Научная статья на тему 'Специфика языковой картины мира И. С. Шмелева'

Специфика языковой картины мира И. С. Шмелева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
247
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Подвигина Н. Б.

В статье на основании сопоставления с общенациональной картиной мира анализируется специфика индивидуально-авторской картины мира И.С. Шмелева, рассматриваются когнитивные признаки концепта «икона», актуализирующиеся в романе «Пути небесные», и способы лексической объективации данного концепта в исследуемом тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC CHARACTER OF I.S. SHMELYOV’S PICTURE OF THE WORLD

The specific character of I.S. Shmelyov’s picture of the world is sited in the article in comparison with the national picture of the world. Also, the cognitive features of the concept “icon” and the ways of its verbalization in the novel “Heavenly ways” are analyzed

Текст научной работы на тему «Специфика языковой картины мира И. С. Шмелева»

КОНЦЕПТОЛОГИЯ CONCEPTS STUDIES

УДК 801.3=82(045/046):26 ББК 83.3(2Рус=Рус)6я437

Воронежский государственный архитектурно-

строительный университет

Кандидат филологических наук, ассистент

кафедры русского языка и межкультурной

коммуникации Подвигина Н.Б.

Россия, г. Воронеж, тел. + 7(4732)71-50-48;

e-mail: [email protected]

Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering

The chair of Russian language and cross-cultural communication, candidate of philological sciences, assistant lecturer Podvigina N.B. Russia, Voronezh, tel. +7(4732) 71-50-48; e-mail: [email protected]

Н.Б. Подвигина

СПЕЦИФИКА ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА И.С. ШМЕЛЕВА

В статье на основании сопоставления с общенациональной картиной мира анализируется специфика индивидуально-авторской картины мира И.С. Шмелева, рассматриваются когнитивные признаки концепта «икона», актуализирующиеся в романе «Пути небесные», и способы лексической объективации данного концепта в исследуемом тексте.

N.B. Podvigina

SPECIFIC CHARACTER OF I.S. SHMELYOV'S PICTURE OF THE WORLD

The specific character of I.S. Shmelyov's picture of the world is sited in the article in comparison with the national picture of the world. Also, the cognitive features of the concept "icon" and the ways of its verbalization in the novel "Heavenly ways" are analyzed

Актуальность исследования концептов, вербализованных при помощи православных лексем, и анализ способов их языковой объективации в индивидуально-авторской картине мира русского писателя-эмигранта И.С. Шмелева заключается, во-первых, в отсутствии работ такого плана.

© Подвигина Н.Б.., 2011

Исследование языковых средств объективации концептов является одним из наиболее эффективных средств проникновения в концептосферу носителей языка с целью выявления ее специфических черт, осмысления миропонимания и поведения людей.

Когнитивный анализ лингвистических категорий позволяет выявить основные тенденции в развитии менталитета и психологии представителей той

или иной национальной общности. Во-вторых, выбор обусловлен важностью концептов, вербализованных при помощи православных лексем, в русской национальной концептосфере и культурном пространстве. В-третьих, необходимостью является моделирование концептов, то есть структурированное описание их содержания, которое осуществляется посредством когнитивной интерпретации результатов анализа языковых средств их объективации.

Концепты - содержательные единицы памяти, всей картины мира, отраженной в сознании человека и его психике -являются центральным объектом исследования когнитивной лингвистики.

Представители когнитивной лингвистики считают, что каждый язык представляет собой определенную систему концептов, благодаря которой носители языка могут воспринимать, структурировать, классифицировать и интерпретировать поток информации, которая поступает из окружающего мира. Возможность категоризации объектов позволяет объединять их в классы на основании определенных сходств.

Концепт представляет собой ту абстрактную единицу, которой человек оперирует в процессе мышления.

Эти единицы отражают результаты знаний, полученных человеком, накопленного им опыта. Человек мыслит концептами. Анализируя, сравнивая, соединяя разные концепты в процессе мыслительной деятельности, он формирует новые концепты как результат мышления.

Задачей данного исследования является рассмотрение специфики языковой картины мира русского писателя-эмигранта И.С. Шмелева на основании анализа способов вербализации концепта икона в романе И.С. Шмелева «Пути небесные».

Рассмотрим когнитивные признаки концепта икона, актуализиру-

емого лексемой икона и ее синонимами в произведении И.С. Шмелева.

«...иконы сияли ризами, венчиками из розочек, голубыми лампадками Рождества» (2, 190); актуализируется когнитивный признак «изображение, украшаемое на праздник».

«С тяжелым сердцем склонилась она перед Иконой, стараясь собрать мысли; но не было сил молиться. Она собирала силы, твердила: «Прости, очисти... в соблазне я... дай мне силы, Пречистая!..» (2, 186); актуализируется когнитивный признак «предмет культа, настраивающий на нужный лад при общении с Божьей Матерью».

«Эту комнатку попросила она себе молиться... Там стояли большие пяльцы, висели душевные иконы - Рождества Иоанна Крестителя, Рождества Богородицы, Анастасии-Узорешительницы, и лежал коврик перед подставкой с молитвословом» (2, 189); актуализируется когнитивный признак «любимое изображение».

«После чая она ... помолилась глазами на иконы ...» (2, 307); актуализируется когнитивный признак «живописное изображение Бога, Божьей Матери, ангелов, святых угодников, сцен из Священного Писания, являющееся предметом поклонения у верующих».

«Пошла в спальню, встала перед Казанской, сложила в немой мольбе ладони и с болью вспоминала, как благословляла ее матушка Агния, как тайком пронесла она эту икону из обители, обманула матушку Виринею...» (2, 323 -324); актуализируется когнитивный признак «изображение, осуществляющее покровительство».

Для объективации концепта икона автором используются также следующие лексемы: иконная; образ; имена собственные, обозначающие название праздника, в честь которого была создана икона; Владычица;

Пречистая; ФС Страстная Матерь Божия, а также составные номинации, в которых автор использует лексемы икона и образ в сочетании с именами собственными, называющими святого или праздник, в честь которого создана икона:

• Иконная.

Данная лексема образована от производящего существительного «икона» при помощи суффикса «н», который придает лексеме торжественную окраску.

« - Она была новая для меня, явленная... иконная\ - рассказывал восторженно Виктор Алексеевич. - Уже тогда показалось мне, что не от мира этого она» (2, 161); актуализируется когнитивный признак «почитается как относящаяся к миру Бога, святых».

• Образ:

«В комнатах висели образа, разысканные в сундуках, старинные» (2, 144); актуализируется когнитивный признак «живописное изображение Бога, святого или святых, являющееся предметом поклонения».

«Она перекрестилась на мигавший за елкой образ и с тоской прошептала: «Господи!» (2, 211); актуализируется когнитивный признак «живописное изображение Бога, святого или святых, являющееся предметом поклонения».

«Ей стало страшно, и она отошла от образа» (2, 324); актуализируется когнитивный признак «изображение Бога, святых, внушающее страх».

• имена собственные, обозначающие название праздника, в честь которого была создана икона:

«Как-то ночью он услыхал, что она горько плачет, детскими всхлипами. ... Он стал утешать ее, спрашивать, что случилось. Прильнув к нему, она поведала, что ей страшно, что Господь не простит ее, что она грешница из грешниц, ... что у них даже и лампадочка не

горит, а она боится без лампадочки, и Матушка-Казанская ... «во тьме висит» (2, 140 - 141); актуализируется когнитивный признак «живописное изображение Божьей Матери, перед которым следует зажигать лампаду».

«Она взглянула на него, «разумными глазами», и лихорадочно-быстро стала говорить, вполне сознательно: «Так нельзя, в темноте, без лампадочки... затепли, миленький... поставь поближе ко мне на столик, благословение мое... Ка-занскую-Матушку» (2, 153); актуализируется когнитивный признак «живописное изображение Божьей Матери, осуществляющее покровительство».

«У Казанской не теплилась лампадка: забыла ее оправить» (2, 306); актуализируется когнитивный признак «живописное изображение Божьей Матери, являющееся предметом поклонения».

«Эту комнатку попросила она себе молиться... Там стояли большие пяльцы, висели душевные иконы - Рождества Иоанна Крестителя, Рождества Богородицы, Анастасии-Узорешителъницы, и лежал коврик перед подставкой с молитвословом» (2, 189); актуализируется когнитивный признак «любимое изображение».

• Лексема Владычица:

«Ждала только, церковь когда откроют, помолиться перед Владычицей»; актуализируется когнитивный признак «изображение Божьей Матери, являющееся предметом поклонения» (2, 97).

• Лексема Пречистая:

«С тяжелым сердцем склонилась она перед Иконой, стараясь собрать мысли; но не было сил молиться. Она собирала силы, твердила: «Прости, очисти... в соблазне я... дай мне силы, Пречистая^...» (2, 186); актуализируется когнитивный признак «живописное изоб-

ражение Божьей Матери, являющееся объектом просьб».

• ФС Страстная Матерь Божия:

«Взглянула на Страстную Матерь

Божию и подумала в сердце, будто Пречистая мне велит: «Все прими, испей» (2, 119); актуализируется когнитивный признак «изображение Божьей Матери, с которым можно разговаривать».

• Составные номинации, в которых автор использует лексемы икона и образ в сочетании с именами собственными, называющими святого или праздник, в честь которого создана икона:

«Обрадованный, что она говорит разумно, что, должно быть, ей стало лучше, он перенес и устроил на столике у ее постели образ Богородицы Казанской, благословение матушки Агнии...» (2, 154); актуализируется когнитивный признак «живописное изображение Божьей Матери, осуществляющее покровительство».

« - Было, конечно, глупо передавать ей пошлости, - рассказывал Виктор Алексеевич, - но я тогда этими пустяками упивался, и восторги других от Да-риньки ... были приятны мне. Помню, этот сюсюкающий бароша встретил меня тогда словами: «Она - пре-ле-стна, твоя монашка! Она - жемчужина ... с чудотворной иконы Страстной Богоматери...» (2, 229); актуализируется когнитивный признак «ценное изображение Божьей Матери, способное исцелять».

«Как всегда, к ночи, топилась лежанка, полыхала. В пламени от нее светился розовым серебром оклада образ Рождества Богородицы» (2, 251); актуализируется когнитивный признак «ценное изображение».

Итак, в анализируемом произведении концепт икона актуализирует следующие когнитивные признаки:

«изображение, украшаемое на праздник»; «предмет культа, настраива-

ющий на нужный лад при общении с Божьей Матерью»; «любимое изображение»; «живописное изображение Бога, Божьей Матери, ангелов, святых угодников, сцен из Священного Писания, являющееся предметом поклонения у верующих»; «изображение, осуществляющее покровительство»; «почитается как относящаяся к миру Бога, святых»; «живописное изображение Бога, святого или святых, являющееся предметом поклонения»; «изображение Бога, святых, внушающее страх»; «живописное изображение Божьей Матери, перед которым следует зажигать лампаду»; «живописное изображение Божьей Матери, являющееся предметом поклонения»; «любимое изображение»; «живописное изображение Божьей Матери, являющееся объектом просьб»; «изображение Божьей Матери, с которым можно разговаривать»; «ценное изображение Божьей Матери, способное исцелять»; «ценное изображение»; «живописное изображение Божьей Матери, осуществляющее покровительство».

В русской национальной концеп-тосфере по данным словарей можно выделить следующие основные когнитивные признаки концепта икона: «живописное изображение Бога, Божьей Матери, ангелов, святых угодников, сцен из Священного Писания, являющееся предметом поклонения у верующих»; «предмет культа, являющийся посредником между молящимся и первообразом»; «предмет поклонения, почитающийся молящимися как святой и настраивающий на нужный лад при общении с Богом, Божьей Матерью, ангелами, святыми»; «предмет религиозного культа, обладающий чудодейственными

свойствами, способностью исцелять» (1, т. 7, 206 - 207).

Индивидуально-авторскими когнитивными признаками концепта икона в языковой картине мира И.С. Шмелева являются те когнитивные признаки, которые невозможно описать на основе анализа материала словарей, их выделение осуществляется только путем исследования произведения И.С. Шмелева. К ним относятся следующие: «изображение, украшаемое на праздник»; «предмет культа, настраивающий на нужный лад при общении с Божьей Матерью»; «любимое изображение»; «изображение, осуществляющее покровительство»; «почитается как относящаяся к миру Бога, святых»; «изображение Бога, святых, внушающее страх»; «живописное изображение Божьей Матери, перед которым следует зажигать лампаду»; «любимое изображение»; «живописное изобра-

жение Божьей Матери, являющееся объектом просьб»; «изображение Божьей Матери, с которым можно разговаривать»; «ценное изображение Божьей Матери, способное исцелять»; «ценное изображение»; «живописное изображение Божьей Матери, осуществляющее покровительство».

Для объективации данных когнитивных признаков используются лексемы икона, иконная, образ, образок, лексемы - имена собственные, обозначающие название праздника, в честь которого была создана икона, лексемы Владычица, Пречистая, ФС Страстная Божия Матерь, а также составные номинации, в которых автор использует лексемы икона и образ в сочетании с именами собственными, называющими святого или праздник, в честь которого создана икона.

Библиографический список

1.Большой академический словарь русского языка: В 17 т. / Гл. ред. К.С. Горбачевич. - М., СПб.: «Наука», 2007.

2. Шмелев И.С. Пути небесные / И.С. Шмелев // Издание 2-е. - М.: «Даръ», 2007. - 848 с.

References

1. Great academy dictionary of Russian language in 17 vol. - Moscow - St.-Petersburg, 2007.

2. Shmelyov I.S. Heavenly ways. - Moscow, 2007. - 848 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.