Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шершнев Д.С.

В статье проводится анализ информационного поведения как необходимой составляющей поведения человека в информационной среде. Аргументируется важность и необходимость воспитания культуры информационного поведения студентов. Выделены компоненты, позволяющие диагностировать информационное поведение, выделены и конкретизированы направления воспитательного процесса.The article analyzes the information behavior as a necessary component of human behavior in the information environment. Argued the importance and necessity student information behavior. Highlighted components to diagnose information behavior are highlighted and specified direction of the educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ»

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа : // http ://www. standart. edu. ru/catalog. aspx? Cata-logId=2588/

4. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. - М., «Владос», 2001 - 192 с.

5. Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в ОУ. Книга современного руководителя. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.-288с.

6. Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения. Книга современного руководителя. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.-288с.

7. Куминцова Т.М. Мастер - класс для заместителей директора по воспитательной работе. - М.: АРКТИ, 2013. -240с.

8. Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2005.-184с.

9. Прутченков А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. - М.: — 250 с.

Шершнев Д.С. студент

ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, направление подготовки «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере»

Россия, г. Москва ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У

СТУДЕНТОВ

Ключевые слова

информационное общество; информационное поведение; информационная культура; информационная среда. Keywords

information society; information behavior; information culture; information environment.

Аннотация

В статье проводится анализ информационного поведения как необходимой составляющей поведения человека в информационной среде. Аргументируется важность и необходимость воспитания культуры информационного поведения студентов. Выделены компоненты, позволяющие диагностировать информационное поведение, выделены и конкретизированы направления воспитательного процесса. Abstract

The article analyzes the information behavior as a necessary component of human behavior in the information environment. Argued the importance and necessity student information behavior. Highlighted components to diagnose

information behavior are highlighted and specified direction of the educational process.

Современную эпоху развития человечества все увереннее называют информационной. Стремительное наращивание информационных технологий, глобализация общества, переход от материального производства к информационной деятельности, как приоритетной, стали причинами такого качественного изменения жизни человека и обусловили переход к новому витку развития - информационному. Наряду с очевидными преимуществами информационного века одновременно появились и проблемы, которые настоятельно требуют решения. Это - неподготовленность человека к новым для него условиям жизнедеятельности в условиях информационной среды как технически, так и нравственно. Особенно актуально стоит проблема воспитания культуры информационного поведения у студентов - будущего интеллектуального потенциала державы.

Целью нашей статьи является обоснование необходимости воспитания культуры информационного поведения у студентов высших учебных заведений.

Для достижения поставленной цели выделены такие задачи: 1. Конкретизация направлений процесса формирования информационного поведения у студентов;

2. Определение методов оценивания.

В последние десятилетия появилось много научных исследований и разработок, посвященных проблеме адаптации человека в информационном обществе. Затрагиваются вопросы информационного мировоззрения, информационного стиля мышления, компьютерной грамотности, сетевого этикета, информационной безопасности, информационного поведения или, обобщая все вышеперечисленное, - вопросы информационной культуры личности и общества в целом. Исследованию информационной среды и роли в ней человеческого фактора посвящены работы П.Сорокина, В.Манталовой, А. Соколовой, А. Ершова.

Понимая важность наличия высокого уровня информационной культуры именно у студентов, будущего потенциала и перспективы государства, проблему формирования информационной культуры, информационной компетентности изучают педагоги, философы, социологи, психологи. В психолого-педагогической литературе широко рассматриваются вопросы формирования информационной культуры С.Антоновым, А.Витухновской, В. Сухиным, Н.Гендиной.

Активизация научного внимания к исследованию информационной культуры и особенностям ее формирования в образовательной среде, прежде всего, обусловлена требованиями современного информационного общества, его потребностями в образованных, интеллектуальных, информационно грамотных, нравственных специалистах, способных к гармоничному деловому и личностному сосуществованию в относительно новых для них

условиях информационного мира.

Термин «информационная культура» несет серьезную смысловую нагрузку. В нем отображены требования информационного общества к интеллектуальному, нравственному, духовному развитию человека. Поведение личности в информационном мире также является составляющей информационной культуры.

Ю. Дрешер, дает такое определение информационному поведению: «Информационная поведение - это совокупность усилий, действий человека для получения и усвоения, использования и создания нового знания, его передачи и распространения в обществе» [1]. Информационное поведение как цель информационной коммуникации рассматривают А. Тимовчак-Максимец, А. Пелещишин. [4]. П. Сорокин считает информационное поведение отражением информационной культуры личности. Информационную культуру как «компьютерную этику», необходимую в условиях информационного социокультурного пространства рассматривают Е.Кулакова, М.Шакурова [2].

Информационная поведение отражается в умении ориентироваться в информационном пространстве, в навыках владения информационными технологиями, в умении адекватно оценивать и продуктивно использовать полученную информацию. Способность создавать, распространять и отвечать за распространение новых информационных продуктов также лежит в компетенции информационного поведения. Хотя техническая сторона информационного поведения значительна, нельзя рассматривать данный феномен однобоко.

Использование компьютерной техники стало причиной того, что созданные компьютером модели, ситуации стали также иметь нравственную оценку. За все действия, что выполняются техникой, отвечает человек, именно он является генератором всех идей, поэтому игнорировать нравственную и этическую стороны информатизации нельзя. За любым действием, выполняемым компьютерной программой, законным или преступным, всегда стоит индивидуум [3]. Следовательно, информационное поведение - это также моральные нормы и принципы, которыми руководствуется личность во взаимодействии с технически обеспеченным информационным сообществом; это культура сетевого общения, соблюдение сетевого этикета, знание и соблюдение правил информационной безопасности.

Перечисленные качества не всегда формируются посредством социализации личности, достаточно часто социализация наоборот, формирует неправильное информационное поведение. Примерами этому являются агрессивные диалоги в социальных сетях, повышенный интерес к безнравственным, аморальным сайтам, незнание правил безопасности в сети, неумение защитить себя от виртуальных преступников. Именно поэтому важно вести просветительную и воспитательную работу в учебных

заведениях всех уровней, и, особенно высших.

Важно отметить, что реалии жизни современного студента ориентированы, в основном, на информационный образ жизни. Для подавляющего большинства студентов Интернет, в частности, социальные сети, компьютерные игры, видеоматериалы является главным, и, зачастую, единственным источником информации. В силу же своих возрастных особенностей студенты еще не имеют достаточного социального жизненного опыта, ценностные ориентиры не окончательно сформированы, а знаний недостаточно для того, чтобы понимать законы и принципы информационного мира. Стоит отметить, что чем поверхностнее информационное мировоззрение, чем слабее развита способность к критическому рациональному мышлению, тем большему воздействию подвергается личность, а это влечет за собой негативные поведенческие поступки.

Учебно-воспитательная система высших учебных заведений способна реализовать задачу воспитания информационного поведения. Для достижения поставленной цели необходимо определить стратегию воспитания, конкретизировать задачи, учесть психологические, возрастные особенности студентов. Важно также выделить критерии, по которым можно оценивать уровень информационного поведения. Учеными доказано, что информационное поведение можно сопоставлять и оценивать [1], [3]. Исследуя и анализируя многообразие проявления информационного поведения студентов, целесообразно выделить для диагностики следующие компоненты:

• Способность к самооценке собственного уровня информационной компетентности;

• Активность в создании и распространении новых информационных продуктов, нового знания;

•Знание и соблюдение сетевых норм этикета, правил информационной безопасности;

• Уровень культуры электронного профессионального общения;

• Понимание значимости знаний, непрерывного образования и стремление к ним.

Такую диагностику можно проводить известными методами анкетирования, тестирования, а также с помощью наблюдения.

Объективная диагностика дает возможность выделить направления, по которым необходимо направлять процесс воспитания культуры информационного поведения. Считаем, что такими направлениями могут быть:

1) обучение тезаурусу, обеспечивающему общую и профессиональную подготовку личности к жизнедеятельности в информационном обществе;

2) воспитание информационного мировоззрения, которое проявляется в ценностных ориентациях;

3) развитие умений и навыков свободного владения информационно -компьютерными технологиями и воспитание привычки их широкого использования;

4) развитие познавательных сил и творческих способностей с применением компьютерных технологий;

5) формирование этических, нравственных, правовых норм поведения в информационном пространстве;

6) развития сетевой коммуникабельности, культуры электронного общения;

7) воспитание качеств, необходимых личности для гармонического сосуществования в информационном мире: толерантности, порядочности, рассудительности, доброжелательности.

8) эстетическое воспитание;

9) формирование ответственности, моральных принципов и норм за все действия, выполняемые человеком с помощью компьютерных и информационных технологий.

Следует отметить, что формирование информационного поведения должно быть непрерывным, целостным педагогическим процессом с активной двусторонней связью. Оно должно реализовываться посредством включения студентов в познавательную деятельность. Различного вида практическая познавательная деятельность способна развивать коммуникабельные способности, воспитывать ответственность, толерантность, доброжелательность и другие, нравственно ценностные качества.

Обобщая, можно сказать, что информационное поведение есть неотъемлемой частью общей информационной культуры. Именно оно отвечает за действия личности в информационном пространстве. Поэтому интеллект, информационное мировоззрение, коммуникативные способности, нравственность и воспитание являются теми первичными импульсами, которые обусловят информационное поведение человека. Эти качества нужно воспитывать у студентов, будущих специалистов, которым предстоит жить и работать в информационном обществе. Сформированное информационное поведение расширяет диапазон творческих и умственных возможностей, создает дополнительные условия для самосовершенствования и наращивания знаний, способствует адаптации в социокультурной информационной среде.

Использованные источники:

1. Дрешер, Ю. Н. Изучение информационных потребностей и информационного поведения специалистов в структуре деятельности по обеспечению комфортной информационной среды / Ю. Н. Дрешер, Т. А. Атланова / Научные и технические библиотеки : Ежемесячный сборник по вопросам теории и практики библиотечного дела . - 11/2005. С. 14

2. Кулакова Е.В. Информационное поведение специалистов: сущность и

пути изучения. / Е.В. Кулакова Дис. канд. пед. наук (СПбГУКИ). СПб. 2000.

3. Минкина В.А., Брежнева В.В. Информационная культура специалиста и проблемы её формирования / В.А. Минкина, В.В. Брежнева. Современное библиотечно- библиографическое образование: Учебные тетради. Вып. 3.-СПб.: СПбГУКИ, 2005. - С.121-126.

4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество /П.А.Сорокин. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

Шойимова Ш., к.п.н.

доцент

кафедра иностранных языков, педагогики и психологии

Шойимова Ш. ст. преподаватель кафедра языков Академический лицей Ташкентский педиатрический медицинский институт

Узбекистан, г. Ташкент Shoyimova Shohista

Ph. D., associate Professor of foreign languages, pedagogics and psychology of

Tashkent pediatric medical Institute Shoyimova Shoira

St. lecturer, Department of languages Academic Lyceum at the Tashkent

pediatric medical Institute Tashkent, Uzbekistan СПЕЦИФИКА ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ THE SPECIFICITY OF AGE PERIODIZATION AND THE INTERACTION OF THE TEACHER WITH STUDENTS Аннотация. Авторы размышляют о трудностях переходных периодов развития детей. Возрастные особенности находятся в нерасторжимом единстве с индивидуальными особенностями. Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте - психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

Abstract. The authors reflect on the difficulties of the transition periods of children's development. Age features are in indissoluble unity with individual characteristics. The main tumors in adolescence are: the conscious regulation of their actions, the ability to consider feelings and interests of others and focus on them in their behavior; in the senior school age - psychological readiness to personal and professional self-determination.

Ключевые слова. Психологическое развитие, подросток, возрастные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.