Научная статья на тему 'Профессиональный футбол в Крыму - объект геополитической борьбы'

Профессиональный футбол в Крыму - объект геополитической борьбы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
451
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
КРЫМ / CRIMEA / РОССИЯ / RUSSIA / УКРАИНА / UKRAINE / ФУТБОЛ / SOCCER / СПОРТ / SPORT / ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Макаров Руслан Владимирович

В статье рассматривается вопрос о судьбе крымского футбола как профессионального вида спорта, невольно ставшего объектом геополитической борьбы, которая возникла вследствие непризнания со стороны Украины и пока ещё большинства мирового сообщества, изменения статуса Крыма, воссоединившегося с Россией в 2014 году. Отмечается, что именно власти Украины и Федерация футбола Украины, прилагают все возможные усилия к тому, чтобы вопрос о профессиональном футболе в Крыму приобрёл политический характер. Создают альтернативные действующим в Крыму профессиональные футбольные организации и активно препятствуют интеграции крымского футбола в российское и мировое спортивное сообщество. В статье дана оценка перспективам выхода из сложившейся ситуации, единственной реальной возможностью для чего видится поддержка Крымского футбольного союза (со специальным статусом) со стороны федеральных и региональных властей, и населения Крыма на пути становления в качестве ассоциации, представляющей крымский футбол в УЕФА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SOCCER IN THE CRIMEA - OBJECT OF GEOPOLITICAL FIGHT OF RUSSIA AND UKRAINE

In article the question of destiny of the Crimean soccer as the professional sport which has involuntarily become object of geopolitical fight which has arisen owing to non-recognition from Ukraine and for the present most of the world community of change of the status of the Crimea which has reunited with Russia in 2014 is considered. It is noted that the authorities of Ukraine and Football federation of Ukraine, make all possible efforts for that the question of professional soccer in the Crimea has gained political character. Create alternative acting in the Crimea the professional football organizations and actively interfere with integration of the Crimean soccer into the Russian and world sports community. In article an assessment is given to prospects of an exit from current situation, the only real opportunity for what support of the Crimean football union seems (the special status) from the federal and regional authorities, and the population of the Crimea on the way of formation as the association presenting the Crimean soccer to UEFA.

Текст научной работы на тему «Профессиональный футбол в Крыму - объект геополитической борьбы»

Р.В. Макаров

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФУТБОЛ В КРЫМУ -ОБЪЕКТ

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ

R. Makarov

PROFESSIONAL SOCCER IN THE CRIMEA - OBJECT OF GEOPOLITICAL FIGHT OF RUSSIA AND UKRAINE

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о судьбе крымского футбола как профессионального вида спорта, невольно ставшего объектом геополитической борьбы, которая возникла вследствие непризнания со стороны Украины и пока ещё большинства мирового сообщества, изменения статуса Крыма, воссоединившегося с Россией в 2014 году. Отмечается, что именно власти Украины и Федерация футбола Украины, прилагают все возможные усилия к тому, чтобы вопрос о профессиональном футболе в Крыму приобрёл политический характер. Создают альтернативные действующим в Крыму профессиональные футбольные организации и активно препятствуют интеграции крымского футбола в российское и мировое спортивное сообщество. В статье дана оценка перспективам выхода из сложившейся ситуации, единственной реальной возможностью для чего видится поддержка Крымского футбольного союза (со специальным статусом) со стороны федеральных и региональных властей, и населения Крыма на пути становления в качестве ассоциации, представляющей крымский футбол в УЕФА.

Abstract

In article the question of destiny of the Crimean soccer as the professional sport which has involuntarily become object of geopolitical fight which has arisen owing to non-recognition from Ukraine and for the present most of the world community of change of the status of the Crimea which has reunited with Russia in 2014 is considered. It is noted that the authorities of Ukraine and Football federation of Ukraine, make all possible efforts for that the question of professional soccer in the Crimea has gained political character. Create alternative acting in the Crimea the professional football organizations and actively interfere with integration of the Crimean soccer into the Russian and world sports community. In article an assessment is given to prospects of an exit from current situation, the only real opportunity for what support of the Crimean football union seems (the special status) from the federal and regional authorities, and the population of the Crimea on the way of formation as the association presenting the Crimean soccer to UEFA.

Ключевые слова:

Крым, Россия, Украина, футбол, спорт, футбольный клуб.

Key words :

Crimea, Russia, Ukraine, soccer, sport.

В XXI веке большой спорт со всей очевидностью используется странами как политический фактор. Особенно мощное давление со стороны геополитических конкурентов ощутила на себе Россия, существенно укрепившая свои позиции на мировой арене за последние годы. Давление на профессио-

нальный российский спорт это одна из составляющих политики, направленной на её ослабление. Конкретными же целями подобных действий со стороны конкурентов России являются нанесение урона её имиджу и престижу в мире, лишение права на проведение международных спортивных соревнований на своей территории и возможности участия российских спортсменов в международных соревнованиях, проводимых за рубежом. Негативное влияние на политическую ситуацию внутри России путём дискредитации её властей, стремление выставить их перед российским обществом как неспособных дать ответ на данный вызов и в полной мере защитить интересы страны. Снижение влияния позитивного социально-экономического эффекта для России, связанного с выгодами от проведения спортивных мероприятий и развития спортивной инфраструктуры.

Одним из наиболее значимых геополитических успехов России стало воссоединение с Крымом 18 марта 2014 года. Однако данное событие не только восстановило историческую справедливость, вернув народы Крыма в единую семью российской нации, а также дало России ряд геостратегических преимуществ, но и послужило одной из причин острейшего кризиса во взаимоотношениях с Украиной и поддерживающими её США, странами Европейского союза и рядом иных государств.

Воссоединение Крыма с Россией стало возможным после того как острый общественно-политический кризис, разразившийся в Украине в ноябре 2013 года, на почве противоречий вокруг интеграционного выбора между Соглашением об ассоциации с Европейским союзом и теоретически возможным вступлением в Таможенный союз ЕАЭС, привёл в феврале 2014 года к сопровождавшемуся насилием и беспорядками перевороту, возглавляемому оппозиционными политиками, которые позиционировали себя как поборники европейского выбора Украины. В результате изменения власти установился режим, опирающийся на радикально-националистические силы с явной антироссийской направленностью, а также на криминальные структуры, завуалированные под военно-патриотические организации и добровольческие вооружённые формирования [1, с. 7, 16-17, 20-22; 2, с. 26, 28, 32-33]. Власти и широкая общественность Автономной Республики Крым и города Севастополя осудили государственный переворот и отвергли возможность дальнейшего сосуществования с Украиной как утратившим свою состоятельность государством. Верховный Совет АР Крым и Севастопольский городской совет 6 марта 2014 года приняли постановления «О проведении общекрымского

референдума» (на территории Автономной Республики Крым) и «Об участии в проведении общекрымского референдума» (на территории города Севастополя), которыми назначили на 16 марта 2014 года плебисцит с вынесением на него следующих альтернативных вопросов: 1) «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации»? 2) «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины»? [3; 4, с. 1].

На референдуме, состоявшемся благодаря консолидации населения полуострова и поддержке России, согласно итоговому протоколу Избирательной комиссии АР Крым за воссоединение с Россией на правах субъекта РФ проголосовали 96,77% избирателей, за восстановление Конституции 1992 года - 2,51%. Явка избирателей составила 83,1%. В Севастополе за вхождение в состав России проголосовали 95,6%, за статус Крыма в составе Украины - 3,37%. Явка избирателей достигла 89,5% [5].

Исходя из прямого волеизъявления народов Крыма на референдуме 16 марта и руководствуясь Декларацией о независимости Республики Крым, принятой Верховным Советом АР Крым 11 марта 2014 года, Государственный Совет Республики Крым (быв. Верховный Совет АР Крым) 17 марта 2014 года принял постановление «О независимости Крыма». Полуостров был провозглашён независимым суверенным государством - Республикой Крым, в составе которой город Севастополь имел особый статус. Республика Крым обратилась к ООН и ко всем государствам мира с призывом признать новое независимое государство, созданное народами Крыма, а также к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в свой состав в качестве нового Субъекта Федерации со статусом республики [6]. В этот же день Президент России Владимир Путин подписал указ «О признании Республики Крым», а уже 18 марта 2014 года между Россией и Республикой Крым был подписан договор о принятии последней в состав Российской Федерации и образовании новых субъектов. Согласно ст. 2 данного договора, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образовались новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь [7, с. 1; 8, с. 44].

Резкий переход Крыма под юрисдикцию другого государства и непризнание нового статуса со стороны большинства мирового сообщества, на некоторое время поставили профессиональный спорт на полуострове в затруднительное положение, в частности футбол. В связи со спецификой органи-

зации профессионального футбола на международном уровне, Республиканская федерация футбола Крыма (РФФК) и Федерация футбола г. Севастополя (ФФС) на некоторое время оказались в изолированном положении с неопределённым статусом. Прервав контакт с Федерацией футбола Украины (ФФУ), они ещё не были приняты в члены Российского футбольного союза (РФС), поскольку это требовало не только труднодостижимого согласия между ФФУ и РФС, но и со стороны международных футбольных организаций, членами которых они являются. Дело в том, что организация профессионального футбола на международном уровне выстроена таким образом, при котором национальные ассоциации (федерации) футбола объединяются в конфедерации на уровне континентов, а континентальные конфедерации объединяются в Международную федерацию футбольных ассоциаций (фр. Fédération internationale de football association, сокращённо FIFA, в русской транслитерации ФИФА). При этом членами одних континентальных конфедераций зачастую являются федерации стран, географически расположенных в других частях света, а европейская и азиатская конфедерации функционируют раздельно, несмотря на то, что представляют один континент Евразию. Всего в мире действует шесть континентальных конфедераций, Европу представляет Союз европейских футбольных ассоциаций (англ. The Union of European Football Associations, сокращённо UEFA, в русской транслитерации УЕФА). Союз был основан 15 июня 1954 года в Базеле (Швейцария), в первоначальный его состав входила 31 ассоциация (федерация). Постепенный рост их числа продолжался до 1090-х гг., когда в связи с политическими событиями в Восточной Европе и распадом СССР состав Союза довольно заметно расширился. Сегодня под эгидой организации сотрудничают 55 ассоциаций (федераций), согласие в рядах которых является одним из главных направлений работы УЕФА [9].

УЕФА действует на условиях Ст. 60 Гражданского кодекса Швейцарии и обязан быть политически нейтральной организацией [10, с. 1]. Согласно ст. 2 Устава УЕФА, цели Союза: согласие по всем вопросам, касающимся европейского футбола; продвижение футбола в Европе в духе мира, честной игры, без какой-либо дискриминации по политическим, гендерным (половым), религиозным, расовым и любым другим причинам; управление процессом развития всех видов футбола в Европе; организация и проведение международных соревнований на европейском уровне для всех видов футбола, при уважительном отношении к здоровью игроков; предотвращение

использования любых методов и практик, которые могли бы нарушить регулярность матчей или соревнований, а также привести к злоупотреблениям в футболе; гарантия того, что спортивные ценности всегда будут преобладать над коммерческими интересами; распределение доходов, полученных футболом в соответствии с принципами справедливости и поддержка реинвестирования в пользу развития футбола на всех уровнях, особенно в развитие необходимой для футбола инфраструктуры и социальной базы; содействие единству среди ассоциаций-участников в вопросах, касающихся европейского и мирового футбола; отстаивание в полной мере интересов ассоциаций-участников; гарантия того, что потребности различных заинтересованных сторон в европейском футболе (лиги, клубы, игроки, болельщики) будут в полной мере приниматься во внимание; быть единым представителем интересов всей европейской футбольной семьи; поддержание хороших отношений и сотрудничество с ФИФА и другими Конфедерациями признанными ФИФА; гарантия того, чтобы представительство УЕФА в ФИФА преданно отстаивало интересы европейского футбола; уважение интересов ассоциаций-участников, улаживание споров между ними и помощь им в любом вопросе по их просьбе [10, с. 1-2].

При этом УЕФА стремится достигнуть своих целей путём использования любых мер, которые считает соответствующими, такие как фиксация правил, заключение соглашений и договоров, принятие решений или разработка и утверждение различных программ [10, с. 2].

Согласно части 1, ст. 5 Устава УЕФА, членство в организации доступно для национальных футбольных ассоциаций, действующих на территории независимых государств, признанных ООН и расположенных в географических приделах Европы. При этом часть 2 этой же статьи предусматривает возможность членства в УЕФА для национальных футбольных ассоциаций, действующих на территории государств, имеющих иное географическое расположение, не являющихся членами иных футбольных конфедераций и при условии одобрения их членства в УЕФА со стороны ФИФА [10, с. 3]. Так членами УЕФА являются ассоциации (федерации) футбола Турции, Израиля, Кипра, Азербайджана, Грузии, Армении и Казахстана, несмотря на то, что территория данных государств полностью или большей частью находится в Азии.

Необходимо отметить, что признание новообразованных государств независимыми не является прерогативой ООН, данное право принадлежит

лишь уже существующим в мире государствам. Генеральная Ассамблея ООН может лишь рекомендовать государствам-членам, иным государствам и международным организациям признать независимость того или иного новообразованного государства, в случае, если это не создаст угрозы международному миру и безопасности (в этом смысле надо понимать и призыв к ООН со стороны Государственного Совета Республики Крым в постановлении «О независимости Крыма» от 17 марта 2014 года). Таким образом статья 5 Устава УЕФА содержит в себе противоречие с действующими нормами международного права.

Согласно части 2, ст. 6 Конгресс УЕФА (главный руководящий орган) обладает исключительным правом по своему усмотрению принять или отклонить заявку на членство [10, с. 3].

Ассоциации-участники согласно ст. 7 имеют ряд прав: принимать участие в Конгрессе УЕФА и осуществить на нём свои избирательные права; выдвигать предложения по повестке дня Конгресса; предлагать кандидатов от своих ассоциаций для участия в выборах президента и членов Исполнительного комитета УЕФА и европейского представительства в Совете ФИФА; предлагать кандидатов на выборы председателей и членов дисциплинарных органов и комитетов; принимать участие в соревнованиях, организуемых УЕФА посредством представления своих команд и клубов; осуществлять любые иные права, предоставленные им Уставом, инструкциями и решениями определёнными им [10, с. 4].

В этой же статье определены и обязательства ассоциаций-участников: соблюдать принципы лояльности, целостности и спортивного мастерства в соответствии с принципами честной игры; соблюдать положения Устава, инструкций и решений, принятых в соответствии с ним, а также выполнять решения Спортивного Арбитражного Суда (CAS) в Лозанне (Швейцария); соблюдать Правила Игры, утверждённые Международным советом футбольных ассоциаций (ИФАБ).

Ассоциации-участники должны включить эти обязательства в свои уставы, а также условие о том, что лиги, клубы, игроки и их функционеры должны соблюдать эти обязательства. Ассоциации-участники должны управлять своими делами независимо и без неуместного влияния со стороны третьих лиц, предусмотреть в уставах демократическую процедуру выборов в свои руководящие органы. Любое должностное лицо избранное или назна-

ченное в противоречии с такой процедурой, либо аналогично принятое решение даже на временной основе, не будут признаны УЕФА.

Ассоциации-участники должны применять систему лицензирования клубов согласно минимальным требованиям, установленным УЕФА и обязаны зафиксировать соответствующее обязательство в своих уставах. Также ассоциации-участники обязаны гарантировать защиту клубов от чрезмерного влияния каких-либо физических или юридических лиц, способное поставить под угрозу соблюдение этими клубами всех основополагающих принципов УЕФА [10, с. 4-5].

Ст. 49 предусматривает, что УЕФА должна быть единственной организацией, обладающей правом организовывать или отменять международные соревнования на уровне Европы, в которых могут принимать участие ассоциации-участники и/или находящиеся под их юрисдикцией клубы. Исключением являются лишь соревнования, организуемые под эгидой ФИФА [10, с. 21].

Согласно этой же статье, международные матчи или соревнования, которые не организованы УЕФА, но проводятся на территории УЕФА должны быть предварительно одобрены ФИФА и/или УЕФА и/или соответствующей ассоциацией-участником в соответствии с инструкциями ФИФА. Управление такими международными матчами, соревнованиями или турнирами должно осуществляться в соответствии с нормами, утверждёнными Исполнительным комитетом УЕФА [10, с. 22]. При этом, часть 1 ст. 51 утверждает, что никакая комбинация или союз между ассоциациями-участниками УЕФА или между аффилированными с ними лигами или клубами, непосредственно или косвенно не могут быть сформированы без разрешения УЕФА. В соответствии с частью 4, ст. 51 УЕФА ответственен за решение проблем, вовлекающих больше чем одну ассоциацию-участника на своей территории [10, с. 23].

Таким образом, УЕФА обладает исключительными правами в организации и развитии профессионального футбола в пределах Европы (обозначенной границами государств, чьи ассоциации являются членами УЕФА). Она же должна и правоспособна, решать вопросы, связанные с осуществлением юрисдикции ассоциациями-членами на той или иной территории.

Что касается крымских профессиональных футбольных клубов, в частности выступавших в Украинской футбольной премьер-лиге, каковыми являлись СК «Таврия» (Симферополь) и ФК «Севастополь», то сезон 2013/2014 гг. данные команды доигрывали в украинском первенстве, но уже в июне 2014 года они фактически прекратили свою деятельность в связи с потерей

спонсорской поддержки, уходом из команд большинства игроков, менеджеров и персонала, и отсутствием объективной возможности для дальнейшего участия в чемпионате Украины. Однако летом этого же года в Крыму уже в соответствии с требованиями российского законодательства были зарегистрированы новые футбольные клубы, ставшие приемниками ведущих клубов, существовавших до этого момента. Среди таковых ООО «Футбольный клуб ТСК» (Симферополь), ОАО «Футбольный клуб СКЧФ» (Севастополь) и ООО «Профессиональный футбольный клуб «Жемчужина» (Ялта). В соответствии с решением Конференции РФС от 7 июня 2014 года Исполнительный комитет РФС мог принять клубы Крыма и Севастополя в состав участников соревнований под эгидой РФС [11]. Что и сделало Бюро Исполнительного комитета РФС решением от 31 июля 2014 года, допустив их к участию во Всероссийских соревнованиях по футболу среди команд второго дивизиона Профессиональной футбольной Лиги, зоны «Юг», спортивного сезона 2014/2015 гг. При этом к ним не применялись отдельные положения Регламента по аттестации футбольных клубов второго дивизиона, иных регламентирующих документов РФС, связанных с организацией и проведением соревнований до 1 января 2015 года [12].

Тогда же Бюро предложило Исполнительному комитету РФС рассмотреть на ближайшем заседании вопрос о принятии на очередной Конференции в члены РФС Республиканскую федерацию футбола Крыма и Федерацию футбола г. Севастополя [12]. То есть сделать это в одностороннем порядке с опорой на российское законодательство, в рамках которого действует РФС.

1 августа 2014 года состоялась Пятая Внеочередная конференция РФФК, на которой единогласным решением делегатов было принято решение о ликвидации Республиканской федерации футбола Крыма как юридического лица, действующего в соответствии с Законом Украины «О физической культуре и спорте» согласно ст. 46 Устава РФФК и прекращении в связи с этим членства в ФФУ [13]. В свою очередь Министерство спорта Республики Крым рекомендовало принять в члены РФС Республиканскую федерацию футбола Крыма, образованную на учредительной конференции 22 мая 2014 года и зарегистрированную в соответствии с российским законодательством. Присвоить ей статус региональной спортивной федерации по футболу на срок до 1 июля 2015 года, по истечении которого данный статус должен быть подтверждён путём государственной аккредитации [14, с. 1]. Аналогичные решения были приняты и в Севастополе.

Основанием для всех вышеперечисленных мер стал Федеральный закон от 21 июля 2014 года №211-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [14, с. 1; 15, с. 2 - 4].

Решением Совета Ассоциации «Профессиональная футбольная Лига» от 8 августа 2014 года В соответствии со статьей 3 Устава Ассоциации, на основании заявлений о вступлении в состав членов Ассоциации и решений Бюро Исполнительного комитета РФС от 31 июля и 8 августа 2014 года, ООО «Футбольный клуб ТСК» (Симферополь), ОАО «Футбольный клуб СКЧФ» (Севастополь) и ООО «Профессиональный футбольный клуб «Жемчужина» (Ялта) были приняты в состав членов Ассоциации «Профессиональная футбольная Лига» [16]. В течении всей первой части сезона 2014/2015 гг. эти клубы будут выступать в российском первенстве.

ФФУ заявила протест против данных решений РФС в УЕФА. Чрезвычайная комиссия УЕФА, рассмотрев вопрос о крымских клубах 22 августа 2014 года приняла решение, о том, что «в свете непростых фактических и политических обстоятельств, и до тех пор, пока компромиссное решение относительно ситуации в Крыму не будет найдено», любые футбольные матчи, сыгранные крымскими клубами в соревнованиях, организованных под эгидой РФС, не будут признаны УЕФА. Также Чрезвычайная комиссия настояла на необходимости УЕФА содействовать диалогу между ФФУ и РФС по данному вопросу [17]. Первая встреча с участием представителей УЕФА, ФФУ и РФС состоялась в Ньоне (Швейцария) 18 сентября 2014 года, где стороны обстоятельно изложили свой взгляд на проблему. Наконец 4 декабря

2014 года Исполнительный комитет УЕФА принял решение запретить крымским футбольным клубам выступать в чемпионате России с 1 января

2015 года, а РФС заниматься организацией каких-либо футбольных турниров на территории Крыма без согласия УЕФА и ФФУ. Крым был объявлен «специальной зоной» в целях развития футбола [18, с. 14, 15, 71]. Одностороннее принятие в члены РФС крымских федераций футбола и допуск крымских футбольных клубов к участию в российском чемпионате не имели успеха. Исполнительный комитет РФС на основании решения Исполнительного комитета УЕФА, своим постановлением №163/3 от 23 января 2015 года исключил крымские футбольные клубы из российского первенства. Совет Ас-

социации «Профессиональная футбольная Лига» также соответствующим решением от 5 февраля 2015 года исключил крымские футбольные клубы из состава членов Ассоциации [19].

«Специальная зона» — понятие, не имеющее определения в Уставе или иных правоустанавливающих документах УЕФА, однако подразумевающее особую футбольную территорию, развитие футбола на которой осуществляется при координации УЕФА [20, с. 2]. Решение наделить Крым данным статусом соответствует ст. 2 Устава УЕФА.

Весной 2015 года с одобрения УЕФА было принято решение о создании в Крыму собственной единой ассоциации футбола. Такой ассоциацией стал Крымский футбольный союз (со специальным статусом) - КФС, учреждённый в организационно-правовой форме союза юридических лиц и официально зарегистрированный 7 июля 2015 года учредителями КФС стали Республиканская федерация футбола Крыма и Федерация футбола г. Севастополя [20, с. 2, 7].

КФС осуществляет свою деятельность с учётом решения Исполнительного комитета УЕФА от 4 декабря 2014 года, действует на основе собственного устава, уставов, регламентов и решений УЕФА и ФИФА, законодательства страны своей государственной регистрации (Российская Федерация -авт.) [20, с. 2-3]. Целями КФС являются участие в развитии и популяризации (пропаганде) футбола на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя; участие в обеспечении организации и проведении спортивных мероприятий по футболу; содействие формированию и подготовке членов спортивных клубных команд - членов КФС; повышение роли футбола во всестороннем и гармоничном развитии личности, укреплении здоровья граждан, формировании здорового образа жизни [20, с. 4].

В августе 2015 года стартовал Чемпионат Премьер-Лиги Крымского футбольного союза - первенство среди профессиональных футбольных клубов Республики Крым и города федерального значения Севастополя, который проводится по европейской системе «осень-весна» [21, с. 7; 22, с. 4]. Его открыл матч между ФК «СКЧФ Севастополь» и ФК «ТСК-Таврия» (Симферополь), поединок окончился вничью со счётом 2:2. Всего в Чемпионате принимает участие 8 профессиональных футбольных клубов, большинство из которых были созданы после 2014 года, все клубы представляют разные регионы Крыма и играют в четыре круга т.е. каждая команда играет по 56 матчей. Основной принцип при определении городов — максимальный ре-

гиональный охват, увеличение количества потенциальных болельщиков и количества детей, которых можно привлечь к занятию футболом. Потому главный тезис на период становления турнира: «Один город — одна команда». При данном подходе, география турнира позволит охватить свыше 1 млн. 200 тыс. чел. или 54% от общего населения крымского полуострова в качестве потенциальных болельщиков. В перспективе планируется увеличение количества команд до 12 [22, с. 4]. Первым чемпионом в сезоне 2015/2016 гг. стал ФК «ТСК-Таврия», также клуб стал обладателем Суперкубка Премьер-Лиги КФС в 2016 году (соперником был обладатель Кубка Премьер-Лиги КФС в сезоне 2015/2016 гг. ФК «КФУ-Бахчисарай»). На сегодняшний день завершилась первая часть сезона Чемпионата Премьер-Лиги КФС 2016/2017 гг., лидирует дебютант Чемпионата ФК «Крымтеплица» (с. Молодёжное). Следует отметить, что данный клуб был основан в 1999 году и до 2014 года выступал в Профессиональной футбольной лиге Украины.

В июле 2015 года КФС разработал и утвердил Программу развития футбола в Республике Крым и городе Севастополе в рамках подпрограммы «развития спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» государственной программы РФ по развитию физической культуры и спорта на 2015-2016 гг. Цель программы — развитие футбола в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе в условиях «специальной зоны» (специальной футбольной территории — согласно текста первоисточника), комплексное решение проблем физического воспитания и оздоровления населения путём целенаправленного использования всех возможностей футбола, его популяризации и приобщения граждан к регулярным занятиям этим видом спорта, приобщения к нему большего числа детей и подростков, выстраивания эффективной системы учебно-тренировочной работы и укрепления инфраструктуры [22, с. 2].

Среди ожидаемых конечных результатов Программы значится и получение командой победителем Чемпионата Премьер-Лиги КФС места в Лиге Европы УЕФА, начиная с первого квалификационного раунда [22, с. 3]. Предполагается, что организация процедуры регистрации трансферов и статуса игроков, участвующих в Чемпионате, будет закреплена за КФС, после передачи соответствующих полномочий УЕФА и подключения к системе ТМС [22, с. 5].

Для развития детско-юношеского футбола в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе у профессиональных футбольных клубов обязательно должна быть либо своя полноценная футбольная академия,

либо договор с детско-юношеской футбольной школой. Во втором случае, команды двух выпускных годов обязательно должны быть структурными подразделениями клубов. Среди этих возрастов КФС будет проводить первенство полуострова по формуле, аналогичной профессиональному чемпионату [22, с. 5].

В связи с тем, что на территории Крыма в предыдущий период украинскими властями финансирование спортивных объектов практически не производилось, КФС совместно с УЕФА планирует провести санацию объектов спортивной инфраструктуры и совместно разработать программу приведения их в соответствие с требованиями УЕФА для прохождения аттестации профессиональных футбольных клубов [22, с. 5].

В Симферополе 9 декабря 2016 года состоялся первый Крымский футбольный форум, который собрал 300 участников из разных регионов полуострова, представляющих футбольную общественность, региональные власти и почётных гостей. В рамках Форума официально была представлена созданная накануне Сборная Крыма по футболу. В команду вошли 24 игрока-представителя профессиональных футбольных клубов из Республики Крым и города федерального значения Севастополя [23].

Диалогу между КФС и УЕФА активно препятствуют ФФУ и власти Украины, которые прилагают все возможные усилия к тому, чтобы вопрос о профессиональном футболе в Крыму приобрёл политический характер. Новоизбранный президент УЕФА Александер Чеферин 11 ноября 2016 года прибыл в Киев, где встретился с Президентом Украины Петром Порошенко. Как сказано на официальном интернет-сайте главы украинского государства он положительно отметил принципиальную позицию УЕФА о «запрете проведения официальных футбольных соревнований» в Крыму. В свою очередь президент УЕФА: «Заверил, что данная позиция УЕФА в отношении Крыма останется неизменной» [24].

В августе 2016 года в составе ФФУ была создана т. н. «Федерация футбола Крыма». Главное задание, над которым данная организация работает на текущий момент, является «возрождение ФК «Таврия» на материковой Украине». Первым результатом усилий, приложенных в данном направлении, стало создание любительского футбольного клуба «Таврия» (базируется в г. Берислав Херсонской области), который 29 августа 2016 года был допущен к участию в Чемпионате Украины среди аматорских команд [25], где, однако по итогам первой части сезона 2016/2017 гг. занял лишь девя-

тое место среди 11 команд. Тем не менее 17 ноября 2016 года стало известно, что т.н. «симферопольская «Таврия» подала заявку в ФФУ на участие в процедуре аттестации на сезон 2017/2018 гг. и таким образом, намерена уже в следующем году «вернуть профессиональный статус» для участия во второй лиге чемпионата Украины [26]. Данный клуб позиционирует себя как правопреемника СК «Таврия», использует его символику и прямо противопоставляет себя ФК «ТСК-Таврия».

Процессом «возрождения крымского футбола на материке» руководят оставшиеся в Украине крымские политики, бывшие члены фанатского сообщества «СК Таврия», принявшие на себя роль футбольных менеджеров и некоторые крымские футбольные функционеры, не нашедшие своего места в российском Крыму. Все они открыто признают, что «возрождение крымского футбола на материке» является не столько спортивным, сколько политическим решением. Но именно в этом и заключается главный недостаток «крымских» футбольных организаций, действующих на территории Украины поскольку они не представляют спортивное сообщество Крыма как таковое и абсолютно никак не влияют на развитие профессионального футбола на полуострове.

Что касается мер со стороны УЕФА, направленных на разрешение спора вокруг крымского футбола, то в Ньоне явно взяли курс на содействие в установлении прямого диалога между ФФУ и КФС, и обоюдную помощь в становлении футбольных организаций, представляющих Крым как в действительности (КФС), так и номинально («Федерация футбола Крыма» в составе ФФУ). Так 20 февраля 2017 года в Киеве состоялись переговоры между ФФУ и УЕФА по крымскому футболу, результатом которых, как сообщили представители «Федерации футбола Крыма», стало согласие УЕФА выделить 1 млн. евро на развитие футбольной инфраструктуры в Херсонской области, где базируются «Федерация футбола Крыма» и «симферопольская «Таврия» [27]. 10 марта 2017 года в штаб-квартире УЕФА в Ньоне состоялось рабочее совещание с участием членов исполнительного комитета УЕФА, директора департамента национальных ассоциаций УЕФА, представителей финансового и юридического департаментов УЕФА и руководства КФС. В ходе двусторонней встречи были обсуждены наиболее актуальные вопросы, связанные с развитием футбола в Крыму, а также выработаны пути их решения.

В УЕФА высоко оценили работу КФС по развитию футбола на полуострове и выразили готовность оказывать максимальную и всестороннюю под-

держку профессиональному футболу в Крыму, для чего планируют выделить 1 млн. евро и сотрудничать с КФС. В частности, речь шла о программе УЕФА «Хет-трик», направленной на строительство мини-футбольных площадок с искусственным покрытием. О программах обучения, повышения квалификации и лицензирования крымских футбольных тренеров и арбитров.

Участники встречи не обошли стороной и вопрос, связанный с транс-ферными сертификатами крымских футболистов, заявив о том, что приложат усилия к тому, чтобы в ближайшее время начался переговорный процесс с участием КФС и ФФУ для решения данной проблемы [28].

Окончательно снять вопрос о принадлежности крымского профессионального футбола может обретение КФС полноценного членства в УЕФА. Возможно ли это? Как уже было отмечено УЕФА оставляет за собой право принимать любые необходимые решения для устранения проблем, связанных со спорами между ассоциациями-членами. При этом определяющую роль в вопросе о статусе КФС может сыграть прецедентный подход к решению данной проблемы, опирающийся на исключительные случаи в истории футбола. Так необходимо отметить, что в силу исторических обстоятельств членами УЕФА и ФИФА являются четыре ассоциации, которые не представляют отдельных независимых государств. Таковыми являются Футбольная ассоциация Англии, Футбольная ассоциация Шотландии, Футбольная ассоциация Уэльса и Ирландская футбольная ассоциация (Северная Ирландия) [10, с. 30], которые соответственно представляют одно государство — Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Данные ассоциации получили право на отдельное членство в связи с тем, что исторически сформировались обособленно друг от друга и при этом именно они обладают исключительным правом вносить изменения в общепризнанные правила игры как родоначальники футбола. Первый юридически зафиксированный Свод правил появился в 1863 году, а в 1886 году названными ассоциациями был учреждён Международный совет футбольных ассоциаций (ИФАБ), с целью следить за соблюдением общепринятых правил игры [29]. Однако наиболее примечательным примером является членство в УЕФА ассоциаций футбола Гибралтара, Фарерских островов и Республики Косово [10, с. 30]. Гибралтар является одной из 14 заморских территорий Великобритании со статусом доминиона согласно Конституции 2006 года [30, с. 1]. Вокруг данной территории ещё с XVIII века длится территориальный спор между Великобританией и Испанией связанный с разночтениями Утрехтского

мирного договора 1713 года, прекратившего Войну за испанское наследство (1701-1714 гг.). Утрехтский мирный договор не содержит какой-либо карты или конкретного описания территорий, на которые распространяются владения Великобритании, вследствие чего его текст стал предметом различных интерпретаций с каждой стороны. Испания не признаёт британского суверенитета над Гибралтаром, так как считает, что единственная часть, которая принадлежит Великобритании, это периметр города, а остальные территории т.е. собственно сам Гибралтарский полуостров, территориальные воды и воздушное пространство ей не принадлежат. А после того как в начале ХХ века британская сторона в одностороннем порядке возвела т.н. «Решётку» — пограничные военные укрепления на перешейке, соединяющем полуостров с материком, Мадрид объявил территорию Гибралтара оккупированной [31, с. 90; 32, с. 3, 20, 25].

Футбольная ассоциация Гибралтара (ФАГ) была основана в 1895 году под названием Гражданская футбольная ассоциация Гибралтара, и является одной из старейших футбольных ассоциаций Европы. Футбол по праву можно назвать самым популярным видом спорта в Гибралтаре. Его пионерами здесь ещё в XIX веке стали служившие на полуострове британские военные. Хотя точно неизвестно, когда в Гибралтаре появился первый гражданский футбольный клуб, документально подтверждено, что ещё в 1892 году здесь выступала команда «Принс оф Уэйлз».

В октябре 2012 года ФАГ получила членство в УЕФА на предварительной основе, а в 2013 году на XXXVII Конгрессе УЕФА в Лондоне она была принята в полноправные члены. В 2013 году национальная сборная Гибралтара по футзалу впервые приняла участие в квалификации Чемпионата Европы. Команда попала в одну группу с Сан-Марино, Черногорией и принимавшей мини-турнир Францией. Тогда и была зафиксирована первая официальная победа Гибралтара — со счётом 7:5 была обыграна сборная Сан-Марино. В октябре 2013 года сборные Гибралтара приняли участие в квалификациях чемпионатов Европы среди юниоров до 19 и 17 лет. Что касается национальной сборной страны, то её официальным дебютом стала квалификационная кампания Чемпионата Европы 2016 года, в которой она добилась нулевой ничьи со Словакией, а также победы со счётом 1:0 над Мальтой [33; 34].

Борьба за вступление ФАГ в УЕФА длилась с 1997 года, против вступления ФАГ в организацию возражала Футбольная федерация Испании, кото-

рая выдвигала политический довод о том, что Гибралтар часть территории Испании, а, следовательно, на неё распространяется её юрисдикция [34; 35, с. 4, 7, 8]. Протест Испании удалось преодолеть после решения Спортивного арбитражного суда в Лозанне от 7 октября 2003 года. Суд постановил, что при рассмотрении заявки ФАГ на членство, УЕФА должен руководствоваться старой редакцией части 1 ст. 5 Устава, которая не предусматривала обязательного признания страны, представленной ассоциацией-претендентом со стороны ООН и действовала на момент, когда ФАГ подала свою заявку (действующая ныне редакция была утверждена 11 октября 2001 г.). Таким образом новая норма не могла иметь обратной силы, на чём настаивали в УЕФА, учитывая позицию Футбольной федерации Испании. Также Суд особо отметил, что ФАГ выполнил все требования на соответствие претендента стандартам УЕФА и является ассоциацией независимой, поэтому право УЕФА отклонить его заявку на членство даже с учётом данного обстоятельства не должно создавать эффект бойкота со стороны УЕФА, как организации, занимающей доминирующее или монополистическое положение в организации спортивных соревнований. Наконец Судом отмечено было и то, что понятия «нация» или «страна» в спортивном сообществе не должны обязательно пониматься в общепринятом политическом значении, если речь идёт о территории, на которой ассоциация-претендент обладает исключительным правом по организации и развитию профессионального футбола. Тем более, что на момент, когда ФАГ подала свою заявку, членами УЕФА уже являлись ассоциации, не представляющие независимых государств, как например Футбольная ассоциация Фарерских островов, которые являются автономией в составе Королевства Дания, а также упомянутые ранее ассоциации Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии [35, с. 1, 14].

Что касается Республики Косово, то в настоящий момент это частично признанное государство, не являющееся членом ООН, несмотря на то, что оно признано большинством государств-членов ООН. Вопрос о членстве Футбольной федерации Косова (ФФК) в УЕФА был поднят на XL Конгрессе УЕФА в Будапеште, в 2016 году, где состоялось голосование по данному вопросу и ФФК стал 55 членом европейской футбольной семьи, заручившись поддержкой простого большинства (28 голосов «За», 24 голоса «Против» и 2 «Воздержались») [36]. Против рассмотрения заявки ФФК активно выступали Футбольный союз Сербии и поддерживающий его РФС, тем не менее заявка ФФК была принята к рассмотрению.

Членство в ФИФА — Международной федерации футбольных ассоциаций, приобретается соответственно после обретения членства в УЕФА, в случае одобрения со стороны его руководящих органов.

Крымский футбольный союз (КФС) с опорой на прецедент названных стран, может обрести полноценное членство в УЕФА, а в последствие и ФИФА, ибо само создание КФС стало возможным благодаря согласию со стороны УЕФА. КФС осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом УЕФА и ФИФА, и обладает исключительными правами на организацию и развитие профессионального футбола на территории Крыма как «специальной зоны», определённой УЕФА.

Созданная в 2016 году «Федерация футбола Крыма» в составе ФФУ не представляет профессиональный футбол Крыма и не оказывает никакого влияния на его организацию и развитие, являясь лишь политическим инструментом политиков.

Чрезвычайно важной для КФС в достижении цели полноценного членства в УЕФА и ФИФА будет поддержка со стороны РФС как организации-партнёра, ответственных за развитие массового спорта органов власти и должностных лиц Российской Федерации, региональных властей Республики Крым и города федерального значения Севастополя. На ближайшую перспективу КФС это безальтернативный и наиболее эффективный путь развития для профессионального футбола в Крыму. Однако наиболее позитивным эффектом для КФС безусловно может обладать лишь общественная поддержка, массовое присутствие болельщиков на стадионах. Это будет бесспорным свидетельством состоятельности профессионального футбола в Крыму.

Литература

1. Белая книга нарушений прав человека и принципа верховенства права на Украине (ноябрь 2013-март 2014). М.: Мин-во иностранных дел РФ, 2014.

2. Белая книга нарушений прав человека и принципа верховенства права на Украине (июль-ноябрь 2014). М.: Мин-во иностранных дел РФ, 2014.

3. Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 6 марта 2014 года №1702-6/14 «О проведении общекрымского референдума». URL: http://crimea.gov.ru/act/11689 (дата обращения 26.03.2017).

4. Севастопольский городской совет VI созыва. Решение от 6 марта 2014 года №7151 «Об участии в проведении общекрымского референдума».

5. Крымская весна: документы и факты | Хронология. URL: http://crimea.gov.ru/vesna/documents (дата обращения 26.03.2017).

6. Постановление Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2017 года №1745-6/14 «О независимости Крыма». URL: http://www.crimea.gov.ru/act/11748 (дата обращения 26.03.2017).

7. Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 года №147 «О признании Республики Крым». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38202 (дата обращения 26.03.2017).

8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов // Конституция Российской Федерации. Симферополь: ФЛП А. Е. Плохотнюк, 2014.

9. УЕФА - управляющий орган европейского футбола | История | Об УЕФА | Интернет-сайт УЕФА. URL: http://ru.uefa.org/about-uefa/history/index.html (дата обращения 26.03.2017).

10. UEFA Statutes. Rules of Procedure of the UEFA Congress. Regulations governing the Implementation of the UEFA Statutes. May 2016.

11. Российский футбольный союз | Новости | Итоги Конференции РФС. URL: http://www.rfs.ru/main/news/rfs_news/79377.html (дата обращения 26.03.2017).

12. Российский футбольный союз | Новости | Итоги Бюро Исполкома РФС. URL: http://www.rfs.ru/main/news/rfs_news/79685.html (дата обращения 26.03.2017).

13. Республиканская федерация футбола Крыма | Архив новостей | Итоги V-й Внеочередной конференции РФФК. URL: http://rffk-roo.ru/index.php/230-itogi-v-j-vneocherednoj-konferentsii-rffk (дата обращения 26.03.2017).

14. Министерство спорта Республики Крым. Письмо от 29 июля 2014 года №01-15/221 «Президенту Общероссийской общественной спортивной организации «Российский футбольный союз» Н.А. Толстых».

15. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №211-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2014 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 9 июля 2014 г.

16. Ассоциация «Профессиональная футбольная Лига» | Официально | Решения ПФЛ | Решение Совета Ассоциации «ПФЛ» от 8 августа 2014 года. URL: http://www.pfl-russia.com/officially/74/4938/ (дата обращения 26.03.2017).

17. УЕФА | Новости | Решение по крымским клубам. URL: http://ru.uefa.org/about-uefa/news/newsid=2134983.html (дата обращения 26.03.2017).

18. Report of the President and Executive Committee. Report of the UEFA Administration 2014/15. Zurich, 25 February 2016.

19. Ассоциация «Профессиональная футбольная Лига» | Официально | Решения ПФЛ | Решение Совета Ассоциации «ПФЛ» от 5 февраля 2015 года. URL: https://www.pfl-russia.com/officially/74/4939/ (дата обращения 26.03.2017).

20. Устав Некоммерческой организации «Крымский футбольный союз (со специальным статусом). Симферополь, 2015.

21. Приложение №1 к Постановлению Президиума Крымского футбольного Союза (со специальным статусом) №9 от 29 июля 2015 года. Регламент Чемпионата Премьер-Лиги Крымского футбольного союза по футболу среди профессиональных команд футбольных клубов сезона 2015-2016 годов. Симферополь, 2015.

22. Программа развития футбола в Республике Крым и городе Севастополе в рамках подпрограммы «развития спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» государственной программы РФ «Развития физической культуры и спорта на 2015-2016 годы.

23. Крымский футбольный союз | Новости КФС | В Симферополе состоялся Крымский футбольный Форум (ФОТО, ВИДЕО). URL: http://www.cfu2015.com/publics/861/ (дата обращения 26.03.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Президент УкраТни | Петро Порошенко | ОфМйне нтернет-представництво | Новини | Президент зустрiвся з делега^ею У6ФА [электронный ресурс]. URL: http://www.president.gov.ua/news/prezident-zustrivsya-z-delegaciyeyu-uyefa-38722 (дата обращения 26.03.2017).

25. Таврия. Спортивный клуб из Симферополя. Официальный сайт | Новости | Сергей Куницын: «В российском и крымском футбольных союзах — паника». URL: http://tavriya.com.ua/?id=5094 (дата обращения 26.03.2017).

26. Таврия. Спортивный клуб из Симферополя. Официальный сайт | Новости | «Таврия» подала заявку на аттестацию в ФФУ!. URL: http://tavriya.com.ua/?id=5126 (дата обращения 26.03.2017).

27. Таврия. Спортивный клуб из Симферополя. Официальный сайт | Новости | УЕФА выделяет 1 млн евро на инфраструктуру «Таврии». URL: http://tavriya.com.ua/?id=5138 (дата обращения 26.03.2017).

28. Крымский футбольный союз | Новости КФС | УЕФА выделил 1 миллион евро на развитие футбола в Крыму. URL: http://www.cfu2015.com/publics/1018/ (дата обращения 26.03.2017).

29. IFAB: The International football association board | History laws of the game. URL: http://www.theifab.com/#!/history/laws (дата обращения 26.03.2017).

30. Supplement to the Gibraltar gazette. The Gibraltar Constitution Order 2006. Despatch from the Secretary of State to His Excellency The Governor // The Gibraltar gazette. No. 3. 28th December, 2006.

31. Сбойко Л. Гибралтарская проблема: история и современность // Обозреватель-Observer. 2008. №11.

32. Кузнецова М.В. Проблема Гибралтара в испано-британских отношениях в начале XXI века: Автореф. дис. ... канд. ист. наук.: спец. 07.00.15. М., 2015.

33. УЕФА | Ассоциации УЕФА | Гибралтар: Футбольная ассоциация Гибралтара. URL: http://ru.uefa.org/member-associations/association=gib/index.html (дата обращения 26.03.2017).

34. Gibraltar Football Association | About. URL: http://www.gibraltarfa.com/about-us (дата обращения 26.03.2017).

35. Court of Arbitration for Sport. Arbitration CAS 2002/0/410 The Gibraltar Football Association (GFA) / Union des Associations Européennes de Football (UEFA), award of 7 Oct. 2003.

References

1. Belaya kniga narushenii prav cheloveka i printsipa verkhovenstva prava na Ukraine (noyabr' 2013-mart 2014). M.: Min-vo inostrannykh del RF, 2014.

2. Belaya kniga narushenii prav cheloveka i printsipa verkhovenstva prava na Ukraine (iyul'-noyabr' 2014). M.: Min-vo inostrannykh del RF, 2014.

3. Postanovlenie Verkhovnoi Rady Avtonomnoi Respubliki Krym ot 6 marta 2014 goda №1702-6/14 «O provedenii obshchekrymskogo referenduma». URL: http://crimea.gov.ru/act/11689 (data obrashcheniya 26.03.2017).

4. Sevastopol'skii gorodskoi sovet VI sozyva. Reshenie ot 6 marta 2014 goda №7151 «Ob uchastii v provedenii obshchekrymskogo referenduma».

5. Krymskaya vesna: dokumenty i fakty | Khronologiya. URL: http://crimea.gov.ru/vesna/documents (data obrashcheniya 26.03.2017).

6. Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 17 marta 2017 goda №1745-6/14 «O nezavisimosti Kryma». URL: http://www.crimea.gov.ru/act/11748 (data obrashcheniya 26.03.2017).

7. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 17 marta 2014 goda №147 «O priznanii Respubliki Krym». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38202 (data obrashcheniya 26.03.2017).

8. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Krym o prinyatii v Rossiiskuyu Federatsiyu Respubliki Krym i obrazovanii v sostave Rossiiskoi Federatsii novykh sub"ektov. Konstitutsiya Rossiiskoi Federa-tsii. Simferopol': FLP A. E. Plokhotnyuk, 2014.

9. UEFA - upravlyayushchii organ evropeiskogo futbola | Istoriya | Ob UEFA | Internet-sait UEFA. URL: http://ru.uefa.org/about-uefa/history/index.html (data obrashcheniya 26.03.2017).

10. UEFA Statutes. Rules of Procedure of the UEFA Congress. Regulations governing the Implementation of the UEFA Statutes. May 2016.

11. Rossiiskii futbol'nyi soyuz | Novosti | Itogi Konferentsii RFS. URL: http://www.rfs.ru/main/news/rfs_news/79377.html (data obrashcheniya 26.03.2017).

12. Rossiiskii futbol'nyi soyuz | Novosti | Itogi Byuro Ispolkoma RFS. URL: http://www.rfs.ru/main/news/rfs_news/79685.html (data obrashche-niya 26.03.2017).

13. Respublikanskaya federatsiya futbola Kryma | Arkhiv novostei | Itogi V-i Vneocherednoi konferentsii RFFK. URL: http://rffk-roo.ru/index.php/230-itogi-v-j-vneocherednoj-konferentsii-rffk (data obrashche-niya 26.03.2017).

14. Ministerstvo sporta Respubliki Krym. Pis'mo ot 29 iyulya 2014 goda №01-15/221 «Prezidentu Obshcherossiiskoi obshchestvennoi sportivnoi organi-zatsii «Rossiiskii futbol'nyi soyuz» N.A. Tolstykh».

15. Federal'nyi zakon ot 21 iyulya 2014 g. №211-FZ «Ob osobennostyakh pravovogo regulirovaniya otnoshenii v oblasti fizicheskoi kul'tury i sporta v svyazi s prinyatiem v Rossiiskuyu Federatsiyu Respubliki Krym i obrazovaniem v sostave Rossiiskoi Federatsii novykh sub"ektov - Respub-liki Krym i goroda fed-eral'nogo znacheniya Sevastopolya»: prinyat Gos. Du-moi Feder. Sobr. Ros. Federatsii 14 iyulya 2014 g.: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobr. Ros. Federatsii 9 iyulya 2014 g.

16. Assotsiatsiya «Professional'naya futbol'naya Liga» | Ofitsial'no | Resheniya PFL | Reshenie Soveta Assotsiatsii «PFL» ot 8 avgusta 2014 goda. URL: http://www.pfl-russia.com/officially/74/4938/ (data obrashcheniya 26.03.2017).

17. UEFA | Novosti | Reshenie po krymskim klubam. URL: http://ru.uefa.org/about-uefa/news/newsid=2134983.html (data obrashcheniya 26.03.2017).

18. Report of the President and Executive Committee. Report of the UEFA Administration 2014/15. Zurich, 25 February 2016.

19. Assotsiatsiya «Professional'naya futbol'naya Liga» | Ofitsial'no | Resheniya PFL | Reshenie Soveta Assotsiatsii «PFL» ot 5 fevralya 2015 goda. URL: https://www.pfl-russia.com/officially/74/4939/ (data obrashcheniya 26.03.2017).

20. Ustav Nekommercheskoi organizatsii «Krymskii futbol'nyi soyuz (so spetsial'nym statusom). Simferopol', 2015.

21. Prilozhenie №1 k Postanovleniyu Prezidiuma Krymskogo futbol'nogo Soyuza (so spetsial'nym statusom) №9 ot 29 iyulya 2015 goda. Reg-lament Chempionata Prem'er-Ligi Krymskogo futbol'nogo soyuza po futbolu sredi pro-fessional'nykh komand futbol'nykh klubov sezona 2015-2016 go-dov. Simferopol', 2015.

22. Programma razvitiya futbola v Respublike Krym i gorode Sevastopole v ramkakh podprogrammy «razvitiya sporta vysshikh dostizhenii i sistemy

podgotovki sportivnogo rezerva» gosudarstvennoi programmy RF «Razvitiya fizicheskoi kul'tury i sporta na 2015-2016 gody.

23. Krymskii futbol'nyi soyuz | Novosti KFS | V Simferopole sostoyalsya Krymskii futbol'nyi Forum (FOTO, VIDEO). URL: http://www.cfu2015.com/publics/861/ (data obrashcheniya 26.03.2017).

24. Prezident Ukraïni | Petro Poroshenko | Ofitsiine internet-predstavnitstvo | Novini | Prezident zustrivsya z delegatsieyu U6FA [elek-tronnyi resurs]. URL: http://www.president.gov.ua/news/prezident-zustrivsya-z-delegaciyeyu-uyefa-38722 (data obrashcheniya 26.03.2017).

25. Tavriya. Sportivnyi klub iz Simferopolya. Ofitsial'nyi sait | Novosti | Sergei Kunitsyn: «V rossiiskom i krymskom futbol'nykh soyuzakh — panika». URL: http : //tavriya .com. ua/?id=5094 (data obrashcheniya 26.03.2017).

26. Tavriya. Sportivnyi klub iz Simferopolya. Ofitsial'nyi sait | Novosti | «Tavriya» podala zayavku na attestatsiyu v FFU!. URL: http://tavriya.com.ua/?id=5126 (data obrashcheniya 26.03.2017).

27. Tavriya. Sportivnyi klub iz Simferopolya. Ofitsial'nyi sait | Novosti | UEFA vydelyaet 1 mln evro na infrastrukturu «Tavrii». URL: http://tavriya.com.ua/?id=5138 (data obrashcheniya 26.03.2017).

28. Krymskii futbol'nyi soyuz | Novosti KFS | UEFA vydelil 1 million evro na razvitie futbola v Krymu. URL: http://www.cfu2015.com/publics/1018/ (data obrashcheniya 26.03.2017).

29. IFAB: The International football association board | History laws of the game. URL: http://www.theifab.com/#!/history/laws (data obrashcheniya 26.03.2017).

30. Supplement to the Gibraltar gazette. The Gibraltar Constitution Order 2006. Despatch from the Secretary of State to His Excellency The Governor. The Gibraltar gazette. No. 3,574 of 28th December, 2006.

31. Sboiko L. Gibraltarskaya problema: istoriya i sovremennost'. Obozre-vatel'-Observer. 2008. №11.

32. Kuznetsova M.V. Problema Gibraltara v ispano-britanskikh otnosheni-yakh v nachale KhKhI veka: Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk.: spets. 07.00.15. M., 2015.

33. UEFA | Assotsiatsii UEFA | Gibraltar: Futbol'naya assotsiatsiya Gibraltara. URL: http://ru.uefa.org/member-associations/association=gib/index.html (data obrashcheniya 26.03.2017).

34. Gibraltar Football Association | About. URL: http://www.gibraltarfa.com/about-us (data obrashcheniya 26.03.2017).

35. Court of Arbitration for Sport. Arbitration CAS 2002/O/410 The Gibraltar Football Association (GFA). Union des Associations Européennes de Football (UEFA), award of 7 Oct. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.