Научная статья на тему 'К вопросу о формировании информационной компетентности студентов вуза'

К вопросу о формировании информационной компетентности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное поведение / информационная культура / познавательная деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Сергей Иванович

В статье анализируется формирование информационного поведения у студентов. В последние десятилетия появилось много научных исследований и разработок, посвященных проблеме адаптации человека в информационном обществе. Затрагиваются вопросы информационного мировоззрения, информационного стиля мышления, компьютерной грамотности, сетевого этикета, информационной безопасности, информационного поведения или, обобщая все вышеперечисленное, вопросы информационной культуры личности и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании информационной компетентности студентов вуза»

28. Шеншина А.П. Грамматический аспект обучения языку специальности в туристическом вузе // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 69-72.

К вопросу о формировании информационной компетентности студентов вуза Новиков С.И.

Новиков Сергей Иванович /Novikov Sergej Ivanovich - студент, факультет психологии,

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев

Аннотация: в статье анализируется формирование информационного поведения у студентов. В последние десятилетия появилось много научных исследований и разработок, посвященных проблеме адаптации человека в информационном обществе. Затрагиваются вопросы информационного мировоззрения, информационного стиля мышления, компьютерной грамотности, сетевого этикета, информационной безопасности, информационного поведения или, обобщая все вышеперечисленное, -вопросы информационной культуры личности и общества в целом.

Ключевые слова: информационное поведение, информационная культура,

познавательная деятельность.

В современных условиях одним из важнейших требований работодателей к выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального образования является умение владеть информационными технологиями. Таким образом, информационная компетентность будущего педагога является по своей природе необходимым составным компонентом педагогической деятельности в целом. Встает задача формирования такой личности, которая владеет умением выбрать необходимую информацию, систематизировать, усвоить ее на высоком уровне, ориентируется во все возрастающем информационном потоке и готова к обновлению знаний на протяжении всего жизненного пути. Прежде чем определить, что представляет собой понятие «информационная компетентность», обратимся к пониманию сущности компетентности и компетенций. В педагогической литературе существуют различные точки зрения на понимание компетентности и компетенций.

Сегодня постепенно приходит осознание неизбежности перехода от информационной к ценностной педагогике, потребности «одухотворения» образовательной практики. Понятие «духовность» прочно вошло в современный педагогический лексикон. Но, к сожалению, оно стало модным и очень часто используется не в прямом своем значении, а лишь как синоним нравственности, гуманности и т.п. По своей семантике понятие «духовность» достаточно однозначно указывает на принадлежность к области духа, идеальному как противоположности телесному, материальному. И если провозглашается приоритет духовных ценностей, то это влечет за собой кардинальные изменения всей идеологии образования [2, С. 49].

Понимая важность наличия высокого уровня информационной культуры именно у студентов, будущего потенциала и перспективы государства, проблему формирования информационной культуры, информационной компетентности изучают педагоги, философы, социологи, психологи. В психолого-педагогической литературе широко рассматриваются вопросы формирования информационной культуры С. Антоновым, А. Витухновской, В. Сухиным, Н. Гендиной. Исследованию информационной среды и роли в ней человеческого фактора посвящены работы П. Сорокина, В. Манталовой, А. Соколовой, А. Ершова.

Изменение условий современной российской действительности привело к необходимости появления педагога, сформировавшегося как постоянно развивающаяся

105

профессионально компетентная личность с собственной активной субъектной позицией. Именно субъектная позиция придает педагогу социальную и профессиональную устойчивость, повышает его конкурентоспособность, помогает осознанно выстраивать этапы своего профессионального пути [12, С. 98].

При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана [28, С. 105].

Активизация научного внимания к исследованию информационной культуры и особенностям ее формирования в образовательной среде, прежде всего, обусловлена требованиями современного информационного общества, его потребностями в образованных, интеллектуальных, информационно грамотных, нравственных специалистах, способных к гармоничному деловому и личностному сосуществованию в относительно новых для них условиях информационного мира.

Термин «информационная культура» несет серьезную смысловую нагрузку. В нем отображены требования информационного общества к интеллектуальному, нравственному, духовному развитию человека. Поведение личности в информационном мире также является составляющей информационной культуры.

Ю. Дрешер, дает такое определение информационному поведению:

«Информационная поведение - это совокупность усилий, действий человека для получения и усвоения, использования и создания нового знания, его передачи и распространения в обществе» [10]. Информационное поведение как цель информационной коммуникации рассматривают А. Тимовчак-Максимец, А. Пелещишин. [30]. П. Сорокин считает информационное поведение отражением информационной культуры личности. Информационную культуру как «компьютерную этику», необходимую в условиях информационного социокультурного пространства

рассматривают Е.Кулакова, М.Шакурова [16].

Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Потому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям [7, С. 166].

Современная эпоха образования отличается использованием различных инновационных методов обучения. Одним из них является метод кейса. Суть его заключается в разборе на учебных занятиях конкретных ситуаций (от англ. case -«случай»), разрабатываемых на основе фактического материала и связанных с профессиональной деятельностью будущих специалистов [15, С. 114].

Информационное поведение отражается в умении ориентироваться в информационном пространстве, в навыках владения информационными технологиями, в умении адекватно оценивать и продуктивно использовать полученную информацию. Способность создавать, распространять и отвечать за распространение новых информационных продуктов также лежит в компетенции информационного поведения. Хотя техническая сторона информационного поведения значительна, нельзя рассматривать данный феномен однобоко.

Использование компьютерной техники стало причиной того, что созданные компьютером модели, ситуации стали также иметь нравственную оценку. За все действия, что выполняются техникой, отвечает человек, именно он является генератором всех идей, поэтому игнорировать нравственную и этическую стороны информатизации нельзя. За любым действием, выполняемым компьютерной программой, законным или преступным, всегда стоит индивидуум [22]. Следовательно, информационное поведение - это также моральные нормы и принципы, которыми руководствуется личность во взаимодействии с технически обеспеченным информационным сообществом; это культура сетевого

106

общения, соблюдение сетевого этикета, знание и соблюдение правил информационной безопасности [26].

Перечисленные качества не всегда формируются посредством социализации личности, достаточно часто социализация наоборот, формирует неправильное информационное поведение. Примерами этому являются агрессивные диалоги в социальных сетях, повышенный интерес к безнравственным, аморальным сайтам, незнание правил безопасности в сети, неумение защитить себя от виртуальных преступников. Именно поэтому важно вести просветительную и воспитательную работу в учебных заведениях всех уровней, и, особенно высших.

Для профессиональных образовательных организаций принципиально важным является электронно-техническое обеспечение как общеобразовательных, так и специальных дисциплин, обеспечивающих формирование ключевых и профессиональных знаний и навыков студентов. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс влечет за собой изменение в содержании, методах, организационных формах образования и создает возможность повышения качества образования [23, С. 93].

Важно отметить, что реалии жизни современного студента ориентированы, в основном, на информационный образ жизни. Для подавляющего большинства студентов Интернет, в частности, социальные сети, компьютерные игры, видеоматериалы является главным, и, зачастую, единственным источником информации. В силу же своих возрастных особенностей студенты еще не имеют достаточного социального жизненного опыта, ценностные ориентиры не окончательно сформированы, а знаний недостаточно для того, чтобы понимать законы и принципы информационного мира. Стоит отметить, что чем поверхностнее информационное мировоззрение, чем слабее развита способность к критическому рациональному мышлению, тем большему воздействию подвергается личность, а это влечет за собой негативные поведенческие поступки [26].

Учебно-воспитательная система высших учебных заведений способна реализовать задачу воспитания информационного поведения. Для достижения поставленной цели необходимо определить стратегию воспитания, конкретизировать задачи, учесть психологические, возрастные особенности студентов. Важно также выделить критерии, по которым можно оценивать уровень информационного поведения.

Следует отметить, что формирование информационного поведения должно быть непрерывным, целостным педагогическим процессом с активной двусторонней связью. Оно должно реализовываться посредством включения студентов в

познавательную деятельность. Различного вида практическая познавательная

деятельность способна развивать коммуникабельные способности, воспитывать ответственность, толерантность, доброжелательность и другие, нравственно ценностные качества.

Анализ имеющихся исследований позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время не существует единых подходов в определении понятия «образовательная среда», в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования и экспертизы. Вместе с тем обучение, воспитание и развитие личности происходит не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей личности, но и детерминированы условиями образовательной среды, ее психологическим ресурсным содержанием, а именно, использование субъектами образовательного процесса развивающих возможностей образовательной среды (ресурсы); ориентированность педагога на личностную модель взаимодействия; творческий характер образовательной среды, творческий педагог [27, С. 129].

Обобщая, можно сказать, что информационное поведение есть неотъемлемой частью общей информационной культуры. Именно оно отвечает за действия личности в информационном пространстве. Поэтому интеллект, информационное мировоззрение, коммуникативные способности, нравственность и воспитание являются теми первичными

107

импульсами, которые обусловят информационное поведение человека. Эти качества нужно воспитывать у студентов, будущих специалистов, которым предстоит жить и работать в информационном обществе. Сформированное информационное поведение расширяет диапазон творческих и умственных возможностей, создает дополнительные условия для самосовершенствования и наращивания знаний, способствует адаптации в социокультурной информационной среде [26].

В настоящее время развитие информационных технологий представляет пользователям качественно новые возможности, что влечет за собой в свою очередь развитие информационной компетентности. На одно из первых мест выдвигается задача формирования информационной компетентности у студентов еще при их обучении в вузе, обеспечивающая вхождение выпускников в информационное общество. Информационная компетентность студента складывается из трех компонентов: знать, уметь применять в учебной и будущей профессиональной деятельности, самостоятельно работать с информационными и коммуникационными технологиями.

Литература

1. Бледных О.И. Активные методы обучения // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 118-120.

2. Вальцев С.В. Духовность в ценностной иерархии российского образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 49-52.

3. Вальцев С.В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 22-25.

4. Вальцев С.В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 6 (6). С. 16-19.

5. Вальцев С.В. Компетентностный подход как компонент процесса развития социальнопедагогической деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 9 (9). С. 19-21.

6. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 8-12.

7. Веремеева И.Ф. Конфликты в условиях учебной деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 166-169.

8. Грачева Ю.В. Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 120-125.

9. Дайкер А.О. Особенности исследования регионоведческого образования в России // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 86-87.

10. Дрешер Ю.Н. Изучение информационных потребностей и информационного поведения специалистов в структуре деятельности по обеспечению комфортной информационной среды / Ю. Н. Дрешер, Т. А. Атланова / Научные и технические библиотеки: Ежемесячный сборник по вопросам теории и практики библиотечного дела. - 11/2005. С. 14

11. Игошина Н.М. Значение математического образования в формировании профессиональной компетенции курсантов военных институтов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 5 (23). С. 64-67.

12. Казак Е.Г. Компоненты субъектной позиции педагога в процессе дополнительного профессионального образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 98-100.

13. Калиуллина С.А. Значение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 131-137.

14. Калякина И.М., Чумакова М.Н., Филатова А.И. Электронные учебники как средство улучшения образования // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 83-84.

108

15. Колкова Н.А. Применение метода кейса на занятиях по деловому общению // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 2 (20). С. 114-116.

16. Кулакова Е.В. Информационное поведение специалистов: сущность и пути изучения. / Е.В. Кулакова Дис. канд. пед. наук (СПбГУКИ). СПб. 2000.

17. Лепшокова МА. Общекультурные компетенции будущих юристов как условие формирования гражданственности // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 106-108.

18. Лимонов С.А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 106-110.

19. Лубенко В.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в методологии стержневой истины // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 108-119

20. Лубенко В.В., Юркина Г.А., Ильина О.Я. Федеральные государственные образовательные стандарты (фгос), индивидуальность и коммуникация (средовый подход) // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 76-80.

21. Минякова И.В. К вопросу о применении аксиологического подхода в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 117-122.

22. Минкина ВА., Брежнева В.В. Информационная культура специалиста и проблемы её формирования / В.А. Минкина, В.В. Брежнева. Современное библиотечнобиблиографическое образование: Учебные тетради. Вып. 3.- СПб.: СПбГУКИ, 2005. -С.121-126.

23. Морозкова НА. Подготовка студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности с применением e-leaming технологий // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 89-94

24. Мыцык ИА. Оценка медицинской группы для занятий физической культурой в вузах // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 129-130.

25. Полякова И.А. Формы и методы повышения культуры невербального общения учителя общеобразовательного учреждения // Наука, техника и образование. 2014. №

6. С. 88-91.

26. Руденко ЮА. Формирование информационного поведения у студентов // SCI-ARTICLE.RU 2014 № 13

27. Савина Т.Г. Развивающий потенциал образовательной среды // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129.

28. Чолак В.В. Интерактивное обучение // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 102-105.

29. Шеншина А.П. Грамматический аспект обучения языку специальности в туристическом вузе // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 69-72.

30. Тимовчак-Максимец А.Ю., Пелещишин А.М. Аналiз комуткативно! взаемоди на вебфорумах: шформацшна поведшка та учасники [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ena.lp.edu.ua:8080/bitstream/ntb/10827/1/36.pdf.

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.