Научная статья на тему 'ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ: ХУДОЖНИК И ТАНЕЦ'

ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ: ХУДОЖНИК И ТАНЕЦ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ГУССЕРЛЯ / ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОЗНАНИЯ / ХУДОЖНИК / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТАНЕЦ / СПОНТАННОСТЬ / СОЗНАНИЕ / ТЕЛО / АРХЕТИП / ТВОРЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Миловац Жанна Викторовна

В статье рассматриваются понятия бессознательного, интуиции, художественного мышления, в том числе в контексте воззрений Э. Гуссерля на природу сознания. Выясняется сущность субъективной сферы творческого субъекта. Анализируются состояние спонтанности как тела, так и психики, иррациональный характер деяний художника при создании танцевального «полотна».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOLOGY OF CONSCIOUSNESS: ARTIST AND DANCE

The article deals with Husserl's views on the nature of consciousness; the concepts of the unconscious, intuition, artistic thinking are considered. The essence of the subjective sphere of the creative subject is clarified. The state of spontaneity of both the body and the psyche, the irrational nature of the artist's actions when creating a dance «canvas» are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ: ХУДОЖНИК И ТАНЕЦ»

ЭСТЕТИКА

УДК 111.81 DOI: 10.31249/rphil/2023.02.07

МИЛОВАЦ Ж.В.* ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ: ХУДОЖНИК И ТАНЕЦ

Аннотация. В статье рассматриваются понятия бессознательного, интуиции, художественного мышления, в том числе в контексте воззрений Э. Гуссерля на природу сознания. Выясняется сущность субъективной сферы творческого субъекта. Анализируются состояние спонтанности как тела, так и психики, иррациональный характер деяний художника при создании танцевального «полотна».

Ключевые слова: феноменология Гуссерля, онтологический характер сознания, художник, художественное мышление, танец, спонтанность, сознание, тело, архетип, творческое сознание, бессознательное, творчество.

MILOVATS J.V. Ontology of consciousness: artist and dance

Annotation. The article deals with Husserl's views on the nature of consciousness; the concepts of the unconscious, intuition, artistic thinking are considered. The essence of the subjective sphere of the creative subject is clarified. The state of spontaneity of both the body and the psyche, the irrational nature of the artist's actions when creating a dance «canvas» are analyzed.

Keywords: phenomenology of Husserl, ontological character of consciousness, artist, artistic thinking, dance, spontaneity, consciousness, body, archetype, creative consciousness, unconscious, creativity.

* Миловац Жанна Викторовна - кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: [email protected]

Для цитирования: Миловац Ж.В. Онтология сознания : художник и танец // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2023. - № 2. - С. 103-111. Б01: 10.31249/грЫ1/2023.02.07

Художник живет в созданном им самим надреальном мире. «Полет» над реальностью в поле творческого сознания субъекта достигается, во-первых, интуитивным усмотрением художественной идеи. Во-вторых, переживание глубинно увиденной идеи в лабиринтах сознания дополняет его надреальный фон. Художник переживает свою реальность, реальность схваченного ассоциативного потока. Подобный поток всегда направлен и внутренне созерцаем. Таким образом, направленность и внутреннее созерцание интуитивно-образного потока являются особенностями сознания творческого субъекта.

Можно утверждать, что сознание творческого субъекта представляет собой особый «регион» бытия. В данном утверждении постулируется признание статуса онтологичности сознания. Согласно автору феноменологической концепции сознания Э. Гуссерлю, сознание само должно быть онтологичным.

Гуссерль занимает позицию признания подлинной онтологии только лишь как онтологию сознания. Здесь уместно отметить, что Гуссерль в отличие от классического рационализма указывает на непосредственную связь субъективности с бытием. Для Гуссерля субъект познания одновременно является и субъектом бытия, поскольку само мышление «мыслится» им как бытийный акт. По мнению немецкого философа, мышление всегда осуществляется в определенном месте и на основе предшествующего опыта сознания.

Спонтанное сознание художника есть бытие, создающее творческую реальность. Творческая реальность художника всегда направлена. Интенциональный характер творческого акта очевиден. Интенциональность креативного начала содержит в себе открытость миру.

Экстравертивное поле творческого сознания является необходимым условием постижения природной реальности, которая, в свою очередь, выступает коррелятом сознания. Художественное мышление обладает способностью интуитивного вхождения в мир образов, опредмеченных архетипом самого творческого субъекта.

Роль интуиции видна в создании разновариантных, разножанровых произведений искусства.

Интуиция предстает «отголоском» бессознательного. Индивидуальное бессознательное перманентно испытывает давление архетипического прошлого. Характер архетипа доминирует в опредмеченных художественных произведениях. Поэтому представляется проблематичным отличить личное бессознательное от архе-типического, поскольку в любом онтогенезе архетип кристаллизуется и в личном, и в индивидуальном.

Мир архетипического прошлого переживаем и является трансформируемым в сознании художника, интуитивно познающего природную реальность. Как отмечал Гуссерль: «Всякая подлинно данная интуиция является законным источником познания; все, что обнаруживает себя посредством интуиции, должно приниматься так, как оно себя обнаруживает, но также лишь в тех пределах, в которых оно себя обнаруживает» \

Рассмотрение философских взглядов Гуссерля дает нам основание для доказательства онтологии субъективной сферы человека. Акцент на онтологическую направленность сознания расширяет границы понимания его спонтанной, бессознательной области. «Проснувшиеся» архетипы в творческом сознании художника сближают его непосредственное Я с бытием коллективного прошлого.

Степень «конденсации» архетипов в личном бессознательном влияет на степень балансирования между сознательными и неосознанными актами. В творчестве конкретного художника отражается взаимосвязь иррационального и рационального. Спонтанное сознание субъекта включает в себя «осознание» неосознаваемых ассоциаций. Материальный мир изначально дан в своем опредмечивании в спонтанно рациональном плане сознания. Данный план являет собой достижение равновесия бессознательного и сознательного, так как «обособление сознания ведет, - писал К.Г. Юнг, - к утрате равновесия, и бессознательное стремится "компенсировать" односторонность сознания»2.

1 Рубенис А.А. Телеологизм гуссерлевской концепции сознания // Проблема

сознания в современной западной философии. - Москва : Наука, 1989. - С. 103.

2

Юнг К.Г. Архетип и символ. - Москва : Ренессанс, 1991. - С. 17.

Признание бытия сознания созвучно принципам феноменологической школы Гуссерля. Согласно феноменологии, «о бытии можно говорить лишь как о факте сознания, его конституитивных способностей»1. Продолжая обзор гуссерлевской концепции сознания, добавим, что «структуры сознания отождествляются со структурами бытия, а о других возможных структурах бытия вне сознания в феноменологии говорить запрещено»2.

Одним из важных моментов феноменологического подхода является, как отмечалось, интенциональность сознания как важнейшего признака его бытия. Сознание, по Гуссерлю, всегда ин-тенционально, т.е. «каждый акт сознания дан в связи со своей пред-метностью»3. Интенциональная жизнь сознания, по Гуссерлю, «и есть подлинная реальность для человека, а его структуры - конститутивные принципы этой реальности, т.е. сферы бытия человека»4.

Прослеживая связь того, как оценивает Гуссерль многоуров-невость сознания, и его способность выхода за собственные пределы, можно допустить то, что философ занимает динамическую позицию по восприятию поля сознания. С нашей точки зрения, динамический взгляд Гуссерля на природу сознания прослеживается в понимании мыслителем его актуального и потенциального содержания. Гуссерль говорит о потенциальном содержании сознания как о том, что «в данный момент не находится в актуальном поле сознания, а составляет его потенциальное содержание»5. Далее, динамическая позиция Гуссерля во взглядах на субъективную сферу просматривается в признании им одной из наиболее характерных черт функционирования сознания - постоянного выхода за свои пределы, к новому горизонту, так как «в каждом состоянии сознания так или иначе остается некоторый "иррациональный остаток"»6.

Можно допустить, что основатель феноменологии достаточно близко подошел к раскрытию диалектической связи рациональ-

1 Юнг К.Г. Архетип и символ. - Москва : Ренессанс, 1991. - С. 101.

2 Там же.

3 Там же. С. 103.

4 Там же. С. 101.

5 Там же. С. 104.

Там же.

ного и иррационального в поле сознания. Действительно, «иррациональный остаток» как синоним момента спонтанного состояния в структурированном сознании всегда оставляет свой след.

Иррациональная наполненность сознания является фоном творческого самораскрытия художника. Спонтанно функционирующая субъективность обладает необходимой характеристикой бытия - «независимостью от любой формы, - пишет В.И. Молчанов, один из авторов сборника "Проблема сознания в современной западной философии", - осознания предметности»1. Гуссерлем была осуществлена попытка найти стержень сознания, который он определил, как Ego-полюс. Ego-полюс, согласно Гуссерлю, обнаруживается только на уровне рефлексии. Значение Ego-полюса в том, что он, организуя в единство интенциональные акты, «не делает спонтанное предметно осознанным»2.

Очевидно то, что спонтанное состояние сознания так же, как и спонтанные телесные проявления, никогда не являются осознанными. Состояние спонтанности как тела, так и психики, это своего рода состояние рефлексии, близкое по характеру к состоянию динамической медитации. Медитирующее психическое состояние отлично от осознанной рефлексии, производной от иррациональной переменной сознания. Феноменология Гуссерля, на наш взгляд, задается целью превратить спонтанные действия субъективности в осознанно-отрефлектированные.

Доказательство Гуссерлем онтологии сознания базируется на рациональном допущении его открытости. Предметный мир, согласно феноменологической трактовке бытия, существует только в сознании. В феноменологической онтологии речь идет не о мире (Welt), а об «окружающем мире» (Umwelt), данном в сознании. Сознание само находится в мире, а не вне его, и поэтому ставить вопрос оно может не о мире как таковом, а только о мире в горизонте его видения сознанием. Поэтому статус онтологии Гуссерль приписывает только сознанию, спонтанные действия которого определяют возможность трансцендирования как способа рефлексии.

1 Молчанов В.И. Гуссерль и Хайдеггер : феномен, онтология, время // Проблема сознания в современной западной философии. - Москва : Наука, 1989. -С. 111.

2 Там же.

Бессознательное с его спонтанной силой служит источником динамической медитации. Характер подобной медитации является одним из условий творческого процесса, заключительная часть которого всегда «претендует» на реальное завершение. Гуссерлю, на наш взгляд, удалось представить срез динамической рефлексии в сфере субъективности благодаря допущению онтологического статуса сознания. Динамика сознания - это динамика его бытия. Сознание способно «сознавать» себя само посредством наличия опредмеченного в нем мира. Медитирующий акт сознания - это одновременно неосознанно-познающий акт.

Познание включает в себя осознание своей динамической направленности. Интенция познания внутри субъективной сферы творческого субъекта определяет вариативность создания конкретного художественного произведения. Творческий импульс художника фиксируется в том, насколько произведение, им созданное, отражает наличие бессознательных мотивов.

Импульсивность креативного процесса выступает как априорная данность, как начальная ступень иррационального постижения последующего результата этого процесса. Значение медитации в творчестве очевидно. Подобная очевидность доказывается динамическим характером медитативного состояния. В подтверждение тому приведем высказывание Л.А. Говинды: «Быть сознающим -значит что-то осознавать. Люди, которые претендуют на медитацию с "опустошенным умом", вводят себя в заблуждение. Возможно, они грезят или впадают в сонное состояние, но это не медитация. Сознание - это динамическая сила, находящаяся в постоянном движении, непрерывном потоке... Медитация есть направленное сознавание»1.

Степень нарастания динамики медитативного состояния зависит от архетипической составляющей личности. Ментальность архетипа обуславливает мотивы творчества, жанровую направленность в искусстве. Пребывание творческого субъекта в динамической медитации с соответствующим оттенком архетипа определяет форму гармонии в создаваемых произведениях искусства.

1 Говинда Л.А. Творческая медитация и многомерное сознание. - Москва : Центр духовной культуры «Единство», 1993. - С. 100.

108

Сознание художника приписывает смыслы собственным креативным шагам. Внутреннее бытие сознания творческой личности объективируется в смысловых «зарисовках», ступенях креативности. Бытие творческого сознания наполнено красотой, которая является одним из критериев в области искусства. Смысл конкретного художественного произведения созидается самим художником. Внешняя интерпретация произведений искусства может содержать некоторую степень неадекватности их смысловому содержанию. Как отмечал К.Г. Юнг: «Искусство есть красота, в красоте обретает свою полноту и самодостаточность. Оно не нуждается ни в каком "смысле". Вопрос о "смысле" не имеет с искусством ничего общего» 1. Онтология творческого сознания отражается в смысловой палитре бытия художественных произведений. Сам смысл их бытия уже изначально задан архетипическим прошлым творческого субъекта.

Воззрению Гуссерля на специфику сознания созвучен взгляд известного немецкого философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера. Подобное сходство проявляется в признании характеристики сознания как абсолютного бытия, независимого от трансцендентной по отношению к нему реальности. Важно отметить, что автономность, согласно Хайдеггеру, есть в то же время следствие интерпретации сознания как имманентного бытия. Имманентный характер сознания приводит к выводу, что все остальное бытие выступает лишь постольку, поскольку оно обнаруживает себя в сознании.

Рассмотрение феноменологической трактовки сознания Гуссерля было направлено на поиск в контексте истории философской мысли онтологического характера сознания. Ориентация на изыскание новых способов интерпретации онтологического статуса сознания определяет новизну концептуального оформления характера спонтанного творчества с его архетипической окраской в разных эстетически переживаемых видах и жанрах художественной образности.

Наглядным примером онтологического характера сознания, опредмеченного в телесно-выразимых произведениях искусства является танец. Позволим процитировать «поклонение» этому

1 Юнг К.Г. Архетип и символ. - Москва : Ренессанс, 1991. - С. 280.

109

древнейшему виду искусства: «Танец как одухотворенное движение плоти, как осознание тела представляет собой художественную ценность в мире духовной культуры. Культуры многоликой, с особым эстетическим видением художников, наполненной спонтанной креативностью создающих ее творцов. Балетмейстер в поле культуры посредством ритмопластического языка сочиняет хореографический текст, призванный воздействовать на сознание публики, приближая ее к эмоциональному постижению слияния тела и разума, художественного диалога между плотью и духом, временем и пространством, завершенностью и бесконечностью.

Танец как особая художественная длительность захватывает мгновенье времени, преобразуя его в вечную данность роскоши движения. Он как "странник" являет миру красоту непорочности человеческого тела, вовлекает в плен эстетических удовольствий, ввергает зрителя в состояние эмоционального потрясения от осознания им своей индивидуальности в эстетике повседневности.

Талант хореографа состоит в способности использовать танцевальную технику для пробуждения в сознании публики соответствующего эмоционального состояния, неповторимого эстетического опыта» \ Эстетический опыт воспринимающего субъекта (зрителя) содержит в себе «память» телесной выразимости танцовщика, отчасти воспроизводящего собственный телесный «почерк» как явленность бытия индивидуального сознания. Сознания, имеющего онтологический характер.

Масштаб «красноречия», некой эстетической «силы» увеличивается при соединении художественного опыта балетмейстера и метаморфоз телесности танцовщика-исполнителя. Наибольшее эмоциональное погружение сознания танцовщика в телесную динамику осуществляется в спонтанном танце, в котором «просыпается» архетипическое прошлое. «Индивидуальный опыт телесности имеет глубинные основания связи с архетипическим прошлым всего человечества. Власть архетипа всегда тенденциозна. Символика коллективного бессознательного имеет свои проявления в психосоматической структуре индивида, так как коллективное бес-

1 Пименова Ж.В. Танец «во плоти» как соединение несоединимого // Наука, техника, человек : межвузовск. сб. научн. работ. - Москва, 2011. - Вып. 3. - С. 156.

сознательное представляет собой "фундамент индивидуальной психики". Язык спонтанного танца достижим в контексте всеобщего космического танца»1.

Спонтанный танец свободен в телесных проявлениях исполнителя. Кинетика спонтанного танца соизмерима с «пространством» мыслительной деятельности, степенью свободы сознания творческого субъекта. Творческий субъект - это и художник, воплощающий свои идеи в произведениях искусства. Искусства, в котором опредмечен художественный «след» бытия сознания авторов-творцов.

Список литературы

1. Говинда Л.А. Творческая медитация и многомерное сознание. - Москва : Центр духовной культуры «Единство», 1993. - 272 с.

2. Молчанов В.И. Гуссерль и Хайдеггер : феномен, онтология, время // Проблема сознания в современной западной философии. - Москва : Наука, 1989. -С. 110-136.

3. Пименова Ж.В. Танец «во плоти» как соединение несоединимого // Наука, техника, человек: межвузовск. сб. научн. работ. - Москва, 2011. - Вып. 3. -С. 154-157.

4. Пименова Ж.В. Художник: его бытие в спонтанном сознании. - Москва : Институт человека РАН, 1997. - 180 с.

5. Рубенис А.А. Телеологизм гуссерлевской концепции сознания // Проблема сознания в современной западной философии. - Москва : Наука, 1989. -С. 99-109.

6. Юнг К.Г. Архетип и символ. - Москва : Ренессанс, 1991. - 304 с.

1 Пименова Ж.В. Художник: его бытие в спонтанном сознании. - Москва

Институт человека РАН, 1997. - С. 153.

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.