Научная статья на тему 'Leisure associations in the system of teenager's communicative and behavioral tolerance forming'

Leisure associations in the system of teenager's communicative and behavioral tolerance forming Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / LEISURE ASSOCIATIONS / TOLERANCE / SOCIAL INTEREST / SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касимов Р. Р.

Рассмотрены условия досугового объединения как управляемой педагогической системы формирования коммуникативно поведенческой толерантности подростков. Обоснована оптимальная модель досугового объединения с определением специфики, содержания деятельности и принципов организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about of leisure association's conditions as dirigible pedagogic system of teenager's communicative and behavioral tolerance forming. The model of leisure association with the definition of specificity, the matter of activity and organizational principles.

Текст научной работы на тему «Leisure associations in the system of teenager's communicative and behavioral tolerance forming»

УДК 379.8:01.8; 379.8:65.012

Р.Р. Касимов

ДОСУГОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Рассмотрены условия досугового объединения как управляемой педагогической системы формирования коммуникативно поведенческой толерантности подростков. Обоснована оптимальная модель досугового объединения с определением специфики, содержания деятельности и принципов организации.

Ключевые слова: досуговые объединения, толерантность, социальный интерес, социальная активность.

Leisure associations in the system of teenager’s communicative and behavioral tolerance forming.

This article is about of leisure association’s conditions as dirigible pedagogic system of teenager’s communicative and behavioral tolerance forming. The model of leisure association with the definition of specificity, the matter of activity and organizational principles.

Key words: leisure associations, tolerance, social interest, social activity.

Особая роль в противодействии экстремистским тенденциям в молодежной среде принадлежит общественным организациям, субкультурным

формированиям и самодеятельным досуговым общностям, которые выступают дополнительным «жизненным

пространством» и условием творческой самореализации личности1. Компенсируя

издержки традиционных институтов

социализации, акцентирующих внимание на внешней, социально заданной системе ценностей, самодеятельная досуговая общность способна создать дополнительные условия для творческого самовыражения и индивидуального самоопределения

подростка, оптимизировав тем самым общий процесс становления личности. Ресурсы самодеятельной досуговой общности как средство формирования толерантного поведения коренятся в коллективном характере и игровой природе ее деятельности - игровое начало является ведущим источником возникновения подростковых

субкультурных сообществ, игровая организация материала лежит в основе молодежного контркультурного движения.

Однако декабрьские события в Москве и в других городах показали, что общественные организации молодежи нуждаются в целенаправленной помощи, особенно в той части, кото-рая касается диалога членов организации с носителями контркультурного сознания. В сфере досуга

подростки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных идеологий и ценностей. Молодежные объединения могут быть аморфными или жестко структурированными, в них может процветать культ силы, жестокости, наблюдается демонстративно

антиобщественное поведение. За внешней картиной доминирования отношений со сверстниками кроется ориентация на осознание себя, своего «Я» в системе социальных отношений. Нередко у членов самодеятельных объединений возникает сознание своей исключительности, противопоставление себя другим людям, гедонистическое мировосприятие,

склонность к символическому разрешению трудностей, что не способствует формированию чувства социальной ответственности. Развивающаяся в таких объединениях групповщина не позволяет подростку самореализоваться и получить признание. Для таких объединений характерно отсутствие четкой позитивной программы, деиндивидуализация личности.

Оптимальная модель подросткового объединения должна строиться в соответствии с принципами организации совместной деятельности, а именно: принцип персонификации содержания деятельности, позволяющий использовать различные коммуникативные ситуации для решения личностных проблем подростков; смысловая парадоксальность вербального материала, используемого в системе коммуникативной активности; самоорганизация коллективной

деятельности и многообразие форм индивидуального и коллективного

творчества; ролевая модификация,

обеспечивающая свободное сюжетноролевое самоопределение и расширяющая экспериментальное пространство для

индивидуальной самореализации и

творческой деятельности; стимулирование позитивного отношения ближайшего социального окружения с целью повышения личностной значимости стандартов и результатов творческого поведения.

Социальную активность подростка в рамках досугового объединения следует рассматривать как сознательную деятельность по внесению своего вклада в развитие общественной жизни, способность производить социально значимые преобразования. Кружковая работа большими возможностями обладает в плане самореализации и самовыражения человека, однако лишь незначительная часть учащихся включена в кружковую деятельность. Поэтому педагогически значимой задачей является стимулирование культурно-досуговой

активности, вовлечение учащихся в жизнь самодеятельного объединения. Исследования показывают, что большинство респондентов участвуют только в тех делах, которые им нравятся (30,9%), либо иногда принимают участие в коллективных делах (19,8%). Среди распространенных видов деятельности учащихся в неформальной среде оказались «развлечения, гуляния» (57%), «увлечения, хобби» (25%), «занятия спортом» (18,3%). Исследование форм занятости учащихся в свободное время, показало, что приоритетные позиции занимают: «общаюсь с друзьями» (59,7%), «смотрю телевизор» (41,7%), «занимаюсь спортом» (8,8%). Таким образом, гуляние со сверстниками, просмотр телевизионных программ занимает значительную долю свободного времени учащихся, сокращая время, уделяемое чтению художественной литературы. Каждый четвертый опрошенный молодой человек (25,9%) практически не читает - в силу несформированности в семье и в школе культуры чтения. Кроме того выявлено, что в поиске варианта самоутверждения и самовыражения подростки нередко избирают социально неприемлемую стратегию поведения, расходящуюся с принятыми общест-

венными нормами, но позволяющую им «оказаться на виду» (11,5%), реализовать «потребность самовыражения» (19,5%) или «просто без причины» (39,3%). Степень серьезности нарушения нормы общественной жизни нередко выходит за пределы, установленные законом (около 10% опрошенных учащихся уже имели опыт контакта с работниками милиции).

Досуговое объединение, предоставляя максимальную свободу самовыражения, в то же время выступает в качестве педагогически управляемой системы. Вовлечение в досуговую общность нужного количества субъектов предполагает наделение этой группы такими характеристиками, которые субъективно значимы тем личностям, которым предлагается «войти» в ее состав. Для этого нормативная группа должна обладать определенными параметрами: во-первых, она должна быть для участника значимой, референтной (это качество определяется социально-статусным или культурно-символическим капиталом

группы, способностью решать личностные проблемы ее членов). Во-вторых, членство в общности должно быть доступно участникам (и прежде всего в смысловом и статусном отношении). В-третьих, у группы должна быть сильная социальная позиция (т.е. ее видимость, рельефность, выпуклость, в определенном смысле

конкурентоспособность). В-четвертых,

ценности общности должны быть

персонифицированы образом значимой для участников личности, воплощающей нормативные и поведенческие параметры группы. Важную роль в обеспечении социально приемлемого поведения досуговой группы играет неформальный лидер, которые задает морально-этические нормативы и стиль взаимоотношений. Лидер в данном случае позиционирует ценностнонормативное и поведенческое ядро группы, наделяет ее необходимыми для популярности социально-ста-тусными и культурносимволическими ресурсами.

Важнейшей педагогической проблемой руководства самодеятельным объединением является гармонизация индивидуального и социального в мотивации и деятельности участников. Дело в том, что доминирующая

направленность на себя связана с ненормативным поведением

гедонистического и агрессивного характера. Индивидуальное начало, безусловно,

значимая составляющая личностного мира, она включает внутренние установки, потребности, качества личности,

сформированность Я-концепции.

Общественное объединение с устойчивыми индивидуальными характеристиками

становится полем удовлетворения их личностного роста, саморазвития и самоактуализации. Подростки с

индивидуальной направленностью признают полезность участия в общественном объединении только тогда, когда они удовлетворены собственными достижениями. Наиболее ярко такие установки проявляются у подростков-лидеров, которые участие в объединении рассматривают как средство самореализации и признания. Несомненно, личный интерес является значимым мотивом участия в общности - индивидуальные достижения представляют общественную ценность и являются целью педагогического руководства детскими объединениями.

Вместе с тем в деятельности общественных объединений важна и другая составляющая - социальная направленность личности, фиксирующая уровень развития ее социального интереса. Лидерские цели здесь направлены на успешность взаимодействия, а результатом становятся отношения как внутри организуемого лидером коллектива, так и с окружающими людьми. Воспитательное значение такого рода лидерства имеет более широкий диапазон, так как ориентирует личность на общечеловеческие ценности, взаимодействие с другими людьми в режиме диалога.

Социальный интерес выражается в эмоциональной, интеллектуальной и деятельностной сферах личности (т.е. в чувствах, мыслях и поведении человека). Критериями его сфор-мированности являются: а) легкость и комфортность в процессе взаимодействия с другими людьми; б) ощущение себя частью общности «мы» (чувство принадлежность группе, того, что тебя объединяет с ними, чем ты похож на них; восприятие себя частью всего человечества); в) идеализация образа другого,

т.е. вера в то, что в каждом человеке есть хорошие качества, что дает повод для оптимизма и конструктивных форм

коммуникации; г) способность критически относиться к самому себе (т.е. мужество признать свое несовершенство, не считать себя «первым» и «лучшим»). Это впоследствии устраняет нездоровую межличностную конкуренцию и снижает уровень агрессивности в системе межличностных коммуникаций.

Социальный интерес в коммуникативной плоскости рассматривается как процесс, формирующий способность «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого»1. Высокий уровень социального интереса участников

объединения свидетельствует о

гармоничности социализации и

индивидуализации личности, о естественной интеграции личности в общество. Социальный интерес - это движущая сила формирования партнерских отношений, важных для гражданского общества. Для детского и подросткового возраста социальный интерес является одним из центральных социальных новообразований личности. Несомненно, развитие социального интереса может осуществляться в любой социальной группе, но в общественном объединении на этом концентрируется внимание, и зачастую он становится целеполагающей основой совместной деятельности. Социальный интерес стимулирует готовность участвовать в совместной деятельности, признавать права других и идти на уступки для достижения коллективных решений. Личность с развитым социальным интересом демонстрирует умения понимания мыслей и чувств других; она проявляет стремление работать вместе ради достижения общей цели. Социальный интерес может быть направлен на неодушевленные предметы, ситуации и соответствующие виды деятельности (например, природу, искусство -человек проявляет к ним интерес, никак не связанный с его собственным «Я»). Его целью может быть социальный мир - интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принимать точку зрения другого человека. Интерес может быть центрирован на мир в

целом, и тогда он выводит человека за свои собственные пределы, способствует обретению единства с миром как абсолютом (А.Адлер).

Общественное объединение, в отличие от любого другого социального организма, создает наиболее благоприятные условия для развития социального интереса на всех трех его уровнях, так как естественно соединяет предметную деятельность, межличностные отношения и общечеловеческие ценности. Социальная направленность деятельности членов общественных объединений развивает умение ладить с другими людьми, понимать их нужды и проблемы, сочувствовать им, она формирует солидарность как элемент ценностномотивационной структуры личности. Досуговые общности, с одной стороны, создают дополнительные возможности личностной самореализации, с другой -компенсируют дефициты условий социализации других социально-культурных институтов. Поэтому включение подростков в деятельность любительских объединений выступает важнейшей предпосылкой реализации социализирующего потенциала досуга и формирования толератности в коммуникативно-поведенческой сфере.

Педагогический эффект участия в

самодеятельной общности обеспечивается через включение подростка в значимую деятельность и организацию позитивного взаимодействия, в процессе которого подросток учится глядеть на мир глазами другого, может менять точку зрения на окружающих и самого себя. Условиями реализации социально-педагогического потенциала самодеятельного объединения являются самодеятельный и добровольный характер деятельности, синтез общения и игры, наличие интереса к виду деятельности, развитая система самоуправления, возможность смены ролей. Важную роль в создании комфортных условий для самореализации личности подростка играет творческий климат в коллективе, показателями которого выступают благоприятные условия для межличностного общения, четкая организационная структура самоуправления, развитая система поощрений, положительные эмоциональные

связи между участниками объединения, внимание и уважение к участникам объединения со стороны руководителя.

Досуговое объединение клубного типа как важнейший элемент культурнообразовательного пространства является

наиболее оптимальной формой развития коммуникативных способностей личности.

Педагогическая значимость клуба возрастает за счет того, что в своей основе этот тип общности функционирует по законам неформальной группы, где участие личностно мотивировано -

неудовлетворенными индивидуальными потребностями (в принадлежности,

взаимопомощи, взаимозащиты), желанием личностно значимого общения. Клуб - это референтная группа, в которой участник ориентирован на принятие групповых норм и ценностей, а коллектив, в свою очередь, влияет на систему личностных установок каждого члена. Поэтому деятельность в составе общественного объединения имеет более выраженное воздействие на личность, которое осуществляется как вербально, так и невербально. Это происходит с помощью убеждения - направленного психологопедагогического воздействия с целью изменения внутренних установок личности или группы, обращенное к разуму и предполагающее аргументированное

доказательство. Здесь эффективнее происходит внушение, которое принимается без обсуждения и сопротивления, психологическое заражение, осуществляемое в форме бессознательной передачи от человека к человеку эмоций и состояний. Особенно эффективны средства

эмоционального воздействия: особенности

речи, мимика и пантомимика, личный пример, когда на основе подражания

осознанно или неосознанно воспроизводятся определенные черты, образцы поведения,

манеры, действия и поступки других субъективно значимых людей. Этот эффект тем сильнее, чем авторитетнее личность, выступающая в качестве объекта

подражания, и чем референтнее для подражающего группа, чем значимее для него участие в ней. Воспитательный эффект обнаруживается как результат

идентификации, т.е. отождествления,

уподобление себя и другого человека на основании сходства каких-либо

характеристик. Идентификация

обусловливает такие эффекты групповой динамики, как сплоченность, совместимость, сработанность, согласие, групповое давление.

Педагогический потенциал

самодеятельной общности определяется ее самодеятельной природой и

компенсаторными возможностями,

позволяющими снять издержки

образовательных учреждений путем создания дополнительных условий для

индивидуального самоопределения,

творческого самовыражения и признания подростка. Однако, как показал опыт, реализация педагогического потенциала клубной общности требует новой методологии руководства и соответствующих социально-педагогических технологий, ориентированных на решение личностных проблем учащегося. Самодеятельная общность предоставляет растущему человеку дополнительное жизненное пространство для социального самоутверждения в коллективе, где подросток получает оценку и признание результатов своей деятельности, ощущает социальную значимость своей личности. В процессе деятельности в объединении подросток осознает подлинную значимость дружбы, верности, здесь открываются

возможности для проигрывания многих будущих ролей, освоения необходимых навыков и способностей. Педагогически регулируемая деятельность может научить подростка противостоять массовой культуре, которая нередко в красочных и

привлекательных формах пропагандирует насилие, низводит человека до примитивного уровня, делает его интеллектуально бедным. В совместной деятельности подросток усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей,

социальных ролей, позволяющих ему быть полноправным членом общества. Здесь формируется нравственная культура подростка, развивается его инициатива, независимость суждений, что в итоге способствует формированию культуры толерантности в единстве ее ценностных и технологических компонентов.

Основными социально-педагогическими

условиями реализации потенциала самодеятельной общности как средства формирования коммуникативной

толерантности являются: диалогичность

«вертикальных» и «горизонтальных» отношений, обеспечивающая позитивные социальные ожидания, оценку, признание; совместное целеполагание руководителя и участников; возможности самоопределения участников объединения в рамках основного репертуара «клубных ролей», позволяющие активизировать и индивидуализировать творческие проявления подростка в деятельности объединения; многообразие и динамичность коллективных ролей, репертуар которых формировался в

соответствии с социально-психологической ситуацией в общности и мотивами участия в работе клуба (это дает возможность каждому члену досуговой общности обрести собственное «амплуа», занять лидирующее положение и тем самым получить

возможность самовыражения,

самоутверждения, развития психологических качеств, которые выгодно отличают его от других участников); формирование и продвижение референтных участников (лидеров), задающих высокий уровень

понимания и терпимости в отношениях с другими; содержательное многообразие коллективной деятельности («веер дел»), позволяющее каждому члену общности найти вид деятельности, соответствующий психологическим особенностям; организация позитивного отношения внешней

социокультурной среды, способствующей развитию социально ориентированной активности подростка за счет признания результатов творчества членов досугового объединения, положительной оценки его деятельности со стороны значимого окружения.

Литература

1. Марков А.П. Духовный опыт России как ресурс национально-культурной идентичности (аксиологические и антопологические аспекты): Учеб.пособие. - СПб.: СПб ГУП, 2000.

2. Б.А.Титов Досуг в США: Учеб. пособие/ Б.А.Титов, Н.А.Косторова. СПб., 1992.22с.

3. Туев В.В. Клуб в истории культуры [текст]: учеб.пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. -Кемерово: Кемеров. Гос ун-т культуры и искусств, 2009.-262с.

4. Туев В.В. Технология организации инициативного клуба: учеб.пособие.- М.;Кемерово: МГУКИ, 1999.- 250с.

5. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. - СПб, 2000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.