Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ'

СПЕЦИФИКА ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДРОСТОК / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / "ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шойимова Ш.

Авторы размышляют о трудностях переходных периодов развития детей. Возрастные особенности находятся в нерасторжимом единстве с индивидуальными особенностями. Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте - психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF AGE PERIODIZATION AND THE INTERACTION OF THE TEACHER WITH STUDENTS

The authors reflect on the difficulties of the transition periods of children's development. Age features are in indissoluble unity with individual characteristics. The main tumors in adolescence are: the conscious regulation of their actions, the ability to consider feelings and interests of others and focus on them in their behavior; in the senior school age - psychological readiness to personal and professional self-determination.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ»

пути изучения. / Е.В. Кулакова Дис. канд. пед. наук (СПбГУКИ). СПб. 2000.

3. Минкина В.А., Брежнева В.В. Информационная культура специалиста и проблемы её формирования / В.А. Минкина, В.В. Брежнева. Современное библиотечно- библиографическое образование: Учебные тетради. Вып. 3.-СПб.: СПбГУКИ, 2005. - С.121-126.

4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество /П.А.Сорокин. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

Шойимова Ш., к.п.н.

доцент

кафедра иностранных языков, педагогики и психологии

Шойимова Ш. ст. преподаватель кафедра языков Академический лицей Ташкентский педиатрический медицинский институт

Узбекистан, г. Ташкент Shoyimova Shohista

Ph. D., associate Professor of foreign languages, pedagogics and psychology of

Tashkent pediatric medical Institute Shoyimova Shoira

St. lecturer, Department of languages Academic Lyceum at the Tashkent

pediatric medical Institute Tashkent, Uzbekistan СПЕЦИФИКА ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ THE SPECIFICITY OF AGE PERIODIZATION AND THE INTERACTION OF THE TEACHER WITH STUDENTS Аннотация. Авторы размышляют о трудностях переходных периодов развития детей. Возрастные особенности находятся в нерасторжимом единстве с индивидуальными особенностями. Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте - психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

Abstract. The authors reflect on the difficulties of the transition periods of children's development. Age features are in indissoluble unity with individual characteristics. The main tumors in adolescence are: the conscious regulation of their actions, the ability to consider feelings and interests of others and focus on them in their behavior; in the senior school age - psychological readiness to personal and professional self-determination.

Ключевые слова. Психологическое развитие, подросток, возрастные

особенности, «зона ближайшего развития».

Keywords. Psychological development, teen, age peculiarities, the "zone of proximal development".

Чтобы эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность, для педагогов, также как и для родителей, проблема изучения кризисов в различные возрастные периоды учащихся остается актуальной. Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период. Процесс индивидуального развития каждого ученика происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это вместе взятое составляет условия психологического развития ученика.

Возрастные показатели психического развития, в отличие от показателей физического развития, очень изменчивы, колеблются в очень широких пределах. Возрастные особенности находятся в нерасторжимом единстве с индивидуальными особенностями. Во - первых, возрастные особенности преходящи, индивидуальные особенности более стабильны. Во - вторых, возрастная особенность обладает тенденцией к проявлению в поведении всех без исключения представителей того или иного возрастного этапа в развитие. Индивидуальная же особенность распределяется в гораздо меньшем круге представителей данного возраста. Как предлагают Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова, «возрастные особенности всегда существуют в форме индивидуальных вариантов развития». [4]

Л.С.Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности существуют как наиболее типичные, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям. Мне представляется, что в основе наиболее благоприятных психолого-педагогических условий лежит реализация в работе с детьми всех возрастов принципа «зоны ближайшего развития». [2, С. 201]

Взрослый человек (родитель, воспитатель, учитель) задает (создает) «зону ближайшего развития», организуя ведущую деятельность ребенка, обеспечивающую развитие основных психологических новообразований на данной ступени онтогенеза. И следует сказать, что в психологической теории и психолого-педагогической практике достаточно полно и четко отработаны содержание, методы и формы организации ведущей деятельности: для дошкольного возраста - игровой, а для младшего

школьного - учебной. А вот с организацией ведущей деятельности или необходимых условий психического и личностного развития в подростковом и старшем школьном (раннем юношеском) возрасте дело обстоит и сложнее, и неопределеннее.

«Зона ближайшего развития» подростков и старшеклассников предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни. [2, С. 202]

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте - психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению. Но для того чтобы эти качества развивались, они должны быть «заложены», воспитаны. Развитие не может происходить «из ничего», новообразования не возникают сами по себе, они являются итогом собственного опыта ребенка, полученного им в результате активной включенности в выполнение самых разных форм общественно полезной деятельности: учебной, спортивной, художественной, производственно-трудовой и др. При этом школьники вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми, что формирует у них способности строить общение с окружающими в зависимости от различных задач и требований жизни, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе.

В школе никто не занимается специальной организацией деятельности общения. Это важнейшее условие развития личности пущено на самотек: как у кого из подростков оно сложится или не сложится - взрослых мало волнует, главное, чтобы дети учили уроки. Поэтому перед психологом-педагогом встает сложнейшая задача: специально организовать ведущую для подросткового и старшего школьного возраста деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия - детей друг с другом, детей и взрослого. Одно из возможных решений этой задачи -разработка психологом-педагогом или использование им имеющихся в психологической литературе личностных развивающих программ, способных помочь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее. Наиболее эффективно реализуются эти

программы в групповых формах работы, что объясняется не только той особой ролью, которую в указанном возрасте играет общение со сверстниками, но и широко доказанной сегодня продуктивностью этих форм психологической работы.

Отметим возможные трудности иного рода, связанные с личностью психолога: только высокий нравственный уровень и личностная зрелость психолога способны создать почву для развития личности и индивидуальности учащихся; только высокий профессионализм психолога позволит ему не навязывать ребенку своих взглядов, не стараться (хотя бы и невольно) воспитать ребенка по своему образу и подобию, а способствовать развитию психологических образований, обеспечивающих возникновение и укрепление собственных взглядов, мнений, оценок, переживаний, отношений и стремлений школьника. [3, С. 91]. Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Поэтому, индивидуальные различия и особенности, необходимо учитывать в процессе обучения.

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.

Использованные источники:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2000. - 624 стр.

2. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие - М.: Академия, 2002. - 330 стр.

3. Макрушина О.П. Взаимодействие школьного педагога-психолога с подростками и старшеклассниками //Вопросы психологии. - 2005. - №12 -С.89-92

4. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М.: Педагогика, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.