Научная статья на тему 'Налоговая политика католической церкви в Средние века'

Налоговая политика католической церкви в Средние века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4831
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАПСТВО / СВ. ПРЕСТОЛ / ПАТРИМОНИЙ СВ. ПЕТРА / АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП / ИСТОРИЯ ПАПСТВА / ДОХОДЫ ПАП / НАЛОГИ НА ДОХОДЫ КЛИРА / НАЛОГИ НА БЕНЕФИЦИИ / PAPACY / HOLY SEE / PATRIMONIOS OF ST. PETER / THE AVIGNON CAPTIVITY OF THE POPES / HISTORY OF THE PAPACY / INCOME OF THE POPES / TAXES ON INCOME OF THE CLERGY / TAXES ON BENEFICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Верещагин Сергей Григорьевич

Статья посвящена исследованию налоговой политики католической церкви в Средние века, а конкретно: истории возникновения ряда личных налогов на духовенство в пользу св. Престола (Римской курии) в связи с созданием Папского государства. Примерно с XIII по XIV век в папском государстве активно развивались новые схемы налогообложения. В недрах фискальной системы средневекового папства, ранее с успехом обходившегося разного рода сеньориальными сборами (Ценз св. Петра, Денарий св. Петра, доходы от патримониев и пр.), начинает постепенно оформляться особая группа папских налогов церковные бенефиции, т.е. личные налоги с духовенства (сервиции, аннаты, визитации, сполии, прокурации и пр.). В их основе лежали, с одной стороны, тщательный учет и оценка церковной собственности (налоги на доходы клира), а с другой окончательное торжество идеи папского полновластия и права понтифика по своему усмотрению распоряжаться любыми церковными должностями (налоги на церковные бенефиции). Базируясь на широком круге источников, автор рассматривает происхождение этих налогов и сборов в Раннее и Классическое Средневековье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tax policy of the Catholic Church in the Middle Ages

The article is devoted to the study of the tax policy of the Catholic Church in the Middle Ages, and specifically, the history of the emergence of a number of personal taxes on the clergy in favor of St. Prestol (Roman Curia) in connection with the creation of the PapalState. Approximately from the XIII to the XIV century, the papal state actively developed new taxation schemes. In the depths of the fiscal system of the medieval papacy, which previously successfully handled all kinds of seignorial fees (qualification of St. Peter, Denarius of St. Peter, income from Patrimonio and others), a special group of papal taxes began to be gradually formed: church benefits, that is, personal taxes from the clergy («servitia», «annata», «visitatio ad limina apostolorum», «spolia», «procuratio» etc.). They were based on, on the one hand, careful accounting and assessment of church property (taxes on income of the clergy), on the other hand, the final triumph of the idea of papal sovereignty and the right of the pontiff at his discretion to dispose of any church positions (taxes on church benefices). Based on a wide range of sources, the author examines the origin of these taxes and fees in the Early and Classical Middle Ages.

Текст научной работы на тему «Налоговая политика католической церкви в Средние века»

УДК 322; 348.42

С. Г. Верещагин

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Налоговая политика католической церкви в Средние века

Статья посвящена исследованию налоговой политики католической церкви в Средние века, а конкретно: истории возникновения ряда личных налогов на духовенство в пользу св. Престола (Римской курии) в связи с созданием Папского государства.

Примерно с XIII по XIV век в папском государстве активно развивались новые схемы налогообложения. В недрах фискальной системы средневекового папства, ранее с успехом обходившегося разного рода сеньориальными сборами (Ценз св. Петра, Денарий св. Петра, доходы от патримониев и пр.), начинает постепенно оформляться особая группа папских налогов - церковные бенефиции, т.е. личные налоги с духовенства (сервиции, аннаты, визитации, сполии, прокурации и пр.). В их основе лежали, с одной стороны, тщательный учет и оценка церковной собственности (налоги на доходы клира), а с другой - окончательное торжество идеи папского полновластия и права понтифика по своему усмотрению распоряжаться любыми церковными должностями (налоги на церковные бенефиции). Базируясь на широком круге источников, автор рассматривает происхождение этих налогов и сборов в Раннее и Классическое Средневековье.

Ключевые слова и словосочетания: папство, св. Престол, Патримоний св. Петра, Авиньонское пленение пап, история папства, доходы пап, налоги на доходы клира, налоги на бенефиции.

S.G. Vereshchagin

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

The tax policy of the Catholic Church in the Middle Ages

The article is devoted to the study of the tax policy of the Catholic Church in the Middle Ages, and specifically the history of the emergence of a number of personal taxes on the clergy in favor of St. Prestol (Roman Curia) in connection with the creation of the PapalState. Approximately from the XIII to the XIV century, the papal state actively developed new taxation schemes. In the depths of the fiscal system of the medieval papacy which previously successfully handled all kinds of seignorial fees (qualification of St. Peter, Denarius of St. Peter, income from Patrimonio and others), a special group of papal taxes began to be gradually formed: church benefits, that is, personal taxes from the clergy («servitia», «annata», «visitatio ad limina apostolorum» «spolia», «procuratio» etc.). They were based on, on the one hand, careful accounting and assessment of church property (taxes on income of the clergy), on the other hand, the final triumph of the idea of papal sovereignty and the right of the pontiff at his discretion to dispose of any church positions (taxes on church benefices). Based on a wide range of sources, the author examines the origin of these taxes and fees in the Early and Classical Middle Ages.

Keywords: the papacy, The Holy See, Patrimonios of St. Peter, The Avignon captivity of the popes, history of the papacy, income of the popes, taxes on income of the clergy, taxes on benefice.

Верещагин Сергей Григорьевич - д-р полит. наук, канд. юрид. наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин; профессор кафедры «Управления развитием образовательных систем» Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Приморский краевой институт развития образования»; е-тай:уМ8е^2007@шай.ги

Vereshchagin S.G. - D.Phil. in Political Science, PhD in Law,Professor, Criminal Legal Subjects Department.

Налоги как социальное и экономико-правовое явление всегда вызывали острые разногласия между верховной властью и налогоплательщиками. Проблемы, связанные с понятиями «дань, налог, подать, сбор, взнос», порождали и разные ответы, которые формулировались как философами и экономистами, так и политическими и религиозными деятелями во все времена и эпохи.

Большой интерес для ученых представляет исследование истории налогов в контексте зарождения и развития христианской религии: отношение церкви к государственным налогам, значение церковной десятины и иных платежей в усилении экономического могущества церкви, взаимоотношения папского государства и верховной власти в сфере налогообложения и т.д.

Христианство столь значительно для современного человека не только потому, что это мировая религия, но и потому, что в течение двух тысяч лет оно играло огромную роль в истории культуры, искусства, архитектуры и образования. Как известно, христианская религия зародилась во времена Римской империи. История Древнего Рима - это история трансформации небольшого латинского государства на Тибре в Римско-италийскую федерацию, а затем и в средиземноморскую державу, которая объединила более 30 государств античного мира.

Как известно, свободные граждане Рима в мирное время прямыми налогами не облагались, поэтому основную налоговую нагрузку несли завоеванные территории-провинции [5, с. 370]. Уровень налогообложения в провинциях был разный и, как правило, зависел от местных традиций, вероисповедания населения, подчинения римскому господству и т.д. К примеру, провинция Иудея отдавала четверть собранного урожая [1, с. 96].

В определенные моменты истории (восстания против римской администрации) налоговое бремя в Иудее становилось невыносимым. Например, в 66 году н. э., во время восстания в Палестине, были уничтожены все долговые записи податного населения римскому императору [25, с. 99].

Так, после вхождения Иисуса Христа в Иерусалим в вербное воскресенье правители еврейского храмового государства решили погубить его. Христу они задали коварный вопрос: нужно ли платить налоги римскому императору? И если бы Иисус на поставленный вопрос ответил отрицательно, он подвергся бы наказанию, а если бы ответил утвердительно, то потерял бы авторитет тех, кто выступал против уплаты налогов Римской империи. По евангелисту Марку, он возразил искусителям: «Что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему» [25, с. 91, 103].

476 г. н.э. считается датой падения Римской империи и началом Средних веков в Европе. Средние века - это многовековой период зарождения, господства и разложения феодализма. В Европе он длился 12 столетий, в Азии - еще дольше.

Христианство, ставшее в IV веке государственной религией в Римской империи, со временем распространилось и среди «варварских» народов, завоевавших эту империю, так как их старые религии не соответствовали новым отношениям,

связанным с подчинением крестьян крупным землевладельцам, превратившим землю - основное условие приложения человеческого труда - в свою монопольную собственность (государственную или частную). Этому историческому периоду более всего соответствовало христианство, защищавшее сословные различия нового феодального общества.

Христианство стояло у истоков феодального общества: возникнув в рабовладельческом мире, христианство не пало вместе с ним, а приспособилось к условиям феодализма и стало мощной церковной организацией во главе с епископами, управлявшими отдельными церковными округами (епархиями). В Западной Европе после падения Римской империи принятие христианства «варварскими» королями привело к тому, что церковь, внедрившаяся в это общество, смогла занять в нем особое положение.

Пользуясь слабостью раннефеодальных «варварских» государств, епископы «вечного» города Рима, с IV века именовавшиеся папами, присвоили себе административные и политические функции и стали выступать с претензиями на высший авторитет в делах христианской церкви в целом [3, с. 163-164].

Термин «папа» по-гречески означает «отец». В первые века христианства это название применялось для всех епископов, а первоначально - для всех священников, пользовавшихся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы еще назывались «папами». Но начиная с VII века титул «папа» давался уже исключительно римскому епископу: это отражало процесс формирования учения католической (западной) церкви о примате (верховенстве) римского епископа. Согласно этому учению, власть папы - это полная власть над всей церковью, так как он является наследником Святого Петра в римском епископате. Небесный мир средневекового христианства являлся точным воспроизведением мира земного, в том числе с его материальными заботами и налогами как государственными, так и церковными. Особенность папского государства и христианства в целом заключалась в том, что оно отделилось от государства и образовало свою самостоятельную организацию - церковь. Это сделало возможным взаимодействие между политической властью (государством) и церковью, что привело к тому, что со временем христианство стало силой, формирующей мировую историю [3, с. 25].

Податные (налоговые) системы развивались в европейских государствах по-разному, и роль христианской церкви в налоговых отношениях в европейских государствах также неоднозначна. Исследуя историю становления христианской церкви в Европе и связанные с ее существованием налоговые и иные платежи, нужно помнить, что все виды церкви признают право государства на изъятие налогов. При этом церковь в разные исторические эпохи выступала и выступает как плательщик налогов и сборов: и как сборщик налогов в свою пользу и как посредник при уплате налогов в казну государства [26, с. 86-91].

Возвышение папства и его финансовая политика

Во второй половине IX века сформировалась теократическая доктрина папства. С точки зрения ее теоретика Григория VII, папе должна была принадлежать не только высшая духовная, но и высшая светская власть. Короли и императоры

управляют своими народами лишь потому, что являются вассалами папского престола. Во второй половине Х11-Х111 вв. папство встало во главе христианского мира: эти столетия называются эпохой папской теократии.

История изучения административно-финансовой системы св. Престола, в том числе в период Авиньонского пленения пап1, насчитывает почти пять столетий. Первые работы, посвященные ядру папского фискального аппарата - Апостолической камере, - появились уже в конце ХУ-ХУ1 веков [20].

Известно, что попытки классификации папских доходов в Средние века проводились неоднократно, но особенно активно начались эти исследования с конца XIX века, когда папа Лев XIII открыл в 1881 году часть ватиканских архивов для доступа ученых-историков [27].

С учетом имеющихся исторических и научных материалов по исследуемой теме рассмотрим налоги, взносы и различные платежи, которые собирались с паствы2 в пользу клира3, а также денежные средства с нижестоящих церквей и монастырей в пользу папского престола (понтифика)4.

Налоги и взносы с паствы в пользу клира. Как указано в Ветхом Завете: Лев.27:30-32 «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня...». Известно, что в западной Европе десятина первоначально была добровольным приношением в церковь десятой части доходов. Но со временем церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения5. Карл Великий6 в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных наказаний7.

1 Авиньонское пленение пап - вынужденное пребывание римских пап в Авиньоне с 1309 по 1377 годы. Пленению предшествовала победа французского короля Филиппа IV над папой Бонифацием VIII в споре о прерогативах духовных и светских властей. Французский ставленник папа Климент V (1305-1314) под давлением Филиппа IV перенёс в 1309 г. свою резиденцию в город Авиньон, расположенный на территории французского королевства. Авиньонское пленение пап было проявлением упадка папской власти, которая находилась в полной зависимости от французских королей. При авиньонских папах ещё более усилился фискальный гнёт римской курии (продажа церковных должностей, торговля индульгенциями, взимание сполий, аннатов и др. сборов и налогов).

2 Паства - обобщающее название не принадлежащих к клиру христиан - мирян. Миряне - последователи христианства, члены Церкви, не являющиеся священниками и не принадлежащие к клиру.

3 Клир в христианстве - духовенство как особая общность в Церкви, отличная от мирян. В ранней Церкви в различных местностях к клиру кроме епископов, пресвитеров и диаконов относились иподиаконы, аколиты, остиарии, чтецы, нотарии и др. Начиная с IV века в христианских государствах клир получил определённые права и привилегии. На содержание клира была выделена десятина, ему гарантировались бенефиции и церковное вознаграждение. В современной Римско-католической церкви к клиру принадлежат только священнослужители: диаконы, пресвитеры и епископы.

4 Понтифик (лат. ропйГех - «возглавляющий») - глава католической церкви; первосвященник, папа.

5 Церковный собор - собрание представителей церквей для разрешения вопросов вероучения, религиозной и нравственной жизни, устройства и управления церковными учреждениями.

6 Карл I Великий - король франков с 768 г., император Запада с 800 года. Старший сын Пипина Короткого и Бертрады Лаонской. По имени Карла династия Пипинидов получила название Каролингов. Ещё при жизни именовался «Великим».

7 К примеру, в Англии церковный налог - десятина - взимался от совокупной стоимости имущества и полученного за «квартальный период» дохода. Право получать десятину было даровано английским церквям королем Этельвулфом в 855 г. Этот налог платили все сословия (кроме священнослужителей).

Карл Великий в Капитулярии 800 года «Devillis» («О поместьях») указывал: «Желаем, чтобы управляющие наши десятину со всего урожая полностью давали церквам нашего фиска, а другим церквам нашей десятины не давать, разве только где установлена исстари» [26].

В этот период в соответствии с Постановлениями Апостольскими [8] не следовало принимать приношений в церковную кассу от следующих лиц: корчемников (т.е. содержателей гостиниц, которые в то время были и приютами распутства), от блудников, хищников, прелюбодеев, угнетателей сирот, от лиц, дурно обращающихся со слугами, плутов, бессовестных адвокатов, ваятелей идолов, жестоких податных сборщиков, купцов, обвешивающих и обмеривающих, воина-притеснителя, человекоубийцы, палача, судьи неправедного, торгующего правосудием, пьяницы, распутника, ростовщика, отлученных от церкви.

Среди многообразных видов дохода, составлявших финансовую опору папского престола в Средние века, доходы от церковных патримониев8 - непосредственных владений пап - традиционно занимают особое место. Возникнув еще в период Поздней Античности, фактически вместе с самой официальной церковью, они стали неотъемлемым признаком собственности св. Престола и продолжали с большим или меньшим успехом поступать в апостолическую казну.

Патримоний Св. Петра сложился при папе Геласии I (492-496 гг.). Тогда была составлена счетная книга (полиптик), употреблявшаяся еще и в IX веке при папе Григории I (в патримоний Св. Петра входили 15 областей в различных странах Западной Европы).

Все папские патримонии управлялись ректорами (rectores), назначаемыми папой. Эта система сложилась ко времени понтификата Пелагия I (556-561 гг.). В обязанности ректора входили: надзор за выборами епископов, контроль за соблюдением церковной дисциплины и осуществление наказаний за ее нарушение, сбор ренты и ее пересылка в Рим, заключение арендных договоров, помощь беднякам и содержание домов призрения, принятие мер против еретиков. Ректоры вели счетные книги и отсылали свои отчеты в Рим [21, с. 280-301].

Дополнительно, в связи с созданием в 756 году Папского государства, с паствы начали взиматься разнообразные штрафы и судебные сборы, поступавшие за счет осуществления папскими чиновниками светской юстиции, а также транзитные пошлины. Перечень подобных платежей, взимаемых папской казной за пользование мостами, дорогами, воротами, лугами, лесами, реками, берегами, гаванями (в том числе, и в самом Риме), был более чем внушителен. Определенные выгоды папы получали и от реализации своих прав на чеканку монеты (выпуск папской монеты был прекращен в конце IX века и возобновился в 1304 году) [13, с. 165-170].

Чрезвычайные церковные налоги в средневековой Европе вводились по необходимости. Так, в 1187 г. в Англии и Франции была установлена так называемая

8 Патримоний - земельные владения с движимым и недвижимым имуществом, принадлежащие Церкви или монастырю. Земли, принадлежащие Римским папам в разных странах Западной Европы с VIII в., назывались «Патримоний Св. Петра». По своей сути налоги, взимаемые папским престолом с многочисленных патримониев Римской Церкви, представляли собой обычные домениальные сборы (рентные платежи за пользование землей).

«саладинова десятина». Такое название она получила по имени арабского султана Салах ад-Дина, который разгромил отвоеванное крестоносцами в Палестине Иерусалимское королевство. По согласованию между английским и французским королями сбор этого экстраординарного налога необходим был для нового крестового похода за освобождение гроба Господня. На основании Указа французского короля Филиппа-Августа все клирики, все миряне, знатные, горожане или крестьяне, которые не приняли крест, должны под страхом отлучения от церкви уплатить десятину, т.е. десятую часть своего движимого имущества и всех своих годовых доходов. Согласно Указу английского короля Генриха II, сбор «саладиновой десятины» должен был производиться в каждом приходе на всей территории Англии [17].

С усилением власти королей католической церкви пришлось делиться десятиной, с одной стороны, с верховной властью на местах, а с другой - с папами (Римской курией)9. В связи с тем, что десятина как основной религиозный налог представляла собой весьма значительный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, она нередко была предметом резких столкновений между сословиями средневекового общества.

Кроме основного налога - десятины, к началу XIV века в Папском государстве была установлена достаточно устойчивая система налогов, различных платежей и сборов, взимаемых папскими наместниками-ректорами. Например, в качестве основных доходных статей налоговая система включала в себя: «подымный» налог с каждого дома («focaticum»), военный налог («talliamilitum») для содержания воинских отрядов ректора и прокурации («procuratio»), получаемые наместником во время объезда вверенных ему территорий. Неизменным источником денежных поступлений почти во всех папских провинциях являлись транзитные пошлины и судебные штрафы, а также поборы, связанные с функционированием ректорской курии (составление нотариальных актов, постановка печати и пр.) и различными папскими монополиями (например, торговля солью). Кроме этого, за аренду папской собственности крупными феодалами Патримония и городами-коммунами апостольской казне причитались многочисленные земельные и прочие ренты, именовавшиеся первоначально «pensio», а с XIII века - «census» [9, c. 157-162].

Известный историк У. Лант выделял 22 вида папских доходов, это и традиционные сеньориальные налоги с патримониев, и выросшие из позднеримской эм-фитевтической аренды «цензы», и поборы папской канцелярии, и индульгенции, и разнообразные налоги на церковные бенефиции, и продажа церковных должностей [12, c. 47-68].

Налоги и взносы с клира в пользу понтифика (папы). Как свидетельствует история Римской церкви, с налогообложением паствы у нее особых проблем не было, так как они собирались посредниками Римской курии на местах, т.е. пап-

9 Римская курия, или Папская курия (лат. Curia Romana) - главный административный орган Святого Престола и Ватикана и один из основных в Католической церкви. Отдельные ведомства Римской курии от имени и властью папы римского отвечают на вопросы, рассматривают предложения, апелляции, жалобы или просьбы, направленные в адрес Святого Престола, выносят распоряжения, решения или приговоры, выступают с различными инициативами и т. д.

скими наместниками-ректорами или их агентами практически во всех странах Западной Европы. Затем часть этих налогов отправлялась в резиденцию папы в Рим.

Но со сбором налогов и других платежей с клира в пользу понтифика (папы) ситуация складывалась иная: не все церкви и монастыри, наделенные понтификом правом сбора налогов, своевременно и в полном объеме доставляли оговоренную часть денег в Римскую резиденцию папы. Иногда не только церкви уклонялись от исполнения своих финансовых обязательств перед Римской курией, но и целые государства, ранее признававшие себя вассалами римских пап. Например, в 1366 г. финансовые и политические соображения подтолкнули Англию к официальному отказу от вассального долга перед Апостолическим престолом. По требованию общин и с согласия магнатов королевства на парламенте был утвержден статут об отмене «подати» папскому престолу. В качестве обоснования такого акта было указано, что король Иоанн, нарушив коронационную клятву, без согласия своих подданных незаконно ввергнул Англию в зависимое положение от папства [6, с. 116-135].

В связи с этим Рим вынужден был со временем придумывать новые платежи и сборы, взимаемые непосредственно с клира (прямое личное налогообложение). Первым известным налогом на доходы духовенства, сбор которого был официально провозглашен Св. Престолом, стала сороковая часть церковных доходов, которая в 1199 году взималась со всех духовных бенефициариев по распоряжению папы Иннокентия III (1198-1216 гг.).

Все налоги и сборы, взимавшиеся с клира в пользу папского престола, условно можно разделить на общие и личные. К первым можно отнести те апостолические налоги и сборы, которые понтифик взимал в свою пользу с непосредственных владений церкви - Патримония Св. Петра, которые с 756 года и на протяжении почти всей средневековой истории представляли собой обычные домениальные сборы.

Кроме этого, за аренду папской собственности крупными феодалами Патримония (приобретавшими права викариата) и городами-коммунами апостольской казне причитались земельные и иные ренты, именовавшиеся первоначально «pensio», а с XIII в. - «census». Сбор входивших в «census» платежей, известных под общим названием Ценза Св. Петра, был связан как со светскими сеньориальными правами папы, так и с его духовной властью. К числу этих налогов согласно «Книге цензов» камерария Ченчо Савелли (главы Апостолической камеры), составленной в 1192 году, относились платежи подчиненных папе церквей и монастырей, дани («census», «tributa») с некоторых светских владетелей Европы, а также «Денарий Св. Петра», взимаемый на периферии католического мира [28]. Таким образом, посредством цензов Св.Петра устанавливались прочные вассально-сеньориальные отношения между плательщиками налогов (в данном случае это общее налогообложение с духовенства) и, якобы их покровителем, апостолом Петром (Римской курией).

Примерно с XIII по XIV век в папском государстве активно развивались новые схемы налогообложения. В недрах фискальной системы средневекового папства, ранее с успехом обходившегося разного рода сеньориальными сборами (Ценз Св. Петра, Денарий Св. Петра, доходы от патримониев и пр.), начинает постепенно оформляться особая группа папских налогов - церковные бенефиции, т.е. личные налоги с духовенства (сервиции, аннаты, визитации, сполии, прокурации и пр.)10. В их основе лежали, с одной стороны, тщательный учет и оценка церковной собственности (налоги на доходы клира), а с другой - окончательное торжество идеи папского полновластия (р1еш1^оро1е81ай8) и права понтифика по своему усмотрению распоряжаться любыми церковными должностями (налоги на церковные бенефиции).

Рассмотрим некоторые налоги и сборы, взимавшиеся с духовенства в пользу Св. Престола.

Сервиции и аннаты - налоги на церковные должности. В XIII веке острая нужда папского престола в финансах привела к установлению новых налогов на церковные бенефиции, и наиболее значимыми с финансовой точки зрения для средневекового папства являлись те налоги, которые были связаны с назначением священнослужителей на высшие церковные должности (например, прелатов, патриархов, архиепископов, епископов, аббатов), т.е. сервиции [25, с. 142-147].

Немало денег дало папству широкое применение им права резервации11. Резервация давала папе право распоряжаться по собственному усмотрению высшими должностями в церквах и монастырях, при этом часть полученной суммы шла в пользу канцелярии, а другая предназначалась лично папе.

Необходимо напомнить, что продажа высших духовных должностей, которые могли освободиться только в будущем, практиковалась уже в XII веке (это называлось экспектацией). К концу XIII века экспектация становится важной статьей папских доходов [19].

В XIV столетии сумма общих сервиций, требуемых от каждого вновь назначаемого прелата, составляла, как правило, одну треть от годового дохода приобретаемого им бенефиция. Доходность же бенефициев, в свою очередь, устанавливалась путем проведения специального местного расследования и оценки, данные которой начиная с понтификата Иоанна XXII заносились чиновниками Апостолической камеры в особую «Книгу налогов» или «Оценочную книгу» («ЫЬеЛахагиш») [11].

В XV-XVI веках финансовая система Папского государства в основном опиралась на доходы от продажи в Западной Европе индульгенций и церковных должнос-

10 В католической церкви с IX века под бенефицием обычно понималась доходная должность при храме, реже земельное владение, вручаемые духовному лицу в награду за оказанную церкви службу. С XII века появились особые виды церковного бенефиция - пребенда и «епископское довольствие». Пребенда у католиков и протестантов - особый вид бенефиция, право на доход с церковной должности. Духовные лица получали пребенды в виде земельных владений, домов для жительства клира, денежного жалованья и т.п. Пребенды были особенно распространены в XII-XVI вв.

11 Резервация - принцип замещения церковных должностей, при назначении на которые кандидаты обязаны были выплатить Римской курии специальный одноразовый налог - сервиции.

тей. Например, в 1471 году Римская курия выставила на продажу 650 должностей на сумму в 100 000 скудо. Папа Лев X создал на продажу 1200 новых должностей и получил за них 320 000 скудо [3].

Аннаты - единовременные сборы в пользу папской казны со священнослужителей, получавших от папы вакантный церковный бенефиций. Аннат равнялся или полному годовому доходу пребенды (права на доход с церковной должности), или половине его. Аннаты существовали в Западной Европе с середины XIII и до начала XIX века [23].

Посредством этого налога папство применило на практике теорию о том, что любая духовная услуга стоит чего-то материального. Превращение налогообложения христианского мира в тщательно организованную систему можно отнести к числу достижений Иоанна XXII [7]. Именно при нем одним из важнейших источников пополнения папской казны стали аннаты (сбор в размере годового дохода от клирика при вступлении им во владение бенефицием). По этому поводу К. Маркс писал: «Иоанн XXII больше всего прославился своими смелыми спекуляциями и умением изобретать новые доходы для папской казны; он первый ввел канцелярские поборы папского двора, так называемые аннаты, или взимаемые в пользу папы доходы епископов за первый год их епископства, а также другие способы выжимания денег...» [18, с. 28].

Таким образом, при Иоанне XXII каждая церковная должность, годовой доход которой превышал 200 золотых флоринов, выставлялась Св. Престолом на продажу [3, с. 163-164]. При этом Иоанн XXII всегда действовал путем особых распоряжений, и его так называемые «законы» получили меткое определение: «8ирга^ет» - надзаконие [19].

Теория церковных назначений гласила, что в силу полноты власти апостольского престола папа имеет право распределять все должности и бенефиции христианского мира. Папа - абсолютный хозяин в своем собственном доме, церкви. Этот принцип достиг полноты выражения при Клименте IV (1265). Например, в 1248 г. из 20 мест собора в Констанце 17 занимали назначенные папой лица и 14 человек ожидали назначения, которое произошло бы в случае смерти занимающих. К верховному праву назначения добавилось высшее право на обложение налогом клира и церковного имущества. Скандалы, связанные с неограниченным правом на налогообложение, приводили к самым отчаянным жалобам клира и мирян и в значительной степени были причиной созыва трех реформаторских соборов в XV веке.

Высший клир обычно доставлял в папскую резиденцию свои налоги лично. Для сбора аннатов с низшего клира, десятины и других общих налогов назначались специальные сборщики и их помощники. Эти лица действовали в разных районах Европы и получали за сбор налогов фиксированную плату. Переправка собранных средств часто была опасным предприятием. Гонцов нередко грабили в пути, а потому эту услугу стали поручать торговым и ростовщическим компаниям, особенно итальянским, у которых были представительства в Северной и

Центральной Европе. Из бухгалтерских книг видно, что использовалось много разных видов монеты с разной стоимостью12.

Судебные сборы - прокурации. Особое значение среди личных налогов с духовенства имел такой сбор, как прокурации. История развития прокураций и их вхождение в папскую налоговую систему вкратце такова: католические епископы и архиепископы, путешествуя по своим владениям с целью совершения суда или для обычной инспекции, имели возможность во время таких поездок взыскивать с подчиненного духовенства определенное денежное вознаграждение, которое они получали в соответствии с «правом прокурации» [4, с. 115]. Аналогичными правами начиная с XI века располагали и некоторые папские легаты и нунции, с санкции папы собиравшие в свою пользу прокурации («судебные сборы») с тех регионов и областей, в которые их направляла римская курия [28].

Начиная с правления Иоанна XXII прелаты, добивавшиеся от папы разрешения взимать прокурации с помощью своих представителей (посещавших провинции и диоцезы вместо самих прелатов), обязаны были единовременно выплачивать в апостольскую казну, формально в качестве добровольного дара, достаточно крупные денежные взносы. В понтификат Климента VI (1342-1352 гг.) объем таких дарений, все чаще требуемых от духовных феодалов, был установлен на уровне половины от общей суммы прокураций, которую тот или иной иерарх планировал получить посредством своих агентов [14, с. 228-237].

Сполии - сборы с наследственного имущества клириков. Первоначально под сполией понималась добыча, которую римские солдаты в бою отнимали у неприятелей, преимущественно оружие. Такие сполии полководец вешал в храмах или в своей собственной передней, уе8йЬи1иш, в которой они оставались, даже если дом поступал в продажу. Добыча, отнятая полководцем у неприятельского предводителя, называлась spoliaopima [22]. Но в церковной среде сполии имели иной, более прагматичный смысл - это денежные сборы с наследства умерших, сначала наиболее богатых прелатов, а со временем и с наследственного имущества практически всех тех бенефициев, которые получили должности с официального разрешения Св. Престола.

Начиная со второй половины XIII века попытки Римских пап зарезервировать незавещанное имущество клира в некоторых государствах Европы особого успеха не имели. Верховная власть на местах не желала делиться со Св. Престолом имуществом умерших прелатов, епископов и иных священнослужителей. Например, папа Урбан V (1362-1370 гг.) в 1362 г. провозгласил своей собственностью движимое имущество всех прелатов, ректоров и прочих духовных лиц всей католической Европы, смерть которых придется на время его правления (исключение составляли

12 Цит. по: Шафф Ф. История христианской церкви. ТУ! «Курс разных видов монеты в XIV веке: серебряная марка, золотой флорин и турский фунт были одними из наиболее распространенных в обращении монет. Золотая марка в 1370 г. стоила 62 золотых флорина, серебряная марка - 5 флоринов. К примеру, в 1370 г. работники папы Урбана V купили двух лошадей за 117 золотых флоринов и двух мулов за 90 флоринов. Они заплатили 1 золотой флорин за 12 пар туфель и 1 пару сапог. Сальма пшеницы (равная 733 буханкам хлеба) стоила 4 флорина. Смотритель папской конюшни получал 120 золотых флоринов в год. Римский сенатор получал от папы Григория IX - 500 золотых флоринов в месяц. Сторож папского дворца - 7 золотых флоринов в месяц. Плотники зарабатывали 12-18 шиллингов (47 таких монет составляли 1 золотой флорин)».

лишь церковные бенефициарии Англии и Франции)13. Церкви приходилось искать компромиссные решения, чтобы иметь доступ на местах к имуществу умерших священнослужителей.

Например, немецкий император Гогенштауфен, получив власть, постарался утвердить ее за своим потомством и для этого поспешил заручиться поддержкой могущественного духовенства, предоставив в 1220 году привилегии немецкому духовенству: он отказался от сполий, то есть от права наследовать движимое имущество епископов и аббатов и пользоваться доходами их имений до назначения преемника [24].

Объемы присвоенных наследств, судя по всему, были довольно значительны: смерть одного только архиепископа Бремена принесла папе более 7339 флоринов. Не только деньги были поводом для сбора сполий. Не меньшим вниманием со стороны пап на протяжении почти всей истории этого побора пользовались и различного рода драгоценности умерших прелатов, а также, что немаловажно, и их книги [15, с.109-113].

Как свидетельствует история Римской католической церкви, резкое расширение с конца XIII века системы бенефициального налогообложения, т.е. личного обложения духовенства, позволило Св. Престолу создать надежную финансовую опору папского государства, столь необходимую в условиях церковно-политического кризиса конца XIII - начала XV вв. Однако жесткая податная система, созданная папской куриальной администрацией, имела и свои негативные последствия: фискальный гнет, который постоянно испытывало духовенство в различных государствах Западной Европы, привел, в конечном счете, к разрушению религиозной монополии католической церкви в средневековой Европе.

1. Брингман К. Налоги и иноземное господство. Иудея во времена Христа // Все начиналось с десятины: пер. с нем. / общ. ред. и вступ. ст. Б.Е. Ланина. М.: Прогресс, 1992. С. 96.

2. Гензель П.П. Очерки по истории финансов. Вып. 1. Древний мир. М., 1913. С. 48.

3. Гергей Е. История папства: пер. с венгр. М.: Республика, 1996. С. 163-164.

4. Казбекова Е.В. Вклад Иннокентия IV в развитие канонического права XIII в. (на материале новелл) // Средние века. 2003. Т. 64. С. 115.

5. Ковалев С.И. История Рима / под общ. ред. проф. Э. Д. Фролова; изд. испр. и доп. СПб.: Полигон, 2003. С. 370.

6. Леонова Т.А. «Если папа француз, то англичанин Христос»: английский контекст борьбы за суверенитет с Авиньонским папством // Религия. Церковь. Общество. 2016. Вып. V. С. 116-135.

13 Цит.по: Потехина И.П. Сполии в налоговой системе средневекового папства // Вестник СПбГУ. 2013. Сер. 2. Вып. 4: «Dominus noster Urbanus papa V reservavit ad vitam suam... omnia bona mobilia ac debita omnium patriarcharum, archiepiscoporum, episcoporum, abbatum, decanorum, propositorum, priorum, rectorum et aliarum quarumcumque personarum ecclesiasticarum... ubicumque sive in romana curia vel alibi decedentium» («Господин наш папа Урбан V зарезервировал на срок своей жизни все движимое имущество и долги всех патриархов, архиепископов, епископов, аббатов, де-канов, пропозитов, приоров, ректоров и любых других церковных персон, умирающих где-либо в курии или вне ее»).

7. Шафф Ф. История христианской церкви. Т.VI. Средневековое христианство от Бонифация VIII до протестанской реформации 1294-1517 г. по Р.Х. // Библия для всех. СПб, 2009.

8. Лебедев А.П. Духовенство Древней Вселенской Церкви (от времен апостольских до IX века): Исторические очерки. М.: Печатня Снегиревой, 1905. VI, 494 с. (Собр. церков-но-исторических соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева; т. 10). По переизданию: СПб.: Алетейа, 1997.

9. Потехина И.П. Доходы папского престола в Средние века: к вопросу о возможной классификации // Экономический вектор. 2014. № 4 (03). С. 157-162.

10. Гергей Е. История папства: перевод с венгр. М.: Республика, 1996. 463 с.

11. Потехина И.П. Феномен сервиций в истории финансовой системы средневекового папства // Клио. 2015. № 11 (107). С. 142-147.

12. Потехина И.П. Уильям Эдвард Лант - историк папских финансов // Метаморфозы истории. 2016. Вып. 2. С. 47-68.

13. Потехина И. П. Патримониальные налоги как источник доходов средневекового папства // Экономический вектор. 2016. № 2 (5). С. 165-170.

14. Потехина И.П. Прокурации в налоговой системе средневекового папства // Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего нового времени. 2015. № 12. С. 228-237.

15. Потехина И.П. Сполии в налоговой системе средневекового папства // Вестник СПбГУ 2013. Сер. 2. Вып. 4. С. 109-113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Потехина И.П. Феномен сервиций в истории финансовой системы средневекового папства // Клио. 2015. № 11 (107). С. 142-147.

17. Пти-Дютайи Ш. «Феодальная монархия» во Франции и в Англии X-XIII веков [Электронный ресурс]. URL:http://www.monsalvat.globalfolio.net/frmanifest/statiibookmanifest/ war/krestpohod_pti_dutay.htm

18. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Т. 6. С. 28.

19. Лозинский С.Г. История папства. М.: Политиздат, 1986. 382 с.

20. Потехина И.П. Административно-финансовая система Св. Престола в период Авиньонского пленения пап: автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2005.

21. Прозоров В.Б. Гл. 9. Властные институты, должности и звания в Римской церкви с V в. до конца XVII в. // Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время: монография / отв. ред. Т.П. Гусарова. М.: КДУ, 2011. С. 280-301.

22. Реальный словарь классических древностей / под ред. Й. Геффкена, Э. Цибарта. - Той -бнер. Ф. Любкер; пер. с нем., 1914 [Электронный ресурс]. URL: http://cult-lib.ru/doc/ dictionary/classical-antiquities/fc/slovar-209-10.htm#zag-6689.

23. Средневековый мир в терминах, именах и названиях / Е.Д. Смирнова, Л.П. Сушкевич, В.А. Федосик. Минск, 1999.

24. Рыжов К. Все монархи мира. Западная Европа. М.: Вече, 1999 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/monarhi2/361.php.

25. Брингман К. Налоги и иноземное господство. Иудея во времена Христа // Все начиналось с десятины / пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б.Е.Ланина. М.: Прогресс, 1992. С. 91, 103..

26. Костромин К.А. Происхождение и функция древнерусской церковной десятины и западноевропейские аналоги // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах / под ред. д-ра ист. наук П. И. Гайденко. СПб.: Казань, 2014. Вып. 1. С. 35-62.

27. Якупов З.С. О взаимоотношениях государства и церкви в сфере налогообложения// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 8-1. С. 86-91.

28. Haskins C.H. The Vatican Archives // The American Historical Review. 1896-1897. Vol. II. № 1. P. 40-58; Berliere U. Aux archives vaticanes. Bruges, 1903.

29. Lunt W.E. The Financial System of the Medieval Papacy in the light of recent literature // The Quarterly Journal of Economics. 1909. Vol. XXIII. № 2. P. 251-295.

30. Lunt W.E. Papal Revenues in the Middle Ages. New York, 1934. Vol. I. Р.61-71.

Транслитерация

1. Bringman K. Nalogi i inozemnoe gospodstvo. Iudeya vo vremena Khrista // Vse nachinalos' s desyatiny: per. s nem. / obshch. red. i vstup. st. B.E. Lanina. M.: Progress, 1992. P. 96.

2. Genzel' P.P. Ocherki po istorii finansov. Vyp. 1. Drevnii mir. M., 1913. P. 48.

3. Gergei E. Istoriya papstva: per.s vengr. M.: Respublika, 1996. P. 163-164.

4. Kazbekova E.V. Vklad Innokentiya IV v razvitie kanonicheskogo prava XIII v. (na materiale novell) // Srednie veka. 2003. T. 64. P. 115.

5. Kovalev S.I. Istoriya Rima / pod obshch. red. prof. E.D. Frolova. Izd. novoe., ispr. i dop. SPb.: Izd-vo «Poligon», 2003. P. 370.

6. Leonova T.A. «Esli papa frantsuz, to anglichanin Khristos»: angliiskii kontekst bor'by za suverenitet s Avin'onskim papstvom // Religiya. Tserkov'. Obshchestvo. 2016. Vyp. V P. 116-135.

7. Shaff F. Istoriya khristianskoi tserkvi. T.VI. Srednevekovoe khristianstvo ot Bonifatsiya VIII do protestanskoi reformatsii 1294-1517 g. po R.Kh., «Bibliya dlya vsekh». SPb, 2009.

8. Lebedev A.P. Dukhovenstvo Drevnei Vselenskoi Tserkvi (ot vremen apostol'skikh do IX veka): Istoricheskie ocherki M.: Pechatnya Snegirevoi, 1905. VI, 494 s. (Sobr. tserkovno-istoricheskikh soch. prof. d-ra bogosloviya Alekseya Lebedeva; t. 10). Po pereizdaniyu: SPb.: Aleteia, 1997.

9. Potekhina I.P. Dokhody papskogo prestola v Srednie veka: k voprosu o vozmozhnoi klassifikatsii // Ekonomicheskii vektor. 2014. № 4 (03). P. 157-162.

10. Gergei E. Istoriya papstva: (perevod s vengr.). M.: Respublika, 1996. 463 p.

11. Potekhina I.P. Fenomen servitsii v istorii finansovoi sistemy srednevekovogo papstva // Klio. 2015. № 11 (107). P. 142-147.

12. Potekhina I.P. Uil'yam Edvard Lant - istorik papskikh finansov // Metamorfozy istorii. 2016. Vyp. 2. P. 47-68.

13. Potekhina I.P. Patrimonial'nye nalogi kak istochnik dokhodov srednevekovogo papstva // Ekonomicheskii vektor. 2016. № 2 (5). P. 165-170.

14. Potekhina I.P. Prokuratsii v nalogovoi sisteme srednevekovogo papstva // Problemy sotsial'noi istorii i kul'tury Srednikh vekov i rannego novogo vremeni. 2015. № 12. P. 228-237.

15. Potekhina I.P. Spolii v nalogovoi sisteme srednevekovogo papstva // Vestnik SPbGU. 2013. Ser. 2. Vyp. 4. P. 109-113.

16. Potekhina I.P. Fenomen servitsii v istorii finansovoi sistemy srednevekovogo papstva // Klio. 2015. № 11 (107). P. 142-147.

17. Pti-Dyutaii Sh. «Feodal'naya monarkhiya» vo Frantsii i v Anglii X-XIII vekov [Elektronnyi resurs]. URL:http://www.monsalvat.globalfolio.net/frmanifest/statiibookmanifest/war/ krestpohod_pti_dutay.htm

18. Arkhiv K. Marksa i F. Engel'sa. T. 6. P. 28.

19. Lozinskii S.G. Istoriya papstva. M.: Politizdat, 1986. 382 p.

20. Potekhina I.P. Administrativno-finansovaya sistema sv. Prestola v period Avin'onskogo pleneniya pap: avtoref. diss. ... k. ist. n. SPb, 2005.

21. Prozorov V.B. Gl. 9. Vlastnye instituty, dolzhnosti i zvaniya v Rimskoi tserkvi s V v. do kontsa XVII v. // Vlastnye instituty i dolzhnosti v Evrope v Srednie veka i rannee Novoe vremya: monogr. / otv. red. T.P. Gusarova. M.: KDU, 2011. P. 280-301.

22. Real'nyi slovar' klassicheskikh drevnostei / pod red. I. Geffkena, E. Tsibarta. - Toibner. F. Lyubker / per. s nem. 1914. URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/classical-antiquities/fc/ slovar-209-10.htm#zag-6689.

23. Srednevekovyi mir v terminakh, imenakh i nazvaniyakh / E.D.Smirnova, L.P.Sushkevich, V.A.Fedosik. Minsk, 1999.

24. Fridrikh II. V kn.: Ryzhov K. Vse monarkhi mira. Zapadnaya Evropa. M.: Veche, 1999. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/monarhi2/361.php.

25. Bringman K. Nalogi i inozemnoe gospodstvo.Iudeya vo vremena Khrista // Vse nachinalos' s desyatiny / per. s nem.; obshch. red. i vstup. st. B.E.Lanina. M.: Progress, 1992. P. 91, 103..

26. Kostromin K.A. Proiskhozhdenie i funktsiya drevnerusskoi tserkovnoi desyatiny i zapadnoevropeiskie analogi // Drevnyaya Rus': vo vremeni, v lichnostyakh, v ideyakh. Al'manakh / pod red. d.i.n. P. I. Gaidenko. SPb.: Kazan', 2014. Vyp. 1. P. 35-62.

27. Yakupov Z.S. O vzaimootnosheniyakh gosudarstva i tserkvi v sfere nalogooblozheniya// Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2014. № 8-1. P. 86-91.

© С.Г. Верещагин, 2018

Для цитирования: Верещагин С.Г. Налоговая политика католической церкви в Средние века // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10. № 3. С. 48-61.

For citation: Vereshchagin S. G. The tax policy of the Catholic Church in the Middle Ages, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2018, Vol. 10, No 3, pp. 48-61.

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-3/048-061 Дата поступления: 06.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.