Научная статья на тему 'Спонтанные и педагогически целесообразные факторы воздействия на самодеятельные объединения молодежи'

Спонтанные и педагогически целесообразные факторы воздействия на самодеятельные объединения молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ASSOCIATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СПОНТАННОЕ ВЛИЯНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ ВЛИЯНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY / LEISURE / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатальский В.Д.

В статье рассмотрены ведущие факторы воздействия на самодеятельные объединения молодежи, среди которых выделены спонтанное влияние, носящее разнонаправленный, порой случайный характер, а также педагогически целесообразное влияние, способствующее тому, чтобы объединение стало эффективной площадкой социализации и самореализации молодого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes leading factors of influence on amateur associations of youth. First of all, it is spontaneous influence which carries at times casual character. And also pedagogically expedient influence which provides effective socialization and self-realization of the young man in amateur association.

Текст научной работы на тему «Спонтанные и педагогически целесообразные факторы воздействия на самодеятельные объединения молодежи»

Примечания

1. Берестова Т. Ф. Инновация и инновационная деятельность: пределы понятий / Т. Ф. Берестова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2008. - № 3 (15). - С. 70-76.

2. Иноземцев В. Л. Концепция постэкономического общества: теоретические и практические аспекты: дис. ... докт. экон. наук / В. Л. Иноземцев. - М., 1998.

3. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В. Л. Иноземцев. - М., 2000.

4. Панарин А. С. Инновации / А. С. Панарин // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН. - М.: Мысль, 2001. - Т. II. - С. 121.

5. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982.

6. Ярошенко Н. Н. Сущностная диверсификация социально-культурной деятельности: международный контекст и отечественные условия / Н. Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 3. - С. 139-144.

7. Thurow L. С. The Future of Capitalism. How Today's Economic Forces Shape Tomorrow's World / L. C. Thurow. - L., 1996.

8. Weizsaecker E.U., von Factor Four: Doubling Wealth - Halving Resource Use. The New Report to the Club of Rome / E. U. Weizsaecker, von, A. B. Lovins, L. H. Lovins. - L., 1997.

В. Д. Гатальский

СПОНТАННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

В статье рассмотрены ведущие факторы воздействия на самодеятельные объединения молодежи, среди которых выделены спонтанное влияние, носящее разнонаправленный, порой случайный характер, а также педагогически целесообразное влияние, способствующее тому, чтобы объединение стало эффективной площадкой социализации и самореализации молодого человека. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, молодежь, самодеятельные объединения, социализация, спонтанное влияние, педагогически целесообразное влияние, самореализация.

The article describes leading factors of influence on amateur associations of youth. First of all, it is spontaneous influence which carries at times casual character. And also pedagogically expedient influence which provides effective socialization and self-realization of the young man in amateur association. Keywords: social-cultural activity, youth, association, socialization, self-realization, leisure, personality.

В современных условиях чрезвычайно актуальной становится проблема оптимизации всей совокупности условий, определяющих процесс и результат социализации личности. Дело в том, что изменившаяся социокультурная ситуация, с одной стороны, существенно модифицировала содержание и формы социальной интеграции и индивидуализации подростков, с другой стороны, девальвировала в теоретическом и при-

кладном аспекте результаты многих исследований, выполненных в предшествующий исторический период. Резко возросли темпы социальных изменений, социальные связи теряют устойчивость и определенность: для современного человека все более типичным становится такой жизненный путь, в ходе которого он не в состоянии однозначно идентифицировать себя с какой-либо определенной группой общества. Современные

сдвиги в отношениях между индивидом и социумом идут в направлении большей эластичности, многосторонности, меньшей жесткости социальных связей человека. Создавая больший простор для проявления индивидуальности, современный социум в то же время стимулирует негативные процессы и последствия индивидуализации — одиночество, социальную дезориентацию человека, возможности манипуляции его сознанием и поведением.

Максимально проблемный характер эти процессы приобретают в подростковом возрасте. Молодое поколение, сталкиваясь с системой задаваемых извне ценностей и воспринимая их как «чужие», стремится в различных формах социальной активности восстановить целостность своей личности, обрести аутентичность внутреннего «Я». Нередко это стремление приобретает формы протеста против окружающей жизни — активного и пассивного, приемлемого и экстравагантного, осознанного и неосознаваемого, оно выливается в асоциальные и противоправные модели поведения, и прежде всего в сфере досу-говой деятельности.

Негативные тенденции, характерные для социализации современной молодежи, усугубляются воздействием массовой культуры, которая размывает идентификационные критерии, акцентируя ценности индивидуализма, потребительства, гедонизма, деформируя нормы морали. Конечный продукт этой культуры — стандартизированный массовый человек, утративший самостоятельность, желание быть индивидуальностью.

Среди факторов, непосредственно воздействующих на молодого человека и во многом определяющих вектор его социализации, следует выделить субкультурные формирования, в первую очередь - самодеятельные досуговые общности, выступающие дополнительным «жизненным пространством» и условием творческой самореализации

личности. Компенсируя издержки традиционных институтов социализации, акцентирующих внимание на внешней, социально заданной системе ценностей, самодеятельная досуговая общность способна создать дополнительные условия для творческого самовыражения и индивидуального самоопределения подростка, оптимизировав тем самым общий процесс становления личности.

Признаками самодеятельного объединения как субъекта социально-культурного творчества являются: коллективный и целенаправленный характер действий или инициатив; единство ценностных ориентаций участников и наличие идеологии, фиксирующей ценности объединения; групповая идентичность как осознанное самоопределение участников движения, их идентификация с ценностями, целями, задачами, лидером; наличие социально-психологической оппозиции, то есть идентификация оппонента, «противника»; различие «внутреннего» и «внешнего этоса», то есть внутренних норм, регулирующих отношения внутри общности, и норм и правил, регулирующих отношения с внешним миром; организационное оформление, то есть наличие организации, которая обеспечивает стабильность общности, поддерживает ее социальную энергию.

Досуговые общности, с одной стороны, создают дополнительные возможности личностной самореализации, с другой - компенсируют дефициты условий социализации других социально-культурных институтов. Поэтому включение подростков в деятельность любительских объединений выступает важнейшей предпосылкой реализации социализирующего потенциала досуга. Педагогический эффект от участия в самодеятельной общности обеспечивается через включение подростка в значимую деятельность и организацию позитивного взаимодействия, в процессе которого подросток учится глядеть на мир глазами другого, может менять точ-

ку зрения на окружающих и самого себя. Условиями реализации социально-педагогического потенциала самодеятельного объединения являются самодеятельный и добровольный характер деятельности, синтез общения и игры, наличие интереса к виду деятельности, развитая система самоуправления, возможность смены ролей. Важную роль в создании комфортных условий для самореализации личности подростка в самодеятельном объединении играет творческий климат в коллективе, показателями которого выступают благоприятные условия для межличностного общения, четкая организационная структура самоуправления, развитая система поощрений, положительные эмоциональные связи между участниками объединения, внимание и уважение к участникам объединения со стороны руководителя.

Социализирующие ресурсы самодеятельной досуговой общности коренятся в коллективном характере и игровой природе ее деятельности - игровое начало является ведущим источником возникновения подростковых субкультурных сообществ, игровая организация материала лежит в основе молодежного контркультурного движения. Эффективность игры как средства творческого развития личности особенно ярко проявляется в подростковом возрасте, для которого игра выступает существенным условием социализации и самореализации личности. Самодеятельная общность предоставляет растущему человеку дополнительное жизненное пространство для социального самоутверждения в коллективе, где подросток получает оценку и признание результатов своей деятельности, ощущает социальную значимость своей личности. В процессе деятельности в объединении подросток осознает подлинную значимость дружбы, верности, здесь открываются возможности для проигрывания многих будущих ролей, освоения необходимых навыков и способностей. Пе-

дагогически регулируемая деятельность может научить подростка противостоять массовой культуре, которая нередко в красочных и привлекательных формах пропагандирует насилие, низводит человека до примитивного уровня, делает его интеллектуально бедным. От содержания, условий деятельности в самодеятельном объединении зависят самостоятельность и чувство социальной ответственности подростка, его человеческое достоинство. В совместной деятельности подросток усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, социальных ролей, позволяющих ему быть полноправным членом общества. Здесь формируется нравственная культура подростка, развивается его инициатива, независимость суждений, что, в результате, способствует развитию творческого мышления, повышает уровень его социальной активности.

Основными социально-педагогическими условиями реализации социализирующего потенциала самодеятельной общности являются: диалогичность «вертикальных» и «горизонтальных» отношений, обеспечивающая позитивные социальные ожидания, оценку, признание; совместное целеполагание руководителя и участников; возможности самоопределения участников объединения в рамках основного репертуара «клубных ролей», позволяющие активизировать и индивидуализировать творческие проявления подростка в деятельности объединения; многообразие и динамичность коллективных ролей, репертуар которых формировался в соответствии с социально-психологической ситуацией в общности и мотивами участия в работе клуба (это дает возможность каждому члену досуговой общности обрести собственное «амплуа», занять лидирующее положение и тем самым получить возможность самовыражения, самоутверждения, развития психологических качеств, которые выгодно отличают его от других участни-

ков); формирование и продвижение референтных участников (лидеров), задающих высокий уровень активности и творческой самореализации; содержательное многообразие коллективной деятельности («веер дел»), позволяющее каждому члену общности найти вид деятельности, соответствующий психологическим особенностям; организация позитивного отношения внешней социокультурной среды, способствующей развитию социальной активности подростка за счет признания результатов творчества членов досугового объединения, положительной оценки деятельности воспитанников со стороны значимого окружения.

Оптимальная модель подросткового объединения должна строиться в соответствии с принципами организации совместной деятельности, а именно: принципом персонификации содержания деятельности, позволяющим использовать различные коммуникативные ситуации для решения личностных проблем подростков; смысловой парадоксальности вербального материала, используемого в системе коммуникативной активности; самоорганизации коллективной деятельности и многообразия форм индивидуального и коллективного творчества; ролевой модификации, обеспечивающей свободное сюжетно-ролевое самоопределение и расширяющей экспериментальное пространство для индивидуальной самореализации и творческой деятельности; стимулирования позитивного отношения ближайшего социального окружения с целью повышения личностной значимости стандартов и результатов творческого поведения.

Можно обозначить максимально эффективные (с учетом особенностей подросткового возраста) направления и формы деятельности клубной общности:

— включение подростков в различные виды социально-культурной деятельности, дающие возможность каждому участнику максимально полно ре-

ализовать свое творческое «Я» и способствующие формированию партнерских отношений с внешней средой и позитивного общественного мнения в адрес о деятельности объединения (спортивные объединения, театральные студии, хореографические импровизации — ритмическая гимнастика, состязания по популярным молодежным танцевальным стилям и т.д.);

— коммуникативный тренинг, активизирующий воображение, помогающий освоению креативных мыслительных практик, формирующий поведенческую свободу и повышающий готовность к инновациям, вырабатывающий стиль доверительного общения и позитивный настрой участников на интенсивное и продуктивное взаимодействие (техники невербального взаимодействия, групповые дискуссии, ситуационно-ролевые игры, психогимнастические упражнения, тренинги: креативности, делового общения, ораторского искусства);

- состязательно-игровая деятельность (организация массовых игровых программ - творческих конкурсов, шоу-акций, КВН, фестивалей).

Таким образом, самодеятельные объединения, выступающие в качестве объекта педагогического руководства, могут стать эффективной площадкой социализации и самореализации личности подростка. Педагогический потенциал самодеятельного объединения реализуется путем: целенаправленного расширения «ролевого репертуара», обеспечения многообразия коллективной деятельности и динамичности коллективных ролей, соответствующих социально-психологической ситуации в общности и мотивам участия; снятия психологических барьеров, вызванных проблемами и негативным опытом предшествующей социализации; стимулирования мотивации достижения, развития лидерских качеств участников и формирования позитивной «Я-концепции» личности подростка; формирования ре-

ферентных участников, способных позиционировать высокий уровень активности и творческой самореализации; обеспечения позитивной самореализа-

ции подростка за счет повышения его поведенческой свободы и готовности к инновационной и социально конструктивной деятельности.

Т. Н. Суминова

ПРОДЮСЕР: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА

В статье с позиций системного подхода исследуются сущность и специфика такого феномена гуманитарного знания, как «продюсер», исторические аспекты возникновения профессии продюсера, а также продюсерства и антрепренерства как разновидностей предпринимательской деятельности в артосфере/арт-индустрии. В статье представлена авторская концепция контента учебного курса «Основы продюсерского мастерства», преподаваемого на кафедре менеджмента социально-культурной деятельности МГУКИ. В заключение утверждается, что продюсер есть уникальная, целостная личность, синтезирующая различные потенциалы (креативный, менеджерский, личностный и т.д.). Ключевые слова: социально-культурная деятельность, продюсер, антрепренер, арт-менеджер, артос-фера, арт-индустрия, предпринимательство, продюсерское мастерство.

The essence of the term 'producer' is being investigated in the article from the system position. Author investigates historical aspects of producer' profession birth and producership and impresario sphere as varieties of enterprise activities in arts. There is some information about Russian educational institutions where future producers are being taught. The author's conception of Foundation Course of Producing Skills is given in the article. The course book is offered as a guide textbook at the Department of socio-cultural activities in MSUCA. As it is confirmed in the conclusion a producer must be a unique, integrative person who synthesizes different potentials (creative, managing, personal, etc.). Keywords: social-cultural activity, producer, impresario, art-manager, art sphere, art industry, enterprise, producing skills.

Современная социокультурная ситуация с ее рыночными условиями бытия и развитием художественного, или арт-рынка, не только выдвигает свои требования к художественному/творческому/креативному процессу, к собственно художнику, но и воздействует на реципиентов/публику/ потребителей/покупателей. Структурируется арт-индустрия, возникает целый ряд частных организаций, детерминирующих новый подход к управлению, предпринимательству и всему прочему, происходящему в сфере художественной культуры, культурной инноватики и т.д. При этом все больше и больше так называемая «массовая» культура «выдавливает» с «рынка» продукцию собственно искусства (артосферы), этой особой

сферы человеческой деятельности, представляющую собой целостную информационную, в том числе коммуникативную, систему.

Это приводит к тому, что современный мир диктует определенные/«конк-ретные» условия существования/бытия как Мастеру/Демиургу/ Семиургу/Ху-дожнику/Артургу, так и создаваемым им текстам произведений. Истинность/ подлинность окружающего мира, адекватность этой объективно данной реальности (в том числе в текстах произ-ведений/арт-продуктах) становятся невостребованными и, более того, абсурдными.

Сверхуспехом пользуется сегодня GLAMOURность - своего рода изысканность (но со смещенным смыслом),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.