренная и эффективная государственная политика по развитию сферы ФКиС. Существующий механизм реализации этой политики, хотя и решает основные задачи развития этой сферы, но нуждается в корректировке, особенно по активизации массовых и регулярных занятий физической культурой и спортом среди населения. Даны рекомендации по корректировке механизма реализации государственной политики в сфере развития ФКиС.

Ключевые слова: сфера физической культуры и спорта, механизм реализации государственной политики по развитию ФКиС, субъекты и объекты сферы ФКиС, инновационное направление развития массовой физической культуры и спорта, социально-экономический ресурс, социальная деятельность, общественная жизнь, окружающая среда, физическая активность.

Физическая культура и спорт (ФКиС) занимают особое место в сфере жизнедеятельности человека, общества и организации. Эта особенность проявляется в том, что в первую очередь физическая культура и спорт воздействуют на улучшение здоровья и качества жизни населения. Этому свидетельствуют факты и статистика о воздействии данных категорий на продолжительность жизни и здоровье человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.