Н. В. Попова ОТНОШЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) сегодня на планете живут от 34 до 46 млн. человек. Только в 2003 г. число вновь заразившихся составило по всем странам мира примерно 5 млн. человек.
В России к январю 2001 г. были зарегистрированы более 80 тыс. ВИЧ инфицированных, из них свыше 90% — наркоманы; около 80% новых случаев ВИЧ-инфекции диагностируют у молодых людей в возрасте 15-29 лет.
Согласно данным Объединенной программы ООН, в России самые высокие в мире темпы распространения ВИЧ-инфекции. При этом неблагоприятная тенденция омоложения заболевания усиливается. Почти 50% больных ВИЧ-инфекцией — молодые люди до 25 пет, среди которых 19-24 летние составляют более 40% [1, с. 306-307].
Особенно стремительны темпы распространения ВИЧ-инфекции среди наркоманов: частота выявления ВИЧ-инфекции составляет 73 на 1000 обследованных, в 90% случаев такой ВИЧ-инфицированный является "внутривенным" наркоманом.
В последние годы в России начала формироваться новая группа социального риска, которая способствует возникновению инфекций, передаваемых преимущественно половым путем. Речь идет о детях и подростках, которые рано начали половую жизнь, употребляют алкоголь и наркотики, занимаются проституцией. Последних в возрасте 11-24 года насчитывается примерно 480 тыс. человек, в том числе 44 тыс. (9,1%) — бисексуалы и 35 тыс. (7,3%) — гомосексуалы1.
Оперативный эпидемиологический анализ показал, что в 2003 г. впервые с начала регистрации эпидемии половые контакты стали главной причиной заражения ВИЧ-инфекцией: на них приходится 86% всех случаев ВИЧ-инфекций в мире; 71% — на гетеросексуальные и 15% — на гомосексуальные контакты [1, с. 311].
В связи с ростом численности носителей ВИЧ-инфекции в целом и среди молодежи в частности, актуальной становится проблема открытости информации и формирования толерантного отношения общества к ВИЧ-инфицированным. Запоздалая дискуссия о болезни и превентивных мерах отчасти объясняется тем, что один из путей заражения СПИДом — половой. А в СССР и по инерции до недавнего времени в России вопросы, касающиеся сексуальной сферы, публично не обсуждались.
Внимание широкой общественности к проблемам СПИДа было привлечено лишь в конце 1990-х — начале 2000-х годов, когда развернулись информационные кампании: "Безопасный секс — мой выбор" (1997), "Разумный человек — разумный выбор" (1999), "Эта мелочь защитит обоих" (2000), "Важно быть защищенным" (2000) [2]. Однако упомянутые кампании были направлены в основном на информирование о СПИДе и проведение превентивных мероприятий. Что касается толерантного от-
ПОПОВА Наталья Валентиновна — старший научный сотрудник Центра социального прогнозирования.
1 Данные всероссийского репрезентативного мониторинга, проведенного Центром социального прогнозирования в 2004 г.
ношения к ВИЧ-инфицированным, то этот вопрос, являющийся в западных странах по сути дела центральным, не получил должного освещения.
Оценка отношения к ВИЧ-инфицированным в среде учащейся молодежи осуществлена Центром социального прогнозирования в мае 2005 г. Опрошены 2400 человек — 800 учащихся средних школ (8-11 классов), 400 — начальных, 400 — средних и 400 — высших профессиональных образовательных учреждений, а также учителя средних школ и родители учащихся 1-5 классов (по 340 человек).
В ходе исследования изучались:
— уровень информированности учащихся образовательных учреждений всех типов, а также учителей и родителей учащихся о медицинских и социальных параметрах ВИЧ-инфи-цированности;
— установки и стереотипы в массовом сознании обследуемых в отношении ВИЧ-инфицированных;
— степень социального дистанцирования или толерантности, устойчивости отрицательных стереотипов в отношении ВИЧ-инфицированных;
— готовность учащихся, учителей и родителей к участию в процессе социальной реабилитации ВИЧ-инфицированных.
Эмпирические показатели, полученные в результате исследования, демонстрируют большую устойчивость, поэтому правомерно говорить о том, что они с высокой степенью достоверности отражают отношение к ВИЧ-инфицированным всей российской образовательной среды.
Образ ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом в массовом сознании
Зарубежный опыт свидетельствует, что общественное мнение о проблеме СПИДа формируется в два этапа. Первый — с начала эпидемии и до открытия комбинированных терапий, замедляющих развитие заболевания, характеризуется несисте-матизированностью информации о СПИДе и ВИЧ-инфекции, домыслами и стереотипами как в СМИ, так и в общественном сознании.
На втором этапе — после открытия терапий происходит широкое просвещение общественности и начинает складываться терпимость к ВИЧ-инфицированным.
Сегодняшняя Россия переживает первый этап, когда слабый контроль и неструктурированность информационного потока о ВИЧ-инфекции и СПИДе приводят к разобщенности общественного мнения по этой проблеме.
По утверждению более 90% опрошенных, они имеют представление о СПИДе. В то же время уверенных в том, что знают суть этого заболевания, среди всех респондентов — не более трети (табл. 1).
Что касается оценки своей компетентности в вопросе о различии между ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом, то наиболее информированными в этом отношении считают себя учителя, а наименее информированными — учащиеся (табл. 2).
Среди учащихся школ доля уверенных в том, что они знают, в чем
Таблица 1
Знают ли учащиеся, учителя и родители о том, в чем выражается суть заболевания СПИДом, %
УЧАЩИЕСЯ УЧИТЕЛЯ РОДИТЕЛИ
Уверены, что знают 33,1 32,9 31,9
Думают, что знают 44,7 48,6 42,6
Не уверены, что знают, но мнение 19,2 14,3 20,6
об этой болезни имеют
Думают, что не знают 3,0 4,2 4,9
Таблица 2
Знают ли учащиеся, учителя и родители о том, в чем заключается различие между ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом, %
УЧАЩИЕСЯ УЧИТЕЛЯ РОДИТЕЛИ
Уверены,что знают 28,1 48,6 33,3
Не уверены, что знают, но 34,6 32,9 40,4
определенное представление о различии имеют Считают, что не знают 37,3 18,5 26,3
заключается суть заболевания СПИДом, резко возрастает в 10 классе (рис. 1).
Основные источники информации, формирующие представления взрослых о ВИЧ-инфекции и СПИДе — телепередачи, газеты и журналы (75% учителей и родителей черпают сведения из этих источников). Источники информации о ВИЧ-инфекции и СПИДе для учащейся молодежи более разнообразны. Главенствуют здесь также телевидение и пресса, однако для многих в качестве источника информации о СПИДе выступают учителя, друзья, родители, рекламные проспекты, лекции (рис. 2).
Объяснить, кто такой вИЧ-инфицированный, смогли 58,5% опрошенных учащихся. При этом 41,8% (или 71,5% из числа давших интерпретацию) считают, что "ВИЧ-инфицированный — это носитель ВИЧ-инфекции". Представления остальных более аморфные: "начальная стадия заболевания СПИДом", "излечимая стадия болезни". Не смогли дать ни-
какого определения 41,5% опрошенных учащихся.
Затруднения возросли при попытке учащихся определить, кто такой больной СПИДом. Звучали следующие определения: это "больной человек" (17,4%), "потенциальный труп" (12,4%), "зараженный СПИДом" (8,9%), "имеющий поражение иммунной системы" (9,4%), "заключительная стадия болезни" (6%). Кстати, представления о больных СПИДом и учителей, и родителей столь же расплывчатые.
Нет у учащихся единого представления и о конкретных источниках СПИДа. В основном назывались четыре источника: нарушение иммунной системы человека под влиянием цивилизации, животные (прежде всего обезьяны, а также крысы, комары, кошки), нарушения экологии на земле, результат разработки бактериологического оружия (прежде всего в США, Африке, Китае, Японии). Можно сказать, что в этом перечне заметно доминирование экологичес-
Рисунок 1
Доля учащихся различных классов школы, уверенных в том, что они знают, в чем заключается суть заболевания СПИДом, %
52,0
40,0
25,5
28,6
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Рисунок 2
Доля учащихся различных классов школы, уверенных в том, что они знают, в чем заключается суть заболевания СПИДом, %
Источники информации Телепередачи Газеты, журналы Учителя, преподаватели Друзья, знакомые Прослушали лекцию Родители, родственники Рекламные проспекты Радио Интернет
58,4
41,3
1 9,8
3,8
29,1
26,4
23,2
] 22,0 I 21,5
кой причины. Подобное мнение характерно и для учителей, и для родителей (табл. 3).
Учащаяся молодежь информирована о проблемах СПИДа поверхностно, опасность ВИЧ-инфицирования она оценивает неадекватно. Большинство опрошенных считают носителей ВИЧ-инфекции заразными людьми, но не все в этом уверены (рис. 3).
Практика широкого просвещения молодежи о ВИЧ-инфицировании наряду с положительными, имеет и нежелательные последствия. Так, пер-
вые случаи СПИДа зафиксированы в США более 20 лет назад, и с тех пор в общественном мнении Запада произошла "трансформация": утвердилось необоснованное восприятие болезни как контролируемой и менее опасной, чем прежде. У людей возникли защитные механизмы и иллюзорные стратегии, которые оправдывают рискованную линию поведения перед лицом смертельной угрозы [3].
По поводу путей заражения ВИЧ-инфекцией точки зрения учащихся, учителей и родителей в целом совпадают: половым путем, "через кровь",
Таблица 3
Мнение учащихся, учителей и родителей о том, откуда в XX веке появился СПИД, %
ИСТОЧНИК СПИДА УЧАЩИЕСЯ УЧИТЕЛЯ РОДИТЕЛИ
Результат разработки бактериологического оружия 8,8 12,1 9,2
(прежде всего в США)
Инфекцию занесли от животных (прежде всего обезьян) 20,9 27,1 25,5
Следствие нарушения экологии на Земле 16,1 18,6 17,0
Результат неправильного питания 1,2 0,7 0,7
Нарушение иммунной системы человека под влиянием 30,3 47,1 35,5
чрезмерной цивилизации
СПИД имеет космическое происхождение 2,0 0,7 1,4
Божья кара за грехи людей 5,0 5,7 6,4
Затруднились ответить 22,8 10,0 19,1
ИТОГО НАЗВАВШИЕ ИСТОЧНИКОМ БОЛЕЗНИ 52,4 74,9 61,7
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИЧИНУ
Рисунок 3
Мнение опрошенных о том, являются ли ВИЧ-инфицированные заразными, или не являются таковыми, %
Мнение
Учащихся
Учителей
Родителей
□Являются заразными □Не являются заразными
17,6
48,6
33,6
66,8
66,0
16,3
Примечание: дополнение до 100% пар показателей при соответствующих столбцах составляют те, кто затруднился ответить.
посредством повторного использования одноразовых шприцов. Однако представления молодежи и взрослых о том, как избежать заражения ВИЧ-инфекцией, во многом различны, хотя по отдельным позициям совпадают: предохраняться при половых контактах, не использовать повторно разовые шприцы, соблюдать правила личной гигиены (табл. 4).
Решить проблему СПИДа, по мнению 16,9% учащихся, можно в ближайшие годы, по мнению 31,1% — примерно через 15-20 лет, 31,2% — в далекой перспективе. 9,1% — считают, что эту проблему не решат никогда, и 11,7% — затруднились ответить.
Одна группа (примерно 35%) — "фаталисты", испытывающие страх и безысходность в решении проблемы СПИДа, другая (примерно 10%) — "оптимисты", верящие в то, что проблема СПИДа преувеличена и она вскоре будет решена. Между ними располагается "аморфное" большинство (примерно 55%), не имеющие по поводу проблемы СПИДа однозначного мнения.
Респондентам было предложено определить по 10-балльной шкале место России среди десяти стран. Хотя оценки по странам, высказанные учащимися, родителями и учениками, в некоторой степени расходятся, все опрошенные едины во мнении, что СПИД наиболее распространен в США и что в названной десятке стран Россия занимает примерно третье место (второе — Индия у взрослых и Китай у учащихся). По мнению опрошенных, по степени распространенности СПИДа Россия опережает даже такие развитые государства, как Англия, Япония, Италия, Испания, Канада (рис. 4).
Стереотипы групп риска
Стереотипы, сложившиеся в массовом сознании учащихся, учителей, родителей о носителях ВИЧ-инфекции измерялись при помощи семи критериев: состояние здоровья, возраст, пол, сексуальная ориентация, урбанизированность среды, социальный статус, отклоняющееся поведе-
Таблица 4
Мнение опрошенных о том, каким образом можно заразиться ВИЧ-инфекцией и как этого избежать, %
КАК МОЖНО ЗАРАЗИТЬСЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ: УЧАЩИЕСЯ УЧИТЕЛЯ РОДИТЕЛИ
Половым путем 78,4 68,6 72,1
"Через кровь" 37,0 62,9 30,0
Через иглу наркомана или посредством повторного 34,2 18,5 22,9
использования одноразовых шприцов
Через поцелуй, рукопожатие, воздушно-капельным путем 8,6 5,0 3,6
С молоком матери 3,1 7,1 2,1
"Через рану" 2,5 0,0 0,0
Генетически (наследственно) 1,5 2,1 1,4
Посредством медицинских инструментов 0,0 22,1 15,7
В результате несоблюдения гигиены 0,0 0,0 1,4
КАК МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ ЗАРАЖЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ:
Следует предохраняться при половых контактах 53,2 22,1 32,9
Пользоваться одноразовыми шприцами, не используя их 13,3 9,3 19,3
повторно
Соблюдать правила личной гигиены 13,0 21,4 31,4
"Не колоться" 11,5 4,3 2,1
Не иметь половых отношений с ВИЧ-инфицированными 11,0 22,9 5,7
Не контактировать с ВИЧ-инфицированными 9,2 10,0 17,9
Быть осторожным в общении с незнакомыми людьми 3,7 7,1 4,3
Избегать контакта своей раны с зараженной кровью 1,3 1,4 5,0
Соблюдать осторожность при общении с ВИЧ- 1,0 7,9 6,4
инфицированными
Рисунок 4
Оценка опрошенными степени распространенности СПИДа в 10-ти странах
(по 10-бальной шкале, 1 — минимальная, ..., 10 — максимальная распространенность)
ние. Треть опрошенных по ряду критериев не смогли идентифицировать ВИЧ-инфицированных, однако у двух третей сложились стереотипы, сформированные, по всей видимости, СМИ, причем в целом они схожи у учащихся, учителей и родителей. Основные критерии, по которым большинство уверенно идентифицирует "группу вероятного риска" — это возраст, урбанизированность среды обитания, отклоняющееся поведение, сексуальная ориентация. В последнем случае установки учащихся менее устойчивые, чем установки взрослых. Доминирует представление, что носители ВИЧ-инфекции — это в основном молодые мужчины, преимущественно представители творческой профессии, имеющие нетрадиционную сексуальную ориентацию, потребляющие наркотики и проживающие в больших городах (табл. 5). Кроме того, весь-
ма распространены также представления о ВИЧ-инфицированных как о людях, которые тяжело больны или ведут неправедный (нездоровый) образ жизни, — занимающиеся проституцией, бомжи, беспризорные.
Отношение к ВИЧ-инфицированным
По мнению 58,2% учащихся и 64,3% учителей, в России ВИЧ-инфицированные подвергаются дискриминации, более того, 21,1% первых и 24,3% вторых полагают, что степень дискриминации весьма высока. Не случайно поэтому 44,8% учащихся считают целесообразным проведение акций протеста против дискриминации ВИЧ-инфицированных, а 18,9% — готовы лично принять участие в таких акциях.
При помощи семантического дифференциала, построенного на пяти
Таблица 5
Мнение опрошенных о том, среди представителей каких групп населения наиболее вероятны носители ВИЧ-инфекции, %
НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЕ НОСИТЕЛИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ УЧАЩИЕСЯ УЧИТЕЛЯ РОДИТЕЛИ
ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ:
Те, кто постоянно тяжело болеет 41,2 42,9 36,2
Люди с психическими отклонениями 24,3 21,4 21,3
ПО ВОЗРАСТУ:
Представители молодежи 85,1 93,6 94,3
Представители среднего поколения 16,8 16,4 12,1
ПО ПОЛУ:
Люди мужского пола 46,5 46,4 46,1
Люди женского пола 30,7 18,6 19,9
ПО СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ:
Люди разнополой (обычной) сексуальной ориентации 49,6 29,3 17,7
Гомосексуалисты 39,6 80,7 68,8
ПО УРБАНИЗИРОВАННОСТИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ:
Жители больших городов 69,0 82,9 80,1
Люди без определенного места проживания (бомжи) 31,9 31,4 30,5
ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТАТУСУ:
Представители рабочих профессий 23,0 8,6 9,9
Представители сферы торговли 11,5 15,0 12,8
Представители творческих профессий 24,9 49,3 46,1
Представители интеллигенции 6,1 7,1 3,5
Профессиональные спортсмены 2,8 8,6 6,4
ПО ВИДАМ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ:
Потребляющие наркотики 79,8 90,0 89,4
Профессионально занимающиеся проституцией 48,4 52,9 51,1
Беспризорные 17,5 18,6 14,9
Алкоголики 8,5 7,9 11,3
парах альтернативных понятий, измерялась степень дистанцирования опрошенных от ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом2. Ответы опрошенных позволяют сделать следующие выводы.
Средний показатель дистанциро-ванности от ВИЧ-инфицированных составляет: у учащихся — "-0,2", у учителей — "-0,1", у родителей — "-0,1". Иными словами, имеет место установка на кажущийся "нейтралитет" (значение показателей близко к "0"), а в действительности — на полную изоляцию.
Этот же показатель применительно к больным СПИДом равен: у учащихся — "-0,3", у учителей — "-0,2", у родителей — "-0,3". В данном случае изоляция усиливается негативной эмоциональной оценкой.
Что означает подобная изоляция? С одной стороны, по признанию респондентов, они не осуждают ВИЧ-инфицированных, считая, что те не "виновники", а, скорее, жертвы болезни, с другой стороны, полагают, что контакт с ВИЧ-инфицированным опасен и его при всех обстоятельствах следует избегать.
Кстати, "изоляционистская" позиция опрошенных проявляется и в утверждении о дискриминации ВИЧ-инфицированных в России,здесь опрошенные явно подсознательно проецируют свою позицию на внешнюю социальную среду. Вряд ли они располагают достоверной информацией о подобной дискриминации.
При недостаточной информированности о болезни страх заражения стимулирует молодежь к самостоятельному поиску безопасных стратегий поведения. Одна из наиболее распространенных стратегий опирается на социальную идентичность, выражающуюся в выборе партнера из "своего круга", принадлежность к которому воспринимается как гарантия от заражения ВИЧ-инфекцией.
Действительно, по поводу окружающей среды учащиеся высказываются оптимистично, оценивая вероятность заражения по 10-балльной шкале всего на 2,9 балла. 75% учащихся считают, что заразиться ВИЧ-инфекцией в своем окружении маловероятно или вообще невозможно.
Наряду с семантическим дифференциалом для определения уровня толерантности опрашиваемым задавались и прямые вопросы о том, как следует относиться к ВИЧ-инфицированным. Ответы подтверждают установки большинства на самоизоляцию, т. е. на дистанцирование от ВИЧ-инфицированного, но без эмоциональной оценки:
— 27,2% учащихся и 30% учителей считают, что к ВИЧ-инфицированным нужно относиться как к обычным гражданам; это же готовы рекомендовать своим детям 18,4% родителей;
— 51,6% учащихся и 59,3% учителей считают, что ВИЧ-инфицированных надо воспринимать как обычных граждан, но лучше не контактировать с ними; это же готовы рекомендовать своим детям 64,5% родителей;
— 14,7% учащихся и 7,1% учителей считают, что ВИЧ-инфицированных следует изолировать от здоровых людей, а 12,8% родителей намерены рекомендовать своим детям избегать контактов с ВИЧ-инфицированными во всех ситуациях.
Оценка аналогичного дистанцирования по кумулятивной шкале (шкала Богардуса) подтверждает вывод о самоизоляции опрошенных от ВИЧ-инфицированных прежде всего из-за
2 "Расстояние" между альтернативными понятиями измерялось по пятибалльной шкале, в последующем трансформированной в шкалу, значения которой изменяются от "-1" (максимальное дистанцирование), через "0" (полная самоизоляция, не отягощенная эмоциональными оценками) до "+1" (максимальное приближение).
опасности заразиться. Судя по данным таблицы 6 (сумма последних трех строк), доля тех, кто не склонен проявлять толерантность к ВИЧ-инфицированным, составляет среди учащихся примерно 40%, среди учителей — примерно 30%, среди родителей — примерно 30%.
В таблице 7 приведены результаты моделирования ожидаемого поведения респондентов при помощи ситуативного вопроса, которые в целом совпадают с данными, представленными выше.
Дистанцирование учащейся молодежи от ВИЧ-инфицированных уси-
ливается, если поведение проецируется на ситуации, где опрашиваемый вынужден принимать решение самостоятельно. Так, узнав о любимом человеке, что он (она) заражен(а) ВИЧ-инфекцией, перестанут встречаться — 49,6%, продолжат встречаться — 11,6%, затруднились ответить — 38,8%.
Исследование показало, что родственные обязательства вносят положительные коррективы в поведение членов семьи в отношении близкого родственника — носителя ВИЧ-инфекции, хотя психологическое раздвоение и здесь имеет место.
Таблица 6
Отношение опрошенных к ВИЧ-инфицированным, %
ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИЕСЯ УЧИТЕЛЯ РОДИТЕЛИ
Считают, что ВИЧ-инфицированные такие же обычные 14,2 17,9 16,3
люди, как все, и они должны жить среди людей
полноценной жизнью, с ними можно контактировать и
дружить
Считают, что ВИЧ-инфицированные заслуживают того, 45,4 50,0 51,1
чтобы они учились и работали в обычном коллективе, но
контактировать с ними надо осторожно
Не против, чтобы ВИЧ-инфицированные ходили в кино, 17,5 23,6 12,8
ездили в транспорте, но учиться, работать вместе с ними в
одном коллективе не хотят
Считают, что для ВИЧ-инфицированных надо создать 16,5 5,7 14,9
отдельные условия учебы, работы, чтобы они меньше
контактировали со здоровыми людьми
Считают, что ВИЧ-инфицированных надо содержать в 6,4 2,8 4,9
отдельном диспансере, на карантине и не допускать,
чтобы они контактировали со здоровыми людьми
Таблица 7
Вероятное поведение опрошенных в случае, если они вдруг узнают, что в коллективе кто-то
является носителем ВИЧ-инфекции, %
ВЕРОЯТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИЕСЯ УЧИТЕЛЯ РОДИТЕЛИ
Сделают вид, будто ничего не случилось, и отношение к 14,6 19,3 6,4
ВИЧ-инфицированному останется прежним
Известие вызовет некоторую обеспокоенность, но 52,3 52,1 55,3
существенно менять свое поведение в отношении ВИЧ-
инфицированного не станут
Известие вызовет серьезное беспокойство, перестанут с 25,2 20,0 12,8
ВИЧ-инфицированным контактировать, но не будут
настаивать на его удалении из коллектива
Известие возмутит, и потребуют, чтобы ВИЧ- 3,6 1,4 5,0
инфицированного удалили из коллектива
Потребуют, чтобы ВИЧ-инфицированного удалили из 2,5 0,0 3,5
учебного заведения
Сами уйдут из учебного заведения, если ВИЧ- 1,7 0,7 5,7
инфицированного не удалят (или родители заберут
ребенка из школы)
Затруднились сказать, как поступят 0,0 6,4 11,3
Так, в случае заболевания в семье одного из супругов ВИЧ-инфекцией разрыв поддерживают 20,7% опрошенных учащихся (табл. 8).
Среди учащихся 4,9% имели личный контакт с ВИЧ-инфицированным (друзья, знакомые). Отличается ли их отношение к последним от отношения тех, кто не имел личного контакта с носителями ВИЧ инфекции? Ответ на этот вопрос проясняют данные таблицы 9.
Таковы некоторые результаты проведенного исследования. Более детально полученную информацию еще предстоит изучить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Социально обусловленные заболевания молодежи // Российская молодежь: проблемы и решения. М., 2005.
2. Культурные аспекты профилактики и борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа в России / Под ред. В.В. Колкова. М., 2003.
3. Бовина И.Б. Представления о СПИДе и ВИЧ-инфицированных в молодежной среде // Социологический журнал. 2004. № 3/4. С. 70.
Natalia V. Popova in "Attitude of the Students towards HIV-Infected People" describes the level of awareness of young students of medical and social issues concerning HIV, stereotypes in the behavior of risk groups, gauges of tolerance of students, their parents and teachers towards HIV and AIDS.
Таблица 8
Ответы учащихся на вопрос о том, как следует себя вести супругу (супруге), если один из них стал ВИЧ-инфицированным, %
Надо оказывать ВИЧ-инфицированному моральную и психологическую поддержку, успокоить и 14,2
продолжать жить по-старому, даже можно планировать рождение детей.
Надо оказывать ВИЧ-инфицированному моральную и психологическую поддержку, успокоить и 37,3
продолжать жить по-старому, но впредь детей иметь не следует.
Надо оказывать ВИЧ-инфицированному моральную и психологическую поддержку, успокоить и 12,2
продолжать жить по-старому, если в семье уже есть дети.
Надо оказывать ВИЧ-инфицированному моральную и психологическую поддержку, успокоить, но 10,6
семейную жизнь вместе продолжать не следует, если нет детей.
Такая семья не может существовать полноценно, и супругам сразу же надо развестись, при всех 10,1
обстоятельствах
Затруднились ответить 15,5
Таблица 9
Отношение к ВИЧ-инфицированным у тех, кто имел и кто не имел с ними контакта, %
ОТНОШЕНИЕ Имели с ВИЧ-инфицированными контакт Не имели с ВИЧ-инфицированными контакт
Считают, что ВИЧ-инфицированные — такие же обычные люди, как все, и они должны жить среди людей полноценной жизнью, с ними можно контактировать и дружить 17,9 14,2
Считают, что ВИЧ-инфицированные заслуживают того, чтобы они учились и работали в обычном коллективе, но контактировать с ними надо осторожно 39,3 47,9
Не против, чтобы ВИЧ-инфицированные ходили в кино, ездили в транспорте, но учиться, работать вместе с ними в одном коллективе не хотят 14,3 15,7
Считают, что для ВИЧ-инфицированных надо создать отдельные условия учебы, работы, чтобы они меньше контактировали со здоровыми людьми 25,0 16,6
Считают, что ВИЧ-инфицированных надо содержать в отдельном диспансере, на карантине и не допускать, чтобы они контактировали со здоровыми людьми 3,5 5,6