УДК 616.98+616-053.71+364.65 ББК 55.145:60.53
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВИЧ-
ИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ В РФ
ШЕВЧУК С.О.
Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУВО "КФУ им. В.И. Вернадского",
Симферополь, Россия e-mail: pva377@mail.ru, sofiyka16@mail.ru
Аннотация
На сегодняшний день ВИЧ-инфекция носит планетарный характер, и достаточно быстрыми темпами распространяется в РФ. В связи с увеличением ВИЧ-инфицированных детей возникает ряд социальных проблем, которые требуют незамедлительного решения. В данной статье рассматриваются основные проблемы социальной адаптации инфицированных детей, и возможные способы их устранения. Делается вывод о том, что невозможно, решить все психологические проблемы, с которыми сталкиваются ВИЧ-инфицированные дети, без ликвидации, в первую очередь, их стигматизации и дискриминации обществом.
Ключевые слова: ВИЧ/СПИД, ВИЧ-инфицированные дети, адаптация ВИЧ-инфицированных, ВИЧ в России, стигматизация ВИЧ-инфицированных, дискриминация ВИЧ-инфицированных.
Актуальность. Вирус иммунодефицита был открыт в середине ХХ века, и с этого момента количество инфицированных им людей продолжает возрастать в геометрической прогрессии. Наряду с глобальными социальными и природными изменениями в жизни человека, ВИЧ-инфекция оказывает большое отрицательное влияние на показатели индивидуального и общественного здоровья населения. При изменении жизнедеятельности, адаптационный потенциал человеческого организма не успевает приспособиться к новым условиям среды обитания. Происходит сбой в работе различных системах организма, в том числе и в иммунной системе. В результате этого организм становится более восприимчивым к различным инфекционным заболеваниям.
Благодаря глобальной перестройке мира происходит интенсификация миграционных процессов, туристических услуг, торговых отношений между странами и т.д. В связи с этим многие инфекционные заболевания стали стремительно распространялся по всему земному шару, вызывая как спорадические случаи, так и эпидемические вспышки на ранее не типичных для них территориях. На сегодняшний день ВИЧ-инфекция носит планетарный характер, и достаточно быстрыми темпами распространяется так же и в РФ.
По данным ВОЗ в 2016 год в мире насчитывается 36,7 млн. людей с ВИЧ-
инфекцией, из них 2,1 млн. составляют дети. Каждый день в мире регистрируется около 7400 новых случаев заболевания. От причин, связанных с ВИЧ-инфекцией в 2016 году в мире умерло около 1 млн. человек, в том числе 120 тыс. детей (в возрасте от 0-14 лет). По данным ООН в мире насчитывается 2,5 млн. беременных женщин, имеющих установленный диагноз ВИЧ-инфекции, при этом ежегодно заражаются вертикальным путем около 600 тыс. детей. По данным Росстата на начало 2017 года общее число случаев ВИЧ-инфекции в России превысило 1 млн. человек. В январе-августе 2017 года зарегистрировано 58. 141 тыс. новых случаев ВИЧ-инфекции, из них дети в возрасте 0-17 лет составили 709 человек. По сравнению с прошлым годом количество ВИЧ-инфицированных в РФ увеличилось на 4%. В связи с достаточно большим числом ВИЧ-инфицированных детей в мире и России, изучение проблем социальной адаптации таких детей к жизни в обществе и поиски их решения является весьма актуальной задачей.
Цель работы. Изучить степень распространения ВИЧ-инфекции среди детей в РФ, и некоторые вопросы социально-психологической адаптации таких детей к их активной жизни в обществе.
Материалы и методы. Нами были проанализирован ряд публикаций российских и иностранных авторов на данную тему. Из них
нам были выделены основные психологические проблемы социальной адаптации детей с ВИЧ-инфекцией, и возможные пути их решения.
Результаты исследования. В конце 70 годов XX века врачи в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке обратили внимание на то, что у некоторых пациентов развиваются тяжелые заболевания с летальным исходом, вызванные слабо вирулентными микроорганизмами
(пневмоцистная пневмония, генерализованный кандидоз, криптоспоридиоз и др.). В 1983 г. Б. Занусси в лаборатории Л. Монтанье Института Пастера в Париже и Р. Галло, независимо друг от друга, выделили человеческий Т-клеточный лимфоцитарный вирус. Который в последующем был назван вирусом иммунодефицита человека. В СССР первый случай СПИДа был зарегистрирован в 1987 г. у переводчика, работавшего на Африканском континенте. А в 1989 г. в результате переливания зараженной крови заболело около 250 детей [10]. С тех пор, в России с каждым годом растет количество новых случаев ВИЧ-инфекции среди различных слоев населения.
Изначально ВИЧ-инфекция
распространялась среди мужчин-
гомосексуалистов (частота выявления вируса 60-90%), вторая волна эпидемии захватила инъекционных наркоманов (с частотой - 1320%). В результате многочисленных исследований было установлено, что на сегодня в передаче ВИЧ-инфекции ведущее место занимает половой путь, это привело к увеличению среди инфицированных количества гетеросексуального населения молодого возраста [4]. Так же отмечается увеличение количества ВИЧ-позитивных женщин, доля которых на 2010 г. составляет около 30,5%, с преобладанием лиц активного репродуктивного возраста.
ВИЧ-инфекция - антропонозное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека, характеризуется медленным прогрессирование с поражением иммунной системы и развитием СПИДа [3]. Высокая летальность обусловлена развитием
оппортунистических инфекций,
новооброзованиями, аутоиммуными
процессами.
Профилактические мероприятия
направленные на уменьшение вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции приводят к существенному снижению инфицированных детей, и состоят из: консультирования,
химиопрофилактики антиретровирусными препаратами, проведение кесарева сечения и отказ от грудного вскармливания. Химиопрофилактика у ВИЧ-инфицированных женщин проводится в период беременности, во время родов, а также у их новорожденных, что значительно снижает риск заражения ребенка с 28 - 50% до 3-8% [2, 11].
Дети инфицируются преимущественно от ВИЧ-позитивной матери, во время беременности, родов и при кормлении грудью (вертикальный путь передачи инфекции). Новорожденные, родившиеся от ВИЧ-инфицированных матерей, подлежат
диспансерному учету до 18 месячного возраста, с диагнозом "перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции". Данный эпидемиологический диагноз снимается при ряде отрицательных результатов лабораторно-клинического
исследования.
Так как среди ВИЧ-инфицированных женщин отмечается большое количество лиц из социально неблагоприятных слоев населения (инъекционные наркоманы, работники секс-услуг и др.), уровень отказа этих женщин от своих младенцев выше, чем среди женщин без ВИЧ [8]. Это создает дополнительную нагрузку на государство и общество, в плане социально-материального обеспечения таких детей. И еще больше усугубляет проблемы социально-психологической адаптации ВИЧ-
инфицированных детей сирот.
Благодаря активному развитию медицины 21 века ВИЧ-инфицированные дети, получили возможность на существенное увеличение продолжительности и качества своей жизни. Но такие дети отличаются особыми психическими и физическими особенностями развития, которые могут неблагоприятно влиять на формирование их характера, и затруднять адаптацию к жизни в обществе. К тому же само общество не всегда готово принять ВИЧ-инфицированных детей, из-за страха заражения. Таким образом, возникает своего рода порочный круг, с одной стороны ВИЧ-инфицированные дети, которые нуждаются в социальной поддержки и помощи, с другой общество, которое испытывает страх перед такими детьми, вынуждающий отворачиваться от них.
В подростковом возрасте ВИЧ-позитивные дети сталкиваются с проблемой информированности о своем ВИЧ-статусе. Заметив частые ухудшения своего здоровья, постоянный прием лекарственных средств и
необходимость выполнять медицинские рекомендации, ребенок задает ряд вопросов своим родителям/опекунам. Однако чаще всего раскрытие диагноза ВИЧ-инфекции
задерживается до периода старшего детства, из-за желания защитить ребенка от психической травмы и стигматизации со стороны общества. В европейских странах, данную проблему рекомендуют решать путем раскрытия диагноз ВИЧ-инфицированным детям с 8 лет, с учетом их возрастных особенностей восприятия такой информации. При этом степень раскрытие информации может быть разной (частичная или полная), в зависимости от индивидуальных особенностей больного ребенка [1]. Но в любом случае ВИЧ-инфицированные дети должны быть психологически подготовлены к такому роду информации.
Ряд исследований показал, что инфицированные дети, узнав полную информацию о состоянии своего здоровья характеризуются агрессивностью, плохой приверженностью к лечению, низкой концентрацией внимания. Это можно объяснить с точки зрения учения Э. Кюблер-Росс об околосмертных заболеваниях, согласно которому больные смертельным заболеванием проходят через ряд стадий: отрицание, гнев, торг, депрессии, принятие. Эти стадии сменяют одна другую, человек может либо перескочить какую-либо из них, либо длительное время оставаться на одной определенной стадии, это зависит от индивидуальных особенностей личности. Поэтому можно сказать, что знание ВИЧ-инфицированными детьми своего диагноза не приводит к росту среди них психических расстройств, такие дети проходят ряд психологических стадий осознания своего заболевания. В связи с этим, своевременная психологическая помощь, со стороны родителей/опекунов, близких, медицинских работников и психологов, приведет к более быстрому переходу на этап принятия своего заболевания. Это позволит увеличить уровень приверженность ВИЧ-инфицированных детей к антиретровирусной терапии.
Одной из самых значительных проблем современного общества является стигматизация и дискриминация ВИЧ-инфицированных людей в том числе и детей. Стигма (с греч. "ярлык", "клеймо") - социальное клеймо, которое приводит к изменению отношения к другим людям и самому себе, вынуждая отрицательно относиться к человеку. Стигма, которая
проявилась в действии называется уже дискриминацией [7, 12]. Эти процессы носят глобальный характер, и встречаются во всех регионах и странах мира. Причинами стигмы и дискриминации ВИЧ-инфицированных является низкий уровень осведомленности общества о данном заболевании, распространение мифов о путях передачи ВИЧ, усиление паники из-за безответственных сообщений в СМИ и т.д. При обучении ВИЧ-позитивного ребенка в обычной школе, родители ВИЧ-негативных детей могут боятся того, что их дети будут заражены ВИЧ-инфекцией, это приводит к формированию стигматизации и дискриминации больного ребенка, как своими одноклассниками, так и их родителями. Такое отношение оказывает отрицательное воздействие на личность больного ребенка, приводя к развитию у них заниженной самооценки, отчаяния, в отдельных случаях и гнева на своих "обидчиков". Данную ситуацию усугубляет незнание преподавателей социально-психологических методик работы с ВИЧ-инфицированными детьми. В итоге без своевременной помощи и поддержки со стороны взрослых у ВИЧ-позитивных детей нарушается социальная адаптация, они могут становиться замкнутыми, необщительными, озлобленными, возможно и агрессивными. Это все плохо сказывается на их психическом и физическом состоянии, ведь отрицательные эмоции и стрессы могут приводить к клиническим проявлениям инфекции, с развитием тяжелых инфекционных заболеваний.
ВИЧ-инфицированные дети вынуждены проходить периодические медицинские осмотры, сдавать различные анализы, принимать лекарственные средства. В связи с прогрессирующим развитием иммунодефицита такие дети подвержены более высокому риску заболевания инфекционными болезнями, которые приводят к снижению умственной трудоспособности. Из-за частых заболеваний такие дети вынуждены пропускать значительное количество занятий в школе (если они не находятся на домашнем обучении), что отрицательно отразиться на их успеваемости по всем учебным дисциплинам. Проблемы стигматизации и дискриминации ВИЧ-инфицированных людей уже давно пытаются решить во всем мире. В России, для решения данной проблемы, проводят активное информирование общества правдивыми сведениями о ВИЧ-инфекции, о путях ее передачи, о способах лечения. Проводится ряд
государственных программ, направленных на материальную и социальную поддержку семей, которые усыновили ВИЧ-инфицированного ребенка. Так же Министерством образования и науки РФ были разработаны программы по подготовке педагогов к работе с ВИЧ-позитивными учащимися [5, 6].
Сегодня общество столкнулось с проблемой адаптации ВИЧ-инфицированных к
самостоятельной жизни, в особенности ВИЧ-позитивных детей сирот [9]. В первую очередь им тяжело найти партнера для создания семьи, ведь не каждый согласиться жить с ВИЧ-инфицированным, а найти ВИЧ-позитивного партнера так же достаточно сложно, в связи со скрыванием своего диагноза инфицированными людьми. Многие ВИЧ-позитивные дети, на сегодняшний день, становиться
совершеннолетними, но методик или рекомендаций по подготовке и введению их во взрослую жизни еще не разработаны. Поэтому больные дети вынуждены оставаться один на один с проблемами, возникающими при их самостоятельной жизни в обществе. Для решения такого рода проблем необходима разработка и внедрение в жизни рекомендаций по подготовке ВИЧ-инфицированных детей к самостоятельной жизни, для
родителей/опекунов, воспитателей. С больными детьми нужно проводить психологическую работу, направленную на развитие навыков нужных для их адаптации в обществе.
Выводы. В России количество ВИЧ-инфицированных лиц превысило 1 млн. человек, и с каждым годом эта цифра неуклонно растет. На сегодня половой путь стал ведущим в передачи ВИЧ-инфекции, это привело к увеличению количества больных женщин активного репродуктивного возраста, которые могут передавать ВИЧ своим детям. В связи с этим среди ВИЧ-инфицированных во всем мире увеличивается количество больных детей.
У ВИЧ-инфицированных детей возникает определенные психологические проблемы (низкий уровень информированности о своем ВИЧ-статусе, стигматизация и дискриминация ВИЧ-инфицированных обществом, сложности адаптации к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия и т.д.), которые отрицательно сказываются на уровне их социальной адаптации. Данные проблемы можно решить при помощи активной политики государства по вопросам ВИЧ-инфицированных детей, в первую очередь направленных на ликвидацию стигматизации и дискриминации таких детей обществом, а также организации им доступной психологической помощи. А также обучение родителей, педагогов и медицинских работников методикам работы с ВИЧ-позитивными детьми. Но все же, невозможно, решить все психологические проблемы, с которыми сталкиваются ВИЧ-инфицированный ребенок, без искреннего желания общества помочь таким детям.
Список литературы
1. Афанасьева Е.Д. Особенности социальной ситуации развития ВИЧ-инфицированных детей /Е.Д. Афанасьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - №153-2. - С. 164170.
2. Афонина Л.А. Антиретровирусная терапия у детей с ВИЧ-инфекцией /Л.А. Афонина, Ю.А. Фомина, Е.Е. Воронина //Клинические рекомендации - 2009. - С. 7-9.
3. Покровский, В.В. ВИЧ-инфекция и СПИД. Клинические рекомендации /под ред. В.В. Покровского. - М., 2016. - 112 с.
4. Вместе против ВИЧ и СПИД. Справочник для спортивного сообщества / Э. Дуп [и др.]. - Л., 2006. - 145 с.
5. Кузоватова Е.Е. Интеграция детей, затронутых ВИЧ-инфекцией, в образовательное пространство, проблемы подготовки педагогов / Е.Е. Кузоватова // Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. -2012. - т. 7. №2. - С. 780-783.
6. Левчук С.В. ВИЧ-инфицированные дети: социально-педагогическая характеристика / С.В. Левчук // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №12. - С. 456-460.
7. Луговая Е.А. Современная Российская проблематика стигматизации и дискриминации ВИЧ-инфицированных людей /Е.А. Луговая //Вестник Поволжского института управления. - 2007. - №13. - С. 159-163.
8. Носов Е.В. Особенности психического развития детей-сирот в возрасте от 1 до 18 месяцев жизни, рожденных от ВИЧ-инфицированных женщин / Е.В. Носов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №88. - С. 181-186.
9. Орел В.И. Наблюдение за состоянием ВИЧ-инфицированных детей и детей с перинатальным контактом с ВИЧ-инфекцией в специализированном доме ребенка / В.И. Орел, Н.Д. Джангавадзе, В.М. Силецкая // Вопросы современной педиатрии. - 2009. - т 8. №6. - С. 14-17.
10. Переверзева Э.В. Актуальные вопросы культуры здоровья: ВИЧ-инфекции и СПИД / Э.В. Переверзева, С.Н. Филиппова //Вестник РМАТ. - 2014. - №4. - С. 21-36.
11. Садовникова В.Н. Профилактика вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку в Российской Федерации. Современное состояние проблемы и пути ее решения / В.Н. Садовникова // Вопросы практической педиатрии. - 2008. - №2. - С. 53-58.
12. Чернявская О.А. Некоторые аспекты проблемы стигматизации и дискриминации людей, живущих с ВИЧ/СПИДОМ/ О.А. Чернявская, Е.А. Иоанниди // Социология медицины. - 2014. - №2. - С. 55-57.
SOME PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF HIV-INFECTED
CHILDREN THE RUSSIAN FEDERATION*
SHEVCHUK S.O.
Medical Academy S.I. Georgievsky FSAE HE "CFU V.I. Vernadsky", Simferopol, Russia e-mail: pva377@mail.ru, sofiykal6@mail.ru
Abstract
To date, HIV infection is of a planetary nature, and is rapidly spreading in the same way in the Russian Federation. The number of HIV-infected individuals in Russia has exceeded 1 million people, and this figure is steadily increasing every year. In connection with the increase in HIV-infected children, a number of social problems arise that require immediate solution. This article examines the main problems of social adaptation of HIV-infected children (low level of awareness of their HIV status, stigmatization and discrimination of HIV-infected, the difficulties of adapting to independent life when they reach adulthood, etc.), and possible ways of eliminating them. But it is not possible to solve all the psychological problems that HIV-infected children face, without eliminating, first of all, their stigmatization and discrimination by society.
Keywords: HIV / AIDS, HIV-infected children, adaptation of HIV-infected people, HIV in Russia, stigmatization of HIV-infected people, discrimination of HIV-infected people.
* Научный руководитель: к.м.н., доц. Пономарев В.А.