ББК 60.542.15+77 УДК 316.61+329.78 Б 43
Г.И. БЕЛОШАПКА
G.I. BELOSHAPKA
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
АPPROACHES TO THE SOCIALIZATION OF PERSONALITY IN THE WORK OF MODERN YOUTH ASSOCIATIONS
В статье рассмотрены особенности социализации личности в различных объединениях. Раскрывается сущность таких понятий, как «молодежное объединение», «молодежная организация». Анализируется возникновение молодежных объединений, которое в настоящее время происходит двумя путями: целенаправленно, т.е. под влиянием государственных структур, или по инициативе соучредителей. Рассмотрено самоуправление как форма организации жизнедеятельности детских коллективов и факторы, влияющие на формирование социальных установок готовности к социальным действиям.
In the article some peculiarities and approaches to the socialization of personality in different associations are reviewed. The author explains such concepts as a youth association, a youth organization and analyses the rising process of some youth associations. It happens in two ways: intentionally, i.e. under the influence of state structures, or due to the cofounders' initiative. The author considers self-government as a form of organization and functioning of children groups and factors, affecting the formation of readiness for social activity.
Ключевые слова: досуг социально-культурной деятельности, молодежное объединение, молодежная организация, самоуправляемые молодежные общественные объединения, клубные объединения, социальная адаптация, ин-териоризация, социализация.
Key words: leisure time of socio-cultural activity, a youth association, a youth organization, self-governing public youth associations, clubs, social adaptation, interiorisation, socialization.
В современной научной литературе социальное воспитание рассматривается как педагогически ориентированная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период их включения в социальную жизнь. Главной целью социального воспитания является содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе.
Следует отметить, что в структуре конкретных целей социального воспитания приоритетной является задача приведения в соответствие двухстороннего взаимодействия общественного воспитания в интересах каждого человека и создания механизма социализации личности, где важным становится активизация ее творческого потенциала.
В настоящее время в качестве объекта основополагающего направления социального воспитания выступает современный человек с новым образом мыслей и новым уровнем досуговых потребностей. Реализация данной идеи заключается в создании открытой системы социально-культурной воспитательной деятельности.
Сфера досуга социально-культурной деятельности характеризуется многообразием занятий личности человека в свободное время, но, исходя из исследований ученых, следует отметить, что недостаточно полно и эффективно используются имеющиеся в стране ресурсы.
По мнению Н.Ф. Максютина, А.В. Валлона и др., нынешнюю культурную ситуацию характеризует принципиальная тенденция: происходит закономерное диалектическое перерастание культурно-просветительной работы в более широкое, многогранное социальное явление - социально-культурную деятельность. Суть этого перерастания не в механической смене названий, а в признании активного творческого участия человека в качестве основного ценностно-ориентированного субъекта в сфере культуры, просвещения, досуга и отдыха [8, 3].
Трудно не согласится с исследователями в том, что существовавшие в стране общественные, общественно-политические, социально-культурные организации были полностью слиты с государством и вся культурная жизнь в обществе была подчинена государству, идеологизирована. Идеологизированная трактовка культурно-просветительной работы стала инструментом грубого и некомпетентного руководства искусством и культурой в целом, как профессиональной, так и любительской деятельностью в социально-культурной сфере.
Сам по себе факт появления большого числа общественно-добровольных формирований и инициатив дает основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации.
Процесс создания и функционирования молодежных объединений, основ деятельности их различных типов и видов рассмотрены в трудах Н.Ф. Басова, В.М. Басовой, Н.А. Жокиной, Г.В. Ермоленко, С.С. Качалиной, А.А. Ки-риеевой, В.В. Коврова, И.С. Кона, В.В. Лебединского, В.А. Лукова и др.
Особенности процессов развития и становления личности в деятельности молодежных объединений отражены в исследованиях Н.А. Козловой, А.С. Макаренко, М.И. Рожкова, Е.Н. Сорочинской и др.
Противоречия, наблюдаемые на современном этапе развития молодежного общественного движения между уникальностью молодежного объединения и их фактическим использованием, объективно устранимы путем внедрения современных педагогических технологий. Становится актуальным разработка в условиях молодежного общественного объединения концептуального развития личности.
Исследователи И.А. Валгаева, В.В. Ковров, М.Е. Кульпединова, Д.Н. Лебедев, Е.Л. Рутковская предложили вариант концепции, в которой заключалась идея, раскрывающая основы и сущностные характеристики общественных объединений молодежи, а также специфику влияния их деятельности на развитие личности, в частности таких её сторон, как креативность, гибкость мышления, гуманистическое мировоззрение.
В.Н. Татарова отмечает, что сущность таких понятий, как «молодежное объединение», «молодежная организация» является предметом обсуждения философов, социологов и педагогов. Молодежное общественное объедине-
ние понимается как общественное формирование, в котором самостоятельно (или вместе со взрослыми) добровольно объединяются несовершеннолетние и совершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы [см.: 12].
Ю.К. Бабанский и В.Н. Татарова трактуют понятие «молодежная организация» как добровольное, самодеятельное, самоуправляемое молодежное общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценностной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство [2, 12].
Современное молодежное движение нам видится как совокупность координированных действий молодых граждан, направленных на реализацию какой-либо идеи, связанной с изменением социальной действительности или своего положения в обществе, на развитие социального творчества в подростковой среде.
С 1991 года наблюдается процесс разгосударствления молодежного движения, его перехода в статус общественного явления. Единственные когда-то пионерская и комсомольская организации, имеющие богатый исторический опыт воспитания личности, были преобразованы и заняли соответствующее место в ряду разнообразных новых детских, подростковых и юношеских формирований, возникших в последнее десятилетие.
Новые общественные отношения в стране существенно повлияли на преобразование молодежного движения, его перехода в новое качество, которое имеет ряд особенностей: изменение места базирования (новые детские, подростковые, юношеские объединения имеют «штаб-квартиры», как правило, в учреждениях дополнительного образования, культуры, по месту жительства, при общественных организациях); исчезла привязанность к одновозрастному коллективу; приход руководителей объединений, не имеющих педагогической профессии.
В настоящее время возникновение молодежных объединений происходит двумя путями: целенаправленно, т.е. под влиянием государственных структур, или по инициативе соучредителей.
Согласно Закону «Об общественных объединениях» (1990 г.) учреждать детские, подростковые и юношеские общественные организации могут различные объединения и частные лица. Исходя из этого, молодежные объединения можно классифицировать следующим образом.
1. Объединения, удовлетворяющие интересы и потребности детей и подростков в передаче им знаний, умений и навыков, посредством чего происходит включение их в социальную практику. К этой группе следует отнести школы и клубы.
2. Самодеятельные, самоуправляемые молодежные общественные объединения, создаваемые для реализации какой-либо социально ценной идеи, где нормы и правила деятельности зафиксированы в Уставе.
3. Клубные объединения, предлагающие различные виды творческой деятельности, где личность через нее включается в социальную практику.
4. Неформальные молодежные объединения, спонтанно образовавшиеся и отличающиеся саморегуляцией своей деятельности. В это число попадают команды, группы, клубы, созданные на основе общей увлеченности.
По нашему мнению, понятие «неформальное объединение» можно рассматривать с различных точек зрения, в зависимости от группы исследователей. Так, исследователи Института молодежи считают неформальные объе-
динения организациями нетрадиционного характера, особенно альтернативные прежним (пионерской и комсомольской); кроме этого, выделяются группы школьного самоуправления, национально-патриотические, религиозные и др. Органы внутренних дел причисляют неформалов к организациям криминогенного, негативного характера (примером которых являются «казанские» группировки, «люберы» и подобные, так называемые «борцы» за оздоровление общества и социальную справедливость). Психологи, педагоги, философы относят к неформальным организациям молодежные субкультурные группировки: панки, хиппи, фанаты, различные землячества (по этническим признакам), политические молодежные объединения и объединения на основе религиозной субкультуры (кришнаиты, буддисты, сатанисты и др.).
Неформальная группа, объединение молодежи - это общность, состоящая из подростков и людей молодого возраста. Такая общность характеризуется рядом неотъемлемых признаков. К ним относятся:
- объединения, возникшие в конкретных условиях социальной ситуации на базе стихийного общения;
- независимость от официальных структур и самоорганизация;
- модели поведения участников, направленные на реализацию не-удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности;
- относительная устойчивость, высший уровень включения индивида в функционирование общности, определенная иерархия;
- ярко выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориента-ций, отношений к окружающей среде, стереотипов поведения;
- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
Комплекс перечисленных признаков позволяет сформировать родовое
понятие рассматриваемого явления и определить в «пограничных» случаях, относится ли группа, объединение, движение к числу неформальных молодежных общностей. Такая классификация нужна и для решения практических задач конкретизации воспитательной и профилактической работы государственных органов, учреждений, общественных организаций, а также для ориентации средств массовой информации, других средств формирования правильной позиции общественного мнения.
В основе классификации И.Ю. Сундиева лежит направленность деятельности молодежных формирований. Здесь следует отметить, что основная масса участников рассматриваемых объединений - лица подросткового и юношеского возраста, для которых характерны другие психологические механизмы. Доминирует «настоятельная потребность составить обо всем собственное представление, утвердить свое миропонимание, мировоззрение. При этом, хотя референтные группы продолжают в определенной степени влиять на эти процессы, юноши и девушки в значительной степени самостоятельны в своем выборе. Правда, девушки в большей степени привязаны к традиционным «авторитетам» и, прежде всего, к семье. Кроме того, для них вопросы самоутверждения чаще отходят на второй план. Именно поэтому основную часть членов НМО рассматриваемых типов составляют юноши [10].
К агрессивным неформальным группам исследователи относят ряд спортивных «фанатов», поклонников футбольно-хоккейных клубов «Спартак», «Динамо», «ЦСКА», «Торпедо» и др. Основной контингент этих групп - подростки 12-16 лет. Цель объединения - эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матчах и «послематчевых» шествий, стремление выделиться в окружающей микросреде, продемонстрировать с помощью стилизованной
одежды (шарфов, шапочек, эмблем, значков, знамен) свою принадлежность к любимой команде. При этом спорт, спортивные мероприятия для подростков оказываются лишь поводом к совместным действиям.
Экстремистские неонацистские группы (правые) в целом малочисленные (20-30 человек). Основное время в них тратится на копирование внешней нацистской атрибутики, создание тайных документов, присвоение друг другу званий и т.д. Участники групп демонстрируют свою субкультуру: носят черные куртки, узкие короткие брюки, остроносые ботинки на каблуках или сапоги, белые рубашки, узкие черные галстуки. Элементами прически являются бритые виски, стриженый затылок, челка, также прокалываются уши и вдевается металлический крестик. Распространена татуировка: преимущественно нацистская свастика или две молнии - стилизированная аббревиатура «СС» на немецком языке.
Группы имеют многочисленных «фюреров», «боссов», «шефов», «учителей» и т.д. Встречаются группы с иерархией, напоминающей иерархию фашистских войск СС. В данных группах активно проповедуются идеи антигуманизма, человеконенавистничества, насилия. Практикуется употребление алкоголя, курения.
Развиваются группы «левых» экстремистов - «ремонтников». Их разновидностями являются «люберы», «консерваторы», «контролеры», «законники», «чистильщики», «чистые», «комиссары» и т.д. Они объединяются для борьбы с другими неформальными объединениями, в первую очередь с неофашистскими. Поддерживая государство и общечеловеческие нравственные ценности, они в реальности очень близки (в смысле «протестности») к тем группам, против которых борются. Члены данных групп собираются и проводят много времени рядом с «хиппи», «панками», «металлистами», чтобы «знать врага». Численность групп достигает 40 человек, средний возраст 15-20 лет. Группы могут носить громкие названия, производные от фамилий видных политических деятелей, чьим авторитетом прикрываются лидеры этих объединений.
Группы данного типа отмечаются крайней нетерпимостью к любым проявлениям западной идеологии и, особенно, к внешним признакам западной культуры, проявляющимся в одежде иностранного производства, в необычных прическах, развязном поведении и т.д. Это приводит к отказу от ношения импортной одежды, курения иностранных сигарет [13].
В основе неформальных групп эпатажной самодеятельности наблюдается вызов сложившимся нормам, канонам, правилам как в наиболее простых областях жизни - одежда, прическа, так и более сложных - искусство, наука. Целью объединения подростков в такие группы служит как подтверждение принадлежности к элитарной группе, так и претензии на образование «новой элиты».
Интересную, на наш взгляд, типологию неформалов предлагает В.Т. Лисовский: это общественно-политические (народные фронты, «Община», «Доверие»); социально-культурные, творческие (художественные, театральные, клубы по интересам); прикладного характера (клубы самодеятельных инициатив); клубы социальной помощи («Милосердие» и др.); религиозные и полурелигиозные (кришнаиты, мунисты, «система» и др.); экологические и социально-экологические («зеленые», Грин-хиппи, «Спасение», «Мир», «Эра» и др.); правозащитные объединения, борцы за справедливость («Молодые коммунисты», «Дети Деточкина», «Комитет социальной защиты» и др.); здорового образа жизни (поклонники брейка, скейта, каратэ и др.); спортивные и музыкаль-
ные фанаты; асоциальные в сфере свободного времени (панки, металлисты, рокеры, пацифисты, качки, хиппи); националистические; этической направленности, в основе которых лежат: потребность людей в общении и понимании, признании и дружбе; семейные и родительские клубы; историко-патриотические («Мемориал», «Память», «Вече», «Российский народный фронт, «Отечество», «Русский центр»).
Усиление тенденции к самореализации личности, по мнению И.К. Саяк-сова, происходило именно в сфере досуговой деятельности, в связи с чем он предложил следующую классификацию по типу отношений неформалов с обществом:
- неформальные объединения с преобразовательной или критической программой, ставящие своей целью повлиять на развитие общества;
- неформальные объединения, имеющие целью уход от проблем, не желающих иметь с обществом никаких формализованных отношений (религиозные объединения и творческие группы, туристы, хиппи, часть музыкальных фанатов);
- неформальные объединения агрессивного характера, которые делятся на истинно агрессивные, в чью программу входит непосредственно применение силы вплоть до совершения уголовных преступлений (территориальные объединения типа казанских или люберов) и демонстративно агрессивные, то есть проявляющие агрессию через внешние атрибуты и поведение (панки, металлисты, рокеры).
Общую классификацию современных молодежных общественных объединений по ряду параметров дает в своей работе Литвак Р.А.:
1) по типологии функций: масштабно функциональные (совокупность объединений, обеспечивающих вхождение, интеграцию и адаптацию молодого человека к социальной среде) и функционально профилированные (объединения, организации, союзы, центры, клубные формирования);
2) по целям и направленности деятельности: гуманистически либо антигуманно ориентированные, социальные, асоциальные, политические и другие;
3) по статусу: государственные, общественно-государственные, общественные - в зависимости от учредителя;
4) по связям с внешней средой: открытые, закрытые, массовые, элитарные, автономные;
5) по уровню продолжительности деятельности: постоянные или временные [7].
Кульпединова М.Е. считает, что функции молодежного общественного объединения заключаются в следующем:
- привлечении личности в общественную систему отношений;
- организации жизнедеятельности, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию различных возрастных групп;
- защите личностных прав и свобод от негативных влияний среды;
- корректировке личностных проявлений и актуализации значимых интересов, умений, а также противопоставлении негативным стремлениям увлекательного образа совместной жизнедеятельности [6].
Мы согласны с утверждением Литвак Р.А., которая отмечает, что деятельность молодежных общественных объединений (МОО) в современных условиях будет эффективной, если:
- под сущностью МОО понимается особое социально-педагогическое формирование детей, подростков и взрослых, объединившихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей, способствующее социализации личности;
- деятельность МОО базируется на общих (гуманизации, свободы выбора, самореализации, взаимодействия, социально-педагогической защищенности, романтики и игры) и единичных (зависящих от типа МО) принципах;
- функциями МОО, способствующими успешному взаимодействию молодого человека и среды, являются: ориентировочно-развивающая, информационно-аналитическая, коммуникативная, прогностическая; региональная программа деятельности МОО учитывает историко-географическую специфику среды, социально-педагогические условия семьи и особенности проблем детей в этом социуме;
- разработанная система подготовки специалистов для работы в МО строится в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке социальных педагогов (специализация - руководитель детского, молодежного объединения) [7].
Итак, мы считаем, что воспитательный потенциал молодежного общественного объединения есть определенная целостность социально-психологических факторов, обусловливающих потребности личности в жизнедеятельности объединения, позицию субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития. Его общие характеристики предопределены природой данного типа формирования (добровольность волеизъявления, самоопределение, самоуправление), возможностью реализации в нем прав человека, в том числе ребенка, и освоения социальной роли члена общественного объединения, спецификой создания и функционирования как воспитательной системы, особенностями взаимоотношений детей и взрослых -членов объединения, своеобразием микрокультуры, диапазоном социальных связей.
Индивидуальность конкретных объединений определяется и тем, как преломляются в них общие характеристики воспитательного потенциала, и совокупностью внутренних, субъективных характеристик: социальный состав членов объединения, их возраст, потребностно-мотивационная сфера, система ценностных ориентаций, принципы и методика организации жизнедеятельности, система взаимоотношений, нравственно-психологическая атмосфера, социальное и природное окружение, связи со средой. Но только целостность объективных и субъективных характеристик раскрывает всю силу воспитательного потенциала педагогически организованного детского сообщества.
Сегодня нет ни общих идеологических установок, ни единой программы воспитания. В этих условиях, как подсказывает история передовой педагогической мысли и опыт современных отечественных педагогов, возможна ориентация воспитательной педагогической деятельности на освоение всего многообразия общечеловеческих ценностей в их историческом, гносеологическом и духовно-культурологическом аспектах. Только в случае ориентации педагогического процесса на эти ценности возможно создание таких педагогических условий, которые будут способствовать позитивной социализации личности.
Молодежное общественное объединение рассматривается учеными как особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединившихся на добровольных началах, которое способствует социализации личности, предоставляя ей возможности для удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей.
И.С. Кон отмечает, что общество сверстников как фактор социализации неоднородно. С одной стороны, это руководимые и направляемые взрослыми детские, юношеские коллективы и организации (пионерская организация, ком-
сомол). С другой стороны, это разнообразные неформальные стихийные сообщества, большей частью разновозрастные и смешанные в социальном отношении [6].
Научная стратегия воспитания требует учета не только меры и эффективности влияния взрослых и сверстников, но и соотношения организованных и стихийных детско-юношеских групп, особенностей их состава, структуры, типа лидеров и, самое главное, их явных и латентных социально-психологических функций.
Исходя из анализа результатов исследований ученых, следует отметить, что главной в процессе социализации личности является социальная активность, которая проявляется в творческой деятельности. Через социальное творчество подросток реализует стремление к самоорганизации, самоутверждению, которые являются для него наиболее значимыми. Следовательно, в обществе необходимо создать условия для реализации интересов детей через включение их в социальное творчество. Один из путей формирования таких условий - создание и эффективная организация деятельности молодежных объединений.
Процесс социализации личности наиболее интенсивно осуществляется в таких сферах, как деятельность и общение. Это ключевые сферы функционирования объединения. Таким образом, микросреда молодежного объединения априорно способствует формированию социальных качеств личности. Необходимо сделать ее позитивно направленной, чтобы социализация личности осуществлялась с учетом ценностных общественных ориентаций, исходя из потребностей прогрессивного общественного развития.
В этом плане важно определить критерии социализации личности в молодежном общественном объединении. Мы предполагаем, что такими критериями могут быть: степень участия молодежи в конкретной практической деятельности, уровень сформированности у них важных социальных качеств и степень разработанности системы социально-ролевой деятельности.
Процесс социализации личности предполагает как включение личности в систему общественных отношений, так и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Социализация обусловлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими факторами. Среди них необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов по оформлению личности (т.е. собственно воспитание), влияние среды и ближайшего окружения личности, активность личности, избирательно продвигающейся к ближнему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитанию и саморегулированию поведения.
В социальном плане процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) рассматривается как усвоение элементов культуры, формирование социально-значимых черт личности. Современные исследователи отмечают, что от того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит формирование, с одной стороны, способности социальной организации влиять на личность, с другой - способности личности поддаваться влиянию других людей [10].
В социализации индивида В.В. Ковров выделяет две фазы - социальную адаптацию и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общест-
ва, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации - это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза, интериори-зация, - это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных норм, ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее «Я» обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица [5].
Рассматривая человека как социологическую проблему, Х.Ф. Сабиров подчеркивал, что социализация выступает как сложный, противоречивый процесс усвоения людьми многообразных интересов, которые образуют важный элемент их социального содержания. Каждый человек обладает своей системой интересов, которые в его жизни и социальном развитии выполняют две важные общественные функции: во-первых, интересы являются внутренними социальными стимулами, побуждающими его к определенным действиям и поступкам; во-вторых, сцепляют его с обществом, с классом, с другими людьми [5].
Проблему социализации философы рассматривают как проблему, связанную с совершенствованием социальных отношений, психологи рассматривают это явление с позиции развития личности. «Особую роль, - как считает Д.И. Фельдштейн, - приобретают отношения «ребенок - общество». И.С. Кон отмечает, что в процессе социализации индивиды научаются устанавливать, поддерживать и изменять такие идентичности, преобразуя тем самым самих себя и окружающий мир.
Во всем многообразии таких отношений выделяют два главных, но разных типа. В первом случае актуализируется оценка себя в обществе; во-втором - ребенок соотносит себя с обществом, которое выступает главным системообразующим моментом самоопределения.
Психологический смысл отношений, характеризующих поворот на себя в обществе, концентрируется в социальной позиции, условно обозначенной формулой «я в обществе», а ориентация ребенка на общество выражается как «я и общество». Сосуществуя, эти два типа позиций, по-разному актуализируясь, выступают как определенный результат, характеризующий содержание социального развития. Происходит все более выраженное социальное созревание, просматриваются стадии, соответствующие ступеням онтогенеза, очерченным в периодизации психического развития, разработанной Л.С. Выготским и Д.Э. Элькониным. С.И. Гессен отмечал, что в социальном развитии личности в зависимости от изменения позиции ребенка в обществе и по отношению к обществу фиксируются рубежи этого развития [4].
Большое внимание педагогическому аспекту социализации личности уделяли и уделяют А.А. Бодалев, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, В.А. Караков-ский.
В «Концепции воспитания учащейся молодежи в современном обществе» дается определение социализации, которое, по нашему мнению, в большой степени отражает его сущность: «Социализация - процесс двусторонний. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые входит он. А с другой - в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт» [1].
Мы согласны с данным подходом к социализации и считаем также, что социализируясь, ребенок обогащается опытом и реализует себя как личность.
Развитие личности идет в течение всей жизни, прежде всего, в процессе социализации. Формирование социального опыта может быть достигнуто только на основе взаимодействия детей и взрослых. Несмотря на самодеятельный характер детских организаций, в их жизнедеятельности принимают участие и взрослые. Важно, чтобы деятельность объединений и организаций базировалась на основе сотрудничества и приоритете детских интересов. Этому способствует реализация принципа взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.
Самоуправление - форма организации жизнедеятельности детских коллективов, обеспечивающая развитие самостоятельности детей и подростков в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Определяя движущую силу развития самоуправления, необходимо исходить из того, что от отношения детей и подростков к целям деятельности, определяемым взрослыми или органом самоуправления, зависит их участие в решении управленческой задачи. Работа органов самоуправления существенным образом зависит от отношения каждого члена коллектива к цели деятельности и наличия мотивов участия в ней. Возникает основное противоречие между целями деятельности коллектива, содержанием, процедурой управления и отношением к ним каждого члена организации. Условием разрешения этого противоречия и превращения его в движущую силу является наличие групповых мотивов действия, которые отражают отношения детского коллектива к целям, содержанию и процедуре организации деятельности.
А.С. Макаренко руководствовался тем, что организация деятельности воспитательного коллектива «идет по разным линиям; она заключается в делении общего коллектива на коллективы первичные; жизнь и поведение воспитанников дисциплинируются, закрепляются в строгом и четком режиме, получают соответствующую эмоциональную окраску, приобретают определенный стиль и тон; наконец, все ценное в жизни и деятельности коллектива, все его достижения, накапливаясь постепенно, закрепляются в коллективных традициях и передаются новым воспитанникам как опыт жизни их старших товарищей» [12].
«Источником развития самоуправления на этапе зарождения детской организации является противоречие между внешней целью и индивидуальным мотивом. Цель, поставленная взрослыми, превращается в групповой мотив, если подростки видят, что удовлетворение их потребностей напрямую зависит от достижения этой цели» [12]. На этапе становления источником развития выступает противоречие между целью деятельности, определяемой подростками, и отношением всех участников деятельности к ее содержанию. Данное противоречие разрешается на основе широкого вовлечения молодежи в преодоление трудностей, выбор решений, позволяющих достигнуть групповой цели. В этом случае формируется групповой мотив, в котором отражается общее мнение о формах работы, способствующих достижению поставленной цели.
Наряду с общими задачами самоуправления является развитие активности, как членов организации, так и детских, подростковых, юношеских коллективов. Поэтому органы самоуправления названных организаций выполняют функции, реализация которых возможна только на основе саморазвития:
самоактивизация, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль.
Интегрированным критерием эффективности процесса социализации является сформированная готовность к социальным действиям. Одной из актуальных проблем современной психологии и педагогики является проблема готовности растущего человека к различным видам деятельности, к творчеству, выполнению конкретных жизненных задач.
В современной научной литературе готовность к тому или иному виду деятельности понимается как целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, установки, настроенность на определенное поведение.
В основе социального поведения человека лежат так называемые социальные установки, которые формируются в процессе взаимодействия человека с другими людьми в социальной среде. На формирование социальных установок (готовность к социальным действиям можно отнести к этому типу установок) действуют представленные ниже факторы.
1. Социальной психологии хорошо известны эффекты сосуществования, сотрудничества, соревнования, конфликта. В условиях сосуществования и соактивности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения. В процессе социального взаимоотношения индивиды, которые включены в это взаимоотношение, посредством выражения согласия - несогласия в отношении поведения партнера усиливают или ослабляют его поведение так, что этот акт остается для них неосознанным. Под влиянием других людей у личности могут создаться конформные тенденции поведения. Таким же образом индивиды, которые включены во взаимоотношения сотрудничества, соревнования или конфликта, увеличивают или снижают плодотворность поведения друг друга.
2. После 11-12 лет у людей посредством социализации создается тенденция действовать в соответствии с теми социальными ожиданиями, которые они имеют в отношении друг друга, что оказывает значительное влияние на поведение человека. Поэтому, кроме непосредственного воздействия, люди влияют друг на друга социальными ожиданиями.
3. На поведение человека значительное влияние оказывают также те требования, которые предъявляют к нему другие люди, социальная среда. Эти требования человек переживает в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм [11].
Социализация личности молодого человека предполагает взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, реализуемые на основе:
- создания условий для выбора целей деятельности самими детьми;
- включения детей и подростков в решение проблемных управленческих ситуаций;
- создания творческой обстановки для выражения членами организаций своих интересов;
- согласования действий детей и взрослых (решение детей в жизнедеятельности организации не должно отменяться взрослыми);
- сотрудничества детей и взрослых, основанного на взаимной ответственности и взаимной отчетности;
- выполнения взрослыми в организации защитных функций по отношению к детям, гарантии реализации их прав [12].
Исходя из вышесказанного, следует выделить ряд особенностей социализации личности молодого человека в объединении.
Независимость молодежных объединений позволяет прогностически ориентировать молодых людей на характер их социальных отношений в будущем. Добровольный характер социальных отношений детей и подростков позволяет осуществлять их социализацию с учетом интересов и потребностей индивида. Усвоение социального опыта в молодежных объединениях может осуществляться избирательно, с учетом отношений к оценкам взрослых, опосредованных их отношением к этим взрослым.
Учитывая специфику работы в молодежных объединениях, исследователи выделяют три основных критерия эффективности социализации молодого человека:
- интериоризация социального опыта (когнитивный);
- стремление к участию в социальных отношениях (мотивационный);
- участие в поиске путей реализации своих возможностей (деятельно-
стный).
Такое выделение критериев соответствует известным подходам к пониманию готовности личности к социальным действиям.
Каждый из перечисленных критериев отражается в эмпирических показателях:
- интериоризация социального опыта;
- наличие знаний о различных типах социальных отношений;
- осознание зависимости своего успеха от развития общественных отношений;
- знание особенностей социального общения;
- стремление к участию в социальных подходах;
- потребность к социальному общению в различных группах детей и взрослых;
- направленность на достижение результатов в социальной деятельности;
- адекватная оценка своего участия в деятельности;
- участие в социально значимой деятельности;
- проявление инициативы и активности в деятельности;
- творческий подход к деятельности.
Таким образом, выяснились основные подходы и особенности социализации личности в различного рода объединениях. В современном российском обществе воспитание подрастающего поколения реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в результате чего существенно изменились социально-культурная жизнь молодежи и функционирование общественных объединений. Негативным фактором является снижение воспитательного воздействия семьи и ее роли в социализации детей. При этом далеко не исчерпан потенциал молодежных и детских общественных объединений, который можно использовать для решения разного рода государственных задач.
Литература
1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. - 229 с.
2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
3. Валлон, А.В. В мире подростка [Текст] / А.В. Валлон. - М.: Медицина, 1980. - 296 с.
4. Гессен, С.И. Основы педагогики [Текст] // Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М: Школа-пресс, 1995. - 448 с.
5. Ковров, В.В. Самореализация подростка в общественном объединении [Текст]: дис... канд. пед. наук / В.В. Ковров. - М., 1996. - 187 с.
6. Кон, И.С. НТР и проблемы социализации молодежи [Текст] / И.С. Кон. - М.: Знание, 1988. - 64 с.
7. Литвак, Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях [Текст]: дис. д-ра пед. наук / Р.А. Литвак. - Екатеринбург, 1997. - 389 с.
8. Максютин, Н.Ф. Общественное назначение и основные социальные функции клуба [Текст] / Н.Ф. Максютин // учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛГИК, 1978. - 82 с.
9. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения в восьми томах [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 400 с.
10. Моделирование воспитательных систем: теория и практика [Текст]: сб. науч. ст. / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: РОУ, 1995. - 139 с.
11. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст]. - М: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.
12. Теория, история, методика детского движения [Текст]: инф. бюллетень. - М.: Пресс-
Соло, 1995. - 124 с.
13. Человек и общество: проблемы социализации индивида [Текст] / под ред. Б.Г. Ананьева, Л.Г. Спиридонова. - Л., 1971. - 144 с.