Научная статья на тему 'Спонсорство как инструмент повышения деловой репутации адвокатского образования'

Спонсорство как инструмент повышения деловой репутации адвокатского образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
спонсорство / деловая репутация / адвокатура / менеджмент деловой репутации / sponsorship / business reputation / advocacy / reputation management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анастасия Геннадьевна Селиванова

В современных условиях высокой конкуренции и быстро меняющегося информационного пространства важность формирования и укрепления деловой репутации не подлежит сомнению. В связи с этим адвокатское образование как одна из ключевых составляющих правовой системы ищет эффективные инструменты для улучшения своего имиджа и расширения влияния на общественное мнение. В статье исследуются роль и место спонсорства в контексте повышения деловой репутации адвокатского образования. Автор анализирует различные формы и виды спонсорства, выявляет их эффективность с точки зрения формирования позитивного имиджа адвокатской корпорации или образовательной организации. Особое внимание уделяется сотрудничеству адвокатских структур с образовательными учреждениями, медиа, спортивными и культурными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sponsorship as a tool to improve the business reputation of bar association

In today's highly competitive and rapidly changing information space, the importance of forming and strengthening business reputation is beyond doubt. In this regard, the bar association, as one of the key components of the legal system, is looking for effective tools to improve its image and expand its influence on public opinion. The article explores the role and place of sponsorship in the context of enhancing the business reputation of a bar association. The author analyze various forms and types of sponsorship, identify their effectiveness in terms of forming a positive image of a lawyer's corporation or educational organization. Special attention is paid to the cooperation of advocates' structures with educational institutions, media, sports and cultural organizations.

Текст научной работы на тему «Спонсорство как инструмент повышения деловой репутации адвокатского образования»

Закон и право. 2023. № 11. С. 121-125. Law and legislation. 2023;(11):121-125.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-121-125 EDN: https://elibrary.ru/KIXWZA

NIION: 1997-0063-11/23-647 MOSURED: 77/27-001-2023-11-847

Спонсорство как инструмент повышения деловой репутации адвокатского образования

Анастасия Геннадьевна Селиванова

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики», Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В современных условиях высокой конкуренции и быстро меняющегося информационного пространства важность формирования и укрепления деловой репутации не подлежит сомнению. В связи с этим адвокатское образование как одна из ключевых составляющих правовой системы ищет эффективные инструменты для улучшения своего имиджа и расширения влияния на общественное мнение. В статье исследуются роль и место спонсорства в контексте повышения деловой репутации адвокатского образования. Автор анализирует различные формы и виды спонсорства, выявляет их эффективность с точки зрения формирования позитивного имиджа адвокатской корпорации или образовательной организации. Особое внимание уделяется сотрудничеству адвокатских структур с образовательными учреждениями, медиа, спортивными и культурными организациями.

Ключевые слова: спонсорство, деловая репутация, адвокатура, менеджмент деловой репутации.

Для цитирования: Селиванова А.Г. Спонсорство как инструмент повышения деловой репутации адвокатского образования // Закон и право. 2023. № 11. С. 121—125. Ь https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-121-125 ББЫ: https://elibrary.ru/KIXWZA

Original article

Sponsorship as a tool to improve the business reputation of bar association

Anastasia G. Selivanova

National Research University Higher School of Economics,

Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. In today's highly competitive and rapidly changing information space, the importance of forming and strengthening business reputation is beyond doubt. In this regard, the bar association, as one of the key components of the legal system, is looking for effective tools to improve its image and expand its influence on public opinion. The article explores the role and place of sponsorship in the context of enhancing the business reputation of a bar association. The author analyze various forms and types of sponsorship, identify their effectiveness in terms of forming a positive image of a lawyer's corporation or educational organization. Special attention is paid to the cooperation of advocates' structures with educational institutions, media, sports and cultural organizations.

Keywords: sponsorship, business reputation, advocacy, reputation management.

For citation: Selivanova A.G. Sponsorship as a tool to improve the business reputation of bar association // Law and legislation. 2023;(11) : 121 —125. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-121-125 EDN: https://elibrary.ru/KIXWZA

© Селиванова А.Г. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 11-2023

Несмотря на то что адвокатская деятельность не является по закону предпринимательской, многие адвокатские образования участвуют в конкурентной борьбе за потенциальных доверителей, которые могут обеспечить финансовую стабильность адвокатского образования на долгие годы вперед1.

Кроме того, поскольку адвокатская деятельность воспринимается в обществе как престижная профессия, многие адвокатские образования стремятся поддерживать свой высокий социальный статус, не только возмездно помогая доверителям, но и участвуя в различных социальных проектах, подчеркивающих высокий уровень профессионализма адвокатского образования.

Именно долгосрочные отношения с доверителями (чаще всего осуществляемые по договору абонентского обслуживания) основываются, кроме всего прочего, на деловой репутации адвокатского образования и его имидже. Исходя из имиджа и репутации адвоката складывается и стоимость его услуг, а также размер гонорара за оказанную квалифицированную юридическую помощь.

Создание благоприятного имиджа на рынке юридических услуг зависит от многих факторов, в числе которых немаловажную роль играет спонсорство, осуществляемое в различных формах [2].

Само по себе спонсорство в доктрине — определенная система взаимовыгодных договорных отношений между спонсором и другой стороной (чаще всего используется термин «реципиент» или спонсируемый), по которому спонсор берет на себя обязательство по финансированию и оказанию иной помощи (в том числе обеспечение ресурсами, информацией и т.д.), а другая сторона фактически совершает действия, направленные на создание положительного имиджа компании спонсора [1]. Обязательство спонсируемого могут быть различными: это и донесение информации до целевой аудитории спонсора, упоминание спонсора в СМИ, рекламирование спонсора, участие в деятельности спонсора и т.д.

Понятие спонсора закреплено на уровне Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 (далее — Закон о рекламе), который раскрывает понятие спонсора: лицо,

1 Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и

адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-Ф3 // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

представляющее средства для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. При этом одним из признаков спонсорской рекламы является условие обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Таким образом, с точки зрения российского законодательства спонсорство воспринимается как рекламная деятельность, целью которой является активное продвижение своих товаров или услуг.

Безусловно, наибольшее распространение система спонсорства получила именно в спортивной среде, однако спонсорство в настоящее время активно используется в адвокатской деятельности.

С учетом того, что целью адвокатской деятельности (исходя из законодательного регулирования) является оказание квалифицирован -ной юридической помощи, спонсорство в адвокатуре имеет ряд особенностей.

Отличительной особенностью спонсорства в адвокатуре является отсутствие прямой направленности на получение какой-либо выгоды, а, прежде всего, помощь спонсируемому.

Кроме того, на адвокатских образованиях лежит высокая социальная ответственность; с учетом того, что адвокатская деятельность всегда воспринималась и воспринимается в обществе в качестве правозащитной, в адвокатуре существует определенный отбор, основанный на образовательном и профессиональном цензе, что также сказывается на деятельности адвокатских образований в качестве спонсоров.

Не стоит забывать и о том, что наличие статуса адвоката предопределяет необходимость оказания юридической помощи в уголовных делах по назначению, а также в государственной программе бесплатной юридической помощи. Вряд ли такие виды деятельности можно напрямую назвать спонсорством, однако законодательное оформление статуса адвоката как правозащитника подразумевает и оказание спонсорской помощи в иных случаях.

Одним из достаточно распространенных механизмов спонсорства, используемых в адвокатской деятельности, является спонсорство адвокатскими образованиями различных студенческих юридических турниров, карьерных мероприятий ведущих вузов страны. Такие мероприятия обычно проходят в форме игровых судебных или

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

переговорных процессов (например, медиативные процедуры). При этом адвокатские образования принимают участие как в теоретической и практической подготовке студентов к проведению подобных турниров, выделяя сотрудников адвокатского образования для обсуждения решения фабулы дела со студентами, так и обеспечивают финансирование и проживание (в случае иногороднего проведения) участников турнира.

Одной из потенциальных выгод для спонсируемых может быть получение возможности стажироваться в одном из ведущих адвокатских образований Российской Федерации и перенимать бесценный опыт ведения сложных и уникальных споров под руководством опытнейших юристов.

Так, ведущие адвокатские бюро России «ЕПАМ», «Иванян и партнеры», «КИАП», «Пад-ва и партнеры» и другие ежегодно на регулярной основе становятся спонсорами студенческих юридических турниров, где студенты участвуют в игровых судебных процессах (moot courts) как на российском уровне, так и на международном (например, The Willem C. Vis International Commercial Arbitration Moot, Foreign Direct Investment International Arbitration Moot, Phillip c. Jessup International Law Moot Court Competition (the Jessup), Всероссийский студенческий конкурс по арбитражу корпоративных споров имени В.П. Мозолина и многие другие)2.

Спонсорство адвокатских образований в такого рода юридических турнирах позволяет адвокатским образованиям усилить свой имидж на рынке юридических услуг и трудоустроить в адвокатское образование самых способных и замо-тивированных студентов, которые могут стать временными членами команды фирмы-спонсора, а впоследствии устроиться в штат адвокатского образования. При этом многие адвокатские образования, участвующие в спонсировании студенческих юридических конкурсов, специально в качестве приза за победу в студенческом соревновании предлагают стажировку в адвокатском образовании-спонсоре, что является достаточно престижным для будущего выпускника юридического вуза.

Заметим, что спонсорство адвокатских образований в студенческих игровых процессах направлено не только на формирование положительного имиджа у студентов-юристов (фактически потенциальных будущих работников адвокатских образований), но и у клиентов адво-

2 URL: https://www.law.msu.ru/pages/samye_prestizhnye mutkorty_1411 (Дата обращения: 18.06.2023)

катских образований, поскольку многие спонсоры размещают на своих сайтах и страницах в социальных сетях информацию о спонсировании студенческих юридических турниров, что привлекает потенциальных клиентов, которые видят адвокатское образование не только как организацию, сфокусированную на получении прибыли, но и нацеленную на обучение и поддержку будущего поколения юристов, обеспечение обмена опытом между старшим и младшим поколениями, развитие преемственности в рамках адвокатского образования, формирование истории организации.

Также важно рассмотреть участие адвокатских образований в поддержке студенческих команд, которые принимают участие в международных студенческих турнирах, очные раунды которых проводятся за рубежом при участии команд ведущих иностранных вузов. Чаще всего такая спонсорская помощь осуществляется путем покупки билетов, оплаты проживания и питания для участников команды в стране проведения турнира. При этом адвокатское образование формирует положительный имидж на международной арене, имея цель также потенциально привлечь зарубежных доверителей для представления их интересов в рамках различных глобальных проектов и расширить географию оказания юридических услуг. И наконец, в рамках таких международных юридических турниров адвокатские образования могут заключать партнерские соглашения с зарубежными адвокатскими образованиями, также спонсирующими студентов-юристов.

Некоторые адвокатские образования имеют свои филиалы и представительства в зарубежных странах, и спонсорство в юридических турнирах позволяет им набрать сильную команду будущих сотрудников с хорошими знаниями иностранного языка и опытом применения международного частного или публичного права.

Спонсорство адвокатских образований в Российской Федерации часто проявляется также в участии последних в так называемых «неделях карьеры», которые проводятся ведущими юридическими вузами как Москве, Санкт Петербурге, так и в остальных российских регионах3. На таких мероприятиях адвокатские образования рассказывают студентам — будущим стажерам и

3 См., напр., мероприятия Центра карьеры Неделя карьеры на Юридическом факультете МГУ // URL: https:// www. law. msu.ru/pages/ nashi_meropriyatiya_trudo (Дата обращения: 18.06.2023)

LAW & LEGISLATION • 11-2023

сотрудникам особенности оказания ими юридической помощи, представляют проекты, в которых участвует адвокатское образование, объясняют, каким образом студент может попасть на стажировку в адвокатское образования и при успешном прохождении стажировки стать членом команды адвокатского образования.

Безусловно, на таких мероприятиях адвокатское образование может сформировать свой положительный имидж как перед студентами (будущими стажерами или сотрудниками), так и перед преподавателями, которые на лекционных и семинарских занятиях могут рекомендовать адвокатское образование как хорошее место для трудоустройства, а также перед потенциальными доверителями.

С учетом того, что недели карьеры проходят обычно два раза в год, адвокатское образование может обеспечить себе постоянный приток новых сотрудников, готовых получать опыт оказания юридической помощи за небольшие для адвокатского образования деньги с учетом стоимости услуг квалифицированного юриста.

Спонсорство адвокатских образований проявляется не только в поддержке студентов — будущего поколения юристов и потенциальных работников адвокатских образований, но и различных мероприятий как юридической, так и неюридической направленности.

Многие адвокатские образования участвуют в таких престижных юридических форумах и проектах, как Петербургский международный юридический форум4, юридический рейтинг «Право-300»5 и др. Спонсируя проведение данных мероприятий, адвокатские образования обеспечивают себе медийность, которая может обусловить приход значительного числа потенциальных доверителей.

Адвокатские образования для формирования своего положительного имиджа принимают участие и в обеспечении правовой просвещенности граждан, обеспечивая проведение Всероссийского правового диктанта, Всероссийского правового предпринимательского диктанта.

Активное участие адвокатские образования могут принимать в различных социальных проектах, таких, как защита инвалидов, матерей-одиночек, больных неизлечимыми заболеваниями. Кроме того, многие адвокаты представляют интересы доверителей в резонансных уголов-

4 URL: https://legalforum.info/about (Дата обращения: 18.06.2023)

5 URL: https://300.pravo.ru/ (Дата обращения: 18.06.2023)

ных делах, которые получают освещение в федеральных и региональных средствах массовой информации. Такая помощь часто оказывается pro bono (бесплатно) или за какую-либо минимальную плату. Помогая в таких проектах, адвокатское образование формирует имидж социального защитника с миссией оказания квалифицированной помощи, право на которую гарантировано Конституцией России. Некоторые адвокатские образования образуют отдельную практику, которая может в рамках организации заниматься оказанием помощи pro bono по запросу доверителей.

Достаточно интересным является опыт спонсорства адвокатских образований в зарубежных странах. Например, в Великобритании многие адвокатские образования заключают со студентами юридических вузов контракты, по условиям которых они оплачивают (полностью или частично) обучение студента с обязательством студента устроиться в юридическую фирму по окончанию учебы и проработать в фирме определенное количество лет6.

Использование такого опыта Великобритании будет являться достаточно затруднительным для российских адвокатских образований, поскольку на начальных курсах достаточно трудно выявить уровень компетенции студента-юриста, а уровень затрат на его обучение будет являться достаточно высоким (особенно если говорить о ведущих юридических вузах) и может не окупиться в дальнейшем.

Кроме того, в Российской Федерации, в отличие от Великобритании и многих других зарубежных стран, для талантливых и способных студентов-юристов существуют бюджетные места в ведущих юридических вузах, что делает такой способ спонсорства непопулярным.

Однако отметим, что институциональная основа такого вида спонсорства уже существует в Российской Федерации в виде договора на целевое обучение студентов с упомянутыми выше обязательствами сторон. При этом такой договор чаще всего заключается со стороны государственных органов, крупных учреждений, но не адвокатских образований. Однако в случае выявления действительно талантливых студентов-юристов адвокатское образование в дальнейшем

6 URL: https://www.lawsociety.org.uk/career-advice/ becoming- a- solicitor/funding- and- support- during- your-studies-internships-scholarships-and-sponsors (Дата обращения: 18.06.2023)

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

при его трудоустройстве может получить значительные дивиденды.

Также важно рассмотреть опыт США, связанный со спонсорством адвокатских образований. Данный опыт примечателен тем, что в Американской ассоциации юристов (American Bar Accociation) существует отдельное подразделение — корпоративный спонсорский комитет (Corporate Sponsorship Committee), который контролирует спонсорскую деятельность юридических фирм и адвокатских образований и координирует взаимодействие спонсоров и спон-сируемых7. Кроме того, указанное подразделение предлагает на выбор множество различных мероприятий для спонсорства юридическим фирмам для различных целей.

Представляется, что опыт создания отдельной структуры в рамках профильной юридической ассоциации был бы полезен российскому адвокатскому сообществу.

Так, Комитет по спонсорству может быть создан, например, в рамках Федеральной палаты адвокатов России или в рамках Ассоциации юристов России, а также в рамках региональных отделений вышеуказанных организаций.

В качестве своей деятельности комитет мог бы заниматься разработкой нормативной базы для юридического спонсорства в Российской Федерации, аккумулированием различных предложений по спонсорским проектам в различных сферах, организацией взаимодействия спонсоров и спонсируемых, разрешением разногласий в рамках сотрудничества спонсора и спонсируемого.

Список источников

1. Ромат Е.В. Реклама: Учебник для вузов. 7-е изд. СПб: Питер, 2008. 512 с.

2. Савченко Е.А., ЗагутинД. С. Преимущества и недостатки использования спонсорства в продвижении имиджа компании / / Проблемы Науки. 2016. № 28.

References

1. RomatE.V. Advertising: Textbook for universities. 7th ed. St. Petersburg: Peter, 2008. 512 p.

2. Savchenko E.A., Zagutin D.S. Advantages and disadvantages of using sponsorship in promoting the company's image // Problems of Science. 2016. № 28.

Информация об авторе

Селиванова А.Г. — адвокат, соискатель степени доктора юридического администрирования

Статья поступила в редакцию 30.08.2023; одобрена после рецензирования 08.10.2023; принята к публикации 14.10.2023.

Information about the author

Selivanova A.G. — attorney-at-law, candidate for the degree of doctor of legal administration

The article was submitted 30.08.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.

7 URL: https://www.americanbar.org/groups/real_property_ trust_estate/sponsorship (Дата обращения: 18.06.2023)

LAW & LEGISLATION • 11-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.