УДК 94(4)"04/14":[336.225.623:262.13]
Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2013. Вып. 4
И. П. Потехина
СПОЛИИ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПАПСТВА
Среди налогов на церковные бенефиции, явившихся, по убеждению большинства современных исследователей, основной финансовой опорой папского престола в период Авиньонского пленения (1309-1377), одним из наиболее интересных представляются так называемые сполии (spolia1) — сбор с «нажитого имущества» умерших бенефи-циариев, не имеющий прямой связи с размером и статусом самих бенефициев. Возникший приблизительно в первой половине XIII в. и первоначально использовавшийся исключительно местным духовенством, этот побор не раз становился предметом пристального изучения в литературе (в работах Ш. Самарана, Г. Молла, У Ланта, Д. Уилли-мена и др.) [2, 3, S. 106*-113*, 4, S. XXIX, 5, p. 47-55, 6, p. 285-286, 7, vol. I, p. 103-107, 8, p. 1-2, 9, p. 247-250]. Вместе с тем мало кто из исследователей обращал внимание на то, что сполии, традиционно интерпретируемые в историографии как налог, в действительности таковым можно именовать лишь с большой натяжкой.
Основываясь на представлении о праве папы конфисковывать в свою пользу любые объекты движимого (а с середины XIV в. и некоторого недвижимого) имущества умерших клириков, сполиатный сбор, восходящий, по-видимому, к известному в феодальном обществе «праву мертвой руки», впервые начал применяться для пополнения апостолической казны2 приблизительно в середине — второй половине XIII столетия3. На первых порах главный интерес для пап представляло имущество духовных лиц, которые умерли при папском дворе, не оставив завещания. Первое дошедшее до нас сообщение о конфискации такой собственности относится к понтификату Урбана IV (1261-1264), а точнее, к 18 марта 1262 г., когда первосвященник назначил специальных администраторов для изъятия денежных накоплений каноника констанцской церкви, называемой «de Vrivilla» («que de Vrivilla vulgaretur, dicitur»), который скончался как раз при таких обстоятельствах. Согласно этому постановлению, «имущество клириков, умирающих при апостольском престоле без завещания, переходит к Римской церкви» («bona clericorum ab intestato apud sedem apostolicam decedentium ad Romanam Eccle-siam devolvuntur») [14, n. 20]. Впрочем, некоторые из оговорок, содержащихся в этом документе, позволяют предположить, что сбор не завещанного имущества церковных
Потехина Ирина Павловна — кандидат исторических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)» (СПбГТИ (ТУ)); e-mail: [email protected]
1 В буквальном переводе с латинского — военная добыча, трофеи. Именно так — «трофеями» — данный налог предлагает обозначать переводчик современного французского исследования, посвященного повседневной жизни папского двора XV-начала XVI в. [1, с. 30]. Нам, однако, подобная русификация церковных фискальных терминов представляется излишней.
2 Следует оговориться, что сполии, как и большинство бенефициальных налогов папского престола (за исключением сервиций и визитаций), взимались всецело в пользу папы и никогда не разделялись с кардинальской коллегией. Об этих и других папских сборах см.: [10; 11].
3 На практике «право сполии» по отношению к имуществу умерших клириков применялось многими епископами, аббатами и даже светскими патронами отдельных церквей. См.: [12, t. II. col. 989; 13, p. 601, 14, n. 15; 5, p. 48].
© И. П. Потехина, 2013
бенефициариев, умиравших при папском престоле, — именуемый в тексте «утвердившимся обычаем» («approbata consuetudo») — практиковался понтификами и ранее этой даты [14, n. 20, 3, s. 107*, 8, p. 15].
Ограниченный столь жесткими требованиями (отсутствием завещания и необходимостью умереть именно при папском дворе), сбор сполий, конечно же, не мог удовлетворить финансовые аппетиты пап в сфере присвоения церковных наследств. А попытки генеральных, массовых резерваций не завещанного имущества клира (независимо от места кончины), предпринимавшиеся понтификами второй половины
XIII в. в Англии, Германии и Испании, как явствует из источников, и вовсе не возымели никакого успеха [14, n. 132, 462, 484; 15, t. IV, p. 552-553, 564-566, 604-605; 16, p. 318-321, 17, p. 333, 343-346]. Именно поэтому с первых лет XIV в. (со времен Бонифация VIII (1295-1303)) первосвященники, стремясь увеличить возможные поступления от спо-лиатного побора, начинают все чаще обращаться к резервированию собственности отдельных клириков и прелатов, скончавшихся как в папской курии, так и за ее пределами. Наиболее активно такой способ получения сполий стал практиковать Иоанн XXII (1316-1334), и без того открывший для папской казны немало новых статей дохода4 (благодаря чему и получил от историка Г. Молла почетное наименование «основателя, автора и отца» («l'inventeur, l'auteur et le père» [25, p. 367]) авиньонской финансовой системы5). Главным объектом реализации его «jus spolii» (или иначе «jus exuviarum») стало имущество обладателей тех бенефициев, распределение которых в соответствии с многочисленными резервационными буллами и конституциями конца XIII — начала
XIV в. («Licet ecclesiarum», «Praesenti declaramus», «Etsi in temporalium», «Ex debito», «Ad regimen» и др.) находилось в ведении св. Престола [12, t. II. col. 1207-1209, 1240-1242, 1258-1259, 1266-1267].6 Не трудно догадаться, что чаще всего сполиатный побор применялся, таким образом, к наследствам наиболее богатых прелатов. От конфискации папу при этом, по-видимому, — судя по данным камеральных квитанций, публикуемых Э. Гёллером, — не останавливало даже наличие четко оформленного завещательного распоряжения7.
При преемниках Иоанна XXII, по сути задавшего тон всей папской фискальной политике последующих десятилетий, подобные «частные» резервации сполий многократно участились. Закреплению нового сбора, среди прочего, способствовали изданные Климентом VI (1342-1352) в 1345 г. правила управления имуществом умерших клириков, предписывавшие папским коллекторам (или иным агентам) оплачивать все долги покойного, организовывать ему достойные похороны и при наличии наследников передавать им определенную долю его собственности. Остальная часть имущества
4 Об исключительных организаторских способностях Иоанна XXII и его таланте финансиста так или иначе пишет большинство исследователей средневекового папства (независимо от их отношения к св. престолу). См., напр.: [18, S. 281; 19, p. 14; 20, p. 31-47; 21, p. 130-134; 22, p. 109-110; 23, с. 156; 24, p. 497-503; 9, p. 227-232, 236, 247].
5 Одним из лучших исследований биографии Иоанна по праву считается статья французского историка Н. Валуа [26]. См. также: [21; 27, p. 19-21; 28, p. 214-216; 9, p. 121-126] и др.
6 Здесь под «резервацией» понимается один из основополагающих принципов замещения церковных должностей, внедренный при авиньонских понтификах и позволивший им поставить под свой контроль (а следовательно, и обложить налогами) огромное число церковных бенефициев. См. подробнее о папских резервациях: [29, 7, vol. I, p. 83-86; 30, p. 65-69, 27, 31; 9, p. 227-232, 32].
7 Примеры подобных конфискаций при наличии завещания, произведенных папскими агентами в 1320-1324 гг., см. в книге: [3, S. 111*-112*, 196, 263, 347, 471, 477-480, 484, 486-487, 490, 499, 500, 516, 517-518, 522-526]. См. также: [5, p. 49-50, 52].
в зависимости от его состава либо сразу же передавалась в Апостолическую камеру, либо реализовывалась с прибылью для папской казны [2, p. 152-154; 5, p. 51-52, 55, 100].
Индивидуальные резервации имущества каждого конкретного прелата или клирика, умиравшего за пределами курии, предпринимались папами вплоть до понтификата Урбана V (1362-1370)8. Последний в 1362 г. провозгласил своей собственностью движимое имущество всех прелатов, ректоров и прочих духовных лиц всей католической Европы, смерть которых придется на время его правления (исключение составляли лишь церковные бенефициарии Англии и Франции)9. Осуществленная таким образом первая генеральная резервация сполий, превратившая их из спорадического побора в практически постоянный источник дохода, в дальнейшем была возобновлена (уже без исключений) и преемником Урбана, последним папой эпохи Авиньонского пленения, Григорием IX (1370-1378)10. Изъятие имущества умерших клириков (согласно процедуре, утвержденной Климентом VI), зачастую производившееся одновременно со сбором ваканций и аннат11, в это время было уже всецело доверено постоянным папским коллекторам. Иногда, правда, для ускорения процесса пересылки и получения конфискованных наследств Апостолическая камера, по некоторым сведениям, продавала право сбора сполий различного рода откупщикам [5, p. 101-106].
Объемы присвоенных наследств, судя по всему, были довольно значительны. Для примера, смерть одного только архиепископа Бремена принесла папе более 7339 флоринов [6, p. 285-286]. Деньги, впрочем, при наличии столь прибыльных статей дохода, как сервиции, аннаты, ваканции и пр., были, на наш взгляд, отнюдь не единственным поводом для сбора сполий. Не меньшим вниманием со стороны пап на протяжении почти всей истории этого побора пользовались и различного рода драгоценности умерших прелатов, а также — что немаловажно — и их книги [2, p. 141-142, 144-145; 5, p. 51-52, 55, 100, 207-209; 7, vol. I, p. 105-106, vol. II, p. 395-396; 27, p. 49, 95].
Как видно из сказанного, сполии XIV в. лишь в незначительной степени соответствуют традиционному представлению о налогах. Существенно отличались они и от других «налоговых» статей дохода самого средневекового папства — в первую очередь от основанных на оценке церковного имущества налогов на доходы клира, а также ан-нат, ваканций и пр. Тем не менее упорядочение сбора сполий, произведенное папами эпохи Авиньонского пленения, позволяет говорить о них как о постоянном стабильном источнике дохода, за 70 лет «изгнания» постепенно нашедшем свое место в системе
8 См., напр.: [3, S. 462-463; 5, p. 207-209; 8, p. 39-40, 46-250].
9 Инструкции Урбана V камерарию Арно Оберу, содержащие, среди прочего, и упоминание об этой резервации (Reg. Av. Grégoire XI, T. 26, fol. 506 / Coll. 359A, fol. 16vo, 18ro), опубликованы Ш. Са-мараном в его статье [2, p. 152]: «Dominus noster Urbanus papa V reservavit ad vitam suam... omnia bona mobilia ac debita omnium patriarcharum, archiepiscoporum, episcoporum, abbatum, decanorum, propositorum, priorum, rectorum et aliarum quarumcumque personarum ecclesiasticarum... ubicumque sive in romana curia vel alibi decedentium» («Господин наш папа Урбан V зарезервировал на срок своей жизни все движимое имущество и долги всех патриархов, архиепископов, епископов, аббатов, деканов, пропозитов, приоров, ректоров и любых других церковных персон. умирающих где-либо в курии или вне ее»). См. также: [4, S. XXIX, 392-394, 403; 25, p. 369-371; 7, vol. I, p. 105, 8, 31].
10 См. продолжение конспекта инструкций Арно Обера [2, p. 153-154]. См. также: [4, S. 403].
11 Следует отметить, что включение этих поборов в папскую налоговую систему происходило точно таким же образом (путем постепенного присвоения папой прав местных церковных властей), как и «усвоение» сполий. Подробнее о таких источниках дохода, как аннаты и ваканции, см.: [33, 4, s. XXIV-XXIX, 6, p. 283-285, 34, 35, 5, p. 23-34, 3, s. 79*-97*, s. 113*-115*, 25, p. 367-368, p. 372, 36, 7, vol. I, p. 93-99, p. 101, 9, p. 236-250].
регулярных налогов (или сборов) св. Престола. Впрочем, по завершении Авиньонского пленения и Великой схизмы сполии, очевидно, наносившие местным церковным структурам немалый финансовый ущерб, были запрещены [7, vol. II, p. 447; 8, p. 37; 9, p. 247].
Источники и литература
1. Эрс Ж. Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи. 1420-1520 / пер. с фр. М.: «Молодая гвардия», 2007. 220 [4] с. (Сер. Живая история. Повседневная жизнь человечества).
2. Samaran C. La Jurisprudence pontificale en matière de droit de dépouille (jus spolii) dans la seconde moitié du XIVe siècle // Mélanges d'archéologie et d'histoire. 1902. T. XXII. P. 141-156.
3. Die Einnahmen der apostolischen Kammer unter Johann XXII / hrsg. von E. Göller. Paderborn: F. Schöningh, 1910. XVI, 134* S., 1 l., 782 S. (Vatikanische Quellen zur Geschichte der päpstlichen Hof- und Finanzverwaltung 1316-1378. I).
4. Die päpstlichen Kollektorien in Deutschland während des XIV Jahrhunderts / hrsg. von J. P. Kirsch. Paderborn: F. Schöningh, 1894. LXXVIII, 562 S. (Quellen und Forschungen aus dem Gebiete der Geschichte. Bd III).
5. Samaran C., Mollat G. La fiscalité pontificale en France au XIVe siécle (période d'Avignon et de grand schisme d'Occident). Paris: A. Fontemoing, 1905. 278 p. (Bibliothéque des Écoles Françaises d'Athens et de Rome).
6. Kirsch J. P. Eadministration des finances pontificales au XIVe siècle // Revue d'histoire ecclésiastique. 1900. T. I, N 2. P. 274-296.
7. Lunt W. E. Papal Revenues in the Middle Ages. In 2 vols. New York: Columbia University Press, 1934. Vol. I-X+341 p.; vol. II — 665 p.
8. Williman D. The Right of Spoil of the Popes of Avignon, 1316-1415. Philadelphia: American Philosophical Society, 1988. VIII, 269 p.
9. Favier J. Les papes d'Avignon. Paris: Fayard, 2006. 828 p.
10. Потехина И. П. Налоговая система св. Престола в период Авиньонского пленения пап // Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего Нового времени. Вып. 6 / под ред. Г. Е. Лебедевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. С. 217-231.
11. Потехина И. П. Классификация налогов св. Престола в период Авиньонского пленения пап // Средневековая Европа: проблемы истории и культуры. Тезисы докладов ежегодной межвузовской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы социально-политической истории и культуры средних веков». Санкт-Петербург, 2002-2004 гг. / отв. ред. А. Ю. Прокопьев. СПб.: Алетейя, 2006. С. 53-55.
12. Corpus Juris Canonici editio Lipsiensis secunda / post A. L. Richteri curas ad librorum manu scrip-torum et editionis Romanae fidem recognovit et adnotatione critica instruxit A. Friedberg. T. I-II. T. II. Lip-siae: Tauchnitz, 1879-1881. T. XXXII, 1340 column. (670 p.).
13. Foedera, conventiones, literae et cujuscunque generis acta publica, inter Reges Angliae et alios quos-vis imperatores, reges, pontifices, principes vel communitates ab ineunte saeculo duodecimo, viz. ab Anno 1101, ad nostra tempora, habita aut tractata / accurante T. Rymer. T. I. London: Per A & J. Churchill, 1704. XLII, 900, XIII p.
14. Les Registres dUrbain IV (1261-1264): recueil des bulles de ce pape publiées ou analysées d'après les manuscrits originaux du Vatican / par J. Guiraud. T. I. Paris: A. Fontemoing, 1901-1958. 488 p.
15. Matthaei Parisiensis, monachi Sancti Albani, Chronica majora / ed. by H. R. Luard. In V vols. Vol. IV. London: Longman etc., 1872-1883. (Rerum Britannicarum medii aevi scriptores. N 57). 4, XVIII, 656 p.
16. Lunt W. E. The Account of a Papal Collector in England in 1304 // The English Historical Review. 1913. Vol. XXVIII. P. 313-321.
17. Lunt W. E. William Testa and the Parliament of Carlisle // The English Historical Review. 1926. Vol. XLI, N 163. P. 332-357.
18. Göller E. Zur Geschichte der päpstlichen Finanzverwaltung unter Johann XXII // Römische Quartalschrift für christliche Altersthumskunde und für Kirchengeschichte. 1901. Bd XV. S. 281-302.
19. Müntz E. L'argent et le luxe à la cour pontificale d'Avignon // Revue des questions historiques. 1899. T. LXVI. P. 5-44.
20. Barry W. The Papacy and the modern times. A political sketch (1303-1870). London: Williams & Norgate, 1911. VI, 256 p.
21. Guillemain B. La Cour Pontificale d'Avignon (1309-1376). Étude d'une société. Paris: E. de Boccard, 1966. 809 p.
22. Elliott-Binns L. The History of the Decline and Fall of the Medieval Papacy. [Hamden, Conn.]: Ar-chon Book, 1967. XV, 388 p.
23. Лозинский С. Г. История папства. 3-е изд. М.: Политиздат, 1986. 382 с.
24. Simonnot P. Les papes, lEglise et l'argent. Histoire économique du christianisme des origins à nos jours. Paris: Bayard, 2005. 810 p.
25. Mollat G. Les papes d'Avignon (1305-1378). Paris: V. Lecoffre, 1912. XV, 423 p. (Bibliothèque de l'enseignement de l'histoire ecclésiastique).
26. Valois N. Jacques Duèse, pape sous le nom de Jean XXII // Histoire litteraire de la France. 1914. T. XXXIV. P. 391-630.
27. Guillemain B. I papi di Avignone, 1309-1376. Milano: San Paolo, 2003. 190 p.
28. Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxford; New York: Oxford University Press, 2005. 349 [5] p.
29. Eubel. K. Zum päpstlichen Reservations- und Provisionswesen // Römische Quartalschrift für christliche Altersthumskunde und für Kirchengeschichte. 1894. Bd VIII. S. 169-185.
30. Guillemain B. Le quadri e le istituzioni della Chiesa latina // Un tempo di prove (1274-1449) / a cura di M. Mollat du Jourdin e A. Vauchez. Roma: Borla/Città Nuova, 1998.
31. Потехина И. П. Папские резервации XIII-XIV вв. и их истоки // Актуальные проблемы всеобщей истории: межвузовский сб. науч. статей. Вып. 4. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2005. С. 35-49.
32. Потехина И. П. Основные способы увеличения прибыльности папских бенефициальных налогов в Средние века // Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени / под ред. Г. Е. Лебедевой. Вып. 7. СПб.: Исторический ф-т СПбГУ, 2008. С. 84-97.
33. Kirsch J. P. Die Annaten und ihre Verwaltung in der zweiten Hälfte des 15 Jahrhunderts // Historisches Jahrbuch. 1888. Bd IX. S. 300-312.
34. Kirsch J. P. Die Verwaltung der Annaten unter Clemens VI // Römische Quartalschrift für christliche Altersthumskunde und für Kirchengeschichte. 1902. Bd XVI. S. 125-151.
35. Die päpstlichen Annaten in Deutschland während des XIV Jahrhunderts / hrsg. von J. P. Kirsch. Paderborn: F. Schöningh, 1903. LVI, 344 S. (Quellen und Forschungen aus dem Gebiete der Geschichte. Bd IX).
36. Lunt W. E. The First Levy of Papal Annates // The American Historical Review. 1913. Vol. XVII. P. 48-64.
Статья поступила в редакцию 5 июня 2013 г.