Научная статья на тему 'Развитие школьной мотивации у подростков'

Развитие школьной мотивации у подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4090
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ПОДРОСТОК / MOTIVATION / EDUCATIONAL ACHIEVEMENT / TEENAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емелева Олеся Сергеевна

В статье рассматриваются особенности школьной мотивации у подростков, факторы развития школьной мотивации, особенности подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TEENAGERS' SCHOOL MOTIVATION

The article considers features of teenagers' school motivation, factors affecting the development of school motivation and developmental age peculiarities.

Текст научной работы на тему «Развитие школьной мотивации у подростков»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

О.С. Емелева Тюменское президентское кадетское

училище

РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности школьной мотивации у подростков, факторы развития школьной мотивации, особенности подросткового возраста.

Ключевые слова: мотивация, школьная успеваемость, подросток.

O.S. Emeleva

DEVELOPMENT OF TEENAGERS' SCHOOL MOTIVATION

Annotation. The article considers features of teenagers' school motivation, factors affecting the development of school motivation and developmental age peculiarities.

Keywords: motivation, educational achievement, teenager.

Одно из центральных новообразований периода подросткового возраста - чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личного достоинства. Сравнивая себя с взрослым, подросток не видит никакой разницы. Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Это переживание очень важно для развития личности в подростковом возрасте. Оно стимулирует активность подростка, направленную на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с его точки зрения, подтверждают представление о нем

как о взрослом. Чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие, по их мнению, взрослого человека и воплощенные в существующих у них образцах «настоящего мужчины» и «идеальной женщины». Они хотят участвовать в делах, которые впервые оказываются им доступны и где они могут проявить свои новые возможности.

В этот период снижается школьная мотивация, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, формируются зрелые формы учебной мотивации, происходит переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, переход к иному отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл. Адекватным мотивом учебной деятельности в среднем школьном возрасте выступает мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком. Этим же определяется интерес школьников ко всем формам групповой работы. Благоприятными для учебной деятельности особенностями мотивации в этом возрасте являются увеличение широты и разнообразия интересов, возрастание их определенности и устойчивости. Для подростка интереснее то, что посложнее. Интересны творческие задачки, где можно проявить личную инициативу, показать, на что он способен.

Г.И. Щукина подчеркивает, что у значительной части школьников познавательный интерес направлен на практическое использование знаний. Познавательный интерес этих школьников часто связан со склонностью к практической, трудовой деятельности, ценности которой для формирования интереса к познанию велики, но далеко еще не изучены [8].

Говоря о связи учебной мотивации и школьной успеваемости, следует отметить, что школьники, у которых развиты познавательные мотивы учения, имеют, как правило, хорошую школьную успеваемость. Они сохраняют стойкий интерес к учебе, даже если попадают в неблагоприятные условия. Такие школьники более осознанно относятся к учебе, у них преобладает мотивация достижения успеха и высокий уровень притязаний.

Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабее; у них выражен мотив «избегания неприятностей» и уровень притязаний невысок [5]. Однако высокая школьная успеваемость не обязательно обусловлена высоким уровнем развития познавательных мотивов. Хорошая учеба может быть обеспечена за счет развитых социальных мотивов (прежде всего мотива долга

116

Вестник КГУ, 2017. № 1

и ответственности) и мотива престижа. Помимо субъективных особенностей самих учеников мотивация определяется спецификой образовательного учреждения, организацией образовательного процесса, субъективными особенностями педагога и, прежде всего, его отношением к ученику, своеобразием учебного предмета. Интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеет подача учителем материала, умение увлекательно и доходчиво объяснять его. Это активизирует интерес у учащихся, усиливает познавательную мотивацию.

Для того чтобы заинтересовать учащихся преподаваемым предметом, учитель должен хорошо владеть учебным материалом, быть в курсе последних достижений науки в своей предметной области, иметь хорошую методическую подготовку. Учитель, любящий свой предмет, умеет увлечь им и своих учеников. Не менее значимую роль в формировании учебной мотивации играет характер взаимоотношений между учителем и учащимися. Позитивное отношение к учителю способствует формированию интереса и к преподаваемому им предмету.

В своем исследовании В.Л. Грабал подчеркивает, что способ общения между учителем и учеником оказывает значительное влияние на качество мотивации учебной деятельности. Автор выделяет два типа учителей: учителя, которые в ходе оценки пользуются главным образом групповой нормой, оценивают деятельность учащихся в узком интервале времени. Они рассматривают достижения ученика в сравнении с существующим уровнем достижений класса. При таком отношении у слабых учеников актуализируется потребность избежать неуспеха, а у более сильных - потребность вообще не актуализируется; учителя, которые используют индивидуальные нормы при оценке учащихся. Достижения учащихся они рассматривают в сопоставлении с их предыдущими достижениями. Это уменьшает боязнь неуспеха, страх перед опросом, у более слабых учеников появляется вера в собственные силы, собственный успех [2].

Если поведение учителя постоянно во времени, если ученик в основном согласен с ним, то поведение учителя превращается в важный моти-вационный фактор (положительный или отрицательный), влияющий не только на актуальные достижения учащихся, но и на развитие мотивации достижения в будущем. Важной составляющей формирования мотивации учения является целе-полагание. Понимание учащимся целей учебной деятельности, нахождение в учении личностного смысла способствует формированию учебно-значимой мотивации: «Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставят в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и вну_т р е н н е п р и н яты , то е с_т ь ч т о б ы о н и приобрели СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 13

значимость для учащегося» [7].

Подросток, в отличие от младшего школьника, не только подчиняет свое поведение цели, заданной учителем, но и может самостоятельно ставить цели, планировать свою работу: как учебную, так и внеклассные и внешкольные виды деятельности. Подросток умеет ставить гибкие цели, меняющиеся в зависимости от условий, что необходимо при обучении, построенном как решение проблем. В течение среднего школьного возраста у многих учащихся складывается привычка длительное время удерживать цели своих действий и подчинять им свое поведение. Подростки обнаруживают упорство в достижении цели и в преодолении трудностей на этом пути, развитие стержневых избирательных интересов делает все поведение подростков целеустремленным. К концу подросткового возраста складывается умение ставить перспективные цели, связанные с будущим. Если же ребенок не понимает значение того или иного учебного предмета, не видит, зачем ему нужны знания в той или иной области, то он считает его изучение бессмысленным. Базовой составляющей мотивации учения является наличие интереса.

Важнейшей предпосылкой создания интереса к учебе является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых предметов. Необходимым условием создания интереса к учебе является возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Другой способ - создание проблемной ситуации, которую они могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости новых знаний. Приемы учебной работы должны быть достаточно разнообразны. Один из приемов возбуждения интереса - умение показать предмет с новой стороны. Другой фактор - эмоциональная окраска материала.

Таким образом, для мотивационной сферы подростков характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. Формирование учебной мотивации предполагает развитие у ребенка социальных мотивов.

Подросток должен понимать, где ему могут пригодиться полученные в школе знания, понимать, какие его социальные потребности они могут удовлетворить, видеть смысл в изучении тех или иных предметов. Взрослые должны поддерживать веру ребенка в то, что знания полезны, что они нужны ему для жизни, что умным и образованным быть лучше, а не порождать в ду ше реб е н ка сомнения в ценно сти о б раз о вания. - 117

Необходимо также развивать познавательную мотивацию, формировать интерес к учебе. Для этого преподавание учебных предметов должно быть выстроено так, чтобы в процессе обучения ребенок получал новое знание, чтобы у него была возможность самостоятельного поиска этого знания, его применения. Важная роль в формировании учебной мотивации принадлежит учителю. От его профессиональной подготовки, от его отношения к детям зависит их интерес к учебе.

Список литературы

1 Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1982.

2 Грабал В. Л. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности //Вопросы психологии. 1987. № 5.

3 Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1986.

4 Маркова А. К. Формирования мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

5 Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М, 1984.

6 Мухина В. С. Возрастная психология. М., 2001.

7 Патрина К. М. Мотивы учения старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. № 7.

8 Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.

9 Формирование интереса к учению / под ред. А. К. Марковой. М., 1986.

УДК 316.3

о собственном актуальном уровне психологического здоровья и последствиях влияния Арктики на их здоровье.

Ключевые слова: профессиональное долголетие, психологическое здоровье, требования арктической зоны к здоровью, характеристики психологически здоровой личности, здоровьесбережение

O.V. Poletaeva Noyabr'sk Institute of Oil and Gas, Noyabr'sk Branch of Tyumen Industrial University

PROFESSIONAL LONGEVITY AND PSYCHOLOGICAL HEALTH IN THE ARCTIC

Annotation. The Arctic demands especial requirements to psychological and professional health of people. The lack of knowledge about the structure, elements, meanings and methods of heath maintenance prevents the professional health extension. In the article we present the results of analysis of knowledge of students and specialists studying and working in the Yamal-Nenets autonomous district about the level of psychological health and the influence of the Arctic conditions.

Keywords: professional longevity, psychological health, Arctic zone requirements to the health, characteristics of psychologically healthy person, health protection.

jr Г Л

О.В. Полетаева Ноябрьский институт нефти и газа, филиал Тюменского индустриального университета в г. Ноябрьск

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

Аннотация. Арктическая зона предъявляет особые требования к психологическому и профессиональному здоровью людей. Дефицит знаний о структуре, элементах средствах и методах сохранения здоровья препятствует продлению профессионального здоровья. Представлены результаты анализа знаний студентов и специалистов, обучающихся и работающих на Ямале,

118

Продление профессионального здоровья населения становится экономически значимой и социально обоснованной задачей. Наиболее уязвимо здоровье населения в регионах с неблагоприятными климатическими условиями. Воздействие природных социально-психологических и социально-экономических факторов, снижает качество жизни населения и усугубляет профессиональное здоровье. Определяется противоречие между поставленной задачей - продлением профессионального здоровья населения, повышением мотивации людей разных возрастных групп к здоровьесбережению и неэффективностью реализуемых мер в данном направлении, невозможностью преодоления постоянных факторов в виде неблагоприятного воздействия природных условий на организм, а также факторов переменных в виде качества жизни населения, которое в обозримом будущем радикально не изменится. В связи с этим актуализируется вопрос об изменении условий и образа жизни людей. С точки зрения факторного подхода известно, что более 52-53% в обеспечение здоровья принадлежит здоровому образу жизни, а ЗОЖ, в свою очередь зависит от знаний и представлений человека о здоровье. Дефицит именно этих знаний не позволяет эффективно решать задачу продления профессионального здоровья населения.

Арктическая зона создает дополнительные ри ски здоровью проживаю щих и работающих н а

Вестник КГУ, 2017. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.