Научная статья на тему 'Эффект мундиаля'

Эффект мундиаля Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
753
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГА СОБЫТИЯ / ЭФФЕКТ МЕГАМЕРОПРИЯТИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ФУТБОЛОМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Димитров Ирина Леонидовна, Фроловский Кирилл Владимирович

В данной статье исследованы проблемы экономической оценки крупных спортивных мероприятий и выявлен эффект от их проведения. Мегамероприятия в спорте следует оценивать с различных точек зрения. Их положительный результат для государства заключается не только в получении прибыли. Проведение спортивных мероприятий имеет ряд перспектив, которые не менее важны, чем экономический эффект. Исследование спортивных мега событий в настоящее время приобретают особое значение. В России строится большое количество спортивных сооружений для проведения спортивных мероприятий, и какой эффект возможен в целом для государства?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффект мундиаля»

УДК 332.024

Димитров Ирина Леонидовна

кандидат экономических наук, доцент. Московская государственная академия физической культуры [email protected]

Фроловский Кирилл Владимирович

студент. Московская государственная академия физической культуры [email protected]

Эффект мундиадя

Irina L. Dimitrova

candidate of economic Sciences, associate professor. Moscow State Academy of Physical Culture [email protected]

Kirill V. Frolovskii

student. Moscow State Academy of Physical Culture [email protected]

The effect of the world cup

Аннотация. В данной статье исследованы проблемы экономической оценки крупных спортивных мероприятий и выявлен эффект от их проведения. Мегамероприятия в спорте следует оценивать с различных точек зрения. Их положительный результат для государства заключается не только в получении прибыли. Проведение спортивных мероприятий имеет ряд перспектив, которые не менее важны, чем экономический эффект. Исследование спортивных мега событий в настоящее время приобретают особое значение. В России строится большое количество спортивных сооружений для проведения спортивных мероприятий, и какой эффект возможен в целом для государства?

Ключевые слова: мега события, эффект мегамероприятий, управление футболом.

Annotation. In this article the problem of evaluation of major sports events and the effect of their realization are revealed. Mega-events in sport should be evaluated from different points of view. They are positive for the state not only for making profit. Sporting events have a number of prospects, which are no less important than economic benefits. The study of sports mega-events in the present time is of particular importance. Russia has built a large number of facilities for sport events.

Keywords: mega events, football management

effect of mega-events,

В последние годы в Российской Федерации остро заметна проблема увеличения безвозвратных инвестиций в спортивную индустрию. В условиях спада в экономике это очень важный вопрос, так как на данный момент такие инвестиции не приносят прибыли.

В данной работе исследуется проблема организации крупных международных соревнований и эффекта от их проведения для государства.

Цель исследования - показать экономический, политический и социальный эффект от проведения ЧМ - 2018 по футболу.

Гипотеза заключается в том, что социальный и политический эффект от проведения спортивного мегасобытия не менее важен, чем экономический.

Суммарные затраты на подготовку и проведение ЧМ - 2018 составят 660,6 млрд рублей, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2015 № 494 «О внесении изменений в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу».

Из него следует, что расходы федерального бюджета снизятся на 609,4 миллиона рублей -до 335,6 миллиарда рублей, а регионов - на 52,5 миллиона - до 101,2 миллиарда. При этом сильнее всего сократятся затраты сторонних компаний, участвующих в подготовке к ЧМ-2018. Они уменьшатся сразу на 2,26 миллиарда рублей -до 223,8 миллиарда.

660,6 миллиардов рублей - очень большая сумма, которую почти невозможно окупить даже в долгосрочной перспективе. Следует сразу оговориться, что рассматривать мы будем лишь затраты непосредственно на 12 стадионов, которые будут сданы в эксплуатацию или отреставрированы в рамках подготовки к проведению мундиаля.

Матчи ЧМ - 2018 пройдут в 11 городах, на двенадцати спортивных объектах. 9 стадионов построены либо строятся, 3 находятся на реконструкции.

Примерные суммарные затраты на постройку стадионов составят 158,3 миллиарда рублей, на реконструкцию около 20 миллиардов рублей, итого 178,3 миллиарда.

150

Список городов, которые примут матчи чемпионата мира: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи, Казань, Калининград, Волгоград, Нижний Новгород, Екатеринбург. Впервые чемпионат мира пройдет в Восточной Европе и при этом сразу на 2 континентах - в Европе и Азии.

Не стоит забывать о социальном аспекте проведения ЧМ - 2018, который не менее важен, чем экономический.

Строительство и реконструкция стадионов - это создание дополнительных рабочих мест в различных секторах экономики. Существует мнение, что это краткосрочное улучшение ситуации с безработицей, однако это не так. Примером положительного эффекта здесь служит то, что рабочие, которые были заняты при постройке олимпийского Сочи, на данный момент заняты при постройке стадионов и космодрома «Восточный», а после окончания строительства объектов ЧМ - 2018 они будут заняты в постройке сообщения с полуостром Крым.

Да, некоторые вакансии краткосрочны, но это не отменяет в целом положительной динамики в борьбе с безработицей за счет занятости населения в постройке объектов по всей России.

Существует понятие «Олимпийское наследие». В рамках подготовки к ОИ - 2014 в Сочи начал свою деятельность «Олимпийский университет». Ключевыми задачами его деятельности является обучение менеджеров спортивной индустрии и оптимизация использования объектов, построенных в рамках проведения ОИ в Сочи и ЧМ - 20l 8.

Еще одним положительным эффектом от спортивного мегасобытия можно считать повышение международного интереса к государству и, как следствие, увеличение туристического потока. Да, это кратковременное явление, однако экономически это очень выгодно, так как туризм -один из способов дохода для государства.

К «Олимпийскому наследию» можно смело отнести не только спортивные объекты, но и всю инфраструктуру, созданную при подготовке к проведению мегасобытия. Сюда относятся также транспортные магистрали, что является одной из главных проблем нашего государства.

Не стоит забывать и о влиянии успешного проведения ОИ - 2014 на сознание населения. Согласно опросам, проведенным АНО «Левада-Центр», количество населения, ведущего активный образ жизни, повысилось на 22 процента и составляет 67 процентов от населения Российской Федерации, при том, что количеству курящего населения сократилось на 13 процентов, а количество употребляющих алкоголь чаще раза в месяц на 18 процентов.

Проведение параолимпиады - источник важного качественного скачка в области создания «безбарьерной среды». Сочи послужил примером создания всех необходимых условий для жизни и передвижения людей с ограниченными возможностями для всей России.

На данный момент в городах-милионниках количество общественного транспорта, не приспособленного для инвалидов, составляет менее 25 процентов. Во всех городах, в которых есть метрополитен, появилась служба поддержки маломобильных граждан.

Положительная динамика наблюдается и в параолимпийском спорте. Примером для этого служит открытие большого количества спортивных школ для людей с ограниченными возможностями или проведение летом 2014 года ЧМ по гребле на байдарках и каноэ не только в олимпийских, но и в параолимпийских дисциплинах.

«Большая часть обоснования эффекта от проведения чемпионатов по футболу на самом деле лежит не в плоскости экономики, а в плоскости политики» (Джон Кромптон, профессор экономики Texas A&M University).

За всем политическим эффектом и социальным одна проблема. Налогоплательщики готовы финансировать подобные мероприятия лишь при знании, что национальная команда покажет высокий результат. Опрос, проведенный НИУ ВШЭ в отношении Олимпийских Игр в Сочи показал, что россияне готовы расстаться лишь с 3 миллиардами долларов, однако общие затраты на игры в итоге составил более 50 миллиардов долларов. Однако, 83 процента россиян считают ОИ-2014 финансово оправданными, ведь национальная сборная победила в неофициальном общем медальном зачете, выиграв больше всех олимпийских медалей.

Возвращаясь к футболу, стоит понимать, что невозможно гарантировать высокие результаты на предстоящем чемпионате. При неудовлетворительном выступлении сборной России на ЧМ, который, скорее всего, последует, выгода, обретенная от проведения ОИ, потеряется, ведь общая стоимость ЧМ выше, а результаты - ниже.

Тем не менее, успешное проведение ЧМ, вне зависимости от результатов национальной сборной, может послужить катализатором для развития футбола в России. Для эволюции подхода к управлению футболом и укрепления позиций национальных сборных стоит обратить свой взгляд на недавнюю победу сборной Германии по футболу и их подходу к управлению этим видом спорта.

После объединения ГДР и ФРГ немецкий футбол пришел в упадок, многие клубы были на грани банкротства. Сборная тоже не показывала стабильного результата. Президент национальной футбольной федерации Герхард Майер - Фор-фельдер разработал программу и новую философию немецкого футбола, на реализацию которых государство выделило 700 млн. евро. На них было построены 350 центров для подготовки футболистов, тренеров и управленцев по всей Германии. Все центры работают по единой методике, отчитываются перед вышестоящими органами об успехах и неудачах. В нынешней сборной Германии нет игроков, которые бы не прошли через эти центры, это своего рода конвейер футбольных игроков различного уровня.

151

Однако, если отбросить весь политический и социальный эффект от этого мероприятия и все же рассуждать об экономике, стоит понимать -экономической выгоды для страны - хозяйки нет.

«На протяжении многих лет независимые ученые исследуют прошедшие чемпионаты, олимпиады, супербоулы и другие так называемые спортивные мегасобытия. Доказательств обещанного экономического эффекта (доя стран - устроительниц) не обнаружено. Исторические данные свидетельствуют, что очевидные бенефициары чемпионатов мира - лишь международные организации» (Деннис Гоутс, профессор экономики, экс-президент североамериканской ассоциации спортивных экономистов).

Выгода ФИФА от проведения ЧМ - 2018 в России очевидна. Суть в том, что, несмотря на географическую принадлежность к Швейцарии, основная работа происходит на выезде - в стране, принимающей соревнования. Во время подготовки и проведения ЧМ 2018 ФИФА будет работать по действующему законодательству Российской Федерации.

Правовые нормы РФ изменяют специально для чиновников ФИФА, делают для них исключения из правил. Гарантии, данные по этому поводу правительством РФ, стали частью заявочной книги ЧМ - 2018 по футболу.

Все гарантии описаны в федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедерации ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Некоторые из гарантий дают ФИФА очень интересные экономические возможности. Например, закон «Банковские операции и сделки с иностранной валютой», по сути, разрешает ввозить и вывозить неограниченное количество валюты. Обменивать ее без каких-либо ограничений. В законе присутствует гарантия «Освобождение от уплаты налогов», освобождающая даже от таможенных и акцизных платежей, открывает возможности для ввоза в РФ большого количества алкоголя и транспорта. «Защита и реализация коммерческих прав» -гарантия возможности в нарушение российских законов рекламировать алкоголь на всех мероприятиях и в телетрансляциях.

За всей коммерческой выгодой для ФИФА стоит найти пути для получения положительных результатов для экономики РФ от проведения ЧМ.

Основная проблема заключается в том, что большая часть стадионов расположена в городах, успехи футбольных клубов которых, как и со спортивной точки зрения, так и с точки зрения посещаемости, оставляют желать лучшего. Следовательно, не стоит рассчитывать на то, что при всем подъеме спортивного духа у россиян стадионы будут заполняться и приносить прибыль после проведения чемпионата.

Да, социальная значимость чемпионата мира по футболу для регионов, в которых будут прово-

диться матчи, очень велика, но если отказаться от постройки некоторых объектов, можно потратить сэкономленные средства на развитие детско-юношеского спорта в этих же регионах. Социальная выгода от открытия большого количества спортивных школ более высока, чем от постройки многотысячного стадиона, который будет использоваться лишь на 20-30 процентов своих возможностей.

Примером здесь можно привести олимпийский парк в Сочи, который почти не используется, или ледовый дворец «Мегаспорт» на Ходынском поле в Москве, который не будет использоваться для проведения значимых событий после открытия нового ледового дворца «Арена Легенд».

Ледовый дворец «Мегаспорт» строился для проведения на нем матчей ЧМ по хоккею - 2007. В следующем году Россия опять примет чемпионат мира по хоккею, но уже на новом стадионе. Экономически выгоднее было бы провести матчи на стадионе «Мегаспорт», нежели строить «Арену Легенд».

ЧМ по футболу - не то событие, при подготовке к которому необходима децентрализация. Оптимальным решением было бы сократить количество стадионов до 8, что не противоречит правилам ФИФА, при этом 3 из них находились бы в Москве.

Третий строящийся московский стадион «Динамо» будет готов к 2017 году, однако матчи на нем проводиться не будут, он будет использоваться лишь в качестве тренировочной арены.

Для минимизации затрат список стадионов должен выглядеть вот так (в скобках указана цена строи-тельства/реконструкции): «Лужники», Москва

(19 миллиардов); «ВТБ - Арена (рабочее название)», Москва (ориентировочно 20 миллиардов); «Газпром - Арена (рабочее название)», Санкт -Петербург (56 миллиардов); «Фишт», Сочи (3 миллиарда); «Казань - Арена», Казань (построен в рамках подготовки к Универсиаде); «Центральный», Екатеринбург (11 миллиардов); «Краснодар (рабочее название), Краснодар (16, 5 миллиардов).

Первые три позиции в списке вполне логичны и не нуждаются в детальном объяснении: с посещаемостью футбольных матчей и инфраструктурой в Москве проблем нет. То же самое касается и стадиона в Санкт - Петербурге, где после реализации программы «Один город - одна команда» посещаемость бьет все рекорды РФПЛ, а инфраструктура находится на западноевропейском уровне в связи с количеством туристов, ежегодно посещающих северную столицу.

В Сочи нет профессиональной футбольной команды, однако спорт высоких достижений интересен жителям города после успешного проведения Олимпийских Игр. Появление профессионального клуба - вопрос лишь времени и инвестиций.

Казань успешно провела Универсиаду - 2013, а местный ФК «Рубин» стабильно выступает в РФПЛ, так что выбор в пользу «Казань - Арены» логичен.

152

Стадион «Центральный» в Екатеринбурге нуждается в большой реконструкции, однако местный ФК «Урал» при всей нестабильности своей игры обладает огромной фанатской базой и его посещаемость очень высока, даже при сериях поражений.

Отдельно стоит выделить стадион ФК «Краснодар», на данный момент, строящийся и полностью готовый в октябре 2015 года. Краснодар присутствовал в изначальной заявке России, однако позже спортивные функционеры исключили его из списка городов, в которых пройдет ЧМ по футболу, отдав предпочтение Саранску. Однако стоит заметить, что ФК «Краснодар» -небольшое спортивное чудо, клуб за 6 лет существования смог добиться много и обзавестись огромным количеством болельщиков. Также в городе базируется 2 футбольных клуба, а значит, дальнейшая заполняемость современной арены - решенный вопрос.

Сумма затрат на подготовку арен уменьшается с 178, 3 миллиардов до 140 миллиардов, на порядок уменьшаются затраты в подготовке инфраструктуры.

Для максимальной выгоды от использования стадионов стоит проводить на них как можно больше мероприятий, как спортивных, так и культурно - массовых. В этом плане хорошо используется стадион «Казань - Арена», на котором летом 2015 года пройдет ЧМ по водным видам спорта. Для этого на самом стадионе построят 2 открытых бассейна, что нетипично для футбольного стадиона. Тем не менее, уже сейчас продано более 100000 билетов на соревнования в разных дисциплинах.

Технически интересен и стадион, который строится в Санкт-Петербурге. На нем будет установлено особое футбольное поле, которое будет выезжать из подтрибунных помещений для футбольных матчей и убираться для проведения концертов, фестивалей и прочих культурно -массовых мероприятий.

Например, до начала реконструкции на БСА «Лужники» проходило около 50 различных меро-

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2015 г. № 494 «О внесении изменений в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу».

приятий, не связанных с футболом, а в спортивном комплексе «Олимпийский» проходит в год около 150 концертов и фестивалей. Если прибавить сюда около 60 спортивных мероприятий, то выходит, что объект почти не простаивает. Такого же результата можно добиться во всех городах, которые будут принимать ЧМ - 2018 при грамотном управлении.

Согласно вышеизложенного, можно сделать выводы:

Любое спортивно-зрелищное или массовое мероприятие можно рассматривать как услугу. Ключевым фактором экономического успеха услуг, которые появятся после проведения ЧМ -2018, является работа с жителями городов и превращение их в активных болельщиков. На время проведения мундиаля наполняемость трибун гарантирована, однако после его окончания необходимо принять федеральную программу по использованию стадионов в интересах болельщиков и зрителей.

Программа должна содержать в себе следующие положения:

Работа с болельщиками клубов, которые будут играть на стадионах после окончания ЧМ - 2018. В этом пункте необходимо внедрить концепцию «Один город - одна команда», успешно работающую в Санкт - Петербурге. После проведения ЧМ интерес к футболу поднимется, задачей клубов будет удержать болельщиков и заработать на предоставляемых ими услугах.

Организация массовых мероприятий для жителей города на стадионах: концерты, городские праздники, фестивали.

Организация большего количества соревнований на стадионах для максимальной загрузки. Здесь стоит рассмотреть пример Казани и ЧМ - 2015 по водным видам спорта. Любой стадион должен быть многофункционален, чтобы на нем можно было провести соревнования международного уровня не только по футболу, но и по другим видам спорта.

Literature:

1. Federal Law of June 7, 2013 № 108-FZ «On the preparation and holding of the World Cup FIFA 2018, FIFA Confederations Cup 2017 in the Russian Federation and amendments to some legislative acts of the Russian Federation».

2. Government Decree of May 22, 2015 № 494 «On amendments to the program of preparation for the World Championship on football 2018 in the Russian Federation».

153

3. URL: http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/ 726412

4. URL: http://wc-2018russia.ru/stadiony-wc-2018. html

5. URL: http://fito-center.ru/obschestvo/29567-rep-lika-rezultaty-socoprosa-rossiyane-ocenili-organiza-ciyu-olimpiady-v-sochi-vciom.html

6. URL: http://fito-center.ru/obschestvo/16790-re-

zultaty-socoprosa-chto-bolshe-vsego-gordyatsya-rossiyane-vciom.html

3. URL: http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/ 726412

4. URL:http://wc-2018russia.ru/stadiony-wc-2018. html

5. URL: http://fito-center.ru/obschestvo/29567-rep-lika-rezultaty-socoprosa-rossiyane-ocenili-organiza-ciyu-olimpiady-v-sochi-vciom.html

6. URL: http://fito-center.ru/obschestvo/16790-re-

zultaty-socoprosa-chto-bolshe-vsego-gordyatsya-rossiyane-vciom.html

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.