Научная статья на тему 'Брачно-семейные установки современных студентов (на примере города Барнаула)'

Брачно-семейные установки современных студентов (на примере города Барнаула) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
924
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТРИМОНИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ВОЗРАСТ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК / СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД / СЕМЬЯ / ВЫБОР БРАЧНОГО ПАРТНЁРА / КАЧЕСТВА ИДЕАЛЬНЫХ СУПРУГОВ / НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННЫЕ БРАКИ / IDEAS ABOUT MARRIAGE AND FAMILY / AGE OF MARRIAGE / WEDDING CEREMONY / FAMILY / MARRIAGE PARTNER CHOICE / THE QUALITIES OF AN IDEAL SPOUSE / NATIONAL-MIXED MARRIAGES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жигунова М. А.

Используя междисциплинарный подход, анализируются современные представления молодёжи о браке, свадьбе и семье. Рассматриваются ассоциации, возникающие с этими словами, основные причины и возраст вступления в брак, отношение к свадебному обряду, предпочитаемые брачные партнёры, качества идеального мужа и жены и др. Отдельное внимание уделяется отношению к бракам, заключённым с представителями различных этнических общностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Matrimonial Installations of Modern Students (On the Example of the City of Barnaul)

The author analyzes contemporary ideas about marriage and the family, using cross-disciplinary approach. The article discusses the Association that arise with these words, the main reason and age of marriage, attitudes to the wedding ceremony, the preferred marriage partners, the qualities of the ideal husband and wife etc. The article discusses the Association that arise with these words, the main reason and age of marriage, attitudes to the wedding ceremony, the preferred marriage partners, the qualities of the ideal husband and wife etc. Special attention is paid to respect of marriages contracted with representatives of various ethnic communities.

Текст научной работы на тему «Брачно-семейные установки современных студентов (на примере города Барнаула)»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 183-188.

УДК 140.8; 159.922.4; 391

DOI 10.25513/2312-1300.2017.3.183-188

М. А. Жигунова

БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БАРНАУЛА)*

Используя междисциплинарный подход, анализируются современные представления молодёжи о браке, свадьбе и семье. Рассматриваются ассоциации, возникающие с этими словами, основные причины и возраст вступления в брак, отношение к свадебному обряду, предпочитаемые брачные партнёры, качества идеального мужа и жены и др. Отдельное внимание уделяется отношению к бракам, заключённым с представителями различных этнических общностей.

Ключевые слова: матримониальные установки; возраст вступления в брак; свадебный обряд; семья; выбор брачного партнёра; качества идеальных супругов; национально-смешанные браки.

M. A. Zhigunova

MATRIMONIAL INSTALLATIONS OF MODERN STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF BARNAUL)

The author analyzes contemporary ideas about marriage and the family, using cross-disciplinary approach. The article discusses the Association that arise with these words, the main reason and age of marriage, attitudes to the wedding ceremony, the preferred marriage partners, the qualities of the ideal husband and wife etc. The article discusses the Association that arise with these words, the main reason and age of marriage, attitudes to the wedding ceremony, the preferred marriage partners, the qualities of the ideal husband and wife etc. Special attention is paid to respect of marriages contracted with representatives of various ethnic communities.

Keywords: ideas about marriage and family; age of marriage; wedding ceremony; family; marriage partner choice; the qualities of an ideal spouse; national-mixed marriages.

Проблемы семьи и брака с течением времени всё более актуализируются. Их исследованием активно занимаются представители самых различных общественно-научных дисциплин. Вплоть до второй половины 1990-х гг. семейная идеология была основана на признании права государства регулировать брачные отношения и даже задавать этические параметры [1, с. 77]. В настоящее время в отечественной социологии семьи существует два основных подхода: традиционалистская концепция «кризиса семьи» и концепция исторических типов семейных отношений, плюрализации семейных моде-

лей, «альтернативных семейных стилей» [2, с. 20]. Как правило, среди студентов чаще встречаются сторонники второй. Учёные свидетельствуют о катастрофических трансформациях в семейной сфере [3; 4], поскольку ценность семьи, семейного образа жизни, детей резко снизилась. Увеличивается доля малых семей, растёт количество разводов и так называемых гражданских браков - со-жительств. Напомним, что в царской России подавляющее большинство браков были венчанными, т. е. заключались в церкви. В 1918 г. был принят «Кодекс законов об актах гражданского благосостояния», регулировавший

* Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда, проект № 14-50-00036.

© Жигунова М. А., 2017

все аспекты семейных отношений. Церковный брак терял юридическое значение, единственной формой брака становился гражданский брак, заключённый в государственных органах - отделах ЗАГС. В современное время в средствах массовой информации понятия «гражданский брак», «гражданский муж», «гражданская жена» активно употребляются по отношению к сожителям. Многие учёные различных специальностей отмечают кризис современной семьи, который характеризуется радикальными изменениями в социально-культурной сфере, автономизацией брачного, сексуального, репродуктивного поведения [5, с. 21], ценностно-нормативной девиантностью [6, с. 7], внесемейным роди-тельством, разрушением традиционных норм добрачного поведения молодёжи и др. Одним из основных противоречий современности является несоответствие ранней акселерации (физического полового созревания) социопсихологической зрелости. По данным социологических исследований, 2/3 молодых людей в 25-летнем возрасте не состоят в браке, в возрасте около 35 лет 1/3 не имеет своей семьи [7, с. 100].

Изучение молодёжи является наиболее интересным и перспективным направлением для социального прогнозирования, поскольку позволяет проследить изменение социального статуса вчерашних школьников, их базовых установок и ценностных ориентаций, набор нормативных характеристик и предпочтений. Это способствует более продуктивному изучению процесса формирования и самоопределения личности, будущего профессионала и полноценного члена общества. Региональный уровень обозначенной тематики даёт возможность наиболее отчётливо выявить специфику, тенденции, проблемы, что является залогом эффективности управленческих решений в сфере современной молодёжной политики.

В данной работе были использованы методы, подходы и результаты исследований по истории, социологии, психологии, педагогике, этнографии, демографии, статистике. Представленная работа базируется на материалах, собранных автором в мае 2017 г. в городе Барнауле Алтайского края. Основной массив источников составили данные, полученные методом анкетирования и ин-

тервьюирования среди студентов Алтайского государственного педагогического университета и Алтайского государственного института культуры. В целях получения наиболее правдивой информации исследование проводилось анонимно. Респонденты указывали учебное заведение, курс, свой возраст, пол, национальную / этническую и конфессиональную принадлежность. В исследовании принимали участие молодые люди в возрасте от 17 до 22 лет (преимущественно студенты 1-3-го курсов обучения). В связи со специализацией выбранных вузов 72 % респондентов составили девушки, 28 % - юноши. В выборку попали представители русской, украинской, немецкой, польской, еврейской, алтайской национальностей (из них подавляющее большинство составили русские - 87 %).

Исторические источники свидетельствуют о том, что у различных народов Сибири семья представляла собой важнейший социальный институт, традиционно являясь показателем богоугодности, уважения традиций, стремления к продолжению рода. Для подавляющего большинства опрошенных студентов (81 %) слово «семья» ассоциируется с любимыми и родными людьми: это родители (мама, папа), дети, бабушки, дедушки, братья, сёстры, близкие и дальние родственники. На втором месте по частоте упоминаний следует дом (37 %), на третьем месте -любовь (25 %). Далее идут поддержка, уют, понимание, тепло, свет, доверие, опора, забота, верность, надёжность, уважение супругов, комфорт, добро, совместный ужин, родной город и др. Среди юношей встречались известные формулировки: «Семья - это ячейка общества»; среди девушек превалировали эмоционально-чувственные ассоциации. Таким образом, для всех опрошенных слово «семья» вызывает позитивные или нейтральные представления, не было зафиксировано ни одной негативной установки.

Свадебный обряд являлся самым ярким и сложным по структуре из всех семейных обрядов жизненного цикла. Его относили к переходным ритуалам, поскольку верили, что во время его проведения совершается символический переход жениха и невесты из половозрастной группы молодёжи в разряд семейных мужчин и женщин. Об этом свидетельствуют и пословицы: «Женился - пере-

менился»; «Неженатый - полчеловека, а женился - человек».

Нужна ли свадьба в современном мире? На этот вопрос 63 % опрошенных ответили положительно: «Да, безусловно, нужна»; «Да, конечно»; «Определённо, да»; «Считаю это необходимым»; «Это событие должно запомниться»; «Это традиция наших предков»; «Это официальное заявление окружающим, что вы теперь семья»; «Нужна для торжественности события, его необычайности, ведь женятся не каждый день» и др. Каждый пятый из ответивших молодых людей считает, что свадебный обряд уходит в прошлое, он не является обязательным атрибутом: «Затратно и тяжело»; «Можно просто зарегистрировать брак»; «Пустая трата денег, которые можно потратить на что-то более полезное»; «Можно провести вечер с самыми близкими людьми» и т. д. Затруднились определённо ответить на данный вопрос 17 % респондентов. Они склоняются к тому, что каждая пара должна решать лично для себя: либо им гулять свадьбу, либо отмечать вдвоём; «это личное право каждого».

Из наиболее частых ассоциаций, связанных со словом «свадьба», встретились следующие: белое платье и фата, счастье, жених и невеста, веселье, любовь, радость, праздник, кольца, брак (супружество), дети, торжество. Около 15 % опрошенных отметили важность свадебного обряда как зарождения и демонстрации нового статуса, новой жизни, своеобразной инициации, ответственного шага в жизни человека. Упоминались также ЗАГС, семья, свадебный каравай, бесплатная еда, шумное застолье, пир, банкет, известная песня «Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала...». Среди юношей встретились единичные ответы: алкоголь, выкуп невесты, лимузин, подарки, драка, а также «печально» и «ненужно».

Причины и возраст вступления в брак. Основной причиной вступления в брак должна являться любовь и стремление к продолжению рода, считают 93 % опрошенных. В настоящее время, согласно данным отделов ЗАГС, наиболее активный возраст для заключения брака среди мужчин - 25-30 лет, у женщин - 18-25 лет. На протяжении последних десятилетий этот возраст постепенно повышается, а в ближайшие годы прогно-

зируется более позднее вступление в брак. Прежде чем создать семью, молодые люди стремятся получить высшее образование и устойчивое положение в обществе. Как у юношей, так и у девушек превалирует точка зрения, согласно которой в браке муж должен быть немного старше жены (обычно от 2 до 5 лет). Около 40 % допускают супружество ровесников-одногодок. Лишь один юноша высказал точку зрения, согласно которой жена должна быть старше мужа на 3 года. По мнению большинства опрошенных, оптимальный возраст для вступления в брак для невесты колеблется от 20 до 25 лет (хотя встречаются варианты до 2630 лет), для жениха - 25-30 лет (встречаются варианты от 21 до 35 лет). В отдельных анкетах отмечалось, что возраст вступления в брак «зависит от развития личности и её возможностей».

Какими качествами должны обладать идеальные супруги? Хотя несколько человек отметили, что «идеальных людей не бывает», тем не менее все опрошенные ответили на данный вопрос. По мнению большинства, идеальный муж должен быть прежде всего трудолюбивым / работящим, ответственным и заботливым (по 25 % ответов), верным, любящим, умным / мудрым, сильным, мужественным и внимательным (по 18,8 % ответов), добрым, честным, не имеющим вредных привычек, весёлым / обладать чувством юмора (по 12,5 % ответов), отзывчивым, уважающим свою жену (по 9,4 %). Также указывались такие черты, как воспитанность / образованность, взаимопонимание, смелость, поддержка, авторитетность / влиятельность, адекватность, способность идти на компромисс, нежность, любовь к детям, самодостаточность, решительность. Отмечалось, что мужчина должен быть уверенным защитником, основателем и добытчиком, настоящим главой семьи, стремящимся её обеспечивать, целеустремлённым, неленивым, богатым, красивым, не навязчивым, «в меру прагматичным (но не жадным)», «не собственником», «как минимум с харизмой». Приятно, что одна девушка 19 лет ответила так: «Идеальный муж должен быть таким, как мой папа: уважать жену, работящий, ответственный, строгий, но справедливый, надёжный». Её сверстник

написал: «Как Илюша Комогоров» (московский блогер).

Идеальная жена, считают 43,8 % опрошенных, должна быть прежде всего хозяйственной / домовитой, уметь готовить и убирать. При этом быть заботливой (41 %), любящей (31,3 %), верной (28 %), понимающей (21,9 %), хранительницей домашнего очага (18,8 %). Желательно, чтобы она была также доброй и ответственной (по 15 %), женственной, умной / мудрой и без вредных привычек (по 12,5 %), оказывала поддержку в трудных ситуациях, уважала своего мужа и его мнение (по 6,3 %). Также упоминались такие качества, как адекватность, аккуратность, чистоплотность, весёлость, красота, мягкость, нежность, терпеливость, независимость, трудолюбие, честность. Встречались мнения, что идеальная жена - «которая хочет создать семью и в сложных обстоятельствах сохранить её», «не должна быть истеричной», «должна быть такой, как есть, но меняться только в лучшую сторону». Несколько человек считают, что идеальный муж и идеальная жена должны обладать одинаковыми качествами. Следует отметить, что девушки более требовательны как к мужским, так и к женским идеальным качествам: более половины из них (52,2 %) назвали 5-7 предпочитаемых характеристик, в то время как среди юношей превалировали более лаконичные ответы: более половины (55,6 %) указали лишь 1-2 основные черты.

Установки на деторождение. В настоящее время превалирует установка на ма-лодетную семью - подавляющее большинство опрошенной молодёжи (63 %) планируют родить 1-2 детей максимум. Между тем демографы утверждают, что для простого воспроизводства населения необходимо рождение трёх детей в каждой семье. Ежегодно увеличивается количество девушек, нацеленных на успешную карьеру и не планирующих иметь детей. Из опрошенных в Барнауле студентов 91 % выразили своё желание иметь своих детей. Большинство хотели бы иметь двоих детей (41 % ответивших), одно-го-двоих (19 %), двоих-троих детей (14 %), троих детей (14 %), одного ребёнка (3 %). Не было получено ни единого ответа, в котором высказывалось бы желание иметь более чем троих детей. Это свидетельствует о том,

что установки на многодетную семью утрачиваются. Вместе с тем 9 % опрошенных признались, что не планируют иметь детей (как юноши, так и девушки).

Отношение к межнациональным бракам. Подавляющее большинство опрошенных относятся к таким бракам нормально / нейтрально (60 %) и положительно (30 %). В ответах подчёркивается, что «Национальность не имеет значения в выборе своей второй половины»; «В любви не может быть преград, так как все равны»; «В этом нет ничего плохого»; «Если люди нравятся друг другу, то неважно, к каким этносам они принадлежат»; «Различная этническая принадлежность не помеха для любви»; «В таких браках происходит дружба народов, союз традиций»; «Не важна национальность, если люди счастливы вместе» и т. д. Отмечалось, что «Такие браки возможны, если человек готов принять культуру другого народа»; «Лучше выходить замуж за своих, меньше притираться придётся». Вместе с тем 10 % высказали своё отрицательное отношение к данному явлению: «Считаю, что не должно быть смешения национальностей»; «Создавать семью с человеком другой веры не стоит».

Отвечая на следующий вопрос: «За человека какой национальности вы предпочли бы выдать замуж свою дочь?», - 30 % респондентов ответили: «Неважно»; «Любой»; «Главное, чтобы человек любил её и не ставил каких-либо этнических рамок и запретов»; «За человека той национальности, кого она выбрала в качестве любимого. Национальность не важна»; «Любой национальности, если человек хороший и дочь с ним счастлива»; «Это её выбор, кого сама выберет». Высказанные мнения распределились следующим образом. За русского предпочли бы выдать замуж свою дочь 50 % ответивших («Русских мы уже хорошо знаем, их обычаи, традиции, религию»), за немца - 15 %, за украинца - 10 %. Далее упоминаются белорусы, православные, сербы, молдаване («Они симпатичные»), алтайцы и др. Зачастую отмечалось, что для брака важным является близость культуры, менталитета, религии. «За русского, конечно, желательнее, но если захочет, - любого, главное - человеческие качества». Интересно, что среди предпочитаемых брачных партнёров для своей дочери

не были названы представители зарубежных европейских государств (кроме немцев, которые многими считаются «своими»). По мнению молодёжи Барнаула, «европейцы -ленивые, белоручки».

«С представителями каких народов вам не хотелось бы породниться?» На данный вопрос 25 % опрошенных ответили: «Нет таких»; «Ко всем нациям отношусь в равной мере, всё зависит от человека»; «Абсолютно с любой национальностью можно породниться, так как личные качества человека не зависят от его национальности»; «Хоть с кем бы породнилась, нет плохих народов, есть плохие и хорошие люди». Оставшиеся 75 % высказали разные взгляды на этот вопрос, указывая прежде всего расовые, религиозные и психологические отличия. Довольно часто подчёркивалось: «Всё зависит от культуры. Наименее предпочтительны национальности с чисто религиозным мировоззрением и радикальными действиями во имя религии»; «Религиозные верования, мешающие нормальному общению и существованию»; «Слишком чужды их культура и быт»; «Не нравится уклад жизни этих народов»; «Их внешние признаки и культурные ценности чужды мне»; «Европейские западные ценности противоречат нашему менталитету».

Анализ брачно-семейных установок студенческой молодёжи современного Барнаула свидетельствует о том, что попавшие в выборку два крупнейших вуза - Алтайский государственный институт культуры и Алтайский государственный педагогический университет - могут гордиться своими студентами, поскольку они продемонстрировали высокий уровень своих морально-нравственных установок. Формирующиеся под влиянием различных социально-психологических, политических, экономических, ситуативных факторов предпочтения молодых людей во многом определят будущее поведение их взрослеющей личности. Подавляющая часть полученных ответов полностью соответствует ориентации на традиционную модель семейных отношений. Такого результата нам не приходилось встречать ни в одном предыдущем исследовании, проведённом в ряде других городов Сибири в 2000-х гг. [8].

Влияние этнической составляющей на матримониальные установки прослеживается довольно слабо. Эта же тенденция наблюдается и в других исследованных нами сибирских городах [9; 10, с. 104]. Возможно, это связано с тем, что в полученной выборке отсутствовали представители исламских народов. Зачастую их установки заметно отличаются от установок, высказанных христианами. Влияние гендерной и конфессиональной идентичности более заметно, особенно в вопросах, связанных с ассоциациями, возникающими при слове «свадьба». Женская часть респондентов более избирательно и требовательно относится к вопросам межэтнического брака и качествам идеальных супругов, гораздо романтичнее и эмоциональнее настроена. На формирование круга предпочтительных брачных партнёров существенное влияние оказывают этнокультурные параметры - близость языков, культур, религий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пушкарёва Н. Л., Казьмина О. Е. Российская система законов о браке в ХХ веке и традиционные установки // Этническое обозрение. -2003. - № 4. - С. 67-89.

2. Разумова И. А. «Гражданский брак»: понятие, статус, исследования // Труды Кольского научного центра РАН. - 2010. - № 2. - С. 9-23.

3. Лукьянов А. К., Цатуров А. А. Особенности семейно-брачных установок современной молодёжи // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 6. - ит_: ШрБ:// www.eduherald.ru/ru/article/view?id = 14224 (дата обращения: 25.06.2017).

4. Карташова Т. Е. Особенности брачно-семейных установок современной молодёжи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2011. -Вып. 129. - С. 54-68.

5. Голод И. С. Семья и брак: историко-социоло-гический анализ : учебное пособие. - СПб. : Петрополис, 1998. - 272 с.

6. Девятых С. Ю. Педагогические основы социализации учащейся молодёжи в сфере отношений полов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2013. - 46 с.

7. Морозова Е. А., Сорокина Т. Ю. Модель семьи как фактор формирования брачно-семейных установок и личностных качеств молодёжи // Сибирский психологический журнал. -2009. - № 32. - С. 100-104.

8. Жигунова М. А. Неженатый - полчеловека, а женился - человек! Современная семья: штрихи к портрету // Родина. - 2012. - № 11. -С. 97-99.

9. Коптяева Е. А. Брачные установки современного русского городского жителя (на примере населения Омска) // МНСК-2016. Этнография : материалы 54-й Международной научной студенческой конференции. - Новосибирск : Новосибирский государственный университет, 2016. - С. 107-108.

10. Жигунова М. А., Коптяева Е. А. Национально-смешанные браки как вариация этнокультурной идентичности // Вестник Томского государственного университета. Серия «История». - 2016. - № 5 (43). - С. 100-104.

Информация о статье

Дата поступления 27 июня 2017 г.

Дата принятия в печать 12 июля 2017 г.

Article info

Received June 27, 2017

Accepted July 12, 2017

Сведения об авторе

Жигунова Марина Александровна - канд. ист. наук, доцент, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: Россия, 644024, Омск, пр. Карла Маркса, 15/1

E-mail: marizh.omsk@mail.ru

About the author

Zhigunova Marina Aleksandrovna - Candidate of Historical sciences, Associate Professor, senior researcher of the Institute of Archaeology and Ethnography of the SB RAS (Omsk, Russia)

Postal address: 15/1, Karla Marksa pr., Omsk, 644024, Russia

E-mail: marizh.omsk@mail.ru

Для цитирования

Жигунова М. А. Брачно-семейные установки современных студентов (на примере города Барнаула) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 183-188.

For citations

Zhigunova M. A. Matrimonial Installations of Modern Students (On the Example of the City of Barnaul). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 3 (15), pp. 183-188. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.