УДК 94(4)"04/14":[336.225.623:262.13]
Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2014. Вып. 4
И. П. Потехина «SUBSIDIA CARITATIVA»:
ОТ ДОБРОВОЛЬНОГО ПОЖЕРТВОВАНИЯ К НАЛОГУ
Статья посвящена истории такого вида папского налогообложения, как субсидии (subsidia caritativa, subsidia gratuita). С самого начала активного изучения административно-финансовой системы св. Престола (1881) эта специфическая статья папского дохода привлекала внимание историков, однако отдельных исследований ей посвящено не было. Основываясь на данных источников, автор демонстрирует, как этот побор, изначально представлявший собой добровольное пожертвование папских вассалов в пользу св. Престола, за период с XII до конца XIV в. постепенно превратился в подобие настоящего налога, близкого к развивавшимся в этот же период налогам на доходы клира. Особую роль в этой эволюции субсидий сыграли политические амбиции папского престола, в продолжение Высокого средневековья все активнее участвовавшего не только в религиозной, но и в политической жизни католической Европы. Библиогр. 30 назв.
Ключевые слова: история папства, папский престол, Авиньонское пленение пап, доходы пап, субсидии, налоги на доходы клира, налоги на бенефиции, сполии, subsidia caritativa.
I. P. Potekhina
"SUBSIDIA CARITATIVA": FROM VOLUNTARY DONATIONS TO TAX
The article is dedicated to the history of such form of papal taxation as subsidies (subsidia caritativa, subsidia gratuita). From the very beginning of active investigation of the papal administrative and financial system (1881) this particular item of papal income has attracted the attention of historians, but never became object of any particular study. Based on a number of sources, the author shows the way this exaction originally representing a voluntary donation of papal vassals in favor of the Holy See, for the period from the XlIth to end of the XlVth century gradually evolved into a kind of tax (proper) similar to the income taxes upon the clergy developing at the same time. Special role in this evolution of subsidies was played by political ambitions of the papacy which pretended to participate actively not only in religious but also in the political life of Catholic Europe throughout the époque of the High Middle Ages. Refs 30.
Keywords: history of papacy, Papal See, the Avignon Captivity of Popes, papal revenues, papal taxation, income taxes, benefice taxes, subsidies, spoils, subsidia caritativa.
К последнему столетию Высокого средневековья церковный налог под названием «subsidia caritativa» (букв. «благотворительная помощь») или «subsidia gratuita» (букв. «безвозмездная помощь») прочно закрепился в системе налогов, взимаемых папским престолом. Основным его плательщиком выступало духовенство католического мира, а получаемые в счет него средства шли, главным образом, на организацию разнообразных военных кампаний (крестовых походов, военных операций на территории Патримония св. Петра и пр.), а иногда и просто на удовлетворение повседневных нужд понтификов. Развивавшийся на протяжении многих десятилетий в неразрывной связи с процессом становления всего папского фискального дела (а значит, и папских властных амбиций), этот побор не раз привлекал внимание исследователей и находил
Потехина Ирина Павловна — кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), Российская Федерация, 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., 26; [email protected]
Potekhina Irina P. — Candidate of History, Associate Professor, St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), 26, Moskovsky Prospect, St. Petersburg, 190013, Russian Federation; anscelida@ inbox.ru
отражение на страницах статей и монографий, посвященных административно-финансовой системе средневекового папства.1 При этом в подавляющем большинстве работ его упоминали в числе так называемых налогов на доходы духовенства, развитие которых в историографии также принято связывать с началом активной внешней политики пап, а также с их участием в финансировании крестоносного движения.2 Вместе с тем говорить о том, что под именем субсидий подразумевался именно налог в собственном смысле этого слова, как и в случае со многими другими видами папского налогообложения [14, с. 109], на поверку оказывается довольно затруднительно. Что же скрывалось за этой своеобразной статьей папского дохода? И в результате чего денежный сбор, изначально именовавшийся благотворительным («caritativa»), превратился в обязательный и притом весьма обременительный для клира платеж?
Первоначально основная специфика субсидиального побора и его главное отличие от упомянутых выше налогов на доходы клира заключались в том, что выплаты его были сугубо добровольными, поскольку целиком основывались на феодальных представлениях о помощи вассалов их сеньору [8, s. 103*-106*; 1, р. 56-60; 2, р. 371; 4, vol. I, р. 78-79; 9, р. 28]. В отличие от десятин (а также двадцатин, сороковин и пр.) с доходов духовенства, для сбора которых, как правило, издавалось специальное папское постановление (или булла), имевшее форму приказа (например, [15, р. 108112]), предписание о взимании субсидий чаще выражалось в форме просьбы о помощи — что предполагало возможность выбора и даже отказа со стороны папских вассалов-клириков.3 Сбор субсидий на ранних этапах существования этого побора всякий раз должен был быть обусловлен исключительно острой нуждой папского престола в деньгах. Именно на этом, к примеру, основывалась одна из первых известных нам просьб о субсидии, содержавшаяся в обращении Урбана II (1088-1099) к епископам и аббатам Аквитании, Гаскони и Нижней Бургундии, в котором понтифик просил предоставить ему денежные средства, необходимые для борьбы с антипапой Климентом III (1093) [17, col. 368-369]. Сложным политическим и финансовым положением апостольского престола обусловливались и субсидиальные запросы пап следующего, XII столетия — в первую очередь Александра III (1159-1181)4 и Луция III (1181-1185).5 В ответ на подобные просьбы духовенство соответствую-
1 См., напр.: [1, p. 5б-б0; 2, p. 371; 3, p. 284-285; 4, vol. I, p. 77-81; 5, p. 439]. — Следует отметить, что в отличие от некоторых других видов папских налогов (например, сервиций, сполий и т. д.) субсидии никогда не становились предметом отдельного самостоятельного исследования. Для отечественных же историков сюжеты, связанные с развитием и функционированием папской административно-финансовой системы, вплоть до недавнего времени и вовсе оставались своеобразной terra incognita.
2 О папских налогах на доходы клира см., напр.: [б; 3, p. 284-285; 7, p. 280-282; 8, S. 97*-102*; 4, vol. I, p. 71-77; 9, p. 2б-28; 10, p. 1б1-1б2, 17б, 215; 11-13].
3 См., напр.: [1б, p. 115-11б]: «Omnes et singuli clerici contradixerunt, ne consentirent in contribu-tionem ad mandatum domini Papae, pluribus rationibus ostensis apud Londoniam» («В Лондоне клирики, все и каждый, приведя многочисленные подсчеты, выразили протест [сказав], что они не согласны на сбор налога по предписанию господина папы»).
4 См. [18, p. 378-379]: «Nicholaus Romanae ecclesiae subdiaconus, a domino papa transmissus, ab ar-chiepiscopis, episcopis, abbatibus, abbatissis, prioribus, archimandritis, plurimam collegit pecuniam in usus ecclesiae laborantis in schismate convertendam» («Николай, субдиакон римской церкви, посланный папой, собрал с архиепископов, епископов, аббатов, аббатисс, приоров, архимандритов большую сумму денег, которую нужно было передать в пользу церкви, погрузившейся в схизму»). См. также: [19, col. 107-109; 20, col. 4б8; 21, p. 727, 73б, 737, 740, 752; 5, p. 439].
5 См. [22, p. 311]: «Interim papa Lucius misit nuncios suos ad regem Angliae, postulans ab eo, et ab clericatu Angliae, auxilium et defensionem patrimonii beati Petri contra Romanos» («Между тем папа Лу-
щих областей и регионов Европы, как правило, предоставляло понтификам определенную, не оговоренную заранее сумму, сообразуясь при этом исключительно со своими собственными финансовыми возможностями.6 О каком-либо соотношении субсидиальных сумм и данных оценки церковного имущества (актуальных для расчета и сбора упомянутых выше десятин, двадцатин и пр.) речи, по-видимому, даже и не заходило.
Однако в продолжение XIII в. субсидии, как отмечают многие историки, в том числе У Лант, детально исследовавший данный вопрос на материале английских источников [4, vol. I, p. 78-80; 23, p. 175-239], постепенно начинают утрачивать свой изначальный добровольный характер. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что папы начиная с 1240-х годов иногда требуют от своих церковных вассалов оказывать им «помощь» в виде конкретных денежных сумм [4, vol. I, p. 79; 23, p. 178, 189, 194, 197]. Появление в источниках упоминаний о сборе этих налогов с помощью направляемых Апостолической камерой папских сборщиков налогов (так называемых коллекторов), а также о применении к неплательщикам «церковных мер»7 заставляет нас предположить, что в середине столетия субсидии оказываются и вовсе приравнены к уже известным на тот момент крестоносным поборам с духовенства. И хотя основанием для сбора субсидий по-прежнему служили острые финансовые сложности св. Престола, папские обращения к клиру составлялись уже не в просительном, а в гораздо более категоричном, требовательном, а подчас и приказном тоне [24, p. 554-559, 580; 25, S. 109-115; 1, p. 56; 4, vol. II, p. 203].
С началом Авиньонского пленения (1309-1378) и отъездом пап из Италии количество поводов для требования субсидий для римских понтификов заметно возросло — главным полем для расходования этих некогда добровольных приношений (как и в случае с другими денежными поступлениями пап) закономерным образом должен был стать Патримоний св. Петра.8 Так, к примеру, субсидия, собиравшаяся в Европе в 1324-1327 гг., предназначалась для помощи папскому престолу «в изгнании Галеаццо Висконти и его братьев, проклятых еретиков, и их последователей и сообщников» («in subsidium expugnationis Galeacii de Vicecomitibus et fratrum suorum hereticorum dampnatorum eorumque sequacium et fautorum») из Италии.9 Деньги в счет этого побора взимались одновременно во Франции, Германии, Испании, Португалии и скандинавских королевствах [8, S. 104*, 373, 374, 384, 413-414, 422, 501-503, 523].10
ций направил своих нунциев к королю Англии, прося (или «требуя». — И. П.) у него и у духовенства Англии помощи и защиты Патримония блаженного Петра от римлян»).
6 Продолжение рассказа о запросе Луция III показывает, что духовенство могло высказывать свое мнение не только по поводу объема предоставляемой субсидии, но и по поводу процедуры ее сбора [22, p. 311]: «...Mandaverunt domino regi, quod in consuetudinem verti posset ad detrimentum regni, si permitteret nuncios domini papae in Angliam venire ad collectam faciendam» («.Они передали королю, что если он позволит нунциям господина папы приехать в Англию для проведения сбора, то это может войти в привычку во вред королевству»).
7 См., напр., [24, p. 35; 2, p. 371].
8 Острая нужда св. Престола в деньгах в начале Авиньонского пленения могла превратить субсидии в один из главных источников папского дохода и вне зависимости от патримониальной политики. См.: [26, n. 6385, n. 6386, n. 8853].
9 Отчет о сборе этой субсидии с приложением двух папских посланий, объясняющих цели коллекторов, опубликован Й. П. Киршем [25, S. 109-115].
10 Как явствует из представленных документов, денежную помощь в виде субсидии папе предоставили также монашеские конгрегации Клюни и Сито [8, S. 549-556].
Сходное предназначение имели и средства, собранные кардиналом Пьетро да Пале-стрина в 1322-1330 гг. «tam pro subsidio Terre Sancte quam contra rebelles S. Romane ecclesie» («как для вспомоществования Святой Земле, так и против врагов св. Римской церкви») [8, S. 318, 404]. Тем не менее, несмотря на увеличение числа (и объема) субсидиальных запросов, четкая процедура сбора этих налогов, не оформившаяся в предыдущие столетия, так и не была выработана. На практике это выражалось в отсутствии постоянной денежной квоты, взимаемой с каждого отдельного налогоплательщика — величина индивидуального взноса в каждом конкретном случае определялась исходя из общей суммы запрашиваемых субсидий или из суммы, которую духовенство, в конечном счете, соглашалось выплатить папе [27, n. 124, n. 125; 24, p. 581-585, 590, 617-620; 25, S. XXII-XXIII; 4, vol. II, p. 203-204]. Применительно к субсидиям не существовало, по всей видимости, и четко установленного контингента налогоплательщиков — иногда просьба о добровольном вспомоществовании св. Престолу адресовывалась только прелатам соответствующих регионов, иногда — всему местному духовенству в целом [25, S. 109-115]. От уплаты субсидий (в отличие от десятин) не были освобождены и кардиналы Римской церкви [8, S. 318, 404].11
Точно установить, сколько раз авиньонские понтифики прибегали к сбору субсидий, практически невозможно. Подобно десятинам с доходов клира, средства, собранные в счет этого налога, нередко передавались папами светским правителям, и потому камеральные квитанции об их получении также оказываются рассредоточены по разным учетным книгам папских регистров.12 Основываясь на материалах коллекторских отчетов из Германии, опубликованных швейцарским историком Й. П. Киршем, мы можем заявить лишь о том, что наиболее активные сборы субсидий в период пленения — и, очевидно, на это были причины — осуществлялись в 20-30-е годы, т. е. при Иоанне XXII (1316-1334), и в 60-70-е годы XIV в. — в последние годы правления Урбана V (1362-1370) и при Григории XI (1370-1378).13 В промежутке между понтификатами этих пап интерес к субсидиям со стороны апостольского престола, по всей видимости, несколько ослаб, что незамедлительно сказалось на уровне папских доходов, но к дефициту бюджета в целом не привело.14
Не менее сложным остается и вопрос о прибыльности субсидий для папской казны. С большей или меньшей долей уверенности мы можем говорить лишь о том, что за 18 лет понтификата Иоанна XXII в папскую казну поступило приблизительно 500 000 субсидиальных флоринов, т. е. около 27 800 флоринов в год [9, p. 28]. Впро-
11 Помимо кардинала Пьетро да Палестрина (собравшего указанную выше сумму, очевидно, по собственной инициативе), в помощи папе участвовали и другие кардиналы, в 1322 г. единовременно выплатившие в качестве субсидии 12 000 флоринов [8, 8. 401-403].
12 Как и по десятинам с доходов клира, по субсидиям могли накапливаться многолетние долги. См., напр.: [25, 8. 382, 403].
13 До нас дошло 9 отчетных записей германских коллекторов, взимавших субсидии (на общую сумму 8595 флоринов, 68 марок и т. д.). Первые четыре из них относятся ко времени Иоанна, а оставшиеся 5 датируются периодом с 1364 по 1375 г. При этом сумма, собранная коллекторами Иоанна, явно превышает субсидиальные прибыли их преемников (всего 3625 флоринов). См.: [25, 8. LXVI-LXVII, 362, 382, 402, 403, 413].
14 Годовой доход папского престола превысил уровень понтификата Иоанна XXII (примерно 228 000 флоринов) лишь при Иннокентии VI (примерно 253 000 флоринов). В понтификаты Бенедикта XII и Климента VI поступления пап были в среднем на треть или на четверть ниже, что, однако, не создавало того многотысячного бюджетного дефицита, который сохранялся и при Иоанне, и при Иннокентии, и не был преодолен также и при последних понтификах эпохи пленения. См.: [9, р. 32; 28, р. 140].
чем, сумма эта, установленная французским исследователем И. Ренуаром, по нашему мнению, могла быть и большей — ведь известно, что только за период с 7 июня 1324 по 13 января 1330 г. папскими коллекторами, трудившимися преимущественно в диоцезах Франции, было собрано около 300 000 флоринов [8, S. 104*, 373, 374, 488-489, 503-511, 549-556]. Не менее заметны, очевидно, были и субсидиальные поступления из других государств и регионов, в частности, из графства Венессен [8, S. 450-452, 502] и церковных провинций Испании и Португалии, самой богатой из которых в середине 20-х годов XIV в. оказывается провинция Брага [8, S. 501-502].
Таким образом, эволюция «благотворительных взносов» («subsidia caritativa») — от момента их первого упоминания в источниках до эпохи Авиньонского пленения, ставшей признанным апогеем папского финансового могущества, — в общем и целом действительно проходила по тому же пути, что и развитие папских налогов на доходы клира. И хотя по своей природе и «феодальному» происхождению субсидии скорее приближались к сполиям (побору с имущества умершего вассала [29; 8, S. 106 -113*; 4, vol. I, p. 103-107; 14]), визитациям (налогу, взимаемому при «посещении гробниц апостолов» [3, p. 283; 2, p. 364-365; 8, S. 52*-56*; 4, vol. I, p. 91-93; 30]) или прокурациям (судебным поборам [8, S. 74*-79*; 1, p. 34-47; 2, p. 368-369; 4, vol. I, p. 107-111; 28, p. 49]), их несвязанность с этапами должностного функционирования и карьеры — так сказать с «жизненным циклом» — папских бенефициариев позволяла св. Престолу применять их безотносительно к каким-либо феодальным обычаям, произвольно определяя сферу и регион их использования, объем запрашиваемой суммы и руководствуясь при этом только собственными финансовыми интересами. С течением времени частота и объемы добровольно-принудительного денежного «вспомоществования» со стороны папских подданных возрастали, постепенно превращая субсидии в еще одну статью стабильного, хотя и бессистемного, как и большинство церковных «налогов», папского дохода.
Источники и литература
1. Samaran C., Mollat G. La fiscalité pontificale en France au XIVe siècle (période d'Avignon et de grand schisme d'Occident). Paris: A. Fontemoing, 1905. 278 p. (Bibliothèque des Écoles Françaises d'Athènes et de Rome).
2. Mollat G. Les papes d'Avignon (1305-1378). Paris: V. Lecoffre, 1912. XV+423 p. (Bibliothèque de l'enseignement de l'histoire ecclésiastique).
3. Kirsch J. P. Eadministration des finances pontificales au XIVe siècle // Revue d'histoire ecclésiastique. 1900. T. I. N 2. P. 274-296.
4. Lunt W. E. Papal Revenues in the Middle Ages. New York: Columbia University Press, 1934. Vol. I — X+341 p.; vol. II — 665 p.
5. Simonnot P. Les papes, lEglise et l'argent. Histoire économique du christianisme des origins à nos jours. Paris: Bayard, 2005. 810 p.
6. Gottlob A. Die päpstlichen Kreuzzugs-Steuern des XIII Jahrhunderts. Ihre rechtliche Grundlage, politische Geschichte und technische Verwaltung. Heiligenstadt: Druck und Verlag von Franz Wilh. Cordier, 1892. XVI+278 S.
7. Lunt W. E. The Financial System of the Medieval Papacy in the light of recent literature // The Quarterly Journal of Economics. 1909. Vol. XXIII, N 2. P. 251-295.
8. Die Einnahmen der apostolischen Kammer unter Johann XXII / Hrsg. von E. Göller. Paderborn: F. Schöningh, 1910. XVI+134* S., 1 l., 782 S. (Vatikanische Quellen zur Geschichte der päpstlichen Hof- und Finanzverwaltung 1316-1378. I).
9. Renouard Y. Les Relations des papes d'Avignon et des compagnies commerciales et bancaires de 1316 à 1378. Paris: E. de Boccard, 1941. XXVII, 694 p. (Bibliothéque des Écoles Françaises dAthènes et de Rome. Fasc. 151).
10. France J. The Crusades and the expansion of Catholic Christendom, 1000-1714. London; New York: Routledge, 2005. 392 p.
11. Потехина И. П. Крестоносное движение как фактор фискальной политики средневекового папства // Война и сакральность: материалы Четвертых международных научных чтений «Мир и война: культурные контексты социальной агрессии» (Санкт-Петербург — Выборг — Старая Ладога, 1-4 октября 2009 г.) / отв. ред. И. О. Ермаченко, С. М. Капилупи. М.; СПб.: ИВИ РАН, 2010. С. 94-97.
12. Потехина И. П. Налоговая система св. Престола в период Авиньонского пленения пап // Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени: сб. статей. Вып. 6 / под ред. Г. Е. Лебедевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. С. 217-231.
13. Потехина И. П. Классификация налогов св. Престола в период Авиньонского пленения пап // Средневековая Европа: проблемы истории и культуры. Тезисы докладов ежегодной межвузовской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы социально-политической истории и культуры Средних веков» Санкт-Петербург, 2002-2004 гг. / отв. ред. А. Ю. Прокопьев. СПб.: Алетейя, 2006. С. 53-55.
14. Потехина И. П. Сполии в налоговой системе средневекового папства // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2013. Вып. 4. С. 109-113.
15. Chronica Magistri Rogeri de Houedene / ed. by W. Stubbs. London: Longmans, 1868-1871. Vol. IV. 4. CXIV+440 p. (Rerum Britannicarum medii aevi scriptores, 51).
16. Annales monastici. Volume I: Annales de Margan (A. D. 1066-1232); Annales de Theokesberia (A. D. 1066-1263); Annales de Burton (A. D. 1004-1263) / ed. by H. R. Luard. London: Longmans, 1864. XL+520+16 p. (Rerum Britannicarum medii aevi scriptores, 36. I).
17. Beati Urbani II Pontificis romani epistolae et privilegia // Patrologiae cursus completus. Series latina / ed. par J.-P. Migne. Paris: Excudebatur et venit apud J.-P. Migne editorem, 1844-1855. T. CLI. Col. 283-552.
18. Radulfi de Diceto Decani Lundoniensis Opera Historica. The Historical Works of Master Ralph de Diceto, Dean of London / ed. by W. Stubbs. London: Longman & Co, 1876. Vol. I. C, 440, 32 p. (Rerum Britan-nicarum medii aevi scriptores. 68).
19. Alexandri III Pontificis romani epistolae et privilegia ordine chronologico digesta. (Anno 11591181) // Patrologiae cursus completus. Series latina / ed. par J.-P. Migne. Paris: Excudebatur et venit apud J.-P. Migne editorem, 1844-1855. T. CC. Col. 69-1320.
20. Petri Blesensis Epistolae // Patrologiae cursus completus. Series latina / ed. par J.-P. Migne. Paris: Excudebatur et venit apud J.-P. Migne editorem, 1844-1855. T. CCVII. Col. 1-560.
21. The «Draco Normannicus» of Etienne de Rouen // Chronicles of the Reigns of Stephen, Henry II and Richard I / ed. by R. Howlett. London: Longman & Co, 1885. Vol. II. P. 589-781. (Rerum Britannicarum medii aevi scriptores. 82).
22. Gesta Regis Henrici Secundi Benedicti abbatis. The Chronicle of the Reigns of Henry II and Richard I, A. D. 1169-1192 / ed. by W. Stubbs. London: Longmans, 1867. Vol. I. LXVII, 361, 16 p. (Rerum Britan-nicarum medii aevi scriptores. 49).
23. Lunt W. E. Financial Relations ofthe Papacy with England to 1327. Cambridge: The Medieval Academy of America, 1939. XV, 759 p.
24. Matthaei Parisiensis, monachi Sancti Albani, Chronica majora / ed. by H. R. Luard. London: Longman, 1872-1883. In VII vol. Vol. IV. 4, XVIII, 656 р. (Rerum Britannicarum medii aevi scriptores. 57).
25. Die päpstlichen Kollektorien in Deutschland während des XIV Jahrhunderts / Hrsg. von J. P. Kirsch. Paderborn: F. Schöningh, 1894. LXXVIII, 562 S. (Quellen und Forschungen aus dem Gebiete der Geschichte. Bd III).
26. Regestum Clementis Papae V / Ex Vaticanis archetypis Sanctissimi Domini Nostri Leonis XIII Pon-tificis Maximi iussu et munificentia nunc primum editum cura et studio monachorum Ordinis S. Benedicti. Romae: Typographia Vaticana, 1885-1892. Annus 1. CCCXV+284 p.; Annus 2. VI+182 p.; Annus 3. 397 p.; Annus 4. 483 p.; Annus 5. 463 p.; Annus 6. 468 p.; Annus 7. 354 p.; Annus 8. 471 p.; Annus 9. 130 p.; Appendices. T. I. VI+523 p.
27. Les Registres dUrbain IV (1261-1264): recueil des bulles de ce pape publiées ou analysées d'après les manuscrits originaux du Vatican / par J. Guiraud. Paris: A. Fontemoing, 1901. T. I. 488 p.
28. Guillemain B. I papi di Avignone, 1309-1376. Milano: San Paolo, 2003. 190 p.
29. Samaran C. La Jurisprudence pontificale en matière de droit de dépouille (jus spolii) dans la seconde moitié du XIVe siècle // Mélanges d'archéologie et dhistoire. 1902. T. XXII. P. 141-156.
30. Потехина И. П. Визитации в налоговой системе средневекового папства // Университетский историк. Альманах. Вып. 4. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 212-218.
Статья поступила в редакцию 9 июня 2014 г.