Научная статья на тему 'Кросскультурные браки в молодёжной среде: проблемы, тенденции'

Кросскультурные браки в молодёжной среде: проблемы, тенденции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
646
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / СЕМЬЯ / БРАК / КРОССКУЛЬТУРНЫЕ БРАКИ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / YOUTH / FAMILY / MARRIAGE / CROSS-CULTURAL MARRIAGES / MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Ростовская Наталия Андреевна

На основе анализа исторических этапов создания и развития кросскультурных браков, автор раскрывает проблемы жизнедеятельности данного вида браков в молодёжной среде, предлагает пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-CULTURAL MARRIAGES IN YOUTH MILIEU: ISSUES, TRENDS

Based on the analysis of historical phases of the creation and development of cross-cultural marriages, the author reveals the problems of vital activity of this type of marriage in youth milieu and suggests the solutions.

Текст научной работы на тему «Кросскультурные браки в молодёжной среде: проблемы, тенденции»

УДК 316.7 ББК 60.5

78

кросскультурные браки в молодёжной среде: проблемы, тенденции

ростовская Тамара Керимовна,

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, г Москва, Россия, 109240,

e-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru

ростовская Наталия Андреевна,

кандидат культурологии, учитель английского языка, Средняя общеобразовательная школа № 121, ул. Гарибальди, д. 28, к. 3, г. Москва, Россия, 117393, e-mail: narostovskaya@mail.ru

Аннотация

На основе анализа исторических этапов создания и развития кросскультурных браков, автор раскрывает проблемы жизнедеятельности данного вида браков в молодёжной среде, предлагает пути их решения. Ключевые слова

Молодёжь, семья, брак, кросскультурные браки, полиэтническая среда.

Одним из самых важных событий в жизни молодого человека (как юноши, так и девушки) является создание своей семьи, её дальнейшее становление и стабилизация как социального субъекта. Мотивацию образования семьи в современном обществе необходимо рассматривать как процесс, побуждающий молодых людей к активизации своей деятельности в удовлетворении своих социальных и природных потребностей в браке1.

Заключение брака является результатом, финальной стадией брачного отбора. Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности (пространства) возможных, потенциальных брачных партнёров, которую иногда называют брачным кругом, так или иначе, тем или иным способом отбирается тот,

1 Ростовская Т. К., Кучмаева О. В. Представления молодых россиян о семейной жизни: социологический ракурс // Вопросы управления. 2015. № 3 (34). С. 85-91.

в каждом конкретном случае единственный, партнёр (партнёрша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе»2.

Особый интерес в поликультурном российском обществе вызывает создание и жизнеспособность кросскультурных браков, когда в семейные отношения вступают молодые люди, относящиеся к различным социокультурным слоям общества, имеющим свои особенности культуры и системы ценностей3.

В социальной энциклопедии под ред. А. П. Горкина выделяют пять основных групп кросскультурных браков, наиболее распространённых в России:

2 РостовскаяТ.К., Кучмаева О. В. Семья в системе социальных институтов общества. М., 2015. С. 94.

3 Мельниченко И. И., Плотников А. Д., Ростовская Т. К. Создание моделей деятельности и организации работы по формированию у подростков и молодёжи правильного репродуктивного поведения и установок на образование семьи как основы возрождения традиционных моральных ценностей: монография. М., 2005. С. 50.

1) пары, где один из супругов основной национальности данного региона, а другой — русский;

2) один из супругов основной национальности, другой—любой иной национальности, кроме русской;

3) украино-русские пары, выделяемые как наиболее распространённые;

4) пары, включающие русских и представителей других национальностей;

5) любое сочетание представителей других национальностей4.

Как социальное явление кросскультурные браки были актуальны ещё с Древней Руси, именно поэтому в современном российском обществе интересен социально-антропологический анализ кросскультурных браков, включающий следующие исторические этапы.

I этап становления кросскультурных браков был связан с формированием династических браков в Царской России. Династические браки способствовали укреплению мира и дружбы между народами, а также являлись важными показателями роста международного авторитета государства.

На втором этапе, после Октябрьской революции 1917 г., кросскультурные браки становятся популярны у простого населения страны. Причиной этому стали не только частые миграции и отмена юридических формальностей, но и многонациональность государства. В 19201930-е гг., с целью избежать репрессий, представители различных национальностей заключали кросскультурные браки (например, русские выходили замуж за евреев (женились на еврейках) с целью сокрытия своего прошлого, а немки (немцы)—национальности). Число заключаемых кросскультурных браков зависело от национального состава населения. В регионах, где процессы этнического смешения были менее интенсивны, было, соответственно, больше однонациональных браков.

Особый интерес вызывает III этап — СССР, характеризующий развитие кросскультурных браков среди русских, живущих в инонациональной среде.

По данным переписей населения, в 1959 г. в стране было 5,2 млн. кросскультурных браков. Если в 1959 г. такие семьи составляли по всей

4 Горкин А. П. Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 85.

стране 10,2% общего числа семей, то в 1970 г. их число возросло уже почти до 14%. В Советском Союзе численность кросскультурных семей в дальнейшем постепенно увеличивалась: с 1959 по 1970 гг. более чем на 2,7 млн. (в среднем на 0,3% в год), с 1970 по 1979 г. почти на 2 млн. (в среднем на 0,16% в год). В это время наблюдалось постепенное сближение доли кросскультур-ных семей в городе и на селе. Соотношение доли кросскультурных семей и темпов роста за период 1970-1979 гг. в разных республиках страны было неодинаковым. Самую высокую долю кросскуль-турных семей (более 15%) дали Украина, Белоруссия, Молдавия, Латвия, Эстония. Среднюю долю (11-15%) показали РСФСР и Литва. Ещё менее распространёнными (до 1%) кросскуль-турных браки были в этот период в Узбекистане, Казахстане, Грузии, Азербайджане, Киргизии, Таджикистане, Армении, Туркмении (Рис. 1).

Основная часть кросскультурных браков заключалась между представителями трёх восточнославянских народов — русскими, украинцами и белорусами. Из 100 кросскультурных семей лишь 2-3 не включали представителей этих народов, при этом в более чем в половине кросскультурных семей один из супругов был русским. В то же время русские не относятся к этносам с очень высокой долей кросскуль-турных семей. Это связано с тем, что русские живут преимущественно в однонациональной среде, в которой доля кросскультурных браков минимальна. Напротив, доля кросскультурных браков у русских, проживавших в союзных республиках, среди других народов, была наиболее высокой.

В сборнике Госстата СССР «Межнациональные браки в 1988 году» были приведены интересные сведения о положении в стране с этим вопросом. Особенно поражают данные о межнациональных браках по союзным республикам.

Так, в 1988 году 57,2% русских мужчин, живущих на Украине, взяли в жёны девушек других национальностей, в Белоруссии — 74,5%, в Грузии — 39,6, в Литве — 56,5, в Молдове — 61,9% 79 (Рис. 2).

Почти такую же картину показывает статистика и по русским женщинам, вышедшим замуж за людей другой национальности: в Беларуси таких было 73,4%, в Грузии — 53,2%, в Азербайджане —40,3%, в Молдове — 59,9%, в Армении — 70,6% (Рис. 3).

15%

1и/0

1

1 "Ж 11-15%

1П%

о о/

со/

А0/.

Ж - 1%

ло/

и/о I I Украина, Белоруссия, РСФСР и Литва Узбекистан,

Молдавия, Латвия, Казахстан, Грузия,

Эстония Азербайджан,

Киргизия,

Таджикистан,

Армения, Туркмения

молдаване

литовцы

грузины

белоруссы

русские

1 61,5

56,5

1 39,6

57,2

74,5

О 10 20 30 40 50 60 70

80

Рис. 1. Соотношение доли кросскультурных семей за период 1970-1979 гг. в республиках СССР

В советское время факторами, способствовавшими заключению кросскультурных браков, выступали: рост межрегиональных миграций, урбанизация страны, ослабление черт традиционного образа жизни, распространение русского языка, а также политика, направленная на развитие межнациональных отношений и интернационализацию общества. В официальной идеологии интернационализма, которая господствовала в СССР, рост числа кросскультурных браков рассматривался как одна из эффективных моделей крепнущего взаимопонимания и дружбы между народами в советском социалистическом обществе.

И наконец, рассмотрим IV этап, включающий период современной России.

Распад Советского Союза, изменение экономической и политической обстановки в стране негативно повлияли на заключение кросскуль-турных браков. После распада Союза национальные проблемы обострились, а религиозно-культурные модели семьи стали более актуальными. Рост национального самосознания у различных этнических общностей страны способствовал увеличению числа браков, заключаемых среди людей одной национальности и культуры и, вместе с тем,—уменьшению кросскультурных. Однако, несмотря на общее уменьшение числа кросс-культурных браков, они продолжают составлять определённую часть семейно-брачных отноше-

Рис. 2. Статистика кросскультурных браков среди мужчин на 1988 г.

ний, заключаемых в российском обществе, которое является очень неоднородным в социально-экономическом, а также в национальном и конфессиональном отношении. В нём происходят динамичные процессы социально-статусной, социально-профессиональной и территориальной мобильности населения, особенно молодёжи.

Ведущий российский учёный П. И. Бабочкин, в своём научном труде «Кросскультурные браки в полиэтнической среде», представляя результаты проведённого исследования по проблеме трудностей в кросскультурных браках, вызванных социальными и психологическими межкультурными различиями, подчёркивает, что жизнеспособность кросскультурных браков зависит от социокультурных ориентаций молодых людей, вступающих в брачно-семейные отношения. Из анализа Рис. 4 можно увидеть, каково же отношение семейной молодёжи к возможности заключения межнациональных браков (Рис. 4).

Как видим, несмотря на сложность межнациональных отношений в постсоветской России, весьма значительно число молодых людей, положительно относящихся к межнациональным бракам. Группа респондентов, которые отрицательно относятся к таким брачным союзам, остаётся стабильной и составляет менее одной десятой части от числа опрошенных5.

5 Бабочкин П. И. Кросскультурные браки в полиэтнической среде // Миграционная и национальная политика.

Рис. 3. Статистика кросскультурных браков среди женщин на 1988 г.

Достаточно высокую актуальность для молодых россиян приобрела в период трансформации общества проблема заключения брачных отношений с представителями других государств. Если в советское время решить её было крайне сложно, а порою невозможно, то в новую эпоху появилась практически неограниченная возможность международных, межличностных коммуникаций, выезда на постоянное место жительства в другие страны, а, значит, образования соответствующих семей.

В построении отношений между двумя людьми разных культур есть два противоположных момента. С одной стороны, любопытство, желание познакомиться с другой культурой, в частности с понравившимся человеком, ведущим иной образ жизни, а, с другой, — подсознательное желание сохранить свои корни, национальность, побуждающее человека воздерживаться от кросскультурных браков. Безусловно, молодые люди соглашающиеся соединить свои отношения узами брака с представителями другой культуры подвергают себя риску и проблемам.

Проблема жизнедеятельности кросскультур-ных браков имеет глубокие социальные корни и обусловлена рядом социальных, психологических, исторических, религиозных и конфессиональных причин.

2008. № 3. С. 54-58.

Рис. 4. Отношение молодёжи к возможности

заключения межнациональных браков, % (результаты исследования П.И. Бабочкина)

Безусловно, главной проблемой во взаимоотношениях между супругами, в общении с семьёй, с друзьями является процесс восприятия другой культуры, состоящей из своих норм поведения, правил, традиций, порядков, ценностей. Особо остро протекают данные процессы среди представителей молодых семейных пар, не все молодые супруги могут это понять и принять, именно по этой причине распадаются большинство кросскультурных браков.

Следующая проблема носит религиозный характер. Создавая семью, один из супругов принимает религию своего любимого человека, но не всегда меняет её сам. Данные вузовского исследования подтверждают, что подавляющее большинство — 60% не смогли бы сменить религию ради любимого человека, и только лишь 2,9% респондентов ответили, что готовы сменить религию ради любимого человека (Рис. 5)6.

И наконец, проблема, связанная с самоопределением ребёнка (детей) в кросскультурных браках. Ведь полностью его не принимает ни та, ни другая сторона. К тому же, сделать свой выбор принадлежности к культуре и религии мешает и нежелание обидеть кого-то из родителей. Эти

81

6 Вузовское исследование «Кросскультурные браки в современном российском обществе глазами молодёжи», проведённое в 2015 году в МПГУ Опрошено 170 чел. в возрасте от 17 до 20 лет. Рук.—д.соц.н., профессор Т. К. Ростовская.

Могли бы Вы сменить религию ради любимого человека?

2,9%

□ 1>Да;

■ 2) Нет;

□ 3)По обстоятельствам;

□ 4)Я нейтрально отношусь

к религии;

■ 5)3атрудняюсь ответить;

□ 6) Другое

Рис. 5. Могли бы Вы сменить религию ради любимого человека?

проблемы являются актуальными для большинства кросскультурных браков, где культурная и религиозная модель поведения человека играет важную роль в сохранении семейно-брачных отношений.

Тем не менее, эти вопросы требуют своего разрешения, поскольку заключение кросскуль-турных браков достаточно популярно в современном обществе. Особенно в нашей многонациональной стране, где каждый седьмой брак является смешанным.

По мнению психологов, кросскультурные браки учат общество терпимости и умению с пониманием относиться к представителям разных наций, способствуют улучшению отношений ме-

жду странами и этносами. Благодаря таким семьям нарастает взаимная заинтересованность культурой и историей, общественной жизнью другого народа, что способствует интеграции культур, интеграции науки и мышления. И будущее в руках тех, кто готов принимать такую интеграцию. Слияние культур можно ускорить только через межэтнические браки.

Проблемы жизнедеятельности кросскуль-турного брака, можно решить, относясь друг к другу с уважением, пониманием, пытаясь найти точки соприкосновения, проявляя интерес к культуре супруга/супруги.

Для этого необходимо проводить целенаправленную государственную политику в части формирования в молодёжной среде толерантного отношения к созданию кросскультурных браков в современном российском обществе. Обозначенные процессы в современном российском обществе могут приобрести более эффективный характер при условии:

• разработки на государственном уровне и внедрении в социальную практику норм и стандартов толерантного поведения в молодёжной среде, основанных на принципах солидарности, культуры, согласия и обеспечении диалога между молодёжью разных национальностей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• реализации комплекса мероприятий на региональном и муниципальном уровнях по пропаганде миролюбия, устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, противодействию экстремизму в обществе с опорой на средства массовой информации;

• использовании активных методов формирования культуры межнационального взаимодействия в молодёжной среде в учебном процессе образовательных организаций.

Список литературы

1. Бабочкин П. И. Кросскультурные браки в полиэтнической среде // Миграционная и национальная политика. 2008. № 3. С. 54-58.

2. Горкин А. П. Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 85.

82 3. Мельниченко И. И., Плотников А. Д., Ростовская Т. К. Создание моделей деятельности и ор-

ганизации работы по формированию у подростков и молодёжи правильного репродуктивного поведения и установок на образование семьи как основы возрождения традиционных моральных ценностей: монография. М., 2005. С. 50.

4. Ростовская Т. К., Кучмаева О. В. Представления молодых россиян о семейной жизни: социологический ракурс // Вопросы управления. 2015. № 3 (34). С. 85-91.

5. РостовскаяТ.К., Кучмаева О. В. Семья в системе социальных институтов общества. М., 2015.

С. 94.

CROSS-CULTURAL MARRIAGES IN YOUTH MILIEU:

ISSUES, TRENDS

Rostovskaya Tamara Kerimovna,

DSc in sociology, professor, professor of social pedagogy and psychology, Moscow state pedagogical university, Malaya Pirogovskaya Str. 1, 109240 Moscow, Russia, e-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru

Rostovskaya Natalia Andreevna,

PhD in culturology, english teacher, School № 121,

Garibaldi Str. 28, k. 3, 117393 Moscow, Russia, e-mail: narostovskaya@mail.ru

Abstract

Based on the analysis of historical phases of the creation and development of cross-cultural marriages, the author reveals the problems of vital activity of this type of marriage in youth milieu and suggests the solutions.

Keywords

Youth, family, marriage, cross-cultural marriages, multi-ethnic environment.

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.