Научная статья на тему 'СПИСОК "ТАРИХ-И ГУЗИДА" ХАМДАЛЛАХА КАЗВИНИ В КОЛЛЕКЦИИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

СПИСОК "ТАРИХ-И ГУЗИДА" ХАМДАЛЛАХА КАЗВИНИ В КОЛЛЕКЦИИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПИСОК "ТАРИХ-И ГУЗИДА" / ХАМДАЛЛАХ КАЗВИНИ / ПЕРСОЯЗЫЧНЫЕ РУКОПИСНЫЕ КНИГИ / НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА / THE "TARIKH-I GUZIDA" LIST / HAMDALLAH QAZVINI / PERSIAN MANUSCRIPT BOOKS / N. I. LOBACHEVKIY RESEARCH LIBRARY OF KAZAN (VOLGA REGION) FEDERAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арсланова А.

Статья посвящена изучению некоторых археографических особенностей списка рукописи «Тарих-и гузида» средневекового персидского историка Хамдаллаха Казвини в собрании Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE "TARIKH-I GUZIDA" BY HAMDALLAH QAZVINI IN THE COLLECTION OF THE KAZAN UNIVERSITY

The article is dedicated to the study of some archaeological features of the «Tarikh-I guzida» manuscript list by the medieval Persian historian Hamdallah Qazvini in the collection of N. I. Lobachevkiy Research Library of Kazan (Volga region) Federal University.

Текст научной работы на тему «СПИСОК "ТАРИХ-И ГУЗИДА" ХАМДАЛЛАХА КАЗВИНИ В КОЛЛЕКЦИИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Гт

И РУКЙПИ8? I

[СПИСОК «ТАРИХ-И ГУЗИДА» ХАМДАЛЛАХА КАЗВИНИ

в коллекции

КАЗАНСКоГо

университета

Хамдаллах б. Аби Бакр б. Ахмад б. Наср Мустауфи Казвини (ок. 680/1281 г. Казвин — умер в 750/1349-50 г.) был выдающимся историком. К его профессиональному становлению приложил руку знаменитый визирь ильханов Рашид ад-Дин.

О Казвини мало что известно, кроме того немногого, что он сам сообщает в своей работе. Он был арабского происхождения, его предки издавна обосновались в г. Казвин и занимали должности по управлению финансами. Прадед Казвини — Амин ад-Дин Наср — был мустауфи (сборщик налогов) Ирака, но затем избрал аскетический образ жизни и был убит монголами во время нашествия на Иран. Брат — Зайн ад-Дин Мухаммад ибн Тадж ад-Дин — исполнял должность помощника канцелярии министра и был сподвижником Рашид ад-Дина. Вероятно, именно он ввел Хамдаллаха в тот литературный круг, которым руководил могущественный визирь. Хамдаллах Казвини стал близким другом Рашид ад-Дина и воспользовался его покровительством. Когда последний обрел независимость в делах управления, он поручил Казвини (ок. 711/1311 г.) ведать финансами Казвина, Абхара, Зен-джана и Тарумов (Таримайна). Именно Рашид ад-Дину, видимо, Хамдаллах был обязан работой по составлению исторических и историко-географиче-ских описаний мусульманского мира. О дальнейшей жизни Казвини сведений не сохранилось.

Историческим трудом, принесшим Хамдаллаху известность как историку, явилась его компилятивная всеобщая история — «Тарих-и гузи-да» (Избранная история), законченная в 730/1329-30 г. для ходжи Гийас ад-Дина Мухаммада (при нем он служил после казни Рашид ад-Дина). «Тарих-и гузида» носит характер краткого руководства по всеобщей истории и по большей части основывается на сведениях второго тома «Джами ат-таварих» (Сборник летописей) Рашид ад-Дина, а также на некоторых

оригинальных документах*. Подобно многим историографам того времени, Хамдаллах дополнил свое сочинение сведениями, заимствованными из работ других историков.

В предисловии автор перечислил около двух десятков источников: «Си-рат ан-Наби, или Биография Пророка» (вероятно, Ибн Хис Шамса); «Кисас ал-Анбийа» (вероятно, ат-Талабиса); «Рисала-йи Кушайрийа»; «Тазкират ал-Авлийа» (вероятно, Фарид ад-Дина'Аттара); «Тадвин» Имам ад-Дина ал-Йафи'и; «Таджараб ал-Умам» (вероятно, Ибн Мискавейха); «Машариб ат-Таджариб; «Диван ан-Насаб»; Хроника Мухаммада Джарир ат-Табари; История Хамзы из Исфахана; «Тарих ал-Камил» Ибн ал-Асира; «Зубдат ат-таварих» Джамал ад-Дина Абу-л-Касима Кашани; «Низам ат-Таварих» Кади Насир ад-Дина ал-Байдави; «Уйюн ат-Таварих» Абу Талиба 'Али ал-Хазин ал-Багдади; «Китаб ал-Ма'ариф» Ибн Кутайба; «Тарих-и Джа-хангуша» 'Ата Малик-и Джувайни; Персидский перевод Абу Шарафа Джарбадакани «Китаб ал-Йамини» ал-'Утби; «Сийасат-нама» («Сийар ал-Мулук») Низам ал-Мулка; «Шах-нама» Фирдоуси; «Салджук-нама» За-хири Нишапури; «Маджма' Арбаби-л-Маслак» Кади Рукн ад-Дина Джу-вайни; «Истизхар ал-Ахбар» Кади Ахмада Дамгани; «Джами ат-Таварих» Рашиду'д-Дина Фадлу'ллаха1.

Работа состоит из предисловия, введения («фатиха»), шести больших глав («баб»), каждая из которых разделена на отделы («фасл») (некоторые отделы поделены еще на параграфы) и заключения («хатима»). Во введении говорится о возникновении вселенной и человека. Первая глава повествует о домусульманских пророках и философах (два фасла); во второй главе речь идет о четырех древнеиранских династиях (Пишдади-дах, Кайанидах, парфянах, Сасанидах) (четыре фасла); в третьей главе говорится о Мухаммаде и праведных халифах, шиитских имамах, омей-ядах и аббасидах (введение с родословной Пророка) (шесть фаслов); в четвертой — о династиях мусульманского периода начиная с Саманидов и заканчивая монголами (Саффариды, Саманиды, Газневиды, Гуриды, Дейлемиты, Сельджукиды, хорезмшахи, атабеки, исмаилиты, кара-китаи Кермана, правители Лура, монголы) (двенадцать фаслов); в пятой главе даются биографии знаменитых людей и ученых (имамов и муджтахидов, чтецов Корана, передатчиков хадисов, суфийских шейхов, богословов и поэтов) (шесть фаслов); шестая глава посвящена истории г. Казвина (восемь фаслов). Имеется заключение.

Впоследствии Казвини продолжил изложение до 742/1341-42 г., а его сын Зайн ад-Дин (биография неизвестна) в отдельном добавлении к книге описал события в Иране за 742-794/1341-42 - 1391-92 гг. Этими данными пользовались многие последующие компиляторы, прежде всего, преемник Рашид ад-Дина Абд-ар-Раззак Самарканди и Мирхонд2.

Как отметил В. В. Бартольд, в 1873 г. сочинение Казвини было напечатано Г. В. Мельгуновым, но не вышло в свет. Оно «ныне опубликовано в факсимиле со старинной (XV в.), но не очень исправной рукописи проф.

* Как заметил В. В. Бартольд, Хамдаллах Казвини происходил из бюрократической семьи, «во владении которой, по-видимому, сохранялись некоторые документы предшествующих веков» (см.: Бартольд В. В. Сочинения в 9 т. Т. VIII: Работы по источниковедению. - М., 1973. - С. 355).

215

Э. Г. Броуном (Брауном. — А. А.) в "Gibb Memorial" Series (XIV), с сокращенным переводом и указателями»3. Генри Эллиот писал об этой работе следующее: «Этот труд был составлен в 730 (1329) г. Хамдуллахом бин Абу Бакром бин Хамд бин Насром Мустауфи Казвини и был посвящен министру Гийас ад-Дину, сыну Рашида,.. автор у них у обоих служил секретарем. Его труд занимает место среди наилучших историй Востока. Рейно использовал его для своей "Mem.sur l'Inde". Хаммер-Пургшталь называет его в разных местах своих работ самой лучшей, наиболее достоверной и самой прекрасной из всех историй, которые были составлены в этот период. Он отмечает, что она содержит много материала, которого нет в других источниках, и соглашается с похвалой, которую ей воздал Хаджи Халифа в отношении того, что ее утверждения заслуживают безусловного доверия. Жаль поэтому, что труд составлен в такой краткой форме и более полезен для дат, чем для фактических подробностей. Авторы всеобщей истории часто цитируют его под названием "Тарик гозиди"... Автор утверждает, что он взялся написать в стихах всеобщую историю со времени Мухаммада и уже написал 5 или 6 тысяч строк и надеется дополнить их до 75 000; однако, желая также написать труд в прозе, с той целью, чтобы как можно скорее иметь удовольствие представить его своему великолепному патрону Гийас ад-Дину, восхваления которого занимают две страницы, он составил этот труд под названием "Тарих-и гузида", "Избранная история", составив его из 24 различных сочинений, названия которых он дает.»4

В 1910 г. в Лондоне был издан факсимильный текст «Тарих-и гузида» с предисловием Э. Г. Брауна5. Как он заметил, это было воспроизведение довольно точной и древней рукописи, переписанной в 857/1453 г.6 До этого исследователям были доступны лишь некоторые опубликованные части труда. Английский востоковед констатировал меньшую значимость этого сочинения по сравнению с трудами Джувейни, Рашид ад-Дина и Вассафа. В 1913 г. вышел его второй том, содержащий сокращенный английский перевод и указатели7. Как писал Э. Г. Браун, «вся работа теперь доступна ученым, которые могут составить свое собственное мнение о ее ценности»8.

В 1913 г. М. А. Гаффаров в своей работе «Из области персидской историографии» заметил, что и после опалы и смерти Рашид ад-Дина его труд «Джами ат-таварих» был основным источником для последующих авторов, в том числе и для Хамдаллаха Казвини. «Тарих-и гузида» он считал полезной «сообщениями не только о новейших событиях, современных автору; она и в компилятивных частях, напр[имер], о саманидах, о Махмуде газневидском, о сельджуках и ассасинах, дает ценныя сведения, — правда, черпаемыя Хамдаллахом обыкновенно не из первоисточников, а чаще всего из "Свода летописей" Решидеддина. Как бы то ни было, пока не издан полный свод везиря Решидеддина, мы из "Тарих-и гозиде" можем извлекать сообщения старых авторов, среди которых иные не изданы до сих пор, иные, по-видимому, затеряны, — тем более, что иногда у Хемдаллаха есть и отличия от Решидеддина»9.

В 1941 г. составители второго тома «Сборника материалов, относящихся к истории Золотой Орды», А. А. Ромаскевич и С. Л. Волин, безусловно, не могли обойти вниманием этот важнейший исторический ис-

216

СПИСОК «ТАРИХ-И ГУЗИДА» ХАМДАПЯАХА КАЗВИНИ

В КОЛЛЕКЦИИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

точник. Они справедливо считали, что рукопись, положенная в основу факсимильного издания Э. Г. Брауна, несмотря на ее старость изобиловала лакунами и ошибками. Поэтому в своем издании текст переведенных отрывков они дали по рукописи № 153 Ленинградского государственного университета (переписана в 813/1410-11 г.*) и по рукописи под шифром С 501 (ранее 578а**) Института востоковедения Российской Академии наук.

В 1960 г. 'Абд ал-Хусайн Нава'и издал в Тегеране текст «Тарих-и гузи-да» по шести рукописям, включая рукопись, которую использовал Эдвард Браун. В обширном предисловии к этому изданию иранский ученый дает биографические сведения о Казвини и его семье, характеризует сочинения персидского средневекового историка, обстоятельства своей собственной работы над текстом, описывает использованные им рукописи.

В коллекции Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета также имеется неполный список сочинения Хамдаллаха Казвини. Он хранится здесь под шифром: Ф-338 (2456). Сочинение посвящено сыну Рашид ад-Дина Гийас ад-Дину Мухаммаду (ум. в 736/1336 г.). В нем описана всеобщая история начиная от сотворения мира до 730/1329-30 г., то есть до составления самой работы. Особую ценность представляет VI глава труда, содержащая

* А. Г. Тагирджанов считал этот список самым ранним из всех известных списков, который включает три части: 1. «Тарих-и гузида» (описание событий с древнейших времен до конца первой трети XIV в., т. е. до 1330 г.); 2. Дополнение к «Тарих-и гузида» (события 1335-1344 г.); 3. «Зайл-и Тарих-и гузида» (1342-1392 г.) (см.: Тагирджанов А. Г. Описание таджикских и персидских рукописей Восточного отдела библиотеки ЛГУ Т. 1: История, биографии, география. - Л., 1962. - С. 32; Хамдаллах Мустауфи Казвини. Зайл-и тарих-и гузида (дополнение к «Избранной истории») / Вступ. ст., пер. с перс., прим. и указ. М. Д. Кязимова и В. З. Пириева. - Баку, 1986. - С. 81).

** Н. Д. Миклухо-Маклай как о более ранней и лучшей говорит о рукописи под шифром С 503 (578Ь): «Список "Тарих-и гузида" (С 503, старый шифр 578 Ь; колл. А. Л. Куна, 1890 г., № 81; 572 л.), датированный 11 зу-л-ка'да 847/2 марта 1444 г., является одним из наиболее старых известных экземпляров этого произведения. Он украшен 'унваном гератской школы, прекрасно оформлен и, по всей вероятности, переписан в Хорасане. Второй список (С 501, старый шифр 578 а; колл. Р. Френа, 1842 г., 217 л.) содержит чрезвычайно редко встречающееся в рукописях "Та'рих-и гузида" особое добавление к названному труду, сделанное сыном Хамдаллаха Мустаувфи Казвини Зайн ад-Дином [это добавление в данном списке было отмечено еще А. А. Ромаскевичем (см.: Материалы по истории Туркмении / Под ред. С. Л. Волина, А. А. Ромаскевича, А. Ю. Якубовского. -М.-Л., 1939. - Т. 1. - С. 54)]; в этом добавлении Зайн ад-Дин изложил события с 742 по 794 г. х. (лл. 197 б-217 б), то есть с 1341-1342 по 1391-1392 г. н. э. Список датирован 21 раби' I 1024/21 апреля 1615 г.» (см.: Миклухо-Маклай Н. Д. Некоторые персидские и таджикские исторические, биографические и географические рукописи Института востоковедения АН СССР // Ученые записки Института востоковедения. - М.-Л., 1958. - Т. XVI. - С. 237-238). В другой работе он заметил некоторые расхождения между ней и изданной рукописью Э. Г. Брауна. «Как видно из содержания списка, VI глава в нем содержит один отдел ("Предания, относящиеся к городу Казвину"), опущенный в рукописи, изданной Брауном. Кроме того 3-й отдел ("Важнейшие постройки, находящиеся в Казвине") той же VI главы в списке примерно вдвое больше этого же отдела в издании (лл. 240 а-241 а, ср. издание, стр. 830-832); наконец, есть некоторые расхождения, иногда довольно существенные, между текстом V главы, в частности текстом отдела этой главы, посвященного поэтам, и текстом того же отдела в издании (лл. 225 б-234 а, ср. издание, стр. 812-829)» (см.: Миклухо-Маклай Н. Д. Описание персидских и таджикских рукописей Института востоковедения АН СССР. Вып. 3: Исторические сочинения. - М., 1975. - С. 60-61).

217

Список «Тарих-и гузида» (Избранная история) Хамдаллаха Казвини. Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского КФУ, шифр Ф-338 (2456).

во многом оригинальное описание родины автора — города Казвина. В данном списке отсутствует введение и начало первой главы. Он обрывается в середине 6 раздела VI главы. Переписчик списка неизвестен. Дата переписки: по-видимому, XVIII в. Почерк: слегка небрежный убористый насталик среднего размера, с листа 14 об. он более крупный, с листа 19 — другой рукой, крупный насталик с элементами полушекасте, на листах 208-214, 272-287 об. — очень четкий убористый насх среднего размера, на листах 224 об.-247 об. — очень мелкий аккуратный насталик. Бумага средней плотности, слабо лощеная, на просвет без водяных знаков. Количество листов — 296. После 47 листа следует 83. Пагинация переписчика черными чернилами (начинается с 12 листа). Текст написан черными чернилами, подзаголовки — киноварью. Количество строк на странице — 19, 24. Размеры страницы — 22^13,5 см. Размеры текста — 17^9,5 см. Поля: левое — 1,5 см, правое — 2 см, верхнее — 2 см, нижнее — 2-2,5 см. Встречаются редкие глоссы.

Переплет из толстого картона, обтянутого плотной хлопчатобумажной тканью темно-синего цвета в очень мелкую поперечную полоску. С внутренней стороны крышек ткань со всех сторон стянута множеством скрепляющих толстых ниток синего цвета. Ширина корешка — 4,5 см.

Рукопись ветхая, тетради блоком отходят от верхней крышки и корешка. Многие листы разрознены и сильно поедены «книжным жучком», имеется дырка на листе 31. Рукопись реставрировалась: имеются множественные подклейки. В середине листа — маленький прямоугольный штамп фиолетового цвета с легендой: «Проверено 1954», под

218

СПИСОК «ТАРИХ-И ГУЗИДА» ХАМДАПЯАХА КАЗВИНИ

В КОЛЛЕКЦИИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ним — «338 ф». Еще ниже — в правом нижнем углу — большой штамп фиолетового цвета с легендой «Научная библиотека Т[атарского] Н[ауч-но]-и[сследовательского] экономического] и[нститута] № 2456» (дубль на л. 296 об.).

Список упоминается в трудах Ч. А. Стори и Ю. Э. Брегеля10. ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Brown, E. G. A Literary History of Persia. Vol. III: The Tartar Dominion (1265-1502). - Cambridge, 1951. - P. 88.

2. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. - М.-Л., 1941. -Т. II. - C. 91.

3. Бартольд В. В. Сочинения в 9 т. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. -М., 1963. - Т. 1. - С. 98.

4. Sir H. M., Elliot, K. C. B. The History of India, as told by its own historians. The Muhammadan Period. - London, 1869. - Vol. II. - P. 60-61.

5. The Ta'rikh-i-guzida or «Select History» of Hamdu'llah Mustawf-i-Qazvini. Composed in A. H. 730 (A. D. 1330) and now reproduced in fac-simile from a manuscript dated A. H. 857 (A. D. 1453) with an introduction by E. G. Brown. Vol. 1: Containing the text. - Leiden, 1910.

6. Ibid. - P. 88.

7. The Ta'rikh-h-guzida or «Selected History» of Hamdullah Mustauwfi-i-Qazwini, compiled in A. H. 730 (A. D. 1330) and now abridged in English from a manuscript dated A. H. 857 (A. D. 1453) by Edward G. Brown, with indices of the fac-simile Text by R. A. Nicholson. Part II: Сontaining the abridged translation and indices. -London, 1913. - 237+286 p.

8. Brown E. G. A Literary History of Persia. Vol. III: The Tartar Dominion (1265-1502). - Cambridge, 1951. - P. 88.

9. Гаффаров М. А. Из области персидской историографии монгольского периода // Древности Восточные. Труды Восточной комиссии Императорского Московского археологического общества. - М., 1913. - Т. 4. - С. 40.

10. Стори Ч. А. Персидская литература: Био-библиографический обзор / Пер. с англ., перераб. и доп. Ю. Э. Брегель. - М., 1972. - Ч. I. - С. 331[245]; Бре-гель Ю. Э. Восточные рукописи в Казани // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. 1969. - М., 1972. - С. 370.

Алсу Арсланова, кандидат исторических наук

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.