УДК 327
Аксянов Алексей Сафович
Aksyanov Alexey Safovich
аспирант Института международных отношений и мировой истории
Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
PhD student,
Institute of International Relations and World History, Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod
СПОРТ КАК ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
SPORT AS A FACTOR OF INFLUENCE ON THE POLITICAL PROCESS
Аннотация:
Summary:
В статье анализируются факты использования спорта и спортивной среды в качестве инструмента воздействия на политические процессы. Выдвигается гипотеза, что спорт становится средством манипуляции обществом и общественным мнением. Регулярность использования спортивной системы для достижения политических выгод наделяет упомянутые тенденции признаками политической технологии.
The article deals with the facts showing the use of sport and sport environment as an instrument of influence on the political process. The author hypothesizes that the sport becomes a means of manipulation of society and public opinion. The regularity of the use of sport system in order to get political mileages provides the above said trends with the attributes of a political technology.
Ключевые слова:
спорт, политические технологии, политический процесс, манипуляция общественным мнением.
Keywords:
sport, political technology, political process, manipulation of public opinion.
Увеличение политического влияния на спорт в современности продиктовано глубокими социальными мировыми процессами. В первую очередь это процесс глобализации общества. Сюда же можно отнести организацию мирового, общего рынка и формирование единой, доступной информационной системы. Технический прогресс в области передачи данных создал условия для постоянного участия людей в международной и внутригосударственной спортивной жизни. Сфера коммуникаций перетекает в информационное пространство: развитие сети Интернет, сотовой связи, спутникового телевидения делает возможным приобщение к спорту интерактивным способом. К тому же сегодня развитость технологий сузила пространство вокруг человека до мобильного устройства, телефона или любого другого «гаджета». Промышленное производство позволяет выпускать сравнительно недорогие средства передвижения, и отдельный субъект может отправиться в любую часть земного шара на самолете или автомобиле. Человек может облететь земной шар всего за сутки. Данные тенденции оказывают влияние на общество, в том числе на спорт. После завершения «холодной войны» и деконструкции биполярной системы, где спорт выступал как инструмент идеологической борьбы социалистического и капиталистического мироустройства, спортивная сфера осталась не менее востребованным орудием политического воздействия и использования.
Целью данной статьи является анализ технологий использования спортивной сферы в политических процессах.
Сложность современных политических взаимоотношений на международном и внутригосударственном уровнях обусловливает отсутствие возможности прямого, силового воздействия без последствий. Основной метод влияния на общество - политические технологии. Существует большое количество определений понятия «политические технологии», к примеру, совокупность используемых средств и приемов достижения результата политического процесса [1]. По своей сути, все они сходятся на том, что это совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических, управленческих задач. Столь значимое по человеческим ресурсам явление, как спорт, не могло быть проигнорировано политтехнологами. Исходя из этого, можно выделить ряд примеров использования спортивной сферы для воздействия политических технологий на общество как на международном, так и внутригосударственном уровне.
Первое. Сознательное, регулярное использование фанатских структур и организаций в политических акциях деструктивного характера заставляет рассматривать данные процессы как политическую технологию. Подтверждением закономерности привлечения организованных спортивных фанатских группировок, как правило футбольных «ультрас», служат события на Украине в 2014 г. на так называемом «Майдане», где данные образования выступали как элемент силовой, ударной поддержки протестующих. Следует отметить, что им отводится роль дестабилизирующей силы, провокаторов органов правопорядка и зачинщиков уличных столкновений. При этом организаторы
мероприятий, не просчитывая последствий своих действий, допускают серьезные ошибки с фатальными последствиями. Апофеозом стали события 2 мая в Одессе в Доме профсоюзов. В результате столкновения между сторонниками «антимайдана» с одной стороны и футбольными фанатами одесского и харьковского клубов, а также сторонниками «евроинтеграции» с другой погибло, только по официальным данным, 38 человек [2]. Член Общественной палаты политолог Сергей Марков считает, что ультранационалистическая организация «Правый сектор» сформирована из фанатов... с ними работали. В целом фанаты склонны к национализму, а здесь он еще раскручивался и организовывался.» [3]. Следует отметить, что практика вербовки футбольных болельщиков для неонацистских организаций, а также использования фанатских структур для пропаганды заданного характера политических воззрений распространена во многих странах Европы. Следует отметить, что подавляющее большинство фанатских организаций в Европе имеют крайне правые взгляды.
Второе. Попытка влиять открытым, правовым путем на общественные и политические процессы в мире. В частности, налоговая служба (IRS), ФБР и генеральная прокуратура США предъявили обвинение по делу о коррупции в Международной федерации футбола - ФИФА (FIFA) четырнадцати ее чиновникам. Спортивные функционеры, в их числе вице-президенты исполкома ФИФА Джеффри Уэбб и Эухенио Фигередо, а также Эдуардо Ли, Хулио Рока, Костас Таккас, Рафаэль Эс-кивель, Хосе Мария Марин, были арестованы в Цюрихе. Им вменяется получение многомиллионных средств за продажу голосов в поддержку того или иного кандидата на проведение финальной части чемпионата мира по футболу. В центре коррупционного скандала оказались государства - организаторы чемпионатов мира по футболу 2010 г. - ЮАР, 2014 г. - Бразилии, 2018 г. - Российская Федерация, 2022 г. - Катар. По словам В.В. Путина, «это еще одна явная попытка [США] распространить свою юрисдикцию на другие государства» [4]. Попытка применения собственной правовой системы к гражданам не США неизменно имеет политический характер и направлена на манипуляцию мировым футболом, спортивными чиновниками высокого уровня. Данный вид политической технологии имел демонстрационный эффект возможностей правовой системы США, оказал давление на руководителей высокого ранга ФИФА, в том числе ее президента Йозефа Блаттера, который впоследствии подал в отставку; продемонстрировал лоббирование собственных интересов в сфере мирового спорта, в частности футбола. Следует заметить, что США также были в числе кандидатов на принятие мундиаля в 2018 и в 2022 гг.
Третье. Возможность участия спортивной сборной страны на крупном спортивном соревновании является фактором международного признания государства. Неизбежно в обществе актуализируется его субъектность, он начинает быть воспринимаемым в качестве политического актора. Из этого следует, что приведенный механизм стоит воспринимать как политическую технологию.
Характерным является пример с переходом крымских футбольных команд под эгиду Российского футбольного союза и участие их в футбольном первенстве России. Из заявления европейских футбольных функционеров, следовало, что «.в свете сложного текущего политического положения и до момента, когда можно будет принять общее решение по Крыму, рабочая группа УЕФА по чрезвычайным ситуациям постановляет, что любые футбольные матчи, сыгранные крымскими клубами под эгидой Российского футбольного союза (РФС), не будут признаны УЕФА до дальнейших распоряжений» [5]. Таким образом, ФИФА и УЕФА, не выдержав давления со стороны политических сил Евросоюза, Америки и Англии, решили запретить крымским клубам выступать в соревнованиях под эгидой РФС с января 2015 г. Крым стали считать специальной футбольной зоной. При этом УЕФА взял на себя вопрос финансирования игры в регионе [6]. Футбольные матчи на Крымском полуострове не будут проходить под эгидой Российского футбольного союза. Таким образом, европейские спортивные функционеры, движимые далеко не спортивным, а политическим началом, а точнее давлением, предприняли попытки не признать свершившегося - возвращения Крыма в состав России.
Исходя из положения минимизации возможных угроз и решения прикладных задач в области обеспечения безопасности граждан РФ существует необходимость в подробном изучении всех вопросов, связанных с использованием спорта как политического инструмента.
Ссылки:
1. Санжаревский И.И. Политическая наука : словарь-справочник. Изд. 4-е, испр. и доп. Тамбов, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://politike.ru/dictionary/1152/word/tehnologija-politicheskaja (дата обращения: 28.07.2015).
2. При пожаре в Доме профсоюзов в Одессе погибли 38 человек [Электронный ресурс] // РИА Новости. 02.05.2014. URL: http://ria.ru/world/20140502/1006328623.html (дата обращения: 28.07.2015).
3. Крецул Р., Нижегородцев Д. Не спорт, а политика [Электронный ресурс] // Взгляд : деловая газета. 2014. 10 окт. URL: www.vz.ru/society/2014/10/10/709898.html (дата обращения: 09.01.2015).
4. Путин прокомментировал ситуацию вокруг ФИФА и ЧМ-2018 [Электронный ресурс] // Эксперт. 2015. 28 мая. URL: http://expert.ru/2015/05/28/putin-prokommentiroval-situatsiyu-vokrug-fifa-i-chm-2018/ (дата обращения: 28.07.2015).
5. Решение по крымским клубам [Электронный ресурс] // UEFA [Офиц. сайт]. 2014. 22 авг. URL: http://ru.uefa.com/uefaeuropaleague/news/newsid=2134983.html (дата обращения: 03.01.2015).
6. Кравченко М. Крымские клубы исключены из чемпионата России [Электронный ресурс] // Советский спорт. 2015. 23 янв. URL: http://www.sovsport.ru/news/text-item/773526 (дата обращения: 24.01.2015).
References:
1. Sanzharevskiy, II 2012, Political science: the dictionary catalog. ed. 4th, Tambov, retrieved 28 July 2015, <http://poli-tike.ru/dictionary/1152/word/tehnologija-politicheskaja>.
2. 'In case of fire in the House of Trade Unions in Odessa killed 38 people' 2014, RRIA Novosti. 02/05/2014, retrieved 28 July 2015, <http://ria.ru/world/20140502/1006328623.html>.
3. Kretsul, R & Nizhegorodtsev, D, 2014, 'Not sports, and politics', Look: business newspaper. 10 October 2014, retrieved 09 January 2015, <www.vz.ru/society/2014/10/10/709898.html>.
4. 'Putin commented on the situation around the FIFA World Cup 2018' 2015, Expert. 2015 on 28 May, retrieved 28 July 2015, <http://expert.ru/2015/05/28/putin-prokommentiroval-situatsiyu-vokrug-fifa-i-chm-2018/>.
5. 'The decision of the Crimean club' 2014, UEFA [official. site]. 2014. August 22, retrieved 03 January 2015, <http://ru.uefa.com/uefaeuropaleague/news/newsid=2134983.html>.
6. Kravchenko, M 2015, 'Crimean clubs eliminated from the championship of Russia', Soviet Sport. 2015. January 23, retrieved 24 January 2015, <http://www.sovsport.ru/news/text-item/773526>.