Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ADAPTATION / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / YOUNGER STUDENTS / PARENTING STYLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яворская С.Ю.

В статье рассмотрены и обобщены результаты эмпирического исследования особенностей психологической адаптации младших школьников в зависимости от типа детско-родительских отношений предпочитаемых в семье. Подробное изучение проблематики осуществлялось посредством разделения выборки испытуемых в соответствии с уровнем психологической адаптации. Уровень адаптации определяется относительно типа детско-родительских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF INTERRELATION OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND TYPE OF CHILD AND PARENTAL RELATIONS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article reviews and summarizes the results of an empirical study of the characteristics of psychological adaptation of younger students, depending on the type of parent-child relationships preferred in the family. A detailed study of the problems was carried out by dividing the sample of subjects in accordance with the level of psychological adaptation. The level of adaptation is determined by the type of parent-child relationship.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.99

Яворская С.Ю. студент 5 курса психолого-педагогический факультет ГБОУ ВО РК « Крымский инженерно педагогический университет» г. Симферополь , Республика Крым , Россия СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены и обобщены результаты эмпирического исследования особенностей психологической адаптации младших школьников в зависимости от типа детско-родительских отношений предпочитаемых в семье. Подробное изучение проблематики осуществлялось посредством разделения выборки испытуемых в соответствии с уровнем психологической адаптации. Уровень адаптации определяется относительно типа детско-родительских отношений.

Ключевые слова: адаптация, детско-родительские отношения, младшие школьники, стили родительского воспитания.

Yavorskaya S. Yu.

5 th year student faculty of psychology and education «Crimean enginnering and pedagogical university» Simferopol , Republic of Crimea , Russia SPECIFICITY OF INTERRELATION OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND TYPE OF CHILD AND PARENTAL RELATIONS OF

YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Annotation. The article reviews and summarizes the results of an empirical study of the characteristics of psychological adaptation of younger students, depending on the type of parent-child relationships preferred in the family. A detailed study of the problems was carried out by dividing the sample of subjects in accordance with the level of psychological adaptation. The level of adaptation is determined by the type of parent-child relationship.

Keywords: adaptation, parent-child relationships, younger students, parenting styles.

Постановка проблемы. На сегодняшний день адаптация ребенка в начальном звене считается особым и сложным периодом в жизни ребенка: им осваивается новая социальная роль ученика, появляется новый вид деятельности - учебная деятельность, изменения затрагивают социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую ребенок начинает включаться, изменяется уклад его жизни.

Наблюдение и диагностика психологов и педагогов показывают, что в рядах первоклассников все чаще появляются дети, которые в силу своих индивидуально-психологических особенностей испытывают трудности в

адаптации к новым для них условиям и требованиям школы. Такие дети лишь частично справляются или не справляются вовсе с режимом работы и учебной программой. Немаловажным фактором считается и поддержка ближайшего окружения в данный период. Чем больше взрослых будут оказывать посильную помощь в этом процессе, тем ребенок успешнее адаптируется в новых условиях[6].

На эффективность адаптации в младшем школьном возрасте влияет множество факторов, в числе которых важная роль принадлежит детско-родительским отношениям. Специфика детско-родительских отношений заключаются в их постоянном и неизбежном изменении по мере взросления ребенка. Тем не менее, большинством исследователей стиль родительского воспитания рассматривается независимо от возраста ребенка и общей социальной ситуации развития данного возрастного периода[2].

Проблема адаптации младших школьников рассматривается в работах Т.И. Бабаевой, Л.И. Божович[1], Л.А. Венгер[3], Л.С. Выготского[4], Г.М. Гуткиной, И.В. Дубровиной[5], Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддъякова, К.Н. Поливановой, Е.О. Смирновой и др. Изучением проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка занимались отечественные и зарубежные психологи, такие как К. Роджерс, Д. Винникотт, М. Кляйн, А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, В.В. Столин, А.Е. Личко и др. В трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а позднее - А.Д. Кошелевой и др. была показана роль авторитетного взрослого (родителя) в развитии личности ребенка.

Целью данной статьи является эмпирического исследования является выделение специфики связи психологической адаптации и типов детско-родительских отношений младших школьников.

Изложение основного материала. В ходе эмпирического исследования нами было предположено, что психологической адаптации младших школьников из семей с различными типами детско-родительских отношений свойственна особая специфика: в семьях, где преобладают благоприятные детско-родительские отношения, психологическая адаптация младших школьников выше, а в семьях с нарушением детско-родительских отношений - уровень психологической адаптации ниже.

Практическая значимость исследования заключается в использовании полученных данных в работе с детьми младшего школьного возраста и их родителями с целью более эффективной социально-психологической адаптации детей к условиям школьного обучения.

В практическом исследовании проблематики принимали участие 30 учащихся первых классов 7-8 лет. Исследование состояло из двух этапов: диагностика уровня психологической адаптации к школе, на основании которого дети были разделены на три группы: высокий, средний и низкий уровень психологической адаптации; определение связи уровня психологической адаптации к школе с детско-родительскими отношениями.

Исследуя особенности мотивационного компонента деятельности младших школьников в выборке испытуемых было выявлено, что 50%

первоклассников имеют положительное отношение к школе, у 27% -положительное, но с преобладанием игровой мотивации и предпочтением игровой деятельности, у 23% - негативное.

Оценивая адаптированность ребенка к школе было определено, что полная адаптация к школе проявляется у 46% первоклассников, дезадаптация - у 27%, а неполная адаптация - у 27% младших школьников.

На основании проведенных диагностических процедур выборка испытуемых была разделена на 2 группы, в зависимости от уровня адаптированности и мотивации младших школьников в условиях образовательного пространства. Безусловно, данное разделение условно, так как психологическая адаптация младших школьников включает не только особенности адаптированности и учебной мотивации, однако данный анализ был проведен с целью выделения общего понимания адаптации младших школьников в аспекте дальнейшего изучения взаимосвязи детско-родительского взаимодействия.

Следующий этап дал основание изучить основные параметры детско-родительского отношения, определяемые диагностическим инструментарием настоящего исследования. Результаты изучения типов семейного метода воспитания выявили: по шкале принятие у группы 1 - 25,9%, у группы 2 -9,7%, что свидетельствует об эмоциональном отношении к ребёнку; по шкале кооперация у группы 1 - 5,3%, у группы 2 - 5,3%, говорит о том, что родители дошкольников с высоким уровнем стараются меньше помогать своему ребёнку; по шкале симбиоз у группы 1 - 6,9% и 2 по - 6,1%, а это свидетельствует о межличностной дистанции в общении с ребёнком; по шкале контроль у группы 1 по -4,9% и 2 по 5,5%, отражает контроль за поведением ребёнка, ; по шкале отношений к неудачам среди родителей детей, адаптированных к школе находятся в пределах средних значений и таким образом нередко интересы ребенка в этой группе кажутся несерьезными .

Таким образом, анализ полученных данных показал, что родители уважают индивидуальность ребёнка, любят его таким, какой он есть, что видно по шкале принятие у школьников с высоким и средним уровнем психологической адаптации, а родителям школьников с низким уровнем это менее характерно.

Социально-желательный образ родительского отношения в группе 1 -38%, говорит о том, что родители стараются помогать и сочувствовать ребёнку. Они высоко оценивают его творческие и умственные способности, испытывают за него особое чувство гордости. Он выше также у родителей и 2 группы - 33%.

Семьи, где родители следят за социальными победами своего ребенка, начинают требовать полного социального успеха во всем, уровень требований возрастает, они выступают в виде запретов 19% и наказаний 9%, у таких детей уровень психологической адаптации ниже. Семьи, где родители предъявляют меньше требований к ребёнку у них минимальные санкции, они больше уповают на поощрение 47%, у таких уровень выше.

Оценивая детские рисунки, можно сделать следующий вывод: у детей, с низким уровнем психологической адаптации проявляются такие особенности как снижение самооценки - дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов (4 ребенка), либо не рисуют вообще (1 ребенок). Причинами отсутствия ребенка на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место».

Два младших школьника выражают большую потребность в общении -в свои рисунки они добавляют животных, родственников, не проживающих с ними (дядя, тетя). Также из результатов методики видно, что в семьях у детей с низкой психологической адаптацией нарушен эмоциональный контакт с родителями - на восьми рисунках члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга). На одном из рисунков изображены четыре человека: мама, ребенок, дедушка и папа. Каждый из них занят своим делом: ребенок изображен анфас (в верхней части листа), а остальные члены семьи в профиль. Дедушка, при этом нарисован в танке, отвернут от других членов семьи (в верхней части листа), папа в машине, тоже отвернут от семьи (в нижней части листа), а мама смотрит телевизор (в нижней части листа). Все изображены на одном рисунке, но при этом их ничего не связывает. Из этого можно сделать вывод о том, что в этой семье каждый предназначен сам себе. Эмоциональный контакт, межличностные отношения в семье нарушены.

Дети со средним и высоким уровнем психологической адаптации рисуют всех членов семьи, дети рисуют себя рядом с семьей, следовательно, семейные отношения более благоприятные. Признаков тревожности меньше, чем в группе детей с низким уровнем психологической адаптации. Рисунки детей отличаются позитивностью, красочностью, цельностью и правильностью изображения фигур людей.

Исходя из исследования особенностей мотивации, выявилось, что дети с низким уровнем социально-психологической адаптации чаще в рисунках используют штриховку и стирание, рисуют себя одного и в рисунках отмечаются признаки неблагополучия. Детям с высоким и средним уровнем психологической адаптации характерно использование в рисунке ярких цветов, присутствуют все члены семьи, признаки неблагополучия встречаются в семьях, где нарушена семейная структура (родители в разводе или отсутствует отец).

Выводы. Младший школьный возраст характеризуется высоким уровнем активности и познавательной деятельности, дети требуют к себе повышенного внимания, они активно осваивают школьную программу, самостоятельно рассуждают и примеряют себя к социуму. Социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста определяется его ролью ученика, который во взаимодействии с учителем овладевает необходимыми знаниями и навыками в ситуации, регламентирующей поведение ребенка. С поступлением в школу ребенок включается в новые для

него виды деятельности и системы межличностных отношений. Для младшего школьника ведущей деятельностью является учебная деятельность, с момента поступления в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Кроме того, учебная деятельность является социально значимой, социально оцениваемой деятельностью ребенка. Ребенок впервые в своей жизни занят делом, которое является важным, значимым для общества, успехи младшего школьника в его деятельности получают социальную оценку.

Использованные источники:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Божович Л.И. - СПб.: Знание, 2012. - С. 89.

2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / А.Я. Варга. - Москва, 1986. - С. 52.

3. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к школьному обучению / А.Л. Венгер. - М.: Педагогика, 1985. - С. 49.

4. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии [Текст] // Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. -675с.

5. Дубровина, М.В. Индивидуальные особенности школьников [Текст] / Дубровина М.В. - М.; «Просвещение», 1975. - 365с.

6. Ульянова, Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении / Т.Л. Ульянова //ст. журнала «Начальная школа», 1996. - № 7. -С.14-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.