Научная статья на тему 'Специфика жизнедеятельности кросс-культурных браков в современном российском обществе'

Специфика жизнедеятельности кросс-культурных браков в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1118
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ БРАКИ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ БРАКОВ / КУЛЬТУРНОРЕЛИГИОЗНЫЕ МОДЕЛИ СЕМЬИ / CROSS-CULTURAL MARRIAGES / FUNCTIONING OF CROSS-CULTURAL MARRIAGES / CULTURAL AND RELIGIOUS MODELS OF THE FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Ростовская Наталия Андреевна

Рассматриваются особенности создания и развития кросс-культурных браков в современном российском обществе. Анализируются исследования по проблемам жизнедеятельности кросс-культурных браков, предлагаются пути их решения. Данная проблема мало изучена и не систематизирована в общероссийском масштабе, так как основные исследования ограничиваются региональным уровнем. Затрагиваются вопросы психологической совместимости супругов, находящихся в кросс-культурном браке, культурно-религиозные модели семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF CROSS-CULTURAL MARRIAGES IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

The article deals with some peculiarities of creation and development of cross-cultural marriages in modern Russian society. The authors present an analysis of studies on various problems in the functioning of cross-cultural marriages and suggest some solutions. This issue has not been sufficiently studied and systematized at the national scale in Russia; key studies in this field are limited to the regional level. The article addresses the issues of psychological compatibility of spouses living in a cross-cultural marriage. Cultural and religious models of the family are also discussed.

Текст научной работы на тему «Специфика жизнедеятельности кросс-культурных браков в современном российском обществе»

68 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского . Серия: Соци альные науки, 2017, № 1 (45), с. 68-73

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316

СТЕЦИФИКА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ БРАКОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

© 2017 г. Т.К. Ростовская,1 Н.А. Ростовская2

Российский государственный социальный университет, Москва 2Средняя общеобразовательная школа № 121, Москва

rostovskaya. tamara@mail. ru

Статья поступила вредчацию 06.09.2016 Статья принята а публиаации 06.02.2017

Рассматриваются особенности создания и развития кросс-культурных браков в современном российском обществе. Анализируются исследования по проблемам жизнедеятельности кросс-культурных браков, предлагаются пути их решения. Данная проблема малоизучена и не систематизирована в общероссийском масштабе, так как основные исследования ограничиваются региональным уровнем. Затрагиваются вопросы психологической совместимости супругов, находящихся в кросс-культурном браке, культурно-религиозные модели семьи.

Ключевые слова: кросс-культурные браки, жизнедеятельность кросс-культурных браков, культурно-религиозные модели семьи.

Особенность многонациональной России состоит в том, что на ее территории процесс этногенеза прошли более ста этносов (наряду с русским).

В состав Российской Федерации входят этносы различных языковых групп, культур, конфессий, с различным уровнем современного индустриально-экономического и социально-культурного развития. Все они исторически принадлежат к разным цивилизационным зонам и традициям. (По данным Всероссийской переписи населения за 2010 г., в составе населения России насчитывается более 180 национальностей.)

Такой этнически сложный состав населения предопределяет необходимость выработки эффективной государственной семейной политики, которая учитывает данный факт и способствует обеспечению стабильности и благополучия жизнедеятельности членов кросс-культурных браков.

Процесс демократизации российского общества, существенные экономические, социально-политические и культурные перемены, происходящие во всех регионах России, способствуют интенсивной внутренней миграции. Молодые люди разных национальностей перемещаются в более экономически стабильные регионы с целью трудоустройства и создания семьи. Происходящие миграционные процессы позволили по-новому исследовать и изучить социальную природу кросс-культурных браков в

российском обществе. Авторы согласны с мнением российского исследователя Е.Л. Сороко, полагающего, что процесс распространения смешанных супружеских пар зависит от ряда социально-демографических факторов, в первую очередь от места рождения и наличия высшего образования. Полученные данные свидетельствуют, что эффект от получения высшего образования заметен и вызывает снижение барьеров (конфессиональных, культурных, бытовых) в кросс-культурных браках [1, с. 100-101].

Следует подчеркнуть, что в СССР кросс-культурные браки занимали довольно значительное место в системе семейных отношений, находясь под пристальным вниманием государства, культурно-образовательных учреждений, искусства. В современном российском обществе происходят динамичные процессы социально-статусной, социально-профессиональной и территориальной мобильности населения, особенно молодежи [2]. Одновременно с этим, в силу существующих различных социокультурных и межнациональных конфликтов, роста национального самосознания у различных этнических общностей страны, отношение к институту кросс-культурных браков неоднозначное, поэтому данный тип брака сталкивается с рядом проблем.

Несмотря на общее уменьшение числа кросс-культурных браков, они продолжают составлять определенную часть семейно-брачных

союзов, заключаемых в российском обществе, являясь очень неоднородными в социально-экономическом, в национальном и конфессиональном отношении.

Как известно, через институт семьи можно решать самые различные проблемы, в том числе налаживания диалога культур и толерантности, так как в процессе взаимодействия представителей различных этносов формируется кросс-культурное общение. Для грамотного прогнозирования событий и урегулирования тех или иных ситуаций кросс-культурного взаимодействия необходимо не только рассматривать общие вопросы, но и углубляться в самое ядро, каковым и является, в данном случае, кросс-культурная семья. Российская Федерация как полиэтничное государство заинтересована в формировании государственной поддержки и стабильности кросс-культурных семей. Благодаря кросс-культурному взаимодействию в кросс-культурных семьях самым гармоничным образом вырабатываются чувства толерантности, интернационализма, что положительно отражается на состоянии кросс-культурных взаимоотношений и способствует формированию здорового гражданского общества.

Особенностью российского общества является его социально-экономическая, национальная и конфессиональная неоднородность. На фоне указанной неоднородности в нем отмечаются процессы динамичного социального, профессионального характера, которые влияют на общую культуру населения, особенно молодежи. В этой связи актуальными являются исследования, связанные с созданием и жизнедеятельностью кросс-культурных браков -«...когда в семейные отношения вступают молодые люди, принадлежащие к различным социально-статусным группам или национальностям, каждая из которых имеет свою специфику культуры и систему ценностей» [3, с. 50].

Для более детального изучения жизнедеятельности кросс-культурных браков авторы используют классификацию российских ученых А.Г. Волкова, А.П. Горкина, выделивших следующие группы с различными сочетаниями национальностей:

1) семейная пара, в которой один из супругов - представитель основной национальности, а второй - русский;

2) семейная пара, в которой один из супругов представитель основной национальности, а второй - любой другой, кроме русской;

3) любое сочетание представителей разных национальностей [4; 5].

Проблемы кросс-культурных браков очень многогранны, так как они обусловлены целым

рядом социальных, исторических, религиозных и психологических причин и уходят корнями в далекое прошлое.

При создании отношений кросс-культурными партнерами открываются два, диаметрально противоположных, социально-психологических фактора: это интерес к другой культуре, возможность познакомиться с ней, с одной стороны, и желание сохранить традиции, корни, язык своей культуры, вызывающие опасения для вступления в кросс-культурный брак, - с другой. Кросс-культурные браки - это не что иное, как столкновение отличных друг от друга культурно-религиозных моделей семьи.

Распад Советского Союза вызвал обострение национального вопроса и проблем, связанных с ним, в связи с чем исследования культурно-религиозных моделей семьи стали более актуальными.

Несмотря на то, что любая культурно-религиозная модель семьи трансформируется в соответствии с социально-экономическими процессами, происходящими в тот или иной момент в обществе, в том числе и миграционными, каждая из них имеет свои, отличные от других, особенности и характеристики.

Православная модель семьи рассчитана на очень устойчивый и очень сильный характер. Христианство подняло супружеский союз на высоту Таинства, в котором человек раскрывается и реализуется как личность не сам по себе, а лишь в духовном общении с Богом и ближним. Мужчина в такой семье принимает господствующую роль, обладая колоссальной властью и авторитетом, несмотря на то, что вся ответственность, зачастую, делегируется супруге. Его любовь к жене проявляется в ласковом и нежестоком обращении с нею. Роль женщины в православной (христианской) семье вторична, в первую очередь она мать и хранительница домашнего очага.

Об этом свидетельствует Послание Апостола Павла к ефесянам, где говорится, что жены должны повиноваться мужьям своим, как Господу, потому что муж является главой жены, как и Христос является главой Церкви. А муж должен любить свою жену, как самого себя [6].

Иерархия в православной семье является залогом ее гармоничного развития. В такой семье в качестве непременного условия выступает послушание детей родителям, основанное на их авторитете. Для самих детей семья является школой любви, где они учатся любить близких и окружающий их мир. Такой тип семьи испокон веков был господствующим на Руси. Однако в последнее время в православных семьях наблюдается нивелирование роли отца и мужа, в то время как роль женщины стремительно

возрастает, что отрицательно сказывается на внутрисемейных отношениях, которые перетекают из состояния союза в состояние войны, выигрывает которую психологически или физически более сильный партнер.

Следует отметить, что христианская церковь очень ревностно относится к тому, чтобы муж и жена были одной веры. Причем не только христианин и мусульманин или христианин и иудей не могут быть связаны церковным браком, но и православный и католик или православный и баптист. Если даже один из супругов сменит веру (что само по себе не просто и не приветствуется ни одной из существующих конфессий), такие супруги могут быть обвенчаны, только получив благословение на брак от архиерея своей епархии.

Католическая церковь относится к бракам между верующими и неверующими, а также людьми разной веры более благосклонно. Ею допускаются такого рода браки, даже без прямого благословения епископа, при условии, что фактом заключения церковного брака не будет совершено духовное насилие над одним из супругов.

В культуре ислама [7], в противоположность христианской культуре, и в особенности православной, браку не уделяется столь большого значения в духовной жизни общества. С точки зрения мусульманского учения, брак не является духовным таинством, связывающим людей с богом, а лишь актом, разрешающим определенные отношения между людьми - мужем и женой. В части Корана, посвященной вопросам брака, записано, что брак есть граница, установленная для различия между дозволенным и недозволенным.

В мусульманской семье женщина очень ценится и оберегается, но не с духовной точки зрения, а почти в буквальном, то есть в материальном, смысле, о чем свидетельствует одна из норм мусульманской семьи - многоженство. Женщина - это в первую очередь хранительница домашнего очага. Хорошо одетая и щедро одариваемая мужем, она - показатель его социального статуса. Мужчина в мусульманской семье - бесспорный лидер и кормилец, принятие решений - только его прерогатива. Современный мир диктует свои условия, вследствие чего трансформация происходит и в исламских семьях. Женщины стали образованными, а значит, меняется их роль в обществе и семье, поэтому традиционная модель мусульманской семьи также претерпевает колоссальные изменения. Как и в христианской семье, регулятором отношений в мусульманской семье является незыблемый авторитет родителей.

Мусульманский брак может быть заключен даже с иноверцем, вернее, с иноверкой, по-

скольку инициатором брака всегда является мужчина, и потому исламский брак на самом деле - это брак мужчины-мусульманина и женщины любой другой веры.

Еще одна семейная модель предлагается иудаизмом. Брак для иудеев сравним со вторым рождением, а семья - это не просто сожительство двух партнеров, это единый нерушимый союз, в котором мужчина ответственен за внешнюю его составляющую, а женщина за внутреннюю. Тора гласит: «Человек, у которого нет жены, обречен на существование без радости, без блаженства, без ощущения истинной ценности жизни, без Торы, без защиты и без мира» (Иевамот, 62Ъ) [8]. Согласно еврейскому закону, принадлежность ребенка к еврейскому народу определяют именно по матери, а не по отцу, как, например, в христианстве или исламе, поэтому именно женщина играет лидирующую роль в иудейской семье и авторитет ее невероятно высок. Мужчина же проявляет себя на общественной арене. Еврейская жена - не собственность мужа, а привилегированный партнер. Поведение матери напрямую зависит от пола ребенка. Оно негативное и репрессивное по отношению к девочкам, но по отношению к мальчикам - поддерживающее и поощряющее. Так как воспитание детей - это приоритетная задача еврейского общества в целом, то еврейские мамы никогда не оставляют детей в покое и постоянно их воспитывают: следят за осанкой, манерой поведения, речью ребенка. Дети, вырастающие в этих семьях, всегда вежливы и очень приятны в общении, однако, с точки зрения психолога, таким отношением легко подавить в ребенке творческое начало, которое предполагает определенный детский произвол.

Анализ исследований отечественных учёных показывает, что в настоящее время кросс-культурные браки учат общество терпимости и умению с пониманием относиться к представителям разных наций, способствуют улучшению отношений между странами и этносами. Благодаря таким семьям нарастает взаимная заинтересованность культурой и историей, общественной жизнью другого народа.

П.И. Бабочкин в своем научном труде «Кросс-культурные браки в полиэтнической среде», представляя результаты проведенного исследования по проблеме трудностей в кросс-культурных браках, вызванных социальными и психологическими межкультурными различиями, подчеркивает, что жизнеспособность кросс-культурных браков зависит от социокультурных ориентаций молодых людей, вступающих в брачно-семейные отношения. На рисунке 1 можно увидеть, каково отношение семейной

3.7%

8.5%

□ Положительно ■ Безразлично

43.3% П Отрицательно

□ Затрудняюсь ответить

39.5%

Рис. 1. Отношение семейной молодежи к заключению межнациональных браков

44.2%

□ 1)С симпатией, с удовольствием с ними общаюсь;

■ 2) Поло житель но;

□ 3)Нейтрально, не испытываю неприязни;

□ 4)Негативно (без агрессии);

■ 5)Агрессивно настроен/на противник;

□ 6)Затрудняюсь ответить.

Рис. 2. Обобщённые результаты ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к людям другого этноса?»

молодежи к возможности заключения межнациональных браков.

Как видим, несмотря на сложность межнациональных отношений в постсоветской России, весьма значительно число молодых людей, положительно относящихся к межнациональным бракам (> 43%). Группа респондентов, которые отрицательно относятся к таким брачным союзам, остается стабильной и составляет менее одной десятой части от числа опрошенных [9].

Интересен анализ авторского вузовского исследования «Кросс-культурные браки в современном российском обществе глазами молодежи», проведенного в 2015 г. в МГПУ (N = 170 чел. в возрасте 17-20 лет; руководитель д.соц.н., проф. Т.К. Ростовская).

По результатам исследования можно увидеть, что 44.2% опрошенных нейтрально относятся к людям другого этноса, положительно -20%, а 15.7% респондентов относятся негативно, но без агрессии (рис. 2).

Отвечая на вопрос, связанный с мотивацией создания кросс-культурного брака, более 90% респондентов ответили, что доминирующим фактором в предбрачных отношениях является любовь. Таким образом, можно отметить, что основным мотивом создания кросс-культурных браков является любовь, не имеющая национальной окраски.

В числе мотиваторов выделяются традиции семьи - 28.6% респондентов и необходимость -

12.9%. Были и совершенно радикальные ответы, такие как расчет - 2.9%, а 1.4% респондентов вообще не хотят создавать семью. В разделе ответа «Другое» 2.4% респондентов отметили желание завести ребенка, готовность выступать в роли родителя, создание очага эмоциональной поддержки, а также без мотивации, объясняя это тем, что создание семьи - это цель и смысл нашей жизни.

Для 94.3% респондентов показателем успешного брака в основном являются теплые отношения между супругами и любовь, почти 3% отметили взаимопонимание, взаимоуважение (рис. 3).

При создании семьи все задумываются о проблемах и положительных сторонах будущего брака. Именно такие вопросы были заданы респондентам. На вопрос: «В чем Вы видите положительные стороны кросс-культурных браков?» - большинство - 54.3% - ответили, что положительная сторона всех браков одна -рождение новой семьи, ячейки общества. Разделились поровну голоса в ответах «традиционная насыщенность» и «затрудняюсь ответить» -по 24.3%, а 15.7% респондентов считают, что самые одаренные и красивые дети рождаются в этнически смешанных браках.

Не обошел респондентов и вопрос о проблемах в кросс-культурном браке. Самой главной проблемой и препятствием для респондентов является возможное неприятие национальных и

2.9%

94.3%

□ а) теплые и взаимные отношения между супругами, любовь

■ 6) в наше время особую роль играет материальная обеспеченность семьи

□ в) брак, ориентированный больше на мнения окружающих, чем на собственные отношения

□ г) другое (взаимопонимание, взаимоуважение)

13 6° о

Рис. 3. Обобщённые результаты ответов на вопрос:

«Что для Вас является показателем успешного брака?»

□ а) в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных

22.3й о

58.6%

■ 6) в неприятии национальных, религиозных традиций и обычаев

□ в) не вижу никаких проблем

Рис. 4. Обобщённые результаты ответов на вопрос: «В чем Вы видите основные проблемы кросс-культурных браков?»

религиозных традиций и обычаев - 58.6%, непонимание и упреки со стороны общества, родителей, родных - 22.8%, а 18.64% респондентов не видят в кросс-культурных браках проблем (рис. 4).

По результатам исследования мы видим, что для большинства молодежи именно любовь является самой важной причиной, самым важным мотиватором для создания семьи. Для многих важной причиной также являются семейные традиции и как итог отношений - необходимость заключения брака [10, с. 89].

Положительной стороной кросс-культурного брака молодые люди видят традиционную насыщенность и, конечно же, создание новой семьи.

Вместе с тем следует обратить особое внимание на те риски и проблемы, которые, безусловно, возникают при создании кросс-культурных браков в молодежной среде. Первой проблемой, с которой сталкиваются молодые супруги в кросс-культурных браках, является культурное самоопределение ребенка. Ведь полностью его не принимает ни та, ни другая сторона. К тому же сделать свой выбор принадлежности к культуре мешает и нежелание обидеть кого-то из родителей.

Второй проблемой является иная культура с ее нормами поведения, правилами, традициями, ценностями. Обычно имеют значение такие ас-

пекты быта, как ежедневное соблюдение ритуалов и обычаев, кулинарных традиций, а также религиозных обрядов, которые обретают особенную важность не только во время всевозможных постов и больших религиозных праздников, но и во время организации и празднования свадьбы, при рождении и в процессе воспитания детей, то есть при любых позитивно или негативно значимых событиях жизни. Не все могут это понять и принять, становится некомфортно и непривычно. Именно по этой причине распадаются большинство кросс-культурных браков.

Третья проблема носит религиозный характер. Создавая семью, один из супругов лоялен к религии своего любимого человека, но не всегда меняет свою. Иудею или мусульманину очень трудно принять православие и жить по другим законам. Возникает проблема и принадлежности к религии ребенка. Ведь каждому человеку свойственно склоняться к чему-то одному, а тут два разных мира со своими особенностями. В этом случае приходится ждать, пока ребенок сам достигнет определенного возраста и решит этот вопрос.

Эти проблемы актуальны для всех кросс-культурных браков, где религиозный и культурный аспекты играют главенствующую роль. Вместе с тем обозначенные проблемы можно решить, относясь друг к другу с уважением, пониманием,

пытаясь найти точки соприкосновения, проявляя интерес к культуре супруга/супруги.

С целью повышения эффективности деятельности государства по снижению социально-психологической напряженности в современном российском обществе, формирования в молодежной среде толерантного отношения к созданию кросс-культурных браков необходимо в первую очередь на государственном уровне провести фундаментальное всероссийское социологическое исследование на тему «Роль кросс-культурных браков в глобализации человечества: мотивация их создания и проблемы жизнеспособности» (авторская анкета разработана). Данное исследование позволит выявить системные проблемы жизнедеятельности членов кросс-культурных браков в поликультурном российском обществе и выработать комплекс механизмов эффективного решения имеющихся проблем.

Список литературы

1. Сороко Е.Л. Этнически смешанные супружеские пары в Российской Федерации // Демографическое обозрение. Т. 1. № 4. 2014. С. 96-124.

2. Ростовская Т.К., Ростовская Н.А. Кросс-культурные браки в молодежной среде: проблемы, тенденции // Культурное наследие народов России. 2016. № 2. С. 78-83.

3. Мельниченко И.И., Плотников А.Д., Ростовская Т.К. Формирование у подростков и молодежи репродуктивного поведения и установок на создание семьи: Монография. М.: Государственное учреждение «Российский центр молодежной семейной политики», 2005. 169 с.

4. Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки // Семья и семейная политика. М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения АН СССР, 1991. С. 77-90.

5. Горкин А.П. Социальная энциклопедия. М.: Большая рос. энциклопедия, 2000. 438 с.

6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 2015. 1374 с.

7. Османов Н.О. Коран: академический перевод и комментарий. М.: Диля, 2013. 576 с.

8. Тора с гафтарот / Перевод Давида Сафронова. М.: Книжники, 2014. 1304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Бабочкин П.И. Кросс-культурные браки в полиэтнической среде // Миграционная и национальная политика. 2008. № 3. С. 54-58.

10. Ростовская Т.К., Кучмаева О.В. Семья в системе социальных институтов общества. М.: ВАКО, Галлея принт, 2015. 372 с.

SPECIFIC FEATURES OF CROSS-CULTURAL MARRIAGES IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

T.K. Rostovskaya,1 N.A. Rostovskaya1

'Russian State Social University, Moscow 2Secondary school No.121, Moscow

The article deals with some peculiarities of creation and development of cross-cultural marriages in modern Russian society. The authors present an analysis of studies on various problems in the functioning of cross-cultural marriages and suggest some solutions. This issue has not been sufficiently studied and systematized at the national scale in Russia; key studies in this field are limited to the regional level. The article addresses the issues of psychological compatibility of spouses living in a cross-cultural marriage. Cultural and religious models of the family are also discussed.

Keywords: cross-cultural marriages, functioning of cross-cultural marriages, cultural and religious models of the family.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.