УДК 378.046.4
DOI 10.17223/19996195/31/12
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
П.В. Сысоев
Аннотация. Работа посвящена обсуждению спорных вопросов реализации сетевых образовательных программ. В ней автор обозначает актуальность внедрения дистанционной формы обучения; рассматривает три основные модели дистанционного обучения (модель смешанного обучения, модель «Удаленная аудитория» и модель сетевого обучения); описывает организационные аспекты сетевой образовательной программы; обозначает ряд вопросов, которые связаны с реализацией сетевых образовательных программ.
Ключевые слова: дистанционное обучение; сетевое обучение; сетевая образовательная программа; информатизация образования.
Введение
Одной из доминирующих тенденций развития человечества в XXI в. является глобальная информатизация общества. Стремительное развитие и распространение в России интернет-технологий не могло не отразиться на современной государственной политике в области образования. Информатизация образования стала одним из приоритетных направлений модернизации российской системы общего, среднего и высшего образования, направленной на разработку методологии, методических систем, технологий, методов и организационных форм обучения, на совершенствование механизмов управления системой образования в современном информационном обществе [1, 2]. В рамках приоритетного федерального национального проекта «Образование» в стране были реализованы такие целевые программы, как «Электронная Россия», «Компьютеризация сельских школ», «Компьютер в каждую школу», направленные на информатизацию общего среднего, специального и высшего профессионального образования, т.е. на создание информационной образовательной среды, в которой учащиеся и студенты могли бы интенсивно использовать информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. По своим дидактическим свойствам и методическим функциям современные информационные и коммуникационные технологии могут создать уникальные педагогические условия для организации полноценного педагогического процесса, построенного на дистанционной форме обучения [3-6].
Модели дистанционного обучения: определение понятий и виды
Ключевыми понятиями в данной работе будут термины «дистанционное обучение» и «сетевое обучение». В научной литературе можно
Перспективы и проблемы реализации
117
встретить множество определений данных понятий, которые нередко противоречат друг другу (подробнее см.: [7]). Одно из наиболее известных и общих определений термина «дистанционное обучение» принадлежит Е.С. Полат, которая под данным понятием предложила понимать особую «форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфическими средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [8. C. 17]. Данное определение включает в себя сразу несколько отличительных характеристик дистанционной формы обучения:
а) преподаватель и все обучающиеся находятся на неопределенном расстоянии друг от друга, при этом они связаны между собой средствами ИКТ;
б) дистанционное обучение предполагает взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса посредством ИКТ;
в) в ходе обучения должны использоваться различные (традиционные и инновационные) средства обучения для полноценного овладения обучающимися материалом;
г) ввиду специфики дистанционной формы обучения, в педагогическом процессе должны присутствовать как традиционные формы контроля достижений обучающихся преподавателем, так и альтернативные, включая самоконтроль и взаимоконтроль (peer review);
д) функция преподавателя на всех этапах реализации дистанционной формы обучения заключается в мониторинге учебнопознавательной деятельности обучающихся.
Дистанционная форма обучения создает уникальные условия для обучения по индивидуальной траектории, когда каждый обучающийся может заниматься в свободное время в удобном для него месте и темпе.
Дистанционная форма обучения включает в себя три компонента: технологический, содержательный и организационный. Технологический компонент отвечает за материально-техническую базу (оборудование и программное обеспечение). Содержательный - за содержание обучения, традиционные и инновационные учебные средства и средства контроля, дистанционные курсы и программы обучения. Организационный заключается в реализации учебного процесса с использованием разных моделей дистанционного обучения.
Следует заметить, что за последнее десятилетие в научной литературе появился целый корпус монографических и диссертационных исследований, посвященных интеграции современных ИКТ в образовательный процесс. Анализ данных работ, а также изучение генезиса понятийного содержания терминов в области информатизации образова-
118
П.В. Сысоев
ния [7, 9, 10] показывают, что имплицитно были разработаны три основные модели реализации дистанционного обучения. Причем различия в моделях определяются степенью интеграции ИКТ в процесс обучения и степенью реализации дистанционной формы обучения в учебном процессе. Исходя из этого, можно выделить следующие модели дистанционного обучения: а) модель смешанного обучения; б) модель «Удаленная аудитория»; в) модель сетевого обучения. Рассмотрим подробнее каждую из моделей.
Модель смешанного обучения. Данная модель заключается в сочетании дистанционной и очной (или контактной) форм обучения. В учебном процессе наряду с традиционными средствами обучения (учебник, рабочая тетрадь, набор аудиозаписей на DVD), характерными для очной формы обучения, используются инновационные учебные материалы, созданные на основе средств ИКТ. К ним можно отнести учебные интернет-материалы (хотлист, мультимедиа скрэпбук, трэжа хант, сабджекст сэмпла, вебквест) [11-13], информационно-справочные ресурсы сети Интернет, сетевые электронные базы данных учебных заданий. В качестве педагогических технологий, реализуемых одновременно при очной (контактной) и дистанционной формах обучения, могут выступать кейс-метод и педагогическая технология «обучение в сотрудничестве» [14]. Использование инновационных электронных учебных материалов и реализация педагогических технологий дистанционного обучения возможны на платформах современных сервисов сети Интернет: блог-технологии, вики-технологии, сервиса подкастов, лингвистического корпуса, мобильных технологии, сервиса «Твиттер» и т.п. За последние годы в России были защищены десятки диссертационных исследований и опубликованы сотни работ, посвященных интеграции данных ИКТ в учебный процесс [15-21]. Исследования свидетельствуют, что для решения учебных задач в рамках конкретных дисциплин студенты выполняют проектную деятельность, некоторые этапы которой проходят в аудиторное время, а некоторые - дистанционно во внеаудиторное время на базе платформ или сервисов сети Интернет.
Модель «Удаленная аудитория». Основное отличие данной модели заключается в следующем: студенты собираются на площадках (в аудиториях) в представительствах крупных региональных университетов, преподаватель находится в студии головного вуза. Аудитория оборудована телеэкраном, видеокамерой, колонками и микрофоном. Взаимодействие между преподавателем и студентами, расположенными на неопределенном расстоянии друг от друга, осуществляется в режиме реального (online) или нереального (offline) времени на основе средств синхронной видео-интернет-коммуникации (видеоконференция или интерактивное телевидение). В настоящее время многие крупные вузы страны предлагают получение образования по такой модели по наибо-
Перспективы и проблемы реализации
119
лее востребованным направлениям подготовки («Юриспруденция» и «Экономика») [22].
Одним из популярных и общедоступных интернет-сервисов, соответствующих данным критериям, является сервис видео-интернеткоммуникации «ooVoo». Программное обеспечение «ooVoo» - публичный сервис (а также одноименная программа-клиент) для организации видеоконференций и мгновенного обмена сообщениями в Интернете. В научной литературе имеются работы, свидетельствующие об эффективности реализации данной модели дистанционного обучения. В частности, П.В. Сысоев и Д.А. Ежиков [Там же] констатировали возможность развития речевых умений и формирования языковых навыков речи студентов нелингвистических направлений подготовки на основе средств синхронной видео-интернет-коммуникации на том же уровне, что и при традиционной очной форме обучения. Заметим, что реальный (а не опосредованный) контакт преподавателя с обучающимися традиционно выступает одним из условий обучения иностранному языку, это объясняет отсутствие заочной формы обучения при подготовке бакалавров лингвистических направлений.
Модель сетевого обучения. Данную модель можно условно назвать «обратной» модели «Удаленная аудитория». Если при реализации последней обучающиеся собирались вместе в одной аудитории, то модель сетевого обучения предусматривает удаленное расположение всех обучающихся и преподавателя, объединенных вместе в «сеть» в рамках изучаемого дистанционного курса или программы. Сетевая модель обучения подразумевает наличие единого виртуального центра -интернет-платформы курса или программы (на сервере конкретного университета или образовательного центра) с возможностью удаленного доступа всем зарегистрированным обучающимся и преподавателю. На основе данной модели можно предлагать как изучение отдельных курсов (повышение квалификации), так и реализацию целой образовательной программы. На современном этапе уже каждый российский университет имеет платформу дистанционного образования, посредством которой в большей или меньшей степени реализуется заочная форма обучения. В перспективе вся заочная форма обучения может быть реализована на основе сетевой организации образовательного процесса.
Для полноценной организации образовательного процесса на основе сетевой формы обучения необходимо, чтобы каждый курс был четко структурирован и имел модульную структуру. На интернетплатформе курса должны размещаться как материалы для изучения, так и творческие проблемные задания; веб-форум, на котором слушатели курса могли бы принять участие в групповом обсуждении изучаемых вопросов; сетевая медиатека; банк тестовых и контрольных заданий для
120
П.В. Сысоев
самоконтроля и т.п. Функция преподавателя при данной модели обучения заключается в создании условий для полноценного обучения, мониторинге участия слушателей в групповых проектах, индивидуальном и групповом консультировании слушателей. Сетевая форма обучения также должна предоставлять обучающимся возможность осваивать конкретную дисциплину по индивидуальным траекториям.
Сетевая образовательная программа
Дидактический потенциал новых информационных и коммуникационных технологий, а также модели реализации сетевой формы обучения очень быстро стал экстраполироваться на создание сетевых образовательных программ. Последняя редакция Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от
29.12.2012) [23] «узаконила» дистанционную форму обучения и создала правовое поле для использования сетевой модели обучения в сетевых образовательных программах. Согласно данному Федеральному нормативному документу под сетевой формой реализации образовательной программы понимается такая модель организации образовательного процесса, при которой для освоения обучающимися образовательной программы привлекаются ресурсы нескольких организаций. Причем в качестве организаций, реализующих образовательную программу, могут выступать как учреждения высшего образования, так и научноисследовательские институты, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и т.п. На базе организаций-партнеров может происходить как непосредственное обучение, так и прохождение практики обучающимися. Реализация сетевой образовательной программы несколькими организациями осуществляется на основе договора между ними, содержащего следующую информацию:
1) вид, уровень и / или направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ре-
Перспективы и проблемы реализации
121
сурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы на основе сетевой формы;
4) выдаваемые документ или документы об образовании и / или о квалификации, документ или документы об обучении, а также сведения об организациях, осуществляющих образовательную деятельность и выдающих указанные документы;
5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения [23].
Организации также должны разработать и согласовать учебной план сетевой образовательной программы.
Безусловно, использование сетевой формы реализации образовательных программ имеет ряд преимуществ. В первую очередь, она направлена на повышение качества образования, расширение доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, предоставление обучающимся возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, формирование актуальных компетенций, совершенствование профессиональных компетенций за счет изучения и освоения опыта ведущих образовательных организаций, более эффективное использование имеющихся образовательных ресурсов, повышение конкурентоспособности выпускников образовательной организации на российском и международном рынках образовательных услуг и труда [24].
Вместе с тем, наряду с очевидными преимуществами, внедрение в практику сетевых образовательных программ поднимает ряд вопросов:
1. Распределение ролей между участниками предоставления образовательных услуг по сетевой программе - университетом-рекрутом и выпускающим университетом. При внедрении сетевой образовательной программы, реализуемой учреждением высшего образования и НИИ или учреждением любого другого профиля, не возникает вопросов относительно статуса высшего учебного заведения. Университет выступает основной (главной) организацией, осуществляющей набор, подготовку и выпуск специалистов. Сетевое взаимодействие с другими организациями направлено на обогащение профессиональной практики слушателей. Сложность состоит при разработке сетевой образовательной программы между двумя и более вузами. Экономика и социальная потребность свидетельствуют о том, что объединяться для реализации образовательной программы будут центральные и региональные вузы между собой. При этом, безусловно, один вуз (региональный) будет выполнять задачу рекрутинга абитуриентов на программу в конкретном регионе, а другой (центральный) - продавать и продвигать свой бренд. К сожалению, в современных условиях это может быть единственным выходом сохранения магистратуры и аспиран-
122
П.В. Сысоев
туры для многих региональных вузов России. В результате имя регионального вуза будет постепенно нивелироваться. В дальнейшей перспективе это может привести к тому, что вторая и третья ступени высшего образования в России будут осуществляться единичными центральными вузами (федеральными и национальными университетами). Региональные вузы будут ограничены возможностями предоставления образовательных услуг на уровне бакалавриата. При отсутствии бюджетных мест такая модель создания сетевой образовательной программы может быть единственной для региональных вузов, чтобы не потерять вторую и третью ступени образования, а также чтобы регион не остался без специалистов высшей квалификации по данным направлениям подготовки. Не секрет, что многие молодые люди, получив образование в центральных вузах страны и крупных городах, пожив в этих крупных центрах, увидев или испытав преимущества возможностей на рынке труда, не стремятся возвращаться домой в регионы.
2. Элитарный клуб сетевых университетов. В России существуют сетевые университеты ШОС, СНГ. С 2016 г. начинает функционировать сетевой университет БРИКС. Каждый из данных сетевых университетов - это закрытый элитарный клуб гигантов в области экспорта образовательных услуг. Любой студент, обучающийся в ведущем вузе РФ - в вузе, входящем в сетевой университет, может выбрать ту сетевую образовательную программу, которая предлагается этим сообществом вузов. Проблема заключается в том, что сетевой университет -это элитарный клуб вузов, в который входят МГУ имени М.В. Ломоносова, Высшая школа экономики, МГИМО, СПбПГУ и т.п. Доступ студентам других вузов к обучению по сетевым образовательным программам закрыт. В этой связи в целом для ведущего вуза страны участие в разработке и запуске сетевой образовательной программы с региональным вузом не представляет интереса. Исключение могут составить лишь сетевые программы по приоритетным направлениям и при наличии крепких научных связей между научно-педагогическими кадрами вузов.
3. Проблема уровня подготовки обучающихся. Не секрет, что в региональные вузы поступают абитуриенты с менее высокими баллами ЕГЭ по сравнению с центральными вузами. Кроме того, различия в учебных планах и учебной нагрузке по объективным и субъективным причинам приводят к тому, что в разных вузах страны студенты заканчивают ООП с разным уровнем знаний или разным уровнем сформиро-ванности всех обозначенных в ФГОС ВО компетенций. В результате при реализации сетевой образовательной программы не все студенты из региональных вузов, отучившись часть срока в регионе, смогут сдать итоговые испытания. В то же время у них значительно больше шансов успешно завершить обучение в «родных стенах».
Перспективы и проблемы реализации
123
4. Требование резиденции. При разработке сетевой образовательной программы между двумя и более вузами встает вопрос о том сроке, который слушатели программы должны провести в выпускающем вузе. В зависимости от программы и вуза эти сроки могут изменяться от одного семестра до нескольких лет. Многие студенты из регионов могут испытывать финансовые сложности для оплаты проживания и пребывания в столице.
Существуют и другие вопросы и проблемы, связанные с реализацией моделей сетевых образовательных программ. В данной работе были затронуты те вопросы, которые кардинальным образом будут влиять на решение «быть или не быть» сетевой образовательной программе и которые в этой связи должны решаться на всероссийском уровне с изменениями в государственной политике в сфере образования.
Выводы
В данной статье мы рассмотрели некоторые спорные вопросы, связанные с реализацией сетевых образовательных программ. Все три модели дистанционного обучения, к которым относятся модель смешанного обучения, модель «Удаленная аудитория» и модель сетевого обучения, создают условия для обучения по индивидуальным траекториям. Вместе с тем реализация сетевых образовательных программ создает особые преимущества и, как следствие, вызывает некоторые спорные вопросы, к которым относятся: а) распределение ролей между университетами-партнерами в реализации сетевых образовательных программ; б) невозможность региональным вузам вступить в элитарные сетевые университеты ШОС, СНГ, БРИКС; в) проблемы в уровне подготовки обучающихся; г) требования резиденции.
Литература
1. Роберт И. В. Основные направления информатизации образования в отечественной
школе // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 5. С. 106-114.
2. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактиче-
ские проблемы, перспективы использования. М. : ИИО РАО, 2010.
3. Гураль С.К Мировоззрение, картина мира, язык: лингвистический аспект взаимоот-
ношения // Язык и культура. 2008. № 1. С. 14-21.
4. Гураль С.К., Митчелл П.Дж. Формирование профессионального дискурса на осно-
ве принципов интерактивного обучения языку, разработанных профессором Гарвардского университета Вилгой М. Риверс для неязыковых специальностей (опыт Томского государственного университета) // Язык и культура. 2008. № 4. С. 5-10.
5. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: ди-
дактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. № 1 (17). С. 120-133.
6. Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования //
Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 90-97.
124
П.В. Сысоев
7. Хмаренко Н.И., Сысоев П.В. Сетевое обучение: к вопросу определения понятий //
Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения : сб. науч. тр. / под ред. О.А. Чекун. М., 2015. С. 55-59.
8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного
обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2004. 416 с.
9. Роберт И.В., Лавина Т.А Толковый словарь терминов понятийного аппарата ин-
форматизации образования. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 69 с.
10. Евстигнеев М.Н. Генезис и вариативность понятийного содержания терминов в области информатизации образования // Язык и культура. 2013. № 1 (21). С. 63-73.
11. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся // Иностранные языки в школе. 2008. № 8. С. 11-15.
12. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США) // Интернет-журнал «Эйдос». 2008. 1 февраля. URL: http://www.eidos.ru/jour-nal/2008/0201-8.htm (дата обращения: 22.07.2015).
13. Шульгина Е.М., Бовтенко М.А Дидактический потенциал технологии веб-квест в формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов туристского профиля // Язык и культура. 2013. № 1 (21). С. 132-139.
14. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
15. Борщева О.В. Методика развития социокультурных умений студентов направления подготовки «Педагогическое образование» на основе современных Интернеттехнологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М. : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.
16. Борщева В.В. Особенности организации самостоятельной работы учащихся «цифрового поколения» в процессе изучения иностранного языка в вузе // Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2015. № 2. С. 30-34.
17. Сысоев П.В. Индивидуальная траектория обучения: что это такое? // Иностранные языки в школе. 2014. № 3. С. 2-12.
18. Сысоев П. В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. № 5. С. 2-11.
19. Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2 (26). С. 189-201.
20. Сысоев П. В. Вики-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура.
2013. № 3 (23). С. 140-152.
21. Сысоев П.В., Кокорева А.А. Обучение студентов профессиональной лексике на основе корпуса параллельных текстов // Язык и культура. 2013. № 1 (21). С. 114124.
22. Сысоев П.В., Ежиков Д.А Обучение студентов речевому общению на основе средств синхронной видео-интернет-коммуникации // Язык и культура. 2015. № 2 (30). С. 129-140.
23. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
24. Приказ Минобрнауки России № 1367 от 19.12.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специ-алитета, программам магистратуры».
Перспективы и проблемы реализации
125
PERSPECTIVES AND PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF THE NETWORK EDUCATION PROGRAMS
Sysoyev P.V., Ph.D., Doctor., Professor at Foreign Language Department at Sholokhov Moscow State University for Humanities, Professor, Head of ELT Department at Derzhavin Tambov State University (Moscow, Tambov, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Abstract. The paper is devoted to discussion of controversial issues of the implementation of the network educational programs. In it the author a) refers to the importance of distance learning; b) examines the three basic models of distance learning (blended learning model, the model of «distant audience» and the model of network training); c) describes the organizational aspects of the network educational programs; d) refers to a number of issues that are associated with the implementation of the network educational programs.
Keywords: distance learning; network teaching; network educational program; informatization of education.
DOI 10.17223/19996195/31/12