(проблемы, перспективы и вопросы профилактики). // Материалы Международной научно-практической конференции. «Проблемы профилактики инфекционных заболеваний в популяции Казахстана». - Алматы. - 2002. - С. 91-94.
4. Альжанова А.Г. Подходы к профилактике туберкулеза в Республике Казахстан. // Там же,- с. 82-84.
5. Чакликов Т.Е. ВИЧ-инфекция - новый этап эпидемии. // Там же,- с.120-122.
6. Аканов А.А. Концептуальные подходы к актуальным проблемам профилактики инфекционных заболеваний в Казахстане. // Там же, - с.4-8.
7. Германюк Т.А. Методологические пожходы к первичной профилактике инфекционных заболеваний. // Там же, - с. 8-15.
8. Sullivan J.M., Rutstein S.O., Bicego G. T. Infant and Child Mortality. Demographic and Health Surveys Comparative Studies No. 15. Calverton, Md, USA. 1994.
спид: морально-этические проблемы
Р. С. Розыева, Р. Д. Туксанова, М. Я. Насырова Кафедра общественного здравоохранения Кыргызско-Российского Славянского Университета
спид (Кабылдаган иммундук жетишсиздик синдрому): моралдык-этикалык проблемалары Р. С. Розыева, Р. Д. Туксанова, М. Я. Насырова
AIDS: Moral and ethical issues
R.S. Rozyieva, R.D. Tuksanova, M.Y. Nasyrova Kyrgyz- Russian Slavonic University, Bishkek
Abstract: The forms of stigma and discrimination encountered by people living with HIV/AIDS can be various and involved. People stricken with fear due to their own lack of knowledge not only persecute HIV-infected people but also become nervous and excited themselves and communicate their state of mind to other poorly informed people. Discrimination and ignorance should be left off in the past so that our society can gradually form a sober and humane attitude to reasonable aspects of the AIDS problem.
ВИЧ/СПИД, туберкулез и малярия - три основных инфекционных заболевания современности, от которых в мире ежегодно умирают 6 млн. человек. Они представляют серьезную угрозу для безопасности, стабильности и экономического развития многих стран и усугубляют бедность, гендерное неравенство, маргинализацию и уязвимость населения.
Глобальная пандемия ВИЧ-инфекции - это суровая реальность нашего времени, о которой следует помнить всем живущим людям на Земле. Аналогов эпидемий и пандемий, как это случилось с ВИЧ-инфекцией, не было. Эпидемии приходили и уходили. ВИЧ-инфекция пришла к нам надолго.
Без преувеличения можно сказать, что ВИЧ/ СПИД - трагедия всего человечества, является самой животрепещущей глобальной проблемой современности. Говоря о проблеме СПИДа, мы употребляем выражения, отражающие наши знания и представления об эпидемии, а также это касается отношения к людям, затронутым данной проблемой.
В 2002-2004 гг. ООН объявляла, что темой Международного дня борьбы со СПИДом является «Стигма и дискриминация». Проблема стигмы и дискриминации стала основной сложностью в борьбе со СПИДом с самого начала эпидемии. Слово стигма (от греческого stigma - пятно, знак) в древности применялось для обозначения мет-
ки или клейма на теле рабов или преступников. В настоящее время оно используется в значении чрезвычайно сильного социального ярлыка, навешиваемого на определенные категории людей, заставляя относиться к человеку только как носителю нежелательного качества.
К сожалению, в условиях пандемии никто не может себя считать полностью застрахованным от инфекции. Случайное заражение ВИЧ и другими вирусами может произойти при переливании крови, на приеме у врача-стоматолога или уролога во время эндоскопического исследования мочевого пузыря, если использованный врачом инструмент не был достаточно тщательно стерилизован после ВИЧ-инфицированного человека.
Для развития стигмы необходима соответствующая почва: незнание и страх. Если людям не хватает информации, то они восполняют эту нехватку, обобщая свой предшествующий опыт и изобретая ложные стереотипы. Если эти стереотипы связаны с чем-то, что пугает человека, то людям, которые обладают этим качеством, начинают приписываться негативные черты, поддерживающие существующие страхи. Люди подсознательно стремятся уберечь себя и своих близких от грозящей опасности.
Установлен ряд факторов, способствующих в обществе стигматизации людей с ВИЧ:
1. ВИЧ/СПИД - заболевание, угрожающее
СПИД: МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
жизни, а тема смерти является запретной и пугающей.
2. Люди, которые недостаточно знают о ВИЧ и его действии на организм, ассоциируют ВИЧ-инфекцию с очень плохим самочувствием и ужасным пугающим изменением внешности. Все уродливое страшит и отталкивает.
3. ВИЧ является инфекцией, а инфекции все традиционно боятся; способствует страху и изоляции незнание реальных путей передачи ВИЧ-инфекции.
4. Люди ассоциируют ВИЧ-положительных с теми, которые и до эпидемии ВИЧ стигматизировались в обществе: гомосексуалами, потребителями наркотиков, секс-работниками.
5. ВИЧ затрагивает тему секса, которая во многом табуирована и связана с различными моральными ограничениями, страхами, пороками, вином и т.п.
6. ВИЧ наиболее сильно затрагивает людей, которые чаще всего и без этого дискриминируются в обществе: женщин, подростков, мужчин, практикующих секс с мужчинами, потребителей наркотиков и т.д.
Стигма является основной помехой при создании и осуществлении программ по борьбе с ВИЧ. Она неизбежностью ведет за собой дискриминацию. И в этом главную роль играет социальная, экономическая и политическая власть. Дискриминация - это стигма, которая достигла своей практической реализации, стала реальным негативным действием. Дискриминация возможна только благодаря неравному распределению власти и контроля в обществе.
Формы стигмы и дискриминации, с которыми сталкиваются люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, многообразны и сложны. Люди, пребывающие в страхе из-за собственного незнания, не только необоснованно преследуют ВИЧ-инфицированных, но и сами приходят в состояние возбуждения и нервозности и заражают этим состоянием других, также плохо информированных людей. Негативное отношение общества выражается разными способами - это и оскорбления, обвинения, призывы к отказу в помощи. Иногда доходит даже до применения физической силы. В США, например, дискриминация ВИЧ-инфицированных и их близких достигла в свое время огромных масштабов. Для предотвращения общенациональной «охоты на ведьм» во многих штатах были созданы специальные комиссии по борьбе с дискриминацией и даже приняты законы, запрещающие и наказывающие дискриминацию в отношении ВИЧ-инфицированных и их близких.
Дискриминация и невежество должны отойти в прошлое, чтобы в нашем обществе постепенно сформировалось трезвое и гуманное отношение к разумным аспектам проблемы СПИДа. Желательно, чтобы наш язык стал то-
чен, свободен от стигм, дискриминаций и предрассудков.
Осуждение проблемы СПИДа порождает ошибочные представления и мифы, мешающие людям принимать правильные решения, а в некоторых случаях оборачивается человеческими трагедиями.
«Чума XX века» - это выражение появилось в самом начале эпидемии, когда люди еще не знали о причинах и путях распространения болезни, испытывали слепой страх. Сравнение с чумой нагнетает средневековый страх перед инфекцией (СПИДофобию), что способствует изоляции людей, живущих с ВИЧ - инфекцией/СПИДом и их дискриминации.
«Жертва СПИДа»... Слово «жертва» предполагает пассивность и беспомощность перед лицом опасности. Большинство людей, живущих с ВИЧ - инфекцией и СПИДом, активно борются за свою жизнь, здоровье и человеческие права и помогают другим избежать заражения. Ежедневно двадцати тысячам человек ставится диагноз «ВИЧ-инфекция», а СПИД уже привел к гибели более 25 миллионов людей. Именно благодаря их усилиям в мире достигнуты огромные успехи в лечении и профилактике ВИЧ/СПИДа. На сегодняшний день приблизительно сорокам миллионам ВИЧ-инфицированным удалось выжить. Современные методы лечения направлены на то, чтобы не допустить перехода ВИЧ-инфекции в СПИД.
«Невинные жертвы СПИДа» - так часто называют детей, зараженных ВИЧ-инфекцией в медицинских учреждениях. При этом молчаливо предполагается, что люди, заразившиеся половым путем или при употреблении наркотиков, в чем-то «виноваты». СПИД - не преступление, а болезнь. Не только СПИД, но и многие другие заболевания могут быть вызваны рискованным поведением человека, однако никому не придет в голову говорить о «невинных жертвах» рака, сахарного диабета или гипертонии и выяснять, насколько человек «сам виноват» в своей болезни.
«Гомосексуалисты» - этот термин, возникший во времена, когда однополый секс считали «отклонением» и таких людей мы пытались лечить, воспринимается сейчас многими, как дискриминационный и устаревший. Говоря о сексуальной ориентации, лучше употреблять наиболее современные и нейтральные термины «гетеросек-суалы», «гомосексуалы» и «бисексуалы» или все более популярное слово «гей». В программах профилактики ВИЧ-инфекции/СПИДа часто употребляют выражение «мужчины, имеющие сексуальные отношения с мужчинами», так как не все они себя считают «геями».
Необходимо избегать выражений «ВИЧ-инфицированные», «пациенты», «больные СПИДом», которые рассматривают людей через призму инфекции или заболевания. Выражение «больной
СПИДом» можно употреблять в отношении человека, который действительно в данный момент болен и находится в стадии СПИДа, если речь идет главным образом о его/ее болезни. В мире принято выражения «ВИЧ-положительные» то есть получившие положительный результат анализа на ВИЧ-инфекцию, «люди, живущие с ВИЧ/ СПИДом» или «люди с ВИЧ/СПИДом».
«Наркоман» - это выражение на грани с жаргонным. «Больной наркоманией» уместно в отношении человека, которому поставлен диагноз «наркотическая зависимость». «Потребители наркотиков» или «наркопотребители» - выражение наиболее нейтральное и точное.
«Группа риска» - устаревшее, безграмотное и часто дискриминационное выражение, которое полностью вышло из обихода антиСПИДовско-го сообщества. Риск определяет не принадлежность к какой-либо группе, а индивидуальное поведение. Некоторые части общества могут быть наиболее уязвимы для ВИЧ, поскольку в силу ряда факторов (бедности, дискриминации, бесправия) не могут себя обезопасить и избежать рискованных ситуаций. В таком случае уместно выражение «уязвимая группа».
За десять с лишним лет эпидемии традиционные «страшилки» никого не спасли и не про-
светили, а напротив, заставили одних брезгливо отвернуться от проблемы, а других - погрузиться в депрессию и отчаяние. Задумывались ли вы о том, какие чувства они вызывают у людей, которые живут с ВИЧ-инфекцией или беспокоятся о своих близких?
Страшна не болезнь, а невежество. Страх - плохой советчик. Он затуманивает сознание и парализует волю именно в тот момент, когда нужно ясно мыслить и решительно действовать.
Литература:
1. Котова Н.В. Биоэтические нормы и права человека в контексте перинатальной передачи ВИЧ и медицинского наблюдения детей, рожденных ВИЧ - инфицированными женщинами // Мiжнародний медико-фыософський журнал. 1нтегративна антропологiя - 2006. - № 2.
2. Онищенко Г.Г. Глобальная профилактика ВИЧ/СПИДа в свете решений «Большой восьмерки» // Вестник Российской Академии медицинских наук. - 2008. - № 4.
3. Русский журнал. СПИД, рак и общественное здоровье.
- 2006. - Т.10, №3.
4. Старец Е.А. Этико-социальные проблемы в ведении детей с ВИЧ-инфекцией// Мiжнародний медико-фыо-софський журнал «1нтегративна антропологiя» . - 2006.
- № 2.