Научная статья на тему 'Процесс разработки стратегии развития организации'

Процесс разработки стратегии развития организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2812
547
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / ORGANIZATION DEVELOPMENT STRATEGY / STRATEGY DEVELOPMENT STAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Никита Вячеславович

В данной статье дано определение стратегии развития организации, а также обоснована её необходимость. Кроме того, представлена группировка всего многообразия стратегий по М. Портеру. Представлен процесс формирования стратегии развития организации по этапам. Дано подробное описание этапов формирования стратегии развития организации. Отражены механизмы, посредством которых стратегия будет реализовываться на практике, а также конкретные подходы и методики для выбора правильного вектора стратегического развития организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS OF DEVELOPMENT STRATEGY OF THE ORGANIZATION

This article defines the development strategy of the organization, as well as justifies its necessity. In addition, the grouping of the whole variety of strategies according to M. Porter is presented. The process of formation of the organization's development strategy in stages is presented. Given the detailed stages of the formation strategy of the organization. It reflects the mechanisms through which the strategy will be implemented in practice, as well as specific approaches and methods for choosing the right vector of strategic development of the organization.

Текст научной работы на тему «Процесс разработки стратегии развития организации»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Воронин Н.В. Email: Voronin666@scientifictext.ru

Воронин Никита Вячеславович - магистрант, финансово-экономический факультет, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Аннотация: в данной статье дано определение стратегии развития организации, а также обоснована её необходимость. Кроме того, представлена группировка всего многообразия стратегий по М. Портеру. Представлен процесс формирования стратегии развития организации по этапам. Дано подробное описание этапов формирования стратегии развития организации. Отражены механизмы, посредством которых стратегия будет реализовываться на практике, а также конкретные подходы и методики для выбора правильного вектора стратегического развития организации.

Ключевые слова: разработка стратегии развития, стратегия развития организации, этапы разработки стратегии развития.

PROCESS OF DEVELOPMENT STRATEGY OF THE ORGANIZATION Voronin N.V.

Voronin Nikita Vyacheslavovich - Undergraduate, FACULTY OF FINANCE AND ECONOMICS,

ORENBURG STATE UNIVERSITY, ORENBURG

Abstract: this article defines the development strategy of the organization, as well as justifies its necessity. In addition, the grouping of the whole variety of strategies according to M. Porter is presented. The process of formation of the organization's development strategy in stages is presented. Given the detailed stages of the formation strategy of the organization. It reflects the mechanisms through which the strategy will be implemented in practice, as well as specific approaches and methods for choosing the right vector of strategic development of the organization.

Keywords: development strategy, organization development strategy, strategy development stages.

УДК 338.984

Стратегия необходима для определения вектора развития предприятия, и для обеспечения его целостности. Вследствие этого, стратегический подход к развитию находит широкое распространение во многих организациях. Современный рынок характеризуется высоким уровнем неопределенности, что в свою очередь побуждает управленческий персонал к разработке гибких стратегий развития организаций.

Стратегия — это выбор направления деятельности; во-вторых, как обобщение предпринимаемых ранее действий, которые могут быть использованы для поиска новых направлений. Также существует пять значений термина «стратегия»: план, ловкий маневр, принцип поведения, позиция, перспектива [1]. В самом общем виде стратегический менеджмент можно представить, как процесс планирования, определения и осуществления деятельности организации в долгосрочной перспективе.

При всем многообразии стратегий М. Портер сгруппировал их в три группы: «стратегии лидерства по издержкам, дифференцирования, фокусирования

(концентрации), которые называют базовыми конкурентными стратегиями» [1]. Однако успешно работающие фирмы придерживаются большего числа возможных конкурентных стратегий или их комбинации. При практическом применении базовых конкурентных стратегий необходимо придерживаться правила — из четырех стратегий на конкретном сегменте рынка конкретного продукта может применяться только одна. Разработка стратегии состоит из следующих этапов [1, 2]:

1. Определение функциональных областей

Как отмечают исследователи, стратегия является наиболее общим планом деятельности компании, которая в свою очередь позволяет достичь целей организации. Для достижения целей деятельности организации необходимо планирование деятельности всех элементов организации, к ним можно отнести логистику, маркетинг, производств, кадровую деятельность, коммерческую деятельность и др. Оценка состояния и эффективности функционирования действующей системы коммуникации должно происходить с учётом осуществления операционной деятельности и программ инвестиционного развития.

2. Определение миссии и целей

Следующим шагом является определение целей. Если цели уже определены, на данном этапе можно сэкономить и время, и финансы. Так в процессе целеполагания могут одновременно быть определены целевые клиентские и продуктовые сегменты, а значит алгоритмы расчёта целевых показателей, происходит конкретизация целевых показателей через систему основных показателей хозяйственной деятельности. Также стоит учитывать стратегические альтернативы, которые вырабатываются одними их прикладных методов маркетинговых исследования, наибольшую известность получил метод SWOT-анализы. На основании данного метода анализируются сильные и слабые стороны компании, а также соответствующие возможности и угрозы внешней среды [3]. Подробней данные пункты рассмотрим далее.

3. Диагностика

В ходе диагностики составляется список сильных и слабых сторон предприятия, данный список может быть составлен как сотрудниками предприятия, так и внешним консультантом, который непосредственно разрабатывает стратегию.

4. Исследование внешней среды

Анализ внешней среды позволяет составить исчерпывающий список факторов, которые не только влияют на предприятие в частности, но и на отрасль в целом. Что соответственно обуславливает необходимость их учета в процессе разработки стратегии.

5. SWOT-анализ

SWOT-анализ выступает в роли инструмента по структурированию информации о состоянии организации на рынке. Исходя из качества соответствия сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами, делается вывод об оценке стратегических альтернатив. Выделение расходов на стратегию должно происходить в рамках планов инвестиционного развития предприятия (развитие сети, диверсификация деятельности).

6. Реализация стратегии

После разработки стратегии необходимо также спланировать механизм ее реализации, в противном случае практической значимость от стратегии не будет. Создание детального плана реализации не входит в стандартную процедуру стратегического планирования, но тем не мене шаги по реализации должны быть прописаны в стратегии.

В связи с этим существуют конкретные подходы и методики для выбора верного направления стратегического развития. Методики разработки стратегии могут быть:

- формальными — чаще всего матричными, основанными на математическом анализе;

- неформальными — основанными на творческом, интуитивном подходе [4, с. 115-116].

Чаще всего используется применение формальных методов, всевозможных матриц, так как они наиболее полно отражают позицию предприятия вод влиянием внутренней и внешней среды, или же в их совокупности.

Матрицы можно представить следующими видами:

1) Матрица И. Ансоффа применяется для разработки стратегий в условиях растущего рынка. Она отображает возможные расхождения на предприятии между развитием реальным и планируемым;

2) Модель М. Портера используется при установлении связей между доходностью предприятия и долей рынка. Она ориентируется по медленно растущим рынкам и уделяет огромное внимание предприятиям-конкурентам [3, с. 92].

В организационно-технологическом плане процесс формирования стратегии проходит те же стадии управления, что и любой другой объект управления, и на любом уровне, а именно:

1) этап оценки;

2) определение направлений развития;

3) непосредственно формирование плановых параметров динамики объекта;

4) организация контроля (мониторинг) за реализацией принятых решений и (при необходимости) их корректировка. Важным условием эффективной реализации стратегии организации является ответственность за реализацию плана и контроль за его выполнением, которую, как правило, несут маркетинговые службы.

Таким образом, перечисленные выше моменты обуславливают возможность разработки стратегии, как сотрудниками организации, так и с участием привлечения внешнего консультанта.

При проведении оперативного контроля она должна отслеживать выполнение целей и задач, функциональных элементов стратегии, успешности реализации выбранных стратегических решений. Дробышева Л.А. [5, с. 84] выделяют четыре стадии функции контроля:

- формулирование целей контроля; - количественное измерение результатов;

- анализ результатов деятельности, поиск причин любых отклонений от запланированного;

- корректирующие действия для устранения несоответствия между поставленными задачами и их исполнением.

Для этого может применяться программа действий и пересмотр ранее сформулированной системы целей. Таким образом, этапы создания и развития и стратегией организации являются непрерывным процессом, поэтому процесс реализации стратегии регулярно сопровождается проверкой правильности реализуемой миссии, видения и целей и — в случае необходимости — очередным «запуском» цикла стратегии.

Формирование и реализация соответствующей стратегии реализуема при использовании всех механизмов управления ресурсами организации.

Процесс управления стратегией требует формирования эффективной системы аппарата управления, адаптированного к современным условиям хозяйствования и изменениям на микро- и макроуровне, и является наиболее важным аспектом деятельности организации, который позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с развитием предприятия.

Список литературы /References

1. ПортерМ. Конкуренция: учебник. М.: Вильямс, 2015. 608 с.

2. Бойд - мл. Х. Маркетинговая стратегия. Курс МВА/ М.: Вершина, 2006. 496 с.

3. Дудин М.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: КноРус, 2014. 254 с.

4. Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учебное пособие. Изд.-торговая корпорация «Дашков и К°». Москва: Дашков и К°, 2014.

СПЕЦИФИКА ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Воронин Н.В. Email: Voronin666@scientifictext.ru

Воронин Никита Вячеславович - магистрант, финансово-экономический факультет, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Аннотация: в данной статье дано определение стратегии развития организации, а также обоснована её необходимость. Представлены основные направления деятельности предприятия, которые определяются при разработке стратегии развития. Кроме того, рассмотрены требования и критерии к разработке эффективной стратегии развития организации. Наряду с необходимостью осуществления финансовых и временных затрат на разработку стратегии развития предприятия показана важность информационного и интеллектуального обеспечения.

Ключевые слова: разработка стратегии развития, стратегия развития организации, требования к стратегии.

SPECIFICS OF THE CHOICE OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE ORGANIZATION Voronin N.V.

Voronin Nikita Vyacheslavovich - Undergraduate, FACULTY OF FINANCE AND ECONOMICS, ORENBURG STATE UNIVERSITY, ORENBURG

Abstract: in this article definition of the development strategy of the organization is given and also its need is proved. The main activities of the enterprise which are defined when developing the development strategy are presented. Besides, requirements and criteria to development of the effective development strategy of the organization are considered. Along with need of implementation of financial and time expenditure on development of the development strategy of the enterprise, importance of information and intellectual support is shown.

Keywords: development strategy, organization development strategy, requirements to strategy.

УДК 338.984

Главная цель любого коммерческого предприятия - получение прибыли. Максимизация прибыли обеспечивается экономическим развитием и эффективной деятельностью предприятия, достижению которых способствует наиболее полная реализация потенциала используемых в производстве ресурсов. Реализация полного потенциала ресурсов производства возможно лишь при правильном выборе стратегических ориентиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.