УДК 796.075.8
ОСОБЕННОСТИ СПОНСИРОВАНИЯ СПОРТА И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КРУПНЫМИ КОММЕРЧЕСКИМИ СТРУКТУРАМИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО
«СБЕРБАНК РОССИИ»)
Александр Владимирович Починкин, доктор педагогических наук, профессор,
Ирина Леонидовна Димитров, кандидат экономических наук, доцент, Сергей Владимирович Вишейко, старший преподаватель, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка
Аннотация
Спортивное спонсорство, несомненно, необходимо для развития спорта, тем более что выигрывают все: спонсор, спонсируемый и общество в целом. В статье анализируются особенности спортивного спонсорства в России. На примере ПАО «Сбербанк России» рассматривается деятельность крупных коммерческих организаций в сфере спортивного спонсорства.
Ключевые слова: спортивное спонсорство, особенности спортивного спонсорства, публичное акционерное общество «Сбербанк России».
PECULIARITIES OF SPONSORING SPORTS AND HEALTHY LIFESTYLE BY LARGE COMMERCIAL STRUCTURES (ON THE EXAMPLE OF SBERBANK OF
RUSSIA)
Alexander Vladimirovich Pochinkin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Irina Leonidovna Dimitrov, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Sergey Vladimirovich Visheyko, the senior teacher, Moscow State Academy Physical Education, Malakhovka
Annotation
Sports sponsorship is undoubtedly necessary for the development of sport, all the more that everyone benefits: a sponsor, sponsored and society as a whole. The article analyzes the features of sports sponsorship in Russia. The example of JSC "Sberbank of Russia" examines the activities of large commercial organizations in the field of sports sponsorship.
Keywords: sports sponsorship, features of sports sponsorship, public joint-stock company "Sberbank of Russia".
В настоящее время российский спорт трудно представить без финансовой спонсорской поддержки. Вопреки сложным экономическим условиям, связанным с кризисными явлениями в экономике и санкциями, введенными западными странами и США в отношении России, спортивное спонсорство продолжает развиваться, приобретая новые формы. Подтверждением этому является тот факт, что в течение последних несколько лет появились специализированные фандрайзинговые агентства, которые помогают спортивным организациям, как в поиске спонсоров, так и в юридическом оформлении спонсорских договоров.
Крупные коммерческие структуры продолжают поддерживать отечественный спорт, невзирая на имеющие место экономические трудности. Почему это происходит? Дело в том, что спорт является для спонсорской деятельности наиболее привлекательной сферой, так как крупные спортивные соревнования собирают многочисленную зрительскую аудиторию. К примеру, шестая часть населения планеты смотрела трансляцию финального матча Чемпионата мира по футболу 2014 года.
Зимние и летние Олимпийские игры, Универсиады, а также мировой и европейский футбольные чемпионаты наиболее зрелищны, соответственно обладают высокой степенью рекламной отдачи. Как результат крупные суммы спонсорских вложений в эти спортивные события. Именно часть этих самых крупных международных соревнований состоялись или пройдут в самое ближайшее время в России. Кроме того, спортивные
достижения атлетов связаны и с политическим престижем государства. На развитие спортивного спонсорства в России влияет постоянное внимание, уделяемое спорту руководителями государства. Этот факт укрепляет популярность спорта в обществе и привлекает к нему внимание спонсоров и рекламодателей.
Спортивные организации заинтересованы в помощи спонсоров для увеличения своих финансовых возможностей. Но и коммерческие организации, решая задачи продвижения на рынок своей продукции, испытывают потребность, с одной стороны, в эффективной рекламе предлагаемых товаров и услуг, а с другой стороны, стремятся к экономии средств.
Поэтому они заинтересованы в использовании тех возможностей, которые им дает спортивное спонсорство. В отношении компаний-спонсоров, производящих спортивные товары, оборудование и тренажеры хотелось бы отметить такие цели как экспертиза их качества именно в период соревнований, что дает возможность увеличить их сбыт.
Стремление к сотрудничеству крупных коммерческих структур и спортивных организаций, проводящих знаковые спортивные мероприятия, стало одной из его особенностей развития российского спорта к настоящему времени. Большое влияние на этот процесс оказал менеджмент зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Интерес общества к этим соревнованиям, непосредственное участие государственных чиновников, включая Президента РФ, во многих проводимых мероприятиях, объективным образом способствовали росту интереса коммерческих организаций к спонсированию спортивных мероприятий. Согласно опубликованным в открытой печати данным, общая сумма договоров Оргкомитета зимних Олимпийских игр 2014 года со спонсорами превысила 1 млрд. долларов США.
Основной целью спонсорства, чтобы там не заявляли представители спонсоров, является получение большего рекламного эффекта, а в конечном итоге максимизация прибыли. К другим желаемым результатам спонсорской деятельности следует отнести создание привлекательного имиджа коммерческой организации и ее первых лиц в глазах общественности, выстраивание положительных отношений с группами влияния (руководителями властных структур, партнерами и конкурентами по бизнесу, СМИ).
Нельзя забывать еще об одной особенности спортивного спонсорства, которое в определенной степени решает задачу сплочения коллектива и мотивации сотрудников компании-спонсора. Ведь сотрудники могут быть приглашены на встречи с популярными спортсменами, на спортивные мероприятия, где фирма является спонсором, а билеты стоят дорого. К числу особенностей спортивного спонсорства следует отнести и избирательность спонсоров по отношению к отдельным видам спорта, которая обусловлена характером выпускаемой или продвигаемой спонсором продукции.
В последние годы размер спонсорских отчислений на спортивные проекты приобрел устойчивую тенденцию роста. Например, у 100 крупнейших российских компаний за период 2015-2017 гг. данные бюджеты возросли более чем на 30%. На социальные проекты спонсорами, включая развитие спорта и физической культуры, в 2016 было потрачено более 200 миллионов долларов США.
Современной особенностью спортивного спонсорства стало то, что коммерческие структуры даже готовы бороться за право спонсировать масштабные и привлекательные проекты. А для эффективного достижения за счет спонсорства требуемых результатов была разработана технология спонсоринга (sponsoring), которая заключается в разработке спонсорского пакета, подборе или организации по запросу потенциального спонсора мероприятий, а также организация и контроль спонсором рекламной компании конкретного спортивного мероприятия.
Спонсоры в полной мере пользуются возможностями спорта в качестве крупного и привлекательного социального явления для продвижения своего продукта. Появление названия и торговой марки компании-спонсора в связи с проведением спортивных
событий содействует развитию основного бизнеса, способствует увеличению торгового оборота и прибыли. Приобретаемыми преимуществами за счет спортивного спонсорства являются: дополнительное внимание широкой публики и партнеров, формирование имиджа, продвижение бренда, расширение информационной известности.
Ещё одной предпосылкой спортивного спонсорства для организаций банковской сферы является относительно быстрое создание положительного имиджа за счет привлечения СМИ, а также тот факт, что средства, вложенные спонсором, демонстрируют его финансовый потенциал, влияя, таким образом, на весь спектр потребителей банковских услуг. В качестве другого важного момента то, что участие в спонсировании спортивных мега мероприятий, проводимых с участием государственных структур, нередко обеспечивает эффективное лоббирование интересов банка в регионе и в стране.
Особенностью спортивного спонсорства является возможность продвижения рекламного сообщения до максимального круга потребительских групп, а, следовательно, показать взаимосвязь между достижениями спортсмена или команды и деятельностью спонсора во благо общества. Таким образом, повышается эффективность формирования имиджа бренда коммерческой организации. Продолжительность спонсорской деятельности является одним из значимых условий эффективности.
Одним из факторов коммерческого успеха спортивного спонсорства является совпадение целевой аудитории спонсируемого объекта и аудитории компании-спонсора. Именно по этому компании, выпускающие дорогие бренды, ориентированы на поддержку элитарных видов спорта (горные лыжи, конный спорт, гольф, теннис, яхтинг и др.).
Спонсорство длительный период времени воспринимается людьми как показатель финансовой стабильности коммерческой организации. Поэтому не случайно многие спонсорские контракты заключаются на несколько лет. Это выгодно всем участникам сделки. Например, в 2017 году МОК подписал соглашение с новым спонсором - китайском фирмой «Alibaba» сроком до 2028 года. Сумма сделки составила 100 млн. долларов. Той же практики МОК придерживается в отношении продажи прав на телетрансляции олимпийских соревнований: 2015 году американская телекомпания «NBC Universal» подписала соглашение с МОК приобретении прав на все виды освещения Олимпийских игр до 2032 года.
Для конкретизации сказанного выше нами была проанализирована спонсорская деятельность коммерческой организации Сбербанк России. Для выбора этой организации имелись все основания, так как Сбербанк РФ является одним из крупнейших спонсоров стране.
На международном уровне банк занимается популяризацией профессионального спорта, является спонсором этапов Кубка мира по лыжам, проходящим в России. Он был генеральным партнером олимпийских сборных команд России, а также зимних Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году.
Сбербанк России является одной из самых мощных коммерческих организаций нашей страны. На текущий момент Сбербанк РФ - крупнейший российский универсальный коммерческий банк, который представляющий обширный перечень банковских услуг. Доля Сбербанка РФ в общем объёме активов российского банковского сектора составляет около 30%. На рынке частных вкладов доля банка приближается к 50%, а кредитный портфель - почти 40% всех выданных кредитов населению.
К 2017 году банк насчитывал почти 17,5 тысяч подразделений и 14 территориальных дочерних банков в 83 субъектах Российской Федерации. Банк имеет свои подразделения во многих странах мира (Китай, Индия, Турция, Великобритания, страны СНГ и др.). Спонсорство является частью его менеджмента. Выбор направлений спонсорства и объемы денег определяются специальными комиссиями.
Спонсирование Сбербанком России спортивных мега-событий, несомненно, является, пусть и косвенно, стимулом поддержки массового спорта в России. Статус
официального спонсора Сочи-2014 Сбербанк РФ получил еще в начале 2009 года. Сумма спонсорского участия составила около 130 миллионов долларов. Специально для Игр банк разработал ряд тематических банковских продуктов. Самыми популярными были монеты с олимпийкой символикой, а также карты «У1$а» с изображением талисманов Сочи-2014.
В целях поддержки развития массового спорта и здорового образа жизни, а также продвижения олимпийских ценностей в 42 городах России в мае 2012 года банк организовал «Зеленый марафон», в котором приняли участие десятки тысяч человек.
В 2017 году «Зеленый марафон» прошел уже в 6 раз. Девиз соревнования «Начни с себя! Сделай мир лучше!». Параллельно с организацией соревнований в городах прошла акция по улучшению городской среды, проводились субботники, посадка деревьев. Завершился проект пробегом всех желающих дистанции 4,2 км.
В 2016 году Сбербанк РФ представил разработанный им проект «Движение к достижениям», основу которого составили мероприятия, популяризирующие здоровый образ жизни сотрудников банка.
Традиционно большое внимание уделяется Сбербанком развитию детского спорта. В частности, банком была оказана спонсорская поддержка организованным благотворительным фондом «Подари жизнь» Всемирным детским играм - «Играм победителей», которые являются самыми крупными соревнованиями для детей, победивших онкологические заболевания.
В 2016 году был профинансирован в Хабаровске турнир по хоккею с шайбой «Теплый лед» для детей в возрасте от 10 до 14 лет из детских домов. В том же году Сбербанк оказал финансовую поддержку спортивным организациям, способствующих развитию массового спорта своей деятельностью по следующим направлениям: организация бесплатных занятий спортом для детей-инвалидов; укрепление материально-технической базы спорта; организация спортивных мероприятий в различных городах России; оказание поддержки спортсменам; оказание поддержки детским секциям по видам спорта.
В 2017 году Сбербанком было спонсировано более 1300 спортивно-массовых мероприятий, которые прошли в разных городах России, в них приняли участие более 70 000 сотрудников учреждения и свыше 20 тысяч приглашенных гостей и партнеров.
Еще одним проектом, направленным на продвижение бренда через сферу спорта, стали Сбербанкиады, в программе которых 11 видов спорта. Участники - сотрудники различных российских и зарубежных банков.
Спонсорская деятельность Сбербанка РФ простирается за пределами России. Дочерние банки и представительства в зарубежных странах оказывают спонсорскую помощь в проведении спортивных мероприятий (таблица 1).
Таблица 1 - Поддержка массового спорта и здорового образа жизни зарубежными филиалами и представительствами Сбербанка России в 2017 году_
Страна Мероприятие
Казахстан Забег «Тропа здоровья»
Республика Беларусь Строительство спортивных сооружений
Босния и Герцеговина Проведение велогонки и поддержка футбольных школ
Чехия Полумарафон
Сербия Проведение триатлона
Хорватия Соревнования по гребле
Словения Спонсорство зимних видов спорта
Результаты исследования основных направлений спонсорской деятельности Сбербанка РФ в сфере спорта представлены в таблице 2.
И хотя результаты спортивного спонсорства не подвержены быстрому и точному измерению, а эффект от вложения финансовых средств носит долгосрочный характер, тот факт, что крупные коммерческие структуры, к которым относится Сбербанк РФ, Газпром, активно за рубежом и в России принимают участие в спортивном спонсорстве свидетельствует о его коммерческой оправданности.
Таблица 2 - Основные направления спонсорской деятельности Сбербанка РФ в сфере спорта__
Направления спонсорской деятельности Мероприятия
Профессиональный и олимпийский спорт Кубки мира по лыжам Зимние Олимпийские игры в Сочи Олимпийские сборные страны
Массовый спорт «Зеленый» марафон Спонсирование российских спортивных организаций Теннисный турнир «Сбербанк Open»
Детский спорт Всемирные игры «Игры победителей» Хоккейный турнир «Теплый лед»
Здоровый образ жизни Проект «Движение к достижениям»
Корпоративный спорт Сбербанкиады
ЛИТЕРАТУРА
1. Алтухов, С.В. Ивент-менеджмент в спорте. Управление спортивными мероприятиями : учебно-методическое пособие / С.В. Алтухов. - М. : Советский спорт, 2013. - 208 с.
2. Киреева, И.Р. Финансовые аспекты проведения международных спортивных соревнований / И.Р. Киреева // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 4. - С. 52-55.
3. Кузин, В.В. Спонсорство в спорте / В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. - М. : Воениздат, 1994. -
216 с.
4. Починкин, А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта / А.В. Починкин. -М. : Спорт, 2017. - 384 с.
5. Починкин, А.В. Спортивное спонсорство: истоки, эволюция, состояние, перспективы развития / А.В. Починкин, И. Л. Димитров, С.В. Вишейко // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 3-4 (35). - С. 126-129.
REFERENCES
1. Altukhov, S.V. (2013), Event management in sports. Management of sporting events: educational-methodical manual, Soviet Sport, Moscow.
2. Kireeva, I.R. (2015), "Financial aspects of international sports competitions", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 52-55.
3. Kuzin, V.V. and Kutepov, M.E. (1994), Sponsorship in sports, Military Publishing, Moscow.
4. Pochinkin, A.V. (2017), Management in the field ofphysical culture and sports, Sport, Moscow.
5. Pochinkin, A.V., Dimitrov, I.L. and Visheyko, S.V. (2017), "Sports sponsorship: origins, evolution, condition, development prospects", Competitiveness in the global world: economy, science, technology, No. 3-4 (35), pp. 126-129.
Контактная информация: avpo4inkin@mail.ru
Статья поступила в редакцию 01.05.2018
УДК 796.332
ВЛИЯНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛЯ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СИЛОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ
Александр Викторович Привалов, доцент, Максим Юрьевич Нифонтов, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В данной статье представлена организация педагогического эксперимента по выявлению взаимосвязи показателей владения пространственным полем и уровня развития специальных силовых возможностей. Влияние предложенных локальных упражнений на тренажерах на развитие