3. Дудин М.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: КноРус, 2014. 254 с.
4. Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учебное пособие. Изд.-торговая корпорация «Дашков и К°». Москва: Дашков и К°, 2014.
СПЕЦИФИКА ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Воронин Н.В. Email: [email protected]
Воронин Никита Вячеславович - магистрант, финансово-экономический факультет, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Аннотация: в данной статье дано определение стратегии развития организации, а также обоснована её необходимость. Представлены основные направления деятельности предприятия, которые определяются при разработке стратегии развития. Кроме того, рассмотрены требования и критерии к разработке эффективной стратегии развития организации. Наряду с необходимостью осуществления финансовых и временных затрат на разработку стратегии развития предприятия показана важность информационного и интеллектуального обеспечения.
Ключевые слова: разработка стратегии развития, стратегия развития организации, требования к стратегии.
SPECIFICS OF THE CHOICE OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE ORGANIZATION Voronin N.V.
Voronin Nikita Vyacheslavovich - Undergraduate, FACULTY OF FINANCE AND ECONOMICS, ORENBURG STATE UNIVERSITY, ORENBURG
Abstract: in this article definition of the development strategy of the organization is given and also its need is proved. The main activities of the enterprise which are defined when developing the development strategy are presented. Besides, requirements and criteria to development of the effective development strategy of the organization are considered. Along with need of implementation of financial and time expenditure on development of the development strategy of the enterprise, importance of information and intellectual support is shown.
Keywords: development strategy, organization development strategy, requirements to strategy.
УДК 338.984
Главная цель любого коммерческого предприятия - получение прибыли. Максимизация прибыли обеспечивается экономическим развитием и эффективной деятельностью предприятия, достижению которых способствует наиболее полная реализация потенциала используемых в производстве ресурсов. Реализация полного потенциала ресурсов производства возможно лишь при правильном выборе стратегических ориентиров.
Стратегия - это основное укрупненное направление деятельности. Она позволяет определить [1]:
- целевые сегменты потребителей, которые предполагается освоить;
- характер коммуникаций и каналов распределения, необходимых для выхода на новые перспективные рынки
- преимущества, отличающие планируемые меры от мероприятий конкурентов;
- варианты инновационного и инвестиционного развития;
- изменение структуры и систем управления, варианты реорганизации предприятия (например, поглощение, присоединение, выделение, разделение, смена организационно-правовой формы).
Стратегические решения достаточно сильно отличаются от оперативных и тактических мер. Так, они должны быть инновационными, многопрофильными, учитывать долгосрочный период и вероятностный характер реализации, затрагивая различные стороны деятельности предприятия для обеспечения его реальных конкурентных преимуществ в целом [2].
При формировании стратегии разрабатывается также система мер по реализации долгосрочных целей, это позволяет предприятию составить более ясную картину своей будущей деятельности, в том числе:
- выделить основные направления деятельности и определить конкретные действия по развитию предприятия;
- учесть возможные изменения результатов направлений деятельности предприятия, а также изменения состава потребителей, ассортимента, цен, затрат на производство и реализацию продукции;
- определить сегмент наиболее выгодных потребителей и партнеров на долгосрочную перспективу;
- выявить направления роста конкурентоспособности предприятия, способы противодействия конкурентам и концентрации ресурсов;
- оценить риск принимаемых решений, прогнозировать и нивелировать возможные потери.
Стратегическое планирование всегда ориентировано на будущее предприятия, на прогнозируемые изменения рынка, внешних возможностей, а также внутренних возможностей предприятия. Стоит помнить, что всегда велика вероятность совершения событий, реализация которых зависит от не контролируемых предприятием факторов, ввиду чего особенно важно закладывать возможность гибкости в принимаемые решения, делать их максимально адаптируемыми к труднопрогнозируемым условиям производства и продаж.
Рыночный характер экономики сделал необходимым изменение сложившихся ранее стереотипов хозяйствования и характера управления. В первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятий [3].
Соответствие основным принципам стратегического управления - главный критерий определения качества стратегического управления, оно будет тем качественнее, чем четче соответствует следующим принципам:
1. Принцип научно-аналитического прогнозирования и разработки стратегии [1]. Для формирования стратегического решения недостаточно только пожеланий менеджмента предприятия и субъективного предвидения. Необходим тщательный ретроспективный анализ деятельности организации, общей ситуации, складывающейся на рынке данного вида деятельности и динамики их изменения. Необходим также прогноз, причем в виде разработки нескольких сценариев развития предприятия в краткосрочном и долгосрочном временных периодах.
Эффективно работающие и обоснованные стратегии могут быть разработаны лишь на базе грамотного анализа с выявлением основных факторов, определяющих развитие организации, и наиболее вероятных тенденций их изменения, путем
установления основных причин и механизмов, способных оказать на них существенное влияние.
2. Принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития организации [1]. На развитие организации оказывают влияние две группы факторов: внешние и внутренние. Виду чего, стратегические решения, при принятии которых были учтены только факторы одной группы - внешние или внутренние, будут неизбежно недостаточно систематичны, не будут соответствовать действительным потребностям предприятия, они будут ошибочным решениями. Стоить помнить: стратегические решения должны максимально соответствовать действительности, в которой они будут реализовываться, они должны быть максимально эффективными в силу их особой важности, в силу того, что за ними стоят направления развития и последующие результаты деятельности организации в целом, дальнейшая её деятельность на рынке, а вместе с тем судьбы многих работников.
3. Принцип соответствия стратегии и тактики управления организацией [1]. Однозначно утверждать, что стратегия имеет большую значимость для предприятия, чем тактика - невозможно. Впрочем, неправильно было бы и утверждать обратное. Больше всего соответствует действительности утверждение о том, что их роли в обеспечении успешной деятельности предприятия распределяются одинаково, то есть необходимы и выверенная стратегия, и эффективная тактика. При этом успешность возможна лишь при условии, что тактика организации соответствует ее стратегии, а формирование стратегии учитывает реальные возможности решения тактических задач.
4. Принцип приоритетности человеческого фактора [1]. При разработке стратегии развития предприятия важно учитывать фактор наличия у управляющего персонала, который будет руководить реализацией решений, принятых в рамках стратегии, соответствующих знаний и навыков. Также главенство человеческого фактора выражается и в том, что деятельность фирмы в конечном итоге направлена на удовлетворение рыночного спроса, формируемого потребителями.
5. Принцип определенности стратегии и организации стратегического учета и контроля [1]. Менеджмент на всех уровнях, а также сотрудники организации должны понимать какие задачи перед ними ставит руководство, какой вклад они могут внести в следование стратегии развития предприятия, ввиду чего необходимо, чтобы стратегия имела конкретную формулировку и однозначную трактовку.
6. Принцип соответствия стратегии организации имеющимся ресурсам [4]. Если ресурсов организации недостаточно для реализации выбранной стратегии недостаточно или их набор вовсе не соответствует данной стратегии, то формирование такой стратегии не принесет никакой практической пользы - её будет невозможно реализовать. Под ресурсами, в данном случае, следует понимать наравне с сырьем, материалами, комплектующими, энергией, также и персонал, информацию, деловых партнеров, имидж и т.д.
На стадии выработки стратегии не всегда возможно точно оценить ресурсы, которыми может располагать организация в будущем. Однако прогнозные оценки обязательно должны иметь место. Только будучи уверенным в том, что необходимые для достижения поставленных стратегических целей ресурсы окажутся в распоряжении организации, можно приступать к работе по их реализации.
7. Принцип соответствия стратегии организации имеющимся технологиям [4]. Достижение главной цели, реализация крупных проектов возможны, только при условии, что организация располагает технологиями, с помощью которых будет возможно решить конкретные задачи на пути следования стратегической цели.
При разработке стратегии организации помимо материальных и финансовых затрат и затрат времени, следует учесть, что большое значение имеют информационные и интеллектуальные ресурсы. Разработка и реализация стратегических решений требуют наличия большого, максимально приближенного к полной, объема информации. Такая информация собирается, систематизируется и
анализируется в течение всего времени функционирования фирмы. Отсутствие информации делает невозможным формирование эффективной стратегии. Информационные ресурсы организации, в свою очередь, тесно связаны с интеллектуальными. Организация должна располагать кадрами, деловых навыков которых будет достаточно, чтобы определить тенденции развития внешней среды, перспективы того или иного бизнеса, сформулировать направления развития организации, обосновать необходимость концентрации средств в стратегических целях.
Особое внимание следует уделить организационно-структурному стратегическому потенциалу организации. Упрощенные организационные структуры предприятия, в большинстве случаев, перегружают высшее руководство решением текущих задач, не позволяя в должной степени сосредоточиться на стратегических проблемах организации. С учётом распространенного нежелания и неумения делегировать права с подчиненным, многим руководителям объективно не хватает стратегической направленности действий [5].
Обладание стратегическими по сути ресурсами позволяет экономическому субъекту принципиально определить характер их использования во взаимоотношениях с внешней средой предприятия. Стратегически активное предприятие должно направленно воздействовать на среду, изменяя и приспосабливая ее к реализации стратегии, создавая условия для достижения стратегических целей [5].
Таким образом, для выбора стратегии необходимым является изучение деятельности предприятия с целью объективной оценки результатов и выявления возможностей дальнейшего его повышения эффективности.
Список литературы /References
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. 2-е изд. / О.С. Виханский. М.: Гардарика, 2015. С. 83-84.
2. Зайцев А.П. Стратегический менеджмент в современных условиях / А.П. Зайцев. М.: ИНФРА, 2015. С. 186.
3. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии / И.А. Дубровин. М.: Дашков и К, 2013. С. 203-205.
4. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / А.Н. Фомичев. М.: Дашков и К, 2014. С. 281.
5. Стерлин А.Р. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях: опыт развития и новые явления / А.Р. Стерлин. М.: Наука, 2013. С. 157-159.