ЭСТЕТИКА
УДК 7.01.
МИЛОВАЦ Ж.В. * СПОНТАННЫЙ «ТАНЕЦ» СОЗНАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ. DOI: 10.31249/rphil/2023.03.05
Аннотация. В статье повествуется о тайнах человеческой субъективности. Рассматриваются важнейшие ее составляющие -бессознательное и сознательное творческого субъекта в процессе художественного творчества, роль иррационального и рационального начал в контексте создания произведения искусства. Анализируется динамика «танца» спонтанного состояния сознания художника и его бытие в мире искусства.
Ключевые слова: человеческая субъективность; творчество; художественное творчество; творческий субъект; «танец» спонтанности; спонтанное сознание; художник; бессознательное; иррациональное; рациональное; искусство; произведение искусства; дух; эмпатия; катарсис; гармония.
MILOVATS J.V. Spontaneous «dance» of consciousness in artistic creativity.
Abstract. The article tells about the secrets of human subjectivity. Its most important components are considered - the unconscious and conscious of the creative subject in the process of artistic creation, the role of the irrational and rational principles in the context of creating a work of art. The dynamics of the «dance» of the artist's spontaneous state of consciousness and his existence in the world of art are analyzed.
* Миловац Жанна Викторовна - научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН, кандидат философских наук, доцент; [email protected]
Keywords: human subjectivity; creativity; artistic création; creative subject; «dance» of spontaneity; spontaneous consciousness; artist; unconscious; irrational; rational; art; work of art; spirit; empathy; catharsis; harmony.
Для цитирования: Миловац Ж.В. Спонтанный «танец» сознания в художественном творчестве // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3 : Философия. - 2023. - № 3. -С. 67-76. DOI: 10.31249/rphil/2023.03.05
Тайны художественного творчества на протяжении столетий всегда привлекали внимание исследователей. Прежде всего, актуальным являлся вопрос механизма субъективной сферы человека, продуцирующей гениальные произведения искусства.
Бытие культуры человека всегда индивидуально, таинственно. Таинственность как предпосылка иррационального постижения свободы внутреннего мира художника сближает индивидуальное и архетипическое в созданных им произведениях искусства. Таинственное как иррациональное в сфере человеческой субъективности предвещает протест против власти канонов в существующих рамках официальной культуры. На творческую индивидуацию художника правомерно смотреть как на актуализацию его личностных черт. Актуализация личности творческого субъекта имеет смысл только как актуальность свободы его самовыражения.
Искусство - это мир, который позволяет художнику ощутить безграничность свободы духа. Искусство - это свободный диалог иррационального и рационального состояний творческого сознания индивида. Искусство - это та действительность, которую не способен «покинуть» спонтанный мир сознания субъекта творчества в силу обретения им свободы. Как отмечал один из основателей отечественной семиотики Ю.М. Лотман: «Искусство воссоздает принципиально новый уровень действительности, который отличается от нее резким увеличением свободы» [Лотман, 1992, с. 232-233]. Феномен спонтанного сознания - это та свобода, в которую погружено индивидуальное «я» художника.
Человеческая субъективность постоянно находится в спонтанном поиске самопризнания. Внутренняя самоценность художника зависит от степени понимания сотворенных им произведений искусства со стороны зрителей. Степень сближения оценок публи-
кой художественных творений и их самодостаточного существования определяется гармонией восприятия. Восприятие изначально спонтанно. Акт восприятия совершается в реальности сознания. Реальность художественного сознания действительна в контексте свободы. Сущность художественной личности раскрывается в сфере искусства. Искусство - это радость иной реальности. Состояние спонтанности сознания являет собой «танец» скрытых мотивов, побуждений человека. Контекст творчества «одевает» в художественную форму подобные мотивационные настроения личности.
Свобода фантазии выступает необходимым компонентом творческого процесса. Фантазия имеет силу реальности в сознании индивида, его устремлений и мотиваций. Она не иллюзорна. Фантазия может быть символической сублимацией истинных побуждений индивида. Реальность исходит не из унификации коллективного мнения, а из спонтанных, эмпатически окрашенных ассоциаций каждого индивида.
Фантазия художника проявляет себя в эмпатически выраженном художественном произведении, поскольку оно является «весьма характерным и важным объектом эмпатии в художественном творчестве» [Басин, 1983, с. 262]. Содержание художественных произведений - это отражение в них эмпатического пребывания субъективности творца. Эмпатическая связь художника с реальностью созидается его спонтанным сознанием.
«Творческий процесс может происходить только при спонтанном состоянии сознания, при свободном незапрограммирован-ном потоке ассоциаций, вызываемых эмпатическими связями с окружающей гармонией и приводящими к катарсису личности с открытием всеобщего Единства» [Пименова, 1997, с. 88]. Открытие всеобщего Единства есть инсайт. Инсайтовый характер творчества самодостаточен. Инсайт выступает преддверием свободы внутреннего духа.
Дух проходит стадии восхождения, одной из которых является спонтанный «танец» ассоциаций в сознании художника. Дух обогащается «вторжением» инсайта, впоследствии ведущего к ка-тарсическому «изречению» художественного сознания. Дух свободен, в то время как рациональность имеет предел свободы. Что касается внутренней свободы, то она возможна только в творчестве.
Художественный образ как данность актуален в контексте художественной деятельности. Художественное сознание способствует воплощению художественной идеи. Данная идея имеет своим источником спонтанную «игру» воображения.
Художественное творчество всегда интенционально и вне-императивно. В контексте творчества происходит объективация спонтанной «игры» духовных способностей и помыслов.
Отличие творческого процесса при создании произведения искусства от самовыражения с помощью художественных средств заключается в том, что сам творческий процесс завершается открытием Единства в диаде: художник - вселенская гармония. Самовыражение с помощью художественных средств может ограничиться этапом эмоционального катарсиса без образования обратных эмпатических связей. «Обратная эмпатическая связь представляет собой со-настройку воспринимающего субъекта с образованием спонтанного состояния сознания, приводящего к единению с вселенской гармонией и необязательно в контексте содержания художественного произведения» [Пименова, 1997, с. 89].
Катарсис возможен как результат воздействия произведения искусства как на личность самого художника, так и на воспринимающего субъекта. Катарсическое состояние содействует приближению личности к изначальному пониманию бытия. Достаточно убедительно в этом смысле звучит как аргумент изречение А. Камю: «...важно не само великое произведение искусства, а то испытание, которого оно требует от человека, тот повод, который дается произведением искусства человеку для преодоления призраков и хотя бы незначительного приближения к обнаженной реальности» [Камю, 1990, с. 87].
Катарсис гармонизирует личность. Бессознательное, спонтанное в поле человеческой субъективности является непосредственным «участником» процесса катарсиса. Иррационализм искусства приближает индивида к рациональному постижению социального материала. Социальная значимость искусства проявляется в том, как момент катарсиса помогает индивиду испытать свое иррациональное «обнажение», обрести приемлемые формы поведения в обществе с его духом времени.
Позитивность катарсического сосуществования субъекта и произведения искусства доказывается гармоническим самораскрытием этого субъекта в атмосфере стиля эпохи. Каждая эпоха привносит свои ценности. И, как следствие, встает проблема соотношения ценностной шкалы данной эпохи с ценностными установками отдельного индивида.
В художественном творчестве средства искусства с их силой катарсиса воздействуют на спонтанную сферу человеческой субъективности. Реальность катарсиса видна в том, насколько индивид, испытавший его, оказывается способным позитивно воспринимать социальную реальность через призму индивидуальных представлений. Следует подчеркнуть, что катарсис необходим как условие гармонизации бытия человека. В книге «Произведение искусства в мире художественной культуры» Е.В. Волкова отметила сущность катарсического воздействия: «Катарсическое сопереживание посредством искусства... открывает меру и гармонию, возможную в социуме и культуре. Катарсическая функция искусства не исключает как разряда, изживания негативных чувств, так и компенсации -восполнения того, в чем обделил человека личный опыт и судьба. Помогая нечто изжить и нечто восполнить, искусство способствует установлению равновесия человека со средой» [Волкова, 1988, с. 198-199].
Катарсис личности приводит к расширению сознания с идентификацией спонтанного поиска гармонии и Единства. Свободные ассоциации вызывают выплеск закрепощенных, неотреа-гированных эмоций, энергия которых блокировалась стереотипом поведения человека.
Катарсис, ведущий к инсайту, обретает истинный смысл на фоне спонтанной саморефлексии. Подобная саморефлексия направляет внимание человека внутрь себя. Для творческого процесса важен «прямой, беспредрассудочный, интуитивный инсайт в истинную природу вещей, особенно самих себя» [Говинда, 1993, с. 33].
Внутренний мир художника созвучен внутреннему миру человека, находящегося в состоянии динамической медитации. В таком состоянии совершаются саморефлексия субъекта и его вхождение в поле Универсума. Данный процесс происходит на фоне спонтанного сознания, позволяющего ощутить единение индиви-
дуальной субъективности с космологической вечностью. Степень переживания субъектом единения с космосом зависит от его эмпа-тической способности.
Структура сознания индивида располагает определенными эмпатическими уровнями. На фоне спонтанного сознания эмпати-ческая способность художника возрастает. Эмпатическая утонченность чувств - это уровень переживания. В контексте художественного восприятия следует выделить наличие эмпатических уровней. Эмпатические уровни - это определенная градация вчув-ствования и сопереживания от негативных эмоциональных компонентов к утонченным.
Эмпатические уровни в спонтанном сознании творческого субъекта находят свое воплощение в произведениях искусства. Близость полей субъективности как художника, так и медитирующего видна в способности обоих сосредоточивать в себе силы Универсума. Данное утверждение подтверждает высказывание Л.А. Говинды: «Как художник создает произведение искусства, используя имеющиеся в его распоряжении разнообразные материалы и интегрируя их в органическое целое, в котором универсальные законы и аспекты реальности выявлены в воображаемой индивидуальной форме, так же и медитирующий должен создать значимый и достоверный внутренний космос и стать единым с ним» [Говинда, 1993, с. 33].
Величие художника состоит в способности соединения в созданных им произведениях искусства его внутреннего духа и духа времени. В этом смысле оценку искусства точно передал А. Камю: «Искусство. принадлежит к тем явлениям, которые одновременно превозносят и отрицают» [Камю, 1990, с. 316]. Сама действительность отрицает искусство за его власть над ней. Так же, как гения не принимают за его пророчество. За его бунтарскую силу, за его спонтанную форму воплощения увиденной им меры. Великолепно определил А. Камю сущность гения: «Гений - это бунт, нашедший свою собственную меру» [Камю, 1990, с. 331].
Человеческое бытие обретает свою свободу в художественном творчестве, в полифонии искусства. В искусстве, где нет понятия невозможного. «Искусство - это обретшее форму требование невозможного» [Камю, 1990, с. 331]. «Бунт в искусстве» как отражение спонтанной субъективности художника «продолжается и
завершается в истинном творчестве» [Камю, 1990, с. 331]. Истинное творчество возможно как форма единения с миром и его признания. Диалектический момент признания мира виден в преддверии его отрицания. «Творчество - это тяга к единению и в то же время отрицание мира» [Камю, 1990, с. 316].
Единение человеческой субъективности и данности мира является высшей формой нахождения смысла человеческого бытия. Бытие творческой личности находится в постоянном поиске духовности и ее обретения. Инобытийность духовности зарождается в глубинах спонтанного сознания художника.
Духовность саморефлексивна в своей интенциональности. Бытие творческого духа самодостаточно в ситуации направленности вовне. Интенциональность произведений искусства со-причастна внутреннему миру субъективной сферы человека. Степень интенциональности зависит от экзистенциальности бытия творческого сознания.
Диалог экзистенциального и интенционального начал человеческой субъективности раскрывается на фоне ее спонтанного состояния. «Духовность в своем интенциональном порождении беспредельна. Беспредельность духа объективируется в творчестве. Присутствие духа всегда порождает отражение экзистенциальных настроений художника в произведениях искусства» [Пиме-нова, 1997, с. 93]. Интенциональность внутреннего духа художника созидает направленный характер его творчества.
Самодостаточность личности актуализируется в контексте творчества. Осознание человеком своих способностей делает его счастливым. Счастье как экзистенциальная «единица» человеческой субъективности имплицитно входит в интенциональную картину творчества. Форма отображения счастья понимается как способность видеть гармонизирующий элемент в структуре художественного произведения.
При восприятии гармонии человек испытывает эстетическое наслаждение увиденным. Благодаря актуализированным эмпатиче-ским способностям художника, креативное поле которого расширяется на фоне спонтанного состояния сознания, увеличивается гедонистическое воздействие созданных им произведений искусства на зрителя. В этом смысле пребывание художника в творческом процессе гедонистично и интенционально.
Гедонистическое поле творческого субъекта зависит от состояния его открытости. Насколько спонтанна сфера сознания индивида, настолько возможна открытость его духовного акта. Актуальность духа созидается слиянием в нем экзистенциального и интенционального начал. Творчество художника актуализировано, если оно вызывает гармонию восприятия со стороны зрителя. Гармония восприятия созвучна сопричастности духовной сущности художника его творениям. Отсюда закономерна направленность последних воспринимающим.
Восприятие зрителем художественного произведения «перекликается» с его эмпатическими свойствами. Способность эмпати-ческого реагирования является составляющей эмоционального поля творческого субъекта. Можно предположить, что эмпатический уровень является отражением уровня эмоциональности в сфере человеческой субъективности. Эмоциональная структура творческой личности полифонична.
Продолжая размышлять о тайнах сознания в художественном творчестве, нельзя не затронуть и роль импровизации в искусстве. Импровизация как преломление спонтанной игры креативного сознания позволяет обозначить границу соединения иррационального и рационального в творческом процессе. Спонтанная природа импровизации как «творчества самородного и сиюминутного» очевидна, так как «мгновенная реактивность импровизатора чудесно сокращает, сводит к минимуму или даже начисто аннулирует временной промежуток между "замыслом" и "осуществлением" ... Эта "совмещенность", эта "одномоментность" рождения и "цели" и "средств" полнее охватывает и глубже выявляет суть импровизации» [Рунин, 1980, с. 47]. Значение импровизации в искусстве в том, что она ускоряет познавательный процесс в искусстве.
К.С. Станиславский высоко ценил импровизационное начало творчества. Он считал, что импровизация активизирует бессознательное художника, точно уловив специфику импровизации как способа спонтанного вхождения в творческий процесс, утверждая, что «экспромт и неожиданность - лучшие возбудители творчества» [Станиславский, 1958, с. 95].
Представляет интерес динамика соотношения бессознательного и сознательного человеческой субъективности. Учитывая контекст искусства, К.С. Станиславский рассматривал подобную ди-
намику следующим образом: что - сознательно, а как - бессознательно. И, как утверждал реформатор русской драматической сцены, «если направить все внимание на что, бессознательное само проявится во всем своем естестве» [цит. по: Рунин, 1980, с. 51].
Спонтанная сила бессознательного находит художественное воплощение в импровизационной заданности творчества. Интуиция и вдохновение также имеют импровизационную природу. В спонтанности человеческой субъективности они представляют собой «индикаторы» художественного творчества.
Бытие художника обретает свободу в созданных им произведениях искусства. Феномен искусства скрывает в себе свободные, иррациональные мотивы творческого потенциала человека. Формы выражения иррациональности могут быть различными, учитывая многообразие художественных средств в жанровой архитектонике искусства.
В контексте художественного творчества художник обретает свой «дом». Творческое сознание художника одновременно созидает контент произведения искусства, и в нем же «растворяется». «Творческая личность, - как отмечал известный американский психолог Л.С. Кьюби, - это такая, которая некоторым, сегодня еще случайным образом, сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, быть может, потенциально являются в равной мере одаренными» [цит. по: Ярошевский, 1967, с. 79]. Спонтанное состояние человеческой субъективности выступает условием свободы творческого самовыражения личности.
«Контекст творчества неотделим от спонтанности. Рождение образно-смысловой палитры художественного действа обретает "плоть" в сознании художника в рамках спонтанного творчества» [Миловац, 2022, с. 215]. Художественное творчество раскрывает всю богатейшую палитру эмоциональных свойств художника, показывает всю глубину человеческой субъективности, в которой ее спонтанное состояние проявляется в качестве «главного персонажа» создания «ткани» художественного произведения.
Список литературы
1. Басин Е.Я. К вопросу о взаимоотношениях искусствознания и психологии художественного творчества // Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. - Москва : Наука, 1983. - С. 237-265.
2. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. -Москва : Искусство, 1988. - 240 с.
3. Говинда Л.А. Творческая медитация и многомерное сознание. - Москва : Центр духовной культуры «Единство», 1993. - 272 с.
4. Камю А. Бунтующий человек. - Москва : Политиздат, 1990. - 415 с.
5. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - Москва : Гнозис, 1992. - 272 с.
6. Миловац Ж.В. К вопросу о роли спонтанности сознания в художественном творчестве // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3 : Философия. - Москва : ИНИОН РАН, 2022. - № 1. -С. 208-215.
7. Пименова Ж.В. Художник: его бытие в спонтанном сознании. - Москва : ИФАН РАН, 1997. - 180 с.
8. Рунин Б.М. О психологии импровизации // Психология процессов художественного творчества. - Ленинград : Наука, 1980. - С. 45-57.
9. Станиславский К.С. Собр. соч. : в 8 т. - Москва, 1958. - Т. 3. - 503 с.
10. Ярошевский М.Г. Психология науки // Вопросы философии. - 1967. - № 5. -С. 79-90.