Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences
4 (255) 2016
DOI 10.58627JHSS.255.17 УДК 378.046.4
П.В. Сысоев
спорные вопросы реализации образовательных программ
по сетевой форме обучения
Статья посвящена обсуждению дискуссионных аспектов разработки и реализации сетевых образовательных программ в России. Под сетевой образовательной программой понимается модель организации образовательного процесса, которая позволяет привлекать ресурсы разных организаций для освоения слушателями образовательной программы. Обозначена актуальность внедрения сетевых образовательных программ. рассмотрены их преимущества. определены и аргументированы дискуссионные вопросы, связанные с реализацией сетевых образовательных программ на современном этапе. К таким вопросам автор относит: распределение обязанностей между вузами-партнерами; университет-рекрут vs выпускающий университет; современные сетевые университеты; сопряжение учебных планов; низкий уровень подготовки студентов в регионах; требование резиденции и финансовый аспект. Материалы статьи могут быть использованы при разработке сетевых образовательных программ.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ; СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА; СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ; ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
В последней редакции закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. [1] дистанционная форма обучения, которая де-факто существовала и функционировала в России уже несколько лет, получила официальный статус. Это дало стимул к интенсивной разработке и внедрению сетевых образовательных программ. Такие программы реализуются одновременно несколькими организациями, что позволяет обучающимся использовать значительно больше ресурсов для формирования профессиональных компетенций и, как результат, способствует повышению качества образования. Однако, несмотря на очевидные преимущества, реализация сетевых образовательных программ поднимает ряд спорных дискуссионных вопросов, которые во многом определяют «быть или не быть» сетевой программе. Рассмотрим наиболее актуальные из таких вопросов.
Согласно закону «Об образовании в РФ», сетевая форма реализации образовательной программы — это методическая система организации образовательного процесса, которая позволяет привлекать ресурсы разных организаций для освоения слушателями образовательной программы. Законом не ограничивается перечень и ведомственная принадлежность
организаций, принимающих участие в реализации сетевой образовательной программы. Такими организациями могут выступать учреждения высшего образования, научно-исследовательские центры, организации социально-культурного, медицинского, физкультурно-спортивно-го и любого другого профиля.
Следует заметить, что сама идея привлечения ресурсов другой организации для реализации образовательной программы не нова. На протяжении десятилетий студенты разных направлений подготовки (медики, педагоги, юристы, экономисты и т. п.) всегда проходили производственную практику во внешних профильных заведениях согласно специализации. В настоящее время такие отношения между учреждением высшего образования и другой организацией могут быть формально узаконены на более высоком уровне и получить новый статус: «сетевая образовательная программа». Для этого необходимо всем организациям — участницам образовательного процесса заключить договор на совместную реализацию образовательной программы. договор должен содержать следующие сведения:
«1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образова-
тельной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся в организациях; правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы; порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы на основе сетевой формы;
4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также сведения об организациях, осуществляющих образовательную деятельность и выдающих указанные документы;
5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения» [2].
Для реализации сетевой образовательной программы организациями-участницами совместно разрабатывается учебный план программы. Сетевая форма реализации образовательных программ, официальное появление которой ждали и образовательные учреждения, и сами обучающиеся, имеет ряд преимуществ. Во-первых, она направлена на повышение качества предоставляемых образовательных услуг и конкурентноспособности выпускников. Безусловно, привлечение к образовательному процессу ресурсов не одной, а двух или нескольких организаций значительно расширяет спектр возможностей дидактического плана. У обучающихся появится дополнительный доступ к современным образовательным технологиям и средствам обучения, которыми располагают организации — участницы образовательного процесса; слушателям может быть предложен более широкий спектр профилей подготовки и специализаций, возможность углубленного изучения дисциплин и модулей.
Во-вторых, сетевая форма обучения при создании межвузовских образовательных программ позволит большему числу желающих получить образование. Особенно актуальна данная проблема при подготовке квалифицированных кадров в регионах страны, где высшие учебные заведения не в состоянии самостоятельно предложить широкую палитру востребованных и необходимых для региона направлений подготовки.
Безусловно, всё это ведет к более эффективному формированию и совершенствованию профессиональных компетенций студентов, подготовке высококвалифицированных специалистов, которые будут востребованы на современном российском и международном рынке труда.
Вместе с тем практика разработки и реализации сетевых образовательных программ поднимает ряд спорных вопросов, которые, наряду с очевидными достоинствами, констатируют дискуссионные или негативные аспекты данной формы обучения. особенно это касается вариантов, когда одна образовательная программа реализуется несколькими образовательными учреждениями. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Университет-рекрут vs выпускающий университет. Для реализации образовательной программы в сетевое взаимодействие могут вступать два и более образовательных учреждения. При этом создавать сетевую образовательную программу будут явно не центральные вузы между собой. По сложившимся причинам у центральных вузов страны (национально-исследовательских, федеральных университетов, а также крупных вузов мегаполисов) нет таких сложностей в разработке и реализации образовательной программы, какие есть у менее крупных региональных университетов. При реализации сетевой образовательной программы между крупным столичным и региональным университетом, безусловно, последний будет заниматься рекрутингом абитуриентов в регионе. ведь именно региональный вуз будет заинтересован в первую очередь в такой программе, так как самостоятельно реализовать ее не сможет. в современной действительности такое распределение ролей между двумя вузами — это единственная возможность для регионального университета сохранить образовательную про-
. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки у St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 4 (255) 2016
грамму и продолжать заниматься подготовкой кадров для региона и в регионе. Для многих жителей регионов россии наличие необходимой образовательной программы в своем городе — единственная возможность получить образование. Кроме того, последнее десятилетие в России наблюдается проявление второй негативной стороны академической мобильности. уехав из регионального центра на обучение в столичный вуз и получив затем степень бакалавра или магистра, молодые люди в большинстве случаев не стремятся вернуться обратно в регион. Многие из них хотят продолжить трудовую деятельность, завести семью и жить именно в том месте, где они учились в университете и где прошли первые годы их самостоятельной жизни по окончании средней школы. Возникает логичный вопрос: если все квалифицированные и образованные специалисты уедут из регионов, кто же там останется, кто будет развивать региональную экономику? В этой связи сетевые образовательные программы по не имевшимся до этого, но востребованным в регионе направлениям подготовки — это реальная возможность жителям регионов получить достойное образование.
По завершении образовательной программы слушатели должны получить диплом. По всей видимости, это будет диплом центрального вуза, который, вступая в сетевую программу, продвигает и позиционирует свой бренд. слушатели также будут заинтересованы в получении диплома именно центрального, а не регионального университета. По объективным причинам имя регионального вуза будет постепенно нивелироваться, он начнет уступать рынок образовательных услуг гиганту.
Современные сетевые университеты. Уже на протяжении десятка лет в СМИ достаточно часто говорится про сетевые университеты. У многих на слуху сетевые университеты Содружества Независимых Государств (СНГ), стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), БРИКС, которые объединяют ведущие вузы России и других государств-участников. Студенты центральных вузов РФ, входящих в международные сетевые университеты, могут пройти предлагаемые образовательные программы в вузах-партнерах. С одной стороны, это уникальная возможность получить международное образование, одновременно обучаясь
в отечественном вузе. С другой стороны, сетевые университеты — это не что иное, как элитарные клубы университетов, в которые входят Высшая школа экономики, Московский государственный институт международных отношений, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и некоторые другие центральные вузы страны. Это российские вузы, которые и сами предоставляют студентам качественное и конкурентоспособное образование международного уровня. Доступ же к программам сетевых университетов студентам из других университетов, не членов элитарного клуба, невозможен. В этой связи заинтересованность центрального вуза, который входит в сетевые университеты СНГ, ШОС или БРИКС, в создании и реализации сетевой образовательной программы совместно с региональным вузом, скорее всего, будет минимальной. В качестве исключения совместные образовательные программы между вузами могут разрабатываться по приоритетным направлениям при государственной поддержке, а также на основе научных контактов преподавателей вузов.
Сопряжение учебных планов. Многие практики считают, что одним из самых сложных аспектов разработки сетевой образовательной программы является сопряжение учебных планов или разработка одного общего учебного плана с распределением соотношений по трудоемкости и дисциплинам, которые будут предлагаться слушателям обоими вузами. В идеале, например, сетевая двухлетняя магистерская программа, предлагаемая двумя вузами, включает 50 % курсов, предлагаемых одним университетом, и 50 % — другим. При разработке сетевой программы бакалавриата и магистратуры такое соотношение может быть и другим за счет квалификационной работы. Такие детали обсуждаются и согласовываются к моменту заключения договора на реализацию сетевой образовательной программы.
Низкий уровень подготовки студентов в регионах. По сложившимся объективным причинам, когда ЕГЭ открыл двери столичных и центральных вузов тысячам выпускников средних общеобразовательных школ страны, региональные вузы стали выбирать лишь абитуриенты со значительно низкими баллами ЕГЭ. Всё это,
безусловно, отражается на уровне подготовки студентов и формировании их компетенций в вузе. Несмотря даже на наличие федерального компонента учебного плана, задача которого сводится к универсализации содержания образования по одному и тому же направлению подготовки в различных вузах страны, разный исходный уровень абитуриентов приводит к тому, что уровень подготовки выпускников в региональных вузах ниже, чем в центральных университетах. В этой связи не все студенты, зачислившиеся на сетевую программу и прошедшие часть срока обучения в региональном вузе, смогут продолжить обучение в вузе-партнере, где уже не будет личностного фактора преподавателя и «родных стен».
Требования резиденции и финансовый аспект. Сетевая образовательная программа предполагает, что часть времени студенты должны проучиться в одном вузе, а остальную часть — в другом. Вузы-партнеры будут сами договариваться
насчет минимальных требований резиденции. Чаще всего при реализации магистерской сетевой программы это 50 и 50 % (1 и 1 год). При реализации сетевой программы бакалавриата это 3 года в региональном вузе, 1 год в центральном и защита квалификационной работы в центральном вузе. данные цифры могут меняться в зависимости от договоренности сторон и от требований минимальной резиденции центрального вуза. В любом случае студенты должны заранее представлять себе финансовую сторону обучения и резиденции в вузе-партнере. Многие студенты по финансовым соображениям не смогут обучаться по сетевой программе.
Можно обозначить и другие вопросы, связанные с разработкой и реализацией сетевых образовательных программ. Мы рассмотрели лишь некоторые спорные аспекты реализации сетевых образовательных программ, актуальность внедрения и преимущества таких программ.
список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: 2. Сысоев П.В. Перспективы и проблемы реали-
федер. закон РФ № 273-Ф3 от 29.12.2012. URL: зации сетевых образовательных программ // Язык и http://base.garant.ru/70291362/. культура. 2015. № 3. С. 116-125.
СыСОЕВ Павел Викторович — доктор педагогических наук, заведующий лабораторией, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Россия, 392000, Тамбов, Интернациональная, 33 e-mail: psysoyev@yandex.ru
P.V. Sysoyev
controversial issues in implementation of the network education programs
The paper addresses controversial aspects of the implementation of the network educational programs. Under network educational program the author means the model for organization of the educational process,
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences
4 (255) 2016
which allows students to use resources of various organizations enrolled. In the paper the author defines the importance of network educational programs; discusses advantages of network educational programs in the modern Russia; discusses controversial issues of application of network educational programs. To the controversial issues the author refers the following: roles of partner-universities in education; recruiting university vs graduating university; modern network universities; curricula adjustment; low level of regional students' proficiency; residence requirement and financial aspect. The results of the study can be used in the development of network educational programs.
INFORMATIZATION OF EDUCATION; NETWORK EDUCATIONAL PROGRAM; NETWORK EDUCATION; HIGHER EDUCATION.
references
1. Federalnyy zakon RF "Ob obrazovanii v Rossiy-skoy Federatsii" № 273-FZ ot 29.12.2012 [Federal law on Education in the Russian Federation № 273-FZ from 29.12.2012]. Available at: http://base.garant.ru/ 70291362/.
2. Sysoyev P.V [Perspectives and problems from implementation of network educational programs]. Language and Culture, 2015, no. 3, pp. 116—125. (In Russ.)
sYsoYEy Pavel v. — Derzhavin Tambov State University. Internatsional'naya ul., 33, Tambov, 392000, Russia e-mail: psysoyev@yandex.ru
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016